Электронные учебники грешат подсказками
С 1 сентября 2014 года шесть
столичных школ обкатывают пресловутые электронные учебники. О них много спорили
— но вот они уже на партах у школяров. В одной из московских школ корреспондент
«МК» ознакомился с особенностями «учебника будущего», в котором невозможно
нарисовать чертика или вырвать страничку...
Канитель с внедрением
электронных учебников в России тянется уже много лет. Сперва речь шла о специализированных гаджетах. Потом
дискуссия уперлась в технический вопрос: делать обучающие устройства на основе
цветных светящихся экранов или на базе черно-белых без подсветки, как в ридерах? Потом чиновники от образования пришли к выводу,
что учебник все же должен быть не устройством, а программой, которую можно
поставить на собственный планшет школьника, причем любой марки и модели. В
итоге именно так все и реализовалось — учебник стал мультиплатформенной
программой, только планшеты стали все же не личными, а школьными — закупленными
централизованно и единообразно Департаментом образования. На сегодня
электронные учебники уже массово используются в шести столичных школах —
№№1560, 962, 1194, 507, 1747 и 1995. В последней и попробовал обучиться по «электрокнижке» истории корреспондент «МК». Перед уроком
выясняю у замдиректора школы Елены Ереминой технические особенности
эксплуатации инновационных учебников:
— Планшеты — собственность школы?
Можно использовать свой гаджет?
— Да, это школьное оборудование,
планшеты стоят в классе, домой их дети не берут. На них установлены
приложения-учебники, а также удалены все игровые программы, заблокирован выход
в Интернет и в магазин приложений, чтобы дети не ставили на них игрушки. Но мы
можем установить этот учебник на собственный планшет ученика, а также он может
открывать этот учебник дома на компьютере или ноутбуке — через веб-интерфейс.
— Программное обеспечение
электронных учебников — единое для всех школ Москвы или будет «война форматов»?
— Оно единое для всех, никакой
конкуренции учебников нет! В его разработке принимали участие различные
компании, и итогом стал единый программный продукт — «Московская электронная
образовательная среда».
— Много ли планшетов закуплено?
— В нашей школе на электронных
учебниках занимаются параллели 5-х, 7-х и 8-х классов. Это около 350 детей и
около 400 планшетов, включая учительские и резервные.
— А что будет, если ученик
разобьет дорогой гаджет? Ведь стоимость его
составляет от 18 до 23 тысяч рублей!
— Материальной ответственности
за планшеты нет: если школьник случайно его испортит, его родителям не придется
ничего возмещать. Мы просто просим детей аккуратно обращаться с устройствами, и
с 1 сентября 2014 года и по сей день у нас пострадало
не более пяти планшетов — в основном это разбитая матрица из-за падения. Эти
планшеты забирает Департамент информационных технологий — их ремонтируют и
возвращают.
— Все планшеты школьников через Wi-Fi связаны с планшетом учителя, — рассказывает Анастасия Стрелкова, учитель истории.
— Все, что учитель выводит на экран
своего планшета, автоматически выводится и на электронную доску, и на планшет
каждого ученика. Со своего планшета я могу давать как задания классу, так и
индивидуальные задания. Точно так же после выполнения каких-то работ и тестов я
сразу вижу все результаты.
Надо сказать, что программное
обеспечение учебников (как и любой софт!) не слишком совершенно. Даже при
коротком тестировании журналист «МК» обнаружил в нем несколько «багов». К примеру, одно из заданий по истории на экране
планшета выглядит так: нужно вставить в текст об образовательных реформах Петра
I пропущенные слова. «Поначалу в профессиональных школах могли учиться дети
РАЗНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ, но позже туда стали принимать только детей ДВОРЯН».
Заглавным шрифтом выделены пропущенные слова, в задании же они стоят внизу
текста — их требуется перетащить пальцем в соответствующие пустующие ячейки. И
в этом обнаружился серьезный косяк программистов — ячейки соответствуют длине
слов! Скажем, даже если вы не знаете ответа, перепутать «РАЗНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ»
и «ДВОРЯН» невозможно. Под их размер и сделаны пробелы. За такую
«угадайку» традиционно ругали ЕГЭ, а сейчас подобное
мигрировало и в электронные учебники… Подобные вещи учителя должны замечать и
обязательно сообщать разработчикам софта!
По словам Департамента
информационных технологий Москвы, который обеспечивает техническую часть, в
проект по использованию электронных учебников никого насильно не тянут.
Родители в лице управляющего совета могут решить, нужно им это или нет. Пока в
проект пилотно вошли 6 школ города, однако, посмотрев
на коллег, к 1 сентября 2015 года сменить бумажные книжки на планшеты пожелали
еще около 50 московских школ.
источник - http://www.mk.ru/social/2015/05/21/elektronnye-uchebniki-greshat-podskazkami.html