Крещенское чудо, или Вода на газетке

 

Утро. Еще не до конца проснувшись, с трудом разбирая дорогу, иду на работу. Прохожу парк - вижу вереницу людей и полицию. Огибаю церковь, прохожу мимо больницы - снова вереница людей и несколько полицейских с выражениями скучающего страдания на лицах. Понедельник - день тяжелый.

Вечер. Идем с работы, и мама просит донести ей от церкви до дома две бутылки воды по 5 литров. Вот тут-то и началось...

Сперва оказалось, что эти бутылки ни в коем случае нельзя ставить на землю.

 - Я в очереди слышала, что нельзя на землю, потому как это святая вода. Там одна женщина ругала за это другую, которая поставила бутылки на землю.

 - Размагнитится, что ли? - спрашиваю я с удивлением и немалой иронией.

Потому как всегда думал, что российское православие не входит в число тех религий, где земля - стихия нечистая. Скажу даже больше: отождествлялась с Богородицей.

Но что до мнения какого-то язычника простому постсоветскому инженеру, которая, не будучи крещеной, регулярно носит домой крещенскую воду?

Впрочем, мама действительно едва ли подпадает под определение «православная», ибо дальше бытового фетишизма вида «поставить иконку для галочки» православность не идет. Впрочем, количество телевизоров в доме существенно превышает количество икон, что символично.

Продолжая беседу о возможности «рассвятить» святую воду в пластиковой бутылке, поставив ее на землю, я задал свою любимый вопрос:

 - Ну ладно. Вот, допустим, на Крещение вся вода делается крещенской, так?

 - Так.

 - Во всех водоемах, так?

 - Да, у нее структура меняется. Я смотрела фильм про то, как японцы это доказали, и БиБиСи тоже делало фильм.

(океееей, продолжаем)

 - Вода в бутылке как долго остается крещенской?

 - Все время остается.

 - А в озере она когда и почему перестает быть крещенской?

И вот тут обычно ответом бывает суровое молчание.

В этот раз, впрочем, мама предложила, что на воду в озере влияют различные факторы окружающей среды, которые возвращают состояние вещества в «некрещенское».

Коронный вопрос, вишенка на торте этой высокодуховной дискуссии:

 - А какая структура может быть у жидкости? Один атом кислорода, два атома водорода, никакой постоянной структуры у жидкости нет и быть не может - молекулы свободно движутся, удерживаемые только взаимным притяжением.

Снова вопрос повис в воздухе, снова мне сослались на некие документальные фильмы, которые крутят по телевизору. Очень документальные.

За этим диалогом мы дошли домой.

Едем в лифте.

 - Мам, а можно на пол лифта бутылки поставить?

 - Пожалуйста, не надо.

 - Тоже «размагнитится»? Но ведь лифт не на земле. Как и скамейка и столик, на который ты ее уже ставила.

 - Не надо.

Океееей.

Приходим к квартире, открываем дверь. Ставить на пол перед квартирой тоже нельзя - «раскрестится» вода, и мама пойдет набирать снова.

Приходим домой. Снимаю верхнюю одежду, обувь. Кладу сумку на диван в своей комнате. Иду обратно, и вижу картину: комната; в комнате на полу стоят бутылки.

Удивленно спрашиваю, как же так. «Я их на газетку поставила - говорит мама.

Это было, простите за каламбур, последней каплей.

«Газетку! Газетку! Газетку!» - говорю я, долбясь лбом в дверь. Смеюсь истерически и безудержно, ибо это уже явный перебор. Я так не могу.

Видите ли, я - «гуманитарий». А вот мама моя - «технарь». Технарь, которая, окончив во временя СССР приборостроительный институт, всю жизнь проработала инженером на предприятии, разрабатывающим ракетные двигатели.

Тем не менее, знания физики отнюдь не мешают с серьезным лицом рассказывать мне про то, как святая вода перестает быть святой, если поставить ее на землю/асфальт/пол лифта - если, конечно, не подложить газетку.

Инженер советской закалки верит в это, а также с огромным удивлением и шоком слушала, что, якобы, никем и не отрицается факт зажигания «благодатного огня» от лампады/зажигалки/иных подручных приспособлений. Как же так - недоумевала она - ведь всюду по телевизору говорят, что это неизвестное науке чудо. Правда, на «чуде» настаивают такие сугубо светские персоны, как моя некрещеная мама и глава «РЖД» Якунин, а вот всякие духовные лица типа греческого патриарха или дьякона Кураева и не претендуют, что там что-то самовозгорается.

Заставить человека с физико-техническим образованием, всю жизнь работавшего по специальности, верить в эту чушь и заставлять меня не ставить пластиковые бутылки на пол, чтобы чудесная вода не потеряла свою магическую силу... это действительно великое религиозное чудо. Только что-то мне не по себе от таких чудес.

 

==============================================================

 

Важное замечание вместо эпилога.

