ЛУНА: ИССЛЕДОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ

На Луне нашли гору, которая всегда освещается солнцем
23 марта 2004 г.

Астрономы из Университета Джонса Хопкинса объявили о том, что на Луне есть гора, которая всегда освещается солнцем. Ее уже назвали "пиком вечного света". Находится эта гора в окрестностях северного полюса Луны внутри кратера Пири (Peary), диаметр которого составляет около 80 км.
Эта гора "незаходящего солнца" была обнаружена в результате исследования снимков полюсов Луны, сделанных зондом Clementine в 1994 году.
Как известно, сезонных изменений погоды на лунных полюсах практически не бывает. Объясняется это тем, что ось вращения Луны отклонена от перпендикуляра к плоскости ее орбиты всего на 1,5 градуса. Для сравнения, у Земли этот наклон оси составляет 23,5 градусов и смена времен года у нас выражена довольно ярко.
Но следствием малого угла наклона оси вращения Луны является еще и то, что на ее полюсах есть кратеры, стены и дно которых всегда находятся в тени. Но зато нашлась как минимум одна гора, которая наоборот всегда освещается солнцем.
Американцы сразу решили "застолбить" эту гору для своей первой лунной базы (Наш комментарий: губу раскатали!). Это место хорошо еще и тем, что там дневные перепады температур составляют всего 40oС, тогда как в районе лунного экватора поселениям землян придется выдерживать перепады температур в 250oС.
(по материалам SpaceDaily)

На Луне найден новый минерал
27 апреля 2004 г.

В метеорите, который в 2000 году упал на Землю с Луны, ученые обнаружили новый минерал.
Новый минерал получил название хапкеит - по имени профессора геологии и планетарных наук Брюса Хапке, который предсказал открытие этого минерала. Новый минерал состоит из отложений чистого железа и кремния, вкрапленных в скалистую основу. Такие камни образуются в результате длительной бомбардировки лунной поверхности микрометеоритами, столкновения с которыми приводят к выделению энергии, достаточной для испарения содержащихся в исходном грунте металлов, которые заетм оседают на скалистую породу.
Ученые надеются, что исследование нового минерала помогут лучше понять условия образования реголита.

Поверхность Луны изменили перестановки планет-гигантов

30 мая 2005 г.

Лунные моря и кратеры образовались при необычных обстоятельствах, считает группа ученых из нескольких стран. Причина этого - "перегруппировка" планет-гигантов. В статье, опубликованной журналом Nature, говорится, что Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун четыре миллиарда лет назад двигались по близким орбитам, а их уход на современные позиции вызвал интенсивные метеоритные дожди.

Одной из жертв "бомбардировки" стала Луна. Тогда как ее возраст оценивают 4,5 миллиардами лет (как и возраст Земли), основные видимые глазом детали лунного рельефа - моря и крупнейшие кратеры - образовались только 700 миллионов лет спустя.

Объяснение формы рельефа Луны

13 февраля 2006 г.

Астрономы из университета Огайно объяснили происхождение самых заметных деталей лунного ландшафта - "морей" и "океана". Они считают, что они возникли при столкновении с астероидом, который врезался в Луну с противоположной стороны.

Данные, собранные за время нескольких лунных экспедиций, указывают на то, что форма Луны заметно отклоняется от сферической. Вмятине на невидимой стороне соответствует выпуклость, обращенная к Земле. Прежде это объясняли "приливными силами", воздействовавшими со стороны Земли на еще не застывшее небесное тело. Новая гипотеза предполагает, что все обстояло иначе: астероид, столкнувшийся с Луной четыре миллиарда лет назад, вызвал сильную ударную волну, которая прошла сквозь ядро и "вытолкнула" на поверхность гигантские объемы магмы.

На Луне появился новый кратер

19 июня 2006 г.

В Центре космических полетов им. Маршалла американского космического агентства NASA есть специальное подразделение астрономов, которые наблюдают за метеоритами, падающими на поверхность Луны. Эти работы ведутся в рамках нового проекта по возвращению американцев на Луну. Метеориты падают на Луну довольно часто, и это может представлять определенную опасность для космических аппаратов и астронавтов. Поэтому перед упомянутым подразделением была поставлена задача определить, сколько именно метеоритов падает на поверхность Луны каждый день.

Для наблюдений используется 10-дюймовый компьютеризированный телескоп, который нацелен на теневую сторону Луны в начале лунного цикла, когда площадь лунного серпа составляет от 15 до 50% от площади полного диска Луны. Телескоп фиксирует вспышки взрывов от ударов метеоритов. Тестирование телескопа было проведено в ноябре 2005 г., и уже в первую ночь наблюдений удалось записать вспышку. Тогда в поверхность Луны на территории Моря Дождей врезался фрагмент кометы Энке.

