Ислам
Ислам – самая молодая из трех авраамических религий, появившаяся на
полторы тысячи лет позже иудаизма и на шесть веков позже христианства. Эта
религиозная версия была создана арабом из клана курайшитов, жителем Мекки
Мохаммедом ибн Абдаллахом по кличке Куцый (такое прозвище Мохаммед получил за
отсутствие у него сыновей и страстно его ненавидел).
Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорный Аллаху”
(“Аллах”- это имя Бога). Последователи ислама называют себя словом “муслим” (с
арабского - “преданный Аллаху”). В русском языке это арабское слово
преобразовалось в слово “мусульманин”. Ранее мусульман также называли «магометане»
(от европеизированного варианта имени Мухаммеда – Магомет).
Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова.
Главными городами того региона, где возник ислам были города Мекка и Ясриб.
Впоследствии Ясриб был переименован в Мадинат ан-наби (Город пророка), а еще
позже утвердилось сокращённое название этого города: Медина (Город). Сейчас
территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой и Мединой, входит в
государство, которое называется Саудовской Аравией.
У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. Его имя
произносят и как Мохаммед, и как Мухаммад (с арабского - “Прославленный”).
Второй вариант ближе к арабскому произношению имени основателя ислама.
Мохаммед родился в 570 году, остался без отца еще до своего рождения, в
шесть лет потерял мать и вел печальную жизнь сироты. О нем кое-как заботились
родственники, а в общем-то никому до него не было особого дела. Образования он
никакого не получил, читать и писать не научился, хорошим воином тоже не стал,
зато стал торговцем. Вскоре миловидного и скромного юношу приметила богатая
вдова Хадиджа, которая была старше его на пятнадцать лет. Она послала к
Мохаммеду сватов, и тот, естественно, долго не раздумывал. Так он получил в
свое распоряжение не только средства, но и, видимо, надежного друга и
советчика. При жизни Хадиджи он ни разу ей не изменил, всегда относился к жене
с любовью и почтением.
Когда Мохаммеду исполнилось сорок лет, он сообщил, что к нему стал
являться архангел Гавриил и передавать слова Господа. Послания в основном
представляли собой довольно наивный пересказ Ветхого и частично Нового завета
(благо с иудаизмом и христианством арабы были весьма неплохо знакомы), были
сдобрены восточным красноречием и глубокомысленными рассуждениями о
злободневных событиях тогдашней Мекки. Эти слова Мохаммед передавал согражданам
и надиктовывал секретарям – так был создан Коран. Сограждане, естественно,
сперва подняли Мохаммеда на смех, потом, когда пророк допек их, выгнали его из
города. Но с этим они запоздали: к тому времени Мохаммед успел собрать вокруг
себя достаточно сторонников. Надо сказать, пророков в Мекке было тогда немало.
Собственной полноценной религии у арабов не было, они верили кто во что горазд,
и в храме Каабы имелось более трехсот статуй самых различных богов.
Зревший среди арабов протест против господства старых общественных
устоев, которые сковывали развитие производительных сил, а также против угрозы
нашествия чужеземцев (она с новой силой ощутилась в начале VII века, когда
полчища Ирана обрушились на прилегающие к Аравии области Византии) был
побудительной причиной новых идейных течений у арабов. В соответствии с
условиями времени они приняли характер религиозных монотеистических учений. При
этом иудейское и христианское влияние в последние века все больше брало верх
над чистым язычеством, так что желавших навести тут порядок было предостаточно.
Проповедь Мухаммеда,
как и движение ханифов, не получила поддержки в Мекке, пока там властвовали
родоплеменная знать и тесно с нею связанное жречество доисламской Каабы.
Сторонники пророка подвергались травле и унижениям, из-за которых некоторые из
них, согласно мусульманской традиции, были вынуждены искать убежища за
пределами Хиджаза, даже в Аксумском государстве, в Северной Эфиопии. Впрочем,
связи с Восточной Африкой были давние, эфиопская община в Мекке известна еще в
VI веке. Эфиопы оказывались в Хиджазе как мирным путем, с торговыми караванами,
так и в числе воинов других государств. Например, их было немало в походе,
предпринятом в середине VI века правителем Химьяритского государства,
расположенного на юге Аравийского полуострова; история этого похода, в котором,
по преданию, вели слона или 13 слонов, отражена в 105-й суре Корана «Слон» - «аль-Филь».
