Библия и нравственность

 

В данной главе использован текст «Книги о Библии» И.А.Крывелева и книги "Забавное евангелие" Лео Таксиля

 

– Так все же Бог есть?

– А вам не все ли равно?

– Достоевский говорит, что раз Бога нет, то все дозволено.

– Ну и живите с Достоевским так, как будто Бог есть, как будто за вами постоянно следит небесный цензор.

– А вы будете жить так, как будто Бога нет?

– А я буду жить так, как будто я сам Бог. Я своего цензора ношу внутри себя. Именно потому, что королю все дозволено, ему многое непозволительно.

Л.Потапов. "Размышления коммуниста над "Священным писанием""

 (журнал "Против течения")

 

Защитники религии говорят очень  много  о  нравственном  значении Библии, о том, что она действует облагораживающим образом на человека, который ее читает и ей следует.  Что касается Нового Завета,  то проповедники и служители христианства чаще  всего  оперируют  ссылками именно на то, что он учит людей милосердию, любви к ближнему, прощению обид и что если бы все следовали  евангельский  морали,  то  на  земле давно наступил   бы  всеобщий  мир  и  самый  счастливый  общественный порядок.

 В наше время можно нередко слышать от  некоторых  верующих  людей такие рассуждения:  ну,  допустим,  что в Библии не все так уж точно и правильно; зато ведь она учит людей жить "по-божьи", т.е. нравственной и чистой жизнью!  В этом вопросе следует разобраться. Действительно ли Библия учит людей добру? В каком направлении она стремится воспитывать верующих в нее людей?

 Мы рассмотрим этот вопрос с нескольких различных сторон и  прежде всего с  точки  зрения  того,  как  Библия  учит  человека относится к обществу, к народу и его судьбе, к своим классовым интересам. 

Оправдание строя  эксплуатации. Когда читаешь библию,  иногда не можешь отделаться от впечатления,  что отдельные ее сказания и легенды как будто  нарочно  придуманы  для  оправдания  классового  разделения общества, эксплуатации, нищеты одних и богатства других. Это, конечно, не так.  Основные  библейские  сказания  и легенды возникали стихийно, создаваясь религиозной   фантазией   народных    масс,    придавленных беспросветной нуждой. Но их объективное значение от этого не меняется. И сами  по  себе,  а  в  особенности  будучи  соответствующим  образом истолковываемы и  используемы,  они служат оправданию и освящению всех форм угнетения и рабства.

 Уже первые главы Ветхого  Завета  содержат  в  себе  такого  рода материал.  Вот  рассказ  о первородном грехе Адама и Евы.  Бог говорит Адаму:  «За то,  что ты послушал голоса жены твоей и ел от  дерева,  о котором я заповедал тебе,  сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя;  со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни  твоей...  В поте лица твоего будешь есть хлеб,  доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». [Бытие,  гл.III,  ст.17 и 19.].  Таким образом,  Адаму богом  уготовано  тяжелое и скудное существование:  он должен изо всех сил трудиться и мало получать за свои труды.  Иначе говоря,  он должен вести   именно   тот   образ   жизни,  который  характерен  для  раба, крепостного,   наемного   рабочего,   для   всякого   угнетенного    и эксплуатируемого.

 Отсюда следует  прямой вывод,  который религиями,  основанными на Библии, - иудейством и христианством -  всячески  внушается  верующим: тяжелое положение  трудящегося  человека  при  эксплуататорском  строе вытекает вовсе не из самого  этого  строя,  а  из  божьего  повеления, вызванного страшным грехом Адама и Евы. 

 В той  же  книге  Бытия  есть легенда,  которая как будто нарочно придумана для   оправдания   классового   неравенства   и    классовой эксплуатации. Ной (тот самый, который плавал на своем ковчеге по время всемирного потопа) однажды (уже после потопа) напился пьяным "и лежал обнаженным в шатре своем".  "И увидел Хам,  отец Ханаана,  наготу отца своего,  и выйдя рассказал  двум  братьям  своим".  Братья  Сим и Иафет оказались более тактичными,  чем Хам:  они "взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца  своего".  Когда  Ной  проспался  и узнал о происшедшем,  он проклял Хама и все его потомство,  обязав его во все будущие времена трудится для потомства Сима и Иафета[См. Бытие, гл.IX, ст.21-27].

 В православных церквах  до  революции  можно  было  часто  видеть иконы, изображающие  это "разделение труда" в обществе,  установленное распоряжением праотца Ноя:  под надписью  "Сим  царствует  над  всеми" изображен некий начальник, восседающий на троне и повелевающий людьми; рядом - священник в образе  Иафета,  который  "молится  за  всех";  и, наконец, несчастный  мужичонка  на  ободранной кляче пашет сохой поле; под ним надпись:  "Хам трудится за всех". В образной форме такая картинка описана в книге И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»:

«Рядом  с  зеркалом  висела  старинная  народная   картинка "Зерцало   грешного",  печатанная  с  медной  доски  и  приятно раскрашенная  рукой.  Особенно  утешило  отца  Федора  "Зерцало грешного"  после  неудачи  с  кроликами.  Лубок  ясно показывал бренность всего  земного.  По  верхнему  его  ряду  шли  четыре рисунка,   подписанные   славянской   вязью,   значительные  и умиротворяющие душу: "Сим молитву деет, Хам пшеницу сеет,  Яфет власть  имеет.  Смерть  всем  владеет".  Смерть  была с косою и песочными часами  с  крыльями.  Она  была  сделана  как  бы  из протезов  и  ортопедических  частей  и стояла, широко расставив ноги, на пустой холмистой  земле.  Вид  ее  ясно  говорил,  что неудача с кроликами -- дело пустое. Сейчас  отцу  Федору  больше  понравилась  картинка  "Яфет власть  имеет".  Тучный  богатый  человек  с  бородою  сидел  в маленьком зальце на троне.»

 Таков,  оказывается,  идеал общественного устройства,  проповедуемый  Ветхим  Заветом.  Одни  люди трудятся, другие в той или иной форме бездельничают, пользуясь трудами первых, и   это,   по  Библии,  справедливо,  угодно  богу,  полностью оправдано тем,  что Хам когда-то не догадался накрыть  своего  пьяного отца...

По другой версии, от трех сыновей Ноя произошли не только классы, но и расы. Так, от Иафета будто бы произошла белая раса – «раса господ», а от Хама будто бы произошли негры – «раса рабов». Расистская сущность Библии говорит сама за себя.

 Во всех  книгах  Ветхого  и  Нового  Заветов  разбросаны легенды, притчи,  поучения,  отдельные изречения,  смысл которых заключается  в оправдании эксплуататорского общественного строя.  Большая часть  Библии   была   написана   в   период   господства рабовладельческих общественных порядков. Следует заметить, что рабство не встречает в  Библии  никакого  осуждения.  В евангелиях  постоянно  говорится  о  рабах,  о господах,  об их взаимоотношениях и  никогда   не   произносится   ни   одного   слова, осуждающего рабство,  как  бесчеловечный и несправедливый общественный порядок. Наоборот,  оно   рассматривается   как   нечто   само   собой разумеющееся.

