Современный ислам

 

После смерти пророка Мухаммеда в исламе образовалось 73 течения, как и предсказывал Мухаммед. Двe самые многочисленные группы — это шииты и сунниты. Все северокавказские мусульмане полностью относятся к суннитам. Отличительной особенностью большинства суннитов является крайняя унылость и закостенелость. Любые изменения принимаются в штыки. Шииты — это все остальные, примерно 10% от всех мусульман. У них всем заправляют аятоллы, а госвласть в принципе не так уж и важна (яркий пример — Иран). В бывшем СССР шииты преобладают среди мусульман в Азербайджане.

Взаимная ненависть шиитов и суннитов превосходила и превосходит аналогичную к представителям других религий. Частенько этим можно воспользоваться ради личного гешефта: например Саддам использовал эту ненависть для уничтожения непокорных ему шиитов, а впоследствии и суннитов. Саддам хоть и был суннитом, но с телеэкранов своим подопечным представал в разных образах, смотря по ситуации. В самом Иране шиизм был установлен только в XVI столетии и только для того, чтобы политически отделить себя от Османской Империи, то есть персам по сути повелели стать шиитами.

Всего в мире к концу ХХ века1998 года было 44 страны с преобладанием мусульман. Одна из этих стран расположена сразу и в Европе, и в Азии (Турция), одна - в Европе (Албания), 16 - в Африке (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др.) и 26 в Азии (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан и др.). В 40 мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты и только в четырёх - шииты (Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн; последняя страна расположена на острове в Персидском заливе).

В России ислам по распространённости вторая после православия конфессия. Как мы уже указывали в первой главе, в нашей стране более 70 процентов среди верующих составляют православные, около 20 процентов - мусульмане, около 10 процентов - сторонники других конфессий. В России есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане: Северный Кавказ (включающий в себя шесть республик с преимущественно мусульманским населением: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкессия), Татарская республика и Башкирская республика. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, вместе с тем имеются мусульмане и мусульманские мечети.

 

Основы современного ислама[1]

 

КАК СТАТЬ МУСУЛЬМАНИНОМ

Очень просто. Даже, пожалуй, чересчур. Если ты сейчас откроешь рот и прочитаешь вслух вот эти слова:

 

аль-ля илаха иль-ла мах

ашхаду анна мухамаддар

расуль мах

 

– то наши поздравления, ты теперь мусульманин! Всякие там обрезания и беседы с муллами уже дело второстепенное. Правда, эти слова, именуемые «шахада», считаются сработавшими, только если они были произнесены с искренностью в сердце. Так что не пугайся, мы пошутили..

 

КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ МУСУЛЬМАНИНОМ

А вот это уже гораздо сложнее. Формулы отречения от ислама нет, так что доказать свою непринадлежность к нему можно либо приняв, к примеру, христианство или иудаизм, либо публично (например, в печати) оповестив общественность, что твои взгляды переменились. Но мы бы на твоем месте этого не делали. К сожалению, вероотступничество по шариату карается смертной казнью, и по идее любой мусульманин должен теперь считать своим долгом тебя любым способом истребить. Ибо то, что ты обрек свою душу на погибель, – твое дело (еще пророк сказал: «А кто не верует – пусть не верует»), но ты, видишь ли, своим поступком посеял «фитну» – смуту и смятение – в сердцах других мусульман, за что тебе просто необходимо отрубить голову.

 

ЧТО ДОЛЖЕН МУСУЛЬМАНИН

Официальных обязанностей у мусульманина всего пять, они именуются «столпами ислама».

1. Он должен произнести шахаду.

2. Он должен пять раз в день молиться.

3. Он должен платить мусульманский налог «закят» в пользу бедных.

4. Он должен соблюдать пост в Рамадан.

5. По возможности он должен хотя бы раз в жизни совершить путешествие в Мекку – хадж.

 

ЧТО НЕЛЬЗЯ МУСУЛЬМАНИНУ

1. Есть свинину, а также мясо любых хищных животных и птиц

Всю прочую живность есть можно, но только при условии, что ее не убили током или дубиной, а закололи, произнося при этом имя Аллаха. Но имеется оговорка: на человеке нет греха, если он не знает, что случайно съел не положенное ему или неправильно убитое животное. Существует специальный хадис аль-Бухари, который говорит, что мусульманин не должен спрашивать иноверцев о происхождении поданного ему мяса, достаточно просто прошептать про себя «бисмилляхи» и есть что угодно со спокойной совестью.