После кончины жены пророка Хадиджи и смерти
вскоре главы рода хашимитов Абу Талиба, дружественно относившегося к своему
племяннику Мухаммеду, во главе их рода по праву старшинства оказался Абд
аль-Узза ибн Абд аль-Мутталиб. По преданию, являясь родным дядей Мухаммеда, он
был непримиримым недругом его «пророческой миссии», ярым защитником
традиционного культа Каабы.
Мухаммед пытался нейтрализовать фанатичные
наскоки дяди и его близких, но удача в то время была явно не на его стороне.
Оказавшись в положении, когда ни сам он, ни
разделявшие его взгляды курейшиты не могли рассчитывать на помощь своего рода и
племени, Мухаммед стал искать выход на стороне, вне Мекки. Первая попытка найти
поддержку в соседнем небольшом городе Таифе у арабского племени сакифитов
окончилась безуспешно: пророку с трудом удалось спастись от их гнева.
Дальнейшие поиски свели Мухаммеда с мединцами, которым он был близок по матери,
происходившей из Медины. Обстановка в этом городе была неспокойной. Населявшие
Медину арабские племена аус, хазрадж и другие, а также издавна жившие в нем
значительные группы исповедовавших иудаизм племен кайнука, надир и курайза страдали
от все чаще вспыхивавших междоусобиц, в основе которых лежала борьба за
плодородные земли.
Согласившись на роль своеобразного «третейского
судьи», а отнюдь не вероучителя, Мухаммед стал переселять своих сторонников из
Мекки в Медину. Вслед за ними он и сам совершил хиджру - переселение в этот
город. С момента этого переселения ведется мусульманский лунный календарь
хиджры. Летосчисление по нему начинается с 16 (точнее, вечер 15) июля 622 года
н. э. Это был первый день нового года - месяца мухаррема - по лунному календарю
древних арабов. Надо сказать, что днем, когда произошло переселение сторонников
Мухаммеда из Мекки в Медину, в разных преданиях называются разные дни: 14, 20
или 21 сентября 622 года.
Далеко не просто, не сразу и не только мирным
путем Мухаммеду и его соратникам, переселившимся в Медину и называвшимся
мухаджирами («переселенцами» - по-арабски мухаджирун) удалось примирить племена
аус и хазрадж и вместе с примкнувшими к ним мединцами (ансарами - помощниками)
встать в середине двадцатых годов VII века во главе нового большого объединения
родов и племен Хиджаза с центром в Медине. Это объединение было создано не по
родовому или племенному признаку, а по взаимному признанию равных прав
мухаджиров, ансаров, местных иудейских племен, а также других иноверцев. При
соблюдении взаимного мира и поддержки, в том числе в случае военных действий,
которые предпримут мухаджиры, ансары и племена, исповедующие иудаизм, они
обязывались самостоятельно улаживать дело освобождения или выкупа попавших в
плен единомышленников. Убийца не мог найти оправдания и защиты ни у кого из
договаривающихся сторон; вражда и кровная месть между ними исключались.
Мухаджир Мухаммед признавался судьею и своего рода политическим главой этого нового
объединения.
По преданиям и согласно «Книге жития
посланника Аллаха» Ибн Исхака - Ибн Хишама, мухаджиры начали нападать на
торговые караваны мекканцев, в том числе на отправлявшиеся в запретные (харам)
месяцы, считавшиеся у арабов наиболее безопасными. Это вызывало среди арабов
нарекания, сомнения и ропот. Но мухаджирам надо было во что бы то ни стало
добиться успеха, и поэтому они шли на риск. Расчет оказался верным: их действия
принесли мединской общине немалую добычу и окрылили ее.
Так, в начале 623 года мухаджирам удалось
ограбить караван курейшитов, вышедший в запретном месяце раджабе из Мекки в
Сирию. Особенно удачным для мухаджиров во главе с Мухаммедом стало нападение,
совершенное в марте 624 года, приходившемся также на запретный месяц, на этот
раз - рамадан (рамазан). Абу Суфйан, возглавлявший караван, шедший из Сирии в
Мекку, узнав о приготовлениях мединцев, сумел провести его в Мекку через
Тихаму, область у побережья Красного моря. Затребованные им из Мекки наскоро
собранные отряды курейшитов встретились с воинами мухаджиров при Бедре (Бадре),
где у источника пресной воды дорога из Медины соединялась с главным караванным
путем.
Мединцам снова повезло. У них было воинов едва
ли не вдвое меньше, чем прибывших из Мекки, но, заняв выгодную позицию, они
сумели одержать решительную победу и захватить ценную добычу и пленных, которых
отпускали в случае, если те принимали Мухаммеда за пророка, изрекавшего истину;
в противном случае с них требовали выкуп.
