Практическое освоение космоса

Все описанные в предыдущей главе космические полёты в основном происходили с исследовательскими целями, без перспектив какого-либо практического применения. Тем не менее, очевидно, в будущем дойдёт дело и до промышленного освоения планет.

 

От изучения и познания к преобразованию. Человек отличается от прочих живых существ тем, что если все остальные животные приспосабливаются к окружающим их природным условиям, то человек благодаря своему труду преобразует среду своего обитания. Само человеческое общество является продуктом преобразования природы в условия жизни человека. Этот процесс называется общественным производством в ходе которого, преобразуя природу, преобразовывается и человек меняя формы общественного взаимодействия в соответствии с его (производства) потребностями. Люди строят жилища, изготовляют одежду и пр. сначала из материалов, предоставляемых природой, потом – из материалов, являющихся продуктом их переработки.

Человек не может существовать не преобразуя природу в условия своего существования, то есть в не-природу. Таким образом, концепции провозглашающие идеалом  «гармонию с природой « являются утопическими. Российский ученый, доктор философских наук И.К. Лисеев пишет об этом:  «Человек никогда не находился в полной гармонии с природой и не довольствовался только приспособлением к ней. Это всего-навсего религиозный миф о первобытном рае, в котором жили Адам и Ева. Почему-то миф этот перекочевал и в научную литературу по экологическим проблемам «.

Сторонники  «гармонии с природой « по сути предлагают вернуть человечество ко временам, когда преобразование природы также осуществлялось, но в несравнимо меньших масштабах, чем сейчас. Такой возврат означал бы также и пропорциональное сокращение культуры, в том числе духовной культуры, которая при более низком уровне производственной практики оказалась бы ненужной и излишней, а значит и общественный регресс. Возврат к примитивным способам преобразования природы приведет и соответственно к примитивным общественным формам (а это не только идеализируемые отношения племен, живущих, якобы в гармонии с природой, но и рабство, феодализм и т.д.).

Этапы взаимодействия человека и природы. Если на первых порах преобразование природы человеком шло неосознанно, то развитие науки делает этот процесс планомерным и сознательным. Процесс освоения природы человеком проходит 4 основных этапа:

Первый этап – описание, когда человек наблюдает различные природные явления, фиксирует их, учится ими пользоваться. Например, знание о том, как можно применять в хозяйстве то или иное растение или животное, или знание о том, что такое-то астрономическое явление сигнализирует   об изменении времени года и пр. – это всё примеры описания.

Второй этап – познание, когда человек не знает просто причинно-следственную связь между событиями, но и понимает, как эта связь работает. Например, для того, чтобы успешно лечить людей, надо знать строение человеческого организма. Для того, чтобы изготовить новые вещества или материалы, надо знать химию.

Третий этап – преобразование. Примеры его – выведение новых сортов растений и пород животных, зная законы селекции, а затем – и генной инженерии.  Получение новых изотопов, зная основы ядерной физики.

И, наконец, четвертый этап – воспроизведение, когда человек может не просто использовать знание функционирования механизмов природы в нужную для себя сторону, но и сами воспроизводить их. Причем здесь речь может идти не только о простом вопроизведении того, что есть в природе, но и о том, чтобы превзойти природу, использовать полезные качества тех или иных вещей более эффективно, чем в вещах, поставляемых природой.

В различных науках темпы прохождения человеком этих этапов осуществляются по-разному. Например, в простейших разделах физики – механике и электродинамике – все эти этапы оказались давно пройдены. Этап познания сущности этих явлений наступил с открытие законов Ньютона (механика) и с открытий исследователей электромагнетизма, от Ампера до Максвелла в 19 веке. Вслед за этим необычайно быстро прошли этапы преобразования и воспроизведения – человечество стало создавать механические и электрические машины, не имеющие природных аналогов, то есть в этом направлении человек заведомо превзошел природу.

