Олигархи объявили войну высшей школе

 

Народная мудрость, как известно, гласит: «Сытый голодного не разумеет». Справедливость этой вечной истины подтвердил на днях ректор Высшей Школы Экономики Ярослав Кузьминов. Выступая на конференции «Экономика знаний и интеллекта. Образование и ключевые компетенции. Конкуренция за трудовые ресурсы» в рамках XII Петербургского Международного Экономического Форума, он сделал заявления, прекрасно характеризующие логику образовательной политики правящего класса.

По словам Кузьминова, в сегодняшней России слишком много студентов - 510 человек на 10 тыс. населения, а если, в соответствии с американской методикой, прибавить к ним учащихся техникумов, то и того больше - 630 на 10 тыс. А это «превышает предъявляемый в России спрос на профессионалов». В связи с этим Кузьминову кажется «привлекательным» ограничение приема в ВУЗы, поскольку что «рабочих рук не хватает ни в сфере услуг, ни в производстве». В переводе на язык «голодных» это означает следующее: Его Величество Капитал ищет дешевой, неквалифицированной рабочей силы «без претензий». Между тем 88% семей в России мечтают дать детям высшее образование. Но для тех, кого представляет г-н Кузьминов, представления «быдла» о хорошей жизни, конечно, не аргумент.

О том же, о чем и ректор ВШЭ, говорил на форуме и Сергей Иванов. Развивая свой давний тезис о «талантливых балалаечниках» вице-премьер заявил, что государство не намерено поддерживать «фабрики по выдаче дипломов». Таковыми же, по его мнению, являются почти все российские ВУЗы за исключением 20-30-ти «ведущих», которые и должны получать бюджетное финансирование.

Программа тотальной коммерциализации российского образования далеко не нова. Рассуждения на тему его «избыточности», «неэффективности», «затратности» звучат из уст высших чиновников и официозных экспертов не первый год, несмотря на упорную оппозицию со стороны преподавателей и ученых.

Принятый пару лет назад закон об «автономных учреждениях» фактически устранил преграды на пути приватизации «нерентабельных» учебных заведений. Разговоры о ликвидации «неэффективных» ВУЗов, прежде всего, региональных, также ведутся давно. Однако в предвыборный период тема эта была для правящих неудобной. Теперь, в начале нового президентского срока, «непопулярные реформы» в различных сферах снова наберут обороты. Надеждам интеллигенции на «либерального» г-на Медведева не суждено сбыться. Точнее, экономического либерализма в его правление будет хоть отбавляй, впрочем, как и прежде. Только образованию от этой либерализации будет весьма несладко.

О серьезности намерений правительства говорит и ажиотаж, охвативший бюрократические круги в провинции. Так, в Воронеже на днях состоялась пресс-конференция главы местного управления образования Якова Львовича. На ней были озвучены планы объединения крупнейших ВУЗов области. Чиновник подчеркнул необходимость форсировать процесс слияния, т.к. «серьезную конкуренцию в этой сфере Воронежу составляет Орел, где удалось объединить все вузы вокруг одного учебного заведения». Не обошлось, конечно, и без метания молний в адрес строптивых ректоров. По словам Львовича, осуществлять идею слияния будет не область, а федеральный центр, который «в случае необходимости вызовет ректора и напомнит ему об ответственности за противодействие государственной политике - будет дано указание, и никто никого и спрашивать не будет».

Сможет ли образовательное сообщество России отразить очередной натиск буржуазной «оптимизации» или хотя бы отчасти сгладить ее последствия? Нет, если и дальше сопротивление будет идти в привычном русле бумажных протестов немногих авторитетных лиц. Чтобы избежать массовых сокращений преподавательского состава, дальнейшего урезания бюджетных мест и окончательного перерождения российской высшей школы в «рынок образовательных услуг» для богатых необходимо массовое протестное движение студентов и рядовых преподавателей. Это низовое движение должно перенять формы борьбы боевых рабочих профсоюзов и других социальных инициатив: стачки, митинги, захваты учебных корпусов и административных зданий, перекрытия транспортных магистралей. В противном случае с остатками бесплатного и общедоступного образования придется распрощаться.

 

источник - http://forum.msk.ru/material/news/487425.html