Из области занимательного религиоведения

 

При наблюдении за непрекращающимися попытками церковников вмешиваться в жизнь общества, обратил внимание на одну такую вещь: у клерикалов разных религий, как и в животном мире, самая ожесточённая борьба - внутривидовая.

А именно, чем более близкородственными по отношению друг к другу являются те или иные две религиозные конфессии, тем более конфликтные и непримиримые отношения между ними.

Так было не всегда: истории известны множество войн между христианами и мусульманами; до ХХ века включительно и те и другие ожесточённо враждовали с иудеями и др. А сегодня, наоборот, в тренде конфликты между близкородственными религиями.

Скажем, христиане и мусульмане в наше время достаточно мирно уживаются друг с другом. На путинских посланиях патриарх Гундяев и верховный муфтий сидят чуть ли не обнимку вместе с примкнувшим к ним байкером в шапке-пидорке. Западные христианские лидеры гостеприимно принимают в свои страны мусульманских переселенцев, а магометанин Кадыров теперь числится в числе главных защитников православных ценностей.

А вот отношения между различными течениями в христианстве, например, между католиками и православными, уже более конфликтные. Вспомните, например, каких трудов стоило римскому папе договориться о встрече с патриархом Гундяевым. И когда наконец в кои-то веки встретились, это преподносили как великое событие. Говорят, они так долго не могли встретиться, потому что Гундяев очень долго говнился и никак не мог согласиться ни на одно предлагаемое место встречи: типа, если Гундяев поедет в Ватикан - то это будет выглядеть, как будто он поехал на поклон к римскому папе, а если, наоборот, римский папа поедет в Россию - то это будет выглядеть, как будто он едет тут миссионерствовать католичество. Еле сговорились на экстерриториальной площадке в атеистической стране :-)

А вот разборки между различными ответвлениями православия - это настоящий цирк с конями. Самый цирк с конями здесь происходит, конечно, же на Украине. Там есть три конкурирующие между собой православные конфессии, которые по мифологии и обрядам ничем не отличаются друг от друга, и вся разница между ними в том, кому достаются деньги, собранные с доверчивых верующих. Есть украинский филиал гундяевской РПЦ, которые перечисляют деньги Гундяеву. Есть самостоятельная украинская православная церковь, которая считает, что зачем перечислять деньги в соседнее агрессивное государство, если мы и сами можем освоить их не хуже. И есть, наконец, униаты на западе страны, которые по своим обрядам и мифологии не отличаются от двух предыдущих, но платят десятину в Ватикан. И вот этих своих конкурентов РПЦ ненавидит совершенно иррациональной ненавистью - интересы своего кошелька для них важнее, чем общее вероучение.

Есть нечто подобное и в России - недавно мне довелось видеть у одного из популярных клерикальных блогеров пост под заголовком типа «Почему старообрядство является самым страшным из всех грехов». Или вспомните все религиозные скандалы последних лет - начиная с Pussy Riot, заканчивая «Матильдой». Ведь ни Толоконникова, ни Учитель явно не имели намерения оскорбить чьи-то религиозные чувства, наоборот, они всегда позиционировали себя как верующие, православные, и набожные люди. Но клерикалов почему-то особо возбуждает не то, когда кто-то отказывается почитать их «святых», а то, что кто-то почитает их «святых» каким-то «неправильным» образом.

Забавный случай был в начале 2013 года, когда практически одновременно произошли два религиозных скандала. С одной стороны, известный атеист Александр Невзоров рассказал смешную пошлую историю про «святого отца Пигидия», с другой стороны - православный христианин Станислав Белковский опубликовал в «МК» статью с предложениями о реформации РПЦ. Реакция клерикалов была более чем странной - антирелигиозных выпадов атеиста Невзорова они просто не заметили, а на православного Белковского развязали ожесточённую травлю за его безобидную и невнятную статью. А всё потому, что Белковский в этой статье предложил покуситься на кошелёк РПЦ, а это для церковников более чувствительно, чем полчища пигидиев.

Почему так происходит? Всего-навсего потому, что сейчас капитализм. Чем более близкородственные друг к другу те или иные религиозные конфессии, тем более пересекающаяся у них паства и тем сильнее конкуренция за деньги, собираемые с этой паствы. Приведу пример из мира бизнеса: например, вряд ли можно себе представить конкуренцию, например, между «Мерседесом» и IBM, потому что рыночные ниши этих компаний никак не пересекаются. А вот между «Кока-колой» и «Пепси-колой» происходит непрекращающийся ожесточённый срач, несмотря на то, что эти компании производят совершенно идентичные линейки продукции. Вот и церковники наконец-то вписались в капитализм - конечно, с опозданием, когда капитализму вообще-то пора бы уже на свалку истории - но церковники они всегда такие тормознутые.

Спрашивается, какие практические выводы следует сделать из описанного явления? Выводы следует сделать такие: в борьбе с религией нельзя подстраиваться под «чувства верующих» - их доверия этим не привлечёшь, а репрессии на себя навлечёшь. Такой пример: когда церковники намереваются построить церковь на месте парка или сквера, как, например, в той же Торфянке или где-то ещё - то протестующие жители на акциях протеста обычно жалко блеют: «Да мы сами православные, мы не против храма, мы за, но только, пожалуйста, где-нибудь не у нас, а в другом месте». Но клерикалов это обычно не трогает и они начинают обвинять своих братьев по вере в «храмоборчестве» и всех прочих грехах. А надо в таких случаях прямо заявлять: религия это зло, поэтому не надо вообще строить никаких церквей нигде и никогда. Клерикалы с обеих сторон не поймут, о чём вы вообще ведёте речь, и поэтому вас не тронут. А нормальные люди, не заражённые религиозными предрассудками, увидят в вас своего человека и присоединятся к вашей антиклерикальной борьбе.