История помнит огонь средневековой инквизиции, в котором гибли «еретики»,
«иноверцы» и «ведьмы». Сама инквизиция, впрочем, никого не казнила, но
передавала религиозных преступников светским властям с формулировкой: «Для
наказания без пролития крови», т. е. для сожжения или повешения. Отношения
церковной и светской властей соответствовали отношениям заказчика и
исполнителя.
Существует заблуждение, что инквизиция – феномен католических стран. Тем не
менее, древнее положение церковного права, гласящее, что светская власть должна
помогать церкви наказывать религиозных преступников, актуально и для
православной культуры1.
Первое упоминание о сожжении обнаруживается в летописной записи за 1227 год.
Новгородские христиане схватили четырех волхвов, доставили их на двор
архиепископа2 и бросили в огонь. Тогда
же в Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в
ереси и чтении запретных книг – предложенные виды казни – «пригвоздить к стене
и поджечь», утопить. Житие Авраамия недвусмысленно называет
тех, кто требовал его казни: «попы, игумены, и священники, если бы могли, съели
бы его живьем», «бесчинно попы, а также игумены ревели на него, как волы;
князья и бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши все и убедившись, что
нет никакой неправды, но все лгут на него»3.
В
«Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать,
со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь»4.
В XIV в. там же появляется апокрифическое «Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые
божие церкви», карающее сожжением на костре за
разграбление церковного имущества5.
В летописи за
В
В
Перечень казнённых времён Ивана Грозного сохранился в его «Синодике»,
составленном дьяками по архивным делам. Неупокой,
Данила и Михаил были сожжены весной-летом
Иностранец Петрей в записках начала XVII в. писал о Грозном:
«Как ни был он жесток и неистов, однако ж не
преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели
креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал
в воду»11.
В
«…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для
того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за
какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что
эти люди были злые и проклятые еретики»13.
Летопись под
Та же тенденция продолжилась при Борисе Годунове, когда главой церкви
оставался Иов. В январе
«Люди, которые в государстве за их богомерзкие дела приговорены на сожжение,
а другие к ссылке, бежали в Литовскую землю за рубеж и злые плевелы еретические
сеяли»15.
Под тем же
«…голова Стрелецкой Смирной Маматов из Грузии
побежал в Кизылбаши и там обусурманился,
понял жену. И царь его велел за то казнить разными муками: «Ты де покинул веру
христианскую да обусурманился!»16.
«Новый летописец» (составлен в окружении патриарха в 20‑е гг. XVII в.)
уточняет способ казни:
«…бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок
же его окаянного велел обдать нефтью и повелел зажечь. Тут окаянный скончался»17.
В 1649 гг. Земской Собор в Москве принял законодательный акт «Соборное
уложение». Первая же статья Уложения гласила:
«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит
хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую
его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву
Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет
сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити,
сжечь»18.
Дьяк Г. К. Котошихин, живший в XVII веке и
известный своим сочинением «О России в царствование Алексея Михайловича», так
рассказывает о существовавшей в его время (служил в 1658‑1664 гг.)
системе террора по отношению к церковным противникам:
«…а кого у них за духовные дела… осудят на смерть, кто какую казнь заслужил,
и они, из дела выписав приговор свой, посылают с теми осужденными людьми в
царский суд, и по тому их приговору из царского суда велят казнить без
задержания, кто чего достоин»19.
В Разбойном приказе «жгут живого за богохульство… за волховство,
за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против
апостолов, пророков и св. отец с похулением».
«Смертные казни женскому полу бывают: за богохульство… жгут живых; за чаровство… отсекают головы»20.
Пытки обвиняемых также производились по требованию духовных властей:
«Когда нужно было кого-то пытать духовное начальство
посылало обвиняемого к светскому начальству»21.
Австрийский дипломат фон Мейерберг (был в России в
1661-63 гг.) сообщает о правах патриархов:
«…судят всякие дела, относящиеся к духовенству, церковному послушанию и
христианским нравам, и никогда не получают у царя отказа на просьбы об
утверждении этих приговоров»22.
