У жулика и вора Сидякина опять чешется не в том месте

 

Единоросс Александр Сидякин, известный скандальными законами о митингах и НКО, готов предложить парламенту законопроект о богохульстве. Депутат изучил законодательство Германии и Австрии, где оскорбление чувств верующих считается уголовным преступлением и сулит до трех лет лишения свободы. Эксперт отмечает, что в Европе за подобные преступления за решетку может попасть только одержимый религиозной ненавистью рецидивист.

Депутат-единоросс Александр Сидякин намерен ужесточить наказание за надругательство над религиозными святынями, сообщил он в понедельник в своем Twitter. По словам представителя пресс-службы депутата, текст законопроекта готовится, доработать его Сидякин планирует в ближайшее время. Уже в сентябре документ может быть внесен в нижнюю палату парламента. «Это необходимо сделать, поскольку тенденция пагубная складывается», — пояснили в пресс-службе позицию законодателя. Сам депутат сейчас находится в отпуске и недоступен для комментариев.

Единоросс вновь вдохновлялся зарубежной законодательной практикой, как и в случае со своими предыдущими инициативами: законы о митингах и об НКО, как указывал депутат, отсылают к соответствующим нормам, принятым во Франции и США. «Это такой же подход, как применялся с законом о митингах и т. д. И что они (демократические страны) пришли к такому пониманию: что необходима вот такая-то мера наказания за нарушения, связанные с религиозностью, с оскорблением чувств верующих, с осквернением, — пояснил представитель Сидякина. — Возможно, некоторую практику, которая есть за рубежом, перенести к нам в Россию и принять».

На этот раз единоросс Сидякин обратил внимание на законодательство Германии и Австрии, где осквернение религиозных святынь считается уголовным преступлением и грозит реальным заключением «кощунников» под стражу на срок до трех лет.

В немецком уголовном кодексе подобным преступлениям посвящены две статьи. Согласно статье §166 «Оскорбление веры, религиозных групп и идейных сообществ», за нарушение общественного порядка, выражающееся в публичных выпадах в адрес верующих, следует наказание в виде штрафа или тюремного заключения на срок до трех лет. Эти же санкции последуют в случае оскорбления действующих на территории Германии церквей, религиозных сообществ или групп людей, разделяющих какое-либо мировоззрение. В законе оговаривается, что ответственность наступает не только в случае публичных оскорблений верующих, но и при распространении текстов, унижающих чувства верующих.

Следующая статья уголовного кодекса Германии (§167) предусматривает наказание за вмешательство в исполнение религиозных обрядов. Так, создание помех проведению службы в церкви может обернуться трехлетним лишением свободы.

В австрийском законодательстве за это также предусмотрено наказание в виде заключения под стражу (§189), однако срок лишения свободы составляет лишь полгода (в случае если прерывание религиозного обряда сопряжено с насилием или с угрозой насилия, срок заключения возрастает до двух лет). В сравнительно безобидных случаях помимо шестимесячного заключения под стражу нарушителям также может грозить штраф, эквивалентный годовому заработку. Такое же наказание предусмотрено статьей «Оскорбление религиозных доктрин» (§188), под которым понимается оскорбление персоны или предмета, служащих объектами поклонения верующих, принижение идей и обычаев, а также достоинства руководителей церкви или религиозного сообщества.

Соответствующие статьи из уголовных кодексов Германии и Австрии в разгар процесса над Pussy Riot на своей пресс-конференции приводил замглавы МИДа Александр Лукашевич. Вскоре после его заявления с критикой в адрес замминистра иностранных дел выступил спецкор журнала «Эксперт» в Берлине Сергей Сумленный. По его мнению, Лукашевич использовал некорректное сравнение, поскольку правоприменительная практика существенно отличается от максимального наказания, предложенного законодательством.

«Чтобы по этой статье действительно получить длительное тюремное заключение, нужно очень долго и очень грубо, с насилием, с материальным ущербом нарушать закон. Надо учитывать, что если в данном преступлении усматривается некий политический контекст, то обычно людей вообще оправдывают», — рассказал Сумленный «Газете.Ru».

