Формы и методы атеистической работы

         

Современная роль религии. Реставрация капитализма оказалась связана с реставрацией и религиозного мракобесия. Причем расцвели не только традиционная православная религия и конкурирующие с ней заезжие сектанты, но и разные прочие формы мракобесия типа астрологии, хиромантии и тому подобных вещей. При этом религия, как правило, не просто претендует на участие в общественно-политической жизни страны, но и выступает на стороне наиболее реакционных сил. Всё это ставит борьбу с религией на одно из первых мест.

Однако подходы к антирелигиозной борьбе в настоящее время заметно отличаются от тех, которые были во времена классиков марксизма. В те времена подавляющее большинство населения (в том числе и массы рабочих) были еще сильно подвержены влиянию религиозны предрассудков, поэтому активная религиозная позиция могла бы оттолкнуть их от дела революции. Поэтому классики марксизма-ленинизма выводили на первое место анализ сущности религии и условий ее объективного уничтожения.

Сегодня же обстановка другая. Все нынешние люди закончили советскую школу, которая давала материалистическое мировоззрение. Несмотря на то, что сейчас себя называют православными чуть ли не свыше 50% населения, но подавляющее большинство из них не ходит в церковь, не выполняет религиозные обряды и даже не знакомы с содержанием собственной религии. Вся их религиозность сводится обычно к глубокомысленным рассуждениями, что «Что-то такое там всё-таки есть».

Сегодня церковь – это не только религиозная организация, но также политическая и коммерческая структура, активно участвующая   в общественной жизни и занимающаяся бизнесом. Причем как политическая сила церковь является крайне реакционной, а ее бизнес основан уже не столько на эксплуатации религиозных чувств верующих, сколько на торговле социально вредными товарами – водкой и табаком. Классики марксизма-ленинзма, когда говорили о борьбе с религией, то имели в виду действующие религиозные организации. С современной же церковью следует общаться в первую очередь как с враждебной политической силой.

Могут возразить: но ведь многие верующие и священнослужители участвуют и в оппозиционном движении. Например, в 1990-х годах был известен «красный поп» диакон В.Пичужкин или примыкающая к «Трудовой России» группа «Христане за коммунизм», известны священнослужители, которые погибли при защите Дома Советов в октябре 1993 года. Однако это было в те времена, когда оппозиционное движение носило по существу левоконсервативный характер, когда в протесте против либеральных ельцинско-гайдаровских реформ объединялись самые разнородные политические и социальные группы. Сегодня же социальная структура иная. Известно, например, что наиболее консервативными частями общества являются силовики, жители сельской местности и пенсионеры. В 1990-х годах они по инерции находились в оппозиции и голосовали за коммунистов, а сегодня являются наиболее верной опорой Путина.

Итак, церковь сегодня является реакционной политической силой. Каковы ее действия в этом плане и как против этого бороться?

Переименования. Одно из основных политических действий церковников - это их действия, направленные на уничтожение советских названий городов и улиц, на стирание у людей памяти о славных страницах нашей истории. Известна речь патриарха Ридигера на первой инаугурации Ельцина 10 июля 1991 года, когда Ридигер в ультимативном порядке потребовал от вступающего в должность ЕБНа переименовать Ленинград в Петербург, а Загорск - в Сергиев Посад. ЕБН, как известно, не обманул ожиданий Ридигера. Совсем недавно именно церковники выступили главными заводилами отмены празднования 7 ноября. В цикле статей под общим названием «Хулиган в рясе» мы рассказывали о том, как в городе Кирове церковники активно лоббируют переименования улиц, и даже самовольном меняют таблички на домах (например, с улицы Большевиков на улицу Казанскую), а город Киров уже много лет требуют переименовать в Вятку, хотя жители города на референдуме однозначно выступили против переименования. Местные же власти на словах не торопятся выполнять требования церковников, но по сути видно, что готовы идти на переговоры с мракобесами. Безнаказанность рождает новые выходки: совсем недавно какой-то клерикал издал возмущенное воззвание: «Недопустимо, что храм божий находится на улице Урицкого». Вероятно, такое происходит не только в Кирове, но и во многих других городах, однако, как известно, партийцы из регионов не любят делиться информацией о том, что у них происходит. А зря. В частности, интересно было бы узнать у товарищей из Ярославля: не возникали ли тамошние церковники по поводу того, что там церковь находится на улице Емельяна Ярославского?