Иностранцы, побывавшие в Москве в этот период, рассказывают о сожжениях
еретиков, как очевидцы:
«Ересь наказывается огнем. Еретик выходит на кровлю небольшого домика и
оттуда спрыгивает во внутренность; на него бросают солому с лучинами; пламя
скоро задушает его. Довольно и слишком строго это
наказание»23.
«Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры, заключают в
небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда»24.
В
«Аще ли же кто не послушает повелеваемых
от нас и не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору, или
начнет прекословить и противиться нам, и мы такового противника данной нам
властью… проклятию и анафеме предаем. …мы таковых накажем духовно: аще же
и духовное наказание наше начнут презирать, и мы таковым приложим и телесные
озлобления»25.
С этими двумя событиями связан пик религиозных репрессий. Уже через неделю
после назначения Павла был арестован и сослан Аввакум. На лесные убежища
староверов обрушились военные экспедиции26. С
В
«Сообщение касательно подробностей мятежа, недавно
произведенного в Московии Стенькой Разиным» (Архангельск, сентября 13/23 дня
1671 года. На корабле «Царица Эсфирь»):
«Среди прочих пленных была привезена к князю Юрию Долгорукому монахиня в
мужском платье, надетом поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под
командой своей семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда
не была взята в плен. Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда
услышала приговор: быть сожженой заживо. Бегство из
монастыря считается у русских преступлением ужасным, караемым смертью. Прежде
чем ей умереть, она пожелала, чтобы сыскалось поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и
бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять.
Перед смертью она перекрестилась на русский лад: сперва
лоб, потом грудь, спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел»29.
В
«На все вопросы патриарх отвечал одно: «Мы носим на себе Христов образ, и не
вам, мирянам, нас учить!». Раскольничий начётчик Павел Данилович, московский
мещанин тихим гласом заметил на эти самоуверенные слова: «Это
правда, владыка, что Христов образ носите и нам мирянам следует быть у вас в
послушании, но Христос показал нам образ смирения, крепости и своими пречистыми
устами сказал: «Посмотрите на меня, как я благ и смирен сердцем», а не учил
людей он ни кострами, ни мечем. И властям нечего было ответить на эти уроки»34.
Ответ патриарха:
«Мы за то вас мучим и жжем, что еретиками нас называете
и церкви не повинуетесь»35.
«Указные статьи о раскольниках» от 7 апреля 1685 года подтверждали:
«Которые расколщики святой
церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцем духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в домы
свои священников со святынею и с церковною потребою не пускают, и меж Христианы непристойными своими словами чинят соблазн и
мятеж, и стоят в том воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они
там научены, и сколь давно, и на кого станут говорить, и тех оговорных людей имать и роспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок
пытать; и которые с пыток учнут в
том стоять упорно ж, а покорения святей церкви не принесут, и таких, за такую
ересь, по трикратному у казни допросу, буде не
покорятся, жечь в срубе и пепел развеять»36.
По свидетельству иностранцев, пасху 1685 года благочестивый патриарх Иоаким отпраздновал сожжением в срубах около девяноста
раскольников37. Общее число пострадавших в допетровскую эпоху
староверов неизвестно. В. Татищев, по свежим следам, полагал, что несколько
тысяч:
«Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из
государства выгнали»38.
Патриарх Иоаким ненавидел иноверцев. В своём
«Завещании» он оставлял советы, как с ними следует обращаться, в частности:
«Иноверцам еретикам костелов римских, кирх немецких и татарам мечетей в
своем царстве и владении всеконечно не давать строить нигде…»39.
