Иудаизм.

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Другое название иудаизма - иудейская религия. Последователи иудаизма называют себя иудеями. Иудей это не национальность, а принадлежность к национальной религии. Все иудеи считаются евреями, но не все евреи являются иудеями. Мы написали: “все иудеи считаются евреями”. А почему не написали: “являются евреями”? Дело в том, что в принципе иудеями могут стать и неевреи по рождению. Но такие люди должны показать знание священных книг, вероучения, обрядности иудаизма и пройти через определённые ритуалы. После того, как неевреи по рождению становятся иудеями, они одновременно объявляются и считаются евреями.

На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической.

Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма. При этом следует принять во внимание, что тот год, который мы называем 2000-м, по иудейскому календарю, является 5760-м от сотворения мира1 .

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

Почему религию стали называть словом “иудаизм”? Здесь у историков есть две гипотезы. Первая выводит название религии из названия одного из еврейских племён. Еврейский народ в те далёкие времена делился на племена. И каждое племя имело свой вариант древнееврейской религии. Главным и наиболее многочисленным было племя, которое называло себя именем одного из своих вождей: племенем Иуды (Иуда в переводе с древнееврейского означает “Хвалите Господа”). Древнееврейская религия в том виде, в каком она существовала у этого племени и стала главным идейным истоком иудаизма. От названия племени и произошло название религии - иудаизм.

Вторая гипотеза выводит название религии из названия государства, в котором возникла монотеистическая религия. Государством, которым правил царь Иосия, называлось Иудейским царством или кратко - Иудеей. Отсюда и религия этого царства стала называться иудаизмом.

 

Конфессии в иудаизме. Напоминаем, что конфессиями называют малые религии, на которые делятся большие религии. В иудаизме есть четыре конфессии.

Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Слово “ортодоксальный” образовано от греческого “ортодоксос”: “правильно верящий” (во что-то), “правильно славящий” (кого-то). Наиболее распространённый перевод слова “ортодоксальный” - “православный”. Если принять во внимание этот перевод, то получается парадоксальный перевод названия главной конфессии: “православный иудаизм”. Ортодоксальный иудаизм ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового. О его вероучении подробный разговор пойдёт позже. А сейчас несколько слов о трёх других конфессиях.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

Следует отметить, что богословы ортодоксального иудаизма признают караимство и хасидизм течениями в иудаизме. Но они отказываются признавать иудаизмом реформированный иудаизм.

 

Вероучение иудаизма. В вероучении отражаются многие важные моменты культа, ибо вероучение требует определённых культовых действий, объясняет многие обряды, формулирует правила их совершения. Любое вероучение структурно, т. е. оно делится на относительно самостоятельные части. Однако это деление на части официально не формулируется ни в священных книгах, ни в богословских работах. Поэтому деление на части (ещё говорят: на элементы) носит условный характер. Однако для более ясного, более чёткого понимания сущности любой конфессии структурное представление о вероучениях является необходимым. В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений (или можно сказать: восемь основных религиозных учений). Это учения: 1/ о священных книгах, 2/ о сверхъестественных существах, 3/ о Машиахе (Мессии), 4/ о пророках, 5/ о душе, 6/ о загробной жизни, 7/ о пищевых запретах, 8/ о субботе.

Порядок изложения положений вероучения определяется особенностями конфессий и методическими задачами учебного материала. Во многих случаях целесообразнее начинать разговор о вероучении с характеристики учений о сверхъестественных существах. Но в некоторых случаях, в частности при изложении вероучения иудаизма, целесообразнее вначале рассказать о священных книгах.

Учение о священных книгах. Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”). Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. Это аббревиатура, о содержании которой мы скажем тоже позже. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Теперь о значениях слова “Тора”. Первое (самое узкое): это первые пять книг Танаха. Второе: это Танах в целом (иудейские богословы называют его “письменной Торой”). Третье: это Талмуд и некоторые другие религиозные произведения (всё это вместе богословы называют “устной Торой”; считается, что содержание устной Торы Бог тоже изложил Моисею, а Моисей в устной форме передал людям). Четвёртое (самое широкое): всё знание, которое Бог передал людям как в письменной, так и в устной форме.