Все 4 этапа оказались практически пройдены в химии и в ядерной физике, (относящейся скорее к химической форме движения). Открытие различных химических веществ, элементов и соединений и изучение их свойств – это был этап описания. Этап познания начался с открытия Менделеевым в 1869 году периодической системы элементов. В течение последующих 60 лет науки изучила закономерности, вызывающие те или иные вариации свойств химических элементов (в ядерной физике процессы описания и познания шли практически параллельно) и сегодня эти знания используются химической промышленностью в первую очередь для производства новых веществ, которых еще не бывало в природе. Если, например, в резинотехнической промышленности сначала брали за основу природный каучук и пытались искусственно повторить его синтез, то очень скоро для изготовления резины стали использоваться вещества более удобные, чем их природные аналоги. Химия умеет производить как вещества, обладающие свойствами природных веществ, но более эффективных (как, например, искусственное стекло, которое в дополнение к полезным свойствам стекла вдобавок не бьется), так и веществ, не существующих в природе (например, полиэтилен, сочетающий прозрачность с гибкостью). Подошла к этому этапу и ядерная физика, позволяющая сегодня рукотворно изготавливать элементы, не существующие в природе. И если, например, неустойчивые элементы типа плутония или технеция в принципе существовали и существуют в природе, просто люди получают их не из природы, а параллельно, искусственным путем, то, например, элементы с атомным номером свыше 100, скорее всего, никогда не могли получиться в естественных условиях, тем не менее люди уже сумели получить 17 таких элементов и уже обсуждают возможности их практического применения.

То, что химия и ядерная физика сегодня находятся на переднем крае науки и техники, вероятно и стало причиной того, что это они сегодня считаются самыми передовыми науками. Свидетельством этому является как то, что именно эти науки сегодня оказывают наибольшее влияние на жизнь людей, как и то, что, например, именно представители этих наук обладают наиболее передовыми политическими взглядами и именно предприятия, относящееся к этим отраслям, дали примеры наиболее ярких рабочих выступлений в современной России.

А вот, например биология пока находится на третьем этапе своего развития. До открытий Дарвина эта наука находилась на описательном этапе, период начиная с открытия эволюционной теории Дарвина до открытия ДНК и механизмов биосинтеза в середине ХХ века – это был этап познания. Зная механизмы функционирования биологических систем, биологическая наука вступила в этап преобразования, достигнув успехов в области генной инженерии, биосинтеза, клонирования и производства генно-модифицированных продуктов. Но к этапу воспроизведения биологическая наука еще не подошла – еще никому не удалось воссоздать даже простейшего живого организма (хотя клонирование можно с некоторой натяжкой считать таким воссозданием); синтез искусственных пищевых продуктов находится только в стадии обсуждения, а к вопросу о том, можно ли синтезировать искусственные пищевые продукты, более эффективные, чем природные продукты и их аналоги, даже пока не обсуждается. Что не исключает того, что когда-нибудь наука подойдет и к этому этапу, например, когда потребуется создать сверхпитательные продукты.

В самом начале третьего этапа находятся и науки об обществе. До появления марксизма все общественные науки носили описательный характер. Маркс и Энгельс перевели общественные науки на научную основу, открыли законы развития общества. После 1917 года человечество вступило в эпоху преобразования общество – если до этого общество развивалось стихийно, что со строительством к социализму началось его сознательное преобразование. Этот этап, как известно из истории, наткнулся на значительные трудности и пока еще далек от завершения. Переход к четвертому этапу – воспроизводству – вероятно, должен произойти только после осуществления масштабных космических проектов, когда будут создаваться крупные базы с большой численностью населения, где изначально будет коммунистический строй.

А вот такая наука, как астрономия, до сих пор еще находится в рамках перехода от второго этапа к третьему. К началу ХХ века завершилась описательная часть астрономии, в целом пройден и этап познания, связанный с развитием астрофизики. Однако практическое освоение космоса пока еще коснулось только околоземного пространства.  «Миллиарды лет Земля имела только одного спутника - Луну. Сколько же их сейчас? Они, конечно, малы, но все же, по-видимому, больше, чем маленькие спутники Сатурна, образующие его знаменитое кольцо... Деятельность человека изменила такую существенную характеристику Земли как космического тела, какой является радиоизлучение планеты. Уже сейчас человек начинает менять  «генеральный план « Солнечной системы. Появилось несколько  «искусственных планет «, искусственные спутники у Луны и Марса. Недалеко то время, когда у Меркурия, так же, как у Венеры, появятся искусственные спутники. А ведь естественных спутников достаточных размеров у этих планет не было в течение миллиардов лет! «, - писал советский астроном И.С.Шкловский еще в 1970-е годы. Однако всё это еще поверхностные изменения. Возможно, коренное преобразование небесных тел будет проходить одновременно с переходом на новый этап социальных наук в рамках  «Проекта МКФ «.

 

Занятие для людей будущего. Помимо тенденций развития науки, есть и ещё одна историческая тенденция - по мере роста производительности труда сокращается количество людей, которые заняты в материальном производстве.

