Рецензия на клерикальный фильм «Космос как
послушание»
Из фильма
00-06 - 00-27
группа
космонавтов перед полётом подходит к попу. Поп:
- Дорогие...
благослови боже на ваши труды, пресвятая богородица хранит
и все дела ваши добрые благословляются...
Космонавты
крестятся, целуют крест, поп машет им метёлкой
00-28 - 00-36 -
сцена старта космического корабля
00-37 - 01-00
«В священно
предании сказано, что в нашей Вселенной три неба: нижнее - атмосфера земли,
верхнее - царство божее. Космическое пространство
между ними называется вторым небом и на этом небе, на высотах, по которым
проходят современные космические орбиты,
невидимо обитают бесы, духи злобы поднебесной»
Комментарий:
Где
именно в «предании» такое сказано? Согласны ли вы с утверждением, что якобы на
околоземной орбите обитают бесы? Если да, то где, по-вашему, пролегают нижняя и
верхняя граница обитания этих самых бесов? И допустимо ли всерьёз проповедовать
людям этот бред в 21 веке?
Из фильма:
с
01-00
выступает поп (в
титрах указан как «насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Иов (Талац)»:
- Поэтому и
нужно освящать космические корабли, нужно, чтобы ребята обязательно
исповедовались и причащались перед полётом, чтобы молились на орбите, чтобы
господь их хранил
с 01-30 - титры
фильма, сцена молитвы и песнопения. «В юности игумен Иов хотел стать
космонавтом и даже поступал в лётное училище...
с 01-50, игумен
Иов: «Сейчас я не хочу быть космонавтом, я хочу быть монахом, но в космос я бы
полетел, если бы хватило здоровья, чтобы увидеть, как сотворил господь землю»
с 02-00 - опять
сцена молитвы, под эту молитву поп смотрит в телескоп, показывается картина
звёздного неба
с 02-41 -
угрожающим голосом зачитывается отрывок из книги Иова (входящей в Ветхий
Завет):
«И отвечал
господь Иову из бури: я буду спрашивать, а ты отвечай. Можешь ли ты связать
узел Плеяд, оковы (неразборчивое название, википедия
подсказывает, что имеется в виду древнее название Ориона) разрешить, выведешь
ли зверей Зодиака в срок, поведёшь ли Медведицу с её детьми, знаешь ли ты
уставы небес, утвердишь ли на Земле их закон?». Далее опять идёт молитва и
сцены церквей.
Наш комментарий: уместно
напомнить о том, что представляет собой сюжет этой самой библейской книги Иова.
В этой книге Господь Бог на спор с Сатаной насылает всевозможные несчастия на
праведника Иова с целью проверить силу веры последнего. Когда Иов возвопил к богу, за что ему все эти страдания, бог и
ответил ему процитированным выше текстом – типа, вы, людишки,
все твари дрожащие, а я д’Артаньян право имею. То есть в качестве
аргументации своей позиции клерикалы использовали текст, оскорбляющий
человеческое достоинство, что в наше время просто неуместно.
Содержащееся
же в тексте данной книги утверждение, что жалкие людишки
неспособны совершать изменения космического масштаба, было справедливо для
времени её написания (до н.э.), но не для нашего времени. Более
подробно этот вопрос изложен в главе «Разумная жизнь как
космический фактор» из книги И.С.Шкловского «Вселенная, жизнь, разум»).
В частности, уже сегодня, в начале XXI века,
человечество способно делать многое из того, что в этой книге преподносилось
как принципиально невозможное для человека (подробнее см. по ссылке ). Всё это является очередным подтверждением того, что
религиозные книги не являются «вечными ценностями»
(отвлекаясь
от темы: о степени «достоверности» библейской легенды об Иове красноречиво
говорит хотя бы то обстоятельство, что Википедия насчитывает аж
5 могил данного «исторического» деятеля)
Из фильма:
с 03-40 - поп
вместе с неким офицером РВСН посещает стройку церкви, видимо, в Звёздном
городке. Текст:
«Монаху Иову
было уже за 40, когда он оказался в подмосковном городе Звёздный. Поп объясняет
офицеру: высота храма будет размером с 12-этажный дом, тот креститчя:
господи помилуй. Поп: вот там алтарь, а иконостас вот так будет стоять..» Далее текст: «он стал духовником и исповедником
космонавтов и неожиданно для себя погрузился в изучение истории космонавтики»
с 04-20, поп:
«именно под православным углом меня начала интересовать история космонавтики.
Когда я приезжал, ребята иногда напрягались: надо же, поп приезжает, какой-то
интерес, церковь же вроде на это смотрит плохо. У меня был разгоовр
на эту тему»
с 04-50: «монаху
и самому была интересна причина противостояния церкви и космонавтики. Ведь
первые ракеты и делали и первыми космонавтами были крещёные люди, некрещёных
тогда просто не было»
с 05-00.
Ростислав Богшаевский, с.н.с.
ЦПК им.Гагарина: «Мы все
были пионерами, комсомольцами, членами партии. Но при всём при том оголтелых атеистов среди космонавтов никогда не было»
Наш комментарий: об отношении
Гагарина к религии известно из его книги «Дорога в космос»:
Ю.В.Гагарин. "Дорога в
космос"
К нашему дому
приходило много народу: школьники с учителями, колхозники, пришла даже группа
дряхлых старушек. Их интересовало, видел ли я в небесах господа бога? Я
вынужден был разочаровать их. Полёт человека в космос нанёс сокрушительный удар
церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал
признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от
бога, соглашались с тем, что бога нет и все связанное с его именем — выдумка и
чепуха.
http://litrus.net/book/read/93442?p=39
Отношение
к религии других первых советских космонавтов изложено в совместном обращении А.Николаева, В.Николаевой-Терешковой,
П.Поповича и В.Быковского в
их обращении «Юным атеистам-ленинцам страны Советов» (см. по ссылке http://www.minspace.ru/Ateism/gagarin-titov3.jpg).
