Росатом намерен упростить порядок согласования с
общественностью решений о строительстве
Общественная палата РФ и Минприроды готовы
поддержать инициативу госкорпорации «Росатом» по изменению нормативно-правовой базы, чтобы
ограничить значительную часть излишних процедур общественного контроля за
объектами атомной промышленности и ускорить тем самым реализацию проектов Росатома, сообщила РИА Новости представитель госкорпорации Светлана Чурилова.
Вопрос многократного дублирования общественных обсуждений,
на месяцы, а иногда и на годы затягивающих реализацию проектов атомной
промышленности, обсуждался в среду на заседании межведомственной группы
Общественной палаты, в котором приняли участие представители Росатома, Ростехнадзора,
Минприроды, муниципальных образований на объектах атомной энергетики и другие
заинтересованные стороны.
«Проблема в том, что по нашим объектам ведутся десятки
общественных обсуждений, с многократным дублированием. По различным темам. Мы
проводим обсуждение с общественностью на стадии размещения объекта, на стадии
его сооружения, ввода в эксплуатацию… Это все требует
больших затрат времени. Поэтому мы предложили Общественной палате подготовить
изменения в нормативные акты. Нужны изменения и в федеральном законодательстве,
и в постановлениях различных госорганов, и даже в не проработанных должным
образом документах муниципалитетов», — рассказала собеседница.
По ее мнению, и с этим согласился присутствовавший на
слушаниях представитель Ростехнадзора, большая часть
общественных обсуждений является бессмысленной, поскольку не только повторяет
уже проведенные ранее процедуры, но и касается сугубо технических вопросов,
выходящих за пределы компетенции общественности.
«Иногда решения, на которые нас сподвигает
общественность, совершенно несовместимы с тем, что мы собираемся строить.
Обсуждение углубляется в узкоспецифические, технические
вопросы. Это у нас случилось, например, при обсуждении объекта в Сосновом Бору.
Население уже долгое время обсуждает, нужно ли строить для него градирни и
какого типа они должны быть: испарительные, сухие или гибридные… Согласитесь, это не является референтным
решением, это прерогатива экспертов-специалистов», — объяснила Чурилова.
В связи с этим, предложение ограничить
общественный контроль было положительно воспринято как членами
Общественной палаты, так и представителями Минприроды. «Общественная палата по
итогам обсуждения готова отстаивать нашу позицию с учетом важности той отрасли
экономики, которую мы представляем. Минприроды со своей стороны готовит новые
проекты документов по этой проблеме, которые также во многом отвечают нашим
чаяниям», — заключила собеседница.
источник - http://ria.ru/atomtec/20141224/1040019293.html
Наш комментарий:
редкий случай, когда сокращение демократических своборд можно приветствовать. Хотя в общем случае, конечно,
любое строительство нужно согласовывать с населением, но бывают и исключения.
Предположим, нужно построить химический завод. Очевидно, химическая
промышленность стране необходима и завод строить
нужно. С другой стороны, вы не найдёте населённого пункта, жители которого дали
бы согласие на строительство химического завода рядом с собой. Аналогичная
ситуация бывает и с объектами ядерной отрасли, что мы все видели на примере
нынешнего создания системы обращения с РАО. В мире уже нкоплен
опыт решения таких проблем путём сочетания как «кнута» (понятие «государственной
необходимости», строительство объектов в рамках которой не требует согласований
с населением), так и «пряника» (оказание щедрой бюджетной поддержки населённому
пункту, в окрестностях которого строится объект).
Важно, конечно, найти разумный баланс между упрощением согласования вопросов создания высокотехнологичных производств и сохранением демократических процедур. Как нетрудно видеть, сочетание того и другого будет возможно лишь в условиях Советской власти и плановой экономики.