На практике эти добродушные принципы были применены к
проповеднику-квакеру Квирину Кульману и его
единомышленнику Нордерману, сожженным 4 октября 1689
года. Сохранилось следственное дело Кульмана. Причины казни Кульмана в
нём излагаются так:
«Вор и богоотступник Квилинко Кульман, и, на
Москве будучи, чинил многие ереси и свою братию иноземцев прельщал, и вызъяты у него многие еретические и богомерзкие и хульные книги и писма, по которым
богомерзким и еретическим книгам прельщал многих людей иноземцев и учил той
ереси; и в роспросе и с пытки во всех еретических
делах винился, и по нашему великих государей указу, за то воровство он, Квилинко, с книгами и с письмами богомерзкими сожжён»40.
В письме матери Кульмана сохранились о последних минутах их следующие
подробности, сообщённые ей из Москвы:
«3 сентября вечером им (Кульману и Нордерману)
сказали, чтобы они приготовились: завтра утром они будут освобождены. Но на
следующий день в одинадцать часов утра их, как ложных
пророков, привели из заключения на обширную городскую площадь, где уже
приготовлен был из смоляных бочек и соломы небольшой домик [То‑есть сруб, обставленный снопами соломы и
смоляными бочками]. И когда этих невинных людей повели на смерть, и не было
около них никого, кто подал бы им утешение и не хотели дать им отсрочки, – они
оба остановились и стали молиться, обративши глаза к небу. Когда же подошли они
к домику и уже не видели себе спасения, тогда сын мой поднял руки и воскликнул
громким голосом: «Ты справедлив, великий Боже! И праведны судьбы твои: ты
ведаешь, что мы умираем ныне без вины». И оба, утешенные, вошли в домик и
тотчас же преданы были огню; но больше не слышно было никакого голоса»41.
В 1721 году был казнен посадский Иван Орешников за то, что он хулил бога и
царя. Первоначально богохульника предполагалось сжечь (на основании Уложения
В дневнике немецкого камер-юнкера Берхгольца
передан следующий рассказ о казни:
«2 октября 1722 года… О невообразимой жестокости
русского народа посланник Штамке рассказывал мне еще
одну историю, которой за несколько лет в Петербурге сам был свидетелем. Там
сожгли заживо одного человека, который во время богослужения палкой вышиб у
епископа из рук образ какого‑то святого и
сказал, что по совести убежден, что почитание икон есть идолопоклонство,
которое не следует терпеть. Император, говорят, сам несколько
раз ходил к нему во время содержания под стражей и после произнесения приговора
и уверял его, что если он только скажет перед судом, что заблуждался, ему будет
дарована жизнь, даже не раз отсрочивал исполнение казни; но человек этот
остался при том, что совесть не позволяет ему поступить так. Тогда его
поставили на костер, сложенный из разных горючих веществ, и железными цепями
привязали к устроенному на нем столбу с поперечной на правой стороне планкой, к
которой прикрепили толстой железной проволокой и потом плотно обвили
насмоленным холстом руку вместе с палкой, служившей орудием преступления. Сперва зажгли эту правую руку и дали ей одной гореть до тех
пор, пока огонь не стал захватывать и далее и князь-кесарь вместе с прочими
вельможами, присутствовавшими при казни, не приказали поджечь костра. При таком
страшном мучении преступник не испустил ни одного крика и оставался с
совершенно спокойным лицом, хотя рука его горела одна минут семь или восемь, пока наконец не зажгли всего возвышения. Он неустрашимо всё
это время смотрел на пылавшую свою руку и только тогда отвернулся в другую
сторону, когда дым уж очень стал есть ему глаза и у
него начали гореть волосы. Меня уверяли, что за несколько лет перед тем брат
этого человека был сожжен почти таким же образом и за подобный проступок»43.
Следующая вспышка религиозного террора пришлась на правление Анны Иоанновны.
Жесткость правительства Анны Иоанновны в отношении религиозных преступников
наглядно демонстрирует указ о наказаниях за волшебство от 25 мая 1731 года:
«Ежели впредь кто, гнева Божьего не боясь и сего Ея
Императорского Величества указу не страшась, станут
волшебников к себе призывать, или к ним в домы для
каких волшебных способов приходить, или на путях о волшебствах
разговоры с ними иметь, и учению их последовать, или какие волшебники учнут собою на вред, или мняще,
якобы на пользу кому волшебства чинить; и за то оные обманщики казнены будут смертию, сожжены; а тем, которые для мнимой себе душевредной пользы, станут их требовать, учинено будет
жестокое наказание, биты кнутом, а иные, по важности вин, и смертью казнены
будут»44.
