Религия во время реставрации капитализма

Животные в одежды нарядились:
Кто Библию под мышку, кто Коран,
И впереди толпы, как божья милость
На танк взобрался главный павиан

Феликс Чуев

Возрождение религиозного мракобесия. Период реставрации капитализма, начавшийся во время горбачевской перестройки, привел к реанимации религиозного мракобесия. Этому было несколько причин. С одной стороны, объявленный курс на “переход к рынку” и вызванные им экономические трудности лишили людей уверенности в завтрашнем дне, что вновь вернуло к жизни социальные корни религии. С другой стороны, взятый властями курс на отказ от коммунистической перспективы и очернению советской истории закономерно привел к подрыву материалистического мировоззрения среди советских людей.

Возвращению церкви в политическую жизнь страны способствовали несколько событий. Во-первых, это оказалось празднование тысячелетия крещения Руси в 1988 году. Вместо объективной информации о причинах и последствиях принятия Древней Русью православной религии, все СМИ начинали это превозносить как величайшее историческое событие и тем самым пробуждали интерес к православной религии среди тех людей, которые, казалось, и думать забыли об этом мракобесии.

Следующим этапом стало избрание в 1989 и 1990 годах нескольких служителей культа народными депутатами СССР и РСФСР. На заседания Съездов народных депутатов они демонстративно приходили в рясах. В числе этих депутатов оказывались и такие колоритные личности, как поп Глеб Якунин, который открыто позиционировал себя как воинствующего антикоммуниста.

Значительно усилилось влияние церкви на политическую жизнь общества после того, как в 1990 году “патриархом Московским и всея Руси” стал Алексий II (в миру Ридигер). Его биография весьма темная. Некоторые утверждают, что в молодости он со своей семьей сотрудничал с фашистскими оккупантами. Как бы то ни было, но он несомненно является злейшим врагом коммунизма.

Начиная с середины 1990 года во всех СМИ пошла агрессивная религиозная пропаганда. Причем стиль этой пропаганды зависел от профиля СМИ. Электронные СМИ (в первую очередь телевидение) явочным порядком включили информацию о деятельности церкви в ранг официальных новостей. Печатные издания общественно-политической направленности в основном плакали по поводу “порушенных храмов”. Детские издания в основном рассказывали про основы религиозного мировоззрения примерно в том же стиле, как раньше писали про освоение космоса. Научно-популярные издания, например, рассказы о “разрушенных храма” публиковали в виде “научных исследований”.

Такая скоординированная тактика действий СМИ позволяет утверждать, что эта религиозная пропаганда была не частной инициативой СМИ, а кампанией, развернутой сверху. Благодаря действиям “перестройщиков” коммунистическая идеология теряла влияние в массах, и власти спешно стремились заменить её другой идеологией – религиозной.

Иногда, правда, машина пропаганды давала забавные сбои. Например, в конце 1990 года журнал “Мурзилка” (во времена СССР было такое издание для детей младшего школьного возраста) получил “сверху” указание - декабрьский номер приурочить к предстоящему 7 января празднику “рождества Христова” и полностью посвятить его религиозной тематике. Однако члены редакции, воспитанные во времена атеизма, поняли это указание весьма своеобразно и весь декабрьский номер посвятили байкам про чертей, бесов и прочую нечистую силу. Или, например, журнал “Юный техник” (во времена СССР было такое научно-популярное издание для школьников) получил указание опубликовать “научное обоснование” какого-нибудь “библейского чуда”. Однако редакция опять же поняла это указание слишком буквально и, проанализировав библейский рассказ о том, как пророк Иезекиль беседовал с сошедшим на землю богом, сделала вывод, что это весьма похоже на контакт с посетившими Землю инопланетянами – то есть фактически показала, что любое “сверхъестественное явление” имеет под собой материальную основу.

Церковь - орудие реакции. Получив гарантированное место в СМИ, церковь незамедлительно использовала это для действий на стороне реакционных сил. В первой половине 1991 года нам регулярно показывали Ельцина, стоящего в церкви, как выразился один публицист, “со свечкой в руках и с выражением святости на будке”. Во время процедуры инаугурации (вступления в должность) Ельцина 10 июля 1991 года патриарх Ридигер в ультимативном порядке потребовал от Ельцина переименовать Ленинград в Петербург, а Загорск – в Сергиев Посад.

В августе 1991 года церковь фактически поддержала Ельцина. Вскоре после подавления ГКЧП на государственном телевидении был весьма своеобразный эпизод: некий православный поп дает интервью и призывает к расстрелу членов и сторонников ГКЧП. Такая кровожадность покоробила даже "демократического" журналиста, который спросил: "Как вы, священнослужитель, можете говорить такое, ведь Христос же учил прощать наших врагов?". На это поп ответил: "Прощать можно людей, но не нелюдей".

