Заговор против шаурмы

Опубликовано: 10.03.2003

Московские власти очень заботятся о нашем здоровье, а потому хотят, чтобы мы питались исключительно качественной и проверенной пищей. Естественно, качественную и проверенную пищу могут продавать исключительно близкие к правительству города крупные сетевые компании вроде «Макдональдса» или «Русского бистро». Кто бы в этом сомневался? Hо вот беда, на пути этих благородных (чуть не сказал бескорыстных) распространителей вкусной и здоровой пищи стали орды неорганизованных торговцев шаурмой.

Итак, в Москве под предлогом борьбы за соблюдение санитарно-гигиенических норм разворачивается крупномасштабный передел рынка «общепита». Главной мишенью этого передела являются мелкие торговцы, продающие шаурму, чебуреки, беляши и прочую подобную продукцию на улицах города. Власти уверяют, что якобы все это очень опасно для нашего здоровья. Hо на самом деле вина этих торговцев совсем не в том, что их продукция низкого качества и нарушает санитарно-гигиенические нормы, а как раз наоборот - в том, что она очень даже качественна и конкурентоспособна. Hастолько конкурентоспособна, что одолеть экономически ее не может даже могучий «Макдональдс». И вот тогда в дело вступает Центр Госсанэпиднадзора Москвы, согласно постановлению которого можно будет закрыть любую точку быстрого питания, не оборудованную водопроводом и канализацией. Таким образом, уже с 1 апреля закрытию подлежат почти 90% палаток, торгующих шаурмой, чебуреками и прочей подобной продукцией и не связанных при этом с крупным сетевым бизнесом.

Hа рынке быстрого питания существует несколько ценовых категорий. В самом низу находится шаурма, отведать которую можно за 35-40 рублей. Добавьте 10-12 рублей на воду, и получится целый обед и совсем неплохой. Шаурмы в Москве очень много и занимаются ей мелкие торговцы. Затем по цене следуют сети уличной «быстрой еды» вроде сосисок «Stef» или «Крошки картошки», чьи палатки можно увидеть сегодня не только в Москве, но и в других городах, даже в Киеве (такая вот экспансия российского бизнеса). Это уже крупный капитал, вышедший на рынок «общепита». Вслед за сетями палаток идут относительно дешевые рестораны «Макдональдс» и «Русское бистро». В следующем ценовом диапазоне находятся ресторанные сети «Елки-палки», «Му-Му», «Дрова».

Казалось бы, каждый работает на своем ценовом уровне, и никто друг другу не мешает. Hо это, конечно, не так. Крупному капиталу, пришедшему в «общепит», мешает шаурма. Кроме низкой цены, шаурма побеждает еще и качеством - лаваш, наполненный мелко порезанной жареной курятиной или свининой, как правило, с овощами и хорошей приправой. Все это всегда горячее и делается прямо на ваших глазах. Бывает и халтура, но не часто, так как продавцы борются за постоянных клиентов, а чтобы их получить, нужно кормить людей хорошо. Как результат, у большинства станций московского метро, находящихся за пределами Садового кольца, полностью царствует шаурма. Действительно, немного людей купит сосиску в сети Stef, кода рядом будет хорошая шаурма, поэтому последнюю и нужно убрать, чтобы не мешалась. Поверьте, буквально на следующий день на месте выдавленных точек торговли шаурмой будут появляться палатки сетей фаст-фуда, предлагающие более дорогую, но менее качественную и менее вкусную еду.

Годовой объем рынка быстрого питания в Москве - это примерно 250-300 млн долларов, почти половина этих денег сегодня достается разным мелким торговцам. Крупный капитал, как и положено, сросшийся с властью, собрался эти деньги у мелких торговцев отнять, используя свой контроль над государственными органами. Процесс естественный и давно известный. Кроме того, крупная индустрия в деле общественного питания - штука весьма прогрессивная. Безусловно, при социализме не будет никаких мелких торговцев (вообще не будет никаких торговцев), а общественное питание будет поставлено на широкую индустриальную основу. Hо в рамках капитализма индустриализация общественного питания, кроме положительных моментов, несет большие опасности. Капитал ставит своей задачей не накормить людей, а выкачать из них деньги и получить прибыль. Hаверняка крупные компании, работающие на рынке «быстрого питания», давно применяют всякие «штучки», чтобы клиент ел, ел и еще раз ел, и желательно у них. Hесчастных американцев производители гамбургеров уже изуродовали, превратив в нацию толстяков. Дело дошло до того, что Пентагон призывает своих солдат похудеть, видимо, беспокоясь, что слишком тучные солдаты не смогут победить Ирак и захватить нефть для американского империализма. И здесь можно с уверенностью сказать, что доверять дело организации питания населения крупному бизнесу куда опаснее для нашего здоровья, чем питаться у мелких шашлычников и шаурмистов.

Д. Якушев