 Неустанно в евангелиях, особенно в евангелии от Луки, развивается тема об обязанностях раба в отношении своего хозяина, причем часто это делается как бы мимоходом,  для иллюстрации положения об  обязанностях верующего во   Христа.  Эти  обязанности  полностью  приравниваются  к обязанностям раба в отношении своего господина.  Таким образом  заодно пропагандируется рабство не только земное, реальное, но и "небесное" - рабство в отношении потусторонних сил. При этом, конечно, главную роль играет то  полное одобрение земного рабства,  которое недвусмысленно в Новом Завете выражают Христос,  его апостолы и  другие  "авторитетные" личности.

Самым характерным  является  в  этом отношении знаменитое,  можно сказать, программное заявление в Послании к Колоссянам: "Рабы, во всем повинуйтесь господам  вашим  по плоти,  не в глазах только служи им, как человекоугодники,  но в простоте сердца,  боясь  бога"[Послание  к Колоссянам, гл.III,  ст.22.].  И  страх  обычного земного наказания со стороны хозяина,  и  страх   небесного   божьего   наказания   -   все используется с  целью  воспитания в людях рабьего послушания хозяевам. "Рабы, - требуется в Послании к Ефесянам, - повинуйтесь господам своим по плоти  со  страхом  и  трепетом,  в  простоте  сердца  вашего,  как Христу"[Послание  к  Ефесянам,  гл.VI,  ст.5.].  Здесь уже повиновение рабовладельцу  приравнивается   к   повиновению   самому   богу,   оно возносится,  таким  образом,  на  самый  высокий уровень божественного повеления первостепенной важности.

Со времени появления Нового Завета прошло без малого  две  тысячи лет. За  это  время  много  изменилось в устройстве общественной жизни людей: на   смену   рабовладельческой   форме   эксплуатации    пришло крепостничество, которое  затем  сменил  капитализм,  а  в  ХХ веке возник общественный строй -  социализм,  чуждый  и  враждебный  всякой эксплуатации человека человеком.  В Библии освящается и обожествляется именно рабовладельческий строй, поскольку других общественных порядков ее авторы  не  знали.  Но на протяжении последующей истории служителям религии оказалось совсем не трудно приспособить библейские поучения  к освящению любой другой формы эксплуатации человека человеком.

 Так, верующим  рабочим  капиталистических  стран  внушается   при помощи библейских   сказаний,   что   капитализм   представляет  собой единственный строй,  угодный  богу,   наилучший   и   благочестивейший общественный порядок.   Колониальным   рабам,   всякими   правдами   и неправдами обращенным в христианство,  служители религии твердят те же библейские сказания  и  пропагандируют вытекающую из них мораль о том, что именно империалистический гнет угоден богу,  как когда-то твердили крепостным, что     единственным    общественным    строем,    который соответствует божественным предначертаниям, является феодализм.

На протяжении всей истории  до  нашего  времени, если не   считать   первобытного  доклассового  общества,  подавляющее большинство людей страдало от эксплуатации,  от гнета  рабовладельцев, крепостников, капиталистов, от войн и военных грабежей, от притеснений и несправедливостей эксплуататорского государства  с  его  тюрьмами  и полицией, с   его  судами  и  чиновниками.  Стремление  защитить  свои интересы порождало в угнетенных революционные настроения, побуждало их к борьбе,  к смелым и самоотверженным выступлениям против существующих порядков.

 В наше   время   созрели   исторические  условия  для  ликвидации капиталистического строя,  а вместе с ним  и  всех  видов  социального гнета. Дальнейший ход истории ясен:  капитализм обречен и рано или поздно уступит свое место единственному строю,  могущему обеспечить счастье и благополучие всего человечества, -  коммунизму.  Библия  же учит трудящихся обратному:  мирится со своим бесправным положением при эксплуататорском строе, надеясь или на потустороннее воздаяние, или на вмешательство бога здесь,  на земле, - только не на собственные силы и силы товарищей!

 Кто поддается   этой   проповеди,   тот   в   погоне  за  миражем устремляется по неверному направлению.  Хорошей,  интересной, красивой должна быть эта единственная земная жизнь. 

Есть известная фраза – «религия – опиум народа». Опиум – это наркотик и одновременно – обезболивающее средство. К религии подходят оба эти определения. С одной стороны, в религии верующий находит утешение от всех невзгод, которые перследуют его в эксплуататорском обществе, с другой стороны – религия, точно так же как и наркотики, дарит человеку ярко раскрашенный кажущийся мир вместо серого и тусклого реального мира. Способ борьбы как с религией, так и с наркоманией один – надо не уходить в несуществующий раскрашенный мир, а делать ярче мир существующий. 

Аморальное поведение библейского бога.  В Библии очень много рассказывается о боге -  о  его  действиях,  о  его отношении к   людям.   Сам   бог   характеризуется   церковниками  как всемилостивый, милосердный,  всепрощающий.  Давайте же. Однако, присмотримся поподробнее.

 За то,   что   Адам   с   Евой  нарушили  богов  запрет  и  съели недозволенное яблоко, наказаны были не только они, но и все их будущее потомство. Если  история  человечества  изобилует страшными страницами истребительных войн,  голода,  эпидемий,  то это  результат  наказания людей богом   за  грех  Адама  и  Евы.  Если  подавляющее  большинство человечества всегда    поте  лица  своего  добывало  хлеб  свой",  в непосильном труде надрывалось с одной только целью - прокормиться,  то это опять-таки из-за знаменитого грешка с яблочком. Если люди страдают и погибают раньше времени от туберкулеза,  рака,  гипертонии, болезней сердца, то причина опять-таки в том  же  самом.  Если,  наконец,  даже такой естественный   акт,   как   рождение   человека,  сопровождается чудовищными болями, которые переживает роженица, то это тоже наказание за грехопадение прародителей. Не слишком ли много за такой грех?

 В евангелиях не раз говорится о том,  что надо  прощать  человеку все обиды,  нанесенные  им,  притом  прощать многократно.  А здесь бог оказался так обижен,  так кровно оскорблен,  что  жестоко  наказал  не только обидчиков,  но  и  миллиарды  других  людей,  которые  никакого отношения к греху Адама и Евы не  имели.  Это  выглядит,  пожалуй,  не только чересчур жестоко, но и в высшей степени несправедливо.

 Одна из заповедей Ветхого Завета гласит коротко, но выразительно: не убивай.  По  поводу  ее  защитниками  религии  говорилось  и теперь говорится много красноречивых проповедей,  в которых восхваляется  эта гуманная заповедь,  призывающая щадить все живое.  НО как противоречит ей все,  что рассказывается  в  Библии  о  делах  бога,  а  также  его избранников и любимцев!