Регулярные наблюдения начались 1 мая. И уже 2 мая вспышка от падения метеорита была записано на видеокамеру, подключенную к телескопу. Метеорит упал в районе Моря Облаков. Длительность вспышки составила всего 0,4 секунды, а ее яркость соответствовала 7-й звездной величине. Из этих параметров и была проведена оценка энергии, выделившейся при взрыве, размеров получившегося кратера, размеров и скорости метеорита. Получилось, что при этом ударе выделилось 17 млрд джоулей энергии, что эквивалентно энергии взрыва 4 тонн тротила, а на месте удара образовался кратер диаметром 14 метров и глубиной 3 метра. Это сделал космический камень размером около 25 см в поперечнике, который летел со скоростью 38 км/с. Такой метеорит никогда бы не достиг поверхности Земли, он бы полностью разрушился в атмосфере.

Астрономы собираются вести наблюдения в течение целого года, то есть они хотят зафиксировать все инциденты на поверхности Луны, когда она проходит через все известные на сегодняшний день метеорные потоки.

(по материалам SpaceDaily)

NASA собирается раскрыть тайну лунных магнитных спиралей

4 июля 2006 г.

Лунные магнитные спирали - это странные светлые вихреобразные структуры простираются на десятки километров. Все они совершенно плоские и обладают магнитными полями.

Одну из спиралей, Reiner Gamma, можно наблюдать в небольшой любительский телескоп. Она находится около западного берега Океана Бурь  и, на первый взгляд, напоминает деформированный кратер. Вскоре были найдены еще две спирали на обратной стороне Луны напротив Моря Дождей (Mare Imbrium) и Восточного Моря (Mare Orientale). В 1972 году было обнаружено магнитное поле спиралей - для каждой из них оно составляет несколько сотен нT (для сравнения магнитное поле Земли - 30 тыс. нT) и очень неоднородно.

Для объяснения возникновения магнитного поля спиралей была предложена следующая теория. Почти 4 млрд. лет тому назад Луна имела жидкое железное ядро и общее магнитное поле. Вполне возможно, что крупный астероид мог столкнуться с Луной. В результате столкновения поднялось облако из электрически заряженных частиц (плазмы) которое, стремительно распространяясь вокруг Луны, сдвигало силовые магнитные линии. Два противоположных потока плазмы должны были сойтись в точке на другой стороне Луны, расположенной непосредственно напротив эпицентра взрыва. В этой же точке сконцентрировались и магнитные силовые линии.

После того как ядро Луны остыло, общее магнитное поле спутника исчезло. Сохранились только самые сильные неоднородные участки.

Эта теория объясняет также и более светлый оттенок спиралей. Согласно некоторым исследователям, лунная пыль темнеет в результате длительного воздействия солнечного ветра. Возможно, спирали сохранили свой первоначальный цвет, поскольку их магнитные поля отклоняют солнечный ветер.

Источник: CNews.ru

Найдены подтверждения одной из гипотез формирования Луны

2 июля 2007 г.

В настоящее время существуют несколько основных теорий, объясняющих происхождение Луны. Большинство ученых склоняются к мнению, что Луна сформировалась при столкновении нашей планеты с объектом, сравнимым по размерам с Марсом. В результате удара обломки объекта вместе с некоторым количеством земных пород были выброшены на околоземную орбиту, и впоследствии из них образовался спутник.

Если верить данной теории, можно предположить, что состав пород Луны должен быть алогичен химическому составу объекта, столкнувшегося с Землей. Однако анализ, проведенный командой Алекса Холлидэя из Оксфордского университета, показал, что образцы пород с Земли и Луны содержат большее количество тяжелых изотопов кремния по сравнению с другими космическими объектами, в частности, метеоритами.

Таким образом, по мнению исследователей, естественный спутник нашей планеты, скорее всего, сформировался в результате конденсации веществ, испарившихся при столкновении Земли с крупным объектом.

Астрономы заглянули в прошлое Луны

23 августа 2007 г.

Проанализировав данные с обращавшихся вокруг луны зондов "Смарт-1"  и "Клементина", астрономы могут многое сказать о геологическом и вулканическом прошлом Луны. Так, например, бассейн, известный под названием Море влажности, скорее всего образовался непосредственно вследствие удара небесного тела о поверхность Луны. Море имеет круглую форму, тонкую кору, в нем обнаружены масконы (участки лунной коры, представляющие собой гравитационную аномалию).

По краям бассейна найдены концентрические грабены (впадины) и складки, вызванные термомеханической деформацией базальта. Кроме того, впервые были обнаружены разрывы коры, в которых раскол вертикален и одна сторона выше другой. Подобные разрывы встречаются на Земле (например, Сан-Андреас на западе США), но они объясняются взаимодействием нескольких тектонических плит, чего нет на Луне.