 

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору.

Как появилась Тора? Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Здесь необходимо пояснение. Если верующие и употребляют слово “автор” применительно к Моисею (а также к другим людям, которые записывали дарованное Богом знание), то не в обычном, привычном для нас смысле. Моисей и другие, подобные ему, были авторами не в том смысле, что они что-то сочинили сами, а в другом: они оформили в письменном виде знание, полученное ими от Бога.

Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Но как начала создаваться? Сразу в письменной форме или сначала в устном варианте? И здесь у историков есть две точки зрения. Одни считают, что первые отрывки Торы сначала создавались в устной форме, и только в Х в. до н.э. их стали записывать. Аргумент: самый древний письменный документ на еврейском языке, дошедший до нас, датируется именно этим веком1. Другие историки полагают, что уже первые отрывки Торы записывались. Их аргумент: письменность у евреев в XIII в. до н.э. уже существовала, но письменные документы не сохранились. Причина: древние евреи писали тушью на глиняных черепках, а во влажном климате Палестины черепки со временем рассыпались2 . Но все историки сходятся на том, что закончена была запись Торы и её редакция в V в. до н.э. Далее историки думают, что Тору написали люди, имена которых остались неизвестными, за исключением одного. Единственное имя, которое известно (оно упомянуто в самом тексте Торы), - это иудейский служитель культа по имени Ездра.

Тора вошла в Библию в качестве первых ее пяти книг (книг-произведений). Другое дело, что внутри Библии Тору называют не Торой, а Пятикнижием Моисеевым. К тому же всем пяти книгам Торы христиане дали другие названия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Танах это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. О первой части Танаха скажем чуть позже, сначала - о второй и третьей. Во вторую часть - Невиим (“Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) - входит двенадцать книг. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Именно так - первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом.

Танах тоже перешел в христианскую Библию. Библия делится на две основные части. Танах стал первой частью Библии с тремя изменениями (два из них внесли все христианские конфессии, третье - некоторые из них). Первое изменение: христиане назвали Танах Ветхим Заветом. Второе: из двадцати четырех книг Танаха христиане сделали тридцать девять. И третье: к тридцати девяти книгам современного Танаха некоторые конфессии (в частности православие) добавили ещё одиннадцать (они входили в состав некоторых древних вариантов Танаха).

Как появился Танах (Ветхий Завет)? И здесь во взглядах богословов мы нашли две точки зрения. Общее у них в тезисе, что Танах в целом, как и Тору в частности, людям дал Бог. Но роль людей в этих точках зрения обрисовывается по-разному. В одном случае говорится, что, как и Тору, Бог дал Танах людям через Моисея. Но если знание, заключённое в Торе, было записано Моисеем, то знание, заключённое в остальной части Танаха, он передал в устной форме. Затем в период времени с XV (или второй вариант: с XIII в.) до IV в. до н.э. оно было записано людьми, которые были избраны Богом для этой миссии. Во втором случае богословы говорят, что роль Моисея ограничилась получением Торы (Пятикнижия), а содержание остальных книг Танаха (Ветхого Завета) получили от Бога другие люди.

Историки говорят, что Танах создали только люди (около 80 человек) в период времени от XIII в. до н.э. до I в. до н.э.

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. Сколько же именно? В оригинале (а оригинал написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. В переводах (за счет повторения текста оригинала, комментариев и др.) получается больше. Так, на английском языке Талмуд составляет 36 томов. На русском языке Талмуд не издавался (в 1996 г. вышел лишь один, первый том).