Необходимо отслеживать и пресекать подобные выходки клерикалов, но при этом надо действовать наступательно. Если они выступают за отмену 7 ноября и перенос его на 4-е - то нам надо не ограничиваться лозунгом «руки прочь», а требовать отмены «рождества христова» (ибо государство у нас вообще-то светское) и перенести праздник на 12 апреля - день Космонавтики, день торжества науки над религией. Если самовольно меняют таблички на улицах - то и нам применять асимметричный ответ, как было, например, в Ленинграде, когда революционная молодежь «переименовала» улицу Депутатскую в улицу Че Гевары. Если заявляют, что храм божий и улица Урицкого несовместимы, то заявить, что не лучше ли сделать выбор в пользу улицы Урицкого и снести расположенный на ней храм? Ну и, конечно, традиционные меры агитации - листовки и граффити. В листовках для народа делать упор на то, что предлагаемые церковниками переименования больно ударят по карману людей, т.к. будут финансироваться из бюджета; не забывая при этом упоминать в листовках и о моральной важности сохранения советских названий, и о наших встречных инициативах. А граффити - это уже дело живого творчества масс - только по возможности без вандализма по отношению к памятникам архитектуры («восстановленные» церкви таковыми памятниками не являются).

Религиозный вандализм. Продолжением той же политики клерикалов на переименования является религиозный вандализм. Ридигер периодически выступает с требованиями снести Мавзолей Ленина и захоронения на Красной площади. «Храм Христа-спасителя» был «восстановлен» путем разрушения уникального бассейна «Москва». В Кирове церковники захватили здание планетария и устроили в нем церковь. В Москве церковники при явной поддержке мэрии хотят захватить в свои руки здание школы №1216. В Калуге клерикалы вырубили зеленые насаждения рядом с монастырем под тем предлогом, что попам мешал смех игравших там детей. В Химках церковь пытается захватить здание больницы. Уже только этот обзор регионов показывает, что подобные явления являются типичными.

Каковы меры борьбы против этого? Можно, конечно, ограничиться традиционными формами агитпропработы типа тех же листовок или граффити, вплоть до того, что на религиозный вандализм ответить встречным вандализмом. Но главное в том, что именно борьба против религиозного вандализма поможет объединить людей. Сегодня весьма типичным являются стихийные выступления граждан против уплотнительной застройки в окрестностях их домов. Там, где на помощь жильцам приходят коммунисты с их опытом работы, развертываются весьма неслабые события. Этот опыт надо применять и в борьбе против религиозного вандализма. Например, свяжитесь с трудовым коллективом школы или больницы, которую клерикалы собираются выселять, и предложите им свою помощь. Вам будут благодарны.

Церковный бизнес. Церковь сегодня является не только политической силой, но и бизнес-структурой. Известно, как в 1996 году РПЦ переняла у Национального фонда спорта бизнес по беспошлинному ввозу табака и алкоголя. Жители регионов могут рассказать примеры, как церковники проворачивают разные коммерческие проекты на региональном уровне.

Тем организациям, которые систематически занимаются антирелигиозной работой, было бы целесообразно обратиться к коммерческим конкурентом церковников и предложить им свои услуги в антирелигиозной борьбе - предложить. разумеется, не за бесплатно. Если хорошо себя поставите - то сможете не только улучшить свое материальное положение, делая доброе дело, но и заполучить какой-нибудь новый интересный компромат на клерикалов в рясах. При этом опасаться «наезда» вряд ли стоит - если что - то вы всего-навсего ведете антирелигиозную пропаганду исходя из ваших атеистических убеждений.

В 2003 году главой ОАО «РЖД» (предприятия, выделившегося из бывшего Министерства путей сообщения) стал Владимир Якунин – друг президента Путина по т.н. «кооперативу Озеро». В этом качестве он основал так называемый «фонд Андрея Первозванного» (ФАП), финансируемый из бюджета РЖД (при том что, напомним, все 100% акций ОАО «РЖД» принадлежат государству, так что его деятельность финансируется за счёт средств налогоплательщиков, среди которых могут быть как атеисты, так и люди других конфессий). За счёт средств этого фонда финансируется привоз из «святых мест» в Россию для религиозного поклонения разных «священных» предметов типа т.н. «благодатного огня», который, якобы, каждый год во время христианского праздника «пасха» сам собой загорается в одном из иерусалимских храмов и якобы это служит «доказательством бытия господня» (хотя химическая наука знает предостаточное количество способов обеспечения самопроизвольного самовозгорания). Наибольший ажиотаж был организован вокруг организованных этим фондом гастролей в Москве т.н. «пояса богородицы» в конце 2011 года, к которому собралась многотысячная очередь верующих, что выдавалось за «духовное возрождение».