1732-36 гг. – дело об одном из русских «Фаустов».
В
«Что мне Богородица, я с ней трижды сквернодеяние
учиню»46.
В 1738 году еврей Борух Лейбов ухитрился обратить
в иудаизм флотского капитан-поручика
Александра Возницына. Возницын даже совершил обрезание и был изобличен в
вероотступничестве собственной супругой. Та подала донос и, по высочайше
утвержденной резолюции сената, Лейбов и Возницын были сожжены:
«…обоих казнить смертью, сжечь, чтобы другие смотря
на то невежды и богопротивники, от христианского
закона отступить не могли (как Возницын) и таковые прелестники, как и оный жид Борох, из христианского закона прельщать и в свои законы
превращать не дерзали»47.
Благочестивая вдова, кроме законной части из имения мужа, получила еще сто
душ с землями «в вознаграждение за правый донос»48.
Каковы же были причины благочестия власти? Вероятны два объяснения.
Стремление, 20 лет прожившей в Курляндии императрицы и её немецкого окружения,
подчеркнуть свою приверженность русским обычаям. Продолжение политики Петра I,
для которого преступления против веры были, прежде всего, государственными
преступлениями.
По оценке Н. Костомарова церковь реагировала следующим образом:
«Как ни сурово относилось правительство Анны Ивановны к расколу и к
религиозным заблуждениям, но оно все-таки было мягче и снисходительнее, чем
того желали некоторые ревностные духовные сановники. Так, например, в 1737 году
рязанский архиерей доносил синоду, что ему, при его старости, трудно разглагольствовать с раскольниками, и находил, что лучше бы
смирять их постом и плетьми»49.
Д. ист. н, профессор Е.
В. Анисимов отмечает, что жесткость государственной религиозной политики
отставала от требований духовенства:
«Церковники консервативного толка усматривали основное зло бироновщины как раз в усилении веротерпимости. В первых
проповедях после переворота 25 ноября
Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. XVIII в.
на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли
колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской
крепости Шмалев и, к сожалению, «сей достойный
варварских времен поступок, совершенный в царствование премудрой и
человеколюбивой императрицы Екатерины II, сошел Шмалеву
с рук даром»51.
Ссылки:
1. Бердников И. С. Краткий курс церковного права.
Т. 2. – Казань, 1913. – С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы –
РИБ. Т. 12, № 233
3. Памятники литературы древней Руси: XIII век. –
М.: Художественная литература, 1981. – С. 83
4. Православное Обозрение. – 1876. – Кн. 3. – С.
88‑89
5. Памятники древнерусского канонического права.
– СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI‑XV вв. – С. 145‑146
6. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2.
– С. 91; ПСРЛ. Т. 8. – С. 109
7. ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2.
– С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. – С. 103, 306
8. Сказание о новой ереси новгородских еретиков:
Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих //
Иосиф Волоцкий. Просветитель
10. Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич
Грозный: Т. 2. – Смоленск: Русич, 1996. – C. 56, 224,
313, 418, 428
11. Петрей П.. История
о великом княжестве Московском // О начале войн и смут
в Московии. – М.: Рита-Принт, 1997. – С. 269
12. ПСРЛ. Т. 14. – С. 9, 39, 58
13. Флетчер Д.. О
государстве Российском // Накануне смуты. – М., 1990. – С. 586
14. Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История.
Т. 11; История. Т. 13
15. Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История.
Т. 11; История. Т. 13
17. ПСРЛ. Т. 14. – С. 9, 39, 58
18. Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия
по истории государства и права России. – М.: Проспект, 2000. – С. 52, 143
19. Котошихин Г. К. О
России в царствование Алексея Михайловича // Подгот.
