Преобразование природы и религия

 

Человек отличается от прочих живых существ тем, что если все остальные животные приспосабливаются к окружающим их природным условиям, то человек благодаря своему труду преобразует среду своего обитания. Само человеческое общество является продуктом преобразования природы в условия жизни человека. Этот процесс называется общественным производством в ходе которого, преобразуя природу, преобразовывается и человек меняя формы общественного взаимодействия в соответствии с его (производства) потребностями. Люди строят жилища, изготовляют одежду и пр. сначала из материалов, предоставляемых природой, потом – из материалов, являющихся продуктом их переработки.

Человек не может существовать не преобразуя природу в условия своего существования, то есть в не-природу. Таким образом, концепции провозглашающие идеалом «гармонию с природой» являются утопическими. Российский ученый, доктор философских наук И.К. Лисеев пишет об этом: «Человек никогда не находился в полной гармонии с природой и не довольствовался только приспособлением к ней. Это всего-навсего религиозный миф о первобытном рае, в котором жили Адам и Ева. Почему-то миф этот перекочевал и в научную литературу по экологическим проблемам».

Сторонники «гармонии с природой» по сути предлагают вернуть человечество ко временам, когда преобразование природы также осуществлялось, но в несравнимо меньших масштабах, чем сейчас. Такой возврат означал бы также и пропорциональное сокращение культуры, в том числе духовной культуры, которая при более низком уровне производственной практики оказалась бы ненужной и излишней, а значит и общественный регресс. Возврат к примитивным способам преобразования природы приведет и соответственно к примитивным общественным формам (а это не только идеализируемые отношения племен, живущих, якобы в гармонии с природой, но и рабство, феодализм и т.д.).

Этапы взаимодействия человека и природы. Если на первых порах преобразование природы человеком шло неосознанно, то развитие науки делает этот процесс планомерным и сознательным. Процесс освоения природы человеком проходит 4 основных этапа:

Первый этап – описание, когда человек наблюдает различные природные явления, фиксирует их, учится ими пользоваться. Например, знание о том, как можно применять в хозяйстве то или иное растение или животное, или знание о том, что такое-то астрономическое явление сигнализирует   об изменении времени года и пр. – это всё примеры описания.

Второй этап – познание, когда человек не знает просто причинно-следственную связь между событиями, но и понимает, как эта связь работает. Например, для того, чтобы успешно лечить людей, надо знать строение человеческого организма. Для того, чтобы изготовить новые вещества или материалы, надо знать химию.

Третий этап – преобразование. Примеры его – выведение новых сортов растений и пород животных, зная законы селекции, а затем – и генной инженерии.  Получение новых изотопов, зная основы ядерной физики.

И, наконец, четвертый этап – воспроизведение, когда человек может не просто использовать знание функционирования механизмов природы в нужную для себя сторону, но и сами воспроизводить их. Причем здесь речь может идти не только о простом вопроизведении того, что есть в природе, но и о том, чтобы превзойти природу, использовать полезные качества тех или иных вещей более эффективно, чем в вещах, поставляемых природой.

В различных науках темпы прохождения человеком этих этапов осуществляются по-разному. Например, в простейших разделах физики – механике и электродинамике – все эти этапы оказались давно пройдены. Этап познания сущности этих явлений наступил с открытие законов Ньютона (механика) и с открытий исследователей электромагнетизма, от Ампера до Максвелла в 19 веке. Вслед за этим необычайно быстро прошли этапы преобразования и воспроизведения – человечество стало создавать механические и электрические машины, не имеющие природных аналогов, то есть в этом направлении человек заведомо превзошел природу.

Все 4 этапа оказались практически пройдены в химии и в ядерной физике, (относящейся скорее к химической форме движения). Открытие различных химических веществ, элементов и соединений и изучение их свойств – это был этап описания. Этап познания начался с открытия Менделеевым в 1869 году периодической системы элементов. В течение последующих 60 лет науки изучила закономерности, вызывающие те или иные вариации свойств химических элементов (в ядерной физике процессы описания и познания шли практически параллельно) и сегодня эти знания используются химической промышленностью в первую очередь для производства новых веществ, которых еще не бывало в природе. Если, например, в резинотехнической промышленности сначала брали за основу природный каучук и пытались искусственно повторить его синтез, то очень скоро для изготовления резины стали использоваться вещества более удобные, чем их природные аналоги. Химия умеет производить как вещества, обладающие свойствами природных веществ, но более эффективных (как, например, искусственное стекло, которое в дополнение к полезным свойствам стекла вдобавок не бьется), так и веществ, не существующих в природе (например, полиэтилен, сочетающий прозрачность с гибкостью). Подошла к этому этапу и ядерная физика, позволяющая сегодня рукотворно изготавливать элементы, не существующие в природе. И если, например, неустойчивые элементы типа плутония или технеция в принципе существовали и существуют в природе, просто люди получают их не из природы, а параллельно, искусственным путем, то, например, элементы с атомным номером свыше 100, скорее всего, никогда не могли получиться в естественных условиях, тем не менее люди уже сумели получить 17 таких элементов и уже обсуждают возможности их практического применения.

