"Троица"
Рублёва, кажется, всё
"В ответ на многочисленные просьбы православных
верующих президентом Российской Федерации В. В. Путиным принято решение о
возвращении Русской православной церкви чудотворной иконы «Троица», написанной
преподобным Андреем Рублевым," — говорится на
сайте РПЦ.
Это есть прямое нарушение Конституции РФ.
РПЦ как централизованная организация до 1991 года не имела
статуса юридического лица, который обрела в полном объёме на территории РСФСР
30 мая 1991 года при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава
Русской православной церкви на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О
свободе совести и религиозных организациях».
И как можно "вернуть" произведение искусства,
созданное в 15-м веке, организации, юридически образованной лишь в 1991-м году?
Более того, РПЦ как минимум со времен
Петра Первого целиком и полностью входила в состав государства, ее главой был
император, а управлял ей от имени империи обер-прокурор Священного синода.. То
есть национализация церковных ценностей происходила, строго говоря, без
противоречия с законами Российской империи, и, кстати, на тот момент не
вызывала особого противодействия церковной общественности.
источник - https://forum-msk.org/material/news/18163622.html
***
Последние 30 лет красные в России беспокоились о судьбе
главной святыни СССР — Мавзолея Ленина, который все Святые Девяностые из Кремля
тянулись снести, а с 2004 года каждый день Победы брезгливо заколачивают
фанерой. Но беспокоиться-то, оказывается, следовало как раз о главной святыне
России дореволюционной, каковой можно назвать знаменитую икону «Троица» работы
Андрея Рублёва. Потому что она, кажется, всё...
Из новостей: как сообщает официальный сайт Московской
Патриархии, Владимир Путин принял решение о передаче Русской Православной
Церкви иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым в XV веке. Икона будет
выставлена в течение года в храме Христа Спасителя, а затем займёт
«историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры».
Могут возразить: ну и что? Неужели церковь допустит гибель
собственной главной (в России) святыни? Что ж, посмотрим на прецеденты. Ведь
уже были иконы Рублёва, которые передавались церкви. Вот свидетельство
искусствоведа профессора Никиты Голейзовского,
который рассказывал в интервью «Известиям», как во Владимире стал свидетелем
следующей сцены: церковная уборщица деловито принялась вытирать настенные
фрески Андрея Рублёва мокрой тряпкой, намотанной на метлу. «На моих глазах
какая-то бабка подставила лестницу и стала протирать рублёвские
фрески метлой, обёрнутой мокрой тряпкой. Я заорал — не выдержал. На них даже
дышать нельзя, не то что тряпкой протирать. Она за
мной погналась с тряпкой и выгнала меня из церкви».
Весьма печальной оказалась и судьба некоторых древнерусских
икон, переданных церкви. В России сохранились считанные единицы произведений домонгольской живописи. Одно из них, знаменитая Боголюбская икона, ещё в 1990-е годы было передано церкви в
Успенский собор во Владимире. Отдавая икону, реставраторы позаботились о её
сохранности — изготовили специальную герметичную витрину-киот, в которой
постоянно поддерживался необходимый температурно-влажностный режим. Забота была
трогательной и... совершенно бесполезной, поскольку церковники через некоторое
время попросту отключили климат-контроль, а часть оборудования — продали.
Рассказывает реставратор Галина Цируль: «Оказалось, что две кассеты, которые
должны были поддерживать микроклимат в камере, просто не работали. Одну
монахини даже куда-то продали — такие вещи денег стоят. Икона стояла просто за
стеклом, всего-навсего закрытой на ключик. Тем временем плесень с соседней
стены благополучно ползла к иконе, прямо у витрины с образом постоянно стояли
живые цветы в воде... При осмотре рядом с местом, где она недавно висела,
выяснилось, со слов монахинь, что «здесь у нас крестильня
и, конечно, сыро». Вот ещё деталь, которая была бы смешной, если бы всё не было
так грустно: мы приподняли плинтус, а под ним — колония грибов! Со шляпками
даже». В результате состояние иконы катастрофически ухудшилось, и она была
фактически уничтожена плесневым грибком. Реставраторы сейчас не надеются
возвратить икону в состояние, пригодное для экспонирования...
Да ведь и саму «Троицу» в 2022 году, несмотря на протесты
искусствоведов, возили в Троице-Сергиеву лавру, где она находилась в течение полугода
в условиях, отрицательно повлиявших на её сохранность. Вернулась в Третьяковку
с изменениями состояния хранения. Казалось, этот печальный опыт должен был бы
кого-то вразумить. Но где там...
Фокус ещё в том, что это только с культурно-исторической точки
зрения икона «Троица» уникальна и неповторима. А по церковным канонам, любая
икона может быть скопирована и надлежащим образом освящённая копия-список
полностью заменяет собой икону древнего письма. Так зачем же церкви забирать из
Третьяковской галереи бесценный и уникальный с точки зрения культуры и истории
оригинал, если можно спокойно сделать точную копию, и она будет равноценной?
На первый взгляд, это бессмысленно. Но... как-то я писал,
что, слегка перефразируя Че Гевару: любая эпоха — что революция, что реакция —
подобна велосипеду: если она не движется вперёд, то падает. Вот отъём иконы
Рублёва из Третьяковки и последующая её обработка шваброй со святой водой — это
и есть, как ни грустно, такое продвижение нашей эпохи Реставрации вперёд.
Упёршись в одном месте, она непременно будет стараться двигаться в другом. Пока
не упрётся повсюду — но тогда упадёт. Снос Мавзолея сейчас не прокатывает,
понятно, что общество воспримет это крайне негативно, может произойти раскол.
Ну, ничего страшного, тогда двинем вперёд другие фигуры... Шах и мат! Прощай,
«Троица»...
Да, видимо, с творением Рублёва придётся проститься, как
простились мы навсегда со знакомой с детства античной аркой из Пальмиры,
которая была изображена на советских учебниках истории Древнего Мира и которую
снесли в 2015-м неугомонные клерикалы, Которых-Нельзя-Называть, под чёрными
флагами. Теперь вот и «Троица», похоже, всё... А ведь её идея гораздо шире
любой чисто религиозной, она имеет несравненно более глубокое, не побоюсь этого
слова, общечеловеческое значение. Это как бы послание, адресованное нам, да и
последующим поколениям, из далёкого XV века. Конечно, она общалась с нами на
том языке, на котором разговаривала та эпоха, а как же вы хотели иначе? Однако мы вполне могли этот язык понять и почувствовать радость от
взаимопонимания с людьми, жившими за добрых 600 лет до нас.
Но увы...
источник - https://forum-msk.org/material/news/18163401.html