ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм как разновидность христианства.. Что же такое протестантизм? Протестантизм есть совокупность религий, включающая в себя лютеранство и религии, возникшие под влиянием лютеранства. Религии, вошедшие в состав этой совокупности, называются протестантскими религиями (конфессиями). Их общий признак, отличающий их от непротестантских религий, - наличие внутри вероучения религиозных учений, впервые сформулированных лютеранами. Сколько в мире протестантских конфессий? В справочной литературе названы 28 протестантских религий, существующих в настоящее время. Сколько в мире протестантов? Исследователи называют следующие цифры: от 400 до 600миллионов.

Протестантские религии делятся на ранние и поздние. К ранним относятся три религии, возникшие в XVI веке: лютеранство (возникло в Германии в первой половине XVI века), кальвинизм (возник в Швейцарии в 30-40 годах XVI века) и англиканство (возникло в Англии в 30-70-х годах XVI века). Все остальные протестантские религии относятся к поздним. Когда говорят о возникновении протестантизма, то имеют в виду возникновение ранних протестантских конфессий. Поэтому на вопрос, где и когда возник протестантизм, следует отвечать: протестантизм возник в Западной Европе в XVI веке.

Возникновение ранних протестантских конфессий было результатом первой буржуазной революции в Европе, которая проходила в XVI веке и получила название “Реформация” (от латинского “реформацио” - “преобразование”). Своеобразие этой революции состояло в том, что она проходила под религиозными лозунгами: против всевластия католической церкви, за легализацию новых религий.

Главной причиной возникновения протестантизма было развитие буржуазных отношений в Европе. Господствовавший в Западной Европе католицизм в XVI веке стоял на защите феодального строя. Новый класс - буржуазия - нуждался в религиях, которые, как минимум, ему не мешали и, как максимум, его поддерживали. Поэтому буржуазия всячески поддерживала тех религиозных деятелей, которые выступали против католицизма. Другой важной причиной возникновения протестантизма были противоречия между феодалами духовными и частью феодалов светских. Католическая церковь как организация, её монастыри, многие высшие священнослужители к началу XVI века имели огромные земельные и иные богатства, которыми светские феодалы были не прочь поживиться. Поэтому в конфликте между буржуазией и католической церковью часть светских феодалов выступила на стороне буржуазии, преследуя при этом свои корыстные интересы.

Одним из дополнительных причинных факторов, приведших к возникновению протестантских конфессий, была деятельность отдельных исторических личностей. Особо выдающаяся роль в этом отношении принадлежит основателю лютеранства, бывшему католическому священнику Мартину Лютеру.

Возникновение лютеранства. В истории лютеранской конфессии особенно поучительным является процесс её возникновения. Этот процесс имеет начальную и конечную “точки” отсчёта. Начальной “точкой” является 31 октября 1517 года, конечной - 25 сентября 1555 года. Что же произошло в эти дни? 31 октября 1517 года настоятель одной из католических церквей в городе Виттенберге Мартин Лютер прикрепил к дверям своей церкви документ, который впоследствии получил название “95 тезисов”. В этом документе Лютер выступил с критикой католической церкви и проектом церковных реформ. Это было началом Реформации. И это было началом процесса возникновения лютеранства.

Сторонников Мартина Лютера его противники стали называть “лютеранами”. Сам Лютер и его последователи называли себя “христианами” и “евангелистами”. Лютер при жизни был категорически против того, чтобы новая религия называлась его именем. Только через сто лет после начала Реформации, в середине XVII века, название “лютеране” было официально принято самими лютеранами.

25 сентября 1555 года в городе Аугсбурге был заключён мир между двумя воюющими сторонами: между князьями, которые защищали католицизм, и между князьями, которые защищали лютеранство. По мирному договору лютеранство было объявлено легальной, законной религией.

Между этими двумя датами есть ещё один знаменитый день: 18 апреля 1521 года. В этот день Мартин Лютер выступил на рейхстаге (сейме) в городе Вормсе. Рейхстагами называли особые съезды, на которых заседали император, князья, представители городов и высшие священнослужители. На рейхстаге Лютеру предложили отречься от своих взглядов. Он отказался, гордо заявив: “На том стою и не могу иначе. Да поможет мне бог. Аминь!”. Во время заседаний рейхстага император не мог арестовать Лютера, ибо сам на это время выдал ему охранную грамоту. Но сразу же после окончания заседаний он издал указ об аресте Лютера. Но Лютер сумел скрыться.