В
случае диспута в очной форме эффективно будет процитировать этот их текст примерно с такой же интонацией, с какой тремя минутами
ранее в данном фильме цитировалась книга Иова.
Попадают
ли первые советские космонавты под определение «оголтелые
атеисты» - это пусть ответят клерикалы, которые ввели данный словесный оборот.
Из фильма:
с 05-20 -
фотохроника про Гагарина. Текст за кадром: «Клин между религией и космонавтикой
вбил ярый гонитель церкви Никита Хрущёв. Весной 1961 года у Гагарина спросили:
видел ли он в космосе бога. Тот засмеялся и ответил, что нет. Хрущёв
распорядился растиражировать эти слова, и в газетах сообщили, что бога нет. О
доказательствах не заботились, модой стал атеизм, и даже монах Иов прятал свой
крестик и тайком доставал его перед соревнованиями по лёгкой атлетике
с 06-10, поп: «Я
просил господа, чтобы он мне помог победить. Читал богородицу и отче наш в
пионерлагере под одеялом раз по 10, по 20»
«нет ничего
тайного, что не стало бы явным. Игумен был убеждён, что ставшие космонавтами
его ровесники, так же как и он, там свою веру от окружающих»
Наш комментарий: учитывая, что
г-н Талац не стал спортсменом, молитвы ему не
помогли.
Наверно, утаивание Гагариным своей веры
выражалось в его заявлении, что бога он не видел :)))? И если клерикалы
обвиняют атеистов в том, что те не предъявляли доказательств отсутствия господа
бога, то почему сами не потрудились
Из фильма:
поп: «один наш
собрат, который живёт в монастыре, рассказал, что его дядя был крёстным
космонавта Адриана Николаева. Когда Николаев приехал в Чебоксары, он приехал к
своему крёстному, рассказывал о своём полёте, что было страшно, а я говорит,
говорю, господи иисусе помилуй
Наш комментарий: об отношении А.Н.Николаева к религии см. выше. Даже если он когда-то и
был крещён в детстве, то это ничего не говорит о его якобы религиозности.
Из фильма:
с 07-19: «в тот
год, когда космонавт Николаев совершил свой второй полёт, курсант военного
лётного училища и будущий космонавт Валерий Корзун во время отдыха в родном
городе встретил знакомого с детства священника. Батюшка спросил: в бога-то
веруешь? Корзун: «А я - как это верую? Я не верю, т.к. я коммунист, а устав
партии отрицает посещение храмов. А поп сказал: «ну и дурак».
за кадром: в 1992 году над Корзуном нависла угроза
отчисления из отряда космонавтов. Рослый парень не помещался в кресле корабля.
Ситуация оценивалась как безнадёжная, и Корзун поехал в Оптину
пустынь. Знал, что нет молитвы крепче, чем молитва монахов. Стал ждать. И
неслыханное дело - на корабле «Союз» для Валерия установили специальный
ложемент. В 1996 году счастливчик Корзун полетел на станцию «Мир». Он совсем не
думал о том, что может не вернуться».
Наш комментарий: насколько
известно, атеист А.Н.Николаев совершил свой второй
полёт в 1970 году, Корзун же родился в 1953 году. Следовательно, во время
описываемых событий Корзуну было не более 17 лет, и, соответственно, он не мог
быть членом КПСС, т.к., согласно действовавшему тогда Уставу КПСС, в партию
принимали только с 18 лет.
Весьма
сомнительно также, что в 1970 году, в разгар «застоя», поп мог вот так смело
обозвать человека «дураком» за соблюдение партийного
Устава.
Кроме
того, очевидно, что ложемент на корабль «Союз» установили люди, а не какая-то
сверхъестественная сила.
Из фильма:
с 08-38: 23
февраля 1997 года за праздничным столом на станции «Мир» встретились 6
космонавтов: экипаж Василия Циблиева прилетел на
смену экспедиции Корзуна.
Корзун: «Это был
день Советской армии и день рождения патриарха Алексия II? у нас с ними была
связь. Он пожелал, чтобы бог нам разрешил нормально поужинать.
Циблиев: «Мы и решили поужинать, а нам оставалось одну
кислородную шашку дожечь. Я полетел это действо исполнять. У нас был модуль
«Квант», я туда смотрю и вижу...»
с 09-25,
закадровый текст: кислородная шашка оказалась бракованной, и в модуле вспыхнул
пожар. В какой-то момент показалось, что с огнём не справиться. Майор Корзун
приказал подготовиться к срочному покиданию, но покинуть станцию могла только
тройка Циблиева - экипажу Корзуна пробиться к кораблю
было невозможно, он висел у стенки модуля, охваченный огнём.
«Несмотря на то, что станцией управляет ЦУП, и
говорят, что земля поможет. на
самом деле - не всегда Земля поможет. Бывают моменты, когда в прямом и в переносном
смысле кроме как на бога, уповать не на кого»
с 10-25 на фоне
молитвы голос: «Чудеса убеждают только тех, кто в них уже верит. К изумлению
космонавтов, пожар затух сам собой. пламя,
которое никак не реагировало на огнетушители, вдруг исчезло. Когда экспедиция
вернулась на Землю, Валерий Корзун поехал к священнику».
Наш комментарий: если
ознакомиться с реальной историей событий 23 февраля 1997 года, то все единодушны
в выводе, что пожар был потушен именно с помощью огнетушителей, а никак не с
помощью потусторонних сил. С подробной информацией о данном происшествии можно
ознакомиться, например, в статье «Пожар на «Мире» - как это было» в журнале
«Новости космонавтики» №5 за 1997 года (в интернете – по ссылке http://www.minspace.ru/Education/edu9phys/23-02-97.html).
Из фильма:
с 15-15 - сцена
старта космического корабля, текст: «Тогда же впервые в истории космонавтики
православный священник благословил перед полётом иностранца, астронавта Эвальда. Пожелал в дорогу ангела хранителя. И, надо
сказать, работы ангелам в той экспедиции выпало немало».
