Образ православного верующего в современной России

 

Количество россиян, называющих себя православными верующими, сегодня достигает 70%, однако эта цифра сама по себе еще не говорит о реальном религиозном возрождении в стране. Тому, что представляют собой православные в современной России, было посвящено мероприятие в Московском Центре Карнеги, на котором в качестве докладчика выступил руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра», заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» Борис Дубин, представивший результаты многолетних опросов «Левада-Центра» по теме религиозности россиян. Модератором был сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Рост количества православных верующих

 

После распада СССР, по словам Б. Дубина, социологи наблюдали две основные волны резкого увеличения числа православных.

 

    * Первая волна. Еще в 1989 г. православными верующими считали себя только 30% населения, но уже в 1993-1995 гг. был отмечен значительный рост количества россиян, называющих себя православными верующими. По данным на 1994 г., таких уже было 56%. Люди воспринимали православие и его возрождение в качестве одного из символов демократизации, а религиозную свободу называли одной из самых важных демократических свобод; затем к этим мотивам добавился мотив протеста против действий власти и ее курса: вера оказалась противопоставлена государству.

       

    * Вторая волна. С начала 2000-х гг. и до 2008 г. снова шел значительный рост количества православных — до 75%. Присоединение к православию большого количества людей в рамках этого всплеска связано с положительным отношением к власти (Владимиру Путину) на данном этапе и с тем, что Русская православная церковь осознается как неотъемлемый элемент великой России.

 

Как отметил Б. Дубин, после 2008 г. показатели по российским православным в целом стабилизировались. Процент россиян, называющих себя православными верующими, в настоящее время остается на уровне примерно 70%.

Православные сегодня

 

    * Социальный портрет. Как отметил Б. Дубин, среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Однако наибольший приток новых православных идет из среды молодежи, людей с высшим образованием, мужчин.

      

    * Уровень религиозности. 60% православных не относят себя к религиозным людям, отметил Б. Дубин. Более того, подчеркнул он, только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет.

      

    * Вовлеченность в религиозную жизнь. Б. Дубин подчеркнул, что в России наблюдается самый низкий уровень посещаемости церкви среди 15 исследованных стран Европы и Америки. Согласно приведенным Б. Дубиным данным, около 80% российских православных не бывают на причастии; 55% не посещают службы в храмах; 90% православных признают, что они не принимают участия в деятельности Церкви.

      

    * Для чего православным нужна их вера. По словам Б. Дубина, современные православные объясняют свою потребность в вере главным образом тем, что вера делает жизнь легче и позволяет легче преодолевать трудности. В сознании граждан православие, которое они исповедуют, не связано с какой-либо их собственной ответственностью и личной активностью.

 

Таким образом, считает Б. Дубин, отнесение человеком себя к числу православных является лишь его идентификацией на макроуровне — человек ощущает свое единство с коллективным «мы», в качестве которого выступает Церковь. Резкий рост числа православных не является свидетельством реального духовного возрождения страны.

Отношение к РПЦ как к структуре

 

По словам Б. Дубина, за последнее время в глазах большей части населения РПЦ стала неотъемлемым институтом государственной власти.

 

    * Церковь как партия. Б. Дубин отметил, что многие считают Церковь своеобразной политической партией, которая обслуживает власть или извлекает собственную выгоду при взаимодействии с властными структурами.

      

    * Нет запросов к Церкви со стороны общества. Как заметил Б. Дубин, большинство считает Церковь своеобразным помощником в преодолении жизненных трудностей, но при этом у людей практически отсутствуют конкретные требования к Церкви и к церковным иерархам. В этом заключается еще одно сходство Церкви и власти, поскольку к власти большинство граждан тоже не готовы выдвигать конкретные требования.