Новая лазейка для «закона божьего»

 

1 сентября 2009 года в российских школах появится новый предмет – «Духовно-нравственная культура». В его рамках дети будут в обязательном порядке изучать основы православия, ислама, иудаизма и буддизма. Об этом рассказывает сайт regions.ru

«Духовно-нравственная культура» станет обязательной дисциплиной школьной программы. Ее будут преподавать со 2-го по 11-й класс. Два раза в неделю дети будут посещать занятия, на которых им расскажут о четырех основных религиях. К концу года по данному предмету разработают государственный образовательный стандарт. Тогда станет известно, в какой форме будут проходить уроки (лекции, игры, экскурсии), соотношение часов между теорией, семинарами, зачетами, а также методы проверки знаний. Разработкой общегосударственного стандарта занялась Российская академия образования при участии представителей всех конфессий», - утверждает издание.

Попытки властей пропихнуть преподавание в школах «закона божьего» наблюдаются давно. Еще в 2002 году министерство образования РФ пыталось ввести в школах преподавание предмета под названием «Основы православной культуры». Когда эти планы встретили резкий отпор общественности, то от них отказались. Через какое-то время тот же «закон божий» пытались протащить под светским названием «история религий». Когда и эти ухищрения властей были разоблачены, они стали проталкивать преподавание религии под видом «регионального компонента» (в рамках которого субъекты федерации вправе сами формировать часть школьной программы). Сейчас «основы православия» преподают в 15 регионах, в том числе в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Однако несмотря на заверения властей, что новый предмет будет «сугубо светским», есть все основания полагать, что под видом его будет проталкиваться то же религиозное образование. Во-первых, «проект» до деталей совпадает с озвученными зимой этого года новыми планами введения религиозного преподавания. «На основе этого стандарта в регионах разработают собственные образовательные программы. Школьники или их родители смогут сами выбрать, какую веру изучать – но только одну. Каждый класс разделят на подгруппы, у каждой из них во время этого урока будет свой учитель и своя программа. Если родители будут возражать против того, чтобы их дети посещали уроки по любой из этих четырех религий, то школьникам предложат пройти общий курс религиоведения или этику», - утверждает источник. То есть на самих уроках «Духовно-нравственной культуры» будут преподавать именно не «общий курс религиоведения или этику», а именно религиозные догмы.

Проталкивая подобные планы, власти ссылаются на не самые лучшие зарубежные примеры. «Есть подобная практика и в Европе: зарубежным школьникам преподают основы той религии, которая считается господствующей в их стране. Так, в Дании и Норвегии изучают лютеранство, в Греции – православие, в Литве – католицизм. В Англии, Испании и Бельгии наряду с христианством преподают и другие религии. Лучше всех с духовным образованием дело обстоит в Финляндии. Здесь даже если только один ученик является приверженцем определенной религии, ему дают учителя, чтобы он мог узнать об основах той веры, которой придерживается», - пишет издание. Но, спрашивается, к чему такое низкопоклонство перед Западом, если в нашей стране имеется значительно более правильный пример решения проблемы взаимоотношения школы и религии. Я имею в виду декрет Советского правительства от 20 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Защитники религиозного образования могут выдвинуть свой любимый аргумент: «но ведь любой образованный человек должен знать содержание библии и основных религий». Несомненно – до тех пор, пока немалая часть людей еще подвержена религиозным предрассудкам, те же Библия и Коран являются важными частями человеческой культуры. Но знакомиться с их содержанием надо не на уроках «закона божьего», а как минимум на уроках истории, или, еще лучше – на уроках научного атеизма.