Политеизм и монотеизм

 

Политеизм, или многобожие (от греческого слова слов «поли» (много) – это религия, в которой верят во множество богов. Монотеизм, или единобожие (от греческого слова «моно» (один)) – это религия, в которой верят только в одного бога.

Исторически эволюция религии и дет от политеизма к монотеизму. Первоначально люди верили во множество разных духов, затем наиболее важные духи персонифицировались в виде богов, затем из этих богов выделялся один, который и становился главным. Почему так происходило? Религиозные взгляды людей брались не из их головы, а из того, что происходило на земле. Когда было много разных племен – им соответствовало множество богов на небесах. Когда разные племена объединялись в единое государство – тогда и многочисленные боги сначала определенным образом упорядочивались в определенную систему (пантеон), как например, было в древнегреческой религии, где среди богов на Олимпе была установлена строгая иерархия. Далее. По мере развития рабовладельческих государств от множества самостоятельных городов («полисов») к единой империи – тогда такому императорскому государству с единым правителем во главе соответствовал и единый бог.

Впервые единобожие возникло в Древнем Египте, который в тот период был наиболее развитой страной Древнего мира. Идея единственного всемогущего бога появилась тогда, когда Египет, после длительных междуусобных войн, подчинился единственному могучему фараону. Иначе и быть не могло: пока в нильской пойме существовало множество царьков и князьков, люди полагали, что и на небесах идёт постоянная склока. Первым единобожником стал фараон Аменхотеп IV Эхнатон. (Правил с 1364 года до н.э. по 1347 до н.э.) Аменхотеп запретил поклоняться всем богам, кроме бога солнца Атона. Фараон отказался от своего имени Аменхотеп, связанного с именем Амона - верховного бога древнеегипетского пантеона, и назвал себя Эхнатоном (по-древнеегипетски "Угодный Атону"). Почему же фараон пошел против многобожия? Потому, что он ополчился против жрецов и ему для борьбы понадобилась новая идеология, которая подкрепляла бы его фараонские притязания. Идея новой религии такова: на небе существует единственный супербог: соответственно на земле должен быть один суперфараон, у которого все, включая жрецов, должны быть на побегушках. Эхнатон мечтал о самодержавии, абсолютной личной власти. Главная причина религиозной реформы Эхнатона - в борьбе царя и касты жрецов. Монотеистическая религия Эхнатона отражала стремление фараона подчинить или вовсе уничтожить строптивое жречество. Жрецы играли далеко не последнюю роль в политической жизни Египта. Власть богатой жреческой касты была едва ли не больше царской. Предшествующие Эхнатону цари должны были считаться с жрецами. Фараоны делали жрецам богатые подарки. (Или, как думали верующие египтяне, приносили богам обильные жертвы) Этим цари завоевывали расположение жрецов. Фараон, лишенный жреческого расположения, не мог надеяться на долгое и благополучное царствование. Эхнатон хотел отнять у жречества силу и богатство. Стремился к тому, чтобы в Египте был один властитель - фараон. Древнеегипетская политеистическая религия не отвечала этому стремлению. У египетских богов не было царя, наделенного абсолютной властью, неограниченным могуществом. Амон (или Ра) был царем богов, но вынужден был считаться со своенравной и самостоятельной богиней дождя Тефнут, не мог обойтись без мудрых советов бога Тота, без своего защитника Хора. Эхнатон отказался от политеизма. Он насаждал веру в могущественного сверхбога, который является единым властителем вселенной. Эхнатон изменил мир божественный так, как хотел изменить мир людей. Единый бог Атон был "создан по образу и подобию" обладающего всей полнотой власти монарха.

Жрецы и находящийся под их влиянием народ встретили преобразования Эхнатона ожесточенным сопротивлением. После смерти фараона-монотеиста страна вернулась к многобожию. В очередной раз вековые пережитки, вековая косность проявили исключительную живучесть. Однако спустя столетия монотеизм, хотя и с уступками предыдущим религиям, все же победил, поскольку власть всесильных царей и императоров стала привычной и, как казалось, единственно возможной.