Мишна (первая часть Талмуда) по своему содержанию - это комментарий к Танаху вообще и к Торе в особенности. И богословы, и историки считают, что Мишну написал в III в. н. э. в гивериада (он расположен в северной части Палестины) иудейский первосвященник Иегуда Ганаси. Но это не значит, что Ганаси был автором всех произведений (их в Мишне называют трактатами), включенных в эту часть Талмуда. В его время существовали уже трактаты-комментарии к Торе и Танаху. Он их переработал, отредактировал и включил в Мишну наряду с собственными оригинальными толкованиями первых двух священных книг.

В XVI веке иудейский богослов Иосиф Каро (жил на севере Палестины) создал краткое изложение Талмуда, которое назвал “Шулхан арух” (“Накрытый стол”). И сегодня Талмуд в основном изучают по этой книге. Каждый желающий стать раввином сегодня должен сдавать экзамен не по знанию Талмуда, а по знанию Шулхан арух. Но это краткое изложение 19-ти томов Талмуда само по себе составляет 4 тома.

Учение о сверхъестественных существах. Иудейские богословы учат, что в мире имеется четыре группы сверхъестественных существ. В первую группу входит всего одно существо, но самое главное. Это Бог.

Бог обладает всеми божественными атрибутами: Он сотворил мир; Он управляет миром; Он всеведущ, перед ним открыто прошлое, настоящее и будущее; Он всемогущ и т.п. Современные иудейские богословы утверждают, что Бог бестелесен, поэтому его изображений нет и быть не может. А антропоморфные описания Бога в Торе, Танахе и Талмуде надо понимать символически.

При переводе на русский язык у иудеев существует ортодоксальная традиция сохранять принятое в иврите почтение к имени и боязнь употребить его всуе в новой языковой среде. Кроме того, следует учитывать, что бумага, на которой напечатан текст, может быть разорвана, использована для бытовых потребностей , и т.п.., в результате чего записанное Имя Божье потерпело бы поношение, поэтому некоторые буквы в именах заменяются дефисом: например: “Б-г”, “Г-сподь”, “Вс-вышний”.

Второй группой сверхъестественных существ в иудаизме являются ангелы, что  в переводе с греческого означает “вестники”. С этой группой сверхъестественных существ мы впервые встречаемся при изучении иудаизма. Но о существовании ангелов говорится также в христианстве и в исламе. Поэтому для лучшего усвоения материала мы предлагаем читателям изложение учения об ангелах (такое учение называется “ангелологией”) в виде ответов на вопросы условной “анкеты”. При этом мы укажем, где все три религии, признающие существование ангелов (иудаизм, христианство, ислам), отвечают одинаково, и где их ответы носят специфический характер. Итак, наша условная “анкета” состоит из девяти вопросов.

1/ Каковы функции ангелов? 1) Каковы функции ангелов? Общий ответ: творить добро, помогать Богу, помогать людям.

2/ Много ли их? Общий ответ: много. В иудаизме и христианстве их считают миллиардами. В книге пророка Даниила, которая входит в Танах, говорится об ангелах, служивших Богу: “тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли перед Ним” (Дан.,7:10). В энциклопедии “Христианство” выражение “тьмы тем” расшифровывается как “миллиарды”.

3/ Есть ли у них плоть? Общий ответ: нет. Правда, ангелы, по воле Божией, могут на короткое время эту плоть приобретать, для того чтобы общаться с людьми. Но у себя “дома” (т.е. в раю), да и на земле, когда у них нет задачи добиваться того, чтобы их люди видели и слышали , они существуют как чистые духи, не только в смысле наличия лишь добрых намерений, но и в смысле свободы духовной сущности от плоти.

4/ Есть ли у них пол? Раз нет плоти, то нет и пола, ибо признаки пола могут быть только у физического тела. Это тоже общий ответ. А в те моменты, когда ангелы как бы “одеваются” в тело, у них появляются признаки пола или нет? На этот вопрос в литературе ответа нет.

