Условия «Троицы» стали хуже: что происходит с древней иконой после ее передачи церкви
Икону «Святая Троица» Андрея Рублева в канун Рождества выставили в
храме Христа Спасителя. В соборе икона пробудет до 23 июня, откуда ее
перевезут в Троице-Сергиеву лавру. Что на сегодняшний день известно о
состоянии древнего памятника, переданного в мае 2023 года указом
президента в пользование церкви, выяснил Forbes Life
29 декабря 2023 года в реставрационных мастерских Третьяковской галереи
раздался звонок. Специалистов, много лет работавших с иконой «Святой
Троицы» Андрея Рублева, срочно вызвали во Всероссийский художественный
научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря. Там была
поставлена задача: подготовить памятник к транспортировке. Как
рассказал Forbes Life источник в Центре Грабаря, реставраторы
Третьяковки сделали профилактические заклейки, укрепившие самые ветхие,
аварийные участки левкаса и красочного слоя иконы.
Икону выставили в храме Христа Спасителя 5 января 2024 года. В храме
она пробудет до 23 июня 2024 года, после чего ее перевезут в
Троице-Сергиеву лавру. При распаковке иконы в соборе присутствовала
главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова, хранитель
памятника и реставраторы музея, много лет работавшие с «Троицей». Они
сняли заклейки перед тем, как икону выставили в пространстве храма.
Троица оказалась в той же музейной витрине, что и летом 2023 года, не
защищающей памятник ни от вибрации, ни от температурно-влажностных
колебаний.
В распространенном 10 января 2024 года пресс-службой Реставрационного
центра им. Грабаря сообщении говорится, что накануне перемещения в храм
икона была осмотрена специалистами центра и Третьяковской галереи,
«было зафиксировано отсутствие изменения (ухудшения) состояния
сохранности иконы». Источник Forbes Life в Центре им. академика Грабаря
сообщил, что по сравнению с летними условия экспонирования «Троицы» в
храме ухудшились. Например, влажность воздуха в соборе при включенном
отоплении достигает не больше 30% при норме 55–60%. Отслеживать
состояние иконы реставраторы Третьяковской галереи больше не могут.
«Еще летом было сказано: «Патриарх не благословил», — рассказали
источники Forbes Life.
Климатическая витрина, о создании которой осенью 2023 года Третьяковка
просила «Росатом», пока отсутствует. Научные аргументы о сохранности
памятника сменила риторика о «самоисцелении иконы», подчеркивают
источники в среде реставраторов. Они же говорят о том, что нынешнего
пользователя «Троицы», церковь, интересует только ее символическое
значение, но не физическое состояние.
«Любые изменения и колебания, тем более в отношении уровня влажности,
сказываются на состоянии хрупкой деревянной основы, которая,
безусловно, на это реагирует, — отмечала в июне 2023 года ведущий
научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного
Русского музея Ирина Шалина, назвавшая происходящее с иконой
«катастрофой». С ней согласился и специалист по древнерусскому
искусству, доктор искусствоведения, член комиссии Министерства культуры
по особо ценным объектам культурного наследия Лев Лифшиц: «Прогнозы у
меня довольно простые: если РПЦ будет упорствовать, памятник обречен на
гибель... Конечно, икону можно чинить, ей можно делать макияж, но это
уже будет не «Троица».
Образ «Троицы» был создан иконописцем Андреем Рублевым в 20-х годах XV
века. Икона написана яичной темперой на липовой доске, загрунтованной
левкасом (меловым клеем на основе льняного масла), и покрыта для
закрепления олифой. Олифа со временем темнела, и художники периодически
прописывали новое изображение поверх него. Поновляя иконы, иконописцы
стирали пемзой прежний красочный слой. Но, несмотря на утраты и дописи,
общий замысел иконы изменений не претерпел.
Хрупкость памятника связана с тем, что липовая деревянная основа, на
которую нанесено изображение, — это три доски, скрепленные между собой
лишь клеем и шпонками. Как объясняет научный сотрудник отдела
древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян, доски
подвижны. Когда-то расхождение между крайними досками составляло 1,5
см, реставраторы смогли их стянуть, однако жесткое механическое
скрепление по-прежнему отсутствует.
Из-за перепадов температуры и влажности, механической вибрации при
перемещении иконы усиливается движение досок, отставание левкаса и
шелушение красочного слоя. Так на лике правого ангела и в верхней части
иконы проходит сквозная трещина.
