РПЦ глазами марсианина
Моя мама всю жизнь проработала учительницей
начальных классов. Сейчас она уже десять лет как на пенсии. Живут они с отцом в
деревне, в Кузбассе. На прошлой неделе я получила письмо, в котором, кроме
всего прочего, мама написала, что в школе прошла перекличка, а потом дети (в
обязательном порядке) и все желающие отправились на экскурсию в храмы Кемерова и Новокузнецка. И так уже четвертый год.
Меняется-то как всё, сокрушалась мама, когда она
ещё работала в школе, в планах воспитательной работы был обязательный пункт
"атеистическое воспитание", а сейчас вот ровно наоборот.
Замечу, что Кемеровская область не относится к
тем четырем областям, где предмет "основы православной культуры"
введен в школьную программу. Интересно всё это. Моя бабушка была стахановкой,
комсомолкой. Мама росла во времена пропаганды безбожия, а я в период несколько
индифферентного отношения к церкви. Ребенком я любила программу "Очевидное-невероятное",
читала старые журналы "Техника-молодежи" на чердаке.
Помнится, меня заинтересовала какая-то
ветхозаветная история. В библиотеке мне вручили "Забавную Библию" Таксиля. Книжка была безумно смешной, а картинки и того
смешнее. И тем интереснее было добраться до подлинника. Лет в пятнадцать я
прочла и Библию, и все Евангелия. Прочитанное меня
удивило, потрясло. Это было сильно. (Замечу в скобках, что и я, и все мои
ровесники росли некрещеными).
Во-первых, деревня, а потом, сама мысль об этом
представлялась смешной. Креститься - а в какую веру? Все мы в какой-то степени
были потомками ссыльных, переселенцев, детьми разных народов. У нас жили
татары, немцы, литовцы, белорусы, украинцы, казахи, мордва. Попробуй
определить, кто ты по национальности, и к какой религии относишься исторически.
Тем не менее, в районном городке Белово была
православная церковь, и старушки ездили туда на богомолье. Нам, подросткам,
было любопытно туда заглянуть.
Я до сих пор помню это ощущение - как будто ты
марсианин, первопроходец, наблюдаешь за другой цивилизацией, за повадками
местных, пытаешься выйти на первый контакт.
Помню церковь недалеко от базарной площади. К
ней стекаются пожилые женщины в платках, со скорбными лицами. У порога церкви -
подросток; он, стоя на коленях, непрерывно кланяется, касаясь
пола лбом. Так в один момент мне стал ясен смысл слова "блаженный".
Помню запахи, которые раньше я не знала. Вероятно, ладан, елей. Это была очевидно другая цивилизация. Помню глобальное ощущение
скорби, настолько сильное, что мне казалась, что я ощущаю запах тления. Ни
одного улыбающегося лица.
Но стоило мне пересечь порог, как на меня с
шипением накинулись все те же печальные старушки. Как я поняла, их не
устраивала моя одежда, а кроме того, при входе в это
учреждение полагалось "креститься". Не помню ничего подобного ни в
одной из заранее прочтенных на эту тему книг. (Впрочем,
"креститься" потом меня научила бабушка моей подружки, это
элементарно: три пальца складываешь в щепоть, лоб, пузо, право, лево.
Главное, не перепутать, потому что старушки в церкви за этим пристально следят.
Если пальцев не три, а два, то могут причислить к "староверам", а
если делать это в обратном порядке, то к "католикам". И за то, и за другое может не поздоровиться).
Словом, контакт не состоялся. В церковь меня не
впустили. За свою тогда ещё юную жизнь я не помнила такой агрессии, ненависти,
нетерпимости. Я не понимала, что произошло: ведь я не хотела совершить ничего плохого!
Даже если я ничего не знала о правилах поведения, почему бы не объяснить их
спокойно, дружелюбно и с уважением? Разве не об этом написано в Евангелии?
Типа, возлюби ближнего своего?
Став взрослой и побывав в храмах разных
христианских конфессий, я пришла к выводу: ничто так
не принижает человеческое достоинство, как православная церковь. Нигде так не
насаждается культ самоуничижения, убожества, нетерпимости. Если бы выбор -
верить в бога или не верить, а если верить, то к какой религии и конфессии присоединиться - оставался за каждым отдельным
человеком, то это, в конце концов, было бы его личным делом. Но когда детей
лишают выбора - это совсем другое. Тоже своего рода насилие.
В этом плане мне повезло, конечно, гораздо
больше, чем маме, бабушке и моим предполагаемым детям...
Наталья Кантеева 2006.09.12
От редакции сайта forum.msk.ru: Мы нисколько не намерены проводить курс антирелигиозной
пропаганды, в чем нас уже начали подозревать отдельные бдительные читатели. Мы
вообще пропагандой не занимаемся. Но где еще люди могут высказаться о церкви, вере
или неверии?
В недавнее время эта тема была своеобразным
табу. Сегодня - хотя и с противоположным знаком - тоже. Нормально ли это?
Вопрос вполне риторический. Живая вера, равно живая атеистическая мысль требуют
постоянного процесса осмысления. Если же раз и навсегда постулируется нечто,
мысль умирает, а вместе с ней обессмысливается и вера, причем любая.
Православные "отцы", плотно
присосавшиеся к сиське "энергетической империи" а-ля
Путин, давно перестали обращаться к душам и умам людей, предпочитая действовать
проверенными бюрократическими способами. Они уже монополизировали
нравственность, потихоньку приватизируют культуру, но какой в этом смысл?
"Отцы" уже перестали убеждать, они просто "отбирают свои",
как в преферансе...
Или, как дьякон Андрей Кураев, выступают на
курортах Черноморского побережья с популярными лекциями-диспутами вроде
"Что бы вы хотели знать о православии, но стестнялись
спросить". Не шучу - Севастополь весь оклеен афишками, где промежду звездунами и звездочками
современной эстрады наклеен и дьякон, профессор Московской духовной академии.
Куда нам до о.А.Кураева. Мы можем только
предоставить людям возможность высказаться, подумать самим. Несет ли
самостоятельное мышление граждан прямую угрозу церкви? Скоро узнаем.
Анатолий Баранов