 Почему вдруг бог решил истребить все человечество, за исключением Ноя и  его семьи?  О причине такого страшного гнева в Библии говорится довольно туманно:  "Увидел  господь  (бог),  что  велико   развращение человеков на  земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время"[Бытие,  гл.VI,   ст.5.].   Снова   ни   милосердия,   ни всепрощения! Потом  подробно  рассказывается о том,  как бог уничтожил население городов Содом и Гоморра:  он пролил на них  "дождем  серу  и огонь... с неба"[Там же,  гл.XIX,  ст.24.].  Иначе говоря, сжег живьем население двух  городов.  А  когда  жена  Лота,  не   удержав   своего любопытства, нарушила  запрет  и  оглянулась  на  горящие города,  бог немедленно превратил ее в соляной столп.  Милосердие его  и  здесь  не проявилось...

 Ветхий Завет  буквально  пестрит  рассказами   о   многочисленных расправах бога с людьми.

 Рассказывая легенду о странствовании евреев во главе с Моисеем  в пустыне, Библия  сообщает,  что  против  Моисея  восстал некто Корей и вместе с ним еще двести пятьдесят человек.  "Восстание" это выражалось в том,  что они "собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их господь! Почему же вы ставите себя выше  народа  господня?"[Числа,  гл.XVI,  ст.3.].  Результат  был такой: "И разверзла земля уста свои,  и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество.  И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю,  и покрыла их земля,  и погибли они из  среды общества"[Там же,  ст.32-33]. Но это, видимо, оказалось недостаточным, потому что тут  же  "вышел  огонь  от  господа  и  пожрал  еще  двести пятьдесят мужей"[Там  же,  ст.35.].  Дело  не кончилось и этим.  Народ возроптал на Моисея и Аарона и  предъявил  справедливую  претензию  по поводу  того,  что  они  "умертвили народ господень".  Тогда бог опять вмешался в ход событий.  Он стал без разбора убивать людей,  и  только вмешательство  Аарона,  который  возложил куда следует соответствующие жертвенные курения,  остановило истребление людей. Но за это время бог успел  перебить  не много не мало,  как 14 700 человек[Числа,  гл.XVI, ст.49.].

 Через короткое время милосердный бог опять счел нужным прибегнуть к истреблению людей.  Они шли по пустыне, изнывая от жары и усталости, питаясь надоевшей  им манной небесной.  "И стал малодушествовать народ на пути",  стал говорить: "Зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть (нам) в  пустыне?  Ибо  {здесь}  нет ни хлеба,  ни воды,  и душе нашей опротивела эта негодная пища"[Там же,  гл.XXI,  ст.5.]. В ответ на это "послал господь  на  народ  ядовитых  змеев,  которые жалили народ,  и умерло множество народа из (сынов) израилевых"[Там же, ст.6.].

 Когда главную  святыню  евреев  -  ковчег  Завета  - переносили с территории филистимлян  в  Иудею,  была  сделана  остановка  в  городе Вефсамисе. Некоторые   жители   этого   города   не   сдержали  своего любопытства и заглянули в ящик.  Это обошлось им дорого: "И поразил он (бог. -  И.К.)  жителей Вефсамиса за то,  что они заглядывали в ковчег господа, и  убил  из  народа  пятьдесят  тысяч  семьдесят  человек;  и заплакал народ..."[I   книга   Царств,   гл.VI,  ст.19.].  Еще  бы  не заплакать!

Бог,  истребляющий людей десятками тысяч,  требует и от верующих в него  такой  же  жестокости. Характерны наказания, которые от имени бога устанавливает Второзаконие за преступление  против  божественных  установлений.   Когда ведешь войну, говорится в библейской книге «Второзаконие», убивай без разбора всех мужчин вражеского лагеря, "только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе";  но только  в  том  случае,  если противник твой  живет  далеко,    в  городах  сих  народов,  которых господь, бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души"[Второзаконие, гл.XX, ст.14,16.].

 Божьи избранники и любимцы,  включая таких,  как  Моисей,  Давид, ветхозаветные пророки,  верно  следуют,  как  рассказывается  о  них в Библии, божьим требованиям неукротимой жестокости. Вот характерная формула из книги Иисуса  Навина:  "...Взял  Иисус Макед, и  поразил  (его) мечом и царя его,  и предал заклятию их и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто бы уцелел"[Книга Иисуса Навина,   гл.X,   ст.28.].   Это   стандартная  формула  -  она применяется потом во многих случаях.  Победили Ливну,  "и истребил  ее Иисус мечом и все дышащее, что {находилось} в ней"[Там же, ст.30.]. В  заключение  "священная"  книга  подводит итог:  "И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную,  и низменные  места,  и  землю, лежащую у гор,  и всех царей их;  никого не оставил,  кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию,  как повелел господь,  бог  израилев"[Там же, ст.40.].

Нельзя назвать милосердным и бога в Новом Завете. Когда вскоре после рождения Иисуса иудейский царь Ирод повелел уничтожить всех младенцев, дабы избавиться от соперника в борьбе за царство, то в городе Вифлееме, кстати, едва  насчитывавшем три тысячи  жителей, было  уничтожено,  как утверждает  церковь, двадцать  тысяч невинных младенцев.  Что   касается  бога-отца,  то  он  и   пальцем  не   пошевелил,  чтобы предотвратить чудовищную резню. Судьба невинных жертв царского  гнева должна была  (так,  по крайней мере, мне кажется)  представлять особый интерес  для мало-мальски праведного судьи. Одного вздоха всемогущего было бы достаточно, чтобы  уберечь от смерти всех  этих крошек, которые, здраво рассуждая, никак не  могли быть  повинны в рождении Христа. Но бог Саваоф на сей раз не  счел нужным спуститься со своего облака и безучастно взирал на кровавую бойню.

"Кротость" библейских  праведников.  Моисей аттестуется в Библии как "кротчайший из людей".  Но кротость эта,  надо  сказать,  выглядит весьма своеобразной.   Пока Моисей  на горе Синай получал от бога скрижали с заповедями, оставшиеся на  равнине  евреи  решили  помолится  другому  богу.   Они обратились к Аарону,  брату Моисея,  с просьбой "сделать им бога". Тот немедленно принял  это  предложение    сделал...  литого  тельца,  и обделал его резцом"[Исход,  гл.XXXII,  ст.4.]. После этого он поставил перед ними жертвенник и пригласил людей молится ему.  Это богослужение вызвало ярость  бога  Яхве.  Моисей  решил умилостивить божий гнев при помощи расправы над виновными.  И он принялся за дело,  собрал к  себе левитов и  приказал  им:  "Возложите  каждый  свой  меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего"[Там же, ст.27.].  В тот день было убито  около  3  тысяч  человек.  Так  обернулась заповедь -  "не  убивай".  А  бог,  по Библии,  остался весьма доволен действиями Моисея.