Другой известный бассейн, Океан бурь, по данным зондов, образовался около четырех миллиардов лет назад вследствие тектонической активности, вызванной возникновением близлежащего кратера Имбриум. В Океане бурь нет масконов и разрывов. В нем обнаружен самый молодой базальт на Луне, которому всего два миллиарда лет.

Япония запустила искусственный спутник Луны

14 сентября 2007 г.

14 сентября в 1:31 пятницы по гринвичскому времени (5:31 по московскому) с тихоокеанского острова Танегасима стартовала ракета-носитель H-IIA с первым японским искусственным спутником Луны на борту.

Спутник, названный "Кагуя" (Kaguya) в честь принцессы из древней японской сказки, состоит из трех модулей: основного, который будет находиться на лунной орбите на расстоянии около 100 километров от поверхности, и двух вспомогательных спутников меньшего размера. Миссия "Кагуя" продлится около года. Спутник будет производить съемку поверхности, измерять гравитацию и другие параметры Луны, изучать влияние солнечного и электромагнитного излучения на спутник Земли.

Японцы намерены расширять свою космическую программу. К 2020 году они собираются отправить человека на Луну, а к 2025 году надеются оборудовать там обитаемую исследовательскую станцию.

Японский спутник "Кагуя" вышел на орбиту Луны

8 октября 2007 г.

Маневр по выводу исследовательского спутника "Кагуя" на лунную орбиту успешно завершился в 6:20 утра 4 октября по японскому стандартному времени, сообщает Японское аэрокосмическое агентство JAXA.

"Кагуя" была запущена 14 сентября и провела две недели на околоземной орбите. В конце октября она отправилась к Луне и успешно вышла на окололунную полярную орбиту. Апоселений составляет 11741 километр, периселений - 101 километр.

Чуть позднее от "Кагуи" отделятся два маленьких спутника: 3 октября - Rstar (апоселений орбиты 2400 километров, периселений - 100 километров), 12 октября - VLBI (апоселений - 800 километров, периселений - 100 километров). 19 октября главный спутник перейдет на круговую орбиту высотой 100 километров.

Rstar (радиоспутник) и VLBI предназначены в основном для измерений гравитационного поля Луны и его неоднородностей. Главный спутник будет также собирать данные о поверхности Луны и исследовать ее геологическую историю. Миссия продлится один год.

Официально первый японский спутник Луны, успешно запущенный после серии неудач, называется SELENE (SELenological and ENgineering Explorer, Селенологический прикладной исследовательский аппарат), ему также дано условное название "Кагуя" в честь принцессы из древней японской сказки.

Источник: Lenta.Ru

Китайский спутник вышел на орбиту Луны

6 ноября 2007 г.

Китайский космический аппарат "Чан Э" вышел на орбиту Луны. Этот спутник был послан к Луне с целью фотографирования поверхности естественного спутника Земли. Изучение лунной поверхности производится в рамках подготовки к посадке автоматической станции, намеченной на 2012 год, а также запланированной в течение ближайших 15 лет пилотируемой экспедиции.

Для запуска лунного спутника использовалась китайская ракета-носитель "Великий Поход-3". Успешный вывод "Чан Э" на орбиту Луны позволил Китаю подтвердить репутацию третьей в мире космической державы.

"Чанъэ I" начнёт сбор научных данных в конце ноября 2007 года

12 ноября 2007 г.

Китайский космический аппарат "Чанъэ I" для исследования Луны активирует научные приборы и начнёт пересылку на Землю первых собранных данных в конце ноября 2007 года.

В настоящее время прохождение "Чанъе I" по орбите с высотой 200 км над поверхностью Луны занимает 127 минут. В ближайшем будущем будет произведено окончательное выравнивание траектории зонда на орбите и проверка всего оборудования на его борту. Планируется, что исследовательский аппарат проведёт на орбите Луны 1 год.

"Чанъэ I", имеющий массу 2350 кг, несёт на своём борту 8 научных приборов. В их число входят стерео камера и интерферометр, система формирования изображений и гамма лучевой/рентгеновский спектрометр, а также лазерный альтиметр, микроволновой детектор, детектор высокоэнергетических солнечных частиц, детектор ионов слабой энергии.

В задачи аппарата входит сбор данных для составления трёхмерных изображений поверхности Луны, определения мест концентрации пригодных для использования химических элементов, а также изучения микроволнового излучения и толщины лунных пород.

Источник: КомпьюЛента

Представлено первое изображение Луны, полученное "Чанъэ I"

27 ноября 2007 г.

Премьер-министр КНР Вэнь Цзябао представил в понедельник в Пекинском центре управления космическими полётами первый снимок Луны, сделанный зондом "Чанъэ I", который свидетельствует об успешном начале миссии космического аппарата. По словам Вэнь Цзябао, мечта китайского народа о полётах к Луне, которая существует более 1000 лет, начала претворяться в жизнь.