В Медине, где среди
арабов-ансаров было немало христиан, а также до их выселения или истребления -
много иудеев, в том числе, очевидно, и книжников, вступавших с мухаджирами в
беседы и споры о вере, в первые годы после хиджры создалась обстановка,
благоприятствовавшая разработке вероучения и культа. К вопросам вероисповедания
и ритуала Мухаммеду и его соратникам приходилось обращаться также, разбирая
взаимоотношения родов и племен Медины, решая вопросы судопроизводства и права,
торговли и финансов, семьи и брака.
В Медине, как можно судить даже по
сравнительно немногим источникам, стали принимать более или менее четкую форму
отдельные стороны вероучения, а также обряды и обычаи позднейшего ислама.
Словом, все это подготавливало капитуляцию
Мекки, которая и произошла в 630 году или около этого времени. Через два года
мухаджиры и ансары Медины вместе с Мухаммедом смогли совершить паломничество -
хаджж - в Мекку.
В 632 году Мохаммед умер, создав к тому времени мощную исламскую
общину. К Корану (тексты, продиктованные непосредственно Мохаммедом) была
добавлена Сунна – воспоминания о словах и поступках пророка, записанные со слов
его родственников и близких. Оба эти источника считаются основой ислама.
Местных жителей насильно в ислам не обращали, но заставляли платить
джизью и не пускали к власти, пока не примут учение Пророка. Тратить свои
кровные шекели на опиум для народа местным быстро надоело, они обрезались,
выучили арабский, и через триста лет уже мало что отличало коренных чурок
Святой земли от собственно арабов. В результате Сирия и Египет отпали от
Византии и от христианства. Персам не повезло сильней: они достались муслимам с
потрохами и были включены в Халифат. Именно благодаря тому, что войны на
Ближнем Востоке на пару столетий прекратились, а у византийского и персидского
небыдла появился общий язык — арабский, на котором читали Коран, произошёл
расцвет культуры и науки в Арабском Халифате, закончившийся с его распадом на
кучку воюющих между собой государств в IX веке.
Общая характеристика вероучения ислама. В переводе с арабского языка на русский “Аллах” и означает “Бог”. Но в настоящее время это слово воспринимается верующими как имя собственное. Бог один, и, по мусульманскому вероучению в отличие от христианского, Он существует в единственном лице.
Учение о сверхъестественных существах Джинны - это особого рода живые существа, созданные Аллахом из огня. Джинны делятся на злых и добрых. Функции каждой из этих двух групп джиннов соответствует их эпитетам: злые джинны противятся воле Бога и творят зло, добрые являются помощниками Бога и творят добро. После сотворения их Аллахом все джинны творили только зло. Но всё изменилось после проповеди Мухаммада, обращенной не только к людям, но и к джиннам. Часть джиннов перевоспиталась, стали вести себя, как ангелы, и главное: стали помогать Мухаммаду и его последователям распространять ислам. Добрых джиннов называют ещё джиннами-мусульманами. Все злые джинны стремятся причинить вред людям. Но среди этих джиннов выделяются особенно зловредные, их называют “шайтанами” (от еврейского “сатан” - “противник”).
Джиннов
много. Но сколько именно - в религиозной литературе сведений нет. У джиннов
есть плоть: в своем обычном виде они уродливы, с копытами на ногах, но могут
принимать и человеческий облик. Для краткости будем далее называть злых джиннов
греческим словом “демоны”. Есть ли среди демонов главный демон? Есть. У него
два имени: Иблис (от греческого “диаболис” - “клеветник”) и Шайтан (от
еврейского “сатан” - “противник”). Согласно мусульманскому вероучению, Иблис
вначале был сотворён ангелом (но в отличие от других ангелов не из света, а из
огня). Он отказался выполнить приказ Аллаха и поклониться сотворённому Аллахом
первому человеку (этого первого человека, как и в иудаизме, как и в
христианстве, зовут Адамом) и за это был превращён в демона.
Учение о пророках (Иса). Мусульмане считают Ису вторым по значимости пророком ( после Мухаммада). Иса, по вероучению, явил людям откровение Аллаха в книге “Инждил” (переводится как “Евангелие”). Иса пророк-посланник последний перед Мухаммадом. Он - лицо, особо приближённое к Аллаху. Его единственного Аллах наделил способностями творить птиц из глины, исцелять больных и даже воскрешать мёртвых. В мусульманском богословии содержится следующий рассказ о жизни Исы.
