Создал ли Бог человека, науке ещё не известно?

 

Мы привыкли делать жупел из американского «гражданского общества». Мол, у них там царит мракобесие под видом демократии. 45 процентов населения, в том числе треть выпускников вузов, согласно с псевдонаучным учением креационизма, которое признает библейскую версию возникновения вселенной. В Техасе за преподавание теории эволюции учитель вполне может получить срок. Джорж Буш полагает, что креационизм надо преподавать паралелльно с теорией эволюции. Путин, упаси Боже, себе такого не позволяет. Основы православной культуры — это, во-первых, факультатив, а во-вторых — где культура, а где наука («Мухи отдельно, котлеты отдельно» — как любит говорить Президент в таких случаях). Никто ведь не будет вмешиваться в школьный курс зоологии. Чего же нам опасаться? Но, к сожалению, история Маши Шрайбер, которая потребовала от суда запретить преподавание теории эволюции в школе, вскрыла многие проблемы современного российского общества, сделав заодно Машу посмешищем для одноклассников. Ее папа пиар-менеджер — решил сделать своему агентству скромную рекламу. И, как показала реакция нашего общества, он не просчитался. В спор включились не только откровенные черносотенцы с крестами, но и вполне вменяемые на вид деятели, утверждавшие, что у ребенка есть право на свободу выбора, а теория эволюции ,в конце концов, это же только теория, поэтому она не должна иметь приоритета перед другими теориями, в частности, теорией креационизма. Впрочем, это, вроде бы, и не важно, ведь суд отклонил иск Машиного папы.

Зачем, казалось бы, вспоминать историю полугодичной давности? Круги по воде идут до сих пор. На филфаке Удмуртского Государственного Университета на полном серьезе обсуждался вопрос об открытии теологического отделения. Естественно, это было бы не первое и не последнее теологическое отделение в российском университете. Почему бы и нет? Чем плоха вера в божественное происхождение Земли? Не нравится — не верьте в нее и продолжайте придерживаться теории эволюции. Как сказал Патриарх: «Кому нравится мысль о том, что он произошел от обезьяны, тот от нее и произошел».

На самом деле это принципиальный вопрос: открывая специальность «теология», мы тем самым ставим креационизм и теорию эволюции в одну систему координат, и они начинают занимать в нашем сознании одну нишу, у которой стоит табличка с надписью «наука». Давайте без жульничества и подтасовок честно сравним обе научные теории и сами решим, чему учить своих детей. Итак, креационисты верят, что примерно 10 тыс. лет назад (эта цифра возникает при складывании возраста всех поколений, перечисленных в Библии) Бог за шесть дней создал Землю. Ученые считают, что Вселенной примерно 14 млрд. лет, и она возникла в результате Большого взрыва, породившего материю, пространство и время, а наш вид — Homo sapiens — возник 120 тыс. лет назад (еще лет 30 назад ученые считали, что нам 40 тыс. лет, но новые антропологические находки заставляют все время пересматривать возраст человечества).

Ну что ж, пока все просто. Если в науке есть две гипотезы, надо лишь проверить их положения практически. Возьмем наугад данные нескольких весьма уважаемых научных дисциплин. Данные геологии подтверждают верность теории эволюции: в нижних слоях горных пород находят примитивные организмы, дальше — динозавров, потом — млекопитающих, и только в самых верхних слоях мы видим останки людей и следы их деятельности. Это противоречит креационизму — ведь, согласно нему, все виды были сотворены одновременно и, соответственно, должны залегать в толще земли равномерно. Другой сильный аргумент в пользу теории эволюции дает нам астрономия. Звезды находятся от нас на расстоянии миллионов световых лет, т.е., иными словами, их свет шел до нас несколько миллионов лет. Но согласно Библии звезды были созданы в четвертый день творения («И создал Бог светила великие… и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю»). За неимением места мы не будем продолжать. Желающих убедится в несоответствии Библии с данными науки мы отошлем к замечательной книге Айзека Азимова «В начале», а желающих убедиться в ее несоответствии с бытовой логикой — к знаменитой «Библии для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского.

Итак, вроде бы, все просто. Креационизм противоречит данным науки, следовательно, он проиграл теории эволюции в честном поединке. На самом деле, сейчас начинается самое интересное. Креационисты вовсе не считают себя проигравшими. Вот их аргументы: «Расположение окаменелостей в слоях, залегающих на разной глубине, наиболее разумно объяснить тем, как воды Потопа затопляли разные экологические зоны… Динозавры были медлительными  относительно неразумными созданиями, которые погружались в грязь глубже, чем быстрые и более разумные млекопитающие» (этот пример из интернет искуссии приводит английский философ С. Лоу). А звезды на самом деле находятся вовсе не в миллионах световых лет от Земли. Это обман зрения, возникающий из-за разбегания галактик. Такого рода ответы кажутся вполне разумными. Ведь спорщики не прибегают в качестве аргумента к крестному знамению или целованию Библии, разбегание галактик — реальный физический факт, и в поддержку креационистского представления о возрасте Вселенной написано большое количество статей со сложными уравнениями, понятными лишь людям с высшим физическим образованием.

Что же получается? Креационисты создают все более сложные теории для объяснения окружающего мира. Все научные данные, опровергающие креационизм, его адепты (с весьма изящной изобретательностью) истолковывают так, что они начинают вполне согласовываться с креационизмом. В начале статьи мы указали на то, что представления ученых о возрасте человечества неоднократно менялись. Обратите на это внимание: это пример настоящей научной добросовестности. Если теория не согласуется с какими-либо эмпирическими данными, она корректируется. Но все усилия креационистов направлены на изобретение способов защиты своей теории в злобном атеистическом мире, ничем другим они не занимаются. Естественно, у них есть на это свое право (оплачиваемое из бюджета — т.е. на деньги простых граждан, отобранные у серьезных научных проектов). Люди могут с пеной у рта доказывать все, что им вздумается. Единственный вопрос, который здесь возникает — причем здесь наука и школа?

Елена Брегович