Библия и история

В данной главе использован текст «Книги о Библии» И.А.Крывелева и книги "Забавное Евангелие" Лео Таксиля

 

Защитники Библии говорят, что ее можно рассматривать как исторический источник. В самом деле, там описываются нравы еврейского и соседних народов той эпохи, излагается история царей древнееврейского царства, и эти разделы являются достоверными историческими документами. Несомненно, в числе упоминаемых Библией персонажей имеются и реальные исторические личности. Однако в основном сказания  библии,  имеющие вид исторических повествований, на поверку    оказываются    по    своему  содержанию  совершенно фантастическими. Рассмотрим, для примера,  сказание о том,  как древние евреи жили в египетском  плену  и  как  они  под  руководством  Моисея освободились от этого плена.

 Египетский плен  и  исход  евреев  из  Египта.  В  ветхозаветной идеологии легенда   о   египетском  плене  и  исходе  из  него  играет центральную роль.  Чуть ли не во всех  книгах  Ветхого  Завета  евреям постоянно  напоминается,  что они были в египетском рабстве и что Яхве вызволил их оттуда,  а это свидетельствует о мощи иудейского бога и  о его  благоволении  к избранному им народу.  Именно с исходом из Египта Библия связывает заключение основного завета бога  Яхве  с  евреями  и дарование им закона через Моисея на горе Синай.  С другой стороны, для установления фактов подлинной истории евреев в Палестине  разбор  этой легенды тоже имеет большое значение.

 По Библии,  евреи поселились в Палестине после исхода из Египта и сорокалетнего блуждания в пустыне.  Значит, если установить дату этого исхода, то тем самым  можно  выяснить,  когда  и  в  какой  обстановке начался палестинский   период   еврейской   истории.   Попытаемся   же разобраться в исторических данных, связанных с этим вопросом.

 Как известно,   Египет   раскопан   в  археологическом  отношении чрезвычайно основательно,  и историческая  наука  знает  прошлое  этой древней страны  лучше,  чем  прошлое  многих  других  стран и народов. Однако в колоссальном  количестве  расшифрованных  надписей,  в  массе живописных и  прочих найденных археологами изображений нет и намека ни на пребывания евреев в египетском плену, ни на исход из него. Казалось бы, например,  о Моисее,  который, по Библии, так активно действовал в Египте, среди египетских древностей должны были  найтись  какие-нибудь сведения или упоминания. Нет абсолютно ничего!

Недостоверность легенды о египетском рабстве становится еще ясней, если попытаться поставить соответствующие  события  в  хронологические рамки. Когда произошел пресловутый исход евреев из египетского плена?

 Библия дает на этот счет некоторые указания,  которые  на  первый взгляд могут показаться довольно точными.  В III книге Царств сказано, что царь Соломон начал строить  иерусалимский  храм  в  четвертый  год своего  царствования  и  через 480 лет после исхода из Египта[См.  III книгу Царств,  гл.VI,  ст.1.]. Соломон вступил на престол около 965 г. до н.э., значит, постройка храма началась примерно в 961 г. Если евреи вышли из Египта за 480 лет до этого срока,  стало  быть,  это  событие произошло около 1441 г.  до н.э.  

 К тому же,  в Библии содержатся и другие сведения о времени плена и исхода.  Книга  Исход  сообщает,  например,  что  народ  израильский "построил фараону Пифом и Раамсес,  города для запасов"[Исход,  гл. I, ст.11.]. Известно, что город Пер-Рамсес или "дом Рамсеса" был построен в царствование фараона Рамсеса II, длившееся с 1317 по 1251 г. до н.э. Если исходить из этого библейского указания, то дату, установленную на основании III  книги  Царств  (1441 г.),  нужно считать неправильной и уход евреев из Египта отнести ко времени правления  преемника  Рамсеса фараона Меренптаха,  может быть, около 1230 г. Противореча друг другу, оба библейских  варианта  одинаково  не  согласуются  с  историческими фактами, опровергаются конкретными археологическими данными.

 На воротах   (пилонах)   древнеегипетского   храма   в    Карнаке сохранилась надпись, перечисляющая те города и местности, которые были завоеваны фараоном Тутмосом III в Палестине.  Там сказано  и  о  таких местностях, которые   расшифрованы   египтологами,  как  "Иакоб-эл"  и "Иосиф-эл". Эти местности,  названные по именам библейских  персонажей Иосифа и Иакова.  Относится надпись примерно к 1470 г.  до н.э.  Таким образом, в начале XV века до н.э.  еврейские имена были уже в  ходу  в Палестине и   даже  использовалось  для  обозначения  местностей,  что говорит об их давнем происхождении в этих местах.  Значит, в это время евреи уже были в Палестине.  Следовательно, отпадает вариант датировки их исхода из Египта 1480 г.,  в особенности если учесть еще  те  сорок лет блуждания по пустыне, на которых настаивает Библия. Этот исторический факт свидетельствует о том, что в реальности под «егитпетским пленом» следует понимать вовсе не нахождение евреев в Египте, а, наоборот, завоевание Палестины египтянами, что нашло весьма искаженное выражение в библейском тексте.

Особенно убедительным свидетельством в  этом  отношении  является знаменитый археологический памятник,  найденный в Египте в 1896 г.,  - стела (памятный камень с надписью) фараона Меренптаха, или израильская стела, названная  так  потому,  что  в  надписи  на  ней  говорится об Израиле.

 Фараон Меренптах описывает  на  стеле  свои  военные  победы.  Он сообщает: "Цари  повергнуты и просят пощады.  Нет никого,  возносящего свою главу среди девяти племен;  опустошены левийцы, хетты спокойны; в плену Ханаан, как всякий злой, уведен Аскалон; попал под власть Гезер; Иеноам приведен в  небытие;  Израиль  -  его  людей  нет,  его  посевы уничтожены". Из этой надписи следует, что во времена Меренптаха Египет вел войну с Израилем на территории последнего,  значит, евреи уже жили в Палестине;  а из этого вытекает, что вариант с исходом из Египта при Меренптахе тоже не выдерживает критики.  И еще одна деталь. По Библии, фараон, погнавшийся  за  бежавшими евреями,  утонул в Черном море.  Но мумия фараона Меренптаха была найдена целехонькой  отнюдь  не  на  дне морском, а в  собственной его гробнице...