Неприглядной оказалась роль церкви и в событиях 1993 года. Ридигер открыто поддержал Ельцина и во время "ОПУСа" в марте 1993 года, и после обнародования указа №1400. Однако когда к концу сентября оказалось, что Верховный Совет РСФСР не намерен сдаваться и исход борьбы еще не ясен, Ридигер начал лавировать, рассчитывая примкнуть к победителю. 29 сентября 1993 года Ридигер выступил с "миротворческой" инициативой. Назвав блокаду Дома Советов безнравственной, он призвал противоборствующие стороны сесть за стол переговоров и обещал объявить анафему тому, что первым прольет кровь (впоследствии Ридигер не выполнил этого своего обещания и не объявил анафему Ельцину). Фактически, однако, эти переговоры дали Ельцину выигрыш во времени для подготовки карательных сил.

митрополит Кирилл Гундяев

Церковный вандализм и церковный бизнес. "За поддержку" ельцинский режим щедро отблагодарил церковь. По всей стране на церковь пролились щедрые бюджетные субсидии и государственная поддержка на восстановление "разрушенных" храмов и строительство новых. Самый показательный случай - "восстановление" в Москве "Храма Христа Спасителя" (ХХС) на том месте, где раньше был уникальный открытый бассейн "Москва". Остряки называют это сооружение "Храм Христа на бассейне" или "Храм Лужка Строителя". Строился он за счет государственного бюджета. Кроме того, всем руководителям предприятий (как государственных, так и частных) московские власти выкручивали руки, вынуждая делать "добровольные пожертвования" на строительство этого сооружения. Причем под зданием ХХС было построено множество помещений, не имеющих никакого отношения к религиозному культу - вплоть до гостиничных номеров, конференц-зала и гаража. Подробнее о махинациях, сопровождавших строительство ХХС, рассказано в статье в газете "Новые известия" за 5 августа 1999 года.

Это не единственный случай. В Ленинграде была разрушена уникальная коллекция музея истории религии и атеизма, находившегося в Казанском соборе. В Кирове церковники при поддержке власти захватили здание пролетария и устроили там церковь - при этом засевшие там церковники не ограничиваются отведенными им функциями отправления религиозного культа, а фактически являются штабом, направляющим кампанию по возвращению на карту города дореволюционных названий улиц. Подобные примеры есть в каждом городе.

Кроме этого, церковь стала крупной бизнес-корпорацией. В начале 1990-х годов среди коммерсантов считалось модным создавать какую-нибудь благотворительную организацию типа "фонда поддержки инвалидов Афганистана" и благодаря контактам в президентском окружении выбивать для таких "фондов" налоговые льготы, дававшие преимущества перед конкурентами. Крупнейшей структурой, выросшей на такой схеме, стал "Национальный фонд спорта" (НФС) - структура, созданная теннисным партнером Ельцина Шамилем Тарпищевым. Официальной функцией НФС считалась коммерческая деятельность для поддержки российского спорта. Для осуществления этой коммерческой деятельности НФС получил освобождение от таможенных пошли на ввоз табака и алкоголя. Когда в 1996 году эта лавочка была прикрыта (о чем подробно рассказано в одной из глав книги В.Стрелецкого "Мракобесие"), то весь бизнес НФС по спекуляции импортным табаком и водкой перешел в руки церкви. СМИ называют имя вице-президента НФС С.Житенева, который после ликвидации НФС перешел в бизнес-структуры православной церкви.

В скором времени подразделение православной церкви под названием "Отдел внешних церковных сношений" (ОВЦС) по масштабам своей деятельности заметно превзошел НФС. В 1999 году в руках РПЦ находилось 8% экспорта российской нефти. Руководителя ОВЦС митрополита Кирилла Гундяева открыто называли православным олигархом. В неофициальных кругах он получил прозвище "Табачный митрополит". Сей коммерсант в рясе одно время совмещал свою коммерческую деятельность с… еженедельными телевизионными пропововедями. После смерти Ридигера в конце 2008 года Кирилл (Гундяев) был избран новым патриархом.