Классический пример: 100 лет назад крестьянство составляло 85% населения России, впоследствии же доля людей, занятых сельским хозяйством, всё сокращалась и сейчас опустилась до уровня статистической погрешности. И это происходило не потому, что  «проклятые большевики после 1917 года занимались раскрестьяниванием крестьянства, а проклятые либерасты после 1991 года ещё усугубили», а потому, что если 100 лет назад крестьяне с трудом могли прокормить сами себя, то по мере роста производительности труда в сельском хозяйстве (решающую роль в чём сыграла коллективизация), небольшое количество сельскохозяйственных работников может прокормить  большое количество человек, которые высвобождаются и идут в промышленность.

Но дело в том, что такая тенденция имеет место не только в сельском хозяйстве, но и вообще во всём материальном производстве. При нынешнем уровне развития технологий один человек, занятый в материальном производстве, может прокормить несколько неработающих человек (прокормить - в смысле, не заработать денег на их содержание, а в буквальном смысле, т.е. произвести всё необходимое для их жизнеобеспечения количество материальных благ), и это число будет только увеличиваться.

То есть, получается, что по мере развития научно-технического прогресса большинство трудоспособных людей оказываются  «лишними «. При капитализме эта проблема решается тем, что для этих  «лишних людей « придумываются паразитарные профессии типа  «заворачиватель гамбургеров»,  «менеджер по продажам « и всякие прочие промоутреы-копирайтеры-мерчендайзеры. Для социализма такой подход чужд. И спрашивается, чем нужно будет при социализме занять эту массу  «лишних людей «, для которых нет место в материальном производстве?

Логичный вариант - их следует занять наукой (естественно, предварительно подготовив программы по образованию, переподготовке кадров и т.п.). Но какой именно наукой? Количество людей, занятых прикладной наукой, по порядку величины вряд ли будет больше, чем количество людей, занятых материальным производством, так что это не решает проблемы. А количество людей, занятых фундаментальной наукой, как минимум на порядок меньше, чем занятых прикладной наукой.

Получается вывод - для этих широких масс трудящихся нужно найти такие направления в науке, какие требовали бы больших затрат трудоресурсов.

Единственный вариант такого направления в наук - это освоение других планет. Плюс к этому - решение обеспечивающих вопросов (пищевой синтез, робототехника и т.п.)

 

Как именно осваивать разные планеты. В отношении Луны уже существуют планы её промышленного использования, основанные в первую очередь на использовании содержащегося на Луне изотопа гелия-3, являющегося сырьём для термоядерной энергетики. При этом для потребностей земной энергетики может хватить и небольшой части добываемого гелия-3, а основная его часть должна идти на производство энергии для предприятий, которые будут строиться прямо на Луне. Строительство таких предприятий потребует создания на Луне колоний с очень большой численностью населения, соизмеримой численности населения земных городов. Будет логично, если при выборе формы общественной организации этих лунных баз с там изначально будут устанавливаться отношения высшей фазы коммунизма. Детальный проект лунной базы, основанной на таких принципах, разработан.

В отношении Марса и Венеры логичен план их освоения, который называют терраформирование – т.е. переделка атмосферы и климата на целой планете так, чтобы они напоминали климат и атмосферу на Земле и можно было бы жить на их поверхности без скафандра.

Базы на Меркурии должны напоминать базы на Луне, учитывая сходство физических условий этих небесных тел.

В отношении Юпитера и Сатурна в фантастической литературе обычно рассматривается создание баз на их спутниках, некоторые из которых даже крупнее Луны. С другой стороны, есть опасения, что физические условия на их поверхности могут быть неблагоприятны для создания на них баз из-за того, что влияние планет-гигантов дестабилизирует их поверхность. Кроме того, возможность наличия жизни на некоторых из них вряд ли позволит заняться их детальным переобустройством. Поэтому рассматривается вариант создания баз, «плавающих» в атмосфере Юпитера и Сатурна (в слое, плотность которого будет равна средней плотности баз). Для компенсации силы тяжести (которая на Юпитере в 3 раза выше, чем на Земле) возможно движение их по «кругосветной» траектории таким образом, чтобы центробежная сила компенсировала излишнюю силы тяжести.

Планы создания баз на Уране и Нептуне готовить трудно по той причине, что до сих пор остаётся открытым вопрос, есть ли у них твёрдая поверхность (вероятно, из водяного или углеводородного льда) или же они являются газовыми гигантами, наподобие Юпитера или Сатурна.