http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=859356

Журнал  Власть  8(761) от 03.03.2008

2 марта в России прошли президентские выборы.   Уверенную победу Дмитрия Медведева в первом же туре единодушно предсказали все российские социологи. Поэтому местным властям оставалось лишь обеспечить достойную явку избирателей на эти выборы.   «Власть  « выяснила, какими методами это достигалось.

Голосование за кандидатов в президенты традиционно вызывает у россиян заведомо больший интерес, нежели выборы любых других уровней. Однако нынешняя кампания оказалась, пожалуй, наиболее предсказуемой с момента введения в 1991 году поста президента РФ  и ввиду предопределенности результата, который фактически стал известен еще два месяца назад, когда президент Путин поддержал в качестве преемника первого вице-премьера Дмитрия Медведева, и из-за беспрецедентно низкой конкуренции   всего четыре включенных в бюллетени кандидата.

Поэтому главной задачей властей на этих выборах стало стимулирование активности избирателей, которая, по сложившемуся   «наверху  « мнению, должна была быть как минимум на несколько процентов выше явки на выборы в Госдуму в декабре 2007-го (тогда она составила 63,7%). Как показало исследование   «Власти  «, к решению этой задачи власти регионов шли разными путями, но чаще всего воздействие на умы избирателей осуществлялось по трем направлениям: административному, экономическому и эмоциональному.

 

Административное давление

Прямое воздействие начальников на своих подчиненных до сих пор является самым популярным способом стимулирования активности избирателей, просто потому, что этот метод не требует особой изобретательности. Впрочем, административный ресурс можно применять по-разному.

Например, во Владивостоке, как сообщили   «Власти  « местные коммунисты, краевых и муниципальных чиновников ознакомили с так называемым   «прогнозом голосования избирателей Приморского края 2 марта  «. В этом документе, наряду с предполагаемыми показателями явки и голосования   «за Медведева  « (с точностью до одного голоса) в каждом муниципальном образовании, присутствовала и
графа   «задача по явке  «, где предписывалось получить   «не больше  « или   «не меньше  « указанного прогноза (имеется факсимиле). При этом многие сельские районы, где активность избирателей традиционно высока, попали в категорию   «не меньше  « (рекордсменом поручили стать Октябрьскому району с 88% явки), а большинство городов, напротив, были помечены словами   «не больше» (скажем, в Дальнегорске   не более 59%, а во Владивостоке в зависимости от района   от 51% до 57%). В целом же в крае в выборах должны были поучаствовать 65% избирателей, из которых 65% должны
были проголосовать за кандидата Медведева. А самым непонятливым авторы справки адресовали примечание, в котором говорится, что   «постановка задачи по проценту в отрыве от задачи по явке является ошибочной».

В Волгограде конкретными процентными показателями чиновников не озадачили (хотя губернатор Николай Максюта заявил, что ожидает явку на уровне 80%), но закрепили каждого из них за определенной территорией.   «Нас собрали на совещание и распределили закрепленные за нами участки,  рассказал   «Власти  « один из сотрудников областной администрации.  Нам объяснили, что мы ни в коем случае не должны агитировать за Медведева, но обязаны довести до жителей необходимость повышения явки».

В Нижнем Новгороде особо отличилось руководство крупнейшего предприятия   Горьковского автомобильного завода. Местные коммунисты добыли копию внутреннего распоряжения, подписанного одним из топ-менеджеров ГАЗа, в котором говорится о назначении лиц,  ответственных за явку заводчан на выборы и за результаты голосования. Кроме того, в нижегородских вузах, по данным КПРФ, велся учет иногородних студентов, живущих в общежитиях.   «Им всем запрещено уезжать 2 марта из Нижнего Новгорода, чтобы они могли проголосовать по полученным открепительным удостоверениям  «,  сообщили в обкоме КПРФ.

Активностью студентов озаботились и в Чувашии. По информации тех же коммунистов, ректоров чувашских вузов собрали в администрации президента республики на специальный инструктаж. Как сообщил   «Власти  « секретарь Чувашского рескома КПР  « Дмитрий Евсеев,   «на этой встрече им была дана прямая и недвусмысленная команда, чтобы все поголовно студенты проголосовали за
Медведева  «.
А вот избирком Краснодарского края использовал административный ресурс лишь для того, чтобы разослать по учебным заведениям свои наработки, адресованные тем, кто будет голосовать впервые. Сами же материалы выглядели весьма креативно (см. стр. 19) и были оформлены в виде комикса: его главного героя Васю, которому 2 марта исполнилось 18 лет, целый день преследовали Галочка (воплощение голоса избирателя), будильник и крыса Лариса, которые «доставали  « героя до тех пор, пока он не исполнил свой гражданский долг.

