ЭТО СТРАШНО

Предлагаем вам ознакомиться с публикацией из семигинской «Родной газеты» №18 за 2005 год. Мы не будем давать никаких комментариев, просто выделим шрифтом наиболее «выдающиеся» пункты. Это всё происходит не в каком-нибудь Средневековье, а в XXI веке – в век атома, космоса и интернета.

 

МАРИШКЕ ЗАЙЦЕВОЙ ПЯТЬ ЛЕТ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ДЕВОЧКИ, КОГДА ОНА БЫЛА СОВСЕМ МАЛЕНЬКОЙ. НО НЕДАВНО У РЕБЕНКА ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ МАМА. ЕЕ ЗОВУТ ИОАННА. ЕЙ 83 ГОДА. ОНА – НАСЕЛЬНИЦА СВЯТО-ВАРСОНОФИЕВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ (СЕЛО ПОКРОВ-СЕЛИЩИ, МОРДОВИЯ). КРОМЕ МАРИШКИ В ОБИТЕЛИ ЖИВУТ ЕЩЕ 17 ДЕВОЧЕК. КОРРЕСПОНДЕНТ «РОДНОЙ ГАЗЕТЫ» ОЗНАКОМИЛСЯ С ОСНОВАМИ МОНАСТЫРСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Первые дети в Свято-Варсонофиевском монастыре появились сразу после открытия обители, в 1998 году. Несколько священнослужителей тогда отдали своих дочерей на воспитание. Ирину Савоськину из села Куртошки Атюрьевского района привезла в обитель набожная мать. Ире тогда было 7 лет.

– До меня в нашей семье уже были дети: мальчик и девочка, – рассказывает Ирина. – Однажды, когда мама была на работе, дома начался пожар. Братик и сестренка не сумели выбраться наружу и сгорели. Мама очень переживала и винила себя в их гибели, а потом поклялась, что если у нее еще будет ребенок, то он посвятит себя служению Богу. Через год родилась я.

Сейчас Ире четырнадцать. В конце мая она будет сдавать выпускные экзамены в местной общеобразовательной школе. Полученные оценки на будущее девочки не повлияют. Она твердо решила остаться в обители.

Ровно в восемь утра, получив благословение настоятельницы монастыря матушки Варсонофии, 10 девчонок выходят из ворот обители. Черные школьные сарафаны до пят, белые платочки, за спиной ранцы с тетрадями и учебниками. Из храма Божьего – в храм светских знаний.

Впрочем, общение со сверстниками и учителями на мировоззрение девчонок, полученное в монастыре, не влияет. Скорее наоборот, покров-селищенская школа находится под монастырским влиянием.

Закон Божий

Это в столице чиновники не могут решить, нужен в общеобразовательной школе факультативный предмет по основам православия или нет. Здесь, в деревенской школе, уже пять лет подряд три раза в неделю после занятий дети учат Закон Божий.

Я сразу детям говорю: есть научная точка зрения, а есть другая, православная, которой придерживаюсь я, – рассказывает руководитель кружка Надежда Беляева, по совместительству преподающая химию и естествознание. – И, знаете, ученики тоже отдают ей предпочтение. Например, в пятом классе я объясняла теорию Дарвина, а потом провела опрос: считаете ли вы, что человек произошел от обезьяны или что его создал Бог? Все дети ответили, что Всевышний, кроме Саши Капаева. Но он сказал про обезьяну не от души, а чтобы выделиться.

Мать и дочь

Официально детского приюта при монастыре не существует. Девочки попали в обитель благодаря хлопотам духовника монастыря игумена Алексея. Он считает, что церковь должна помогать обездоленным. Воспитанницы его называют папой, а монахинь, которые следят за их воспитанием, – мамами.

– Мама моя пришла! – бросается к старушке в черной одежде пятилетняя Маришка Зайцева.

– Ну какая же я тебе мама, мне уже девятый десяток идет, – гладит кроху по голове монахиня. – Хорошая ты моя… Она же совсем не разговаривала, когда ее сюда привезли.

