АНТИКЛЕРИКАЛЬНАЯ АКЦИЯ В САРАТОВЕ

14 декабря у памятника Радищеву активисты Социалистического движения "ВПЕРЕД" - молодежной леворадикальной организации троцкистского толка совместно с представителями Союза "Гражданское Действие" провели митинг под общим лозунгом "За свободу совести, за светское государство!". Мероприятие собрало около 50 человек, половину из которых составили корреспонденты различных СМИ. Молодежь с красной символикой держала плакаты вроде "Если бог есть, то он - атеист", "Вера в человеке, а не в Совете по делам религий!", и с намеком на главу саратовской епархии Лонгина "Богову - богово! Лонгину - лонгиново!". Выступавшие ораторы обратили внимание на ряд проблем, таких как вторжение православной церкви в сферу образования - как известно в школах вводится предмет "основы православной культуры"; злоупотребление административным ресурсом со стороны епархии, что выражается в полузаконном строительстве часовни на территории Детского парка, не говоря уже о президентском назначении того же Лонгина членом Общественной палаты. Все это левая молодежь считает проявлениями общей тенденции, заключающейся в сращивании Русской Православной Церкви с бюрократическими институтами государства. Член СД "ВПЕРЕД" Сергей Вилков комментирует: "Это происходит по взаимному притяжению власти и высших церковных иерархов. Церковь пытается воспользоваться своей близостью к государственному кормилу, чтобы восстановить то былое влияние, которое она имела в самодержавной России до октября 1917 года. Власть в свою очередь хочет завоевать лояльность церкви, дабы получить в ее лице идеологического союзника, готового оправдать и авторитаризм, и социальное неравенство и политическую пассивность нашего общества".

В 90-х гг. в России сложилась ситуация религиозной свободы, которой так долго добивалась и православная церковь, и все другие конфессии, образовалось чрезвычайно насыщенное и разнородное конфессиональное пространство. Эта религиозная свобода ставит каждого россиянина, имеющего религиозного потребности, особенно из числа впервые обращающихся к вере, в ситуацию непростого выбора, а церкви и другие религиозные объединения - в ситуацию жестокой конкуренции за привлечение этих людей к себе. Но оказалось, что не все готовы к этому. Не готова оказалась в первую очередь православная церковь, над которой, кроме того, довлели амбиции некогда полновластного монополиста в сфере духовных ценностей и чуть ли не второй власти в царской России. Она веками проводила свое вероучение в массы, опираясь на поддержку государства, которое всеми мерами подавляло ее конкурентов. Но теперь по закону, согласно демократическим нормам современного цивилизованного мира, она такой поддержки якобы лишена. Однако на практике все оказывается совсем иначе: курс на обратное слияние церковных и государственных структур становится заметен невооруженным взглядом. Так уже сейчас муссируется прогноз о скором полном освобождении коммерческой деятельности Русской Православной Церкви от налогов, в то время как еще Ельцин предоставил РПЦ льготные условия на торговлю спиртным и табаком! К слову сказать, в Саратове на улице Московской есть торговая точка, принадлежащая одному хозяину, которая продает с одной стороны церковную утварь, а из другого окна - сигареты. Но самое неприятное, что православная церковь старается, хоть пока и безуспешно, поставить вне закона все конкурентные духовные и идейные течения. Так уже опубликован список из 120 организаций, объявленных РПЦ "дьявольскими", причем в число "исчадий" включены и убежденные атеисты. В церковном приходе поселка Мокроус Саратовской области публично сжигается так называемая "сектантская литература", а учитывая, что понятие "секта" в официальной епархиальной трактовке оказывается расширено, то не стоит удивляться, что в костре может оказаться скажем книга "Что знает история об Иисусе Христе", на основе конкретных фактов ставящая под сомнение христианские догматы. Словом проблема несомненно есть, и внедрение Церкви в общественную и политическую жизнь становится очевидно всем, если даже философский факультет СГУ уже официально переименован в Факультет философии и религиоведения. Причем "религиоведение" в нашем университете концентрируется главным образом на изучении единственной религии - угадайте какой?

Не является секретом и косвенная поддержка РПЦ откровенно экстремистских крайне националистических движений, таких как "Евразийский союз молодежи" - организаторов скандального Правого марша 4 ноября в Москве. И на этом фоне, так ли уж радикально звучат "богохульные" лозунги молодых леваков, призывающих бороться с "православным фундаментализмом"?

Отвечая на вопрос о причине малочисленности митинга, впередовец Сергей Вилков пояснил: "Сегодня мало кто хочет поднимать данную тему на свет, слишком большой муравейник можно разворошить. Дело в том, что это означает встать на пути многих влиятельных людей, чувства верующих здесь вообще не причем. Мы только требуем объявить религию частным делом, так как вера - слишком интимный момент, чтобы его можно было стандартизировать или тем более насаждать искусственно. Хотя стремление к этому есть. По официальным опросам 50% респондентов считают себя православными, хотя серьезно воспринимают религию - ходят в церковь, соблюдают посты - единицы. Высокие цифры "верующих" - результат пропаганды, которая дает людям стереотип "православный - значит русский". Вряд ли нужно говорить, насколько сильно подобное утверждение расходиться с современными светскими представлениями о толерантности, свободе совести и роли религиозных организаций в демократическом обществе".

Недолгий митинг закончился после пяти-шести выступлений. А несколько черносотенного вида бородатых субъектов еще долго смотрели исподлобья вслед расходящейся молодежи.