В качестве рекламы нашего проекта учебника астрономии

 

Некоторое время назад российские инициаторы путинской «реформы образования» в России выступали с идеей - отменить преподавание таких предметов, как физика, химия, биология, география и др. и заменить их все на один общий предмет «естествознание». Типа, быдлу не нужно знать, что такое лантаноиды или в чём состоят три закона Ньютона (ибо всё равно «в жизни это не пригодится»), достаточно им ограничиваться знаниями о том, что мы дышим кислородом и что напряжение измеряется в вольтах. Естественно, при этом количество часов под преподавание естественных наук естественных наук предлагалось сократить - вместо бесполезных знаний о природе пусть лучше быдло изучает язык американских хозяев. Пока что эта идея не прошла, ибо даже по нынешним временам это слишком. Однако такой подход до сих пор встречается - например, на предложения вернуть в школу преподавание астрономии иногда приходится слышать возражение: «а зачем вводить отдельный предмет, достаточно, чтобы знания об астрономии были внесены в курс физики».

Доводом против такого подхода является приводимый ниже пример учебника по этому самому инновационному предмету - «естествознанию». Вот, вам учебник «1. Концепция современного естествознания. Учебное пособие для студентов вузов под ред. профессора С.И.Самыгина. Ростов, «Феникс», 2001 – 576 с.».

 

 

Автор не абы кто - профессор. И одобрено Министерством образования (причём, судя по дате, ещё тогдашним, когда в нём ещё были профессионалы, а не одни лишь либерастические «манагеры», как сейчас). И вот что получается, когда обо всём понемногу пытается писать человек, который не является глубоким специалистом в большинстве из этих областей. Учебник изобилует ляпами, которые сводят на нет иногда встречающуюся там и действительно интересную информацию. Вот примеры некоторых из этих ляпов:

 

·         «Создание в наши дни рентгеновских телескопов и вывод их в космическое пространство на борту орбитальной станции (рентгеновские телескопы могут работать только за пределами земной атмосферы) позволили проводить наблюдения за такими объектами Вселенной (пульсары, квазары), которые никаким другим путём изучать было бы невозможно» (стр 12-13). На самом деле: пульсары и квазары - это источники в первую очередь радиоизлучения (рентгеновские пульсары в принципе тоже существуют, но не вносят определяющего вклада в излучение в данном диапазоне).

·         «У самой большой планеты Солнечной системы - Юпитера - Галилей обнаружил 4 спутника (из 13, известных в настоящее время)» (стр. 68) (на самом деле: в классическом учебнике астрономии Б.А.Воронцова-Вельяминова (1983 г.) говорилось про 14 спутников, а на момент написания книги было заведомо известно ещё больше

·         «Название «токамак» произошло от сокращения слов «тороидальная камера с магнитным полем» (стр. 115). на самом деле: тороидальная камера с магнитными катушками

·         «Число различных кварков, отличающихся друг от друга величиной и знаком электрического заряда и некоторыми другими признаками, достигает уже несколько десятков» (стр. 118). На самом деле: кварков всего 6. Если считать три разных цвета, то получается 18. Ну если два - это тоже «несколько...»

·         «Что касается животных и человека, то они не могут синтезировать 20 аминокислот примерно из 150. Поэтому эти 20 аминокислот называются незаменимыми, и животные должны получать их с пищей... Для жизнедеятельности человека особенно важными являются 9 незаменимых аминокислот» (стр 138) - на самом деле, во-первых, незаменимых аминокислот 8, а не 9, во-вторых, в состав белков входят 20 аминокислот (в экзотических случаях добавляется ещё 4)

·         «Описание генома человека учёным удалось получить значительно раньше планировавшихся сроков (2005-2010). Уже в конце нового, XXI века были достигнуты сенсационные результаты...» (стр. 157)

·         «Тот факт, что семь уравнений Максвелла увязывают воедино большое число физических законов...» (стр. 185). На самом деле уравнений Максвелла четыре, а не семь

·         «различают три заряда сильных взаимодействий: красный (R), жёлтый (Y) и зелёный (G)» (стр 289). На самом деле квантовая характеристика кварков, именуемая «цвет», имеет три значения: красное, зелёное и синее (а не жёлтое). Это, конечно, не очень принципиально, поскольку в данном случае цвет - это понятие условное, не имеющее ничего общего с цветами длин волн оптического диапазона. Но давайте уж будем точными.

·         «Почти все элементы имеют два или более изотопов. Например, водород - 2, кислород - 3, железо - 4 и т.д. Только примерно 24 элемента не имеют изотопов» (стр. 328) - на самом деле изотопы, т.е. разновидности атомных ядер одного элемента, различающиеся числом нейтронов, есть у всех элементов (за исключением только недавно открытого элемента №118, у которых пока известен только один изотоп). Может, имели в виду только стабильные изотопы? Нет, радиоактивные тоже упомянуты ниже

·         «Вселенная возникла из сгустка нейтронов в результате Большого взрыва» (стр. 332). На самом деле: на момент Большого взрыва нейтронов не существовало, они появились только в т.н. «адронную эпоху», которая была уже ближе к концу «первых трёх минут».