Матерью Исы была женщина-еврейка, которую звали Марьям (Марйам). Роль отца Иисуса выполнила воля Аллаха. В Коране рассказывается, что когда Марьям удалилась от людей в пустынное место, то к ней явился дух (в толковании это ангел), который сообщил, что она родит мальчика, который будет “знамением для людей”. Марьям засомневалась, ибо она была девственницей. Ангел разъяснил: “Так сказал твой Господь: “Это для меня легко...” Когда Марьям с новорождённым вернулась к людям, то окружающие, не зная о роли Аллаха в рождении младенца, стали упрекать её в распутстве. За мать заступился лежавший в колыбели младенец. Он сказал: “Я - раб Аллаха. Он дал мне Писание и сделал меня пророком...”
Взрослый Иса с дозволения Аллаха совершил ряд чудес: вылепил фигурки птиц из глины и оживил их, исцелил слепого и прокаженного, чудесным образом накормил своих учеников, попросив Аллаха опустить с неба стол с явствами, многократно воскрешал мертвых (у христиан Иисус Христос трижды воскрешает мёртвых; у мусульман цифра не называется, а просто сообщается в Коране во множественном числе о чуде воскрешения мертвых Исой).
Один из грехов христиан мусульмане видят в утверждении, что Иса погиб. Мусульмане верят в другой вариант развития событий: Ису хотели убить его враги, но Аллах спас своего верного пророка, взяв его живым на небо. На небе Аллах допросил Ису: Не считал ли он себя Богом? Не утверждал ли он, что его мать Марьям является богиней? Иса заверил, что он никогда не говорил ничего подобного, а всегда учил людей поклоняться одному единственному Богу Аллаху. (По другому варианту религиозного рассказа, этот разговор Исы с Аллахом произойдёт в Судный день.) Иса явится на землю второй раз вместе с махди и поможет махди установить на земле царство справедливости. Но затем Иса умрёт. Его похоронят в Медине рядом с Мухаммадом. Он воскреснет в Судный день вместе со всеми умершими.
Учение о пророках (Мухаммад). Только Мухаммад носит титул “Печать пророков”. Это означает, что Мухаммад считается последним и самым великим из пророков. Именно Мухаммаду Аллах дал самое полное и главное письменное откровение - Коран. Два мусульманских праздника связаны с событиями из жизни Мухаммада: мавлюд (с арабского - “рождение”) день рождения пророка и мирадж (с арабского - “вознесение”) - день его вознесения на небо для беседы с Аллахом. В эти дни в мечетях проводятся торжественные богослужения.
Учение о загробной жизни. Загробный мир, по вероучению ислама, имеет два отделения: рай (по-арабски: джанна) и ад (по-арабски: джаханнам). В рай направляются праведники, в ад - грешники. Пребывание в загробном мире, мусульманские богословы, как и христианские, делят на два этапа: до Судного дня (существование душ без тел) и после Судного дня (когда в раю и аду души будут пребывать вместе с телами). Где будут пребывать души на первом этапе загробной жизни? На этот вопрос в литературе и в религиозном сознании даются два разных ответа. Первый ответ: в раю или аду, но без тела. Второй ответ: в могиле в ожидании Судного дня.
В Судный день по звуку трубы ангела Исрафила сначала все живые умрут, а затем всё мёртвые (в том числе и те, которые только что умерли) воскреснут. Все люди один за другим пройдут по мосту Сират, протянутому над адом в рай, тонкому как волос и острому как лезвие меча. Праведники успешно пройдут по мосту в рай, а грешники же свалятся в адскую бездну.
Учение о молитве. Служители культа учат, что существуют молитвы трёх видов: шахада (ежедневное свидетельство о вере), намаз (ежедневная пятикратная обязательная молитва) и дополнительная молитва.
Шахада (с арабского - “свидетельство”) - это краткая формула на арабском языке: “Ля ильляха ильляляху ва Мухамадун расуль льляхи” (“Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его”). Шахада произносится только по-арабски, она повторяется несколько раз в день, обязательно включается как частичка в два остальных вида молитвы.
Намаз (с персидского - “молитва”) - ежедневный пятикратный молитвенный цикл. Поэтому можно говорить о совершении мусульманами пяти намазов в сутки. Намаз включает в себя установленные словесные формулы (обязательно на арабском языке), определённые позы (стоя, поясной поклон, на коленях, сидя на пятках) и определённые движения. Совокупность формул, поз и движений называется ракатом. Намаз совершается: первый раз - на рассвете (два раката), второй - около полудня, (четыре раката), третий - между полуднем и закатом (четыре раката), четвертый - после заката (три раката), пятый - перед сном (четыре раката). Перед намазом мусульманин должен совершить омовение, женщины должны молиться отдельно от мужчин. Намаз может совершаться коллективно и индивидуально, в мечети и вне её.