Крах ветхозаветной легенды о пребывании евреев в Египте и  исходе из него  чрезвычайно  существенен.  Без  этой  легенды лишается всякой почвы христианское и иудейское учение о Моисее,  выведшем якобы евреев из Египта и давшем им закон.  Моисей оказывается мифической личностью; не может быть, следовательно, и речи о нем как авторе Пятикнижия. Да и вообще вся картина древней истории приобретает совсем другой вид,  чем тот, который она имеет в Ветхом Завете.

Что касается,  в частности, Моисея, то его мифичность не вызывает сомнений у подавляющего большинства даже буржуазных  историков.

Библия и археология.  В   разгар   успехов археологических экспедиций   в   Палестине  и  Месопотамии  английский археолог Сэйс выражал надежду,  что скоро будут найдены многочисленные материалы, которыми    ветхозаветные    сказания    будут    полностью подтверждены. Он  писал:  "Пришло  время,  когда  сокрытые  в   недрах палестинской почвы памятники прошлого расскажут нам, может быть, о тех днях, когда Авраам раскинул свою  палатку  в  окрестностях  Хеброна  и заключил союз с царем Иерусалима".  Надежды  эти  до сих пор не оправдались и,  конечно, никогда не оправдаются. Никаких следов Авраама, Исаака и Иакова, как и следов других ветхозаветных персонажей,  не обнаружено.  Это вынуждены признать и богословствующие археологи.

В 1925   г.   крупнейший   английский   исследователь   палестины Макалистер, подводя  итоги  столетию  археологического  изучения  этой страны, выражал удивление по поводу того, что библейское повествование в такой  ничтожной  доле  подтверждается  археологическим  материалом. "Нигде, - пишет он,  - во  всей  стране  мы  не  можем  обнаружить  ни малейших следов  Авраама,  Исаака и Иакова,  Самуила,  Саула,  Давида, Исаии"; "Давид,  Иоав,  Авессалом,  Натан, Гад и прочие значительные и незначительные лица  того времени известны нам только по упоминаниям в Библии. Ни внутри,  ни вне  пределов  их  древней  страны  не  найдено никаких других упоминаний об их деятельности".  Заодно  Макалистер язвительно издевается   над   мнимыми  "находками",  которыми  издавна пытались подкрепить Библию легковерные или недобросовестные люди. "Нет надобности повторять,  -  пишет  он,  -  что  все эти "башни Давида" и "колодцы Вирсавии",  которые средневековые энтузиасты (имеются в  виду крестоносцы времен  крестовых  походов) открыли в Иерусалиме, столь же иллюзорны,  как и  "мумия  одной  из  тощих  коров  фараона", которую, как утверждают злые языки, некий гражданин Соединенных Штатов вывез из Египта,  чтоб украсить ею свой частный музей".

 Сказания о  завоевании  израильтянами  Ханаана  под  руководством Иисуса Навина находятся в непосредственной связи с легендой об  исходе из Египта  и  играют  не  меньшую  роль в ветхозаветной "исторической" концепции, чем эта легенда. Раскопки городов Иерихона, Бетэля и многих других, перечисляемых  в  книге Иисуса Навина,  должны были обнаружить большое количество материалов,  свидетельствующих  о  таком  важнейшем событии в  истории  этих  городов.  Но  и здесь библейские сказания не получают подтверждения со стороны археологии.

 Каждый из  раскопанных в Палестине городов когда-нибудь переживал военную невзгоду,  подвергался разрушению или  погибал  от  огня.  Это неудивительно, ибо  за  такой  длительный  исторический  период всякое бывало в жизни  любого  поселения.  Большинство  из  них  подвергалось разрушению несколько  раз  в разное время,  и археологи раскапывают не один, а  несколько  последовательных  "культурных  слоев",  постепенно напластовывавшихся в ходе истории. Но ни в одном случае не оказывается возможным установить,  что эти разрушения  имели  место  в  результате завоевания Ханаана Иисусом Навином.

 Например, раскопан город Иерихон,  о разрушении которого  Иисусом Навином подробно рассказано в Библии.  Если бы можно было на основании раскопок доказать,  что Иерихон был разрушен  именно  в  то  время,  к которому Библия   приурочивает   завоевание   Ханаана   израильтянами, Финеган, конечно,  всячески  использовал  бы  это  для  возвеличивания исторической достоверности   Библии.   Но  он  вынужден  написать:  "К несчастью... дата катастрофического разрушения стен города  бронзового века не  может  быть  точно  определена/ Что же касается легенды об «Иерихонских трубах», звук от которых, согласно легенде, разрушил стены этого города, то и тут наука сумела установить, как всё было на самом деле. Когда исследователь Чальз Уорен раскопал на холме Тель-эс-Султан (в 22-х км от Иерусалима) руины Иерихона, то оказалось, что стены рухнули потому, что их подкопали. А в трубы дули, судя по всему, чтобы отвлечь
внимание защитников крепости.

 В Библии упоминается,  например,  о  завоевании  израильтянами  города Бетэля. Но  раскопки,  произведенные  в 1933-1934 гг.,  показали,  что около 2200 г.  до н.э. он был разрушен и покинут, а потом только между 1200 и   1000  гг.  на  его  месте  существовало  маленькое  поселение деревенского типа.  Поэтому,  признается Финеган, "в период еврейского завоевания никакого города на этом месте не было".