То, что химия и ядерная физика сегодня находятся на переднем крае науки и техники, вероятно и стало причиной того, что это они сегодня считаются самыми передовыми науками. Свидетельством этому является как то, что именно эти науки сегодня оказывают наибольшее влияние на жизнь людей, как и то, что, например, именно представители этих наук обладают наиболее передовыми политическими взглядами и именно предприятия, относящееся к этим отраслям, дали примеры наиболее ярких рабочих выступлений в современной России.

А вот, например биология пока находится на третьем этапе своего развития. До открытий Дарвина эта наука находилась на описательном этапе, период начиная с открытия эволюционной теории Дарвина до открытия ДНК и механизмов биосинтеза в середине ХХ века – это был этап познания. Зная механизмы функционирования биологических систем, биологическая наука вступила в этап преобразования, достигнув успехов в области генной инженерии, биосинтеза, клонирования и производства генно-модифицированных продуктов. Но к этапу воспроизведения биологическая наука еще не подошла – еще никому не удалось воссоздать даже простейшего живого организма (хотя клонирование можно с некоторой натяжкой считать таким воссозданием); синтез искусственных пищевых продуктов находится только в стадии обсуждения, а к вопросу о том, можно ли синтезировать искусственные пищевые продукты, более эффективные, чем природные продукты и их аналоги, даже пока не обсуждается. Что не исключает того, что когда-нибудь наука подойдет и к этому этапу, например, когда потребуется создать сверхпитательные продукты.

В самом начале третьего этапа находятся и науки об обществе. До появления марксизма все общественные науки носили описательный характер. Маркс и Энгельс перевели общественные науки на научную основу, открыли законы развития общества. После 1917 года человечество вступило в эпоху преобразования общество – если до этого общество развивалось стихийно, что со строительством к социализму началось его сознательное преобразование. Этот этап, как известно из истории, наткнулся на значительные трудности и пока еще далек от завершения. Переход к четвертому этапу – воспроизводству – вероятно, должен произойти только после осуществления масштабных космических проектов, когда будут создаваться крупные базы с большой численностью населения, где изначально будет коммунистический строй.

А вот такая наука, как астрономия, до сих пор еще находится в рамках перехода от второго этапа к третьему. К началу ХХ века завершилась описательная часть астрономии, в целом пройден и этап познания, связанный с развитием астрофизики. Однако практическое освоение космоса пока еще коснулось только околоземного пространства. «Миллиарды лет Земля имела только одного спутника - Луну. Сколько же их сейчас? Они, конечно, малы, но все же, по-видимому, больше, чем маленькие спутники Сатурна, образующие его знаменитое кольцо... Деятельность человека изменила такую существенную характеристику Земли как космического тела, какой является радиоизлучение планеты. Уже сейчас человек начинает менять «генеральный план» Солнечной системы. Появилось несколько «искусственных планет», искусственные спутники у Луны и Марса. Недалеко то время, когда у Меркурия, так же, как у Венеры, появятся искусственные спутники. А ведь естественных спутников достаточных размеров у этих планет не было в течение миллиардов лет!», - писал советский астроном И.С.Шкловский еще в 1970-е годы. Однако всё это еще поверхностные изменения. Возможно, коренное преобразование небесных тел будет проходить одновременно с переходом на новый этап социальных наук в рамках «Проекта МКФ».

Говоря о познании того или иного физического явления, следует отметить, что речь идет о познании их в том объеме, какой возможен исходя из уровня развития науки и техники на сегодняшний момент. Так, например, человечество уже давно исследовало законы гравитации, электромагнетизма и ядерной физики в тех объемах, которые необходимы для функционирования современной техники. Однако вопросы о природе сил, вызывающих эти взаимодействия (о деталях обмена тел гравитонами, о квантах электромагнитного взаимодействия, о кварк-глюонной материи) – до сих пор еще остаются во многом загадочными и относящимися пока к сфере чисто фундаментальной науки, хотя не приходится сомневаться, что и эти физические процессы будут раскрыты и применены на практике – например, в открытии сверхбыстрой связи или сверхмощных источников энергии.

Что означает всё сказанное применительно к нашему вопросу – о борьбе науки и религии? В первую очередь это подтверждает классические слова Людвига Фейербаха: «На практике все люди – атеисты – своими делами, своим поведением они опровергают свою веру».

В самом деле. Как выясняется, в ходе практической деятельности человек имеет все возможности, чтобы сравняться с мифическим богом или даже превзойти его. Уже сейчас человек создает новые вещества (химия), новые живые организмы (селекция и генная инженерия), новые общественные структуры (разумно организованное общество), новые небесные тела (искусственные спутники) – то есть всё то, что религия выдает за монополию бога.