Дополнительными считаются все молитвы, которые не являются шахадой (хотя шахада обязательно входит внутрь них как особая молитвенная клеточка) и намазом. Текст этих молитв мусульманин может составить сам. Эти молитвы могут совершаться (и, как правило, совершаются) на родном языке. Именно через дополнительные молитвы мусульманин выражает свои просьбы к Аллаху. Они могут быть произнесены в любое время суток.
Все молитвы мусульмане должны совершать, повернувшись лицом в сторону священного города Мекки.
Учение о паломничестве в Мекку. Паломничество в Мекку обозначается в исламе термином “хаджж”. Фактически большинство паломников посещают не только Мекку (город, в котором родился Мухаммад), но и Медину (город, в котором он умер и похоронен; в 450 км. от Мекки). Но обязательным для паломников является только посещение Мекки.
Главная идея учения в требовании, обращенном к каждому мусульманину: если он имеет физические и материальные возможности, то обязан хотя бы один раз в жизни или совершить лично паломничество в Мекку, или послать в Мекку своего заместителя. В историческом прошлом требование личного паломничества было единственным. Но по мере увеличения численности мусульман в мире его буквальное выполнение стало нереальным. Тогда и появилась идея о заместителе. Своего заместителя мусульманин обязан обеспечить необходимыми для паломничества денежными средствами. (В 2000 году, например, стоимость паломничества из России оценивалась суммой в 1550 долларов.) А заместитель, в свою очередь, обязан привезти тому, кого он замещает, документ: свидетельство о совершённом хаджже. Одному мусульманину выдаётся на руки только одно свидетельство, поэтому заместитель должен быть человеком, который в прошлом уже участвовал в хаджже.
Распространение ислама. После капитуляции Мекки и смерти Мухаммеда
(632 год) возглавлявшаяся им община мухаджиров и ансаров в Медине и связанное с
нею объединение арабских племен, действовавшие в контакте с влиятельными
мекканскими кругами, стали центром нового, еще более крупного объединения
арабских родов и племен. Это объединение с центром в Медине приступило к
укреплению своего внутреннего и внешнего положения и вскоре оформилось как
арабское теократическое государство раннефеодального типа - Халифат (Калифат).
Во главе его встали былые соратники посланника Аллаха, его преемники, или,
иначе, заместители, халифы. Из них у мусульман наиболее распространенного
суннитского направления ислама особо почитаются первые четыре халифа - Абу Бекр
(632-634), Омар (Умар, 634-644), Осман (Усман, 644-656) и Али (656-661). А
мусульмане-шииты признают из них правомочным лишь последнего - Али; первых трех
они отвергают, считая их узурпаторами, незаконно захватившими верховную власть.
Идеологией Халифата стал ислам, вероучение и
культ которого с каждым годом разрабатывались все более детально. Халифы
представляли как высшую духовную власть - имамат, так и светскую, в том числе
политическую и военную - эмират. При их правлении в Медине стал собираться и
составляться Коран.
Закрепляя и узаконивая свое положение,
верхушка нового объединения племен использовала общеарабское движение,
породившее пророков и ислам, и приняла суровые меры для устранения препятствий
к своему безраздельному господству в Аравии. В частности, ею было потоплено в
крови пророческое движение в Йемаме, во главе которого стоял Мусейлима; до
капитуляции Мекки представители этого движения поддерживали мединских
ханифов-мусульман.
Мединская власть одновременно с расправой с
племенами и пророками, не желавшими ей подчиняться, принимала решительные меры
по привлечению на свою сторону кочевых арабских племен. И действительно, в
предпринятых почти одновременно военных действиях за пределами Аравийского
полуострова Халифат вскоре стал широко использовать арабские кочевые и
полукочевые племена, их военную силу. При этом сохранялись давние
родо-племенные обычаи, когда, к примеру, вместе с воинами двигались их жены и
дети. Как бы то ни было, но Халифат в Медине, начав военные действия за
пределами Аравии в 30-х годах VII века, в том же столетии завладел Сирией,
Палестиной, Египтом и другими восточными провинциями Византийской империи,
подчинил себе Иран, вторгся в Северную Африку, Закавказье и Среднюю Азию. В
течение одного века он завоевал огромную территорию, номинально простиравшуюся
от Атлантического океана и границ Южной Франции на западе до Индии и Западного
Китая - на востоке.