публикации проф. Г. А. Леонтьевой. – М., 2000. – С. 140, 141, 146‑147
20. Котошихин Г. К. О
России в царствование Алексея Михайловича // Подгот.
публикации проф. Г. А. Леонтьевой. – М., 2000. – С. 140, 141, 146‑147
21. Бердников И. С. Краткий курс церковного
права. Т. 2. – Казань, 1913. – С. 973, 981; там же ссылки на конкретные
документы – РИБ. Т. 12, № 233
22. Мейерберг А.
Путешествие в Московию России // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 75
23. Коллинс С.
Нынешнее состояние России // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 196; автор
жил в России в 1659‑1666 гг.
24. Рейтенфельс Я.
Сказания о Московии // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 327, 370; автор
жил в России в 1671‑1673 гг.
25. Замалеев А., Овчинникова Е. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской
духовности. – Л., 1991. – С. 207
26. Зеньковский С. Русское старообрядчество. –
М.: Церковь, 1995. – С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
27. Извет старца Серапиона царю Алексею
Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник
документов по истории СССР. Ч. 4. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 35
28. Новомбергский Н.
«О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. – М.: Пресса, 1993. – С.
299, 302, 303, 377
29. ААЭ. Т. 4. – СПб., 1836. – С. 420‑421
30. Привилегия Московской академии // Антология
педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М.,
1985. – С. 239‑240
31. Богданов А. Русские патриархи. Т. 1. – М.: Терра, 1999. – С. 417‑418; Т. 2. – М., 2001. – С. 36
32. Зеньковский С. Русское старообрядчество. –
М.: Церковь, 1995. – С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
33. Зеньковский С. Русское старообрядчество. –
М.: Церковь, 1995. – С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
34. Ключевский В. О. Лекции по русской истории,
читанные на Высших женских курсах в Москве 1872‑1875. – М.: ВЛАДОС, 1997.
– С. 601; Костомаров Н. Царевна Софья // Исторические монографии и
исследования: в 2 кн. – М., Книга, 1988; Повесть о страдавших
в России за древлецерковные благочестивые предания //
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – М.: Терра, 2001. – С. 287
35. Мельников Ф. Е.. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви
36. ААЭ. Т. 4. – СПб., 1836. – С. 420‑421
37. Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в
Стародубье XVII-XVIII вв. – Казань, 1895. – С. 8
38. Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе
науки и училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 356‑357.
– (написано в
39. Иоаким. Духовное
завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. – М., 1999. – С. 309, 313
40. Цветаев. Дело Кульмана // ЧОИДР. – 1883. –
Кн. 3. – С. 144, 149
41. Цветаев. Дело Кульмана // ЧОИДР. – 1883. –
Кн. 3. – С. 144, 149
42. Семевский М. Слово
и дело: 1700‑1725. – М., 1991. – С. 86
43. Берхгольц Ф.
Дневник камер-юнкера // Неистовый реформатор. – М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. –
С. 457‑458; 509‑511
44. ПСЗ. Т. 8. № 5761. – С. 446
45. Дело Якова Ярова
хранится в архивном фонде Синода РГИА – ф. 796, Оп. 21, Д. 328,
46. Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники.
Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. –
М.: Индрик, 2003. – С. 207, 218, 221
47. Цит. по Викторовский С. История смертной
казни в России и современное ее состояние. – М., 1912. – С. 204
48. Пыляев М. Старый
Петербург. – СПб., 1889. – С. 155
49. Костомаров Н. Анна Иоанновна http://www.sedmitza.ru/index.html?did=5436
50. В борьбе за власть: Страницы политической
истории России XVIII века. – М.: Мысль, 1988. – С. 81; в качестве примеров Е.
Анисимов ссылается на проповеди архимандритов Дмитрия Сеченова и Кирилла
Флоринского
51. Записки Штейнгеля
В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. – Спб., 1905
Источник - http://hhand.wordpress.com/2011/07/30/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%BE-%D1%80%D0%BF%D1%86-%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81/