Другие конфессии. "Возрождение духовности" не ограничивалось православием. В мусульманских регионах России так же расцветал ислам. Наибольшего прогресса "возрождение ислама" достигло в Чечне, которая за время своей независимости в 1991-1999 годах фактически превратилась в шариатское государство. Известны слова первого президента Чечни Д.Дудаева, что "чеченцу нужно 3-х класса образования и автомат Калашникова". Республика быстро покатилась в средневековье. Возрождалось рабство, родовые отношения, закон кровной мести, абречество, стали появляться шариатские суды. По сей день данная территория остается рассадником терроризма.

Понятно, что причиной терроризма является не религия, а социальные проблемы - молодые люди идут в террористы, потому что не могут найти себе нормального места в буржуазном обществе. Но именно религия является тем инструментом, которая заставляет этих людей искать выход не на пути социального переустройства общества, а на пути бессмысленного терроризма.

Подобное "возрождение ислама" произошло не только на территории России, но и в других странах реставрированного капитализма. Например, автономный край Косово в Югославии после захвата там власти исламистами из "Армии освобождения Косова" стал таким же рассадником терроризма, как и Чечня.

Еще одним характерным явлением религиозной жизни России 1990-х годов был разгул деструктивных сект. Различные сектанты христианской направленности - как приезжие из-за рубежа, так и их отечественные аналоги совершенно открыто снимали для своих проповедей залы кинотеатров, разворачивали деятельность в вузах, вербовали себе сторонников прямо на улицах. От традиционной православной церкви они отличались своей большей "продвинутостью" и более профессионально поставленными методами вербовки. Многие из этих сект были построены по принципу уголовных банд: человек, попавший в их сети, уже не мог самостоятельно из них выбраться.

1997 год. В 1997 году произошли два знаковых события в части отношения государства и церкви.

Государственная дума приняла закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Фактически этот закон возвращал Россию к царским временам. Четыре "традиционные конфессии" - православие, ислам, буддизм и иудаизм получали статус государственных религий и полную поддержку государства. Все другие конфессии, а также атеисты, объявлялись вне закона.

Характерно, что разработчиком этого законопроекта был комитет Госдумы по общественным организациям и религиозным объединениям, руководил которым член КПРФ В.Зоркальцев. А когда настоящие коммунисты подготовили альтернативный вариант законопроекта "О свободе совести", предусматривавший равные права граждан как на религиозную, так и на атеистическую деятельность, то этот законопроект просто "затерялся" в коридорах комитета Зоркальцева и не был даже вынесен на обсуждение.

Возмущение общественности против принятого законопроекта было настолько велико, что даже Ельцин, известный как покровитель церкви, вынужден был наложить на него вето и внести свой законопроект, который и был принят. Этот новый закон был не настолько одиозен, но и в нем также сохранялось положение о привилегированной роли четырех "традиционных конфессий".

Еще одним событием 1997 года стал скандал вокруг фильма режиссера Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа", в котором содержалась весьма фривольная трактовка евангельских событий. Православная церковь мобилизовала свою паству на акции протеста против его демонстрации в России, но тем самым невольно сделала ему рекламу. По признанию тех, кто смотрел этот фильм, он весьма скучный и нудный, и мало у кого хватило бы терпения досмотреть этот фильм до конца, если бы не та реклама, которую устроили ему церковники. Тем не менее этот скандал оказался весьма симптоматичен: церковь явно продемонстрировала свои претензии на светскую власть и на руководство культурой и показала, что имеет силы для претворения своих претензий в жизнь.

Церковь во времена правления Путина. Сращивание государства и церкви в России еще более усилилось с момента прихода к власти В.В.Путина. Телевидение регулярно показывает, как во время церковных праздников Путин обязательно ходит в церковь и демонстративно, с размахом крестится перед телекамерами (чего не позволял себе даже Ельцин).

Хотя усиление влияния церкви при Путине связано не только и не столько с его личной религиозностью, сколько с тем, что одна из наиболее влиятельных группировок при дворе Путина (И.Сечин, С.Пугачев, Н.Патрушев и пр.) имеет с православной церковью совместные бизнес-интересы.

Летом 2000 года произошел очередной скандал: церковь канонизировала (объявила святым) Николая Кровавого. Политическая сущность церкви проявилась в этом эпизоде как никогда отчетливо.

Роль церкви в политике и общественной жизни во времена Путина стала реакционной как никогда. Именно церковь периодически возбуждает вопрос о ликвидации Мавзолея В.И.Ленина. Церковь была основной заводилой, когда речь заходила о ликвидации символов советского времени (будь то отмена празднования 7 ноября или очередная капания переименования городов и улиц). И, наконец, с 2002 года церковь активно и настойчиво лоббирует внедрение религиозного образования в государственных школах.

В одной из последующих глав будут рассмотрены конкретные меры по противодействию этим реакционным планам церкви.