Побудительной причиной этих войн, по-видимому,
сначала было стремление объединить и подчинить Медине и Мекке все арабские
племена полуострова, а также обеспечить себе свободное пользование торговыми
путями в соседние государства. Исходя из этого, арабы Хиджаза, устремившись на
север, прежде всего обратились к местам, где в течение длительного времени
обитали два значительных объединения родственных им арабских племен, имевшие
характер полувоенных раннефеодальных государств. Одно, возглавляемое
Гассанидами, находилось у северо-западных границ Аравии, и, как правило, служило
Византии, другое, во главе с Лахмидами, занимало северо-восточные области,
граничившие с Ираном, и являлось его вассалом. И те и другие племена угнетались
иноземцами, и между ними, так же как и между их «сюзеренами», шла непрерывная
борьба.
Вообще успех военных действий Арабского
халифата был обусловлен не «религиозным рвением», как это часто внушалось и
внушается исламской пропагандой, а более всего внутренним истощением Византии и
Ирана, хозяйство и военные силы которых находились в упадке. Обе эти империи
только что закончили войну, тянувшуюся между ними долгие годы (602-628). Население
Византии и Ирана, особенно в смежных с Аравией областях, почти не оказывало
сопротивления арабам, так как, страдая от возросших податей и произвола
правителей, не хотело их защищать. Армия, состоявшая из наемников, тоже была
ненадежна, хотя и составляла десятки тысяч воинов. Во время боевых операций
многих из них сковывали цепью, «чтобы пресечь всякую возможность к отступлению».
В этих же целях сковывались цепями по пять-шесть воинов и в иранской пехоте.
Византийские императоры восстанавливали против
себя подвластное население и своим нетерпимым отношением к иноверцам. Император
Ираклий усугубил это положение, издав в 30-х годах VII века указ о
насильственном крещении живших на территории империи иудеев, который проводился
в жизнь с крайней жестокостью. В результате, как писал сирийский историограф
Михаил Сириец (1126-1199), часть иудеев, не соглашавшаяся принять христианство,
«бежала из земель римлян; они пришли сначала в Эдессу, но, испытав новые
насилия и в этом месте, бежали в Персию»[Цит. по: Кулаковский Ю. История
Византии. Киев, 1915, т. 3, с. 349.]. Эти гонимые люди, как отметил в VIII веке
армянский писатель Гевонд, могли и сами подстрекать арабов к дальнейшим
действиям против Византии. «Восстаньте с нами, - говорили они, явившись в
лагерь арабов, - и избавьте нас от подданства царю греческому, и будем
царствовать вместе»[Гевонд. История халифов. Спб., 1862, с. 1-2.]. И так же как
арабы из бывших племенных союзов Гассанидов и Лахмидов, терпевших немало
унижений от правителей Византии и Ирана, преследуемые иудеи стали служить
Халифату. Арабский историк аль-Балазури (820-892) в «Книге завоевания стран» («Китаб
футух аль-бульдан») сообщает, что полководец Халифата «Абу Убейда ибн
аль-Джаррах заключил с самаритянами[Самаритяне (самаряне) - древняя народность,
жившая в центральной части Палестины и на территории современной Иордании, в
Наблусе (Набулусе). Их потомки составляют особую религиозную общину, признающую
Пятикнижие и книгу Иисуса Навина, но отвергающие другие части Библии и Талмуда;
сохраняют свою обрядность.] урдуннскими и палестинскими, которые служили
мусульманам шпионами и проводниками, мир...»[Цит. по: Медников Н.А. Палестина
от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. -
Православный Палестинский сборник. Вып. 50. Спб., 1897, т. XVII, 2(2), с. 88.].
Себеос же, описывая битву при Джабия, указывает, что «собрались и
присоединились к ним (к арабам. - Л.К.) все остальные сыны Израиля; вместе с
ними они составили огромное войско»[Себеос. История императора Ираклия, с.
117.].
Такая же примерно картина наблюдалась и в
Египте, где господствовала Византия. Когда войска Халифата вторглись сюда в
639-641 годах, копты-христиане монофизитского толка - «встретили арабов как
избавителей от религиозного, экономического и политического ига Византии»[Бойко
К.А. Арабская историческая литература в Египте (VII-IX вв.). М., 1983 с. 22.].
Утверждаясь в новых областях, арабы облагали
население поземельной (харадж) и подушной (джизья, джизйа) податями, а также
другими поборами и натуральными повинностями.
Войска Халифата весьма скоро осознали свои
преимущества по сравнению с противниками в условиях пустыни или полупустыни,
например в Месопотамии и в южном Иране. Переняв опыт иранцев в использовании
осадных орудий, в том числе катапульт, арабы сумели добиться победы и в ходе
крупных операций. У их войск была налажена мобильная связь с центром Халифата в
Медине и с его военными отрядами, действовавшими в то же время в Сирии и других
странах, что обеспечивало возможность широкого маневрирования.
