Религия вызвала конфликты во все эпохи истории, заявляют ученые
МОСКВА, 22 дек – РИА Новости.
Анализ артефактов и культурных памятников империи индейцев майя показал, что
сочетание религии и политики обостряло и вызывало конфликты уже во времена
античности, когда вера в сверхъестественное, как считали ученые, всегда укрепляла
общество, а не разрушала его, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Anthropology.
"Не важно, что сегодня мы
не придерживаемся верований древних индейцев Мезоамерики
– в прошлом люди действовали, опираясь на свои религиозные взгляды, и эти
действия имели реальные последствия в материальном мире. Нам действительно
стоит усвоить опыт того времени и учитывать то, какую роль религия может играть
в политических процессах", — заявила Сара Барбер
(Sarah Barber) из
университета центральной Флориды в Орландо (США).
Барбер
и ее коллега Артур Джойс (Arthur Joyce)
из университета Колорадо в Боулдере (США) проводили
раскопки на территории штата Оахака в Мексике, где
расположены развалины целого ряда городов-государств, существовавших на
территории будущих империй индейцев майя и ацтеков в I и II тысячелетии до
нашей эры.
Эти индейские
"полисы", как рассказывают ученые, постоянно враждовали собой, что
мешало их объединению в единое государство, централизации экономики и усилению
торговли, а также приводило к множеству жертв (в том числе и в результате
жертвоприношений) и социальных потрясений.
По словам антропологов, их
коллеги традиционно рассматривали местные религии в качестве объединяющего
фактора – они, как считали исследователи, помогали объединять разрозненные
общества городов-государств и следовать одной и той же культуре. Барбер и Джойс решили проверить, так ли это было на самом
деле, сравнив памятники культуры – барельефы, украшения, элементы архитектуры –
в ряде враждовавших, а затем объединившихся городов в Оахаке
и в долине реки Риа-Верде.
Главным инструментом такого
религиозного объединения, как считали ученые, были традиции погребения усопших,
которые, по их мнению, помогали объединить сообщества этих городов. Раскопки,
проведенные Барбер и Джойсом, показали, что это было
не так – на самом деле, если верить археологическим памятникам, распространение
общих религиозных обычаев привело к масштабному конфликту между жреческой
верхушкой и региональными властями.
Это привело, судя по резким изменениям
в манере погребения и характере изготовления артефактов, к волне появления и
разрушения государственных и религиозных структур. К примеру, жители региона Риа-Верде воздвигали монументальные храмы, которые
становились полностью заброшенными меньше чем через 100 лет после их постройки.
Аналогичная судьба ожидала десятки деревень и городов, построенных в этот
период.
С другой стороны в Оахаке ситуация развивалась иначе – здесь появление
жречества и его конфликт с местечковыми вождями сыграло относительно
положительную роль, став толчком к созданию централизованного государства и
образованию региональной империи, стабилизировавшей общества
городов-государств.
Все это, как считают Барбер и Джойс, говорит о том, что религия не была
необходимым фактором в объединении разрозненных городов в империи Майя и других
государствах Мезоамерики в частности, и во всем
древнем мире в целом. Подобный вывод, по мнению авторов статьи, говорит о том,
что взаимодействию религии и политики следует уделять пристальное внимание и
сегодня, учитывая появление ИГ (террористической организации, запрещенной в
России) и множество религиозных конфликтов на Ближнем Востоке.