 Умилительное впечатление   должен   производить    на    читателя библейский рассказ   о  том,  как  пророк  Елисей  воскресил  умершего ребенка. Но   почти   непосредственно   перед   ним   идет   следующее повествование: "Когда  он  (Елисей.  -  И.К.) шел дорогою,  малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!   Он  оглянулся  и  увидел  их,  и  проклял  из  именем господним. И вышли две медведицы из леса,  и растерзали из  них  сорок два ребенка"[IV книга Царств, гл.II, ст.23-24.]. Вот так "не убивай"!

 Впрочем, Елисей идет по стопам своего  учителя  пророка  Илии.  О последнем рассказывается  в  Библии такая историйка.  Израильский царь Охозия послал за Илией "пятидесятника с его пятидесятком".  Илия сидел на горе, царский посланец попросил его сойти вниз. Илия послал на него "огонь с неба" с спалил его вместе с пятьюдесятью подчиненными. Охозия послал других  пятьдесят  человек,  Илия сделал с ними то же самое.  И только третьему  пятидесятку  удалось   уговорить   божьего   человека спуститься с  горы  и прийти к царю.  Мы не касаемся здесь фактической стороны дела,  ибо  говорить  всерьез  о  сошедшем  с  неба  огне   не приходится, как  не  приходится  говорить и о медведицах,  вышедших по слову Елисея  из  леса,  чтобы  растерзать  детей.  Здесь  существенно представление о достойном пророка поведении,  характерное для времени, в которое  возникала  Библия.  И  стоит  отметить,  что   заповедь   о запрещении убийства  совершенно  не  относится  к  тем людям,  которые изображаются, как идеальные образы для подражания.  Они убивают,  если верить Библии, всякий раз, как только им этого захочется.

 Недостаточная жестокость,  проявляемая тем  или  иным  из  "людей божьих", вызывает,  как  видно  из  Библии,  серьезное недовольство со стороны бога.  Вот что рассказывается в Библии о царе Сауле. Он воевал с амаликитянами,  причем  получил  от бога через пророка Самуила такой наказ: "Иди и порази Амалика,  и истреби все,  что у него;  и не давай пощады ему,  но  предай смерти от мужа до жены,  от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла"[I книга Царств, гл.XV, ст.3.]. Указания  достаточно  определенные,  хотя  не  совсем понятно, зачем понадобилось поголовное  истребление  людей  вплоть  до  грудных младенцев, а  тем  более,  зачем  понадобилось  истребление скота.  Но оставим этот вопрос в стороне.  В данном случае  существенно  то,  что Саул выполнил инструкцию недостаточно точно:  "Агата,  царя Амаликова, захватил живого,  а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадил и Агата и лучших из овец и волов и откормленных ягнят,  и все хорошее, и не хотели истребить"[Там же,  ст.8-9.].  Тогда бог сообщил Самуилу о своем недовольстве и о сожалении по поводу того, что он поставил Саула царем. Самуил явился к Саулу и потребовал, чтобы привели к нему Агата. "И подошел к нему Агат дрожащий, и сказал Агат: конечно, горечь смерти миновалась? Но...  разрубил Самуил Агата пред  господом  в  Галгале"[I книга Царств,  гл.XV,  ст.32-33.].  Саулу  это,  однако,  не  помогло. "Преступление", которое он  совершил,  пощадив  человека,  стоило  ему престола, ибо  бог  окончательно решил,  что такого человека,  который способен на воздержание от убийства,  нельзя держать на царском троне. Дело кончилось тем, что Саул погиб и его место занял Давид, никогда не останавливающийся ни перед какими жестокостями.

 Как известно,  книга Псалмов пользуется репутацией назидательного и благочестивого чтения,  не лишенного поэтических красот и, во всяком случае, смягчающего    душу   человеческую.   Особенной   известностью пользуется знаменитый псалом  "При  реках  Вавилона".  Стоит,  однако, вдуматься в его содержание.

 Разбитые в войне евреи  следуют  в  вавилонский  плен.  Враги  не истребили их, остались в живых не только женщины и дети, но и мужчины. Настроение пленных подавленное:  они "плачут, вспоминая о Сионе", дают клятву Иерусалиму не забыть его и т.д.  История знает,  что вавилоняне обошлись с пленными евреями по тому времени весьма гуманно,  известно, что в  плену  им  были  отведены земли и пастбища.  В самом псалме,  о котором идет  речь,  не  видно,  чтобы   вавилоняне   особенно   плохо обращались с пленниками, они их только просят: "пропойте нам из песней Сионских". Но  псалом  кончается  проклятиями  по  адресу  Вавилона  и фразой, для  которой трудно найти подходящую характеристику:  "Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих  о  камень!"[Псалтирь,  пс.136, ст.9.] Пусть   бы   дело   касалось   даже   самых   злых  и  свирепых притеснителей, но  почему  же  -  "младенцев  о  камень"?!   Есть   ли что-нибудь более  бессмысленно  жестокое  во  всей мировой литературе, религиозной или светской?

 "Милосердие" Нового Завета. Богословы и  идеологи  христианства основывают свои  утверждения о гуманности этой религии именно на Новом Завете и в особенности на евангелиях.  Действительно, в евангелиях словесная проповедь любви к человеку, милосердия и прощения обид развернута очень широко.  Там рекомендуется относится с  любовью  не  только к друзьям,  но и к врагам,  никому не делать и не желать зла,  даже самым плохим людям,  не противится  злу, прощать все  обиды.  Когда  у  Христа  спрашивают,  сколько  раз можно прощать обиду,  может быть до семи раз, он отвечает, что не до семи, а до седмиджы  семидесяти.  Пусть тебя обижают,  но  ты-то  не  должен  отвечать  на  это обидой: "Кто  ударит  тебя  в  правую  щеку  твою,  обрати  к  нему  и другую"[Там же,  ст.39.].  Эти тексты Нового Завета  получили  широкую известность, и  именно на их основании христианство считается религией любви и милосердия. Хотя и такие нравственные принципы вызывают вопросы. Например, когда в 1941 году на нашу страну напали фашисты, то, согласно христианскому учению, советские люди должны были не оказывать им сопротивление, а наоборот. Кстати, на пряжках поясов гитлеровских солдат было написано – «Gott mit uns» - «С нами бог». Подобная надпись – «In god we trust» («в бога мы верим»), украшает американские доллары, которыми оплачиваются все преступления – от заказных убийств до агрессивных войн.

Если проанализировать все содержание Нового Завета, то легко увидеть,  что прощать обиды,  подставлять щеки под удары,  не сопротивляться предписывается   только   угнетенным.  Угнетателям  же, наоборот, рекомендуются кровавые расправы  со  всеми,  кто  попытается оказывать им сопротивление.

