http://scilla.ru/content/view/3947/2/
Сегодня Государственная Дума посвятила примерно час обсуждению вопроса о
бытии божьем. Это случилось по инициативе коммуниста – профессора
мехмата Бориса Кашина (не путать с Владимиром Кашиным). Он внёс проект
федерального конституционного закона о следующем изменении написанных
Сергеем Михалковым слов государственного гимна:
в двенадцатой строке текста Государственного
гимна Российской
Федерации слово «Богом» заменить словом «нами». [хранимая нами родная земля]
Проект был подготовлен со всей тщательностью.
Кашин сделал запрос в
Государственный академический русский хор им. А.В.Свешникова и получил
ответ, что расходы по созданию новой качественной аудиозаписи гимна
составят 120.000 рублей, после чего её можно сделать общедоступной,
разместив в Интернете.
Закон больше года кочевал из повестки в повестку,
а тем временем
братья по фракции коммунистов уговаривали Бориса Кашина его отозвать. Но
не уговорили, и пришли к выводу, что «лучше ужасный конец, чем ужас без
конца», ведь закон маячил в думских законопроектных календарях из месяца
в месяц, подрывая дипломатические отношения партии с Церковью.
Правительству законопроект также не пришёлся по
нраву. В
полуторастраничном заключении за подписью
вице-премьера Сергея Собянина
от автора проекта требуют «статистических данных и иных необходимых
материалов, очевидно свидетельствующих о необходимости пересмотра
соответствующих норм законодательства». Правительство просит «принимать
во внимание тот факт, что текст гимна является целостным
музыкально-поэтическим прозведением и какие-либо
поправки к нему, не
учитывающие культурно-исторический контекст создания гимна (включая
авторство С.В.Михалкова). могут
изменить первоначальную концепцию и
смысловую направленность данного произведения».
В своём пространном докладе
перед коллегами по Думе Борис Кашин
неоднократно напоминал, что по конституции Российская Федерация –
светское государство, критиковал антинаучных мракобесов, назвав
нескольких священников по именам, ссылался на то, что американские
академики (которых президент так хочет видеть в Сколково)
на 93% –
атеисты, а действующий текст гимна противоречит чувствам не только
атеистов, но и буддистов. Кашин не скрыл, что идея убрать Бога из гимна
не ему первому пришла в голову: в 2001 году, когда текст утверждали,
ровно такую же поправку предлагали два депутата-мусульманина.
От имени профильного комитета – по
конституционному
законодательству – выступил его председатель Владимир Плигин.
Он сказал,
что понятие Бога вполне научно: «существуют научные исследования,
которые касаются истории Бога – Бога настоящего и Бога будущего». В
основе цивилизации, сказал Плигин, лежат великие
книги (Тора, Библия,
Коран, а также труды, в которых сформулированы принципы конфуцианства),
и во всех этих книгах есть Господь («даже у конфуцианцев
есть что-то
похожее»). При этом, по мнению Плигина,
«взаимоотношения мира и Бога
совершенно не могут сводиться к взаимоотношениям конкретных религий, это
взаимоотношение идей».
Плигин с негодованием
отверг тезис, что упоминание Бога в
государственном гимне подрывает принцип секулярности
Российского
государства: «светское государство – это государство, в котором не
существует официальной государственной религии». А что упоминается в
гимне – дело десятое.
Ещё один аргумент председателя Комитета по
конституционному
законодательству связан с, как он
выразился, «спецификой русского
языка». В русском языке есть много общеупотребительных слов, которые
изначально имели религиозное содержание, например: спасибо, воскресенье,
по-божески. Так и слово Бог в тексте национального гимна имеет
рациональное содержание, обозначая объективированную сверхъестественную
сущность, которая объединяет народы Российской Федерации. Возможно, в
нашем пересказе мы несколько упростили сложносочинённую мысль главного
думского правовика, но это то, что мы успели записать.
«Бог – это символ, – сказал Плигин,
– и сводить этот символ только
к религиозному символу – это примитивизация
собственной истории и
языка». Если бы Михалков имел в виду конкретную религию, то он
использовал бы другие слова – например, Всевышний или Господь».