с 15-30: «нештатные ситуации возникали на станции
чуть ли не каждый день. за полгода, казалось, на «Мире» вышли из строя все
системы жизнеобеспечения. Дефицит воды и кислорода, ядовитые испарения,
40-градусная жара. У космонавтов начались аллергические реакции». Лазуткин:
«Василий всё время чесался, американца насморк мучал, а у меня глаза опухли, я
как карась стал, т.е. не как карась, а как окунь»
Наш комментарий: не потому ли
было так много нештатных ситуаций, что это был первый экипаж, который, по
утверждению авторов фильма, «надеялся не на себя, а на бога?». Может, во
избежание подобных «испытаний» лучше было не «освящать» корабли?
Из фильма:
с 16-00: 25 июня
1997 года в станцию «Мир» врезался грузовой корабль «Прогресс». Это был первый
в мире космический таран.
Лазуткин:
«Станция вся зашаталась, какое-то мгновение было тихо, а затем аварийная сирена
завыла. засветился
транспарант «Разгерметизация»
Текст за кадром:
«Это была верная смерть. Командир бросил бортинженеру: «работаем по красной
книге» и вышел на связь с Землёй. То, что произошло потом, рациональному
объяснению не поддаётся. Лазуткин схватил перочинный ножик, влетел в разгерметизированный модуль и где этим ножичком, где
пальцами развинтил казалось бы намертво приросшие к
электрическим кабелям разъёмы. Как его не убило или хотя бы не ударило током -
не может понять до сих пор. завинтил
люк в модуль и прислушался к переговорам Циблиева с ЦУПом: слава богу, кажется давление перестало падать.
с 17-30:
Лазуткин: «И тут когда вдруг так резко наступила тишина, что мне даже ушам
стало больно, захотелось их просто закрыть, заткнуть, почему-то вспомнилась
фраза «Я услышат тишину космическую»
Наш комментарий: напомним, как
всё было на самом деле:
«Прогресс М-34" врезался в модуль
"Спектр" (бывший "Квант-4") на относительно малой скорости.
Антенна грузовика задела за кремниевые элементы СБ,
грузовик отлетел в сторону, ударил радиатор охлаждения, вновь задел солнечную
батарею и только затем отфутболился в сторону. … Влекомая
массой корабля-тарана панель солнечных батарей выворотила
из обечайки корпуса модуля свой собственный узел крепления. Пробоина!!! В
образовавшуюся трещину площадью не более 4 кв.см
немедленно хлынул воздух… Так как заткнуть дыру не
представлялось возможным в жертву космосу был принесен целый отсек - один из 6
модулей орбитального комплекса».
(полный текст – по ссылке http://www.minspace.ru/Education/edu9phys/salut8.html)
«В отличие от первых станций -"Салютов" - "Мир" имеет модульную
конструкцию, он разделен на секции, как авианосец или подводная лодка. Это
удобно по двум причинам. Во-первых, можно посылать на орбиту отдельные блоки
станции с разрывом во времени, загружая их самой современной, появившейся в
самое последнее время аппаратурой. Кроме того, можно снимать старые модули и
ставить новые. И второй немаловажный фактор - безопасность. Если метеорит
попадет в один из модулей, его можно быстро отсечь, сохраняя живучесть станции.
Для этого у каждого модуля есть герметизирующая дверца – так называемая крышка
люка. Ее не закрывают на петлях, как дверь, а снимают и ставят вручную. В
переходном отсеке хранятся крышки для трех модулей, а четвертый может быть
закрыт штатным стыковочным узлом.
Экипаж начал
готовить к спуску "Союз", как это предусмотрено инструкцией. В ней
подробнейшим образом расписано, как действовать в подобной ситуации: с одной
стороны, надлежит готовиться к эвакуации, а с другой - без риска для жизни
попытаться определить, где, в каком отсеке произошла разгерметизация, и
принять, по возможности, меры к ее устранению.
Отстыковав кабели, проходящие через люк, экипаж поставил
крышку люка, и ее мгновенно присосало. Сразу же стало понятно, что все мы
угадали правильно: пробоина находится именно в "Спектре". Смотрим
телеметрию: давление на станции стабилизировалось, а в "Спектре"
продолжает падать».
Полный
текст – по ссылке http://www.minspace.ru/Education/edu9phys/25-06-97.html
Таким
образом, справиться с происшествием 25 июня 1997 года на станции «Мир» помогли,
во-первых, труд проектировавших станцию советских инженеров, во-вторых –
героизм и грамотные действия космонавтов и сотрудников ЦУПа.
Вмешательства боженьки не усматривается. Вопрос на засыпку - смогли ли бы
космонавты спастись, если бы Лазуткин, вместо того, чтобы загерметизировать
модуль «Спектр», начал бы молиться?
Из фильма:
с 20-40,
молитвенное песнопение, религиозные картинки, закадровый текст: Александр
Лазуткин так и не спросил у командира, почему тот заставил его креститься перед
стартом, что-то предчувствовал? Несколькими годами раньше Василия Циблиева точно так же отправлял в полёт легендарный
космонавт Алексей Леонов
с 2-50, Циблиев: «Он меня спрашивает: ты крещёный - нет, не
крещёный - езжай на родину, крестись и привезёшь документы. Я съездил,
окрестился и привёз документы. А теперь, говорит, с богом»
Наш комментарий: комментарий:
не в том ли причина нынешней показной религиозности некоторых космонавтов, что
их к этому принуждает начальство?)
Кроме
того, следует отметить, что если человек является космонавтом (или, например,
ветераном войны), то, при всём уважении к его подвигам, это не означает, что он
всегда и во всём прав. Можно привести примеры космонавтов, которые занялись
рекламой коммерческих банков или вступили в партию «Единая Россия». И в
религиозных вопросах космонавты точно так же не застрахованы от ошибок, как и в
вопросах политических.
Из фильма:
с 21-05, хроника
выхода в открытый космос, закадровый текст: «Первый выход Алексея Леонова в
открытый космос в 1965 году мог закончиться катастрофой. Леонов рисковал
навсегда остаться на орбите, разбухший скафандр не давал ему возможности
вернуться в кораблю. Господи, да помоги же если ты
есть, помоги же если ты есть».