Наверное, читая эту запись, многие могут счесть, что я типичный интернетовский тролль-атеист, любитель рассуждать о физической возможности непорочного зачатия и тому подобном.

А вот и ничего подобного. Автор этих строк - человек религиозный и верующий. Опаньки.

Дело все в том, что нужно четко отличать веру от суеверности. Вера идет от мировоззрения. Я действительно некоторый период жизни, около двух лет, был воинствующим атеистом. Но потом пришел к выводу, что мое ощущение и восприятие мира построено иначе. Конечно, я не считаю даже близко, что Луна на небе на самом деле - женщина в белом платье; что по лесным чащам скачет рогатый мужик, который умирает и возрождается каждый год; что мир создан, к примеру, из костей великана Имира или яичного белка.

Но я верю, что почитание нашей земли, уважение к этому миру, умение видеть общий порядок в окружающих событиях - здоровое, полезное и естественное мировоззрение. Я зажигаю свечи на домашнем алтаре не потому, что хочу клянчить что-либо у Богов или же боюсь, будто они накажут меня за нерадивость. Но иногда я, все же, зажигаю там свечи, ставлю соль в глиняной мисочке и воду в каменном бокале, и курильницу с нитями дыма благовоний, который клубится вокруг изображений божеств - тогда, когда мне нужно обратиться к той связи, которую я называю религией; укрепить эту связь; почувствовать ее в себе и вокруг. Это я называю религиозностью и духовной жизнью.

И, вот ведь какое дело, вера не нуждается в чудесах.

Скажем так - не нуждается в чудесах в виде «крещенских вод», «благодатных огней», пьющих молоко индийских статуй, десятилетиями живущих без еды индийских йогов, говорящих кактусов и прочей чепухи, за которую, откровенно говоря, просто стыдно.

Верю ли я в чудеса? Нет. Я в них знаю. Но только понятие «чуда» у нас серьезным образом искажено и превращено в аттракцион.

Как это ни парадоксально, но одно из лучших изложений того, что есть чудо, ВНЕЗАПНО выдали два клоуна, а не какие-нибудь пафосные шаманы, митрополиты или муфтии.

Кстати, уже не первый раз так и происходит - правда приходит не оттуда, откуда ее ждут, а откуда придется. Весьма символично.

Вера не нуждается в чудесах постольку, поскольку природные явления, смена времен года, сам факт нашей жизни, разума, культуры, поворты нашей судьбы уже достаточное чудо.

Вера идет от мировоззрения, а вот у суеверности один источник - невежество. Поэтому явлениям веры можно (и нужно) давать поъяснения - чтобы человек четко понимал, что и зачем делает, совершая те или иные ритуальные действия, отправляя культ... а суеверность не объясняет, не может объяснять, и не хочет объяснять. Почему разбитое зеркало влечет несчастья? Почему нельзя рассыпать соль? Почему лечит «поясь Богордицы»? Почему «крещенскую воду» нежелательно пить женщине в «критические дни»? ДА ПОТОМУ! И все тут. Потому, что это суеверия и чушь.

Наконец, можно ли разумно объяснить, почему не нужно ставить бутыль с крещенской водой на пол? Вообще-то, да. Объяснение звучит так: человеку надлежит обращаться со святынями почтительно, если он(а) желает, чтобы они сохранили святость. Почтение, однако, вещь сугубо индивидуальная и проявлять ее можно по-всякому - поэтому крещенская вода совершенно необязательно должна терять флюиды святости от контакта с полом (без газетки или с ней); поэтому икона, уроненная в сточную канаву, может не потерять своей святости, а может и не приобрести ее после недели каждений с ладаном. По этой же причине, кстати - ау, коллеги-оккультисты! - резать колбасу ритуальным ножом, технически, можно. Можно давать его в руки другим людям. По одной простой причине: важны чувства и искренность, а не формальное табу. Первое называется верой, второе - суеверностью.

И вот как раз от суеверности и идут те самые комичные на грани самопародирования попытки натянуть на религиозный миф наукообразное объяснение - то есть, смешать в кучу то, что хорошо по отдельности и несовместимо вместе. Плохо, когда мифы претендуют на научность, и ничем не лучше, когда наука начинает заниматься мифотворчеством.

Поэтому, кстати, я считаю всяких там якуниных с поясами богородиц, кеннетов ховиндов с его библейскими динозаврами и прочих исследователей плащаницы самыми что ни на есть богохульниками, кощунниками и людьми, злостно занимающимися профанацией священного. В свою очередь, столь ненавистные суеверным «верунам» невзоровы и дулуманы, таксили и доккинзы - напротив, лучшие друзья и товарищи людей верующих, поскольку справедливо разоблачают то, что превращает веру и духовную жизнь в суеверность и табу.

Тем, кого утомили эти полуночные излияния, могу предложить схоластическую задачку в стиле ангелов на кончике иголки:

Если налить святой воды в унитаз, что мы получим: освященный унитаз или оскверненную воду?

 

источник - http://a-zatvornik.livejournal.com/217070.html