 Вот, например,  получившее общую известность  место  из  Послания Павла к  Римлянам:  "Всякая душа да будет покорна высшим властям,  ибо нет власти не от бога;  существующие же власти  от  бога  установлены. Посему противящийся   власти   противится  божию  установлению...  Ибо начальник есть божий слуга,  тебе на добро.  Если  же  делаешь  зло, бойся, ибо  он  не  напрасно носит меч:  он божий слуга,  отмститель в наказание делающему злое"[Послание к  Римлянам,  гл.XIII,  ст.1,2,4.]. А  как  же  запрещение   убийства, проповедь прощения   обид   и   т.д.?   Здесь   все   это  оказывается недействительным. Рабовладельцам евангелие дает другие рекомендации: "Негодного раба выбросьте во  тьму внешнюю:  там будет плач и скрежет зубов"[евангелие от Матфея,  гл.XXV,  ст.30.].  Если раб осмеливается не выполнять всех требований своего  хозяина,  то  на  него  никак  не  распространяется проповедь любви и милосердия.

Сам Христос,  который  изображается   защитниками   религии   как воплощение милосердия   и  любви  к  человеку,  не  раз  на  страницах евангелий грозит  всем  ослушникам  его  воли  жестокими  наказаниями. Праведники, конечно, получат сполна  от  всех  возможных  благ.  Что  же  касается грешников, то  "ввергнут их в печь огненную:  там будет плач и скрежет зубов"[Евангелие от Матфея,  гл.XIII,  ст.42].  Этой  угрозе  с  печью огненной,  с  плачем и скрежетом зубов придается особое значение,  так как  она  повторяется  несколько  раз  на   протяжении   новозаветного повествования.  Страшным  будет суд,  которому подвергнутся люди после второго пришествия  Христа,  он  так  и  называется  -  Страшный  Суд. Грешники будут  осуждены  на  вечные  муки  в  аду и никогда не смогут заслужить прощение.  А  почему   же   на   них   не   распространяется безграничное милосердие  бога,  проповедь всепрощения и любви?  Трудно представить себе,  чтобы именно из любви  к  людям  бог  обрек  их  на бесконечные страдания в аду.  Они виноваты?  Но ведь рекомендуется все прощать! К тому же эта вина должна быть,  если рассуждать мало-мальски логично, переложена  на  самого  бога,  ибо  он создал их греховными и склонными к порокам,  он же и управляет их действиями,  ибо  ничто  не происходит без божьей воли... Так оказывается, что вместо милосердия и любви, вместо всепрощения и забвения обид Новый Завет,  так же  как  и Ветхий, проповедует бесчеловечную,  притом несправедливую, жестокость. И отделить в этом отношении Новый Завет от Ветхого невозможно.

 В своем  личном поведении Христос отнюдь не всегда придерживается проповедуемых им же  норм.  В уста того же Христа евангелия вкладывают  весьма  крепкие  ругательства  по адресу его   противников.   Не скупится Иисус  на  обращения  вроде  таких,  как "змии", "род лукавый и прелюбодейный", "порождения ехидны" (чем авторам евангелий не угодил этот безобидный сумчатый австралийский ёж – вопрос отдельный), и т.д. Хотя он и рекомендует себя  как  кроткого  человека  ("я  кроток  и  смирен сердцем"[Там же,   гл.XI,   ст.29.]),  но  неоднократно  и  с  большим ожесточением грозит своим противникам всеми карами Страшного Суда.

Христос и его приближенные ведут себя аморально даже по мелочам. Например, бегство семьи Иисуса в Египет от преследований царя Ирода сопровождалось кражей осла из стойла, в котором был рожден Иисус. Та же кража осла повторилась, когда Иисус решил на осле въехать в Иерусалим. Свадьба, на которой Христос превратил воду в вино, сопровождалась неприятным эпизодом: когда присутствовавшая там мать Иисуса Мария сделала ему замечание, что он с апостолами явился без приглашения, Иисус ответил дословно следующее:

- Женщина, что между мной и тобой общего?

Евангелие от Иоанна (глава 2, стих 4) приводит эти грубые слова с такою невозмутимостью, как будто это самый обычный и естественный ответ сына своей мамаше. Будь то Иосиф, ему Иисус, строго говоря, мог бы еще  сказать:  "Между  нами  нет  ничего  общего".  Но  ляпнуть такое родной матери?! Вот уж действительно образец глупости и хамства!

В продолжение темы можно привести еще и такое показательное изречение Христа: «Если кто  приходит ко мне, и не, возненавидит отца своего, и матери, и жены  и  детей, и  братьев, и сестер,  а  притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (Лука, глава 14, стих 26).      Пускай  попробуют  ханжи  после  этого  утверждать,  будто  их  религия проповедует  любовь  к  «ближнему своему»!

Библия и вопросы личной морали. Нравственные нормы   личного   поведения   человека  менялись  на протяжении истории   человечества   в   соответствии   с    изменением общественных условий.    То,   что   в   условиях   первобытного   или рабовладельческого общества  считалось  вполне  нравственным,  в  наше время может  выглядеть  как  совершенно  неприемлемое  в  нравственном отношении, и наоборот.  Неудивительно, что на протяжении того большого исторического периода,   в  течение  которого  создавались  библейские книги, в них нашли свое отражение самые  различные  морально-этические взгляды.

 Однако верующий человек подходит к Библии совсем не так. Возьмем, например, вопрос  о  моральном  облике  Авраама  или любого другого из ветхозаветных патриархов.  Если мы хотим подойти  к  нему  научно,  мы должны рассмотреть  его  в  связи с условиями общественного бытия того времени. Тогда окажется,  что черты морального облика данного человека находятся в   непосредственной   зависимости   от  этих  условий.  Для верующего человека такой исторический  подход  неприемлем.  Библейские патриархи в  его глазах - абсолютные совершенства,  до того праведные, что бог избрал их орудием своей деятельности  среди  остальных  людей. Значит, их  моральный  облик  есть образец,  которому должен следовать каждый верующий. Посмотрим же, каков этот образец.

Приведем характерные эпизоды из Ветхого завета, которые в комментариях не нуждаются.

Авраам - личность в Библии известная. Пророк, от которого произошли цари множества ближневосточных народов.

Во времена юности Авраама большинство людей стали поклоняться глиняным и деревянным идолам. И вот однажды Авраам стоял около торговой лавки, и размахивал прутом, изображая пастуха, и смахнул одного из двух глиняных божков, хранивших лавку. Божок упал и разбился. Авраам сначала испугался, но потом поставил прутик ко второму божку, и когда пришел хозяин лавки, и спросил, как разбилась фигурка, будущий праведник и отец царей ответил, что идолы между собой подрались, один другого стукнул вицей, тот упал и разбился. На возражение торговца, что такого не может быть, потому что идолы не живые, Авраам ответил: "Зачем же ты поклоняешься неживым богам?" Мало того, что разбил фигурку, так еще и не хватило смелости признаться в содеянном. Зато хватило ума вывернуться, солгать, увести выяснение отношений в другую плоскость, да и еще представить хозяина глупцом. Отличная мораль!