Часто, особенно в
первые десятилетия арабских завоеваний, принятие ислама выдвигалось как условие
перехода на сторону Халифата. В силу этого принявшие ислам занимали
привилегированное положение, с них, прежде всего, не бралась подушная подать,
джизья. А в случае зачисления новообращенного в состав войска или чиновником в
административный аппарат Халифата ему полагалось, как правило, немалое
жалованье и хороший земельный надел. Даже если принадлежавшая новообращенному
земля была завоевана, она возвращалась ему. Новообращенным разрешалось также
выбрать себе место для поселения и подыскать арабское племя, клиентами - мавали
- которого они становились. Обычно они и селились вместе с этим племенем,
сопровождали его в походах; это племя становилось их покровителем.
Переход в ислам знати обычно означал для них
сохранение имущества и привилегий. Характеризуя политику халифа Омара I в
отношении дехкан - феодалов Вавилонии, принявших ислам, историк Балазури писал,
что халиф «не вмешивался в их дела, не забирал у них землю, снял джизью с их
шеи». Были, естественно, и непредвиденные случаи. Так, при том же халифе Омаре
I «вместе с членами своего дома и свитой принял ислам правитель Хузистана
Хормуздан (Хормузан). Он стал советником халифа Омара по иранским уделам, жил в
Медине и получал из казны халифа жалованье - 2 тысячи драхм; после покушения на
Омара был казнен по обвинению в организации заговора»
Картина, подобная описанной, характерна и для
времени завоевательных войн Халифата в Армении. Здесь также и речи не было о
какой-либо веротерпимости, о которой так любят распространяться современные
идеологи ислама. Напротив, верования тех, кого завоевывали, если и
использовались, то на погибель порабощаемых. Вот факт, относящийся к действиям
арабского военачальника Мухаммеда ибн-Марвана, назначенного его братом халифом
Абд аль-Маликом (685-705) «правителем аль-Джазиры, Азербайджана и Арминийи...».
Когда этот военачальник и правитель «дошел с
войсками до середины страны Арминийи, то против него выступило великое
множество византийцев и армян (аррум вал-арман)... Но Аллах всевышний обратил
язычников (ал-мушрикин) в бегство и укрепил муслимов своим попечительством.
Муслимы перебили из них огромное число, взяли пленных и захватили их страну и
имущество.
...После этого Мухаммад ибн Марван послал за
их знатными и благородными, обещая со своей стороны благожелательность,
предоставление им того, что они пожелают, и назначение им правителем того, кого
они захотят. Он долго увещевал их таким образом, пока они не почувствовали к
нему доверие и не положились на его заверения. Затем они собрались к нему и он
заключил с ними перемирие на условиях, с которыми они согласились.
После этого Мухаммад ибн Марван сказал: «Я не
уверен в вас, и поэтому войдите в эти ваши церкви и дайте мне клятву в том, что
вы не нарушите свои обязательства. Затем вы передайте мне заложников и
отправляйтесь по своим домам!»
...Они согласились на это. Затем они вошли в
церковь, чтобы поклясться. И когда он (Мухаммед ибн Марван. - Л.К.) узнал, что
все они скопились в церквах, рн приказал закрыть их двери. Двери церквей заем
были заколочены, облиты нефтью и подожжены.
Эти церкви до сих пор называются «сожженными»
(ал-мухтарика)».
Завоевания Халифата
наталкивались на героическое сопротивление многих народов, выдвигавших
выдающихся борцов против захватчиков, за независимость родной земли. Одним из
них был отважный Бабек, возглавивший крупное народное антихалифатское восстание
в Азербайджане и Западном Иране. Кстати, Ибн А'сам аль-Куфи, оставивший немало
сведений о Бабеке, нарисовал и оригинальный, впечатляющий образ простой
женщины, взятой в наложницы одним из завоевателей, но предпочтившей смерть
бесчестию. Это случилось после взятия арабами крепости Хамзин, по-видимому,
находившейся на северном побережье Каспийского моря.
Упорное героическое
сопротивление гнет арабских халифов встречал повсеместно в Грузии, Армении, Азербайджане
и в Средней Азии. В Фергане, Семиречье и на средней Сырдарье против халифов и
их наместников поднимались восстания, перед которыми оказывались бессильными
карательные экспедиции завоевателей. Горные области Грузии халифам вообще не
удалось покорить.
