Властный мобилизец

Некоторые товарищи считают, что в стране в скором будущем случится “оранжевая” (буржуазно-демократическая) революция и ей надо противостоять. Другие убеждены в том, что в России никакой иной, кроме “красной” (социалистической), революции быть не может. Третьи вообще не верят в возможность скорых революционных потрясений и предлагают делать ставку на долгосрочную системную работу через сеть полуподпольных марксистских кружков или, наоборот, парламентскую деятельность.

До сих пор считалось, что именно эти последние и есть серьезные здравомыслящие политики. Революционеры же, напротив, воспринимались маргиналами, не способными трезво оценить положение дел. Но именно трезвая оценка ситуации дает возможность переоценить деятельность одних и других.

Главное, чем сейчас занимаются властные структуры и близкие к ним политики и политтехнологи, - это решением вопроса о власти, который неизбежно встанет в 2008-м году. Их основная задача – провести смену власти так, чтобы смены-то и не произошло. Однако в силу целого ряда причин (в основном связанных с взаимоотношениями российских властей и Запада) они ограничены в выборе: не могут, к примеру, объявить нынешнего президента пожизненным диктатором. Поэтому нужно придумать такой способ передачи власти, который позволил бы сохранить видимость законности и соблюдения демократических норм.

Пока что основных сценариев два. Первый заключается в выборе подконтрольного преемника. Не исключается и его быстрая отставка, которая даст возможность Путину вернуться в соответствии с Конституцией уже не на третий, а на “второй первый” срок. Другой сценарий – переход к парламентской республике (т.е. фактически то, за что посадили Ходорковского). В этом случае правящая партия “Единая Россия” предложит Владимира Владимировича в премьер-министры.

Реализация любого из сценариев повлечет за собой серьезное аппаратное напряжение внутри политической элиты страны. В первом случае очевидно, большее влияние станут играть те люди в окружении президента, которые имеют на него не политическое, но личностное влияние и которые помогут выбрать кандидатуру преемника (такие, как замглавы президентской администрации Игорь Сечин). Если реализован будет второй сценарий, то на первый план выйдут совсем другие люди – те, кто в состоянии отстроить соответствующим образом публичные политические процессы: привести “Единую Россию” к безоговорочной победе на выборах и так сформировать состав депутатов, чтобы он стал надежной опорой будущего правительства парламентского большинства (за это отвечает другой замглавы АП - Владислав Сурков). Получается, что конкуренция сценариев влечет за собой резкое обострение конкуренции властных кланов.

При том, что заявлено о едином дне выборов, думается, власть вряд ли пойдет на то, чтобы совместить парламентские и президентские выборы. Ведь это увеличит риски при формировании правительства парламентского большинства. Скорее всего, парламенсткие и президентские выборы будут разнесены по времени, причем выборы в Госдуму пройдут в марте 2007-го года.

Из этого вытекает, что начало активной фазы операции “Преемник” придется на будущую осень. И к этому времени лидеры двух властных группировок должны быть готовы продемонстрировать заказчику в лице президента свои возможности. В такой ситуации им обоим выгодна дестабилизация: Сечин сможет тогда продемонстрировать свою эффективность как смотрящего за бизнесом и силовиками, а Сурков – за действующими политиками. Первые признаки того, что оба готовы идти неконституционным путем, отчетливо обозначились зимой-весной нынешнего года в Башкирии, где произошла репетиция возможных событий 2006-2007 г.г. в масштабах страны.

Башкирские волнения вылились в 10-ти, 20-ти, 30-тысячные митинги “оранжевых” противников действующего президента Муртазы Рахимова и его сторонников. Среди последних, помимо традиционных для этого региона политических сил, были заметны опричники Александра Дугина и члены Союза молодежи Башкирии, входящего в общефедеральную структуру Российского союза молодежи. Обе организации, как известно, курируются Владиславом Сурковым. В ходе тех событий была отработана и силовая операция – в Благовещенске силами МВД организованы массовые незаконные аресты и избиения населения.

При этом за так называемыми “оранжевыми”, по достаточно обширным информационным данным, стояли не беглые олигархи, а абсолютно лояльный Кремлю в целом и Сечину, в частности, бизнес, координируемый “Межпромбанком”.

Вскоре по завершении башкирской “революции”, закончившейся полюбовным соглашением между противоборствующими сторонами, Сурковым был инициирован успевший уже нашуметь проект “Наши”. Таким образом, очевидно: противостоящие друг другу стороны в АП будут переводить свои аппаратные противоречия в плоскость противостояния различных политических группировок и социальных групп на улицах российских городов и прежде всего – в Москве. Именно власть, а не оппозиция, олигархи или западные страны, которые режим Путина более чем устраивает, занимается мобилизацией народа на ревоюцию.

В этой ситуации левые должны осознать, что не нужно бояться нестабильности и стоять в стороне от политических процессов, кто бы ни был их реальным инициатором. Необходимо готовиться к перехвату управления протестом в условиях созданной не нами дестабильности. Совсем не обязательно тратить свои ресурсы на создание отдельной революции – достаточно принять активное участие в надвигающихся событиях с тем, чтобы возглавить их. И тогда разожженная революция уже не будет властной, оранжевой, коричневой или какой-нибудь еще – она станет красной.

 Илья Пономарев 2005.09.30

Оригинал этого материала - http://forum.msk.ru/material/politic/3245.html