Клерикалы хотят
проверять школьные учебники на "духовность" и сделать "закон
божий" главным школьным предметом
Наш
комментарий: с одной стороны, следует успокоить наших читателей: опубликованная
ниже бредятина - это пока ещё не реальные законодательные инициативы или
нормативные акты, а просто некие пожелания особо неадекватных представителей
"православной общественности" (хотя среди "православной
общественности" редко когда встретишь адекватных) на прошедших в Госдуре слушаниях по "духовно-нравственному
воспитанию"
Но, с
другой стороны, то, что подобные идейки открыто
высказывают с самых высоких трибун и к ним не приехала скорая психиатрическая
помощь - это тревожный знак...
На
днях Комитет Госдумы по образованию и РПЦ предложили существенно расширить
школьный курс по основам религиозной культуры.
-
Изучение очень многих вопросов, связанных с основами религиозной культуры, в
школе просто необходимо! - уверен председатель Комитета Госдумы по образованию
и науке Вячеслав Никонов. - Мы знаем также опыт тех регионов, где основы
светской этики и религиозной культуры преподаются не только в 4-м классе, но и
в других классах. Результат - там заметно меньше преступность, заметно меньше
наркомания.
Соответствующий
проект с рекомендациями чиновников и представителей церкви уже отправился в Минобрнауки. «Комсомолка» разбиралась, какие изменения он
нам готовит.
ПРАВОСЛАВНУЮ
КУЛЬТУРУ БУДУТ ИЗУЧАТЬ НАРАВНЕ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ
Пока
предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучают лишь в последнем
классе младшей школы. По задумке депутатов, этот курс должен вырасти в
несколько раз:
-
Курс по основам религии занимает один урок в неделю и только в четвертых
классах, - приводит цифры митрополит Меркурий, председатель синодального отдела
религиозного образования РПЦ. - В общей сложности это 34 учебных
часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач очевидна! Настало
время переходить к адекватному формату преподавания религиозных культур - со
второго по десятый класс.
Подобная
программа была разработана еще в 2012 году. Вот только экспертизу Российской
академии образования она не прошла, ее отправили на доработку. Но даже если бы
и прошла - откуда взять столько компетентных учителей-религиоведов?
-
Недавно мы проводили добровольное тестирование педагогов, и оно показало, что
не все учителя хорошо знакомы с содержанием этого курса, - рассказывает
Светлана Ермакова, начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых
форм образования Департамента госполитики в сфере
общего образования Минобрнауки. - Причем худшие
результаты были по модулю «Основы православной культуры». Поэтому вопрос о
введении обязательного изучения традиционных религий со второго по десятый
класс нуждается в серьезной проработке и обсуждении.
Если
это предложение будет принято, основы религии станут вторым по длительности
школьным предметом после русского языка. Где найти в расписании место под него
- та еще задачка. Сейчас учебный день школьников расписан под завязку, и, чтобы
включить в программу что-то новое, из нее надо что-либо убрать. Например, ради
часа астрономии в неделю школьникам пришлось пожертвовать вторым иностранным
языком.
ПЛЮС
ИЛИ КРЕСТ?
Другое
предложение депутатов и РПЦ - создать экспертный совет при Минобрнауки
по духовно-нравственному воспитанию. Этот совет проверит государственные
стандарты, школьные программы и учебники по всем предметам на соответствие
нравственно-этическим нормам. Надо понимать, что и учебники по математике,
физике и химии тоже.
-
Особое внимание формированию духовно-нравственных качеств личности необходимо
уделять при обучении школьников русскому языку и литературе, - подчеркивают
чиновники.
Сейчас
учебники и программы проходят три экспертизы - научную в Российской академии
наук, педагогическую в Российской академии образования и общественную, которую
проводят эксперты из числа родителей и преподавателей. А новое поколение
учебников по истории России вдобавок к этому вычитали еще и представители
разных конфессий.
Еще
одно нововведение - это единые стандарты духовно-нравственного воспитания. Если
проект будет принят, то отвечать за духовность и нравственность детей будут не
только их родители, но и директора школ, и даже местные чиновники. Правда,
какое наказание будет за нарушение стандартов, пока не прописано.
