Буддизм.

Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. У буддизма был основатель. Основателями называют первых крупных идеологов и организаторов той или иной религии. Основатель буддизма имел четыре имени. Первое: Гаутама. Перевод слова неизвестен, но известно, что это имя родовое, типа фамилии. Второе его имя: Сиддхартха. Это личное имя. С санскрита оно переводится как “Выполнивший своё назначение”. Третье его имя: Шакьямуни (“Мудрец из племени Шакья”). И четвертое его имя: Будда (“Просветлённый высшим знанием”). Поскольку в дальнейшем в буддизме слово “будда” стали использовать для обозначения особой группы богов и поскольку основатель буддизма стал почитаться как первый и высший бог в этой группе, постольку об этом боге можно сказать, что он будда по имени Будда.

В XI-XII вв. буддизм был вытеснен из Индии индуизмом. В настоящее время буддистов на родине буддизма менее одного процента от всего населения. Буддизм переместился из Индии в другие страны Азии. В конце XIV - начале XV вв. в Тибете в результате откола от махаяны возникла третья крупная конфессия в буддизме, которую историки называют ламаизмом (от тибетского “лама” - “высочайший”). Сами сторонники этой конфессии называют её “гелукпа (“школа добродетели”).

А всего в буддизме более 200 конфессий. В частности, множество конфессий существует в Японии. Некоторые из них насчитывают всего лишь несколько десятков тысяч человек. Так, в конфессии дзи - 85 тысяч, в конфессии кагон - 70 тысяч, в конфессии хоссо - 34 тысячи, в конфеcсии рицу - 12 тысяч последователей.

В современной религиоведческой литературе термином “буддизм” обозначается великое множество, хотя и родственных, но всё же разных духовных явлений. Сюда входят и разные варианты сложных религиозно-философских конструкций, и разнообразие более простых народных верований. В этой связи иногда шутят: “В мире столько буддизмов, сколько и буддистов”. В данном учебном пособии мы излагаем содержание не того буддизма, о котором пишут в своих трудах буддисты-философы и который восприняли (или пытаются воспринять) буддисты-интеллигенты, а другого: представления о сверхъестественном мире большинства рядовых буддистов нашей страны.

 

Со временем вокруг имени основателя буддизма сложился религиозный рассказ. Одни люди считают, что в этом рассказе всё соответствует тому, что было на самом деле; другие полагают, что весь рассказ - вымысел; а третьи убеждены, что здесь перемешаны быль с вымыслом. Прочитайте этот рассказ и каждый для себя решите сами, с кем именно из этих трёх групп людей вы согласны.

Гаутама, до того как стать религиозным проповедником, уже имел 549 перерождений. Кем он только ни был в своих прежних жизнях! И царём, и брахманом, и отшельником, и торговцем, и кузнецом, и плотником, и домашней хозяйкой, и слоном, и обезьяной, и дельфином, и курицей, и гусем, и зайцем, и рыбой, и лягушкой, и крысой, и деревом и другими живыми существами. Причем в некоторых телах он был по нескольку раз: отшельником - 83 раза, царём - 58 раз, обезьяной - 18 раз, слоном - 6 раз и т.д.. 549-й, предпоследний раз он переродился в теле бога на небе. Боги предложили ему перейти в рай, называемый “нирваной”. Но Гаутама отказался, решив сначала ещё раз родиться в теле человека и помочь людям найти путь избавления от страданий.

В момент рождения Гаутамы содрогнулась земля, из таинственного источника исходило необыкновенное сияние, звучала прекрасная музыка и с неба на место, где находился младенец, падали великолепные цветы. 12 животных пришли поклониться младенцу: бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья, мышь. В благодарность за почтительное отношение к великому учителю люди стали называть календарные годы поочередно именами этих благородных животных. Когда мальчика принесли в храм, то статуи богов (в то время в Индии господствовал брахманизм) ожили, сошли со своих пьедесталов и поклонились младенцу. Затем они вернулись на свои пьедесталы и вновь стали только статуями.

Гаутама родился в деревне Лумбини. Сейчас она находится в Непале, в 10 километрах от границы с Индией. Лумбини сейчас в буддизме одно из главных мест для паломничества. Считается, что он родился в 624 г. до н.э. в мае месяце в день полнолуния. Хотя Гаутама был сыном самого себя, этого никто, кроме него, не знал. Царь Шудходдана считал его своим сыном и очень сильно любил. На пятый день жизни мальчика назвали Сидхартхой. На седьмой день его мать умерла. Шудходдана через некоторое время женился на сестре матери Гаутамы. Сестра матери Махапраджапати (“Великая владыка рождений”) была тётей Гаутамы и стала его мачехой.

