Олигархи объявили войну высшей школе
Народная мудрость, как известно,
гласит: «Сытый голодного не разумеет». Справедливость
этой вечной истины подтвердил на днях ректор Высшей Школы Экономики Ярослав
Кузьминов. Выступая на конференции «Экономика знаний и интеллекта. Образование
и ключевые компетенции. Конкуренция за трудовые ресурсы» в рамках XII
Петербургского Международного Экономического Форума, он сделал заявления,
прекрасно характеризующие логику образовательной политики правящего класса.
По словам Кузьминова, в
сегодняшней России слишком много студентов - 510 человек на 10 тыс. населения,
а если, в соответствии с американской методикой, прибавить к ним учащихся
техникумов, то и того больше - 630 на 10 тыс. А это «превышает предъявляемый в
России спрос на профессионалов». В связи с этим Кузьминову кажется «привлекательным»
ограничение приема в ВУЗы, поскольку что «рабочих рук не хватает ни в сфере
услуг, ни в производстве». В переводе на язык «голодных» это означает
следующее: Его Величество Капитал ищет дешевой, неквалифицированной рабочей
силы «без претензий». Между тем 88% семей в России мечтают дать детям высшее
образование. Но для тех, кого представляет г-н Кузьминов, представления «быдла» о хорошей жизни, конечно, не аргумент.
О том же, о чем и ректор ВШЭ,
говорил на форуме и Сергей Иванов. Развивая свой давний тезис о «талантливых
балалаечниках» вице-премьер заявил, что государство не намерено поддерживать «фабрики
по выдаче дипломов». Таковыми же, по его мнению, являются почти все российские
ВУЗы за исключением 20-30-ти «ведущих», которые и должны получать бюджетное
финансирование.
Программа тотальной
коммерциализации российского образования далеко не нова. Рассуждения на тему
его «избыточности», «неэффективности», «затратности»
звучат из уст высших чиновников и официозных экспертов не первый год, несмотря
на упорную оппозицию со стороны преподавателей и ученых.
Принятый пару лет назад закон об
«автономных учреждениях» фактически устранил преграды на пути приватизации «нерентабельных»
учебных заведений. Разговоры о ликвидации «неэффективных» ВУЗов, прежде всего,
региональных, также ведутся давно. Однако в предвыборный период тема эта была
для правящих неудобной. Теперь, в начале нового
президентского срока, «непопулярные реформы» в различных сферах снова наберут
обороты. Надеждам интеллигенции на «либерального» г-на Медведева не суждено
сбыться. Точнее, экономического либерализма в его правление будет
хоть отбавляй, впрочем, как и прежде. Только образованию от этой
либерализации будет весьма несладко.
О серьезности намерений
правительства говорит и ажиотаж, охвативший бюрократические круги в провинции.
Так, в Воронеже на днях состоялась пресс-конференция главы
местного управления образования Якова Львовича. На ней были озвучены
планы объединения крупнейших ВУЗов области. Чиновник
подчеркнул необходимость форсировать процесс слияния, т.к. «серьезную
конкуренцию в этой сфере Воронежу составляет Орел, где удалось объединить все
вузы вокруг одного учебного заведения». Не обошлось, конечно, и без метания
молний в адрес строптивых ректоров. По словам Львовича, осуществлять идею
слияния будет не область, а федеральный центр, который «в случае необходимости
вызовет ректора и напомнит ему об ответственности за противодействие
государственной политике - будет дано указание, и никто никого и спрашивать не
будет».
Сможет ли образовательное
сообщество России отразить очередной натиск буржуазной «оптимизации» или хотя
бы отчасти сгладить ее последствия? Нет, если и дальше сопротивление будет идти
в привычном русле бумажных протестов немногих авторитетных лиц. Чтобы избежать массовых сокращений преподавательского состава,
дальнейшего урезания бюджетных мест и окончательного перерождения российской
высшей школы в «рынок образовательных услуг» для богатых необходимо массовое
протестное движение студентов и рядовых преподавателей. Это низовое
движение должно перенять формы борьбы боевых рабочих профсоюзов и других
социальных инициатив: стачки, митинги, захваты учебных корпусов и
административных зданий, перекрытия транспортных магистралей. В противном
случае с остатками бесплатного и общедоступного образования придется
распрощаться.