-
Сейчас духовно-нравственное воспитание в школах ведут то психологи, то учителя
истории, - говорит Борис Чернышов, зампред Комитета
Госдумы по образованию и науке. - Но у них нет ни нужных знаний, ни достаточной
квалификации. Если на учителей еще и ответственность за это повесить вдобавок к
проверке тетрадей и ведению журнала, то никто учителями работать не пойдет!
Поэтому ответственность должна лежать на региональных органах управления
образованием, чтобы они устанавливали соответствующие стандарты, занимались
подготовкой учителей и нужной инфраструктуры.
ЦИФРЫ
37%
четвероклассников выбрали в нынешнем учебном году основы православия в курсе
«Основы религий и светской этики». Это почти на 32 400 учеников больше, чем в
прошлом учебном году.
70
000 новых педагогов приступили к преподаванию курса прошлой осенью. 95% из них
прошли курс повышения квалификации.
СКАЗАНО
«У
нас полностью отсутствуют стандарты воспитания и нравственности! Есть некие
общие правила, которые необходимо применять к воспитанию детей - хоть в
Чувашии, хоть в Петербурге, хоть в Москве. Ребенок должен находиться на
попечении родителей и общества. А поскольку родители не всегда могут адекватно
воспитывать, то общество обязано родителям, с их согласия, в этом деле
помогать».
(Виталий
МИЛОНОВ, депутат Госдумы, - «Радио «КП».)
МНЕНИЕ
ЭКСПЕРТА
Олег
СМОЛИН, депутат Госдумы, зампред Комитета Госдумы по образованию, - в эфире
Радио «КП» (97,2 FM):
Я
- сторонник светского образования
-
Пока подготовлен лишь проект рекомендаций. Он еще не прошел финальное
обсуждение в Госдуме. Возможно, какие-то предложения отпадут.
Духовно-нравственное
воспитание нам действительно очень нужно. Доказательства - это данные МВД: 8
миллионов людей, употребляющих наркотики, и от 150 до 450 тысяч несовершеннолетних
проституток. Но нравственное воспитание не тождественно религиозному.
Это все, что развивает человеческое в человеке. И есть статистика: среди детей,
которые посещают школы искусств, практически нет малолетних преступников.
Я
сомневаюсь, что нам надо расширять религиозное образование в школе. Я -
сторонник светского образования в государственных муниципальных школах.
Конечно, за полгода изучить основы четырех культур невозможно. Курсы
религиозного воспитания можно расширять, но лишь на факультативной основе.
Иначе, если православные дети будут 9 лет изучать основы православия, а
мусульмане - основы мусульманства и все это в одних и тех же школах, мы рискуем
получить в школе религиозный конфликт.
Что
касается духовно-нравственной экспертизы - учебные
пособия у нас и так проходят три экспертизы. И две из них - общественная
и педагогическая - как раз и проверяют учебники на соответствие нравственным
нормам. Также при Минобрнауки уже существует
Общественный совет, и я не знаю, нужно ли создавать еще один для
духовно-нравственных вопросов.
МЕЖДУ
ТЕМ
Вопрос
очень щепетильный
Несмотря
на все изменения, депутаты и РПЦ уверяют, что на светский характер школьного
образования никто не посягает.
-
У нас одно из самых жестких пониманий светскости образования, - уточняет
Вячеслав Никонов.
А
вот представители других конфессий с этим не
согласны.
-
Если никто не посягает на светский характер нашего государства, то почему,
запрещая ношение в школе хиджабов, как, например,
недавно в Мордовии, никто вслед за Европой не запрещает одновременно ношение
кипы и нательных крестов? - интересуется первый замглавы
Духовного управления мусульман России Дамир Мухаметдинов. - Необходимо понимать всю меру щепетильности
этого вопроса! К тому же надо учитывать мнения представителей всех традиционных
конфессий России. Очень не хотелось бы, чтобы возник
соревновательный момент и разные российские регионы стали бы вводить у себя
историю культуры титульного населения.
источник
- http://www.kp.ru/daily/26638/3657412/