Шудходдана пригласил в царское поместье мудреца и попросил его предсказать судьбу своему сыну. Мудрец внимательно посмотрел на мальчика и сказал:

- Он будет либо великим правителем, либо бездомным странником.

И отец (будем его называть так) решил принять все меры к тому, чтобы его сын не стал бездомным странником. Царь надумал создать вокруг мальчика такую обстановку, чтобы он всегда жил в радости и не знал, что такое горе. Он приказал, чтобы все слуги и все поданные в царском поместьи всегда носили праздничные одежды, чтобы при встрече с царевичем всегда улыбались, пели и плясали. Всех больных, всех стариков удаляли за пределы царского поместья. Здесь никто не должен был умирать, никого нельзя было хоронить.

До 29 лет Гаутама не выезжал из царского поместья и не знал, как в действительности жили люди. Ему казалось, что жизнь - это сплошной праздник. Когда Гаутаме исполнилось 29 лет, он тайком от отца при помощи верного друга и слуги Чанны выехал за пределы царского поместья. И в этот день произошли четыре встречи, которые перевернули его жизнь.

Первая встреча была со стариком. Удалившись на некоторое расстояние от дома, Гаутама впервые в жизни увидел сгорбленного, седого, дряхлого человека.

-Что это за существо? ,- спросил он.

Чанна ему сказал, что это старик и объяснил, кто такие старики.

-Так что? И я таким буду?, - испуганно спросил Гаутама.

-Конечно, ответил Чанна. - Это общий удел всех людей.

Задумался Гаутама, погрустнел, но всё же решил ехать дальше. Проехали немного, и принц впервые в своей жизни увидел больного. На земле сидел человек, тело которого было изборождено кровоточащими язвами. Несчастный громко стонал.

-А это кто? - спросил Гаутама.

-Больной, - ответил ему Чанна и объяснил, что означает это слово.

-Так что? И я могу заболеть? - спросил Гаутама.

-Конечно, - сказал Чанна. - Все люди могут заболеть. А ты тоже человек.

Ещё больше погрустнел Гаутама, но всё же поехал дальше. Когда проезжали мимо кладбища, на носилках несли покойника.

-А это кто такой?

Чанна ему объяснил, кто такие покойники.

-И я умру? - ужаснулся Гаутама.

-Конечно. Все люди смертны.

Совсем хмурым стал Гаутама и приказал повернуть домой. По дороге домой произошла четвертая встреча. Принц встретил отшельника, который был погружен в глубокие раздумья.

-А это кто такой?.

-Это отшельник. Он ушёл из семьи, живёт в одиночестве и ищет истину.

-Какую же истину он ищет?.

-Он думает, как избавить людей от страданий.

-От старости, болезни и смерти? - спросил принц.

-Да, - ответил Чанна.

-Это интересно, - сказал Гаутама. - Об этом следует подумать и мне.

Вернувшись домой, Сидхартха упрекнул отца:

- Почему ты скрывал от меня правду? Почему не говорил мне, что существуют старость, болезнь и смерть? Отец, я хочу стать отшельником. Я хочу найти путь, как избавить людей от страданий.

Тогда царь приказал слугам:

- Запереть ворота! Удвоить охрану! Если принц попытается убежать - задержать его силой!

Но при помощи своего верного слуги принцу всё же удалось этой ночью тайком покинуть дворец. Перед уходом Сидхартха посетил жену и только что родившегося сына. Они спали. Попрощавшись со спящими, Сидхартха ушёл из родного дома навсегда. По дороге принц встретил нищего и обменял свою царскую одежду на его лохмотья. Шесть лет, странствуя по дорогам Индии, Сидхартха искал истину. Именно тогда к его именам Гаутама и Сидхартха люди добавили имя-прозвище Шакьямуни. В день, когда Шакьямуни исполнилось 35 лет, он в одиночестве сидел под баньяном ( дерево, которое растёт в Индии, плоды его съедобны, по размерам оно порой похоже на целую рощу). На него нашло просветление, и ему открылась истина. Просветление на санскрите это “бодхи”. С той поры это дерево называют “деревом бодхи”, т.е. “деревом просветления”. Это случилось на Северо-Востоке Индии в штате Бахар в местечке Урувилва (сейчас называется Бодх-Гая). После этого проповедника, имевшего имена Гаутама, Сидхартха и Шакьямуни, стали звать также Буддой (“Просветленным”). А день полнолуния в мае для последователей великого учителя стал дважды святым днём: днём его рождения и днём просветления.