Первое изображение с "Чанъэ I" было составлено из 19 фотографий, охватывающих в ширину 60 км поверхности Луны. Они были получены при помощи камеры CCD в течение 20 и 21 ноября 2007 года. После того, как аппарат передал снимки на Землю, они были обработаны с целью получения трёхмерной карты участка поверхности Луны.

На изображении можно увидеть неровную поверхность естественного спутника Земли с кратерами различного размера. Оно охватывает участок поверхности длиной 460 км и шириной 280 км, расположенного между 54° и 70° южной широты и 57° и 83° восточной долготы. Представленная на изображение область в основном покрыта плагиокласом и является частью лунного высокогорья.

Фотография доступна в Интернете по адресу http://news.xinhuanet.com/english/2007-11/26/content_7146080.htm

Агентство JAXA представило трёхмерные изображения поверхности Луны

30 ноября 2007 г.

Специалисты Японского агентства исследований космоса (JAXA) представили общественности подробные трёхмерные изображения поверхности Луны, составленные при помощи данных, полученных камерой космического аппарата "Кагуя" (SELENE). Благодаря этому у астрономов появилась возможность увидеть в трёх измерениях ранее неразличимые небольшие неровности и кратеры на поверхности Луны.

Научно-исследовательский аппарат "Кагуя", предназначенный для исследований Луны, был запущен в космос 14 сентября 2007 года при помощи ракетоносителя H-IIA с космического центра Танегасима. На орбиту Луны он вышёл 4 октября, а первые снимки передал на Землю 9 октября.

Источник: КомпьюЛента

Луна оказалась моложе, нежели предполагалось ранее

25 декабря 2007 г.

Результаты исследования, проведённого швейцарскими учёными позволили предположить, что Луна на 30 миллионов лет младше, нежели предполагалось ранее. Считается, что через 30 миллионов лет после начала формирования Солнечной системы, Земля столкнулась с другим космическим телом размером с Марс, что и привело к формированию её единственного спутника.

Швейцарские специалисты из Швейцарского государственного института технологии в Цюрихе, однако, считают, что не всё было так просто. Учёные делают свои выводы на основе результатов исследования изотопа вольфрама в лунном грунте.

Изотоп вольфрам-182 получается при распаде двух других элементов, гафния-182 (период полураспада 9 миллионов лет) и тантала-182. Тантал не относится к числу особо распространённых на Луне элементов. Он формируется при бомбардировке поверхности спутника Земли заряженными частицами из космоса. Во время предыдущих измерений времени образования Луны срок распада тантала не учитывался. По словам руководителя исследования, Матье Тобола, из вычислений следует исключить вольфрам-182, иначе возраст спутника Земли получится больше, чем он есть на самом деле.

Согласно рассчётам швейцарских учёных, столкновение Земли с другим космическим телом произошло по крайней мере через 50 миллионов лет после начала формирования Солнечной системы. Это значит, что каменистые планеты, такие как Марс и Земля формировались дольше, чем это предполагалось ранее. Таким образом, и наша планета должна быть младше. Учёные также обнаружили, что состав Луны практически идентичен составу мантии Земли, что подтверждает теорию о том, что она является частью "прото-Земли". Некоторые компьютерные модели показывали, что Луна должна состоять как минимум на 80% из остатков объекта, с которым столкнулась Земля, - однако данное исследование это опровергает.

Стоит отметить, что, согласно выводам исследователей, Луна сформировалась по крайней мере через 16 миллионов лет после того, как у нашей планеты появилась кора.

Зарождение Луны изменило протяжённость суток на Земле

23 апреля 2008 г.

Компьютерная модель, составленная Робин Кэнап из Юго-западного исследовательского института в Боулдере в штате Колорадо, показывает, что столкновение, в котором сформировалась Луна повлияла на протяжённость суток на нашей планете, а также на направление, в котором она вращается.

Считается, что спутник Земли сформировался, когда около 4,5 миллиардов лет назад в неё врезался объект, имеющий размеры Марса. Это вызвало выброс на орбиту планеты облака обломков, которые со временем собрались в каменистую сферу.

Для имитации столкновения Кэнап создала компьютерную модель, в которой существовало 120000 виртуальных каменистых обломков. В результате оказалось, что, возможно, ранее Земля вращалась по-другому. Вероятно, наша планета была сильно наклонена по своей оси и обращалась намного быстрее. День на ней составлял всего 4 часа. Модель также показала, что после удара эти параметры изменились.

Источник: КомпьюЛента

Индия отправила зонд на орбиту Луны

22 октября 2008 г.