Напомним, что в первой версии третьего гимна,
написанного
Михалковым строка, ныне звучащая как «Славься, страна, мы гордимся
тобой» звучала так: «Славься, Россия, Господь над тобой». И в частности
за это гимн был забракован тогдашней властью и подвергся переработке.
Депутатам разрешили задать четыре вопроса – по
одному от фракции,
во избежание обострения дискуссии. Вопрос по существу задал однопартиец
Кашина Николай Харитонов: «Как Вы думаете, кто создал жизнь на Земле –
Бог или человек?». «Я разделяю теорию Дарвина», – ответил Кашин. Плигин
же процитировал известного российского специалиста по конституционному
праву С.С.Алексеева: «Самое святое, что есть у Бога на Земле – это право».
Остальные вопросы были не такими интересными.
Сергея Попова (ЕР)
интересовало, как народ, поддерживает ли Кашина. Семёна Багдасарова
из
фракции эсеров интересовало, как же другие светские государства, в
частности США, живут с упоминанием Бога в гимнах. Кашин сказал, что
избиратели к нему обращались по этому поводу, а проблемы других
государств его волнуют мало.
Позицию фракции КПРФ высказал депутат Сергей Собко, беспартийный,
один из лидеров подмосковных христианских демократов, но только после
того как рассказал о своём обращении из атеизма в Православие. «Мне
противно быть потомком инфузории-туфельки!» – заявил он. «Депутаты, –
укорил он Кашина, – существуют не для того, чтобы забивать кол и вбивать
клин!». В самом конце он оговорился: «Фракция будет голосовать против
этого народа».
Валерий Селезнёв (ЛДПР) сказал, что жириновцы против этого закона,
«потому что мы все ходим под Богом и Бог видит наши
законодательные
инициативы».
Сергей (Александрович) Попов (ЕР) атаковал Кашина
сразу по двум
направлениям. Он сказал: «Вы же польщуетесь долларом
– откажитесь тогда
от доллара!» (имея в виду надпись ‘IN GOD WE TRUST’ на монетах и
банкнотах). Затем он призвал автора проекта отказаться и от
коммунистической идеологии – ведь в партийном гимне, «Интернационале»,
Бог тоже упоминается в качестве кого-то реального и значимого, кто не
даст нам избавленья. Попов похвастался, что председательствует в
Межпарламентской ассамблее Православия, в которую входят «25
Православных стран» Не поленившись найти сайт этой организации,
расположившийся по адресу www.eiao.org,
мы обнаружили в списке
стран-участниц, к примеру, Албанию, Казахстан, Литву, Польшу и Эстонию.
Попов также зачитал цитаты из сенатора Николая Рыжкова и председателя
КПРФ Геннадия Зюганова, которые законопроект Кашина осуждают.
Вера Лекарева осудила Кашина за «бесцеремонное
обращение с
творчеством признанных деятелей культуры». «Вы навязываете обществу
дискуссию: кто главнее – Бог или коммунисты!» – возмутилась она.
Перед голосованием слово снова вляз Николай Харитонов, чтобы
пожурить ведущего заседание Олега Морозова (ЕР) за полуторачасовое
обсуждение «этой дурости». Автор «дурости» Кашин возразил. С его точки
зрения, обсуждение было осмысленным, но если депутаты по-прежнему будут
игнорировать растущие противоречия между Церковью и обществом, то, как
он выразился, «скоро пошлют всех».
Голосование выявило, что Бога не боятся два
депутата – инциатор
поправки Борис Кашин и эсер, бывший мидл-менеджер ЮКОСа и бывший
руководитель Интернет-проектов КПРФ Илья Пономарёв,
проголосовавшие
«за». Против был 281 голос. Лишь фракция КПРФ, за
исключением самого
Кашина, проголосовала против единогласно. В остальных
фракциях около
половины депутатов не участвовали в голосовании, что и немудрено: зал
был весьма неполон.