Школу не дали оправославить
Минобрнауки не давало своего разрешения на обязательное преподавание детям
религиоведческих предметов
На днях прокуратура Пензенской
области признала незаконным обязательное преподавание в местных школах предмета
“Православная культура”. Провалившийся “эксперимент” в Пензенской области не
был первым. В 2006 году точно такой же — и с тем же
результатом — пыталась запустить Белгородская область. А в более мягкой,
необязательной форме — Калужская и Владимирская области. Во всех случаях
“экспериментаторы” использовали один и тот же предлог — так называемый
региональный компонент школьной программы.
Условия для протаскивания в
школу религиоведческих предметов создает коллизия двух российских законов — “Об
образовании” и “О свободе совести и религиозных объединениях”. Нынешняя
редакция первого позволяет регионам формировать до 10% школьной программы,
делая все выбранные предметы обязательными для всех местных школьников. В
основном это краеведческие предметы — вроде “Москвоведения”
в столице, и их введение не вызывает протестов родителей. Однако “Основы
православной культуры” вводить нужно на основе Закона “О свободе совести и
религиозных объединениях”, а не Закона “Об образовании”, разъяснила “МК”
начальник отдела Департамента госполитики Минобрнауки Татьяна Петрова. А потому все здесь будет
по-другому.
Закон “О свободе совести и
религиозных объединениях” относит все связанное с религиозными чувствами
школьников до их совершеннолетия к ведению родителей. А в этом случае школа
может вводить религиоведческие дисциплины только с их согласия и только при
наличии выбора для детей разных вероисповеданий. На практике это может
выглядеть только так: пока желающие изучают основы православной культуры, дети
из мусульманских семей изучают основы исламской, а атеисты — внерелигиозные предметы вроде этики. Лишение их этой
возможности — нарушение закона, равно как и отсутствие учебников, утвержденных
хотя бы на региональном уровне, а также специально подготовленных учителей по
ОПК, подчеркнула Татьяна Петрова.
Все это неоднократно обозначали
первые лица государства. Разъяснения в том же духе давали Общественная палата и
Минобрнауки. Тем не менее
попытки внедрить ОПК в качестве обязательного предмета на территориях с
традиционно сильными позициями РПЦ продолжаются вновь и вновь. А вслед за ними
— рост напряжения в обществе, протесты прокуратуры и органов управления
образованием.
Не исключением стало и
пензенское дело. В министерстве образования Пензенской области “МК” подтвердили
информацию об инциденте с предметом ОПК. Однако, как отметил чиновник
министерства, православная культура преподавалась лишь в одной школе — и сейчас
урокам уже “задана форма, соответствующая всем требованиям”. В то же время в Минобрнауки категорически опровергают утверждения местных
церковных иерархов и бывшего районного главы управления образованием Пензенской
области Евгения Кададова о якобы имеющихся
разрешениях Минобрнауки навязывать школьникам ОПК.
“Ничего подобного не было! Пусть покажут документы”, — заявила “МК” глава
профильного отдела ведомства.
Вводя ОПК, чиновники на местах
любят отговариваться тем, что это — предмет культурологический. А раз так, то
ни у прокуратуры, ни у общественных организаций вопросов возникать не должно.
Однако это — лукавство. Ключевым является принцип добровольности, и там, где он
соблюден, проблем не возникает. “У нас “Основы православной культуры” введены в
младших классах, в качестве регионального компонента, — рассказал “МК” министр
образования Брянской области Петр Тарико, — в учебном
плане на этот предмет зарезервировано 1—2 часа в неделю. Чтобы ребенок его
изучал, нужно разрешающее заявление от родителей”.
В Москве проблем нет: здесь
основы православия преподаются лишь в качестве факультативов. Однако в
масштабах страны успокоение в умах наступит разве что после вступления в силу
нового закона о госстандарте образования 31 августа
2009 года. С этого дня региональный компонент исчезнет из жизни. А с ним — и
сопутствующие проблемы.