 

До этого момента ещё могла идти речь о недостаточной компетентности автора или из-за неточностях, пропущенных из-за слабой работы корректора. Но в конце «учебника естествознания» начинается совершенно адский отжиг:

 

·         «Можно, конечно, представить, как электрические разряды непрерывно обрушивались на «первичный океан», и в результате одного из них случайно возникла нужная комбинация аминокислот. Но, по подсчётам известного американского учёного Джилдена, для этого необходимо перепробовать 10 600000 комбинаций. если всё будет происходить быстра (по миллиону комбинаций в каждую секунду времени), то на перебор всех возможных комбинаций уйдёт не менее 100 млрд лет» (стр. 542). Неизвестно, кому известен «известный американский учёный Джилден»; по крайней мере интернет-поисковикам он неизвестен. Неизвестно также, из какого пальца высосаны приведённые цифры, но даже поделив 13 млрд лет существования Вселенной на названные 100 млрд, получим не самую маленькую вероятность возникновения жизни на 13% подходящих для этого планет. Впрочем, о креационистских спекуляциях на теории вероятности всё уже было сказано.

·         «в бесконечном Космосе столь же безначальными (вечными) являются 4 его компонента: материя, энергия, эфир, и жизнь» (стр 543) - стало быть, массу-энергию, жизнь и мифический «эфир» к материи не относят. При том, что и про взаимосвязь массы и энергии, и про отсутствие эфира сами же заявляли тремя сотнями страниц раньше

·         «учёные брали антитела и в виде раствора прибавляли их к живым клеткам крови. Конечно, эти клетки погибали. Затем начинали растворять эти антитела водой и вновь добавляли к клеткам крови. Клетки вновь распадались. Но по логике должен быть найден предел, после чего антитела перестают действовать, т.е. их концентрация становится очень слабой. Но не тут-то было! Исследователи довели растворение до невероятной концентрации - 10-120 (для сравнения - во всей Вселенной количество элементарных частиц не более 10-70), но даже в такой концентрации сыворотки действовали... Значит, в результате опыта было установлено, что биологическая информация модет передаваться не только при помощи молекул, а принципиально иным путём. Этот неучтённый объект является переносчиком биологического поля» (стр. 544) - бессмысленно спрашивать, как они получили в отдельной пробирке концентрацию 10-120 при количестве частиц во всей Вселенной 10-70 (хотя на самом деле 10-88)

·         «сначала с помощью психоделических препаратов (главным образом ЛСД), потом с помощью психотерапии... он вводил своих пациентов в особое состояние. начинаются удивительные переживания, которые невозможно объяснить в рамках старой материалистической системы взглядов» (стр 562) - ну да, конечно, ЛСД - это самый лучший способ опровержения материалистической системы взглядов!

 

Напомню, весь этот бред официально одобрен Министерством образования Российской Федерации.

Вы скажете - это было в 1990-е, а сейчас всё исправилось. Не скажите. Вот, например, современный учебник информатики для средней школы:

 

 

Лично я понимаю то, что там написано, поскольку сам умею пользоваться компьютером на более высоком уровне, чем большинство населения. Но если этот учебник дать человеку, который не умеет или плохо умеет пользоваться компьютером, то он в нём просто ничего не поймёт. Тем не менее тоже «одобрено Министерством образования». Уже фурсенковско-ливановским.

Это я в связи с чем рассказываю. Когда ранее мы предлагали проект учебника астрономии и вообще проект новой учебной программы для будущего общества, то находились критики, которые говорили: фи, эти проекты не соответствуют требованиям педагогической науки, какому-то там методизму и т.п. На самом деле, как оказывается, вполне соответствуют, и даже больше, чем учебники, одобренные ельцинским и путинским министерствами образования.

И ещё в связи с преподаванием астрономии. Как уже неоднократно говорилось, когда будем возвращать в школе преподавание этого предмета, то надо будет писать новые учебники. поскольку прежние учебники были написаны ещё в конце ХХ века и не отражают изменений в астрономической науке, произошедшие за последние 25 лет. И тут недостаточно будет просто взять старые советские учебники, прибавить в них Юпитеру и Сатурну по несколько десятков спутников, изменить статус Плутона и добавить упоминание про экзопланеты и тёмную материю. Надо будет всё писать заново. возьмём, например, классический учебник Воронцова-Вельяминова, по которому училось наше поколение:

 

 

Воронцов-Вельяминов на момент написания им этого учебника уже был крупным учёным, и поэтому по привычке писал учебник так же, как пишут научные работы. То есть каждую главу начинал со строгих определений и скучных формул, и только затем переходил к описательной части. такая форма изложения отпугнёт школоту ещё на этапе этих самых формул. Поэтому правильнее начинать преподавание астрономии с интересных вещей, именно так, как в нашем проекте.