Образ православного верующего в современной России
Количество россиян, называющих себя православными верующими,
сегодня достигает 70%, однако эта цифра сама по себе еще не говорит о реальном
религиозном возрождении в стране. Тому, что представляют собой православные в
современной России, было посвящено мероприятие в Московском Центре Карнеги, на
котором в качестве докладчика выступил руководитель отдела
социально-политических исследований «Левада-Центра»,
заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» Борис
Дубин, представивший результаты многолетних опросов «Левада-Центра»
по теме религиозности россиян. Модератором был сопредседатель программы
«Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.
Рост количества православных верующих
После распада СССР, по словам Б. Дубина, социологи наблюдали
две основные волны резкого увеличения числа православных.
* Первая волна.
Еще в 1989 г. православными верующими считали себя только 30% населения, но уже
в 1993-1995 гг. был отмечен значительный рост количества россиян, называющих
себя православными верующими. По данным на 1994 г., таких уже было 56%. Люди
воспринимали православие и его возрождение в качестве одного из символов
демократизации, а религиозную свободу называли одной из самых важных
демократических свобод; затем к этим мотивам добавился мотив протеста против
действий власти и ее курса: вера оказалась противопоставлена государству.
* Вторая волна. С
начала 2000-х гг. и до 2008 г. снова шел значительный рост количества
православных — до 75%. Присоединение к православию большого количества людей в
рамках этого всплеска связано с положительным отношением к власти (Владимиру
Путину) на данном этапе и с тем, что Русская православная церковь осознается
как неотъемлемый элемент великой России.
Как отметил Б. Дубин, после 2008 г. показатели по российским
православным в целом стабилизировались. Процент россиян, называющих себя православными
верующими, в настоящее время остается на уровне примерно 70%.
Православные сегодня
* Социальный
портрет. Как отметил Б. Дубин, среди православных верующих преобладают женщины
и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень
образования и проживающие вне крупных городов. Однако наибольший приток новых
православных идет из среды молодежи, людей с высшим образованием, мужчин.
* Уровень
религиозности. 60%
православных не относят себя к религиозным людям, отметил Б. Дубин. Более того, подчеркнул он, только около 40% православных уверены в
существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называет себя православными
верующими, вообще полагают, что Бога нет.
* Вовлеченность в
религиозную жизнь. Б. Дубин подчеркнул, что в России наблюдается самый низкий
уровень посещаемости церкви среди 15 исследованных стран Европы и Америки.
Согласно приведенным Б. Дубиным данным, около 80%
российских православных не бывают на причастии; 55% не посещают службы в
храмах; 90% православных признают, что они не принимают участия в деятельности
Церкви.
* Для чего
православным нужна их вера. По словам Б. Дубина, современные православные
объясняют свою потребность в вере главным образом тем, что вера делает жизнь
легче и позволяет легче преодолевать трудности. В сознании граждан православие,
которое они исповедуют, не связано с какой-либо их собственной ответственностью
и личной активностью.
Таким образом, считает Б. Дубин, отнесение
человеком себя к числу православных является лишь его идентификацией на макроуровне — человек ощущает свое единство с коллективным
«мы», в качестве которого выступает Церковь. Резкий рост числа
православных не является свидетельством реального духовного возрождения страны.
Отношение к РПЦ как к структуре
По словам Б. Дубина, за последнее время в глазах большей
части населения РПЦ стала неотъемлемым институтом государственной власти.
* Церковь как
партия. Б. Дубин отметил, что многие считают Церковь своеобразной политической
партией, которая обслуживает власть или извлекает собственную выгоду при
взаимодействии с властными структурами.
* Нет запросов к Церкви со стороны общества. Как заметил Б. Дубин, большинство считает Церковь своеобразным помощником в преодолении жизненных трудностей, но при этом у людей практически отсутствуют конкретные требования к Церкви и к церковным иерархам. В этом заключается еще одно сходство Церкви и власти, поскольку к власти большинство граждан тоже не готовы выдвигать конкретные требования.