Об Арбамовиче, Диомиде и «законе божьем»

 

Из передачи Ю.Латыниной «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» за 5 июля:

 

Еще меня спрашивают об отставке, долгожданной для Абрамовича отставке с поста губернатора Чукотки. Ну что ж, очень жалко, что Роман Аркадьевич ушел. Понятно, что он хотел уйти давно. Известно, что последний раз он просто очень хотел уйти, но в этот момент шла сделка по продаже «Сибнефти» «Газпрому», и рассказывают, что просто в тот момент, когда они обсуждали подробности этой сделки, а напомню, что речь скорее всего шла не только о сделке, но и о каких-то подводных выплатах, без этих подводных выплат просто сумма уплаченная кажется слишком большой. И рассказывают, что Абрамович вместе с Путиным обсуждался подробности этой сделки в одной машине, едучи в аэропорт Внуково, и когда они вышли, то Путин сказал «вот, познакомьтесь, губернатор Чукотки на новый срок Роман Абрамович». Так что пришлось Абрамовичу еще некоторое время сидеть на Чукотке. Но мне очень интересно действительно почему он ушел, потому что, ну, понятно, теперь все деньги, которые были на Чукотке, можно раскладывать на дни рождения Даши Жуковой, на ее бизнес или на «Челси». Я хочу вам напомнить об одном эпизоде, потому что, мне кажется, он не должен быть забыт. Это доклад Счетной палаты, господина Степашина, о том, как Абрамович разворовал Чукотку.

Напоминаю содержание ситуации. Есть Абрамович, которому Чукотка с ее 87 тысячами жителей в общем-то была абсолютно не нужна ни для чего. И если Абрамович и брал где-то в другом месте, то на Чукотке он исключительно отдавал. Он был как тот российский купец, который здесь обвесит, там обсчитает, но в церкви поставит свечку. Вот Чукотка была его свечкой. Абрамович тратил на Чукотку личные деньги. Абрамович там построил аэропорт. Абрамович там построил гостиницы. Абрамович там построил больницы. Абрамович из личных денег спонсировал переселение жителей Чукотки в Россию. И более того, началось-то все это с чего – что Абрамович стал депутатом на Чукотке, решил свозить детей на лето в теплые края, и обнаружил, что самолет улетел полупустой. Когда его спросили, почему самолет улетел полупустой, почему, он стал выяснять, дети не захотели отдыхать, то выяснилось, что чукотские власти, насколько я понимаю тогдашний губернатор Назаров был во главе Чукотки, чукотские власти брали за проезд детей в автобусе до самолета. И денег у детей доехать до самолета не было. Абрамович, мягко говоря, обалдел.

И вот этот человек, который содержал не только «Челси», но и Чукотку, исключительно в данном случае действуя как меценат, получил доклад Счетной палаты, доклад Степашина, который, вероятно, не мог забыть, что не он стал президентом. И в этом докладе было написано, что Чукотка обворована. В этом докладе упоминался, в частности, «золотой займ», который действительно там пропал. Правда, почему-то Счетная палата не упомянула, что этот «золотой займ» пропал при предыдущем губернаторе Назарове, который на момент составления доклада трудился аудитором в Счетной палате. Я думаю, что человек, когда получает такой доклад, он думает «а на хрена козе баян?» Оказывается, на «Челси» можно тратить и тебя за это никто не будет иметь, оказывается, на день рождения дочки можно тратить, никто не будет за это иметь, а если на жителей, то какой-нибудь Степашин придет, и даже если у тебя замечательные отношения с Путиным, отымеет. Вот, мне кажется, что несмотря на такие общие вещи, которые происходят у нас в России – со службами, с Владимиром Владимировичем, вот такие мелкие личные вещи, как те, которые сделал Степашин, его жители Чукотки должны благодарить – не должны быть забыты.

И, к сожалению, Абрамович у нас не первый олигарх, которого в этом смысле отучили делать благотворительность. Первый – это, например, Михаил Борисович Ходорковский. Как только увидели, что он занимается «Открытой Россией», как только увидели, что он всерьез расходует на это деньги, так вот он и получил. Я до сих пор вспоминаю одну замечательную историю, когда по телевизору показывали президента Путина, который ездил в Мордовию, и там ему показывали, как в мордовских школах есть Интернет. Вот я не помню, чтоб в мордовских школах кто-нибудь проводил Интернет, кроме Михаила Борисовича Ходорковского, но по телевизору об этом не сказали.

 

Меня еще по СМС просят прокомментировать отлучение от сана епископа Диомида. Даже спрашивают, «не связано ли это с уходом Абрамовича?» Вы знаете, меня лично умиляет тот факт, что отлучение от сана епископа Диомида, то есть дело, которое является глубоко внутренним делом Российской православной церкви, вызвало такую могучую волну протеста у людей, которые, собственно говоря, к православной церкви вообще не имеют отношения. Ну, представьте себе, чтобы общество хирургов-сердечников исключало из своей среды какого-то хирурга-кардиолога. Это дело общества хирургов-кардиологов. Это очень важно понять. Российская православная церковь в рамках того, что она делает, имеет право делать со своим членом то, что она считает правильным по ее уставам. Если же речь идет о каких-то общечеловеческих ценностях, то, извините, мне епископ Диомид, который рассказывает, что ИНН – «дьявольское число» и далее по курсу, и такой церковный аналог господина Квачкова, мне крайне несимпатичен. И мне кажется гораздо более важным, если бы люди, которые встают на защиту Диомида с точки зрения либеральных ценностей, хотя еще раз подчеркиваю, с точки зрения либеральных ценностей, епископа Диомида защищать невозможно, потому что с точки зрения юридической это внутреннее дело православной церкви, а с точки зрения либеральной Диомид не либерал. Так вот, мне кажется, что гораздо более важным было бы, если бы эти люди обратили внимание на саму позицию Российской православной церкви, которую она занимает.

Когда в Тюмени в университете читается официально лекция об основах православной культуры и на этой лекции официально заявляют, что царь и его семья были убиты в ходе иудейского жертвоприношения, из их крови сделали мацу, мне кажется, это важнее епископа Диомида. Когда в Курской области в населенном пункте Солнцево школьников насильно после уроков сажают в автобусы, свозят в актовый зал и батюшка им там в течение нескольких часов объясняет, что надо бороться с сектами, в частности, пятидесятниками, если я не ошибаюсь, и на следующий же вечер единственная в городе община пятидесятников подвергается варварскому разгрому, мне кажется, это очень важно, гораздо важнее, чем епископ Диомид.