Поэтому, если у тебя за столом сидит мусульманин, не надо, даже из самых лучших чувств, с воплем «Вам это нельзя! Там свинья!» выдирать у него изо рта колбасу или холодец. После такого информирования он уже будет вынужден питаться исключительно всякой редиской, укоризненно глядя на тебя.

2. Пить вино

Мохаммед не сразу сообщил соотечественникам о полном запрете вина. В начале своей творческой деятельности в ранних сурах он лишь намекал на нежелательность его потребления. Но, утвердившись в Медине, он уже в полный голос обозвал любые опьяняющие напитки «мерзостью из деяний шайтана» и наложил на них абсолютный запрет. Известно его высказывание о том, что первая капля вина губит человека, и долгое время мусульманские алкоголики валяли ваньку, демонстративно выливая первую кап­лю вина из чарки и со спокойной душой потребляя все оставшееся. Но богословы средних веков осудили этот обычай. Сейчас в большинстве мусульманских стран продажа и потребление спиртного полностью запрещены. Наркотики, как относящиеся к «опьяняющему», тоже.

3. Смотреть на женское тело, исключая лицо и кисти рук

Если только эта женщина не приходится тебе женой, сестрой, дочерью или матерью.

4. Посещать общественную баню и носить шорты

Не только женское, но и мужское тело (правда, всего лишь от пупка до коленей) считается «авратом» – запретным для других, если только этот человек не твой кровный родственник. Смотреть на эту непристойность нельзя категорически, и нужно самому прятать подпупочный срам от посторонних глаз.

5. Держать дома собак.

Их слюна, шерсть и отпечатки лап признаются нечистыми, оскверняющими и человека, и одежду. Так как каждый мусульманин обязан пять раз в день молиться, пребывая в «неоскверненном» виде, собака дома, естественно, свидетельствует о том, что ее хозяином может быть только безбожником, чьи молитвы недействительны: ведь микрочастиц слюны и шерсти невозможно избежать. Поэтому в шариатских странах за содержание дома собак вполне можно оказаться в тюрьме по обвинению в «оскорблении ислама». В Иране и Саудовской Аравии, например, регулярно проводят рейды по отлову тайных собачников. А в Великобритании полицейским собакам приходится надевать резиновые сапоги, если их работа требуется для осмотра мечетей или мусульманских квартир.

 

6. Жениться на язычницах

Желательно жениться на мусульманке, но мужчинам браки разрешаются также с представительницами «людей Книги», то есть с иудейками и христианками (женщина-мусульманка может выйти только за мусульманина). Атеистки и язычницы женами мусульманина стать не могут.

7. Играть в азартные игры

Они также являются сатанинской мерзостью, оскорбляющей ислам. При этом речь идет не только об игре на деньги (естественно, всякие казино и лотереи в исламских странах запрещены категорически). Часто на анализ к законникам попадают и игры, в которые можно играть без денег, – например, нарды или шахматы. По их поводу до сих пор ломают копья, пока же в большинстве стран они не запрещены – при условии, что играющие не опаздывают на намаз, «не слишком сильно горячатся при игре» и не играют во время священного месяца поста – Рамадана.

8. Давать деньги в долг под процент

На эту тему пророк, пострадавший в свое время от жадности заимодавцев, высказался категорически: те, кто дает деньги под процент, будут гореть в огне неугасаемом. В связи с этим современное исламское банковское дело является невероятно запутанной штукой, где принято считать кредитора участником торговой сделки, где все вкладчики банка являются торгующими сторонами, спонсирующими конкретные операции в долевом участии и где сам черт ногу сломит, пытаясь потом разобрать, кого из участников этой вакханалии он имеет право забрать в ад, а кто все же ухитрился остаться чистым перед требованиями шариата.

9. Носить шелковую одежду, золото и серебро

В Сунне приводятся слова пророка о том, что шелк, серебро и золото есть «харам» (запрещенное) для мужчин его уммы (женщинам эти излишества позволены при условии, что они не будут «смущать ими посторонних»). Перстни и кольца мусульманин может носить только стальные, золотыми и серебряными зажигалками и ручками он также не имеет права пользоваться.

