В Москве подорожали: транспорт, квартплата, электричество и услуги ЖКХ

 

С 1 января 2007 года в Москве подорожала стоимость проезда в общественном транспорте. В частности, одна поездка в метрополитене с сегодняшнего дня составляет 17 руб., а на наземном общественном транспорте - 15 руб. Единый билет на 4 вида транспорта стоит 1 тыс. 80 руб, проездной билет на наземный транспорт - 540 руб, на метро - 770 руб. Для студентов, согласно новым тарифам, стоимость проезда в метро составляет 162 руб. в месяц.

 

Кроме того, с 1 января 2007 года в соответствии с постановлением правительства Москвы в столице выросла плата за социальный наем жилых помещений, электроэнергию и услуги ЖКХ.

 

Для жителей домов со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом в первой зоне (в пределах Третьего транспортного кольца) плата за социальный наем составит один рубль восемь копеек за один квадратный метр, жители таких же домов второй зоны (за пределами Третьего кольца) будут платить 84 копейки за квадратный метр. В домах без лифта ставки теперь составляют 48 копеек за квадратный метр в первой зоне и 36 копеек - во второй. Таким образом, квартплата выросла на 20 процентов.

 

За содержание и ремонт жилых помещений нанимателям по договору социального найма придется платить шесть рублей за квадратный метр в месяц в жилых домах со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом; пять рублей 70 копеек в домах со всеми удобствами, лифтом, но без мусоропровода; пять рублей 20 копеек в домах со всеми удобствами, мусоропроводом, но без лифта; четыре рубля 90 копеек в домах со всеми удобствами, но без лифта и мусоропровода. При этом жильцы первых этажей в первых двух случаях будут платить меньше - пять рублей 20 копеек и четыре рубля 90 копеек соответственно.

 

Тарифы на электроэнергию поднялись на 13 процентов. В московских квартирах с электроплитами теперь киловатт/час стоит один рубль 47 копеек, а в домах с газовыми плитами - два рубля восемь копеек.

 

C 1 января установлена дифференцированная плата за отопление для собственников жилья. Имеющие в собственности единственное жилое помещение заплатят 9 рублей 90 копеек за квадратный метр общей площади, как и наниматели социального жилья. Для нанимателей муниципальной площади, превышающей установленную норму, и для собственников, владеющих несколькими жилыми помещениями, плата составит 13 рублей 60 копеек за квадратный метр.

 

Горячая вода в жилых домах, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением, теперь стоит 228 рублей 70 копеек с человека в месяц. Та же услуга в жилых домах гостиничного типа, оборудованных водопроводом, газом и горячим водоснабжением - 210 рублей 90 копеек.

 

За холодное водоснабжение и водоотведение при закрытой схеме горячего водоснабжения в жилых домах, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением, придется заплатить 67 рублей 80 копеек с человека в месяц. В домах с водопроводом, канализацией, ваннами с многоточечными газовыми нагревателями эта услуга обойдется в 96 рублей 40 копеек в месяц с человека.

 

О параметрах и сроках нынешнего подорожания ВСЕГО было известно заранее. О целесообразности и обоснованности - тоже. Буквально днем раньше Минэкономразвития отрапортовало, что инфляция по итогам года всего 9% - меньше, чем когда либо за прошедшие 16 лет. Денег в бюджете достаточно. В чем дело?

 

Более того, совсем недавно, в 2005-м году нам объясняли, что радикальное уменьшение числа льготников на общественном транспорте столь же радикально уменьшит издержки, и цена проезда для рядового пассажира, по идее, должна даже уменьшиться немного, а не увеличиться. И что, произошло удешевление билетов? Нет, проезд подорожал сразу в полтора раза. Наверно не надо быть большим умником, чтобы понять, что такое резкое повышение цены проезда никак не обусловлено экономически. В чем же дело?

 

Подорожание электроэнергии и услуг ЖКХ обусловлено столь же последовательно, как и подорожание проезда на транспорте. То есть вызвано какими-то иными причинами, нежели "удовлетворение возрастающих потребностей граждан". Какими?

 

Об этом я только что написал в итогах года - чего переписывать, процитирую сам себя: "Гражданин должен вкалывать максимальное количество времени, а по итогам его труда ему должно оставаться на пиво с чипсами и на кино с поп-корном в воскресенье. И это – в лучшем случае. У гражданина, как у солдата срочной службы, не должно оставаться не только свободных денег, но и свободного времени – только личное время, причем строго регламентированное: пиво, поп-корн в кино, 15 минут вечернего секса. Это гарантирует от вольнодумства".

 

Грубо говоря, власть интересуется только тем, что еще можно выжать из сограждан, а вовсе не о том, чтобы согражданам было удобно и хорошо жить.

 

Вот простой пример. Московское метро уже к концу советской эпохи было образцом совершенства, и еще 15 лет назад я задавался вопросом, как можно при помощи рынка его улучшить?

 

Так вот, с каждой новой рыночной новацией рентабельность столичной подземки возрастала, а удобство сокращалось. Возьмем хотя бы турникеты - в советское время пользование ими было почти молниеносным - достал из кармана "пятак" (для молодежи - монету в 5 копеек), бросил в щель и проскочил. Такого явления, как очередь у турникета не возникало в принципе. Очередь могла быть у кассы обмена, но приобрести пятак вы могли где угодно, это ведь были просто наличные деньги.

 

С введением демократии первый демократически избранный мэр ввел жетоны, по форме такие же, как пятак. Появились очереди у обменных касс. Но латунным жетоном можно было оплатить что-то еще, плюс система торговли быстро сориентировалась, и жетон модно было кое где использовать как монету по номиналу.

 

Через какое-то время жетоны стали пластмассовыми, и приобрести их стало возможно только в метро - очереди опять подросли.

 

С введением карточек и турникетов нового поколения очереди у касс еще увеличились - на "пробивание" карточки требуется существенно более время, чем на простой обмен денег на жетоны. Но появились и очереди у турникетов - сам процесс удлинился на время, необходимое для авторизации карточки и "выплевывания" ее обратно.

 

Теперь появились новые турникеты, обеспечивающие еще большую гарантию непроникновения "зайцев" в метро - со створками. Но теперь к времени считывания карточки прибавилось и время ожидания, пока откроются створки. В час пик попасть в метро стало физически очень трудно.

 

Аналогично и с ЖКХ - в процессе рыночных преобразований система оплаты коммунальных услуг и прочего стала безумно сложной, запутанной, трудоемкой. Но система ЖКХ стала приносить реальную прибыль, которая пока поступает в городской бюджет и разворовывается опосредованно, через проекты и программы. Но в скором времени эта прибыль так или иначе будет приватизирована.

 

Собственно, все очевидно и понятно.

 

Загадкой для меня является только одно - зачем люди голосуют за все это? Ведь это мало, кому нравится. А судя по итогам "Единой России" на выборах в Москве, можно подумать, что все просто в диком восторге. А ведь именно "Единая Россия", обладая подавляющим большинством в Мосгордуме, утверждает все эти безумные подорожания. И спускает законопроекты им правительство города, которое возглавляет мэр - один из лидеров все той же "Единой Россиии".

 

Или у граждан сложилось твердое убеждение, что по-другому жить уже нельзя?

 

Так ведь нет, можно, и еще как можно.

 

Анатолий Баранов