Наш комментарий:
Вот именно – «если ты есть» :-)
Можно
вспомнить историю первого выхода в открытый космос (в т.ч.
имеются воспоминания самого А.А.Леонова, написанные уже в нынешнее время: http://www.rg.ru/2005/03/18/leonov-kosmos.html),
где ясно указано, что Леонов сумел вернуться в корабль не благодаря боженьке, а
благодаря стравливанию давления в скафандре.
Из фильма:
Леонов: «И
помогает». Текст: «Но сам космонавт считает, что чудо, когда его точно спас
господь, произошло на Земле. Случилось это в январе 1969 года во время
покушения на Брежнева. Москва тогда встречала космонавтов, вернувшихся после
первой стыковки на орбите. террорист
перепутал машины и стал стрелять по автомобилю, в котором ехали космонавты. Он
смертельно ранил водителя и потерявшая управление машина
резко дёргалась из стороны в сторону, как будто отводила своих
пассажиров от пуль. Были легко ранены космонавты Береговой и Николаев, а
Леонову попало в глаз стекло
с 22-22, Леонов:
«Стеклянная пыль от пули, которая шла точно в голову, и если бы я не повернул
голову, была бы она в виске. А затем думаешь: а ведь кто-то сберёг
Наш комментарий: Непонятно,
каким образом это якобы существование бога? И чем провинился шофёр, а также все
прочие жертвы всех предыдущих и последующих покушений?
Из фильма:
с
22-40: текст: «а потом, как говорит Леонов, этот кто-то сберёг его ещё раз.
Накануне старта в 1970 году поменял его экипаж на
другой. Вместо Леонова, Кубасова и Колодина на неисправном корабле в свой последний полёт
отправились космонавты Волков, Пацаев и
Добровольский. Леонов: там было такое, что кто бы ни полетел.
заложена была такая техническая мина, которая могла в
любом случае привести к гибели экипажа
с
23-10, видеокадры катастрофы Добровольского-Волкова-Пацаева.
Леонов: «Как будто кто-то взял и пересадил, вам ещё рано»
Наш комментарий: как вы
считаете, этот самый «кто-то», кто заменил экипаж – это был господь бог или,
например, государственная комиссия?
Из фильма:
с 24-30, В.Титов рапортует перед стартом: «Товарищ председатель
государственной комиссии. Экипаж к полёту готов. Командир экипажа -
подполковник Титов»
Закадровый
текст: «Владимиру Титову долго не везло. В 1983 году ему не удалось состыковать
свой корабль со станцией «Салют-7». В том же году, когда Титов уже сидел в
кресле командира экипажа, под его кораблём прямо на стартовом столе взорвалась
ракета. Командир и бортинженер Геннадий Стрекалов спаслись чудом.
с 25-00 - видеокадры катастрофы 26 сентября 1983 г.
с 25-05, Титов:
«Вы понимаете, когда тебя хватает как маленького щенка и вдруг его хватает
сильная рука и вырывает, вот то же самое произошло с нам.
нас схватила эта сильная рука и вытащила из этого пекла»
Наш комментарий: в советское
время каждый школьник знал, что «эта сильная рука», «схватившая космонавтов как
щенка» во время аварии 26 сентября 1983 года, принадлежала не мифическому
боженьке, а Системе аварийного спасения (САС). Она выглядит
как та самая «игла» на вершине ракеты (небольшие утолщения на ней –
твердотопливные двигатели, которые как раз и позволяют осуществить «отстрел»
капсулы с космонавтами.
Из фильма:
с 25-20, текст:
«Титов понимал, что третьей попытки у него не будет: В.Петров,
доцент Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина: «У
нас дурная традиция: два раза не повезло на старте, в третий раз не пускают.
Володя приходит и говорит - чего делать. Я говорю: только молиться. Вера в
молитву сыграла решающую роль. То есть утвердили на полёт Волкова, а он встаёт
и говорит: «Лететь должен не я, хотя я готов, а Титов». Полёт прошёл удачно.
с 26-00: 28 апреля 1988 года во время обычного сеанса
связи с ЦУПом космонавт вдруг повёл себя необычно. В.Петров: «Он спокойно так, но чётко: поздравляю страну, и
особенно Россию, с 1000-летием крещения Руси. Реакция сами знаете какая. наш особый отдел встал на уши -
откуда у него это»
с 26-30: но
космонавту было уже всё равно. Он вернулся героем. наверно, самое интересное то, что человек, поздравивший страну
с 1000-летием её крещения, сам на тот момент креста не носил. В церковь
Владимир Титов пришёл через много лет.
с 26-50, Титов:
«Народ начал стыдить: что ж ты, некрещёный, надо покреститься.
давай завтра. тут же был звонок батюшке и назавтра
меня окрестили
Наш комментарий: напомним, что,
во-первых, 1000-летие крещения Руси вообще-то отмечалось не в апреле, а летом
1988 года, причём отмечалось как светский праздник – годовщина крупного
исторического события. И это никак не говорит о «религиозности» космонавта
(особенно если учесть, что он и не собирался принимать обряд крещения)
Из фильма:
с 27-00 «Как-то
в Звёздном вернувшийся с обиты космонавт сказал
игумену, что в бога поверил, когда вышел в открытый космос. То, что он там
увидел, не могло быть чудом природы, природа на такое не способна, это явно
было кем-то создано. «Я тоже не видел в космосе бога, - заявил после первого
полёта космонавт Фрэнк Борман», - но везде видел следы его пребывания». Во
время следующего полёта, уже с орбиты луны, астронавт читал для землян главы из
библейской книги Бытия»
с 28-10:
английский текст, с синхронным переводом: «Вначале сотворил бог небо и землю,
земля же была безвидна и пуста… ». В разговор о боге
Борман явно втягивал первого космонавта, после полёта
которого в СССР началась антирелигиозная кампания. Гагарин не откликнулся…
29-05:
фотохроника Гагарина, закадровый текст: «Неизвестно, было ли это совпадением,
но именно в один из тех дней, когда заокеанский космонавт приглашал Гагарина к
разговору, тот в присутствии Петрова ездил в Троице-Сергиеву лавру. наместник показал гостю коллекцию
из лавры.