10. Изображать людей

Изображение «идолов» у всех семитов рассматривалось как деяние кощунственное, так как, во-первых, человек таким образом пытается корчить из себя бога, а во-вторых, наверняка потом еще молиться этой гадости начнет – иначе к чему было ее лепить? Мохаммед настойчиво требовал, чтобы всем статуям, полученным с военной добычей, непременно отрубали головы. Так что скульп­турное искусство, понятное дело, не прижилось на арабских территориях. За одним-единственным исключением: Мохаммед разрешил мусульманским детям играть игрушками, похожими на людей и животных (и тут маленьким мусульманам повезло куда больше, чем маленьким иудеям, которые этого удовольствия лишены). Спасибо за это нужно сказать девятилетней жене пророка Айше, которая переехала в дом своего пожилого мужа вместе со всеми своими куклами и «конем с крыльями», который особенно умилял Мохаммеда. А вот с живописью все обстоит сложнее. Категорически запрещены портреты реальных людей, исторических лиц, а также живопись «с тенями», которая создает рель­ефное подобие реальности. Плоские изображения воображаемых людей более терпимы, животных – разрешены, но не слишком желательны, а пейзажи, растительность и геометрические орнаменты можно рисовать без каких-либо ограничений.

13. Оставаться наедине с женщиной, если она не его жена или родственница, либо прикасаться к ней

Этот запрет особенно украшает жизнь современного исламского мегаполиса. То, что стадионы, кинозалы и общественный транспорт должны быть строго поделены на женские и мужские части, давно уже не подлежит обсуждению. Сейчас же на полном серьезе рассмат­ривается и возможность введения отдельных тротуаров для лиц разного пола. Посещение магазинов, базаров и всяких публичных мероприятий невероятно опасно в смысле осквернения противоположным полом. На стадионы и в рестораны женщин можно просто не пускать, но, например, когда в некоторых регионах Пакистана для женщин сделали запретными городские рынки, то даже среди самых богобоязненных слоев населения начались пусть и робкие, но протесты. Много шумного веселья наделала и знаменитая фетва египетских богословов Аль-Азхара Иззатом Аттыйя и Абделя Махди Абдель Кадера, согласно которой женщина может работать с мужчиной в одном офисе только при условии, что она не менее пяти раз покормит его грудью, став таким образом его молочной матерью. Египет, как одно из наиболее светских государств с исламским населением, чаще остальных сталкивается с тем, что современные реалии плохо коррелируют с требованиями ислама, но даже там идея заставить чиновниц допустить до груди своих коллег мужского пола не показалась глупой шуткой – ее на полном серьезе обсуждали несколько месяцев.

14. Усыновлять детей

Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб – весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. С точки зрения арабов, такой брак был бы безусловно кровосмесительным, так как на невестках, даже разведенных, жениться было нельзя, о чем сам Мохаммед сообщал до того неоднократно. Пришлось архангелу Гавриилу доставить пророку особое донесение, в котором говорилось, что у правоверного не может быть иных сыновей, кроме как по крови. Поэтому усыновления шариат не признает. Сироту можно взять на воспитание – при условии, что ребенку оставляют прежнее имя, семья не притворяется его родителями, а сам он не является их наследником. Но даже и такая форма опекунства в мусульманских семьях затруднена, так как перед мальчиком с шести лет его опекунша должна будет появляться только в хиджабе, что в домашних условиях весьма затруднительно, и не будет иметь права прикасаться к нему, а отец не должен будет оставаться один в комнате со своей воспитанницей.

И это далеко не полный перечень запретов, с которыми вынужден иметь дело мусульманин. Ислам – религия регламента, которая не считает ниже своего достоинства вмешиваться в самые ничтожные, казалось бы, мелочи жизни человека – от чистки ногтей до узора на подушках. И в тех странах, где государство не отделено от мечети, несоблюдение этого регламента может привести к весьма трагичным для ослушника последствиям.

В шариате есть такое понятие, как «худуд». Это наказания за преступления против нравственности, общественного порядка и за невыполнение религиозных обязанностей. Нарушение любого из указанных выше запретов и сотни других подобных – это всегда повод для худуда в зависимости от рвения религиозных властей и судов в том городе, где человек проживает.

Наказания же в шариате, увы, также заимствованы из времен Мохаммеда. Кроме вполне современных штрафов и тюрем, уголовное право ислама кишит телесными наказаниями, отрубанием частей тела и весьма изощренными смертными казнями вроде сбрасывания со скалы и раздавливания каменной стеной.

 

ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ

С каким бы умилением ни писали на исламских сайтах о «наших благородных подругах», «прекрасных женах» и «нежных сестрах», но даже поверхностное знакомство с исламскими законами о женщинах не оставляет камня на камне от веры в то, что в исламе женщина хоть в чем-то равна мужчине.