Гаутама принял решение: всю оставшуюся жизнь посвятить проповеди найденной им истины. Об этом решении каким-то таинственным образом узнал демон по имени Мара (“Уничтожающий”) и предпринял усилия, чтобы помешать выполнению этого решения. У демона было пять дочерей, и всех их он превратил в прекраснейших женщин. И по приказу отца все они окружили Гаутаму и стали его соблазнять. Но Гаутама прогнал их прочь.

В местечке Сарнатх, недалеко от города Бенареса (сейчас Варанаси) Шакьямуни произнёс свою первую проповедь, а его первыми слушателями были пять монахов и два оленя. После этого Будда продолжал свои проповеди ещё 45 лет. Он собрал вокруг себя группу единомышленников, в которую среди других вошли его сын Рахула, его мачеха Махапраджапати и его жена Яшодхара. Но поскольку и Сидхартха, и Яшодхара стали монахами их отношения всю остальную жизнь были целомудренными, как брата с сестрой.

Будда умер в день, когда ему исполнилось 80 лет. По расчетам буддистов, это произошло в 544 г. до н.э. А последними словами, обращёнными ко всем собравшимся вокруг него, были:

- Стремитесь всеми силами к спасению!

Под “спасением” буддисты понимали и понимают переход из земной жизни в нирвану.

День смерти Будды совпал с днём его рождения и с днём просветления. Поэтому день полнолуния в мае почитается как трижды святой день. Празднуются рождение Будды, просветление Будды и переход Будды в нирвану. В мае 1956 года , в день майского полнолуния, буддисты всего мира торжественно отметили 2500-ую годовщину со дня перехода Будды в нирвану. Одновременно это дата отмечалась и как 2500-летие существования буддизма.

Вероучение ламаизма. Одной из наиболее распространенных конфессий буддизма (в том чиск наиболее распространенной среди буддистов России) является ламаизм.  В этом вероучении пять основных положений. Это религиозные учения: 1/ о священных книгах, 2/ о сверхъестественных существах, 3/ о тулку, 4/ о душе, 5/ о загробной жизни.

Учение о священных книгах. Буддисты хинаяны и махаяны в качестве священных признают более 100 книг. Эти книги были написаны на языке пали в I в. до н.э. Все книги, вместе взятые, получили название Типитака, что в буквальном переводе обозначает “Три корзины”. Буддистские богословы рассказывают, что содержание этих книг первоначально записывали на пальмовых листьях, а эти листы сложили в три большие корзины. Сейчас к словам “Три корзины” при переводе добавляют ещё одно слово, которое все буддисты мира держат в уме. Это слово: “мудрости”. Поэтому перевод по смыслу названия всех священных книг хинаяны и махаяны звучит так: “Три корзины мудрости”.

Учение о сверхъестественных существах. Ламаисты верят в существование четырёх групп сверхъестественных существ. Это: боги (в ламаизме их называют бурханами), демоны, преты и шамбалинские воины. Бурханы, в свою очередь, делятся на разряды (группы). Можно выделить среди них шесть основных разрядов (групп).

Первая группа: будды (с санскрита: “просветлённые высшим знанием”). Их общее свойство (функция) - быть высшими учителями для верующих. Среди этой группы выделяется подгруппа: будды, приходящие к людям. Считается, что всего их ровно тысяча. При этом считается, что 4 из них уже приходили с неба на землю, а 996 ещё придут. (В публицистике иногда слово “будда” употребляется как синоним слова “бог”. И в этом смысле людей, в тела которых якобы вселяются души богов, журналисты нередко называют “живыми буддами”. О таких людях мы напишем чуть ниже,)

Вторая группа: бодхисаттвы (с санскрита: “те, чья сущность просветление”). Значение слова “бодхисаттва” по существу совпадает со значением слова “будда”, но свойство (функция) у них другое (другая). Их функция: помощь людям в житейских делах. Если будд в молитвах благодарят за учение, но к ним не обращаются с просьбами о помощи (ибо это не их дело), то бодхисаттв именно просят помочь в тех или других житейских делах.

Третья группа - Тары (“Тара” с санскрита : “спасительница”; слово “Тара” всегда пишется с большой буквы, ибо оно одновременно часть имени собственного). Их функция та же, что и у бодхисаттв: помощь людям житейских делах. Однако поскольку Тары - божества женского рода, постольку они в основном помогают женщинам. Тары отличаются друг от друга цветом. По цвету различают 21 Тару. Но на практике (в культе) почитают пять Тар. По интенсивности почитания их можно расставить в таком порядке: Белая Тара, Зелёная Тара, Жёлтая Тара, Красная Тара, Синяя Тара.