Стартовала ракета-носитель PSLV-C11 с первым индийским лунным зондом "Чандраян-1" на борту.  Запуск был произведен с космодрома имени Сатиша Дхавана, расположенного на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе, в 06:22 по местному времени (04:52 по московскому времени).

Миссия зонда "Чандраян-1" на орбите Луны рассчитана на два года. За это время зонду предстоит создать подробный атлас лунной поверхности и выяснить ее химический состав. Программа оценивается в 80 миллионов долларов.

"Чандраян-1" - первый индийский космический аппарат, отправленный за пределы земной орбиты. Индия должна стать третьей азиатской страной, после Японии и Китая, которая проведет исследование Луны.

Индийский зонд "Чандраян-1" достиг конечной окололунной орбиты

13 ноября 2008 г.

Индийский зонд "Чандраян-1" (Chandrayaan-1) достиг расчетной окололунной орбиты. Высота орбиты составляет 100 километров над поверхностью Луны. "Чандраян-1" будет совершать полный оборот вокруг естественного спутника Земли за два часа.

Выход зонда на конечную орбиту стал результатом нескольких маневров. В общей сложности двигатели "Чандраяна-1" включались 10 раз и проработали около 16 минут. В настоящее время зонд уже начал выполнять научные измерения с помощью двух приборов - камеры для картографирования поверхности Луны и дозиметра радиации.

За время своей двухлетней миссии "Чандраян-1" должен провести химическое, минералогическое и геологическое картирование поверхности Луны и, в частности, ее полярных регионов. "Чандраян-1" несет одиннадцать научных установок, изготовленных Индией и странами-партнерами (европейские государства и США).

В пятницу, 14 ноября, от зонда должна отделиться 29-килограммовая спускаемая капсула. Во время 20-минутного снижения она будет проводить съемку поверхности спутника Земли. Капсула должна "прилуниться" на южном полюсе. После этого капсула не будет проводить никаких измерений, так как удар о поверхность приведет к ее разрушению.

Старт ракеты-носителя PSLV-C11 с лунным зондом на борту состоялся 22 октября с космодрома Сатиш Дхаван (Satish Dhawan), находящегося на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе.

Индийский зонд "Чандраян-1" передал первые данные

25 ноября 2008 г.

Индийский лунный аппарат "Чандраян-1" передал на Землю первые данные. Это было выполнено в рамках тестирования расположенных на его борту научных приборов. Зонд функционирует нормально и ведет работу по изучению поверхности Луны и окололунного пространства.

Запущенный 22 октября 2008 года с индийского космодрома имени Сатиша Дхавана спутник 8 ноября вышел на орбиту вокруг Луны, а еще спустя неделю сбросил на ее поверхность зонд с установленными на его борту научными приборами. Капсула, как и было запланировано, разрушилась при столкновении - но перед этим успела передать на Землю через "Чандраян-1" ценную информацию.

После сброса капсулы специалисты Индийского космического агентства перешли к последовательному включению предназначенных для исследования поверхности Луны приборов на борту аппарата. 20 ноября начал работу инфракрасный спектрометр, а 23 ноября состоялся первый запуск рентгеновского спектрометра. Оба этих прибора будут собирать отраженное от Луны излучение в тепловом и рентгеновском диапазонах. Это позволит установить химический состав поверхности Луны.

Источник: Lenta.Ru

Лунный день перегрел "Чандраян-1"

27 ноября 2008 г.

Индийский зонд "Чандраян-1", который в настоящее время находится на лунной орбите, перегрелся. Температура внутри аппарата поднялась выше 490С, в то время как стандартная рабочая температура составляет 400С. По словам специалистов, причиной этого явления стало необычайно теплый лунный день. Однако инженеры утверждают, что причин для беспокойства нет - аппаратура зонда может функционировать и при 600.

Техническая неполадка заставила индийских инженеров отложить включение некоторых приборов на борту аппарата. Однако те, которые уже включены, работают нормально. Планируется, что температура на борту аппарата снизится до обычного значения в декабре 2008 года.

Источник: Lenta.Ru

На старых снимках Луны разглядели новые детали

14 ноября 2008 г.

Ученые из NASA заново обратились к снимкам Луны, полученным в 1966 году. Переданные тогда орбитальным аппаратом Lunar Orbiter данные были вновь считаны с магнитных лент и обработаны с использованием современного программного обеспечения. Благодаря развитию прикладной математики за последние 40 лет астрономы смогли проявить до сих пор остававшиеся скрытыми детали снимков. Подобные попытки предпринимались и ранее, но лишь теперь, в исследовательском центре Эмес (Ames Research Center), работу удалось довести до конца.

Lunar Orbiter, первый американский аппарат на окололунной орбите, передал на Землю аналоговый сигнал, который был записан на магнитную ленту. Ленты были скопированы и сохранены в архиве, а записанная на них информация позволила ученым получить первые снимки Луны со сравнительно близкого расстояния. В конце 1960-х годов эти данные использовались для подготовки программы "Аполлон", а в 2000-х их же решили использовать и для следующей миссии.

