Российский Greenpeace опубликовал список компаний, использующих генномодифицированные источники (ГМИ) в производстве продуктов питания. Некоторые фигуранты так называемого красного списка грозят международной организации судебными разбирательствами, другие решили урегулировать конфликт мирным путем и уже прислали экологам документальные доказательства отсутствия ГМИ в собственной продукции.
Казалось бы, в ближайшее время предмет спора экологов и производителей исчезнет сам собой. Со вчерашнего дня все продукты с содержанием ГМИ более 0,9% подлежат в России обязательной маркировке. То есть компании по закону обязаны будут информировать покупателей о генетически модифицированных компонентах, и посетителям супермаркетов не придется носить с собой справочник Greenpeace.
Но экологи сомневаются, что новые правила маркировки будут работать. Во-первых, непонятно, как именно определяется 0,9% (от общей массы продукта или от компонента, который содержит ГМИ). В странах Западной Европы маркируются продукты, компоненты которых содержат более 0,9% ГМИ. (То есть если 0,9% лецитина, содержащегося в шоколаде, генетически модифицированы, шоколад нужно маркировать, даже если он содержит всего 0,5% лецитина.) Во-вторых, нарушителей будет трудно поймать за руку. Когда Гринпис обратился к компаниям с просьбой документально подтвердить отсутствие ГМИ в их продукции, очень немногие прислали официальные заключения СЭС. Большинство компаний ссылалось на данные исследований, которые они проводили по собственной инициативе, иногда за рубежом. По идее, органы санэпиднадзора обязаны проверять продукты питания на наличие ГМИ, но у государства нет ни денег, ни технических возможностей контролировать, например, весь поток импортного сырья.
Другими словами, потребители по-прежнему не будут знать, что они едят, и по-прежнему не смогут самостоятельно решать, стоит ли покупать продукты, безвредность которых не доказана. Вся надежда только на заботу производителей о собственном имидже и на агрессивную политику подобных Greenpeace общественных организаций. Хорошо, если она заставит компании уделять больше внимания внутреннему контролю, который наверняка окажется эффективнее государственного.