Несмотря на угрозу суровой расправы,
население, обращенное в ислам во время набега войск, возвращалось к старому
культу, когда чужеземцы уходили. Об этом свидетельствует, например, история
Бухары Абу Бекра Мухаммеда ибн Джафара ан-Наршахи (ум. в 959 г.)[Труд Наршахи,
написанный по-арабски, сохранился в дважды сокращенном переводе (на фарси),
сделанном в XII в.],рассказывающего о действиях военачальника Халифата Кутайбы
ибн Муслима, начавшего военные действия в Мавераннахре[Мавераннахр («Заречье»)
- название области на северо-востоке от Иранского плоскогорья, между Амударьей
и Сырдарьей; один из важнейших городов Мавераннахра - Бухара.] около 705 года.
Наршахи писал, что, когда войска Кутайбы
занимали Бухару, «каждый раз жители Бухары принимали ислам и снова, по уходе
арабов, отступали от принятого вероучения. Кутайба трижды обращал их в
мусульманство, но они снова отступали и становились неверными. Наконец в
четвертый раз Кутайба после борьбы взял город; с большим трудом ввел он там
открытое исповедание ислама и водворил мусульманство в сердцах жителей. Кутайба
всячески принуждал их, и все открыто, по наружности придерживались ислама, а в
душе оставались идолопоклонниками. Наконец Кутайба принял решение и приказал
жителям Бухары отдать половину своих жилищ арабам, чтобы арабы смешались с ними
и могли знать о их жизни и чтобы жители Бухары по необходимости сделались
мусульманами. Таким образом Кутайба водворил ислам и подчинил жителей Бухары
постановлениям шариата. Он построил мечети, уничтожил признаки идолопоклонства
и обычаи гебров[Иначе - огнепоклонников, последователей среднеазиатского «зороастризма».
От слова «гебр» происходит получивший широкое распространение термин «гяур»
(по-турецки «gavur» - неверный, немусульманин. - Л.К.).]. Он наказывал каждого,
кто нарушал постановления шариата»
Ислам
распространялся и мирным путем, но этот процесс почти повсеместно шел
сравнительно медленно; есть страны, где он незавершен и в наши дни.
Успеху ислама в Средней Азии и на Кавказе
способствовало и то, что местной религии, которая соответствовала бы
требованиям феодального общества, здесь в то время не существовало. Ни
распространенная в Средней Азии и Азербайджане форма зороастризма, ни другие
религии, например манихейство, буддизм, этому не отвечали. К тому же ислам,
формировавшийся в период установления классового общества, сравнительно легко
приспосабливался к особенностям новых мест его распространения. Способствовало
этому и сохранение в нем специфической обрядности религий Древнего Востока, в
частности характерного для зороастризма требования ритуальной чистоты
верующего.
Однако
распространение ислама как новой религии в Халифате сопровождалось усилением
гнета завоевателей. Это ощущение было тем сильнее, чем выше по своему развитию
были народы, вошедшие в состав Халифата. Не случайно жесткость установленного
режима остро воспринималась в Закавказье, Средней Азии, Иране, в областях,
ранее подвластных Византийской империи, в Испании. Чтобы не быть поглощенными
завоеванными народами, имевшими более высокую культуру, не раствориться среди
них, арабы в этих странах даже обособлялись в быту, носили особую одежду и т.
п. А борцы против захватчиков воспевались здесь в сказаниях и песнях как герои,
защитники родной земли. В Армении, например, постепенно сложился большой цикл
таких сказаний, известный по имени его главного героя - легендарного богатыря
Давида Сасунского. В Испании, где борьба против господства арабских феодалов
приняла характер длительной народно-освободительной войны - реконкисты, она
тоже отразилась в устном поэтическом творчестве, в том числе в героическом
эпосе «Песнь о моем Сиде». Схожие мотивы содержатся во французском эпосе «Песнь
о Роланде».
История Халифата богата событиями в любой
сфере человеческой деятельности, в том числе в культуре, науке, технике. Что же
касается колыбели ислама - Хиджаза, Аравии, то здесь больших позитивных перемен
не произошло. Даже центр Халифата не пробыл и трех десятилетий в Медине. С 661
года столицей стал Дамаск, а с 750 года - Багдад; затем появились столицы параллельных
халифатов: с 756 года - Испанского в Кордове, с 909 года - Фатимидского в
Каире, а позднее, после уничтожения монголами Багдадского халифата в 1258 году,
с 1261 года - новый Аббасидский халифат с центром в Каире и с 1517 года -
Османский с центром в Стамбуле...