29-30, В.Петров: «Гагарина потрясло одно: макет храма
Христа-спасителя, интерьер, он заглядывает и спрашивает-
где этот храм? А батюшка говорит - там, где эта лужа, бассейн «Москва»
с 29-45 - под
заунывное завывание изображения ХХС
с 29-55: Петров:
«Через 2 недели пленум ЦК по воспитанию молодёжи, он выходит на трибуну, текст
нам давали в ЦК согласованный, он читает текст, потом отворачивается и говорит:
«О каком патриотическом воспитании молодёжи может идти речь, когда взорвали
храм воинской славы…
с 30-52, А.А.Леонов опровергает данную байку про Гагарина: «Среди
ярых атеистов речь Юрия Гагарина - давайте восстановим ХХС. Этого не было и не
могло быть»
Наш комментарий: в этом эпизоде
клерикалы крупно подставились.
Ф.Борман совершил свой
полёт на «Аполлоне-8» с облётом Луны в декабре 1968 года, т.е.через несколько месяцев после гибели Гагарина. И,
соответственно, всё, что там говорится о якобы имеющих место похождениях
Гагарина во время и после этого самого полёта Ф.Бормана,
не соответствует действительности.
Справедливости
ради следует отметить, что свой первый полёт Ф.Борман
совершил в 1965 году на корабле Gemini на околоземной
орбите, и в этом случае упоминаемые даты сходятся. Однако здесь в фильме ясно
говорится именно про второй полёт Бормана на окололунную орбиту.
Из фильма:
с 31-05, фото
попа в архиве и закадровый текст: «И всё-таки это было. Восстановить истину
помогла Галина Токарева, главный специалист архива социально-политической
истории. В 1960-е она работала в ЦК комсомола»
с 31-15,
Токарева: «Вот эта стенограмма, авторский экземпляр, в котором имеется
выступление Юрия Алексеевича Гагарина». Этой папке уже 45 лет историки не
интересовались ей только по одной причине - не верили, что она есть
с 31-40,
Токарева цитирует текст, приписываемый Гагарину: «В Москве снята и не
восстановлена Триумфальная арка в честь 1812 года, был разрушен храм христа спасителя, построенный на деньги, собранные по всей
стране в честь победы над Наполеоном». «И здесь есть личная подпись Ю.А.Гагарина, он визирует, видите:»
(показывает дату: 27.12.65)
с 32-00,
фотохроника Гагарина: В.Петров: «И когда доложили
генсеку, он сказал: Гагарин есть Гагарин, поэтому мы восстановим Триумфальную
арку». А ХХС Юрий Алексеевич не дождался, а сейчас храм стоит
Наш комментарий:
1.
при
обсуждении этого эпизода самое правильное – дать
клерикалам высказаться по принципу «дабы дурость каждого видна была». При
описании в различных источниках этой байки иногда встречаются совершенно
фантастические эпизоды: то якобы Гагарин произнёс эту свою речь на мероприятии
со странным названием «Съезд ЦК ВЛКСМ», то якобы он это произнёс на 8-м Съезде
ВЛКСМ (который был в 1928 году, за 4 года до его рождения); а 14-й и 15-й
съезды ВЛКСМ, в которых участвовал Гагарин, были соответственно в 1962 и 1966 годах но никак не в 1965-м. В Википедии фразу «Гагарин
есть Гагарин, поэтому мы восстановим Триумфальную арку» приписывают Н.С.Хрущёву, хотя, по преподнесённой нам версии, дело было
в 1965 году, когда Хрущёв не имел никаких властных полномочий
2.
Забавно
также, что источником всех вышеперечисленных баек про якобы «религиозность»
Гагарина и прочих космонавтов является некий «доцент Военно-воздушной академии
им. Ю.А.Гагарина В.Петров».
Все попытки узнать в интернете подробности про этого В.Петрова (чтобы хотя бы узнать его год рождения и из этого
узнать, мог ли он, как утверждает, на самом деле быть близко знаком с
Гагариным) приводят только к многочисленным ссылкам на публикации на клерикальных
сайтах, где этот В.В.Петров пропагандирует насаждение
религии в космической отрасли. Т.е. он является заведомо ангажированной
личностью и не может считаться объективным источником информации.
3.
И,
наконец, даже если Гагарин действительно выступал в защиту тех или иных
памятников архитектуры, то говорит ли это о его религиозности? Пример для
сравнения: если мы осуждаем, например, взрыв статуй Будды талибами в
Афганистане или погром Александрийской библиотеки древнеримскими христианами –
то это же не основание записывать нас в буддисты или в язычники.
4.
В
фильме указана дата данного «выступления Гагарина в защиту ХХС» - 27 декабря
1965 года. Имеется опубликованный текст данного выступления (в интернете по
ссылке http://www.minspace.ru/Ateism/gagarin-hss.html,
достоверный этот текст или нет – вопрос остаётся открытым). Если верить данному
тексту, то, заявив о необходимости бережного отношения к памятникам архитектуры
(в т.ч. действительно упомянут Триумфальную арку и
ХХС в качестве негативных примеров), Гагарин далее заявляет: «Уже сложились новые неплохие традиции у
космонавтов. Стало уже неписаным правилом, что перед полётом космонавты
приходят на Красную площадь, приходят в Мавзолей Ильича и дают клятву выполнить
порученное задание, чего бы это ни стоило». То есть по своей идейной
направленности содержание выступления Гагарина было прямо противоположным тому,
что ему приписывают клерикалы.