Вот Авраам вырос. Взял в жены Сару. И не было у них детей. Однажды Сара сказала Аврааму, пойди, мол, войди к служанке моей Агари, может от нее будут у тебя дети. И Авраам вошел. И Агарь забеременела. Но возгордилась служанка, за что Сара ее выгнала. Господь за Агарь заступился, вернул к госпоже, и служанка родила Аврааму сына, которого нарекли Исмаилом. Мораль простая. Прелюбодействовать можно. Но только с разрешения Господа.

Однажды бог узнал, что в городах Содоме и Гоморре люди много грешат. И решил города уничтожить. Но прежде послал двух ангелов на разведку, выяснить действительно ли все так запущено. А то ему, всеведущему, не очень хорошо это известно. И спустились ангелы, и явились в облике молодых людей к дому Лота, племянника Авраама.

А дальше было весело:

Бытие, глава 19:

"1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла;
8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Восточное гостеприимство, однако!

А дальше ангелы заступились за Лота, ослепили содомитов и велели бежать из города. Он бежал с женой и двумя дочерьми. Жена оглянулась и обратилась в соляной столб. А Лот с дочерьми поселились в пещере. И вот, что там было:

"30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;
32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.
33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.
34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.
35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.
36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего
"

И ничего, никого Господь не покарал. 

А дальше идет знаменитый сюжет про искушение Авраама.

Сара по мановению божьему все-таки смогла зачать и родить сына Исаака.

Бытие, глава 22
"1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
***
9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня
." 

И ведь убил бы, не останови его ангел. Мораль простая, если Господь сказал убить, значит надо убить. Неважно кого.

Отношение к женщине. Из Библии не видно, за что бог так возлюбил Авраама, за  что  сделал  его  потомков своим избранным народом.  Ни о каких проявлениях особо праведной жизни этого  человека  в  Библии  не рассказывается. Зато  там  приводятся  некоторые детали его биографии, которые нельзя назвать иначе, как постыдными.

 Когда Авраам  со  своей семьей прибыл в Египет он выдал свою жену Сарру за сестру,  с тем чтобы не мешать египтянам  вступать  с  ней  в интимные отношения.  А  это  ему  было нужно для того,  чтобы в полной безопасности была его жизнь.  Сарра "взята была в  дом  фараонов",  "и Аврааму хорошо  было ради нее;  и был у него мелкий и крупный скот,  и ослы, и  рабы,  и  рабыни,  и  лошаки   и   верблюды"[Бытие,   гл.XII, ст.15-16.]. Так  торговал  великий  праведник своей собственной женой, получая чистоганом - мелкий  и  крупный  скот,  лошаков  и  верблюдов. Интересно, как отнесся к создавшейся деликатной обстановке сам бог. Он рассердился и "поразил тяжкими ударами"... но не Авраама, а "фараона и дом его. История с торговлей собственной женой еще раз повторяется в Библии, но уже в отношении сына Авраама Исаака, который, как рассказывается там,  идет по стопам своего отца  и  тоже,  выдавая свою  жену  Ревекку  за  сестру,  пытается  торговать  ею[См.  там же, гл.XXVI,  ст.7-8.]. 

Многоженство у ветхозаветных праведников - совершенно обычная вещь.  У Авраама,  судя по Библии,  было две или три жены,  одна из них, Сарра, считалась полноправной,  другие  -  наложницами[См.  там  же,  гл.XVI, ст.3.].  У Иакова было две жены и две наложницы[См.  там же,  гл.XXIX, XXX.].  У Моисея было две жены[См. Исход, гл.II, ст.21; Числа, гл.XII, ст.1.].  У  Давида  было шесть жен и 10 наложниц[См.  II книгу Царств, гл.III.].  Все рекорды побил, однако, царь Соломон, у которого было не более  и  не менее,  как 700 жен и 300 наложниц[См.  III книгу Царств, гл.XI, ст.3.].

 Мы упомянули выше о царе  Давиде  с  его  женами  и  наложницами. Библия сообщает и о том, какими способами он завоевывал приглянувшихся ему женщин.  Удивительно просто,  как о чем-то вполне естественном она рассказывает о таком деянии праведника Давида, всегда "ходившего перед господом". "Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался по кровле  царского  дома  и  увидел  с  кровли купающуюся женщину;  а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина. И сказали ему:  это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее;  и она пришла к нему,  и он спал с нею"[II книга Царств,  гл.XI,  ст.2-4.].  Но этого было Давиду мало:  он решил убить мужа  Вирсавии.  Несчастный  был  отправлен  на  войну  с  письмом   к командующему,   а  в  письме  было  написано,  по  Библии,  следующее: "Поставьте Урию там,  где будет самое сильное сражение,  и отступите от него,  чтоб он был поражен и умер"[II книга Царств, гл.XI, ст.15.]. Все было разыграно,  как по нотам:  Урия был предательски погублен,  а Вирсавия стала добычей праведного царя,  настолько благочестивого, что ему приписывается авторство псалмов.

 Следует сказать,  что Библия осуждает поступок Давида с Вирсавией и Урией.  Больше того, она рассказывает о том, как бог покарал за него Давида: "поразил  господь  дитя,  которое родила жена Урии Давиду"[Там же, гл.XII,  ст.15.].  Не Давид понес наказание,  а дитя,  которое  уж никак нельзя считать виноватым в том,  что оно появилось на свет.  Что же касается самого преступника,  то...  "утешил Давид  Вирсавию,  жену свою, и вошел к ней,  и спал с нею;  и она родила сына,  и нарекла ему имя Соломон.  И  господь  возлюбил  его"[Там  же,   ст.24.].   Первого возненавидел так,  что убил немедленно после рождения, а второго столь же немедленно возлюбил...  Логики  в  этих  поступках  бога  не  видно никакой, но в данном случае нас интересует другое - вопрос о том,  как выглядит моральный облик библейских праведников.

 Как было  уже сказано выше,  если подойти к этому вопросу научно, то ничего удивительного  в  безнравственных,  с  нашей  точки  зрения, поступках библейских  героев  не  окажется.  В  те времена,  к которым относится библейское    повествование,    эти    поступки    считались нравственными или,  во  всяком  случае,  не  так уж сильно нарушающими нравственные нормы.  В   период   разложения   родового   общества   и складывавшегося рабовладельческого    строя   женщина   считалась   не полноправным человеком,  а собственностью главы рода или семьи.  Иметь несколько жен  и  наложниц считалось не менее естественным,  чем иметь определенное количество скота.  Подходя к вопросу исторически,  мы это понимаем. Но  принимать  это за норму поведения - кому придет в голову такая мысль?  Между тем религия учит видеть именно в жизни  библейских героев образец морального поведения!