Опасность разрушения памятника усиливается из-за изменений условий его
экспонирования. Это главный аргумент хранителей и реставраторов
Третьяковки, на основании которого музей много лет отказывал Патриархии
выдать икону «Живоначальной Троицы» на богослужение в Троице-Сергиеву
лавру. Икона была написана Андреем Рублевым по заказу настоятеля
Троице-Сергиевой лавры Никона для иконостаса Троицкого собора, где
находилась до закрытия монастыря после революции 1917 года. С 1929 года
икона хранилась в Третьяковской галерее. Именно в 1930-е годы, при
перемещении ее из собора, где влажность доходила до 70%, в хранилище
Третьяковки, где воздух был значительно суше, реставраторы отмечали
наиболее активные изменения: тогда и появилась трещина на иконе,
проходящая через лик ангела.
В Троице-Сергиевой лавре икона впервые за последние сто лет оказалась
только в 2022 году, с 16 по 19 июля. По возвращении памятник был
исследован в реставрационных мастерских депозитария Третьяковской
галереи. Результаты, озвученные на расширенном реставрационном совете
галереи 8 сентября 2022 года, показали появление десяти
новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем помимо 61-го
уже известного аварийного участка. Пять из них требовали неотложного
укрепления. Трещина по правому стыку досок основы на изображении лика и
фигуры ангела увеличилась. Работы по укреплению «Троицы» были проведены
в мастерской темперной живописи Третьяковской галереи. С октября 2022
года памятник вновь занял место в экспозиции музея.
На расширенном реставрационном совете 15 мая 2023 года Михаил Шитов,
заведующий мастерской древнерусской живописи галереи, в деталях
восстановил переезд «Троицы» в лавру и обратно в музей, отметив, что
выдержать благоприятный температурно-влажностый режим в храме не вышло.
Температура воздуха колебалась от 21 до 25 градусов Цельсия, а
влажность — от 45% до 62%. Реставрационный совет постановил: мониторинг
состояния сохранности иконы показывает, что «в результате вывоза иконы
в июле 2022 года произошла дестабилизация состояния сохранности
памятника». Эксперты Третьяковской галереи отметили, что «в настоящий
момент в музеях страны нет соответствующих условий и нет
соответствующего оборудования», которое могло бы защитить ветхие
произведения искусства от вибрации, температурных и влажностных
колебаний при транспортировке, монтаже и экспонировании во временном
пространстве.
Протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по
церковному искусству, архитектуре и реставрации, участвовавший в
заседании расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи,
признал, как записано в протоколе заседания, что музей не обладает
необходимым оборудованием для перевозки и временного экспонирования
«Троицы»: «Вы оказались не подготовлены к такому решению. Надо помочь
Третьяковке. Выделить дополнительный бюджет, сделать нормальный
совершенно перевозной киот, который бы обеспечивал полностью
температурно-влажностные режимы». Протоиерей подчеркнул: «Мы вместе
отвечаем за эти святыни».
Однако к совместным действиям перейти не удалось: 26 мая 2023 года
Указами Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Леонид Калинин был
освобожден от должности председателя Экспертного совета по церковному
искусству, архитектуре и реставрации, от должности настоятеля храма
священномученика Климента, папы Римского, в Москве, и запрещен в
священнослужении «в связи с воспрепятствованием принесению в
кафедральный соборный храм Христа Спасителя Москвы иконы «Святая
Троица» преподобного Андрея Рублева».
«Условия созданы идеальные»: 49 лет в пользование церкви
В тот же день, 15 мая 2023 года, когда в Третьяковке проходил
расширенный реставрационный совет, на сайте патриархии появилось
сообщение, что образ «Троицы» преподобного Андрея Рублева президентским
указом возвращен церкви. Также сайт патриархии сообщил, что «по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном
соборном храме Христа Спасителя».
Уже 3 июня икону «Святой Троицы» перевезли из Третьяковской галереи в
собор. 9 июня министр культуры Ольга Любимова сообщила «Известиям», что
из храма икона отправится на реставрацию в Центр Грабаря и этот процесс
может продлиться до года. Пока икона находилась в храме, 12 июля 2023
года на встрече патриарха Кирилла и министра культуры Ольги Любимовой
был согласован и утвержден договор между Третьяковской галереей и
Свято-Троицкой Сергиевой лаврой о передаче образа в безвозмездное
пользование церкви. Договор заключен на 49 лет с последующей
пролонгацией, как сообщил сайт патриархии. Контроль за состоянием
сохранности иконы возложен на Третьяковскую галерею.