Известно, что американские капиталисты и церковники несколько раз снаряжали экспедиции  на  гору  Арарат  для  поисков  остатков   Ноева ковчега. Никакими  находками  ни одна из этих экспедиций до сих пор не могла похвастать.  Нет никаких сомнений,  что они и впредь  ничего  не найдут, ибо  ни  Ноя,  ни  ковчега  никогда  не было.  А был ил потоп? Наводнения в древности бывали довольно часто,  правда,  не  столько  в Палестине, сколько  в  Месопотамии.  У  людей,  которые пережили такое наводнение, могло сложится впечатление, что оно охватило все землю. Не исключено, что  одно  из  наводнений  и  послужило  основой сказания о потопе, распространившегося  среди  населения  Месопотамии   и   потом перешедшего в  Палестину.  Во  всяком  случае,  искать  Ноев  ковчег - занятие в достаточной  степени  бесполезное.  Впрочем,  известно,  что американские экспедиции   в   районе  горы  Арарат  больше  занимались шпионажем, чем археологическими поисками.

Археологические материалы   оказывают   науке   большую   помощь. Отдельные библейские сообщения,  в основе которых  лежат  исторические факты, подтверждаются  данными  раскопок.  Когда археологи раскапывают города, построенные древними ассиро-вавилонскими  царями,  египетскими фараонами и  другими властителями,  имена которых фигурируют в Библии, когда находят  многочисленные  таблички  с  перепиской  этих  людей  и записями об их деяниях, библейские рассказы о них приобретают значение исторического источника.  Навуходоносор,  Тиглатпаласар,   Асархаддон, Шеншок и  другие  -  это  уже теперь не только и не столько библейские персонажи, сколько реальные исторические фигуры,  а то, что сообщает о них Библия,   включилось   в   общую  сумму  исторических  источников, касающихся этих личностей.

 В Библии рассказывается о том,  как древний Израиль воевал против моавитского царя Меши.  Раскопки обнаружили каменную  стелу  Меши,  на которой описана его деятельность.  Там,  в частности,  сказано: "Омри, царь израильский,  - тот теснил Моава много дней,  потому что гневался Кемош (бог,  в которого веровали моавитяне.  - И.К.) на страну свою. И наследовал ему сын его,  и сказал также он: "буду теснить Моава"... но я усладил  мой  взор на нем и на его доме,  и Израиль совершенно погиб навеки". Можно отвлечься от того,  что Меша в данном случае  несколько преувеличил свои   успехи.   Важно,   что   мы   имеем  документальное подтверждение того,  что на этот раз  библейское  сказание  связано  с реальным историческим фактом.

 Бывает, что такое совпадение имеет  место  в  менее  существенных вопросах, но и эти случаи важны для исторической науки. Так, например, в Библии говорится,  что царь Соломон любил  лошадей  и  имел  большое количество их. В результате раскопок древнееврейского города Мегиддо в 1928 г.  были  обнаружены  остатки  сооружений,  которые  по   времени относятся к царствованию Соломона, а по характеру похожи на конюшни со стойлами на 228 лошадей.  Многие археологи считают,  что это развалины конюшен царя Соломона.

 Некоторые археологические  открытия в Месопотамии дали материал к объяснению отельных  ветхозаветных  легенд.  Возможно,  например,  что легенда о  строительстве  вавилонской башни имеет в своей основе нечто реальное.

 Исследование главного  вавилонского  храма Эсагилу показало,  что при храме была в свое  время  ступенчатая  башня,  или  зиккурат,  как обычно назывались в Вавилоне такие башни. Они служили различным целям, как военным  (наблюдение  за  возможным  приближением  врага),  так  и научным (астрономические        наблюдения)        и,        вероятно, религиозно-культовым. Башня при храме Эсагилу  называлась  Этеменанки, или "Дом  основания  неба и земли";  ее высота доходила до ста метров. Еще до  того,  как  пленные  евреи были приведены в Вавилон,  она была разрушена,  потом ее начали восстанавливать при царе Асархаддоне.  Ряд ученых  считает,  что  именно  об  Этеменанки  идет  речь в библейском сказании о вавилонской башне.  Они основываются  на  надписи,  которая была вложена в стену при восстановлении здания.  Там было сказано, что башня  воздвигается  "на  груди  преисподней  так,  чтобы  ее  вершина достигала неба", а в Библии, как известно, тоже говорится о построении башни "высотою до небес". Когда евреи попали в  Вавилон,  реставрация  башни  еще не была закончена,  поэтому у них могла возникнуть легенда о том,  что первоначальный замысел заключался именно  в  достижении  неба  и  что  этот замысел не был осуществлен в результате вмешательства бога.

 В некоторых   случаях   археологические  находки  подтверждают  и иллюстрируют наиболее мрачные и ужасающие своей  жестокостью  страницы Ветхого Завета. Мы имеем в виду человеческие жертвоприношения и прежде всего приношение в жертву детей,  о чем  в  Ветхом  Завете  много  раз говорится с    полной    определенностью.   Аврааму,   например,   как рассказывается в Библии, только вмешательство ангела помешало принести в жертву  Яхве своего сына Исаака.  Известен обычай приношения детей в жертву при   закладке   здания   или   городской   стены.   В   Библии рассказывается, как некто Ахиил Вефилянин построил город Иерихон после его разрушения:  "на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем  своем  сыне  Сегубе поставил ворота его".  Раскопки установили, что построение городских стен и отдельных зданий  на  костях приносимых в жертву младенцев были отнюдь нередким явлением. В постройках ряда древнееврейских городов (Мегиддо, Гезер, Иерихон)  были  найдены скелеты замурованных в стены детей.  Не исключено, что найденные в Иерихоне скелеты и есть останки  несчастных детей Ахиила Вефилянина, действовавшего, как уверяет Библия, "по слову господа".

 Искажения исторических фактов в Библии. Современная историческая наука располагает огромной массой точно установленных и проверенных  фактов, относящихся к   различным  историческим  периодам  и  ко  всевозможным странам и народам.  В свете  этих  знаний  исторические  повествования Библии могут быть подвергнуты достаточно точной проверке. Каковы итоги этой проверки?  Оказывается, что в библейском "историческом" материале содержится огромное количество ошибок, много случаев прямого искажения истины или простого вымысла. Приведем несколько примеров.

