Редкий случай, когда в целом реакционное прокремлёвское издание «Взгляд» опубликовало толковую статью, в которой ставятся актуальные вопросы – о резиновых и нерезиновых регионах и о лицемерии «лже-экологов». Обиженные там уже истерично срут кирпичами в комментах.
Любителей турецкого «олл-инклюзива»
на Алтае не ждут
14 октября 2021
Москвичи думают, что им везде рады. Если не им, то их
деньгам. Ведь москвичи приезжают с деньгами, как туристы и как инвесторы. А
деньги – это рабочие места, бизнес, доходы для местных. При этом сами москвичи
приезжим обычно не рады. Москва, говорят, не резиновая. У московских (и не
только московских) полицейских сохраняется обычай вылавливать лиц нерусской
национальности и устраивать им проверку документов, а то и личный досмотр.
Нерусская внешность служит как бы презумпцией общественной опасности гражданина.
А вот, например, возьмём Республику Алтай. Это один из
регионов Российской Федерации. На Алтае, помимо русских, живут алтайцы и
казахи. Но это наши, российские казахи. Они не мигранты, они просто вот тут
живут вместе с алтайцами, у них есть в республике свои места компактного
проживания. И алтайцы, и казахи выглядят, мягко говоря, не очень русскими.
Внешность у них азиатская. То есть вполне возможно, что в Москве их
останавливают и проверяют.
А представим себе обратную ситуацию. Что если на Алтае
сотрудники полиции будут выискивать лиц неалтайской
национальности? И говорить с ними примерно так:
«Какое-то у вас лицо не алтайское. Москвич, что ли? А к нам зачем приехали? Прописка есть на Алтае? Нет? Ну а хотя
бы временная регистрация есть? Тоже нет? Турист? А путёвку покажите. Бронь
отеля. Авиабилеты с датой прилёта и вылета. Чтобы не более установленного срока
без регистрации по месту пребывания. Нет? Дикие туристы, говорите? Хм... у вас
проблема. Даже не знаю, смогу ли я вам помочь... подумайте сами. Может, вы
террорист? Или вандал, приехали нашу природу осквернять. Понаехали тут,
понимаешь. А Алтай не резиновый».
Москвичи очень ярко умеют выражать свои эмоции по поводу
того, чтобы приезжие к ним не приезжали, пусть, мол, живут в своих горах, или
что у них там. Потому что Москва наша. А если приехал в гости – то пусть не
забывает, что в гостях! Но как только приходит время отпуска, тот же москвич не
хочет оставаться запертым в своей любимой Москве, а желает отправится
куда-нибудь – например, на Алтай. И тут он сразу вспоминает, что не только
Москва наша, а и всё вообще. Что человек проходит как хозяин необъятной Родины
своей. Что у нас Российская Федерация и свобода передвижения. Только почему-то
он видит эту свободу односторонней: москвич может поехать на Алтай, и ему будут
очень рады, а алтайцу в Москве не рады совсем, потому что он, например,
нерусский какой-то. Пусть покажет документы.
Между тем на самом деле на Алтае москвичам не так уж и рады.
И без денег не нужны, и с деньгами не нужны.
Значительная часть населения занята не в туристическом бизнесе, а
скотоводством, пчеловодством, сбором лекарственных трав. Для них приезжие –
кошмар. Даже владельцы отелей и турбаз не очень хотят массового туризма, им
ценнее малочисленные, но понимающие красоту алтайской природы путешественники,
которые знают, куда и зачем они едут. При мне люди из турбизнеса на Алтае
говорили: хорошо, что Турцию и Египет открыли. Хоть кто-то туда улетел. Иначе
здесь бы совсем всё затоптали. Парадокс: вроде бы для них турецкие и египетские
курорты – это конкуренты, переманивают «клиентов». Но «турецких» клиентов «олл-инклюзива» здесь не ждут и не любят. И никто, совсем
никто не хочет превращения Алтая в Турцию.
Потому что Алтай действительно не резиновый. Москва –
резиновая, а Алтай нет. В мегаполисе почти безграничные возможности уплотнять и
увеличивать население, на то он и мегаполис. А уникальные экосистемы, такие,
как на Алтае, напротив, очень хрупкие. Увеличить плотность населения, поток
туристов, застройку, нагрузку на природу – и всё сломается. Поэтому туризм
нужен, но очень бережный, сознательный. Не зря среди местных уже всерьёз
говорят о том, чтобы ввести квоты на посещение Алтая. Кажется, что это
противоречит концепции развития внутреннего туризма. Но на самом деле нет.
Потому что если «вытоптать» Алтай, то и туристическую привлекательность он
потеряет.
Деньги решают не всё. Деньги от туристов оседают в карманах
немногих владельцев туристического бизнеса (а владеют им часто те же самые
москвичи), регион не развивается, населению этот туризм не очень-то помогает, а
природа и исторические памятники подвергаются повышенному риску. Самое
наглядное последствие массового туризма, которое расстраивает и местных
жителей, и учёных – это вандализм. Туристы нарушают целостность ландшафта, перетаскивают
с места на места камни, чтобы строить свои «пирамидки на память». Корябают и пишут на скалах в древних урочищах свои имена.
«Здесь был Вася». «Я люблю Таню». Ну и бросить бутылку из окна – это такая,
наверное, туристическая традиция. Вдоль Чуйского тракта ровно на расстоянии
броска там и тут мутнеют «дополнения» к природным ландшафтам, в виде пивных и
винных бутылок. Москвичи гуляли.
Надеюсь, вы понимаете, что под «москвичами» я имею в виду не
всех жителей нашей прекрасной столицы, и не только их, а и туристов из других
городов и регионов. Просто у местных часто так принято говорить – «москвичи»,
даже если, например, это туристы из Петербурга. Москвичи ведь тоже не сильно
различают казахов, алтайцев и бурятов, например. Так что надо беречь природу,
но не только. А ещё и сохранять уважительное отношение к жителям различных
регионов, взаимопонимание и дружбу. И всегда, а не только когда нам удобно,
помнить, что у нас одна общая страна, один общий дом – Россия.