При этом ученым пришлось столкнуться с рядом трудностей, прежде всего организационных. Они были разрешены только благодаря усилиям бывших сотрудников Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory - JPL). Полторы тысячи катушек с лентой в конце 1980-х годов уже попытались переписать на цифровой носитель, но тогда специалистам из Калифорнийского технологического института помешал недостаток финансирования. Потом за дело взялись частные компании с уволившимися из JPL Нэнси Эванс и Марком Нельсоном - но денег снова не хватило.

Как выяснил калифорнийский телеканал KGO, кассеты избежали судьбы пленки с видеозаписью первой высадки на Луну только благодаря действиям Нэнси Эванс. Оборудование (списанное из NASA) было размещено ею в заброшенной закусочной "Макдональдс", а сами пленки пролежали с 1980-х годов в ее гараже, тщетно ожидая желающих взяться за их анализ.

Но в 2007 году исследовательский центр Эмес, объединивший около двух тысяч человек и располагающий бюджетом в 600 миллионов долларов заинтересовался пленками, и материалы были переданы для обработки туда. Современные методы позволили выявить детали, которые сорок лет назад просто оставались неразличимы из-за несовершенства технологии.

Несмотря на возможность получить сейчас снимки со значительно большим разрешением, старые данные могут представлять значительный интерес именно благодаря своему возрасту. По словам Грега Шмидта, руководителя отдела изучения Луны, сопоставление двух наборов данных с сорокалетним промежутком может привести к обнаружению совсем свежих кратеров и оценить изменчивость лунного ландшафта.

У Китая появилась собственная карта Луны

12 ноября 2008 г.

У Китая появилась первая собственная карта лунной поверхности, сообщает агентство Синьхуа. Она была составлена благодаря зонду "Чанъэ-1", который в настоящее время вращается вокруг Луны. По словам китайских ученых, их карта "является самой полной и подробной из всех, опубликованных на настоящий момент".

Космический аппарат "Чангъэ-1" был запущен 24 октября 2007 года в рамках первого этапа лунной программы Китая. Зонд должен изучить химический состав поверхности Луны, составить ее карту, а также получить данные о космическом пространстве между Землей и Луной, которые будут использоваться для последующих экспедиций. Запуск следующего спутника "Чангъэ-2" запланирован на 2010 год.

Источник: Lenta.Ru

Ученые раскрыли тайну магнитного поля Луны

19 января 2009 г.

Ученым из Массачусетского технологического института удалось доказать, что на раннем этапе существования у Луны было аналогичное земному магнитное поле. В качестве объекта исследования ученых выступал образец под названием троктолит 76535, доставленный американскими астронавтами с Луны. Сначала камень был помещен в специальную изолированную комнату, где пролежал несколько месяцев. Это было сделано для того, чтобы с образца сошли "короткоживущие" магнитные поля, возникшие во время его хранения на Земле.

После этого камень поместили в переменное магнитное поле и при помощи высокоточного роботизированного манипулятора провели замеры параметров магнитных "откликов" в различных участках образца. Анализ собранных данных показал, что в прошлом камень подвергался длительному воздействию магнитного поля. Радиоактивная датировка позволила установить временной период - примерно 4,2 миллиарда лет назад, то есть через 300 миллионов лет после формирования Луны.

Удар астероида развернул Луну

23 января 2009 г.

В отдаленном прошлом Луна была повернута к Земле обратной стороной. К такому выводу пришли ученые из Парижского института физики Земли.

Известно, что Луна постоянно обращена к Земле одной стороной, так как период ее вращения вокруг собственной оси совпадает с периодом обращения вокруг Земли. Компьютерные модели показывают, что в результате этого количество кратеров в восточном полушарии (считается, что плоскость нулевого меридиана Луны проходит через центр Земли и полюса спутника) Луны должно быть на 30% больше, чем в западном. Похожим образом во время дождя количество капель, попадающих на лобовое стекло машины, больше, чем количество попадающих на заднее.

Ученые обнаружили, что подобный эффект наблюдается, если ограничится рассмотрением только молодых кратеров в восточном полушарии. Пожилые образования, наоборот, более распространены в западной части Луны.

По мнению ученых, объяснить подобное распределение кратеров может столкновение Луны с крупным астероидом в отдаленном прошлом. Они полагают, что событие развивались следующим образом. Сначала Луна была повернута к Земле одним боком. Затем удар заставил спутник Земли вращаться вокруг собственной оси. Под воздействием гравитации нашей планеты движение замедлялось, и в конце концов земной спутник "застыл", повернутый к Земле другим боком.