 Проповедь эгоизма и рвачества. Мы нигде не найдем в Библии рассказа о том, чтобы тот или иной поступок делался человеком для  другого  человека  из любви к нему.  Когда в евангелиях говорится о любви к ближнему,  то это остается словами,  а вся Библия, как и религия вообще, направлена против существа этого лозунга, против содержания этих слов.  Почему надо любить своего ближнего? Потому, что за это полагается награда на  том  свете.  Это  "любовь"  с  корыстной целью.

Даже апостолы Христа расчетливо соображают,  достаточную  ли  они получат плату  за  то,  что  примкнули  к новому учению.  Апостол Петр ставит Иисусу вопрос в упор:  "вот,  мы оставили все и последовали  за тобою; что  же  будет  нам?"  И Христос дает ему точную справку:  "вы, последовавшие за мною,  - в пакибытии, когда сядет сын человеческий на престоле славы  своей,  сядете  и  вы  на  двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.  И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер,  или отца,  или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени моего,  получит во сто крат, и наследует жизнь вечную"[Евангелие от Матфея,   гл.XIX,  ст.27-29.].  Прямой  расчет  примкнуть  к  новой религии!

 Библия учит  людей  жадности  не  только  в   отношении   царства небесного, но и в отношении самых обычных земных благ. Больше того,  в ряде мест Ветхого Завета людям прямо рекомендуется самый обычный грабеж.

 Когда евреи  собирались  уходить  из  Египта,  бог инструктировал Моисея: "Внуши народу (тайно), чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у  ближней  своей выпросили серебряных и вещей золотых"[Исход, гл.XI, ст.2.].  Так и было сделано: "И сделали сыны израилевы по слову Моисея, и  просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу (своему) в глазах Египтян;  и они давали ему, и обобрал он Египтян"[Там же,  гл.XII,  ст.35-36.]. Самая обычная жульническая проделка,   за    которую    привлекают    к    уголовной ответственности. А здесь сам бог учит людей преступлениям. И почему-то это должно считаться нравственным и даже священным!

 Большим специалистом  по  части  обирания людей Библия изображает Иосифа, сына Иакова.  При помощи одной ловкой спекулятивной комбинации он буквально  обобрал  весь  Египет  и  превратил египтян в фараоновых рабов.

 Разгадав знаменитый  сон  фараона с семью коровами тощими и семью жирными, Иосиф понял,  что семь ближайших лет будут урожайными,  после чего последует семь лет неурожайных. В течение урожайных лет он скупил по низким ценам огромные  массы  зерна. А когда наступили голодные  годы,  он использовал свои запасы для ограбления и закабаления египтян. Вот как об этом рассказано в Ветхом Завете: "И не было хлеба по всей земле; потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.  Иосиф собрал  все серебро,  какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали,  и внес Иосиф серебро  в  дом  фараонов.  И  серебро истощилось  в  земле  Египетской  и  в земле Ханаанской.  Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили:  дай нам хлеба;  зачем  нам  умирать  пред тобою,  потому что серебро вышло у нас?  Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам (хлеб) за скот ваш, если серебро вышло у вас. И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давали им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота,  и за стада крупного скота,  и за ослов"[Там же, гл.XLVII, ст.13-17.]. Когда же у египтян ничего не осталось, кроме земель,  "продали Египтяне каждый свое поле;  ибо голод одолевал их. И досталась  земля  фараону.  И  народ  сделал он рабами от одного конца Египта до другого"[Там же, ст.20-21.].

 Самый крупный и самый  бессовестный  кулак  и  ростовщик  мог  бы позавидовать тому, как Иосиф провел эту кабальную операцию. Правда, он это  сделал  не  в  свою  пользу,  а  в   пользу   фараона,   но   нам представляется, что такой образец верноподданнического рвения ничем не лучше,  чем любые "подвиги" любых других  царских  прихлебателей  всех времен   и  народов,  направленные  на  то,  чтобы  всеми  правдами  и неправдами ограбить и поработить народ.  Здесь это было достигнуто при помощи  классических  приемов ростовщического вымогательства.  А делал это один из излюбленных героев библейского  повествования,  праведник, которому, с точки зрения религии, надо подражать...

 Вероломство и коварство. Все библейское  учение о боге буквально насыщено представлением о нем как  о  существе,  которое  непрестанно  хитрит,   всегда   что-то выдумывает с тем, чтобы "испытать" людей, насылает на них с этой целью всякие бедствия.  Он схитрил уже с Адамом и Евой, создав для них такие условия, при  которых  они  обязательно должны были согрешить.  Ведь в качестве всеведущего он заранее знал,  чем дело  кончится!  Да  и  все сотворение человечества   выглядит,  с  этой  точки  зрения,  довольно странно: бог заранее знал, что творит людей несовершенных и греховных, что он  обречет  их  на всевозможные бедствия.  В книге Исаии он прямо говорит: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, господь,  делаю  все  это"[Книга  пророка  Исаии,  гл.XLV,  ст.7.]. Допустим, что действительно это так.  Но для чего же бог творит тьму и бедствия? -  этот  вопрос  был  бы  вполне  резонным  в  устах каждого верующего.

 Обычно бедствия, происходящие с людьми, приписываются защитниками религии козням   сатаны.   Но  удивительно  и непонятно отношение бога к этому воплощению зла.  Во-первых, по смыслу религиозного учения,   бог   же   и  создал  сатану,  как  и  все  его многочисленное воинство - чертей различных разрядов и рангов.  Правда, он создал  их  ангелами,  и  они  только  впоследствии  превратились в дьяволов, восстав против бога,  но всеведущий бог не мог,  конечно, не предвидеть этого   заранее.   Значит,   он   сотворил   источник   зла преднамеренно. Во-вторых,  между  богом  и  сатаной,  по  учению   как иудаизма, так    и   христианства,   существует   самое   обыкновенное сотрудничество. Сатана со всем своим штатом постоянно выполняет  божьи поручения, приводит  в  исполнение  божьи приговоры,  мучая осужденных грешников, и т.д.  Это мы видели на примере с Иовом.  То  же  самое  с учением о попущении богом зла на земле.  Бог не мешает злу творится на земле, ибо он предоставил человеку свободную волю и дает  ему  вольный выбор между злом и добром,  тем самым испытывая его. Но для чего нужны ему эти испытания?

 К тому  же  далеко  не  все церковники разделяют учение о свободе воли человека.  Есть течение,  отстаивающее предопределенность каждого поступка человека и каждого последствия этого поступка.  Согласно ему, вообще все зло, творящееся на земле, должно быть безраздельно отнесено за счет бога, за счет какого-то совершенно непонятного его коварства и никому не нужной хитрости.