Из фильма:
с 32-30:
«панихиду по Ю.А.Гагарину игумен Иов решил отслужить
на его родине, в г.Гагарин,
бывшем Гжатске. Монах знал, что Юрий Гагарин вырос в
православной семье… В этой же церкви вознесения Господня Юрий и Валентина
Гагарина крестили свою дочку Леночку как раз в то время, когда документы
лейтенанта Гагарина проходили проверку. если бы о крещении узнали власти, первым космонавтом планеты
стал бы совсем другой лейтенант»
Наш комментарий: байка о том,
что якобы Гагарин в 1959 году крестил свою дочь в Гжатске,
убедительно опровергнута в комментарии А.Первушина на
откровения митрополита Иова:
«Летом 1959 года Юрий Гагарин действительно
был в Гжатске с женой и новорожденной дочерью, где теоретически
маленькую Елену могли окрестить. Но зачем это было Юрию Алексеевичу, который
только что подал заявление о вступлении в ряды КПСС и проходил проверку как
кандидат? Данное утверждение опровергает и сама Елена Юрьевна Гагарина, которая
в одном из своих интервью прямо заявила, что крестилась в зрелом возрасте — в
Новодевичьем монастыре. Может, не будем всё-таки записывать Гагарина в
"глубоко верующие"? С его послужным списком (пионер, комсомолец, член
КПСС с 1960 года, общественный активист, депутат Верховного Совета СССР)
Гагарин на эту роль явно не тянет. Не Зюганов, прямо скажем» (источник - http://www.minspace.ru/Ateism/pervushin-iov.html)
Из фильма:
с 33-35,
закадровый голос: «Человеку всегда есть чего бояться. Пройдут годы, и на том
месте, куда упал самолёт Юрия Гагарина и Владимир Серёгина,
космонавт Леонов начнет строит церковь. Вряд ли
командир отряда космонавтов Гагарин когда-то думал, что его друг настолько
религиозен
Наш комментарий: в других
эпизодах фильма тот же Леонов опровергает байки о религиозности Гагарина и иных
космонавтов.
Сюжет
же о том, как он строит церковь, смотрелся бы более красочно, если бы
параллельно с ним нам бы показали, как Леонов участвует в рекламе
Альфа-банка.
+
см. что было сказано выше об ошибках многих космонавтов в политике
Из фильма:
с 36-05:
«Однажды, возвращаясь с Байконура домой, игумен Иов
разговорился с попутчиком, известным учёным. Тот представился как атеист и
сказал, что чем больше изучает Вселенную, тем меньше в ней остаётся места богу.
Приготовился послушать возражения попа (слово «поп» произнесено с сарказмом,
как, по мнению авторов фильма, должны произносить это слово атеисты)
с 36-25, поп: «Я
спросил: а вы знаете, что происходит сейчас в галактике М81? А в 20 км от
снежных шапок Марса? Какое там сейчас давление? Не знаете? А что сейчас делает
ваша жена дома? Вот видите, вы не знаете элементарных вещей.
как же вы можете говорить, есть ли бог во Вселенной
или нет? И даже если бы вы изучили все тайны мироздания, изучили бы всю Вселенную,
но остался только 1 см неизученного наукой, то вы и в этом случае как учёный не
имели бы права так утверждать, т.к. это малое могло бы стать великим входом в
великий мир»
Наш комментарий:
Есть
поговорка: «- Не обязательно есть говно, чтобы понять, что оно невкусное». И,
соответственно, чтобы знать, что бога нет, не обязательно для этого лететь в
галактику М81. Если же говорить серьёзно:
Во-первых,
в аргументации попа есть логическая подтасовка: учёный ему сообщает о том, что он
не обнаружил бога, а поп его заставляет доказывать, что его там нет. Мы можем не знать, например, о разумных цивилизациях в галактике
М81 или о сиюминутном давлении на «снежных шапках Марса» (хотя, во-первых, на
Марсе нет «снежных шапок» - полярные шапки Марса состоят из углекислоты, а,
во-вторых, как раз таки атмосферное давление в той или иной точке Марса мы
сегодня можем узнать с помощью АМС). Но мы можем с уверенностью сказать,
что ни в галактике М81, ни на полярных шапках Марса нет ни Летающего
макаронного монстра, ни Розового единорога, ни Чайника Чассела,
ни Зевса с Перуном и Анубисом – а христианский бог в этом отношении ничем
принципиально не отличается от этих мифических существ.
Во-вторых,
упоминание о том, что «вы не знаете, что сейчас делает ваша жена», заставляет
вспомнить о презумпции невиновности. Допустим, профессор может заподозрить свою
жену в том, что она, оставшись одна, ему изменяет. Но, пока тому не получено
доказательств, об этом нельзя с уверенностью заявлять. Аналогично и с гипотезой
о наличии бога – пока он не обнаружен, нельзя заявлять, что он есть.
В-третьих,
предположим, что «1 см неизученного может стать великим входом в целый мир».
Например, исследование субатомных частиц, находящихся в этом 1 см, позволит
открыть новые источники энергии (например, изучение Беккерелем в конце XIX века фосфоресценции минералов урана стало первым
шагом на пути к освоению атомной энергии). Но это ни в коем случае не
подтверждает религиозные догмы, а, наоборот, подтверждает силу Науки.
Из фильма:
с 37-25,
Александр Моишеев, «Заместитель руководителя ОКБ НПО
им. Лавочкина»: «Когда перед тобой неведомое, то победить это внутри себя можно
только какой-то верой в то, что есть силы, которые выше, лучше, чище и мудрее
тебя»
Наш комментарий: здесь как раз
видна разница между научным и религиозным подходом. С точки зрения науки, когда
перед нами нечто неведомое (например, неизвестная планета, или неизвестные
элементарные частицы, или какие-то до сих пор не открытые законы природы) – то
это «неведомое» надо изучать, а не надеяться на то, что кто-то «всеведущий» всё
решит за вас.
Из фильма:
с 37-40:
видеозапись религиозного обряда по освящению космического корабля «святой
водой». Текст: «В 2000 году по всем телевизионным каналам России показали
сюжет: на космодроме Байконур освящают многоразовый разгонный блок «Фрегат».
«Дожили, - писали газеты, - попы уже машут метёлками у ракет». Космические
начальники сохраняли невозмутимость.