 В том  месте  книги Паралипоменон,  где говорится о временах царя Давида, в еврейском подлиннике Библии сообщается, что евреи вносили на построение храма дарики. Эта персидская монета была пущена в ход царем Дарием, от которого и получила свое название.  Но Дарий жил  почти  на полтысячелетия позже  Давида,  стало быть,  при Давиде никаких дариков не могло быть.

 В евангелиях рассказывается о том,  что Иисус Христос родился "во дни царя Ирода"[См.  евангелие от Матфея,  гл.II,  ст.1.] и что в  это время Сирией  правил наместник Квириний.  Известно,  однако,  что царь Ирод умер за четыре года до того момента,  к которому церковь  относит рождение Христа,  а  Квириний  в это время Сирией не управлял.  Дальше сообщается, что этот самый Квириний предпринял перепись  населения  во всей стране  и  что  родители Христа должны были прийти в город Бетэль пройти перепись.  Это тоже  неверно.  Первая  перепись  в  Иудее  была проведена в 7 г.н.э.,  т.е. через семь лет после событий, к которым ее приурочивают евангелия,  притом это  была  не  перепись  населения,  а перепись имущества.  Никаких поездок для того,  чтобы пройти перепись, не могло быть:  важно было записать жилище,  скот, землю и т.д., а это можно было сделать только на месте.

 Авторы евангелия обнаруживают  незнание  исторической  обстановки Иудеи того времени,  о котором пишут.  Они рассказывают, например, что дочь царицы  Иродиады  Саломея  плясала   на   пиру   перед   гостями, собравшимися у  царя  Ирода.  Этого  не  могло  быть,  ибо  по обычаям восточных стран того времени такое поведение опозорило бы царевну, так как плясали  на  пирах  танцовщицы-проститутки  из рабынь.  Иисус,  по евангелиям, изгоняет бичом торговцев, продававших в храме свои товары, опрокидывает их  прилавки,  "столы  меновщиков" и т.д.  Этого не могло быть, ибо в храме торговля никогда не производилась.  В  другом  месте евангелий рассказывается  о  том,  как  Иисус,  встретив  бесноватого, изгнал из него огромное количество бесов  и  приказал  им  вселится  в стадо свиней,  которых было около 2 тысяч. В Палестине того времени не могло быть свиных стад,  тем более  таких  больших,  так  как  религия запрещала евреям свиноводство, как запрещает и сейчас.

 В суде над  Иисусом,  рассказывают  авторы  евангелий,  будто  бы участвовало много первосвященников[См.  евангелие от Матфея,  гл.XXVI, ст.59; гл.XXVII,  ст.1; евангелие от Марка, гл.XV, ст.31; евангелие от Луки, гл.XXII,  ст.52.].  Между  тем  в  Иудее  мог  быть  только один первосвященник. В расправе над Иисусом,  по евангелиям,  участвуют все время римские солдаты. В то время их в Иудее не было. Гарнизон римских солдат был оставлен в Иерусалиме только  после  подавления  иудейского восстания 60-х  годов  н.э.,  т.е.  через несколько десятков лет после эпохи, к которой относятся  описываемые  события.  Римский  прокуратор Понтий Пилат,  который  будто  бы принимает непосредственное участие в расправе над Иисусом,  не мог этого делать по  той  причине,  что  его резиденция была не в Иерусалиме, где все это происходило, а в Цезарее, на берегу моря - далеко от Иерусалима.

 Насколько трудно добраться в Библии до исторической истины, можно видеть хотя бы  на  тех  многочисленных  фактических  несообразностях, которые мы там находим.

 Рассказывается, например,  о войне, происходившей между иудейским царем Авией   и   израильским   царем  Иеровоамом.  Об  армии  первого говорится, что она состояла из 400 тысяч отборных бойцов,  а об  армии второго -  что  таких  же отборных бойцов в ней было 800 тысяч[См.  II книгу Паралипоменон,  гл.XIII.].  Значит,  помимо этих  отборных  сил, были, надо  полагать,  еще  и  войска.  Но  в  древности никогда таких огромных армий не было - это, безусловно, фантастические цифры.

 Среди евреев,  вышедших  из  Египта,  было,  как рассказывается в Библии, ни больше ни меньше,  как 600 тысяч мужчин.  Принято  считать, что количество  взрослых  мужчин  обычно  составляет около одной пятой всего населения.  Если исходить из этого расчета, то надо считать, что всего евреев из Египта вышло около 3 миллионов. Эта колоссальная масса народа за одну ночь прошла по территории Египта, перешла Красное море, сгруппировалась вокруг  горы  Синай,  потом  сорок  лет единым потоком бродила по  пустыне  и,  наконец,  форсировав  Иордан,   вторглась   в Палестину. Все это совершенно невероятно.

 Немецкий военный  историк  Дельбрюк   подверг   проверке   данные древнегреческого историка  Геродота  о  численности  войск  Ксеркса  в греко-персидской войне.  Геродот дает точную цифру - 4200 тысяч вместе с обозами.   Когда   Дельбрюк   произвел   соответствующие   подсчеты, оказалось, что такая колонна персов в походе должна была растянутся не менее чем  на  3 тысячи километров.  Попробуем воспользоваться данными этого авторитетного  исследователя  в  нашем  случае.  Колонна  евреев должна была  занять  в  походе не менее 2 тысяч километров при условии соблюдения современной  маршевой  дисциплины,   что   само   по   себе маловероятно. По прямой линии расстояние от реки Нил даже в верхнем ее течении до северных границ Палестины составляет  примерно  около  1000 километров. Если  даже  удвоить  эту  цифру  и  считать,  что вместе с изгибами караванного пути,  по которому должна была следовать колонна, она составляет 2 тысячи километров, то и в этом случае получится, что, когда голова колонны уже прошла всю Палестину, ее хвост должен был еще находится в исходном пункте. Блуждать по Синайской пустыне такая масса народа не могла,  ибо весь  Синайский  полуостров  представляет  собой маленькую территорию,  на  которой 3 миллиона человек не могли бы даже как следует разместится.  Что же касается перехода через Красное  море всей колонны  в течение одной ночи,  то это тоже фантастика.  Подсчеты показывают, что для этого понадобилось бы не менее  недели,  даже  при условии, что воды моря,  действительно,  расступились,  как написано в Библии.