5/ Каково их происхождение? Общий ответ: их сотворил Бог.

6/ Смертны ли они? Иудаизм дает специфический ответ: ангелы делятся на бессмертных и смертных. Подробности - в иллюстративном материале.

7/ Воспринимаются ли ангелы органами чувств? Общий ответ: как правило, нет; как исключение, да. Исключение появляется тогда, когда некоторые ангелы приобретают плоть.

8/ Делятся ли ангелы на младших и старших? Общий ответ: да.

9) Как зовут главного ангела? В иудаизме и христианстве главный ангел есть, в исламе его нет иудаизме его зовут Метатрон (возможный перевод с греческого: “стоящий у престола”).

Третья гуррпа сверхъестественных существ в иудаизме - это “демоны”, что буквально переводится как “духи”. Но по смыслу демоны - это не просто духи, а злые духи. О существовании демонов говорят не только иудаизм, христианство и ислам, но и ряд других религий. Изложим учение о демонах в иудаизме (демонологию) тоже в виде ответов на вопросы условной “анкеты”.

1/ Каковы функции демонов? Творить зло, быть противниками Богу, быть противниками людям.

2/ Много ли их? Много. Точной цифры в священных книгах иудаизма нет. Но, как минимум, речь идет о сотнях тысяч. Так, например, Талмуд сообщает, что у одной старшей демонихи была свита, в которой находилось 180 тысяч младших по рангу демонов.

3/ Есть ли у них плоть? Нет. Но, как и ангелы, они могут её приобретать, когда являются к людям.

4/ Есть ли у них пол? Логически рассуждая, когда они существуют без плоти, пола у них не должно быть. Но в Талмуде демоны без всяких оговорок делятся на демонов-мужчин и демоних-женщин. Плоти нет, а пол есть. Это для людей кажется непонятным. Но во всех религиях считается, что всё, что людям непонятно, есть “божественная тайна”. В тех же случаях, когда они являются людям во плоти, само собой разумеется, что они делятся на мужчин и женщин.

5/ Каково их происхождение? Иудаизм на этот вопрос даёт сложный и любопытный ответ. По происхождению всех демонов можно разделить на три части. Первую и основную часть сотворил Бог. Зачем Бог сотворил себе противников? Это божественная тайна. Вторая часть демонов сотворена самими демонами. Поскольку они имеют пол, постольку вступают в сексуальные отношения между собой. И от этих отношений, сообщает Талмуд, рождаются новые демонята. Третья часть демонов появилась на свет как результат сексуальных отношений демонов с людьми. В Торе (и соответственно в Библии) рассказывается, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, а в Талмуде сообщается, что Ева была первым человеком, вступившим в сексуальные отношения с демонами. В результате она родила большое количество демонов-девочек. А затем и Адам вступил в сексуальные отношения с демонихой по имени Лилит (“Ночная”), которая родила ему множество демонов-мальчиков. Грешили в этом отношении, согласно Талмуду, и многие другие люди.

6/ Смертны ли демоны? Демоны смертны, правда, они живут значительно дольше, чем люди.

7/ Воспринимаются ли демоны органами чувств? Как правило, нет, как исключение, да.

8/ Делятся ли демоны на младших и старших? Да.

9) Как зовут главного демона? Его зовут Сатан (“Противник”).

 

Учение о Машиахе (Мессии). Машиах - это человек, наделённый особо могущественными сверхъестественными способностями и получивший от Бога специальное задание. В европейские языки это слово вошло с другим звучанием и написанием: Мессия. Слово “Машиах” (“Мессия”) в переводе с еврейского на русский язык означает “Помазанник”, т.е. существо, которое Бог “помазал” (наделил) своей силой. Заметим, что то, что на еврейском языке звучит как “Машиах” (“Мессия”), а на русском как “Помазанник”, на греческом языке звучит как “Христос”. Функция Машиаха - осуществление конца света и установление царства справедливости на земле. После прихода Машиаха воскреснут умершие, все евреи соберутся в Палестине, будет восстановлен Иерусалимский храм и на праздник Иом-Кипур вновь прозвучит из уст воскресшего первосвященника скрытое до того времени имя Бога.

