Родители
жалуются в прокуратуру на церковное образование
09.12.2016
В
Москве группа родителей учащихся школы N 2065 заявила в Генпрокуратуру о "навязывании
религиозной идеологии". Родители пожаловались на столичных
департамент образования. По мнению родителей школьников из Новой Москвы,
предмет "Истоки", который изучается в 62 российских регионах,
"антинаучной манипуляцией" и "давлением на детскую
психику".
Мамы
и папы учеников обратили внимание, что курс с конфессиональным уклоном является
"обязательным для всех учеников", среди которых есть также
мусульмане, иудеи и католики.
Минобрнауки с 1 сентября
2015 года ввело в обязательную часть программы 5-9-х классов новый предмет
"Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР). Одна
из мам - атеистка - рассказала о содержании учебника: "Там постоянно
говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей, совершенно
серьезно рассказывается про чудеса, которые творят иконы".
В
департаменте образования Москвы заявили, что учебные пособия «Истоки» и
«Православная культура» были выбраны «коллективами педагогов по итогам
заседаний педагогических советов и изучения мнения родителей», а предмет ОДНКНР
не связан с «приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо
религиозной конфессии».
Мы
изучили вопрос. Вот Доклад епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана
на тему "Образование и православная культура": "Необходимо
вернуть Православие если не как государственную, то, по крайней мере, как
общественную идеологию (выделено нами - ред.). Понимая его, как
основополагающую идею, которая окажется понятой и будет принята большинством
общества. С ее помощью получится вытеснить из сознания россиян распространенные
идеологемы-мифы: безбожный материализм, бездуховное потребительство с
безразличным плюрализмом и духовно опасные космизм с
пантеизмом".
А
вот что гласит Конституция РФ.
"Статья
13.
1.
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной.
3.
В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4.
Общественные объединения равны перед законом.
5.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия
которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и
нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной
и религиозной розни".
Из
чего можно сделать простой вывод - статья 13 Конституции РФ явно не устраивает
церковь. Во-первых, не устраивает пункт 2 целиком. И есть вопросы по пункту 5 -
не является ли отношение к материализму, пантеизму и космизму
разжиганием той самой религиозной розни?
Епископ
начинает свой доклад со слов: "Православие - это живое прошлое, настоящее
и будущее русского народа". А как же идеологическое
многобразие, гарантированное Конституцией?
И
как в свете этих конституционных гарантий понимать слова епископа:
"Православие - это живая история и живая истина русского народа, это
культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика,
воспитание и образование".
И
как понимать вот это: "Мы должны бороться с идеей антропоцентризма во имя
утверждения в нашей жизни принципа теоцентризма, ибо
средоточие нашего бытия есть не перстный человек, но превечный
Бог. Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является
образование и воспитание детей и молодежи..."
Дальше
архиерей дает четкую установку: "Вот почему нам необходимо четко
определить цель образования, выявляя фундаментальную причину, порождающую все
пагубные для нашей жизни и нашего спасения последствия, свидетельствуя о
безумии существования личности вне веры как нормы человеческого бытия,
воспитывать человека в наших собственных, православных стандартах. На
формирование этих стандартов включающих в себя мировоззренческие установки
личности, и должно быть ориентировано религиозное образование..."
Задача ставится предельно четко и ясно:
"...задача включения элементов религиозного образования в светское видится
в формировании жизненного стандарта, определенной системы ценностей, которые
предопределяют поведение человека в различных обстоятельствах и делают насущной
для него христианскую мотивацию поступков и решений. Через
религиозное образование к православному образу жизни – такова должна быть
стратегия современной православной педагогики".
И
чуть дальше: "...главная цель - это воспитать в душе ребенка желание быть
подвижником веры, нужно воспитать в нем любовь к Богу, любовь к Церкви".
То
есть цель преподавания основ православной культуры - это не знания, а
воспитание "с младых ногтей" религиозного сознания и конфессиональной
приверженности. Это не скрывается, в этом церквь намерена опираться на волю государства.
А
против государства не попрешь - тут тебе и экстремизм пришьют, и арестуют... На
взрослых-то уже давно рукой махнули, потерянное поколение, человеческий мусор.
А вот детишек еще можно воспитать как нужно. Чтоб духовность и все такое.
Ну
а что родители возмущаются, так "враги человеку домашние его" (Мф. 10: 35-36).