 Примеры криводушия,     вероломства,     низкопробной    хитрости встречаются в Библии на каждом шагу.  Характерна история Иакова. Он был младшим в семье после брата своего Исава.  Поскольку  Исаву  принадлежало "первородство",  он имел право на наследство.  Иаков поставил  себе  целью  захватить  у  брата первородство. Для  этого  он  первым  делом  ухитрился выманить у него самого за чечевичную похлебку клятву о том,  что  он  отказывается  от первородства в  пользу  Иакова.  Но  этого  мало:  нужно  еще добиться благословения старика отца.  С помощью матери,  такой же высоко чтимой верующими "праведницы"  Ревекки,  Иаков бессовестно обманывает слепого отца, выдав себя за Исава и прибегнув для этого к настоящему маскараду с переодеванием, чтобы старик на ощупь не сумел обнаружить обман.

Если сравнить библию, например, с ассиро-вавилонской мифологией или мифами  древних греков,  то мы увидим, что поведение богов там изображено тоже не является образцом гуманизма.

 Почему же религиозная фантазия изображает богов в таком совсем не возвышенном виде? Потому, что человек всегда строил свое представление о боге  по своему образу и подобию.  А этот образ и это подобие всегда отражали наличный  уровень  развития  производительных  сил,  характер существующих производительных   отношений   и   общественного   строя, сложившиеся формы общественного и личного быта, сложившийся умственный и моральный   облик  людей.  Таковы  были  люди,  в  сознании  которых сложились мифы,  и герои этих мифов могли  отличаться  от  людей  того времени лишь  настолько,  насколько  религиозная  фантазия в состоянии извратить отражение действительной жизни в человеческом сознании.

 То же  относится  и  к  библейскому  образу бога Яхве.  Почему он выглядит в таком  неприглядном  свете?  Разве  не  могли  иудейские  и христианские священники  изобразить в Библии своего бога образцом всех добродетелей?

 Это было бы возможно только в том случае, если Библия создавалась бы  той или иной группой современных церковников единовременно и,  так сказать,  "по специальному  заказу".  Но,  как  мы  видели  выше,  она формировалась постепенно на протяжении тысячелетия, и в ней отразились нравственные представления людей  того  исторического  периода,  когда соответствующие библейские тексты появлялись.  Единственное, что могут теперь сделать церковники,  - это пытаться при помощи всяких натяжек и прежде  всего  при  помощи  произвольных аллегорических "истолкований" придать нравственному облику  библейского  бога  и  других  библейских персонажей  благообразный вид.  Стоит,  однако,  подойти к вопросу при помощи методов беспристрастного и научного исторического анализа,  как несостоятельность  попыток  приукрашивания  библейского  и всех прочих богов делается очевидной.

 Научить людей нравственному и достойному поведению на  библейских примерах даже   в   рамках   и  нормах,  которые  требуются  религией, невозможно.

 Не все,  правда,  решается примером.  Можно сказать, что в Библии есть определенные предписания,  требования, заповеди, и что именно они учат человека  добру.  Неважно,  дескать,  как  ведут  себя библейские герои, а  важно,  чему  учит  Библия  в  своих  поучениях.   Попробуем рассмотреть вопроси и с этой стороны.

 Слово и дело. Свод нравственных правил Библии дан  в  знаменитых десяти заповедях: не  убивай,  не  кради,  не произноси ложного  свидетельства,  не желай имущества ближнего своего, почитай отца и мать  -  совсем,  казалось  бы,  неплохие  нравственные нормы. И  любой  верующий или служитель религии скажет в связи с этим, что нужно  не  критиковать  эти  библейские  заповеди,  а,   наоборот, пропагандировать их и распространять.  Но дело обстоит здесь совсем не так просто.

 В заповеди   сказано  "не  убивай",  а  люди,  которые  считаются образцом выполнения заповедей,  убивают на каждой странице Библии и  в одиночку, и в массовых масштабах. Сказано "не прелюбодействуй" - и тут же описывается  такая   прелюбодейная   практика   самых   "праведных" библейских персонажей,  что  и  сама заповедь выглядит каким-то пустым звуком. Не кради,  не желай  чужого  имущества  -  и  в  то  же  время праведники только и делают,  что присваивают чужое имущество, притом с полного благословения бога,  а  чтобы  легче  это  было  осуществлять, владельцев имущества уничтожают,  тоже с божьего благословения.  Такое систематическое и вопиющее расхождение слова  с  делом  само  по  себе влияет отрицательно на нравственность.

 Когда человек видит,  что на словах проповедуется одно, а на деле практикуется нечто прямо противоположное,  он перестает верить в какую бы то ни было проповедь. Самые благонамеренные заповеди превращаются в его глазах  в пустую болтовню,  которой не следует придавать значение. Слова - для формы,  для "вывески",  для обмана легковерных людей, а на деле -   поступай,  как  тебе  выгодно  и  не  стесняй  себя  никакими ограничениями. Лицемерие глубоко развращает людей,  оно лишает  их  не только определенных  норм  морали,  но  и вообще всякой морали.  Такой человек может  с  чувством   проповедовать   любые   заповеди,   может произносить прочувствованные  речи на возвышенные темы и в то же время заниматься самыми грязными делами.  Именно так поступает любой  ханжа, уверяющий всех   в   своей  абсолютной  преданности  заповедям  и  без колебания нарушающий их не только тайно, но иногда и явно.

 То вопиющее расхождение слова с делом, которое мы видим в Библии, не может научить людей ничему хорошему, оно в состоянии только научить их изощренному лицемерию,  воспитать в них лживость и ханжество. Дело, однако, не только в  расхождении  слова  с  делом.  Само  это  "слово" таково, что   его   никак   нельзя  рассматривать  как  руководство  к нравственному поведению.

Выводы. Нет, не может рабовладельческая мораль Библии  научить  чему-либо хорошему современного  человека!

Построить такой общественный порядок, при котором навсегда отошли бы в прошлое войны и эксплуатация  человека  человеком,  вражда  между людьми, жестокость   и  грубость  нравов,  несчастное  и  придавленное положение людей, - вот задача, стоящая перед человечеством. Построить  такое  общество  трудовое  человечество сможет, только руководствуясь современными  науками, которые чужды всякой  мистике  и  религии. Библия для  них  есть,  как и всякая религиозная книга,  человеческое произведение, созданное  в  те  времена,  когда  над  сознанием  людей тяготели религиозные    кошмары.   Сознательный   трудящийся   человек освобождает свое сознание от религиозного ига и  устремляет  все  свои силы на овладение наукой,  дающей ему возможность с наибольшим успехом участвовать в строительстве новой счастливой жизни для себя и для всех других людей.