Власти Хабаровского края сделали ставку на местных бизнесменов. Глава совета по предпринимательству при губернаторе Валерий Коновалов (замглавы краевого отделения   «Единой России») призвал коллег самостоятельно проводить на своих предприятиях разъяснительную работу по повышению явки. А начальник главного управления территориальной политики, кадров и общественных связей Сергей Левков добавил, что   «необходимо мобилизовать для этих целей весь отраслевой актив   от министра до начальника цеха или участка».  «Во всех трудовых коллективах
должен состояться серьезный разговор о ситуации в стране, о необходимости политической стабильности, о преемственности власти, о важности участия в выборах граждан и поддержки нынешнего руководства страны,  «пояснил чиновник. Заодно бизнесменам предложили   «обеспечить гарантию участия в выборах  « более 45 тыс. хабаровчан, которые 2 марта будут находиться на рабочих местах.   «Если возможно   перенести на час рабочий день, чтобы с утра люди могли проголосовать, или обеспечить их транспортным средством, чтобы они могли принять участие в выборах  «,  пояснил начальник организационно-методического отдела хабаровской мэрии Виктор
Береженцев.

Одним из распространенных способов контроля за волеизъявлением подчиненных остается их принудительное голосование по месту работы. Для этого сотрудников обязывают брать открепительные удостоверения, а иногда еще и объявляют воскресенье 2 марта рабочим днем. Такие случаи выявлены оппозицией, в частности, в   «льяновске, Новосибирске и Краснодарском крае. Чаще всего подобные приказы получают работники учреждений здравоохранения и образования, в которых организуются избирательные участки. А в одной из больниц Тульской области, как сообщили на   «горячую линию  « Российского фонда свободных выборов, повесили   «объявление о том, что людей
не будут госпитализировать без открепительных талонов.

Экономическая выгода

Власти некоторых регионов проявили куда большую фантазию и попытались заинтересовать людей материально.

К примеру, Ассоциация женщин-предпринимателей Башкирии объявила о проведении акции «Благодарность». Каждый избиратель, принявший участие в выборах, получил на участке специальный благодарственный бланк, дающий право на приобретение 2 марта товаров в определенных торговых точках со скидкой от 5% до 15%.   «частие в акции подтвердили ряд торговых сетей и магазинов бытовой техники в нескольких районах республики.   «Эта акция направлена не столько на поощрение
активности электората, сколько на то, чтобы создать настоящий праздник людям, в первую очередь тем, кто исполнил свой гражданский долг  «,  пояснила журналистам глава ассоциации Алла Кузьмина. Но   «закамуфлированным подкупом избирателей  «, по ее мнению, эта инициатива  «ни в коем случае не является  «, поскольку в Башкирии   «и так высока активность электората.

Похожие мероприятия были запланированы и в других регионах. Скажем, в Хабаровске всем проголосовавшим вручили юбилейные карточки   «70 лет Хабаровскому краю», позволяющие участвовать в праздничных мероприятиях (они намечены на осень 2008 года) и получать скидки на товары и услуги. При этом краевые власти строго указали работодателям на то, что зарплаты работникам должны быть выплачены не позднее начала марта. В Нижегородской области, помимо раздачи на некоторых избирательных участках скидочных купонов, власти постарались привлечь к выборам молодежь: во втором по численности городе области Дзержинске молодые избиратели получали флаеры, дающие скидки при посещении клубов. А омский областной союз предпринимателей решил не ограничиваться скидками и спонсировал проведение в день выборов лотереи, в которой были разыграны 150 тыс. призов, включая суперпризы: автомобиль и туристические путевки.

Наконец, кое-где власти проявили изобретательность даже там, где придумать что-то новое, казалось бы, уже невозможно. Например, нижегородский обком КПР  « обратил внимание на то, что жители райцентра Балахна получили платежки за жилищно-коммунальные услуги, в которых были указаны те же суммы, что и в декабре 2007 года, хотя тарифы, по подсчетам коммунистов, выросли с
начала 2008 года на 30%. В администрации города говорят о   «возможной технической ошибке», тогда как оппозиционеры уверены, что речь идет о скрытом подкупе
избирателей. А в Екатеринбурге власти решили повторить успешный опыт декабрьских выборов в Госдуму, когда избирательные участки впервые были организованы в восьми крупнейших торговых центрах города.   «В воскресенье на них приходится пик посещаемости, приезжают жители из разных городов области. Причем, как
показывает декабрьский опыт, голосуют они достаточно активно  «,  разъяснил   «Власти  « суть этой новации замглавы аппарата горадминистрации Сергей Тушин.

