«Заказные» акции протеста: реакционные и прогрессивные

 

Поздравляю вас, товарищи, с радостной новостью: в Россию вернулось массовое антиклерикальное движение против насаждения религии.

Собственно, оно и раньше никуда не исчезало, во все прошедшие годы регулярно проходили акции «Антиклерикализм», иногда по несколько раз в год; но в них участвовали одни только активисты. Но вот массовых народных выступлений против строительства религиозных объектов не было уже давно.

Когда несколько лет назад московские власти объявили о «программе-200» по  строительству в Москве 200 церквей-«гундяевок», то редкая подобная стройка обходилась без массовых протестов местных жителей против этого строительства. Но после необычайно резонансных протестов против строительства церкви в парке Торфянка в 2015 году вдруг почему-то эти выступления прекратились. Хотя строительство церквей-«гундяевок» не только не прекратилось, но и ещё более усугубилось, далеко выйдя за упомянутый целевой показатель 200 штук, иногда даже по нескольку штук в одном районе. В той же Торфянке церковники до сих пор продолжают незаконно удерживать участок земли, чего-то там уже построили, но ни о каких протестах ничего не слышно. Может быть, конечно, где-то протесты и были, но мы о них ничего не знаем, т.к. либералы (которые играли основную роль в медийной раскрутке этих протестов) охладели к антиклерикальной тематике и занялись освоением грантов за протесты против строительства в Москве метро и против любых вариантов решения проблемы с мусором.

Но теперь, кажется, снова началось. В апреле 2019 года в московском районе Новогиреево прошёл необычно массовый митинг против строительства церкви в Афганском парке, а вчера главным событием дня стали протесты против строительства церкви на месте сквера в городе  Свердловске (временное капиталистическое название - «Екатеринбург»). 12-14 мая 2019 года дошло до массовых столкновений и задержаний.

Естественно, я, как атеист, выступаю против строительства религиозного объекта и полностью одобряю протесты местных жителей        . Свердловские события важны те только как сам по себе факт протеста против насаждения религии, но и как отработка технологий протестных действий. Как нам уже доводилась писать, лучшая реакция на незаконные запреты массовых акций – это использование неожиданных для властей приёмов действий. На этот раз и власти проявили такой «неожиданный» приём – использование против протестующих свердловчан т.н. «титушек». Понимаете, например, полицай, конечно, может вас больно избить или посадить в автозак, но от него ты по крайней мере знаешь что ждать и знаешь как реагировать – если не хочешь получить демократизатором по почкам или провести 15 суток в спецприёмнике – то во время уличных акций старайся держаться от полицаев подальше. Но когда обычный человек в толпе, ничем внешне не отличающийся от других участников акции, вдруг тебя хватает и выталкивает в сторону мусоров – то так ты в каждом незнакомом митингующем будешь подозревать вражеского агента. Но, с другой стороны, если сопротивление мусорам – это уголовная статья, то «титушкам», если они начнут выёживаться, вы имеете полное законное право (при наличии, конечно, физических возможностей) безнаказанно отвесить ответных звездюлей.

Но, однако, кое-что в свердловских выступлениях мне очень не понравилось. По своей стилистике они как-то уж очень напоминали модные в последнее время выступления либералов на «экологическую» (правильнее – псевдоэкологическую тематику – типа, против мусорных свалок, против атомной энергетики, против строительства московского метро и т.п.). И характер освещения в СМИ (как официозных, так и «оппозиционных»), и истерические тексты в соцсетях, и подозрительная для последних времён мягкость властей по отношению к «несанкционированным» действиям, и слишком скоординированный характер действий протестующих при отсутствии видимого руководящего центра – всё это вызывает сомнения…

Тем не менее, думаю, протесты в Свердловске нужно поддержать. Протесты против строительства метро, против мусорных свалок, против атомной энергетики или против ГМО мы поддерживать не будем, а протест против строительства церкви поддерживать будем. Потому что, во-первых, принципиальное значение играет всё-таки не внешняя стилистика акции протеста, а её сущность. Мы – сторонники прогресса, как научно-технического, так и социального. Метро, плазменная утилизация мусора, атомная энергия и ГМО – это прогресс, поэтому мы поддерживаем эти технические начинания и разоблачаем ошибочность и (или) проплаченность протестующих против этого. А насаждение религии – это регресс. И поэтому мы поддерживаем тех, кто выступает против насаждения религии.

Во-вторых, разница между антиклерикальными протестами (а также протестами по социальным вопросам) с одной стороны и «экологическими» протестами с другой стороны в том, что в первом случае мы можем конкретно сформулировать, за или против чего мы выступаем. А участники «экологических» протестов этого не могут, ограничиваясь истеричными алармистскими текстами, характерными признаками которых является чрезмерно много восклицательных знаков, записей капслоком непременных призывов «максимально распространить информацию». Вот, например, спросите у протестующих против мусороперерабатывающего завода в Архангельской области, почему они так рьяно против него выступают? Они вам скажут, что этот завод якобы «загрязнит природу русского Севера». Но попробуйте попросить их привести ссылку на официальный документ (например, проектную документацию), из которого можно сделать такой вывод. Вам ничего не ответят и сразу сольются (ну или обзовут вас «проплаченным кремлёвским агентом»). Точно так же они сливаются, когда им задаёшь вопрос – а что вы вообще с мусором предлагаете делать?).

А мы, в отличие от них, когда проводим акции по социальным проблемам (против реформ ЖКХ, против роста цен и тарифов, против повышения пенсионного возраста, против «оптимизации» образования и здравоохранения, против турникетов на транспорте, против новых поборов за капремонт и за тот же мусор, против того же насаждения религии и прочая) – то мы в этих протестах и в призывах на акции протеста нередко ссылаемся на официальные публикации с информацией об этих антинародных «реформах» (со своими комментариями, естественно).

И в вопросе о том, почему мы вступаем против строительства церквей и вообще против насаждения религии, мы можем дать внятный ответ – потому что религия это опиум народа, враг прогресса, и её насаждение в век марсоходов и беспилотных автомобилей это дикость, которой в XXI веке не место. Да, соображения защиты сквера тоже играют свою роль, но в данном случае это всё-таки вторично. Потому что даже если церковь будут строить не в сквере, а где-нибудь на пустыре или в промзоне, то мы всё равно будем против её строительства, т.к. насаждение религии – это всегда зло, вне зависимости от конкретной локации.

P.S. в связи со свердловским протестами рекомендую погуглить хорошее стихотворение пролетарского поэта В.В.Маяковского «Екатеринбург-Свердловск» - там указано несколько хороших приёмов, как надо отвечать на штампы буржуйской, клерикальной и либеральной пропаганды.