Барнаульская икона Георгия Победоносца была списана с портрета Наполеона?
В лавке Никольской церкви
Барнаула была обнаружена икона «Чудо святого Георгия о змие»
со святым великомучеником Георгием Победоносцем, который, как утверждает
корреспондент газеты «Известия» Сергей Тепляков, списан с императора Наполеона
Бонапарта.
Удивительную икону обнаружили «Известия»
в одной из церковных лавок Барнаула... Фото: www.izvestia.ru.
Удивительную икону обнаружили «Известия»
в одной из церковных лавок Барнаула...
Сергей Тепляков в статье «Икону
срисовали с Наполеона»:
Вздыбленная лошадь, посадка
всадника, лосины на ногах, развевающийся плащ, якобинские сапоги (с коричневым
верхом голенищ) и дикий лошадиный глаз на иконе - это все с полотна Жак-Луи
Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар». Неизвестный мастер скопировал также
поводья, подпругу, завитки хвоста и гривы, складки разметанного ветром плаща...
Проще перечислить, что он внес в картину своего: изменил лицо героя, вместо
треуголки нарисовал нимб и вставил в руки копье.
Сюжет иконы «Чудо святого
Георгия о змие» канонический, с целым рядом четко
заданных требований: всадник в красном плаще и золотом доспехе на белом коне,
который не дыбится, а едет, причем не вправо, а всегда влево. Кроме того, в
правом углу обычно виден Христос, благословляющий Победоносца, или Его рука,
чего на купленной корреспондентом «Известий» за 45 рублей иконе нет. Из всех
канонов соблюден один - Георгий колет змия точно в горло. Но если это Наполеон,
то кто же тогда, извините, змий?
Картину «Бонапарт на перевале
Сен-Бернар» заказал Жак-Луи Давиду испанский король Карл IV через испанского
посланника в Париже. Она была тоже своего рода каноном: Давид потом выполнил
еще три копии уже по указанию самого Бонапарта (москвичи и гости столицы могли
видеть одно из этих полотен в конце 2010 года на выставке «Наполеон и Лувр», в
числе информационных спонсоров которой были, кстати, «Известия»).
Прецедент ли это, если светская
картина (да еще какая!) стала основой иконы (да еще какой!)? Известный богослов
протодиакон Андрей Кураев, к которому «Известия» обратились за комментарием,
явно был ошарашен.
- Такое было. Правда, давно. Вот
Фаюмские портреты легли в основу Синайского
Спаса, - ответил слегка растерянный Кураев.
Фаюмские
портреты (египетские изображения покойников на могилах) относятся к I-III векам
нашей эры, а Синайский Спас (икона Христа Пантократора из Синайского
монастыря) - к VI веку. То есть почти полторы тысячи лет никто не отваживался это повторить. Да еще с таким вот вывертом.
Справедливости ради отметим: еще в 2006 году историк и писатель Евгений Понасенков заметил икону Георгия-Бонапарта (или
Бонапарта-Победоносца?) в Москве и по этому поводу написал статью. Но, выходит,
даже после этого торговля иконами не прекращена. Только теперь торгуют ими не в
Москве, а в провинции: вдруг да не разберут бабки сибирские, кому поклоны бьют!
Есть у истории с иконой еще одна
загогулина: икона была куплена в Никольской церкви,
построенной в 1906 году на том самом месте, где в 1808 году был отслужен
молебен в честь квартировавшего в Барнауле Томского мушкетерского полка,
отправлявшегося вместе с другими сибирскими полками на войну с Наполеоном. Вот
они и встретились накануне 200-летия войны 1812 года...