Четвёртая группа: докшиты (с тибетского: “гневные палачи”. Свойство (функция): быть грозными защитниками веры. Бурханы этой группы наказывают тех, кто оскорбляет буддизм и буддистов, но особенно жестоко они расправляются с буддистами, изменившими своей вере.

Пятая группа: сабдыки (перевод неизвестен). Сабдыки это покровители местности (стран, регионов, городов, монастырей и т.д.).

Шестая группа: ламы-бурханы (“лама” с тибетского: “высочайший”). Свойство (функция): учить людей истине и в этом плане быть помощниками будд. Ламы-бурханы в своей последней земной жизни были просто ламами (служителями культа), но за праведную жизнь стали богами.

Почитание - это поклоны перед изображениями богов, вставание на колени, падение ниц перед ними, приношение им даров, произнесение молитв в адрес богов. Главная молитва, которую рекомендуется произносить ежедневно и много раз в адрес любого бога и всех богов сразу, состоит всего из четырёх слов: “Ом (иногда произносят первое слово молитвы иначе: Аум”) мани падме хум!”. Чаще всего эту молитвенную формулу переводят с санскрита следующими вариантами: “Будь благословением рождённый из лотоса!”, “Привет тебе, сокровище в цветке лотоса!” и т. п. Но есть специалисты по буддизму, которые говорят, что перевод имеет другой смысл, который, к сожалению, утерян. Ламаисты также считают, что произнесение главной молитвы можно заменить вращением особого молитвенного барабана, на котором эта молитва записана. Если выделить основных бурханов по степени их почитания ламаистами России, то можно говорить о следующих девяти персонажах.

Гаутама (он же Сидхартха, он же Шакьямуни, он же Будда) - это четвёртый и последний будда из числа тех, кто приходил к людям. Во всех конфессиях буддизма Гаутама по существу верховный бог. Боги в разных религиях выступают в роли верховных по двум критериям. Первый критерий: по уровню господства над другими богами (а как следствие этого также и по степени почитания). Такими верховными богами являются в частности Вишну или Шива в индуизме. Второй критерий: только по степени почитания (при отсутствии признака господства над другими богами). Вот именно таким верховным богом - верховным только по степени почитания - и является Гаутама. В любом храме, в любом домашнем алтаре его скульптурное изображение находится на центральном месте. Он почитается как великий учитель. Его внешний облик - это образ нормального мужчины с нормальным человеческим телом.

Почему ему молятся? С какой целью? Ведь согласно вероучению, Гаутама сейчас в нирване, а находящиеся в нирване не имеют связи с земным миром. Следовательно, Гаутама не слышит обращённых к нему молитв. Зачем же тогда молиться? А дело в том, что, по учению буддизма (как и по учению индуизма), плохое отношение к богам наказывается плохим будущим, а хорошее - награждается хорошим будущим. Причём наказание или награда исходят не от богов, а от особого закона жизни, который называется кармой.

Буддистское духовенство. Тибетское слово “тулку” переводится как “воплощение”. Главная идея этого учения следующая. Существуют люди (они и называются тулку), в теле которых живут души бурханов. Как правило, это представители высшего духовенства. Их надо почитать как живых богов. Учение о тулку в буддизме напоминает учение об аватарах в индуизме. Общей является идея о том, что души богов могут вселяться в тела людей. Но есть два важных отличия. Первое: в индуизме души богов могут вселяться также в тела животных, в буддизме - только в тела людей. И второе: в индуизме переселения душ богов не осуществляются в настоящем времени (а только или в прошлом, или в будущем), а в буддизме такие переселения душ принадлежат также и настоящему времени. Это означает, что в индуизме сегодняшние верующие не могут воспринимать богов в человеческом облике органами чувств, а в буддизме могут. Буддисты своих тулку могут видеть, слышать, могут с ними говорить.

Два человека в ламаизме являются самыми главными тулку. Тулку N 1 носит титул “Далай-лама” (с тибетского “Великий как океан”). Считается, что в его теле живет душа бодхисаттвы Авалокитешвары. Тулку N 2 носит титул “Панчен-лама” (с тибетского “Величайший мудрец”). Считается, что в его теле живет душа будды Амитабы. Одновременно каким-то таинственным образом души этих богов живут и в своих основных телах. Как тулку в ламаизме почитаются многие руководители монастырей, но считается, что в них вселяются души бурханов меньшего масштаба.

