Боже, спаси нашу школу!
Предвыборные обещания и речи
обычно забываются, едва кандидат обретет вожделенное место. Потом его за это
дружно ругают, и громче всех — бессильно злобствующие конкуренты-лузеры. И это правильно. Однако бывают случаи,
когда воплощение предвыборных лозунгов в жизнь оборачивается крупными
неприятностями, а профессиональная кандидатская забывчивость — благом. Пример
тому — озвученная Владимиром Путиным идея перепоручить преподавание школьной
истории религий клерикалам и теологам.
Внедрение в школьную программу
блока «Основ религиозных культур и светской этики» с самого начала было делом
крайне спорным и столь же щепетильным. О причинах в такой многонациональной
стране, как Россия, говорить не приходится. Да и наш исторический опыт
подсказывает: обязательный и повсеместный Закон Божий — никакая не помеха
трудящимся в едином порыве пускать друг другу реки крови или громить церкви и
сбрасывать с них кресты с колоколами. Короче, семь раз отмерь, один — отрежь.
И, что удивительно, так и сделали.
Необходимо ли "Религиоведение"
в школах? И кто должен обучать нынешних школьников этому предмету? Об этом
корреспонденты МК спросили случайных прохожих.
С 2010 года идея опробовалась
лишь выборочно, в режиме пилотного проекта в 18
регионах. Выбор изучаемого модуля (история одной из традиционных религий
российских народов — православие, ислам, иудаизм, буддизм, светская этика,
единый курс по истории и основам культуры основных мировых религий) оставался
за родителями. А главное, всюду подчеркивалось: все предметы, входящие в блок,
являются сугубо светскими, их программы свободны от теологии, а детей учат не
батюшки с муллами, а гражданские учителя.
Правоту такого решения
подтверждает не только то, что за два года эксперимента новый предмет не
возбудил в школах межнациональных или межконфессиональных конфликтов. И даже не
то, что по Конституции Россия — светское государство и школа в ней отделена от
церкви. Примечательно другое. Нерелигиозный характер «духовной» дисциплины
поддержало общество, в подавляющем большинстве (60%) избрав светскую этику и
интегрированный курс мировых религий.
Казалось бы, ясно: на этот
показатель и надо ориентироваться при переходе на всеобщее изучение «Основ» с
нового учебного года. Ан нет! «Основы религий» в
школах, заявил накануне на встрече с лидерами российских конфессий
кандидат в президенты Путин, должны преподавать теологи и священники: «Важно,
чтобы этот предмет не превратился в формальный ликбез. Поэтому преподавать
подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные теологи,
священники». Такая вот рокировочка,
как говаривал Борис Ельцин...
Должны ли теологи со
священниками вести заодно и самые популярные у учащихся
светские модули блока, осталось неизвестным. Неизвестно и как свести
присутствие священников в школе с Основным законом страны. Однако церковь уже
восприняла высказывания кандидата Путина как руководство к действию. В тот же
день представитель Отдела религиозного образования и катехизации
РПЦ Герман Демидов объявил, что преподавание курса «Основы религиозных культур
и светской этики» во всех школах России с нового учебного года потребует
«серьезной доработки существующих учебников и методических пособий». А
председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит
Волоколамский Иларион уточнил характер этой доработки.
Количество часов, отведенных на изучение религии и этики сегодня, недостаточно,
заявил он: «Мы будем работать над тем, чтобы расширялась сетка преподавания и
количество учебных часов. Данный курс должен преподаваться с первого по
одиннадцатый класс».
Ответ на вопрос, кто будет вести
эти занятия, уже дал кандидат. Осталось решить другой: за счет чего расширять
школьную программу. Выбор невелик: естественнонаучные дисциплины или сон детей.
Вам что больше нравится?
"Московский
Комсомолец" № 25865 от 10 февраля
источник - http://www.mk.ru/social/article/2012/02/09/669994-bozhe-spasi-nashu-shkolu.html