1. Девочка получает меньшее наследство от своих родителей, чем мальчик.

2. Девочку можно выдавать замуж в девять лет (хотя под давлением общественности во многих мусульманских странах брачный возраст потихоньку повышают). В девять же лет ее можно сажать в тюрьму и казнить за преступления против нравственности. Мальчик юридически считается ребенком до достижения им пятнадцати лет.

3. Жена не имеет права поднимать руку на мужа, а муж имеет право бить свою жену (но не нанося удары по лицу и не слишком жестоко, так, чтобы не осталось шрамов, – это дословное указание пророка).

4. Женщина не имеет права выходить на улицу без разрешения мужа, отца или опекуна. Также без их разрешения она не имеет права работать или учиться.

5. Женщина не имеет права принимать у себя дома гостей без разрешения мужа (даже если это ее родители).

6. Жена не имеет права отказывать своему мужу в близости. Муж, если сердится на жену, имеет право «отлучать ее от постели».

7. Мужчина может иметь до четырех жен и, кроме того, наложниц из числа своих слуг. Женщина может иметь только одного мужа.

Что же касается того, что за преступления против нравственности чаще казнят женщин, то тут нужно понимать нюансы шариатской юстиции. Дело в том, что пророк дал сразу несколько указаний относительно прелюбодеев. В одном случае он просто предлагал держать их под домашним арестом. Во втором – говорил, что сто плетей будет достаточным наказанием для грешников. Но существует хадис, в котором рассказывается, как Мохаммед приказал закопать мужчину и женщину, покаявшихся в прелюбодеянии, и побить их камнями. Это расхождение много веков занимает умы исламских богословов, и в разных странах существуют разные наказания: где-то казнят лишь замужних прелюбодеек и их любовников, где-то – и незамужних. Но дело в том, что для осуждения подозреваемого в этом преступ­лении требуются четыре свидетеля, которые подтвердили бы, что своими глазами видели прелюбодеяние. Поскольку при таком количестве свидетелей прелюбодействуют редко, мужчине достаточно просто не признаваться в том, что он занимался незаконным сексом. И пусть даже женщина указывает на него, суд не примет ее показания во внимание. Женщинам же запирательство не помогает: слишком часто их выдают физиологические особенности организма – отсутствие девственной плевы или беременность у незамужней.

 

ЧЕМ ИСЛАМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ХРИСТИАНСТВА

Тот, кто ответит «всем», не угадал. Но есть три основных положения, по которым христиане и мусульмане никогда не найдут общий язык.

1. Христиане верят в Троицу, а мусульмане – в Единого Бога. Христианские рассказы про то, что Троица и есть единое существо, мусульмане отметают как вранье язычников, которые мало того что верят в трех богов, так еще и вполне земную женщину Марию тоже норовят в божественный пантеон пропихнуть.

2. Иисуса мусульмане уважают как пророка, но не более того. Никаких сыновей у Аллаха быть не может – только рабы, коими все мы и являемся.

3. Идея первородного греха, на которой практически основано христианство, глубоко чужда мусульманам. Все мы, с их точки зрения, созданы вполне себе белыми и пушистыми и «портимся» уже самостоятельно по мере взросления – кто во что горазд.

 

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Арабские версии библейских имен пишутся по-русски так, что никогда не поймешь, о ком идет речь.

На самом же деле очень многие мусульманские имена – еврейского происхождения.

    Юсуф        Иосиф

    Ибрахим        Авраам

    Марьям        Мария

    Иса        Иисус

    Муса        Моисей

    Гарун        Аарон

    Сулейман–    Соломон

 

источник -

 

Экстремистские течения в исламе. В конце 90-х годов в средствах массовой информации часто употреблялись термины “ваххабизм” и “ваххабиты”. О чём шла речь? Об особой конфессии и её последователях? Или о чём-то другом? На наш взгляд, эти термины имеют два значения. И ни в одном из них речь не идет о конфессии и её последователях.

В первом значении ваххабизм - это особое религиозное течение внутри суннизма. Это течение могло превратиться, но не превратилось в отдельную конфессию, ибо оно организационно не обособилось от других суннитов. Есть сунниты, которые почитают святых в исламе и посещают, кроме Мекки и Медины, и другие святые места. А есть другие сунниты, которые отказываются почитать святых и святые места, кроме Мекки и Медины. Вот эти “другие” сунниты называют себя также (одновременно) ваххабитами, а свои взгляды и соответствующее этим взглядам поведение - ваххабизмом. Это название они взяли по имени духовного лидера XVIII века Ваххаба. Ваххабизм, несомненно, может стать конфессией, ибо имеет необходимые для этого идейные предпосылки (особенности в вероучении), но в настоящее время он конфессией не является.