Эмоциональный порыв

Еще одним направлением борьбы за явку можно считать воздействие на эмоции избирателей, чего проще всего добиться через разнообразные публичные мероприятия. Самым же удачным поводом для проведения 2 марта народных гуляний власти ряда регионов сочли Масленицу. Правда, обычно масленичная неделя непосредственно предшествует Великому посту, и в этом году Масленица
должна отмечаться с 3 по 9 марта. Но это борцов за явку не смутило.

В роли первопроходцев выступили единороссы Магнитогорска, предложившие перенести Масленицу на 2 марта. Они взялись организовать в этот день на 19 городских площадках концерты, участники которых будут агитировать горожан за участие в выборах. Аналогично поступили власти Кургана, где 2 марта тоже были организованы   «досрочные  « масленичные гулянья. А в Новороссийске решили провести в день выборов особую Масленицу,   «медовую  «, на которой горожане могли попробовать мед
и медовуху.

В ряде регионов уральский почин был поддержан, но несколько скорректирован. Например, в Екатеринбурге 1 марта прошли проводы   «Русской зимы  « с концертами и параллельноагитацией за явку на участки. А в день выборов на большинстве участков состоялись концерты самодеятельных коллективов. Псевдомасленицу решили рганизовать и в Новосибирске. Правда, официально эту информацию в мэрии не подтверждали, но на места пришло предписание устроить в избирательных округах народные гулянья с праздничной программой и угощением. А вот в   Удмуртии, где в необходимости превратить выборы в   «народный праздник  « тоже не сомневались, тем не менее до
последнего думали, стоит ли называть его Масленицей или только   «первым днем весны»  (о том, чем закончились эти раздумья, стало известно уже после подписания этого номера   «Власти»  в печать).

С локальными праздниками подобных проблем не возникало. К примеру, мэр Новосибирска  Владимир Городецкий пообещал   «пышно чествовать  « на участках тех, кто голосует впервые, а также всех избирателей, родившихся 2 марта. В Новороссийске еще в середине февраля стартовал проект   «Улыбки нашего города  «, в рамках которого на улицах и в вузах города всех желающих бесплатно фотографировали, а фотографии выставлялись на главной площади. За лучший снимок горожане могли проголосовать, опустив бюллетень в специальную урну, а итоги конкурса были подведены в
день выборов. А в Воронеже один из кандидатов в мэры города (эти выборы тоже пройдут 2 марта), местный строительный магнат Сергей Лесников разместил на улицах светящиеся рекламные щиты с афишей спектакля   «Медведь и лесник  «. Представление, организованное силами двух несуществующих на самом деле театров (воронежского муниципального и петербургского государственного) и рассчитанное на зрителей в возрасте от 18 лет, якобы должно было начаться 2 марта в 8 утра. Как
говорилось в анонсе спектакля, в нем будет рассказано о том,   «как умный медведь и его помощник лесник очистили русский лес  « от заразы и навели в нем порядок.

Особым видом эмоционального воздействия на избирателей стоит признать вовлечение в борьбу за явку детей.

К примеру, в школах Самары 2 марта по инициативе мэрии прошел детский референдум, в ходе которого ученики заполняли анкеты со своими предложениями о будущем города и страны. Предполагалось, что вместе с детьми в школы, где располагаются избирательные участки, придут и родители, которые поучаствуют во   «взрослом  « волеизъявлении. В детсадах и школах Пензенской области родителям раздавали талоны, которые нужно было опустить в специальные урны на избирательных участках. Детским учреждениям, которые продемонстрируют на выборах наибольшую   «родительскую явку  «, были обещаны денежные вознаграждения.

Мэрия Хабаровска провела в школах конкурс   «Голос поколения», в ходе которого дети должны были убедить   «несознательных» пап и мам обязательно прийти на выборы.   «частники конкурса получали жетоны, которые вручались горожанам на избирательных участках. За   «умение убеждать» три наиболее активных класса пообещали наградить денежными премиями для организации экскурсий, а самой активной школе посулили главный приз   интерактивную доску.

Наконец, в сочинских школах по инициативе горадминистрации прошел конкурс сочинений   «Моя семья выбирает президента».   «Рассуждения в работах самые разные, и по сочинениям видно, что сочинские семьи заинтересованы в выборах и определились с выбором президента. Почти в каждом сочинении школьники пишут, что их семьи с нетерпением ждут 2 марта  «,  сообщила журналистам главный специалист управления по образованию и науке администрации Сочи Татьяна Везиренко (выдержки из сочинений сочинских школьников см. на стр.***???). Похожие задания, по сообщению
ряда СМИ, получили школьники Мурманской области, но им предложили ответить на более конкретный вопрос: пойдут ли их родители на выборы и
почему? Такие рекомендации разослал по школам региональный штаб кандидата Дмитрия Медведева. В правительстве области эту инициативу горячо поддержали, посчитав, что такое сочинение   «позволяет сформировать гражданскую позицию школьника как гражданина, который вступит во взрослую жизнь».