Сторонники религиозного образования взывают к отсутствующей у них
совести
В Госдуму вчера был внесен
проект поправок в закон "О свободе совести", разрешающий преподавание
религиозных дисциплин в школе. Авторы документа не скрывают, что рассчитывают
узаконить школьный курс "Основы православной культуры", который Минобрнауки отказывается вводить в обязательную школьную
программу.
Поправки в закон "О свободе
совести" внес депутат от фракции "Родина" Александр Крутов. Документ предлагает разрешить преподавание
религиозно-философских дисциплин в государственных образовательных заведениях.
Речь в поправках не идет о конкретной конфессиональной дисциплине, однако
депутат Крутов не скрывает, что его усилия направлены прежде всего на введение в обязательные школьные
программы курса "Основы православной культуры". "Внося эту
поправку, мы подчеркиваем, что изучение основ православия необходимо,– объяснил
автор законопроекта.– Любой уважающий себя человек должен знать культуру
страны, в которой он живет, знать духовные ценности, на которых было построено
его государство".
Напомним, что курс "Основы
православия" не разрешено вводить в качестве обязательного
общефедерального предмета, однако закон "Об образовании" позволяет
преподавать его в рамках регионального компонента школьной программы. По данным
Минобрнауки, курс "Основы православия" в
той или иной форме преподается почти в половине регионов страны. Против этого
активно выступают неправославные конфессии.
Совет муфтиев России призывает администрации регионов "не раскачивать
конфессиональную лодку", а Конгресс еврейских общин потребовал от иудеев
сообщать представителям организации о принудительном обучении православию.
Против обязательного изучения основ православия выступает и Минобрнауки.
Ведомство настаивает на том, что в обязательных школьных программах должен
появиться лишь универсальный просветительский курс "История мировых
религий".
Главная претензия к курсу
"Основы православия" состоит в том, что регионам так и не удалось
сделать его светским: к преподаванию привлекались действующие священники, а
учебники строились по принципу проповедей.
Господин Крутов
это учел. В поправках указывается, что преподавать религиозный курс можно будет
лишь при условии, что он будет носить "историко-культурный, информационный
характер" и не станет "сопровождаться совершением религиозных
обрядов". "Пора ввести культурологическое, а не религиозное изучение
основ православной культуры,– заверил Ъ господин Крутов.–
Тогда министерство обязано будет с этим считаться, изменив общеобразовательный
компонент школьной программы". Возможно, желание депутата ввести предмет в
федеральный компонент школьных программ продиктовано и тем, что Минобрнауки уже разработало концепцию новых образовательных
стандартов, из которых региональный компонент исключен вовсе.
В РПЦ инициативу депутата
восприняли с благодарностью. "К сожалению, вполне очевидные
вещи, которые могли бы и не подкрепляться законодательно, из-за
противодействия борцов с культурой требуют реакции депутатов",– отметил
пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.
Один из главных защитников интересов православия в Госдуме, зампред комитета по
делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев ("Родина") уверен, что у поправок хорошие
перспективы. "Очень правильная и своевременная поправка,– заявил депутат
Ъ.– Дискуссия в Думе будет большая, но мы обязаны ее отстоять". Другой
зампред того же комитета Иван Васильев ("Единая Россия"), напротив,
считает, что поправки не пройдут: "Законопроект направлен на введение
основ православия, а мы еще не готовы вводить этот предмет в качестве
обязательного. Нельзя отдавать приоритет одной из конфессий:
тут же начнется возмущение других".
ПАВЕЛ Ъ-КОРОБОВ, ЮЛИЯ
Ъ-ТАРАТУТА,
газета "Коммерсантъ", 17 ноября 2006 года