Наш комментарий: вообще-то
разгонные блоки используются для перевода КА с одной орбиты на другую и поэтому
многоразовым быть не могут. Только на некоторых модификациях РБ «Фрегат»
имеются сбрасываемые топливные баки. Если сторонники клерикализации
сообщают недостоверные данные даже в мелочах, можно ли им доверять в серьёзных
вопросах?
Из фильма:
«с 38-25, видеозапись отправки ракеты к
старту, закадровый текст: «Конструкторов из НПО им. Лавочкина тогда
предупредили: неудача на старте и работы над новой модификацией «Фрегата»
прекращаются. Стали думать.
с 38-35, А.Моишеев с НПО
им. Лавочкина: «Обратились к настоятелю храма Георгия
Победоносца отцу Сергию и первый пуск прошёл практически без замечаний.
Мы были очень довольны...»
с 38-50 - сцена
старта ракеты, закадровый текст: «Священников сначала звали на т.н. проблемные
пуски, например, на такие, как старт грузовика «прогресс, когда он под прицелом
глаз миллионов телезрителей уводил с орбиты станцию «Мир», предшественницу МКС»
Вопрос обеим
сторонам:
получается, уничтожение станции «Мир» клерикалы тоже освящали? А может, лучше
было бы, если бы они бы его не освятили и операция по уничтожению «Мира»
кончилась бы неудачей?
Из фильма:
с 39-05: Н.Зеленщиков, 1-й вице-президент РКК «Энергия»: «В
последние 10 лет все ракеты, которые выводили пилотируемые и грузовые корабли к
МКС, все освящались». Протоиерей Сергий Бычков, настоятель храма на Байконуре,
с ухмылкой: «Затем были «Протоны», один решили, что освящать не надо. Когда он
взлетел, то под Карагандой упал, далеко не полетел. После этого начали освящать
все слава богу пуски»
Наш комментарий: фильм, судя по
всему, был выпущен в 2010-2011 гг
(уже в начале 2011 года на него публиковались рецензии, и тогдашний глава Роскосмоса А.Перминов упомянут
там как действующий руководитель). Если, начиная с 2011 года, все без
исключения ракеты освящаются, то:
-
как объяснить участившиеся в последнее время падения ракет?
-
когда С.Бычков врал: в данном фильме или же в 2013
году, когда заявлял (см. по ссылке http://pravoslakt.livejournal.com/26120.html),
что якобы освящаются не все ракеты и именно неосвящённые-то будто бы и падают?
-
кто ответит за некачественные услуги РПЦ по «освящению» ракет?
Из фильма:
с 39-30, Н.Зеленщиков: «Если бы в России свято соблюдалось
православие и не было бы таких гонений, то Россия была бы могучей
державой, я думаю»
Вопрос обеим
сторонам:
опровержением этого утверждения стало то, что в нынешней капиталистической РФ,
где «свято соблюдается православие», успехи космонавтики значительно более
скромны, нежели в атеистическом СССР. В качестве информации к размышлению можно
привести рассказ А.Коммари в жанре альтернативной
истории о том, как сложилась бы судьба Юрия Гагарина, если бы не случилось
Октябрьской революции (в интернете по ссылке http://kommari.livejournal.com/650652.html)
Из фильма:
с 40-10,
закадровый текст: «За высокую эффективность молитв, а за что же ещё, отец
Сергий Бычков зачислен в штат боевого расчёта космодрома
Вопрос обеим
сторонам:
повторяем вопрос об «эффективности» услуг по освящению
Из фильма:
с 42-06:
выступление с трибуны некоей гражданки (фамилия не указана) «Мы, конечно, люди
крещёные и что интересно, в Житомире удалось найти домовую церковь в приютском
доме, в котором его крестили 14 января по старому стилю 1907 года»
Наш комментарий: известно, что
до революции акт крещения (либо инициации в другой религии) был аналогом
нынешней регистрации рождения в ЗАГСе). Можно ли из
этого делать вывод о религиозности С.П.Королёва?
Из
фильма:
с 42-25, «Я
убеждён, что человек, который серьёзно занимается мирозданием, как С.П.Королёв, не может быть человеком безбожным, он должен
понимать замыслы творца». такому
человеку, считал современник и соперник Королёва американский Вернер фон Браун,
остаётся лишь вникнуть в технические подробности этого замысла».
Наш комментарий: в отношении
клерикальных заявлений фон Брауна было хорошо сказано в уже упоминавшемся
комментарии А.Первушина на откровения митрополита
Иова:
«Характерно, что интервью заканчивается
цитатой из Вернера фон Брауна -- очевидно, соответствующую
цитату из Сергея Павловича Королёва найти не удалось. Я, конечно, преклоняюсь
перед инженерным гением Вернера фон Брауна, но не забываю, что он нацистский
преступник, сумевший, увы, избежать справедливого
наказания. Если верующие считают его "своим человеком", то могу
только посочувствовать верующим...»
(источник
- http://www.minspace.ru/Ateism/pervushin-iov.html)
Из фильма:
с 43-15:
монахиню Адриану в миру звали
Наталья Малышева. В В.О.В. была разведчицей, линию фронта переходила 18 раз.
Демобилизовалась в звании майора, окончила авиационный институт и пришла в КБ,
которое разрабатывало тогда для королёвских ракет
двигатели для торможения в плотных слоях атмосферы. работали без отдыха, но однажды всем коллективом на весь
день поехали в Троице-Сергиеву лавру на экскурсию.
с 43-50, монахиня: «И поехал Сергей Павлович на эту
экскурсию, а у меня получилось так, что я когда вошла
в Троицкий собор и увидела раку с мощами Сергия радонежского, стоял монах,
читал акафист, и меня почему-то обвеяла такое сосстояние,
что я осталась и дальше с ними не ходила. А Сергей Павлович остался до конца,
дальше сел в свою машину, попрощался с нами, уехал немножко раньше
с 44-25:
«Наталья Малышева ушла из КБ сразу же после смерти Королёва. Новые подробности
биографии Сергея Королёва, неофициальтной его,
духовной биографии, игумен Иов снова узнал от монахини Силуаны
с 44-50: «мне
как-то попалась в руки одна из книг матушки Силуаны,
где как раз были её воспоминания о встречах с С.П.Королёвым.