Маришка больна детским церебральным параличом, мать отказалась от нее в роддоме.

Детей у сестры Иоанны никогда не было. Она родилась в 1922 году в небольшой деревушке под Киевом. Родители дали ей имя Люба. Но с любовью у Любы не заладилось. Помешала война. Ее жениха забрали в армию в первые дни войны, и он сгинул в огненном водовороте. А Люба осталась на оккупированной земле. Пять раз ее отправляли на работу в Германию, но девушка сбегала. Люба участвовала в звенигородском подполье, помогала партизанам. К Богу пришла после того, как ее едва не повесили полицаи.

– Молодые ребята, здоровые. Они меня долго били. А потом сказали, что сейчас будут вешать. И тогда я в первый раз начала молиться. И они вдруг засуетились. Оказалось, их начальство приехало. Казнь перенесли на утро. А меня заперли в сарае. Там окошко было, маленькое. Как я в него пролезла? Не знаю.

Маришке о войне Иоанна не рассказывает. Для девочки у нее припасены истории из жития святых и об Иисусе.

Я ее по вечерам молитвам учу, а днем она в нашем детском садике играет.

Колыбельная молитва

Детский сад для монастырских девочек располагается в небольшом кирпичном домике. Есть игровая комната, спальня и столовая. Повсюду на стенах висят иконы.

– Спасибо Господу за то, что у нас есть еда хорошая, есть папа и мама, есть сестры, и они нас воспитывают быть полезными Богу и обители, – читает импровизированную молитву присматривающая за детьми паломница из Москвы Татьяна.

Девочки, лежа в кроватках, повторяют за ней. Педагогического образования у Татьяны нет. Но она знает точно, что днем малышки должны обязательно спать.

– Если начнешь сказку читать, девочки не заснут. Им ведь захочется картинки посмотреть, – объясняет женщина тонкости монастырского дошкольного воспитания. – А под молитву они хорошо засыпают. В обители без молитвы нельзя. Малышкам у нас хорошо. Здесь они напоены, накормлены, воспитываются в святости. А какое бы будущее ждало их в миру?

У всех крошек биографии похожи. Все родились в неблагополучных семьях. У Кати Тарасенко родители спились. Девочку воспитывала бабушка. У Насти Гуськовой отец сидит за убийство матери. Девочки в любом случае должны были воспитываться в детдомах. По данным НИИ воспитания и семьи, почти 90 процентов выпускников российских детских домов не находят своего призвания в жизни. Вот только у них всегда есть шанс изменить свою жизнь. А даст ли его монастырское воспитание?

Детские мечты

Недавно Насте Бурлаковской исполнилось 7 лет.

1 сентября она должна пойти в школу.

– А я не хочу, – упрямится девочка, – там все равно ничему хорошему не учат. Я хочу схимницей стать.

С мечтой о постриге в монахини живут все девочки. Ни одна из воспитанниц так и не покинула стен монастыря.

Лилии Ивановой 15 лет. Она в прошлом году окончила школу, выигрывала районные олимпиады по химии, но идти учиться дальше отказалась. Теперь Лиля помогает младшим воспитанницам познавать православные истины.

– Здесь я чувствую себя нужной. А что я буду делать там? – говорит она.

Другой мир для девчонок начинается сразу за стенами монастыря. Хотя покров-селищенская школа и старается жить по православным канонам, воспитанницы знают, что сильно отличаются от своих сверстниц. Они не слушают современную музыку, не смотрят сериалы, не следят за модой. Брюки и мини-юбки для них под запретом. А поход на танцы – грех.

– Нас и не тянет на дискотеку, – говорит Ирина Савоськина. – Там срам один и шум. От танцев толку нет, лучше помолиться поусерднее и поработать для процветания обители.

20-летняя Надежда тоже молится и трудится на благо монастыря. Четыре года назад она приехала в обитель вместе со своей матерью. Теперь Надя доит коров на монастырской ферме. Когда я спрашиваю, не думала ли она о замужестве, Надя смущается. Ведь она посвящена Богу. Так ее учили с детства, а потому подобные вопросы неуместны.