В большинстве случаев, по его словам, лицам, оскорбляющим верующих, грозит лишь штраф, причем правоприменение по стст. 166 и 167 постоянно смягчается. «Лет 30 назад действительно можно было получить какой-то небольшой тюремный срок. Последняя пьеса, которую запретили по 166-й статье, была запрещена еще в 1992 году», — напомнил журналист в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru».

Представитель депутата Сидякина сообщил, что единоросс ознакомлен с текстом Сумленного, опубликованным в «Эксперте». «Дискуссия жива, — признает представитель депутата. — Сейчас нужно подготовить юридическую основу и идеологическое обоснование. Действительно, это очень чувствительная сфера деятельности в нашем обществе». Однако, по словам представителя Сидякина, единоросс уверен, что «нельзя допустить развития тенденции. После приговора Pussy Riot в России участились случаи резких высказываний в адрес РПЦ, из регионов посыпались сообщения об оскверненных храмах и многочисленных спиленных крестах.

Грядущая законодательная инициатива — не первая попытка депутата Сидякина усилить ответственность за случаи святотатства. Полгода назад, вскоре после панк-молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя, единоросс вносил некоторые поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Тогда депутат предлагал изменить наказание за оскорбление чувств верующих, подняв существующие штрафы (сейчас они составляют 500—1000 рублей) или добавив в качестве возможного наказания административный арест на срок до 15 суток. Однако тогда правительство дало отрицательное заключение на законопроект, и документ лег в стол. Сейчас помощники Сидякина выражают надежду на то, что позиция правительства и субъектов федерации могла измениться.

источник -  http://www.gazeta.ru/politics/2012/08/27_a_4738973.shtml

 

Наш комментарий:

ссылка на то, что в законах некоторых европейских стран (ещё бы Иран с Пакистаном для комплекта приплели!) есть статьи за "богохульство", неправомерна. В ряде стран действительно ещё остался такой позорный пережиток средневековья, как уголовные наказания за богохульство - но это потому, что в этих странах не было не то что социалистической, но даже последовательной буржуазной революции, которая бы покончила с этими позорными пережитками средневековья. Уверен, что в законодательстве Франции или восточноевропейских стран Сидякин не найдёт статьи о "богохульстве"

 

Справка

Как карают за богохульство в Европе?

 

Во французском законодательстве Четвертой и Пятой республики не существовало каких-либо уголовных статей, карающих за преступления на почве оскорбления религии. Между тем с 1957 по 1994 годы существовала ст. 283, подразумевавшая до двух лет тюремного заключения и штраф до 30 тыс. тогда еще франков за создание и распространение любым способом материалов, «противоречащих добрым нравам». Правоприменение по ней, впрочем, было весьма либеральным – еще за шесть лет до отмены статьи суд отказал в запрете фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», нашумевшего в свое время и в России, указав, что защита прав верующих не должна необоснованно ущемлять права на творческое самовыражение. В 2005 и 2007 годах суды оставили без удовлетворения иски, требовавшие наказать газеты La Libération и Charlie Hebdo за публикацию карикатуры на обнаженного Иисуса Христа с презервативом и перепечатку датской карикатуры на пророка Мухаммеда в тюрбане в виде бомбы.

Британское законодательство избавилось от статей «богохульство» и «богохульное оскорбление» в результате реформы, проведенной в 2008 году с подачи лейбористского правительства Гордона Брауна. Положения нового Уголовного кодекса распространились только на территорию Англии и Уэльса, где последнее уголовное дело по «богохульству» датировалось 1979 годом, однако в Шотландии преступления подобного рода были также де факто декриминализованы – там за «произнесение ругательств против бога и священного писания в насмешливой манере» не приговаривали к уголовным наказаниям 1843 . В Северной Ирландии, где действует особое Ирландское обычное право, попытка отменить понятия «преступления богохульства и богохульного оскорбления» провалилась в парламенте, хотя ни одного случая уголовного преследования по сходным статьям в современной истории зафиксированы не были. Чувства верующих в Англии и Уэльсе защищает ч. 3а «Ненависть на религиозной почве» Акта 2006 года о расовой и религиозной ненависти, позволяющей приговорить разжигающего ее к семилетнему заключению и штрафу.