Организация. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1998, с.761) в мире 76 миллионов лютеран. Большинство лютеранских церквей мира (124 из 192) объединились в международную организацию - Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Её штаб-квартира находится в г. Женеве. Международная организация лютеран имеет “мягкую” структуру. Это означает, что решения её съездов, и её центра (Совета ВЛФ) носят не обязательный, а рекомендательный характер. Это не одна единая церковь (как в католицизме), а союз самостоятельных церквей.

Лютеране преобладают среди верующих в Исландии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Эстонии.

В вероучении лютеранства можно выделить семь основных религиозных учений, отличающих его от католичества: 1/ о всеобщем священстве, 2/ об оправдании одной верой, 3/ об единственном источнике вероучения, 4/ об отношении мирян к Библии, 5/ об обряде вкушения хлеба и вина (о причащении), 6/ о почитании святых, 7/ о рукоположении. Первые четыре положения этого слоя в дальнейшем были восприняты рядом других христианских конфессий. Именно эти конфессии и стали называться протестантскими. Учение о всеобщем священстве является полемикой с православно-католическим учением о посредничестве духовенства. Главная идея православно-католического учения в том, что духовенство и миряне находятся в неравных отношениях с богом: духовенство в священном состоянии (т.е. в состоянии прямого контакта с богом), миряне в несвященном состоянии (т.е. в состоянии опосредованного контакта с богом, контакта через посредников, каковыми являются служители культа).

Кальвинизм - протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в. в процессе Реформации. В основе кальвинизма, отвечавшего «... требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 308), лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к «спасению», других к погибели, одних — к раю, других — к аду, и этот приговор бога абсолютно неизменен. Учение о предопределении «... было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил» (там же). Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно кальвинизму, человек должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником» и доказать это своей жизнью и деятельностью. бог, как утверждал кальвинизм, непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Таким образом получала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе. Проповедовавшийся К. так называемый мирской аскетизм выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении числа рабочих дней. Из Женевы (родины кальвинизма) это вероучение распространилось в Англию (пуритане), Шотландию, Нидерланды, некоторые области Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религиозная идеология буржуазии эпохи первоначального накопления капитала К. сыграл крупную организующую роль в двух ранних буржуазных революциях — нидерландской (16 в.) и особенно английской (17 в.).

  Республиканская организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархического построения католической церкви. Во главе церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министры). Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также полностью осуществлен буржуазный идеал «дешёвой церкви» (упрощение культа, устранение роскоши и т.п.). Кальвинизм не менее нетерпим к инаковерующим (особенно народным реформационным течениям), чем католицизм. В отличие от народных «еретических» учений, отрицавших необходимость церкви как общественного института, К. проповедовал, что спасение возможно исключительно в рамках церкви. Церковная организация кальвинизма строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины. Церковная организация кальвинизма была воспринята не только буржуазией; она явилась удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом, например во Франции (гугеноты). Кальвинизм получил наибольшее распространение в США, Великобритании и некоторых её бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии; насчитывал к концу 1960-х гг. приблизительно 45 млн. приверженцев.

Англиканство – еще одно крупное направление в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I, организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За 30 между этими двумя событиями произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю. В 1534 г. Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Реальной причиной конфликта с папской властью было желание короля разорвать брак. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным. В 1562 г. была провозглашена доктрина новой церкви, приближающаяся к протестантской, хотя многие ее ритуалы остаются близкими к католическим. Новая реформированная церковь была названа англиканской.

Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно - так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь - более типичный протестантизм. Широкая Церковь - более экуменична.

"Реформация сверху", совершенная по политическим соображениям, первоначально не вызывала каких-либо перемен в принципах церковной организации, а также доктрине и обрадности. Культ и догматика в ней остались в основе католической, но епископов назначал король, а с зависимостью от папы было покончено. Как специфическая разновидность христианства, англиканская церковь сложилась в течение продолжительного периода в результате серии реформ как протестантского, так и контрреформационного характера.

В истории англиканской церкви с самого начала большую роль играл кальвинизм, а в дальнейшем его влияние все больше усиливалось. Под его идейными знаменами в XVII веке произошла Английская революция.

Окончательный облик англиканства сложился во время царствования Елизаветы I во второй половине XVI векав виде "срединного пути" между классическим католицизмом и континентальным протестантизмом. В этот период была завершена разработка "Книги общих молитв" и 39 документов, содержащих основу англиканского вероучения.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.

В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения - "высокое", тяготеющее к католицизму, и "низкое", протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.

Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этиъ фактически независимых церквей втречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) - около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.