Исторические ошибки  и  искажения  в  библии  становятся   вполне объяснимыми, если рассматривать библию как произведение,  созданное на земле самими людьми и если как следует разобраться в ее истории.

 Нет ничего удивительного в том, что книга, которая составлялась в течение целого тысячелетия огромным количеством  авторов,  содержит  в себе много ошибок и неувязок;  было бы странно, если бы все библейские авторы оказались одинаково знающими и добросовестными  людьми.  Важную роль играет еще одно обстоятельство.  Многочисленные авторы библейских книг исходили в своей работе из определенных  религиозно-назидательных целей, поэтому  они  старались  подгонять  исторические факты под свои схемы и укладывать в  эти  схемы  распространенные  в  народе  мифы  и сказания.  Когда же оказалось,  что для обоснования данной религиозной идеи не хватает исторических фактов,  даже подтасованных,  не  хватает также существующих уже и распространенных в народе мифов, тогда авторы сами  выдумывали  факты  и  сочиняли  мифы.  В  результате  получалось невообразимо   запутанное  смешение  исторического  с  фантастическим, истины с вымыслом.

И всё же, как палеонтолог по фрагментам костей ископаемого животного восстанавливает всё животное, так по отдельным библейским эпизодам можно попытаться восстановить быт и нравы ушедших веков. Можно привести один пример. В "Первой книге Царств" евреи просят первосвященника Самуила поставить им царя. "Зачем вам царь земной, когда у вас имеется царь небесный?" – увещевает их Самуил. Но евреи настаивают, и Самуил помазал им на царство Саула. Когда же Саул стал своевольничать, Самуил заменил его Давидом. В странном желании евреев Самуил видит их греховность, отступничество от Бога. На самом деле за мнимой греховностью просматривается объективный исторический процесс. Первосвященник (по библейской терминологии "судья") обладал лишь моральной властью, но не имел власти ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ. Он хорошо знал обычаи народа, но все его приговоры носили РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ, а не обязательный характер. Усложнившаяся хозяйственная деятельность требовала быстрых ОПЕРАТИВНЫХ решений, требовала формирования исполнительной власти. Царь, в отличие от "судьи", имел ДРУЖИНУ и проводил свои решения СИЛОЙ. Для нового состояния общества такая ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ была меньшим злом по сравнению с неопределёнными рассуждениями о грехе. Здесь в завуалированной форме "Библия" даёт яркое свидетельство перехода первобытного общества от родоплеменных БЕСКЛАССОВЫХ отношений к рабовладельческим КЛАССОВЫМ. Три обстоятельства способствовали этому: усилившееся разделение труда и необходимость принудительного регламентирования возникающих при этом отношений; формирование исполнительной власти в лице царя и его дружины; появление в обществе необходимой величины прибавочного продукта для содержания этой исполнительной власти.

Пророчества. О них ходит много всяких разговоров среди верующих. И, как правило, все эти разговоры основаны на незнании сути дела, чаще всего на незнании Библии.

 Есть в  Библии  много  пророчеств  о  давно  прошедших  временах. Например, в книгах,  которые так и называются книгами Пророков (Исаии, Иеремии  и др.),  будто бы было предсказано покорение Иудеи Ассирией и Вавилоном,  и все эти события потом действительно произошли.  На самом деле  подавляющее  большинство подобных пророчеств было сделано задним числом, после того, как события уже совершились.

 Большинство пророческих книг было написано в  эпоху  вавилонского плена и после нее, а их выдавали за книги, написанные еще в древности. Некоторые из пророчеств были  сделаны  незадолго  до  тех  событий,  о которых в них говорится, и фактически были основаны на трезвом расчете обстановки. Например, пророк Иеремия жил до завоевания Иудеи Вавилоном и во  время  этого  завоевания.  Учитывая складывавшуюся международную обстановку, он  делал  вполне  обоснованные  выводы   о   неизбежности завоевания маленькой  Иудеи мощным Вавилоном.  Больше того,  исходя из этого, он   вел   активную   пораженческую   агитацию   среди    своих соотечественников; по    существу    он    был    настоящим    агентом паработителей-вавилонян. Но дело здесь совсем не в  пророчестве,  а  в трезвом и,   может   быть,  корыстном  расчете,  учитывавшем  реальное соотношение сил.

 Основное из пророчеств,  которое повторяется во многих библейских книгах, заключается в том, что после тяжелых времен плена, рассеяния и рабства для  избранного богом народа наступит,  наконец,  избавление и счастливая жизнь,  причем в некоторых библейских книгах эта счастливая жизнь представляется  как  господство над другими народами.  Последнее никак не сбывалось.  Были пророчества об  избавлении  от  вавилонского господства, они  как  будто  сбылись,  но тут же на смену вавилонскому господству пришло  персидское,  потом  греческое,  которое   сменилось римским, и  т.д.  Пророки занимались по существу тем,  что непрестанно откладывали платеж по векселю,  но этот платеж так и не наступил, хотя все указывавшиеся сроки давным-давно прошли.

 В Новом  Завете  пророчества  этого   рода   выглядят   несколько по-иному. Здесь  уже  имеется в виду спасение не еврейского народа,  а всего человечества.  Должен  наступить  конец  света,  должен   прийти Антихрист и  вступить  в  борьбу с богом;  после сильнейших потрясений победит Христос,  и наступит на земле царство небесное; воскреснут все мертвые и предстанут перед Страшным Судом,  который осудит одних людей на вечные муки,  других - на вечное блаженство.  В Новом  Завете  этот мотив постоянно повторяется,  причем даются категорические заверения о том, что это наступит очень скоро:  "не прейдет род сей,  как все  сие будет"[Евангелие от Матфея,  гл.XXIV,  ст.34.].  Это значит, что конец света наступит на протяжении жизни одного поколения,  иначе говоря, он должен был  наступить  уже  тысячу  девятьсот лет тому назад.  Но свет существует до  сих  пор!   Основное   пророчество   Библии   оказалось несостоятельным.