По мнению авторов работы, данное событие произошло 3,9 миллиарда лет назад. Ученые полагают, что их теорию смогут подтвердить новые данные, которые сейчас собирают индийский, китайский и японский аппараты.

Японский аппарат "Окина" врезался в Луну

13 февраля 2009 г.

Японский искусственный спутник Луны "Окина" (Okina), являющийся частью миссии "Кагуя" (Kaguya), врезался в лунную поверхность 12 февраля 2009 года. Падение "Окины", предусмотренное планом миссии, ожидалось в течение нескольких последних недель. Дело в том, что зонд находился на достаточно низкой орбите, где известные "неровности" гравитационного поля Луны вносили серьезные возмущения в траекторию движения аппарата. При этом у зонда отсутствовали двигатели для корректировки курса.

Миссия "Кагуя", известная также как SELENE, была запущена JAXA в сентябре 2007 года. Одной из основных целей зонда стало изучение происхождения Луны, а также ее геологической истории. В октябре этого же года от основного аппарата отделились "Окина" и "Оуна" (Ouna).

В ноябре 2008 года миссия "Кагуя" была продлена до августа 2009 года. Планируется, что после окончания работы аппарат повторит судьбу "Окины".

Данные, собранные японскими аппаратами, позволили исследователям получить большое количество ценной информации. Например, ученым удалось установить, что вулканы на обратной стороне Луны работали на 500 миллионов лет дольше, чем считалось ранее. При этом у зондов не получилось найти на естественном спутнике Земли водный лед.

Источник: Lenta.Ru

Темная сторона Луны оказалась плотнее светлой

13 февраля 2009 г.

Японским ученым удалось установить, что невидимая нам сторона Луны плотнее, чем доступная для наблюдения.

Для измерения использовалась пара космических аппаратов. Один из них ("Кагуя") облетал земной спутник. При этом неравномерность гравитационного поля Луны вызывала изменения орбиты аппарата. Во время движения "Кагуя" передавал радиосигнал на аппарат "Окина", который на настоящий момент завершил свою миссию. Из-за вариаций орбиты частота и длина посылаемых радиоволн менялась (так называемый эффект Допплера). По этим изменениям ученые измеряли гравитационное поле Луны.

На обратной стороне земного спутника исследователям удалось обнаружить круговые регионы чередования усиленной и ослабленной гравитации. По словам ученых, структура аномалий такова, что указывает на наличие более плотных слоев бывшей мантии (в настоящее время на Луне отсутствует тектоническая активность), расположенных ближе к поверхности, чем на видимой стороне Луны.

По словам ученых, подобная ситуация могла возникнуть, если в течение достаточно долгого времени обратная сторона Луны была холоднее повернутой к Земле стороны. Причины, объясняющие подобный феномен, ученые назвать пока не могут.

Японский спутник "Кагуя" врезался в поверхность Луны

11 июня 2009 г.

10 июня  в 22:35 по московскому времени японский спутник "Кагуя" завершил свою миссию, врезавшись в поверхность Луны.

Аппарат был запущен 14 сентября 2007 года, 4 октября он был выведен на лунную орбиту. С его помощью специалисты изучали гравитационные свойства Луны, а также особенности его геологического развития. В частности, используя "Кагуя" в паре с другим японским зондом "Окина", ученые выявили неравномерность гравитационного поля Луны. Как оказалось, плотность "темной" стороны спутника, которой он повернут в обратную от Земли сторону, превосходит плотность видимой стороны. По мнению специалистов, возможная причина такой аномалии кроется в том, что "темная" сторона Луны долгое время была холоднее той, что повернута к Земле. Тем не менее, что вызвало такую разницу температур, ученые объяснить не могут.

Вспышку, которая возникла в результате столкновения "Кагуя" с Луной, можно было наблюдать с Земли с использованием телескопа. В России ее можно было увидеть только с территории восточнее Уральских гор.

Зонд NASA стартовал к Луне

19 июня 2009 г.

С космодрома на мысе Канаверал стартовал зонд для изучения Луны Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Запуск ракеты-носителя Atlas V, на борту которой, помимо LRO, находится еще один аппарат для исследования Луны - Lunar Crater Observation and Sensing Satellite (LCROSS), был произведен 19 июня в 01:32 по московскому времени.

Аппараты будут исследовать минералогию и геологию Луны, составлять подробные трехмерные карты лунной поверхности, а также искать залежи водяного льда, которые могут существовать в полярных кратерах Луны. Помимо этого LRO займется изучением потенциального воздействия космического излучения на людей и подбором подходящих мест для будущих поселений.

LRO и LCROSS в течение четырех месяцев будут обращаться по лунной орбите, после чего второй аппарат вместе со ступенью Atlas V отсоединится от LRO и упадет на поверхность Луны. Оставшийся на орбите LRO будет наблюдать за самим процессом падения и его результатом.