Защитники религии утверждают, что сначала, со времени «сотворения мира», господствовала «правильная религия» - единобожие – и только потом, когда люди деградировали, забыли заветы бога, во многих странах древнего мира произошел переход к многобожию. На самом же деле всё наоборот. Даже если взять Библию, особенно ее главы, написанные в более ранее время, то там мы можем видеть многочисленные пережитки единобожия, господствовавшие во время ее написания. Так, в древнееврейском тексте книги Бытие бог часто назван именем «элохим», что в дословном переводе означает «боги» - во множественном числе. Там же, бог часто говорит о себе «мы»: «сотворим человека по образу Нашему и подобию» (Бытие, I, 26), и т.п. Далее в книге Бытие бог неоднократно именуется разными именами (Яхве, Саваоф и др.) – имеются в виду именно разные боги, каждый из которых считался покровителем какого-либо из древнееврейских племён. И только когда одно из этих племен, покровителем которого считался бог по имени Яхве (Иегова), подчинило своей власти остальные древнееврейские племена – только после этого Яхве стал главным богом в древнееврейском пантеоне, а затем и единственным богом. Примерно так же и мусульманская религия, когда племя бедуинов во главе с Мумаммедом (Магометом) подчинило себе другие арабские племена и поставило над ними бога своего племени (Аллаха), провозгласив его богом всего арабского народа.

Ветхий завет испещрен историями о том, что стоило только богу упустить людей из виду, как они тут же норовили уйти от «истинной религии» и вернуться к многобожию или почитанию идолов. Это свидетельствует о непрочности монотеизма в момент его становления и, вероятно, отражает в себе историю восстаний отдельных племен против верховной власти с ее культом.

Наиболее законченный вид монотеистические пантеоны приобрели в античном мире – древнегреческие олимпийские боги во главе с Зевсом: Гера, Посейдон, Арес, Аид, Афродита, Дионис и т.д. и древнеримские боги, постепенно слившиеся с древнегреческими аналогами: Юпитер, Нептун, Марс, Сатурн, Венера и т.д., сегодня более известные нам по названиям планет Солнечной системы. Были такие пантеоны на этапе появления первых государств и у других народов: скандинавские боги во главе с Одином, древнерусские боги во главе с Перуном, боги американских индейцев и пр. Интересно, что многие детали религий разных народов были сходными даже тогда, когда какие-либо контакты между народами заведомо исключались. Например, верховным божеством во многих местах считался бог, «отвечавший» за гром и метание молний: Зевс у греков, Юпитер у Римлян, Перун у славян – потому что именно таких грозных атмосферных явлений, как гром и молния, древние люди боялись больше всего, поэтому именно божеству, отвечающему за эти явления, считали нужным молиться больше всего. Или, например, в древнегреческой религии бог Гефест (римскмй аналог – Вулкан), отвечавший за кузнечное дело, был хромым. И точно так же хромым был скандинавский бог, занимавшийся кузнечным делом. Как выяснилось, причиной этого было то, что в железных рудах содержатся примеси мышьяка, а поскольку в те времена очищать руды не умели, то у тех, кто постоянно работал с металлом, мышьяк постепенно накапливался в организме, вызывая хромоту. Как видим, даже в таких мелочах подтверждается, что религия вырастает из реальных условий жизни людей.

По мере развития рабовладельческого строя, его высшим этапом становится империя (наиболее законченный ее образец – Древний Рим) и следующий за ней этап – переход к феодальному обществу, или доминат (Римская империя после Диоклетиана, Византийская империя, Киевская Русь). Эти способы правления характеризуются единоличным правлением императора, который нередко обожествляется.  И этому единому правителю на земле соответствует единый бог на небе – политеистическая религия, господствовавшая в этих обществах, трансформируется в монотеизм. Причины такого перехода хорошо описал Фридрих Энгельс на примере Древнего Рима:

«Римское завоевание во всех покоренных странах прежде всего непосредственно разрушило прежние политические порядки, а затем косвенным образом и старые общественные условия жизни. Разрушило, во-первых, тем, что вместо прежнего сословного деления (если не касаться рабства) оно установило простое различие между римскими гражданами и негражданами или подданными государства; во-вторых, и главным образом, — вымогательствами от имени Римского государства. Если при империи в интересах государства старались по возможности положить предел неистовой жажде к обогащению со стороны наместников провинций, то вместо этого появились все сильнее действующие и все туже завинчиваемые тиски налогов в пользу государственной казны — высасывание средств, которое действовало страшно разрушительно. Наконец, в-третьих, римские судьи повсюду выносили свои решения на основании римского права, а местные общественные порядки объявлялись тем самым недействительными, поскольку они не совпадали с римским правопорядком. Эти три рычага должны были действовать с огромной нивелирующей силой, особенно когда они в течение приблизительно двух веков применялись к народам, наиболее сильная часть которых была уже уничтожена или уведена в рабство в результате битв, предшествовавших завоеванию, сопровождавших его, а часто и следовавших за ним. Общественные отношения в провинциях все больше и больше приближались к общественным отношениям в столице и в Италии. Население все больше и больше разделялось на три класса, представлявшие собой смесь самых разнообразных элементов и народностей: богачи; неимущие свободные — в Риме их кормило и увеселяло государство, в провинциях же им предоставлялось самим заботиться о себе; наконец, огромная масса рабов. По отношению к государству, то есть к императору, оба первых класса были почти так же бесправны, как и рабы по отношению к своим господам. Особенно в период от Тиберия до Нерона стало обычным явлением приговаривать богатых римлян к смерти для того, чтобы присвоить их состояние. Материальной опорой правительства было войско, которое гораздо более походило уже на армию ландскнехтов, чем на старое римское крестьянское войско, а моральной опорой — всеобщее убеждение, что из этого положения нет выхода, что если не тот или другой император, то основанная на военном господстве императорская власть является неотвратимой необходимостью. Вместе с политическими и социальными особенностями народов Римская империя обрекла на гибель и их особую религию. Все религии древности были стихийно возникшими племенными, а позднее национальными религиями, которые выросли из общественных и политических условий каждого народа и срослись с ними. Раз были разрушены эти их основы, сломаны унаследованные общественные формы, установленное политическое устройство и национальная независимость, то, разумеется, рушилась и соответствующая им религия. Национальные боги могли терпеть рядом с собой других национальных богов у других народов, — и в древности это было общим правилом, — но отнюдь не над собой. Пересадка восточных религиозных культов в Рим вредила только римской религии, но не могла задержать упадок восточных религий. Как только национальные божества не могут уже более охранять независимость и самостоятельность своей нации, они сами ломают себе шею», - пишет Энгельс в своей работе «Бруно Бауэр и первоначальное христианство», и подводит итог в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»:

«Боги, созданные таким образом у каждого отдельного народа, были национальными богами, и их власть не переходила за границы охраняемой ими национальной области, по ту сторону которых безраздельно правили другие боги. Все эти боги жили в представлении людей лишь до тех пор, пока существовала создавшая их нация, и падали вместе с ее гибелью. Старые национальности погибли под ударами римской мировой империи. Старые национальные боги пришли в упадок, этой участи не избежали даже римские боги, скроенные по узкой мерке города Рима. Потребность дополнить мировую империю мировой религией ясно обнаруживается в попытках ввести в Риме поклонение, наряду с местными, всем сколько-нибудь почтенным чужеземным богам. Но подобным образом, императорскими декретами, нельзя создать новую мировую религию. Новая мировая религия, христианство, уже возникла в тиши из смеси обобщенной восточной, в особенности еврейской, теологии и вульгаризированной греческой, в особенности стоической, философии. Лишь путем кропотливого исследования можем мы узнать теперь, каков был первоначальный вид христианства, потому что оно перешло к нам уже в том официальном виде, какой придал ему Никейский собор приспособивший его к роли государственной религии».

Точно так же древнеславянский пантеон во главе с Перуном мог существовать только тогда, когда Киевская Русь развивалась независимо от других государств. Однако по мере того, как крепли связи Руси с другими странами (в первую очередь с православной Византией, в меньшей степени – с католической западной Европой и с иудейским Хазарским каганатом) – так Русь переняла у соседей как общественный строй (феодализм), так и религию (христианство в его православной версии).

Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению  великокняжеской власти, ликвидации "дофеодальной раздробленности",  присущей Руси вплоть до конца Х в., когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. "С момента крещения на князя "взирает... всемилостивое око благого бога". Князя сажает на престол сам бог"(5).

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

При этом «свергнутые» языческие боги не исчезли, а вошли в возникшую русскую православную религию в качестве подчиненных «святых». Подобно тому, как, например, после завоевания Греции Римом древнегреческий бог Зевс слился в массовом сознании с римским богом Юпитером – точно так же, например, бог-громовержец Перун «превратился» в христианского Илью-пророка, который, по религиозным представлениям, во время грозы ездит на колеснице. Менее важные боги трансформировались в домовых, водяных, леших и т.п. Подобным образом и христианская религия вобрала в себя обряды народов, на территории которых она распространялась – так, например, христианская «пасха» (воскресение Христа из мертвых) произошла от еврейского праздника «пейсах», означавшего пробуждение природы, а тот, в свою очередь, произошел от древнеегипетского праздника воскресения из мертвых бога Осириса; а праздник «рождества Христова» произошел от отмечавшегося 25 декабря дня рождения иранского бога Митры, культ которого был распространен в Древнем Риме. Русская православная религия, восприняв эти христианские праздники, интегрировала в себя и праздники языческие, оставшиеся от дохристианской Руси, к каковым относятся, например, «масленица» и «троица».

Когда исследуешь эволюцию религиозных представлений людей – то становится очевидной нелепость попыток церковников выдать сиюминутный этап развития религии за истину в последней инстанции. Изучение истории религии еще раз подтверждает, что не бог создал человека, а, наоборот, человек создал бога по своему образу и подобию.