 Много раз в истории нашей  страны  и  стран  Запада  христианские церковники и  сектантские  руководители  заявляли,  что  наступили или наступают "последние времена"  перед  концом  света.  Они  производили всякие сложные   вычисления  по  библейским  текстам  и  устанавливали безошибочные, по  их  мнению,   сроки,   в   которые   следует   ждать неизбежного, светопреставления.  К  1000  г.  христианское духовенство Западной Европы  приурочивало  абсолютно   неизбежный   конец   света. Верующие не  считали  нужным  даже  засевать  поля  осенью  999 г.,  в результате чего разразился,  конечно,  страшный голод,  и  для  многих погибших от голода людей,  действительно,  наступил конец света. После этого светопреставление много раз  откладывалось.  Оно  "должно"  было состоятся в 1198 г.,  потом - в 1524,  1532,  1819,  1832, 1836, 1843, 1896 гг.  и, наконец, в наше время - в 1925, 1932 гг. и т.д. Убеждение в том,   что  конец  света  наступит,  и  сейчас  в  достаточной  мере распространено. Церковные деятели, сектантские руководители, еврейское духовенство и    теперь   многозначительно   говорят   о   "знамениях" приближающегося конца света,  но факт  остается  фактом:  до  сих  пор библейские пророчества о конце света регулярно проваливались.

 Мы подчеркиваем,  что в данном случае речь идет о  действительном предсказании, хотя  и  провалившемся,  потому что во многих случаях за предсказание или пророчество в Библии принимается то,  что  совсем  не является таковым.  Выше  уже говорилось о тех "пророчествах",  которые делались {после}  соответствующих событий.  Но есть в Библии и  другая разновидность мнимых пророчеств. Когда, например, говорится, что будет глад и мор, будут войны, пойдет брат на брата и т.д., то это вообще не предсказание. В   обществе,   основанном   на   эксплуатации  человека человеком, голод и эпидемии были обычным явлением. То же относится и к войнам, в  частности,  к  гражданским войнам,  когда восстает "брат на брата". Заявление о том,  что будут голод или войны, всегда можно было сделать без всякого риска ошибиться. Пророчества здесь нет никакого.

 Среди верующих  распространены  нередко  слухи  о   пророчествах, которых вообще нет в Библии.  Как правило,  из верующих мало кто знает Библию, поэтому люди не всегда могут проверить распространяемые слухи. А иногда эти слухи такого рода:  в Библии,  мол,  предсказано все, что теперь на свете происходит:  и самолеты,  и телевидение,  и чуть ли не атомная бомба...  Например, во времена «перестройки» и реставрации капитализма был популярен слух, что будто бы в Библии предсказываются «Михаил Меченый» и «Борис Властолюбец». Ничего  этого  в  Библии  нет,  а подобные разговоры рассчитаны на чересчур легковерных людей.

Некоторые места в Библии трактуются легковерными людьми как «предсказание» будущих событий. Например, в Библии реально фигурирует такой персонаж, как Иуда Иаковлев. Находились люди, которые утверждали, что таким образом в Библии предсказан такой исторический персонаж А.Н.Яковлев, личность которого, действительно, вызывает ассоциации с евангельским Иудой. Или, например, фразу из Апокалипсиса о том, как «в реку упала звезда Полынь, и отравилась река, и треть людей умерли», некоторые ушлые проповедники толковали как предсказание аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году (одно из названий полыни – «чернобыльник»). Однако нетрудно показать, что это просто случайные совпадения, неуклюже притянутые за уши.

 Да и  откуда люди,  которых именуют библейскими пророками,  могли узнать истину о последующих временах вплоть до  нашей  эпохи?  Религия говорит, что пророки были не обыкновенными людьми,  а исключительными, отмеченными самим богом, и что поэтому бог сообщал им свою волю и свои намерения как  насчет  ближайших  времен,  так  и  насчет  отдаленных. Действительно, то,  что рассказывается в Библии о пророках и их образе жизни, нельзя  считать  обыкновенным.  Чтобы  прийти  в то иступленное состояние, в  котором  они  могли  пророчествовать,  они  должны  были безудержно скакать  и  прыгать,  иногда наносить себе ножевые и другие раны или принимать побои от других людей.  О некоторых пророках вообще рассказываются совершенно диковинные истории.  Так,  например,  пророк Иезекииль должен был,  как рассказывается в Библии, по приказанию бога совершить следующие  действия:  съесть  целиком  пергаментный  свиток, очевидно, с письменами;  затем 390 дней  непрерывно  лежать  на  левом боку, 40  дней  - на правом боку;  есть и пить он должен был в течение этого времени строго определенную, дозированную по весу пищу, причем в рацион святого   человека   должны   были  входить  ячменные  лепешки, замешанные на   человеческих   испражнениях...[См.    книгу    пророка Иезекииля, гл.III и IV.] Нельзя отрицать, что образ жизни, который вел Иезекииль, был весьма странным,  но  есть  ли  какие-нибудь  основания думать, что это давало ему возможность знать будущее?

 Таких "пророков",   о   которых    рассказывается    в    Библии, этнографическая наука  наблюдала  и  еще  теперь  нередко  наблюдает у многих народов, преимущественно находящихся на низком уровне развития. Это так называемые шаманы. Они тоже пляшут и прыгают, пока не придут в состояние исступления,  бьют в бубны и барабаны  и  иногда  играют  на примитивных музыкальных инструментах, иногда нуждаются в том, чтобы им играли во время пророчествования или камлания,  наносят себе  побои  и раны и  т.д.  Так  же,  как и библейские пророки,  они "предсказывают" будущее, толкуют настоящее, обладают якобы некоей таинственной властью над миром духов и богов.