При этом РЖД тратит деньги на религию на фоне своих собственных экономических проблем: постоянный рост платы за проезд, отмена и ликвидация электричек, участившиеся за время нахождения Якунина во главе РЖД катастрофы из-за изношенности оборудования. У Якунина во главе РЖД нет денег на свои прямые функциональные обязанности – поддержание деятельности железнодорожного транспорта – но зато есть деньги на религию, на непрофильные активы (типа финансирования олимпийских игр в Сочи) и на личное обогащение (в 2013 году был опубликован компромат о роскошной подмосковной даче Якунина, на которой были обнаружены объекты на любой вкус – от «личной молельной комнаты») до… «охлаждаемого шубохранилища».

Интересно, что в ответ на эти обвинения наиболее последовательные сторонники путинского режима отвечали: «то, что Якунин и ему подобные имеют такие высокие доходы – это нормально, потому что в поднимающейся с колен православной России должен возникнуть класс элиты». Отсюда можно сделать вывод, что разоблачение подобных замашек «православных олигархов» типа Якунина – это борьба за сохранение демократических свобод, против сползания к монархии.

 

«Гундяевки». Начиная с 2010 года РПЦ уже не ограничивается «восстановлением» «разрушенных в годы богоборческой советской власти» храмов, а стала выступать с программой строительства церквей там, где их никогда раньше не было. Первой точкой, где началось строительство таких объектов, стала Москва, где 20 октября 2010 года В.И.Ресин (в то время исполнявший обязанности мэра Москвы в период между отставкой Ю.М.Лужкова и назначением нового мэра С.С.Собянина) подписал незаконное распоряжение правительства Москвы о безвозмездной выдаче 200 участков московской земли в пользование РПЦ для строительства там «модульных» православных храмов «шаговой доступности». Сам этот проект получил название «программа-200», а строящиеся в её рамках церкви получили в народе название «гундяевки» (от мирской фамилии патриарха РПЦ Кирилла, который по паспорту В.М.Гундяев). На следующий день после подписания этого постановления Ресин покинул пост и.о. мэра и стал начальником этой самой «программы-200». То есть перед нами типичная коррупционная схема – чиновник перед своим уходом в бизнес подписывает постановления, благоприятствующие своему будущему бизнесу.

Помимо Москвы, строить такие церкви начали и в других крупных промышленных центрах (Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Томске и др.). В качестве аргументации они заявляли, что будто бы «количество храмов на душу населения в крупных городах меньше, чем в целом по России», что «существующих храмов не хватает и они переполнены», что «строительство новых храмов нужно, т.к. растёт число верующих» и т.п. Вся эта «аргументация» не выдерживает критики – если в крупных городах количество храмов на душу населения меньше, чем в сельской местности, то ведь в крупных городах и уровень образования людей выше и поэтому потребность в религиозных заведениях ниже. Байки про «переполненные храмы» не подтверждаются проверкой – даже в дни религиозных праздников в церквях достаточно свободного места, а там, где, несмотря на сопротивление жителей, эти новые церкви построили, они стоят полупустые. И, наконец, в годы реставрации капитализма выросло количество не только верующих, но также и потребителей алкоголя и табака, но никто не считает это основанием для строительства новых винных магазинов и табачных ларьков – наоборот, принимаются антиалкогольные и антитабачные законы. Спрашивается, почему же с «опиумом для народа» должно быть по-другому?

С самого начала эти планы строительства храмов вызвал сопротивление жителей, одной из причин которого было то, что РПЦ почему-то вознамерилась строить свои церкви не на пустырях или заброшенных промзонах, где бы они никому не мешали, а либо в парках и скверах, либо во дворах в качестве уплотнительной застройки. Здесь перед нами пример привода людей к атеистическому мировоззрению через их самоорганизацию в борьбе здоровую среду обитания.

 

«Оскорбление чувств верующих». Очередной этап наступления РПЦ на свободу совести наступил в конце 2012 года, когда депутаты Госдумы приняли, а президент подписал закон о введении уголовной ответственности за т.н. «оскорбление чувств верующих». При этом что именно понимать под «оскорблением чувств верующих», и как при этом отличить «верующего, оскорблённого в своих чувствах» от проходимца, который решит воспользоваться эти законом для сведения счётов с каким-нибудь своим недоброжелателем – всё это в законе не прописано, а отдано на усмотрение экспертизы. Пример такой «религиоведческой экспертизы» показал судебный процесс по делу панк-группы Pussy Riot (который проходил до принятия этого закона, но при этом послужил для него поводом), когда трёх девушек осудили на лишение свободы сроком на 2 года за танец в храме Христа-спасителя (впоследствии, когда дело было сделано и устроенный ими «панк-молебен» выполнил свою роль в принятии данного закона, их «милостливо»  освободили досрочно). Основанием для обвинительного приговора стали не статьи закона, а ссылки экспертизы на нормы Трулльского и Лаодикийского соборов, проходивших в начале века).