Однажды в гостинице Пюхтинского монастыря под Таллиным, которым заведовала монахиня Силуана,
появился незнакомец, пробыл 2 дня, поделился монастырской бедности и, прощаясь,
дал денег. сказал, что хотел
бы пожертвовать бОльшую сумму и пригласил монахиню к
себе. Через месяц она пришла по указанному адресу. Судя по воспоминаниям
монахини, это был особняк, в котором теперь находится дом-музей Королёва.
с 45-30, Лариса Филина, директор мемориального
дома-музея С.П.Королёва: «Вот это икона спасителя,
которую благословили дедушка с бабушкой Серёжи в 194 году. В это время уже они
жили в Киеве, здесь надпись: «Благословение дорогому внуку Серёже от дедушки и
бабушки Москаленко, 1914, 2 сентября»
с 45-55:
«Монахиня Силуана пишет, что на прощание Королёв дал
ей конверт и сказал: «там пять». Подумала - 500 рублей.
оказалось - 5 тысяч. Потом они увиделись ещё раз.
Королёв поблагодарил её за то, что она дала адрес одного бедствующего
священника. Этот священник, сказал Силуане Королёв,
стал его духовником и другом. Кто же этот таинственный священник? Не без
помысла получить ответ - а вдруг кто-нибудь откликнется - игумен Иов о своих
надеждах рассказал Фёдору Юрчихину, ведущему одной из
ТВ-программ о космонавтике. Отклики последовали незамедлительно, но не те, на
которые рассчитывал монах. У Юрчихина спросили - кому
пришло в голову навязать ему в собеседники попа. Зритель почему-то не мог
подумать, что космонавт – верующий…»
Наш комментарий: здесь мы видим
занимательную логическую подтасовку. Вначале нам рассказывается про, вероятно,
реально существовавшего человека – «монахиню Адриану», в
миру Н.Малышеву, с
фотографиями и биографическими данными, вероятно, чтобы подтвердить, что такой
человек реально существовал. Вполне возможно, что так оно и было – реально
существовавшая сотрудница королёвского КБ Н.Малышева оказалась идейно нестойкой и ушла в религию,
забросив работу на космос. Затем на 25 секунд внимание зрителя отвлекается на
не несущий никакой смысловой нагрузки эпизод
про киевскую икону, после чего нам рассказывают про фантастические
похождения совершенно другого человека – вымышленной «монахини Силуаны». В итоге у зрителя, специально не следящего за сюжетом,
эти 2 образа «монахинь» сливаются в один.
Из фильма:
с 48-10: «После
второго полёта во время приземления кораблю, на котором приземлялись Юрчихин, Котов и малайзиец Шукарт сорвался на траекторию баллистического спуска, В
такие минуты ни в семьях космонавтов, ни среди самих космонавтов атеистов не сыскать». Видеозапись с некими малайзийским государственным деятелем, который якобы тоже
молится своему богу
Наш комментарий:
Следует
напомнить, собственно, что такое баллистический спуск:
«При баллистическом спуске вектор
равнодействующей аэродинамических сил направлен прямо противоположно вектору
скорости движения аппарата. Спуск по баллистической
траектории не требует управления и потому применялся на первых космических кораблях
«Восток», «Восход» и «Меркурий»… Недостатком этого способа является большая
крутизна траектории, и, как следствие, вхождение аппарата в плотные слои
атмосферы на большой скорости, что приводит к сильному аэродинамическому
нагреву аппарата и к перегрузкам, иногда превышающим 10g — близким к предельно
допустимым значениям для человека.
Альтернативой
баллистическому спуску является планирование. Внешний корпус аппарата в этом
случае имеет, как правило, коническую форму и закруглённое днище, причём ось конуса
составляет некоторый угол (угол атаки) с вектором скорости аппарата, за счёт
чего равнодействующая аэродинамических сил имеет составляющую, перпендикулярную
к вектору скорости аппарата — подъёмную силу. За счёт работы газовых рулей
аппарат поворачивается нужной стороной и начинает как
бы взлетать по отношению к набегающему потоку. Благодаря этому аппарат
снижается медленнее, траектория его спуска становится более пологой и длинной.
Участок торможения растягивается и по длине и во времени, а максимальные
перегрузки и интенсивность аэродинамического нагрева могут быть снижены в
несколько раз, по сравнению с баллистическим торможением, что делает
планирующий спуск более безопасным и комфортным для людей.
Угол атаки при
спуске меняется в зависимости от скорости полёта и текущей плотности воздуха. В
верхних, разреженных слоях атмосферы он может достигать 40°, постепенно
уменьшаясь со снижением аппарата. Это требует наличия на СА системы управления
планирующим полётом, что усложняет и утяжеляет аппарат, и в случаях, когда он
служит для спуска только аппаратуры, которая способна выдерживать более высокие
перегрузки, чем человек, используется, как правило, баллистическое торможение».
(источник - Википедия)
Другими
словами – баллистический спуск – это хотя и неприятный, но вполне допустимый
вариант посадки спускаемого аппарата.
А
насчёт того, что якобы «среди космонавтов атеистов не бывает», «в окопах
атеистов не бывает» и т.п., то это неправда. И в окопах атеисты бывают (пример
- ссылке http://www.minspace.ru/Ateism/12-01-13-1.html),
и среди космонавтов предостаточно атеистов. Помимо уже упомянутых выше
Гагарина, Титова, Николаева, Поповича и Быковского, из современных космонавтов
можно назвать, например, участника двух длительных экспедиций на станцию «Мир» Мусу
Манарова, который даже в наше время насаждения клерикализации не стесняется
открыто заявлять о своём атеизме
(источник см. по ссылке http://www.minspace.ru/Ateism/edu5filos24.html).
В продолжение темы:
Программа диспута «Религия или космонавтика» на основе комментирования этого фильма