Второе значение термина “ваххабизм” ввели некоторые мусульмане-экстремисты, а вслед за ними и некоторые журналисты. Ваххабизмом они стали называть экстремистские политические течения в исламе, которые нарушают законы и социальную стабильность в обществе под лозунгом борьбы за “чистоту веры” (ибо именно под этим лозунгом пропагандировал свои взгляды сам Ваххаб). В частности ваххабитами в 90-х гг. стали называть себя чеченские террористы. Именно в этом, втором значении использовало термин “ваххабизм” Народное собрание Дагестана, когда 16 сентября 1999 года приняло закон “О запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории республики Дагестан”.

 

Учение о шариате. Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат. Шариат (от арабского “шариа” - “правильный путь”) - это свод правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами. Шариат может существовать и в письменной форме (как книги, написанные авторитетами), и в устной форме (как проповеди, произнесённые авторитетами). Шариат - это правила поведения и юридические, и моральные, и бытовые. Это указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Именно через шариат находит своё выражение нравственное учение ислама.

Шариат опирается на Коран и Сунну. Но Коран и Сунну надо толковать (объяснять), а толкования могут быть разные. У всех мусульман-суннитов во все времена были один Коран и одна Сунна, но шариатов было много. Конечно, во всех шариатах есть нечто общее, но есть и отличия. В одно и то же время в разных странах в чём-то шариаты провозглашали разные правила поведения. В одной и той же стране в новое время через шариат тоже могут провозглашаться нормы, в чём-то отличающиеся от норм прежнего времени. Так, например, в Афганистане шариат 80-х гг. нашего века разрешал женщинам не закрывать лица чадрой, а мужчинам - не отращивать бороды. В 90-гг. нашего века шариат этой же страны категорически запретил женщинам появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам не иметь бороды.

Наличие различий в шариатах разных стран нередко приводит к спорам между мусульманами по вопросу о том, кто из них исповедует истинный ислам. Не нам быть судьями в этом споре. Однако мы должны сказать, что человечество через свои общественные учреждения (в частности через ООН) одобряет только такие нормы поведения, которые утверждают гуманизм. И в этой связи заслуживают одобрения те моральные нормы шариата, которые пропагандирует мусульманское руководство России через телевизионную передачу “Тысяча и один день”. В 1998, 1999 и в 2000-м году мусульманские богословы, служители культа, активные религиозные деятели регулярно по пятницам по телеканалу “Россия” призывали единоверцев и всех людей доброй воли к борьбе с терроризмом, воровством, алкоголизмом, наркоманией, сексуальной распущенностью и другими преступными деяниями и нравственными пороками. В то же время они утверждали многие позитивные нормы поведения: помощь бедным, почитание старших, уважение к другим религиям, заботу о благоденствии России и т. п.

Шариат содержит внутри себя определённые пищевые запреты. В частности шариат запрещает мусульман употреблять в пищу свинину и распивать алкогольные напитки. Пиво пить нельзя оно считается алкогольным напитком. Относительно кефира мнения разделились: одни мусульмане считают его алкогольным напитком и не пьют, другие - безалкогольным напитком и пьют. Нельзя есть мясо акул, крабов. раков. Нельзя есть мясо хищных животных. Однако в отличие от запретов иудаизма шариат разрешает мусульманам есть верблюжатину, миног и угрей1.

В ряде стран мусульманские авторитеты вводят в шариат не только обязательные предписания и запреты, но и меры наказания за нарушения этих предписаний и запретов (публичная порка, тюремное заключение, отсечение руки, смертная казнь и др.).

Существуют ситуации, когда положения шариата, на наш взгляд, по своему существу являются экстремистскими. Экстремизм шариата бывает как внутренний (когда за нарушение некоторых норм морали своих же единоверцев подвергают жестокой казни), так и внешний (когда насильственным путём пытаются распространить ислам среди “неверных”). Так, в .Афганистане пришедшие в 1994 г. к власти талибы (с арабского - ищущие знания) за секс без брака и за супружескую измену побивают на смерть камнями, гомосексуалистов живыми зарывают в землю. Устами своего руководителя Мохаммада Омара талибы Афганистана заявляют о своём праве насильственно насаждать в других странах те порядки, которые они считают справедливыми. “Когда неверные нас обвиняют, - заявил Мохаммад Омар, - мы отвечаем, что Коран - защитник всего человечества. И если небесный порядок не будет насильно насаждён на земле, это приведёт к ещё большим бедам”.