 Пророки, по Библии,  считались психически ненормальными людьми, и сама эта  ненормальность оценивалась как признак особой "отмеченности" данного человека  богом.  Шаманы  во  многих  случаях  тоже   являются психически неуравновешенными    людьми,   и   эта   неуравновешенность считается признаком  особого  призвания  таких  людей.  Древние  евреи могли, конечно,   в   необычном   поведении  Иезекииля  видеть  печать божественного призвания  этого  человека.  Но  мы,  люди  современного общества, не  сможем  опускаться  до  их уровня.  Мы знаем,  что такое нервная система человека  и  как  можно  привести  ее  в  возбужденное состояние, что   может   послужить  причиной  всевозможных  видений  и галлюцинаций, каковы    причины    психических    болезней.     Видеть "пророчество" в   бреде   больного  человека  нет  никаких  оснований. Разумеется, нельзя верить пророчествам  и  в  тех  случаях,  когда  их делают ловкие обманщики, а такие случаи довольно часты. 

Реальная история новозаветных времен. Несомненно, в числе персонажей Библии, особенно Нового Завета, фигурируют и реальные исторические личности. Однако поступки, приписываемые им авторами Библии, однозначно не имели места в реальности.

Возьмем,  например, прокуратора  Понтия Пилата. Его  подлинная  история написана  его современниками,  о нем и  о  его  делах упоминают историки той эпохи. Известно, что  он  был  римским  всадником,  что  он  был назначен  в Иерусалим шестым по  счету  прокуратором Иудеи, что его предшественником был Валерий Грат,  что  на свой пост он  вступил в  одиннадцатом  году правления Тиберия,  то есть в  25 году нашей эры, а семь  лет  спустя он безжалостно и даже,  можно  сказать,  жестоко  подавил  религиозный  бунт,  вспыхнувший  в Галилее. Затем, еще через два года,  то  есть через  год,  когда  якобы  был распят Христос, вспыхнуло новое, еще более массовое восстание, о котором нам известны  все  подробности.  Чтобы построить  новый  акведук,  Понтий  Пилат прибрал  к  рукам сокровища  Иерусалимского  храма,  за что  и  был  обвинен одновременно  в злоупотреблении  властью и  в святотатстве.  Через некоторое время жители  Самарии, измученные поборами алчных  чиновников, обратились  с жалобой  к правителю  Сирии  Люцию Вителлию,  который  был  непосредственным начальником Понтия Пилата, простого прокуратора, никогда  не носившего титул правителя, как это неоднократно утверждают евангелисты. Люций Вителлий отправил в Иерусалим   своего   ревизора,   некого  Марулла,   чтобы  тот   расследовал обстоятельства дела.  Рапорт  Марулла оказался  неблагоприятным для Пилата, и прокуратору Иудеи  пришлось отбыть в Рим, чтобы там держать ответ перед самим Тиберием. Но прежде чем он прибыл в Италию, Тиберий умер. Пилат отчитывался перед Калигулой. Разжалованный новым императором, Пилат уже не вернулся в Иерусалим, где его заменил Марулл.

Если  громкий  процесс  Иисуса  Христа  в действительности  имел место, почему о нем нет в документах даже намека, в то время как историки, говоря о Пилате, подробно описывают такие, в  сущности,  незначительные  события, как постройка акведука или два восстания, хотя ни то ни другое не имело  никаких последствий  и  не  привело  даже  к  возникновению  новой  секты? 

Что  же  касается участия Ирода в  страстях  господних, то он  оказался впутанным   в  это  дело  только  из-за   вопиющего   невежества  одного  из евангелистов,  который,  будучи вдохновленным богом истины и знаний,  мог бы подобных  ляпсусов и не  допускать. Пилат якобы  отправил  Иисуса  на суд  Ироду, но  тот нарядил  его  в одежды умалишенного  и вернул  к  Пилату,  как сумасшедшего. Об этом эпизоде  знает почему-то один Лука (глава. 23,  ст.  6-12).  Матфей, Марк и Иоанн не только ничего  об  этом не говорят, но, напротив, подчеркивают, что Пилат  допросил Иисуса, поставил его  в  один ряд  с Вараввой, потом приказал его бичевать и увенчать  терниями  и, наконец,  дал  священнослужителям  храма,  чтобы  они распинали  его  на  свою ответственность.     Незадачливого  Луку нетрудно поймать за руку. Он описывает Ирода  в его дворце,  окруженном  стражей, в Иерусалиме! В действительности Ирод Великий, которому евангелие  приписывает  избиение двадцати  тысяч  младенцев мужского  пола  в Вифлееме, умер за четыре года  до  рождения  Христа. После  его смерти остались  три  сына,  разделившие  между собой  Палестину  с согласия римского  императора.  Архелай  стал  царем  Иудеи  с областями  Самарией  и Идумеей, Филипп  стал  тетрархом Батании,  Трахонитиды  и  Голанитиды,  Ирод Антипа стал тетрархом Галилеи и Пиреи. Архелай процарствовал  всего девять лет.  Вняв  многочисленным жалобам, император Август  лишил его  трона и отправил  в изгнание,  где тот и  умер, имущество  его было конфисковано,  а  владения присоединены к землям римской провинции Сирии.  С тех пор в Иерусалиме и появился римский прокуратор, а  у евреев Иудеи и Самарии не стало царя.      Филипп царствовал 37 лет и умер, не оставив наследника. После его смерти Тиберий  присоединил его земли к Сирии, точно так же, как это сделал Август с владениями Архелая. Ирод Антипа  правил в качестве тетрарха  до смерти  Тиберия,  после чего был свергнут Калигулой, который отправил его в изгнание в  Лион, посадив на трон его  племянника Ирода  Агриппу.  Последнему  было  возвращено, впрочем чисто формально, звание царя и права  на все бывшие владения Ирода Великого. Таким образом,  во  время  сомнительного  суда над  Христом  в Иерусалиме не  было никакого Ирода. 