Когда придёт Машиах? И здесь в иудаизме существуют две точки зрения. Первая: при жизни нашего поколения людей. И вторая: время его прихода неизвестно.

Учение о пророках. Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц1. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Одним из особо почитаемых пророков в иудаизме является считается Моисей. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Освобождение евреев из египетского плена в русскоязычном богословии чаще всего обозначается словом “исход”. И именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха. Само слово Пасха (в первоначальном произношении: Песах) связано с религиозным рассказом об исходе евреев из Египта. В этом рассказе сообщается, что перед исходом евреев из Египта Бог наказал египтян тем, что умертвил в их домах всех первенцев. Бог пощадил (осуществил “прохождение мимо”) первенцев в домах, где жили евреи. “Прохождение мимо” на иврите звучит как Песах. Отсюда и название праздника. Поскольку в древние времена во время Пасхи иудеи в жертву Богу приносили ягнёнка, постольку слово Пасха получило второе значение: жертвоприношение. С этим вторым значением слово “Пасха” перешло в христианство (поскольку Иисус Христос добровольно принес себя в жертву).

Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом “седер” (“порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

 

Учение о загробной жизни. Здесь следует сказать, что учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Богословы эти изменения объясняют более глубоким проникновением людей в подлинную картину загробной жизни. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом “шеол” (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле. А какова была дальнейшая судьба грешников (к которым были отнесены не только “плохие” евреи, но и в силу своего происхождения все люди других национальностей)? Здесь остается только гадать, ибо источники на этот вопрос не отвечают.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (“ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова “шеол” и “геенна”. (“Геенной” называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли “гоями”) навсегда.

Впрочем в учении о загробной жизни было (и осталось) неясное место. В некоторых трактатах Талмуда провозглашается идея о том, что существует переселение душ из тела в тело (перед тем, как определить их в рай или ад). Но сегодняшние иудейские богословы эту идею Талмуда и не повторяют и никак не комментируют. И остаётся неясным: эта идея была (и осталась) частным (и ошибочным) мнением отдельных богословов античного времени или была (и осталась) точкой зрения официального богословия?

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно.

Небесную награду, по мнению ряда современных богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

 

Учение о пищевых запретах. Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным” (“кашер” с иврита переводится как “подходящий”, “правильный”). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи. Есть и более мелкие запреты: нельзя употреблять в пищу седалищный нерв, яйца, в которых обнаружены кровяные пятна и др.

Учение о субботе. Субботу (на иврите: шаббат) следует почитать как священный день. Это значит, что этот день нужно посвятить Богу и что в этот день нельзя работать и нельзя пользоваться транспортом. Разрешаются только неотложные формы деятельности: скорой помощи, полиции, пожарников и т.п. Запрещается работа по дому: нельзя стирать, мыть пол, подметать, готовить пищу и др. В субботу нельзя водить машину, хоронить покойников и ещё кое-что. В частности в субботу нельзя нажимать на кнопку лифта. И если в доме нет специального, субботнего лифта (двери которого открываются и закрываются автоматически на каждом этаже), то придётся даже на самые высокие этажи подниматься пешком.

 

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране.

Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры. Своими образами и сюжетами они питали и продолжают питать писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов. Поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

 

География иудаизма. Сколько в мире иудеев? В международном справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. А сколько же? Некоторый ориентир даёт социологическое обследование, проведённое в 1990 г. в США. Согласно данным этого обследования, иудеями оказались две трети всех евреев, проживавших в США.

 

В данной главе использовался текст

книги В.Н.Никитина и В.Л.Обухова "Вероучения религий мира"