Наиболее известным случаем проявления экстремизма через шариат является смертный приговор, вынесенный в феврале 1989 г. духовным лидером Ирана аятоллой (это титул) Хомейни писателю Салману Рушди. По заявлению Хомейни Рушди оскорбил пророка Мухаммада и священную книгу мусульман Коран в своём романе “Сатанинские стихи” (название романа иногда переводят как “Сатанинские суры” или как “Сатанинская поэзия”). Вместе с писателем Хомейни приговорил к смерти “всех тех, кто имеет отношение к её (книги) публикации”.

Салман Рушди - индус по национальности, проживающий в Англии. Хомейни призвал мусульман выполнить вынесенный им приговор. В июне 1989 г. Хомейни умер, но и в 2000 году приговор всё ещё оставался в силе. И только защита британских спецслужб не дала религиозным фанатикам возможности привести приговор в отношении него в исполнение. Однако были убиты переводчики этого романа с английского на японский и итальянский языки.

В чём же Хомейни усмотрел оскорбление пророка и Корана? Главный герой романа Рушди носит имя Махунд (не Мухаммад). Он бизнесмен и под диктовку ангела пишет некую книгу (в романе её названия нет). Но однажды под видом ангела к нему явился Сатана. И часть глав (сур) книги оказались продиктованными Сатаной. Впоследствии Махунд обнаружил, что эти главы исходили от Сатаны и вычеркнул их из текста книги. Конечно, в данном сюжете есть некая отдаленная аналогия с обстоятельствами создания земного Корана. Но причём здесь оскорбление Мухаммада и Корана? Фактически Хомейни и послушные ему религиозные фанатики уже сам факт художественного творчества на религиозные сюжеты (в связи с несовпадением художественного сюжета с богословским) посчитали оскорблением ислама.

Комсомольская правда, 1989 г., 21 февраля.

“Тегеранское радио процитировало следующие слова Хомейни:

- Я хочу проинформировать гордых мусульман всего мира, что автор книги “Сатанинская поэзия”, которая направлена против ислама, пророка и Корана, и все те, кто имеет отношение к её публикации, приговорены к смерти. Я прошу всех мусульман уничтожить их, где бы они ни находились.” (С.3)

Известия,1991 г., 13 июня.

“По сообщению токийской полиции, в своём номере был найден мёртвым профессор университета Хитоси Игараси, который перевёл на японский язык “Сатанинские стихи” Салмана Рушди. На его теле обнаружено множество колотых ран.” (С.5)

Известия, 1991, 16 июля.

“В начале июля в Милане был убит Этторе Каприоло, который перевёл “Сатанинские стихи” на итальянский.” (С.5)

 

 Главная особенность ислама — отсутствие единой клерикальной иерархии типа РПЦ или католического папства. Исламская теология сформировалась независимыми учеными, которые не обращали внимания на государственные интересы, а иногда и открыто противостояли попыткам правителей взять их под своё крыло. Там, где христиане придумали Вселенские Соборы, благодаря которым истиной становилось не то, что кто-то нарассуждал или приказал, а то, что всем миром порешили, например, что 1+1+1=1, сунниты пошли еще дальше, сказав, что таких мировых истин может быть много. Благодаря этому ислам избежал многих недостатков, присущих, например, православию. В исламе нет святых, великомучеников, кости человека не могут быть церковным артефактом, а ко всяким чудесам отношение прохладное. Авторитет алимов держится только на их знаниях, умении красиво болтать и плести интриги, а не на церковных чинах или толщине пуза. Недостаток же в том, что любой, обладающий минимальными познаниями в исламе и красноречием, может объявить своё толкование Корана и Сунны единственно правильным и издавать фетвы направо и налево.

Несмотря на непримиримые противоречия между многочисленными течениями ислама, их объединяет чёткая религиозная доктрина. Пять столпов ислама и шесть столпов веры были сформулированы в первые десятилетия становления религии и с тех пор не ставились под сомнение ни одной из значимых исламских сект.

 



[1] В данной главе использован текст об исламе из журнала Maxim, ссылка - http://vseobislame.livejournal.com/28703.html