Наконец,  коснемся  двух первосвященников,  Анны и Каиафы, которые тоже играют в  христианской легенде  значительную роль.  С  ними дело обстоит еще проще. Ни тот ни  другой физически  не могли принимать  участия в выдуманном суде  над  Христом,   потому  что  первый  из  них  умер  задолго  до  этого воображаемого  суда, а второго  вообще никогда  не  было  на свете. Все  это лишний раз доказывает, что авторы четырех евангелей не только сами не бывали в  Иерусалиме,  но  к  тому же не  знали истории Иерусалимского храма. Историки же по крайней мере не противоречат друг другу, и их записи основаны на документах той эпохи. Анания, который в традиционном переводе  превратился в Анну, стал первосвященником через год после низложения Архелая и замены царя иудейского  римским прокуратором, то  есть в 7 году нашей    эры.  Он сменил предшествовавшего  ему Иисуса,  сына  Сиаха, и  был  девятнадцатым по счету первосвященником,  если начинать  с  Иуды Маккавея. С  7 по 18 год эту высшую   у   евреев  священную   должность  последовательно   занимали   три первосвященника:  Исмаил, сын Фабии, Елеазар, сын покойного Анании, и Симон, сын Камита. В 19 году в этот верховный сан  был возведен Иосиф из рода Иуды; он  оставался  первосвященником  восемнадцать  лет,  до самой своей  смерти, последовавшей в 36 году. Иначе говоря, Иосиф был на своем священном посту  и три года  спустя  после  якобы имевшего место распятия  Христа.  А затем его функции перешли к Ионафану из рода Анании.      Таким  образом,  при  Понтии Пилате  первосвященником был  Иосиф, а  не какой-то Каиафа. Среди иерусалимских первосвященников вообще никогда не было ни  одного  Каиафы, с самого  начала  и до  самого  конца -  79  года, когда последний из них, Фанаиас, сын Самуила, стал свидетелем падения Иерусалима и разрушения Иерусалимского храма.

В  том,  что  во времена Августа и Тиберия в Палестине появлялись люди, называвшие себя мессиями, можно не сомневаться. Патриотизм  евреев, особенно народных масс, был высок; никто не желал мириться ни с  римским завоеванием, ни с  властью  царей  из  династии Ирода,  ибо они тоже  были чужестранцами, пришедшими из Идумеи.      Таких  мессий было в  действительности  немало.  Все они называли  себя посланцами бога, пришедшими освободить свой угнетенный народ и вернуть детям Израиля первородство, предсказанное пророками. В частности, мессия Февда  на четвертом году правления императора  Клавдия, то есть через одиннадцать  лет после   мифической  смерти  Христа,  увлек  за  собой  большое  число  своих соплеменников, и это восстание пришлось подавлять Куснию Фадию.

Посмотрим, далее, упоминали ли о евангельских событиях историки того времени. Тацит, живший  с 54  по 140  год, описывает  в своей  истории множество второстепенных  событий,  но об Иисусе  Христе  он ничего не знает. Светоний (65-135 годы), верный  летописец двенадцати императоров, ничего не знает  об Иисусе Христе. Квинтилиан, знаменитый ритор,  родившийся в  период правления императора  Клавдия, ничего не знает  об Иисусе Христе, хотя в его  книге об ораторском   искусстве,   одном   из   прекраснейших   памятников  латинской литературы,     анализируются    речи    всех    трибунов,    адвокатов    и  софистов-проповедников. Плиний Старший, родившийся в царствование Тиберия  и   умерший   уже  в   царствование   Тита  был   превосходным натуралистом. В свои  научные описания он свободно  вставляет живые рассказы обо всех  знаменательных  событиях его  времени, но и он ничего не  знает об Иисусе Христе. Его племянник Плиний  Младший, чьи бесчисленные письма так же остры  и поучительны,  как  письма мадам  де Севиньи, говорит обо всем,  что угодно, но словом не обмолвился об Иисусе Христе и не упоминает о нем даже в письмах к Траяну, в которых  говорит о христианах как  о  секте, порожденной иудаизмом. Эпиктет, великий моралист  и философ, который изучал всевозможные религиозные верования, не  имел и представления об Иисусе Христе,  хотя  сам был уроженцем  Малой Азии, жил в  Риме  во времена Нерона  и был изгнан  при Домициане. Изречения и беседы Эпиктета  дошли  до нас  в  записи его ученика Арриана, и там о Христе  - ни слова! Помпоний Мела, написавший в 43 году,  - всего через  десять  лет после неслыханных  чудес страстной пятницы! -  свой фундаментальный  ученый  труд  "Страны  мира", сопровождал  описание  каждой  страны  обзором  главных событий, которые в ней происходили. Так вот, в главе  об Иудее Помпоний Мела не упоминает об Иисусе Христе ни единым словом... А Плутарх? Он родился в 50 году  в  Херонее, в  той  самой  Греции,  куда,  по  уверениям  церковников, устремились последователи мессии после памятной пятидесятницы. Там они якобы проповедовали святое евангелие и творили такие чудеса, что при виде их греки обращались в христианство толпами! Плутарх умер  в 120 году. Тридцать лет он прожил в  Риме, где самые невероятные чудеса христиан происходили чуть ли не ежедневно, и порой, если верить тем же церковникам, даже на арене Колизея на глазах бесчисленных  зрителей.  У Плутарха была одна особенность:  он  писал биографии знаменитых людей, не пренебрегая никакими легендами  и чудесами... Почему же в  таком случае он не написал биографии  Иисуса Христа?   И наконец, Иосиф Флавий - еврейский историк,  писавший  историю своего  народа с  превеликим обилием всяких  подробностей - ничего не знал о публичных предсказаниях мессии  Иисуса, ничего  не  знал о  совершенных  им  при  всем честном народе  чудесах. Особенно подробно описывает он  период, предшествовавший падению Иерусалима, ибо  сам принимал участие в защите города. Рожденный четыре года спустя после представления на Голгофе, или  тридцать  один  год  спустя после грандиозного восстания  Иуды Галилеянина,  он  знал  иудео-христиан,  но о таких  христианах, как Петр  и Павел, даже не слыхивал!

 Все эти факты дают достаточное основание признать, что события, описываемые в Библии, в действительности никогда не происходили.