Тревога: курс
креационизма в федеральном университете!
9 сентября 2015 г.
В середине семестра философам-заочникам ЮФУ добавили курс,
посвященный возникновению человека и общества. Позже выяснилось, что произошла
накладка и на зимней сессии только установочная лекция, но благодаря
недоразумению я пришла на неё подготовленной. Список литературы состоял из
статей и фильмов креационистов разных конфессий. Вопросы им под стать: ничего,
кроме доводов в пользу несостоятельности эволюционной теории, составителя не
интересовало. Я честно прочитала статьи, просмотрела фильмы и явилась на лекцию
с подробным конспектом и ссылками на источники, где опровергалась каждая фраза
из тех фильмов и статей. Мы говорили втроем: я, преподаватель и староста
группы, который до философского учился на биофаке.
В тот же вечер я написала заведующему заочным отделением
длинное возмущённое письмо о религиозной пропаганде и некомпетентности лектора
в вопросах эволюционной биологии, которую он пытается опровергать. Тот обсудил
претензии с преподавателем и получил ответ: «В моём контракте зафиксировано
право излагать собственную точку зрения на предмет».
Сокращённую копию того же письма я отправила нескольким знакомым редакторам, в
комиссию РАН по борьбе с лженаукой, в Министерство образования и науки РФ, в студсовет университета. Я спрашивала, можно ли проповедовать
дикие даже для религиозного мировоззрения идеи в учебное время, и если нет, то что делать. Ответ я получила только из Минобрнауки: «можно».
Близкие друзья и родственники поделились со мной десятком
рассказов, как каждый из них сдавал историю партии, научный коммунизм и прочие
предметы, где требовалось выучить и изложить на экзамене тонны сомнительных
сведений. Так предложили поступить и мне: успокоиться, прекратить бурную
деятельность, выучить, сдать и забыть. Только мама хихикала, что я развалю
университет, прежде чем его окончу.
Я решила иначе. Я согласна была говорить, что «с точки
зрения теории такого-то» мир создан богом, динозавры погибли во время
Всемирного потопа, а переходных видов со времён, когда Дарвин формулировал свою
теорию, так и не найдено. Я даже согласна была молчать о других «мнениях» на
этот счёт, если о них не спросят. Но личный взгляд на предмет изложу честно и
аргументированно. И пусть оценивает владение материалом, а не мировоззрение.
Почему в университете со столетней историей держат человека
без званий и без единой статьи в рецензируемом журнале? Коллега нашего креациониста ответила: «Из жалости. Он приносит на
кафедру все эти книжки, показывает, ему вежливо кивают, но не принимают
всерьёз. В сущности, он несчастный человек».
Вот уже восемь лет этот несчастный человек неплохо устроен.
Есть учебное время, за которое платят, совершенно не интересуясь, что и как он
преподаёт, лишь бы нужное количество часов отсидел. Есть трибуна и аудитория,
которая не имеет права уклониться от проповеди. Все условия для комфортного
мученичества.
Экзамен я сдала. Нейтрально изложила факты. Преподаватель
говорил со мной не меньше 40 минут, задавал всё новые и новые вопросы, явно
ожидая, что вот-вот до меня дойдёт, вот-вот я засомневаюсь в догмах эволюционной
теории. Последние минуты он слушал, задумчиво глядя в экзаменационную ведомость
и изредка хмыкая в ответ на мои аргументы в пользу теории эволюции.
— Ну хорошо. Оценки мне не жалко.
Жаль только, что вы не хотите думать.
источник - http://science-freaks.livejournal.com/2736335.html