Икона находилась в храме Христа Спасителя до 19 июля 2023 года.
Влажность в нем оказалась еще меньше, чем в Третьяковской галерее, —
40% вместо 60%, и в отличие от Троице-Сергиевой лавры, где икона
провела почти 400 лет до начала XX века, в холодное время года
отапливается он батареями, что способствует сухости воздуха.
Реставраторы и хранители Третьяковской галереи вели ежедневный
мониторинг температурно-влажностного режима (условия в храме отличались
от необходимого для сохранности памятника музейного климата, влажность
была существенно ниже нормы, температура колебалась). Однако, как
сообщил Forbes Life источник в среде реставраторов, наблюдения за
состоянием иконы музейные специалисты делали на глаз: открывать киот
«патриарх не благословил». С этого момента научные исследования
состояния памятника фактически прекращены, свидетельствуют источники
Forbes Life во Всероссийском художественном научно-реставрационном
центре им. академика Грабаря.
10 сентября 2023 года источники РБК в «Росатоме» сообщили, что
Третьяковская галерея обратилась в госкорпорацию с просьбой создать
капсулу-витрину с музейным климатом и защитой от вибрации для «Троицы»
в Троице-Сергиевой лавре. В 1998 году Московский завод полиметаллов,
входящий ныне в состав «Росатома», создал для иконы стационарную
капсулу-киот в храме Святителя Николая в Толмачах. Музей использовал
эту капсулу, когда переносил икону «Троицы» на время престольного
праздника из экспозиционного зала в пространство церкви.
24 октября Центр им. академика Грабаря посетил патриарх Кирилл в
сопровождении первого замминистра культуры Сергея Обрывалина и
председателя Союза кинематографистов Сергея Михалкова, где осмотрел
условия хранения иконы «Святой Троицы», а также, как сообщает сайт
патриархии, «совершил славление, молитву и поклонился святыне».
В чем сила «Троицы»: значение для церкви и культуры
Еще до утверждения договора между Министерском культуры и
Троице-Сергиевой лаврой о передаче «Троицы», 23 июня 2023 года
кинорежиссер Никита Михалков в своей программе «Бесогон» выступил с
поддержкой решения президента передать древний памятник из музея в
церковь. «Икона осуществляет материальную связь между человеком и
Богом, — говорил Михалков. — Она должна работать. Икона многие годы
служила народу, а значит, и власти. В ней сосредоточена сакральная
сила. Нельзя лишать народ этой силы».
По мнению политолога Алексея Макаркина, такая жажда обладать иконой
объясняется тем, что именно «Троица» Рублева выбрана РПЦ главным
атрибутом в борьбе с «силами зла», поскольку именно она — самая
известная икона не только современной России, но и СССР. «В советских
учебниках не было ни Казанской, ни Владимирской икон, а «Троица» была»,
— прокомментировал Макаркин ситуацию с иконой «Независимой газете».
Ведущий специалист по древнерусской живописи Лев Лифшиц, доктор
искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства
Государственного института искусствознания, обращает внимание на то,
что «Троица» стала национальной и общемировой святыней не в храме, а в
музее. В настоящий момент, по его мнению, РПЦ стремится перенести
функцию общекультурной исключительности в церковную, сужая таким
образом значение памятника.
«Короткий всплеск живого интереса к «Троице» давным-давно угас», —
отметил Лев Лифшиц в разговоре с Forbes Life. Лифшиц говорит, что люди,
которые приходили в храм Христа Спасителя, когда там впервые выставили
«Троицу», никогда прежде ее не видели, не бывали в Третьяковской
галерее, не могли понять, что происходит. По мнению эксперта, история с
передачей иконы Рублева РПЦ — прежде всего идеологическая.
Третьяковская галерея не чинила препятствий желающим молиться у образа,
а по престольным праздникам «Троицы» переносила икону в храм Святителя
Николая в Толмачах.
На вопрос о том, какое значение получает икона «Святой Троицы» в храме
и в чем суть переноса памятника в Троице-Сергиеву лавру, пресс-служба
патриархии на вопрос Forbes Life не ответила.
источник - https://www.forbes.ru/forbeslife/504042-uslovia-troicy-stali-huze-cto-proishodit-s-drevnej-ikonoj-posle-ee-peredaci-cerkvi?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D