С точки зрения буквы нового закона, вы рискуете получить лишение свободы, например, за отрицательные оценки исторической роли Николая Кровавого (поскольку РПЦ ещё в 2000 году канонизировала его в качестве «святого») или за положительные высказывания про эволюционную теорию Дарвина (которую церковники считают «кощюнственной»). После вступления этого закона в силу в атеистическом сообществе высказывались разные варианты того, как этот закон обходить – начиная от перехода на эзопов язык, заканчивая переходом на конспиративные средства пропаганды и анонимные интернет-аккаунты. В качестве одной из конструктивных идей было сказано следующее – никто не может оскорбить клерикалов сильнее, чем они сами. Наступление клерикализма вывело на политическую арену совершенно карикатурных персонажей, таких, как депутат Законодательно собрания Санкт-Петербурга В.Милонов, депутат Госдумы И.Мизулина, «православные активисты» К.Фролов и Д.Цорионов-Энтео, которые фонтанируют совершенно идиотскими идеями о законодательных инициативах по насаждению религиозного мракобесия, которые только отпугивают публику от религии (беда в том, что высказываемые ими идеи, которые на первых порах кажутся идиотскими, очень скоро начинают обсуждаться властями всерьёз). В интернете  появилось большое количество групп в соцсетях (один из хороших примеров – http://pravoslakt.livejournal.com), в которых коллекционируются наиболее одиозные инициативы о насаждении клерикализации, что демонстрирует массам нелепость религиозных предрассудков.

 

За технический и социальный прогресс. Итак, общая мораль из всего сказанного - надо активнее использовать борьбу против наступления религии для привлечения масс к борьбе за социалистическую революцию.

Однако и после революции для атеистов найдется работа. Когда Советская власть начнет внедрять в жизнь грандиозную программу совершения научно-технического прорыва - то в борьбе за пропаганду ее неизбежно придется вести борьбу с невежеством, являющимся питательной средой для мракобесия.

Причем, вероятно, разоблачать придется не только «классических» клерикалов, но и разного рода астрологов. Сбить с толку любого астролога вы можете хоть сейчас. Спросите его - если он так бойко рассказывает про влияние на нашу жизнь планет от Меркурия до Плутона включительно, то почему он не учитывает в своих прогнозах открытых в последние годы многочисленных трансплутоновых планет? И как быть с тем, что Плутон имеет шансы потерять статус планеты, а крупнейший астероид Церера - наоборот, может получить статус планеты? В свете этих открытий получается, что все прежние астрологические прогнозы - это фуфло? Если сейчас вы зададите такой вопрос, он останется без ответа - 99% «астрологов» и сами знают, что все их «прогнозы» - это лишь средство делать деньги за счет доверчивых лохов. А после революции эти вопросы мы можем поднимать и с использованием СМИ. И «астрологи» и прочие мракобесы, спекулирующие на невежестве, потеряют клиентуру.

Если сегодня атеистические вопросы надо будет использовать как удобный повод для организации масс, вовлечения их в борьбу за социализм - то после революции атеистические вопросы нужно будет использовать для вовлечения  программы создания материально-технической базы коммунизма. Например. В статье «Национальная идея будет называться гелий-3» (http://www.minspace.ru/naz-idea-he3.html) приводится пример научно-технической программы, результатом которой будет создание материально-технической базы коммунизма. И можно предложить рекламный ролик, основанный на антирелигиозной тематике (http://www.minspace.ru/Kosmos/mkf-reklama.html), который будет пропагандировать эту программу.

Активное участие церкви в общественно-политической жизни страны - это, как известно, пережиток феодализма, в нормальном обществе такого быть не должно. Однако если клерикалы в нарушение всех исторических законов пытаются на что-то претендовать, если в век атома, космоса и интернета все еще пытаются заставить нас поверить в такие нелепости, как сотворение мира за 6 дней или в умирающих и воскресающих богов - то пусть не обижаются, если сам нелепый факт их существования будет использован нами как удобный предлог для того, чтобы продемонстрировать необходимость уничтожения капитализма и классового общества.

Положительный пример инициативы в этом направлении – это внесённый партией «РОТ ФРОНТ» на выборах в Мосгордуму в 2014 году в свою предвыборную программу пункта об отмене преподавания религии в школах с заменой его на преподавание астрономии и истории космонавтики.