В католической Ирландии «богохульство» запрещено на самом высоком уровне – ст. 40.6.1 Конституции 1937 года говорит, что «публикация или богохульные, крамольные или непристойные высказывания являются преступлением, которое наказывается в соответствии с законом». До 2009 года в соответствии с Актом о диффамации 1961 года богохульство являлось уголовным преступлением, каравшимся наказанием до 7 лет тюремного заключения и штрафом в £500, однако на практике применить эту норму с 1855 года попытались лишь однажды в 1999 году, когда в отношении газеты Irish Independent и ее редактора Ангуса Фэннинга был подан гражданский иск за карикатуру, изображавшую священника, которого шпыняют лидеры ведущих политических партий – речь шла о референдуме 1995 года о разрешении разводов. Этот иск остался без удовлетворения, а десять лет спустя был принят новый Акт о диффамации, который выводил богохульство из числа уголовных преступлений. Ст. 36 этого закона установила наказание за преступление против религии в виде штрафа до €25 тыс., специально указав, что богохульство не является преступлением, если ответчику удастся доказать, что его публикации или слова «могут быть найдены имеющими литературную, артистическую, политическую, научную или исследовательскую ценность». За пределы понятия «богохульство» была также выведена критика деструктивных культов. С тех пор эти положения не применялись, а действие конституционной статьи – фактически заморожено, хоть и не отменено формально – для этого требуется конституционный референдум, провести который с 2011 года обещают главные политические силы страны.

В нидерландском уголовном законодательстве ст. 147 появилась в 1932 году как ответ коммунистам, требовавшим отменить государственное празднование Рождества. Наказание в три месяца тюремного заключения грозит, согласно ей, всем хулящим именно бога, но не святых или иные религиозные ценности. При этом обвинение должно доказать злой умысел в богохульстве, в противном случае, даже если верующие чувствуют себя оскорбленными, должен следовать оправдательный приговор. Последний случай применения этого закона относится к 1966 году – тогда был осужден автор романа «Ближе к тебе» Герард Реве, описавший в нем секс с богом, вополотившимся в виде осла. Реве, кстати, после двух лет разбирательства был оправдан. В 2011 году нидерландские законодатели решили было избавиться от этого «юридического анахронизма», но из-за решения консервативной Народной партии за свободу и демократию, поменявшей свое мнение и отказавшей в апреле этого года в поддержке отмены «богохульной» статьи, эта норма осталась в законодательстве.

 

Бельгийское законодательство наказаний за преступления против религии как таковой не предусматривает, ст. 142-146 УК королевства говорят о тюремном заключении на срок от восьми дней до трех месяцев и штрафе от €26 до 500 за организацию «шума или беспорядков, которые помешали, задержали или прервали отправление культа в местах, обычно предназначенных для его отправления, или публичную церемонию в рамках этого культа». Если же «будет нанесено оскорбление предметам культа» в ходе его отправления, то тюремное наказание увеличивается до 15 дней—6 месяцев, штраф при этом остается тем же. Защита религиозных обрядов распространяется только непосредственно на места отправления культа и религиозные церемонии – оскорбление религии вне этого контекста не преследуется, хотя в УК Бельгии существуют и иные статьи (383-386), защищающие «общественную нравственность».

В датском законодательстве существует уголовная статья 140, которая постулирует, что тот, кто «высмеивает или оскорбляет любую законно существующую религиозную общину, религиозную доктрину или объект поклонения, наказывается штрафом или лишением свободы на срок до 4 месяцев». Правоприменения по этой статье, правда, нет с 1938 года. Свобода высмеивания религии была подтверждена судебным решением 2006 года по ставшему всемирно известному делу о карикатурах на пророка Мухаммеда, опубликованных в газете Jyllands-Posten. Схожая ситуация и в Норвегии, там аналогичная ст. 142 УК не применяется с 1936 года, с оправдания поэта Арнульфа Эверланда, выступившего с лекцией «Христианство – десятая чума». При этом в статье указано, что уголовное преследование может быть начато исключительно в тех случаях, когда этого требует «общественный интерес».