Когда умирает далай-лама или панчен-лама высшее духовенство (иногда совместно с правительством) назначает поисковую группу для обнаружения нового тела, в которое переселилась душа бурхана (она же - душа предыдущего далай-ламы или панчен-ламы). Поисковая группа чаще всего назначается через два года после смерти тулку, иногда - позже. Ищут в определённой местности (или по указаниям тулку, которые он дал при жизни, или по указаниям астрологов, или по содержанию видений, которые имели место у кого-либо из представителей высшего духовенства) среди мальчиков, родившихся через какое-то время после смерти старого тела. Ищут мальчиков без физических изъянов. Набирается некоторое количество кандидатов в далай-ламы или панчен-ламы. Каждый кандидат держит “экзамен” на узнавание вещей умершего духовного вождя. Если ребёнок берёт в руки вещи, принадлежавшие ушедшему из жизни тулку (а эти вещи находятся среди многих других мелких вещей), то он объявляется новым “живым богом”.

Сегодняшний далай-лама носит номер “четырнадцатый”. Родился он в 1935 году в семье простого крестьянина. Родители дали ему имя Лхамо Тхондуп (“Исполняющая желания богиня”). Высшим ламаистским духовенством был признан далай-ламой в двухлетнем возрасте. Зимой 1940 г. был официально введён в должность духовного главы Тибета. По религиозному обычаю с этого времени он лишился старого имени и получил новое, которое полностью произносится так: Джампал Нгаванг Лобсан Еше Тэнзин Гьяцо2 (перевода в литературе мы не нашли). Воспитывался монахами в Лхасе, столице Тибета. Но в 1959 году он бежал из Тибета в Индию. С тех пор он живёт там в монастыре, который находится в 550 километрах от Дели. Получив Нобелевскую премию мира (полмиллиона долларов), далай-лама всю пожертвовал её на благотворительные цели: на борьбу с голодом, с болезнями, для помощи нуждающимся и др.

Панчен-лама носит номер “одиннадцатый”. Предыдущий панчен-лама умер в 1989 году. В 1995 году комиссия, назначенная далай-ламой, нашла в Тибете шестилетнего панчен-ламу. Но китайское правительство, не согласившись с этой кандидатурой, создало новую комиссию, которая нашла нового панчен-ламу 1989 года рождения. Вот именно этот панчен-лама и воспитывается сейчас монахами в Лхасе.

Современный буддизм. В настоящее время буддисты преобладают среди верующих в 8-ми странах мира. Буддисты хинаяны составляют такое большинство в Кампучии, Таиланде, Мьянме, Лаосе, Шри-Ланке; буддисты махаяны во Вьетнаме; буддисты-ламаисты - в Бутане и Монголии.

Относительно много буддистов в Китае, Северной Корее, Южной Корее и в Японии. По Японии есть любопытные цифры за 1985 год. Всё население Японии составляло в этом году 121 миллион человек. В этом же году синтоизм имел в Японии 104 миллиона, а буддизм 87 миллионов приверженцев. Получилось, что синтоистов и буддистов, вместе взятых, в Японии значительно больше, чем всего населения. Что это? Ошибка в подсчетах? Нет, дело в другом: обе религии (и синтоизм, и буддизм) отличаются большой терпимостью к инакомыслию и разрешают своим приверженцам одновременно быть сторонниками других религий.

В России буддизм в форме ламаизма получил распространение главным образом в трёх регионах: в Туве, Калмыкии и Бурятии. В Туву (сейчас это республика, которая граничит с Алтайским краем, Бурятией и Монголией) буддизм (в форме махаяны) проник ещё в конце XI века. B XVII веке в Туве утвердился ламаизм. Калмыки, жившие ранее на территории Монголии и Северного Китая, познакомились с ламаизмом и приняли его в конце XVI - начале XVII века. В первой половине XVII века при царе Михаиле Федоровиче калмыки приняли российское подданство и откочевали на Нижнюю Волгу. Так ламаизм утвердился в одном из регионов Европейской части России. Сейчас на этой территории Калмыцкая республика. Во второй половине XVII века к России было присоединено Забайкалье, где жили многочисленные бурятские племена. В конце XVII века к бурятам проникает ламаизм, а в ХVIII веке он становится у них господствующей религией. В настоящее время Бурятская республика является главными буддистским регионом в России. Именно здесь в Иволгинском дацане (монастыре), расположенном примерно в 3 километрах на юг от Улан-Удэ, находится Центральное Духовное Управление Буддистов России.

 

 

 

В данной главе использовался текст

книги В.Н.Никитина и В.Л.Обухова "Вероучения религий мира"