Во-вторых, практическая деятельность человека по преобразованию природы просто посрамила бога. Религия утверждает, что всё, что было создано богом – все небесные тела, растения, животные, сам человек – это венец творения. И оказывается, что этот «венец» вовсе не совершенен, что его можно превзойти – создав более совершенные сорта растений и породы животных, перекраивая Землю и ее окрестности, научившись улучшать даже свой собственный организм, человек выходит за пределы, установленные богом.

В-третьих, человек оказался просто сильнее бога хотя бы в части создания новых веществ. Скорость, с которой химическая промышленность создает новые вещества, а генетика и селекция – новые живые организмы – не идет ни в какое сравнение с «оперативностью» появления этих новых веществ или организмов «естественным» путем, во время эволюции (не будем уж принимать на веру сказки про «шесть дней творения»). Создавая новые тяжелые химические элементы путем поглощения  нейтронов, природа, казалось бы, наткнулась на непреодолимую преграду в виде самого тяжелого изотопа фермия-258, который, едва появившись, тут же распадается, не успевая поглотить еще один нейтрон и дать возможность появиться более тяжелому элементу. Но наука сумела обойти эти преграды, создав с помощью ускорителей условия, невозможные в природе.

Напомним, вся практическая деятельность человека состоит в преобразовании природы. Но только в ХХ веке этот факт стал не только осознан людьми, но и просто очевиден в связи с новыми научно-техническими открытиями. Не случайно церковь разворачивает бешеную травлю в отношении тех научно-технических открытий, которые наиболее ярко подрывают авторитет религии.

В конце 1997 года сенсацией в мире науки стали первые успешные опыты по клонированию млекопитающего – овечки по имени Долли. Сразу же после этого церковники по всему миру развернули бешеную травлю генетиков, мотивируя это тем, что «ученые имели наглость вторгнуться в прерогативу бога». Многие «высокоразвитые», «цивилизованные» капиталистические страны приняли у себя законы  либо о запрете клонирования человека, либо о запрете клонирования вообще. В России мракобесную позицию по этому вопросу заняли не только власти и церковники (от которых никто и не ожидал ничего другого), но и официальные «коммунисты» в лице КПРФ, официально выступившие против клонирования, мотивируя это всё тем же – что это «против бога». Честь российских коммунистов тогда спасла левая молодежь – комсомольцы провели пресс-конференцию, на которой поправили старших товарищей и выступили в поддержку научно-технического прогресса.

Состоявшийся в августе 2000 года Архиерейский Собор русской православной церкви (РПЦ) вошел в историю не только тем, что на нем был канонизирован (причислен к лику святых) Николай Кровавый, но еще и тем, что на нем была принят мракобеснейший «социальный» документ, в котором православные иерархи гневно заклеймили, осудили и предали анафеме: клонирование, аборты, контрацепцию, смену пола, генную инженерию, пересадку органов и трансгенные растения. Комментируя это решение, сайт «Научный атеизм» тогда писал:

«Что до озабоченности духовенства сексуальными вопросами, то высших иерархов (которые, по церковным правилам, происходят из монахов) можно понять: обет безбрачия и воздержания заставляет их выплескивать свою озабоченность в таких вот ханжеских заявлениях. По поводу их же заявлений против научно-технического прогресса следует сказать еще несколько слов.

Постоянные анафемы клерикалов всех конфессий в адрес клонирования вызывают лишь удивление: ведь если верить библии, то бог создал Еву именно путем клонирования, то есть из ребра. Насчет запрета на пересадку органов - то почему бы православным не объединиться со свидетелями Иеговы: те тоже собаку съели на акциях против переливания крови. Подход у них к этим вопросам один.

Насчет же анафем церковников в адрес таких научных открытий, как генная инженерия, открывающая, в частности, путь к лечению неизлечимых ранее болезней, или трансгенные продукты, являющиеся шагом на пути к созданию продовольственного изобилия (кстати, вопреки заявлениям различных шарлатанов от науки, трансгенные продукты совершенно безвредны) - то мы еще не забыли, кто притеснял Коперника, Джордано Бруно и Галилея. И вообще - призывая свою паству отказываться от научно-технического прогресса, сами иерархи почему-то пользуются электричеством, телевидением, мобильниками, оргтехникой и интернетом и разъезжать предпочитают на бронированных "ЗИЛах" и "Мерседесах", а не на тройках с бубенцами». 

Точно так же во время идущих в обществе споров об отношении к ядерной энергетике или к генно-модифицированным продуктам (причем в основе этих споров лежат именно коммерческие интересы – владельцы менее рентабельных производств раздувают «экологическую» истерию, чтобы дискредитировать более продвинутых конкурентов). Во всех этих вопросах церковь активно выступает на стороне противников прогресса. Аргументация церковников не отличается разнообразия – существующие генетические коды и атомные ядра созданы богом именно так, как они есть, и не вам, тварям смердящим, покушаться на прерогативу бога и менять их состав. Но уже сегодня попы с этой своей позицией вызывают у образованных людей лишь смех,  и имеют авторитет у части населения лишь потому, что церковники объективно востребованы определенными элементами капиталистического общества.