Шведское законодательство избавилось от понятия «богохульство» в 1949 году, когда был принят закон о свободе религии, включавший в себя положения и о защите всех религий от посягательства. В 1970 году, однако, было решено отказаться от особых норм по кощунственным преступлениям. В настоящее время в королевстве преступления на почве религиозной розни определяются §8 ст. 16 УК, карающей проявления ненависти на почве расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения или вероисповедания» тюремным заключением на срок до двух лет.

Финское законодательство, напротив, содержит отдельную ст. 10 гл. 17 УК «Нарушение святости религии», закрепляющую, что «лицо, богохульствующее против бога или публично порочащее или оскверняющее с оскорбительными намерениями то, что считается священным церковью или религиозной общиной» или «нарушающее совершение церковных обрядов, иных схожих религиозных ритуалов или похорон, должно быть приговорено за нарушение святости к религии к штрафу или заключению на срок не больше шести месяцев». Суровость языка не означает суровой практики, последние сроки по этой статье получили в 1964 и 1969 годах, писателю Ханну Саламе за его роман «Середина лета» и художнику Харро Коскинену за картину «Мессия-свинья». Нормы закона, однако, продолжают применяться – к штрафам приговариваются, например, за нецензурную брань в отношении религиозных обрядов в интернет-чатах.

В странах Южной Европы отношение к преступлениям против бога и религии также относительно мягкое. В Испании закон о богохульстве был отменен в 1988 году в рамках демократизации после падения режима каудильо Франсиско Франко, опиравшегося в том числе на реакционные элементы в испанской католической церкви. Преступления на почве религиозной ненависти в виде оскорбления «религиозных чувств, догм, верований и ритуалов», согласно ст. 525 УК иберийского королевства, заслуживают штрафа и наказания в виде лишения свободы на срок от 8 до 12 месяцев. Правда, такое же наказание последует и в случае публичного унижения тех, «кто не исповедует никакую религию или не придерживается никакого верования», т.е. атеистов.

 

Итальянское законодательство долгое время было одним из самых жестоких из стран региона. Статьи 402-406 УК с 1930 года (т.е. принятые во времена фашистского режима Муссолини) запрещали оскорбление государственной религии, которым до 1985 года считалось католичество, а после этого – оскорбление любого верования. При этом на протяжении последних полутора десятилетий суды воспользовались этой нормой в отношении артистов лишь дважды – фильмы «Я вас приветствую, Мария» и «Последнее искушение Христа», однако, не были признаны нарушающими запреты. Меньшее уголовное деяние, «богохульство», в 1999 году было декриминализировано, став административно наказуемым деянием. Статья 724, не изменив свой порядковый номер, теперь постулирует, что всякий допустивший «публичные проклятия или оскорбительные высказывания по отношению к божеству, должен наказываться штрафом от €51 до 309». Кстати, такое же наказание устанавливается той же статьей и за публичное оскорбление мертвых, а оскорбление богородицы или святых, согласно правоприменительной практике, является допустимым, поскольку к числу божеств они не относятся.

Православная Греция, напротив, от понятия государственная религия не отказалась, так что статьи 198, 199 и 201 УК устанавливают наказания за «злостное богохульство», «богохульство в отношении религии» и нарушение неприкосновенности захоронений на срок в три месяца в случае «выражения публичного неуважения к богу» и на 2 года – за богохульство и хулу на Греческую православную церковь и другие религии, признанные в Греции, а также за осквернение захоронений. По этому закону в 2003 году к шести месяцам заочно судом первой инстанции был приговорен австрийский художник Герхард Хадерер, автор комикса «Жизнь Иисуса», в котором тот был изображен в виде хиппи. Два года спустя Апелляционный суд Афин оправдал автора и его издателей. В 2003 году по заявлению ультраправого политика Гиоргиоса Карацафериса был начат процесс в отношении куратора художественной выставки Outlook 2003 Христоса Иоакимидиса, согласившегося экспонировать картину бельгийца Тьерри де Кордье «Кропление святой водой», изображавшую эякулирующий на распятие пенис. Гособвинение согласилось с тем, что «богохульство» имело место, но в 2006 году магистратский суд Афин решил иначе, оправдав куратора.

 

источник - http://www.gazeta.ru/politics/2012/08/27_a_4738973.shtml?incut1