Источник: Lenta.Ru

Новый зонд NASA вышел на лунную орбиту

23 июня 2009 г.

Новый лунный зонд NASA Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) 23 июня вышел на лунную орбиту. LRO достиг расчетной высоты над поверхностью земного спутника вскоре после 14:00 по московскому времени.

Аппараты будут изучать топологические, геологические и минералогические особенности земного спутника. По итогам работы LCROSS и LRO ученые намерены составить трехмерные карты поверхности Луны, обнаружить в лунных кратерах залежи водяного льда (если они существуют) и подобрать возможные места создания лунных баз.

Лунный зонд LCROSS передал на Землю первые снимки

24 июня 2009 г.

Лунный зонд Американского космического агентства LCROSS передал первые изображения поверхности Луны.  LCROSS пролетел над южным полюсом Луны на высоте около 3,2 км. Аппарат, в частности, сфотографировал кратер Менделеева - огромную воронку, оставшуюся от встречи Луны с крупным метеоритом. В ближайшее время специалисты, курирующие проект LCROSS, будут калибровать его приборы. В скором времени зонд должен начать использовать свой спектрометр, при помощи которого ученые будут изучать состав минералов на поверхности Луны

Лунный зонд LRO передал на Землю первые фотографии

3 июля 2009 г.

Зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) передал на Землю первые снимки поверхности Луны. Камеры аппарата запечатлели кратеры в районе Моря Облаков на границе дня и ночи. На фотографиях можно различить отдельные объекты, длина которых составляет три метра.

LRO вместе с запущенным одновременно с ним зондом LCROSS должны сфотографировать большую часть поверхности Луны. На основании этих снимков ученые намерены построить подробную топографическую карту земного спутника. В конце 2008 года Китай заявил, что создал такую карту, взяв за основу фотографии, сделанные аппаратом КНР «Чанъэ-1» .

В задачи LRO помимо картирования лунной поверхности входит изучение радиационных и химических характеристик Луны. Разработанный NASA при содействии космических агентств других стран зонд постепенно активирует все свои приборы. 19 июня заработали нейтронный детектор и телескоп для изучения космических лучей. Нейтронный детектор был разработан для Американского космического агентства российскими специалистами.

На следующей неделе планируется активировать лазерный альтиметр, который необходим для построения трехмерной карты лунной поверхности и прибор для составления температурной карты. Кроме того, специалисты намерены включить экспериментальный радар, который будет искать под поверхностью Луны лед, а также создаст карту постоянно находящихся в тени кратеров. Самым последним будет активирован ультрафиолетовый спектрометр, работающий по методу Лаймана. Он также будет искать на Луне лед.

Зонд LRO снял места посадки лунных модулей Apollo

20 июля 2009 г.

Зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) произвел съемку лунной поверхности, где с 1969 по 1972 годы совершили посадку пять из шести лунных модулей американской программы Apollo.  Снимки были сделаны в промежутке между 11 и 15 июля. В пятницу, 17 июля, они были получены на Земле. На них представлены лунные модули кораблей Apollo с порядковыми номерами 11, 14, 15, 16 и 17. Ожидается, что съемки места посадки модуля Apollo-12 будут произведены в течение следующих нескольких недель.

В пресс-релизе NASA отмечается, что пока что качество полученных фотографий остается не очень высоким. В частности, на один пиксель изображения приходится около четырех футов (1,2 метра). Тем не менее, небольшой угол солнечных лучей, падающих на места посадки модулей, привели к образованию длинных теней, которые хорошо видны даже при невысоком качестве изображений.

Фотографии наилучшего качества получились с места посадки Apollo-14 – по данным NASA, на ней помимо самого модуля можно различить различные инструменты, оставленные космонавтами, а также следы от их ног.

Источник: Lenta.Ru

Гренландские скалы помогли выяснить прошлое Луны

28 июля 2009 г.

До настоящего времени считалось, что главными «архитекторами» лунного рельефа были астероиды. Авторы новой работы решили проверить это убеждение, проанализировав данные о содержании тяжелого элемента иридия в скалах Гренландии. Иридий в основном сосредоточен в недрах Земли; на поверхность планеты его приносят кометы или астероиды. Конечное содержание этого элемента в породе зависит от типа «перевозчика».

Кометы движутся быстрее астероидов, а их орбиты вокруг Солнца более вытянуты. При столкновении с другим космическим объектом образуется большое пылевое облако, часть которого (вместе с иридием) уносится обратно в космическое пространство. Столб пыли при падении астероида значительно меньше, соответственно, больше иридия остается на поверхности небесного тела.

Согласно расчетам ученых, содержание в породах Земли и Луны иридия, оставшегося после столкновения с астероидами, должно составлять от 18 тысяч до 10 тысяч частей элемента на миллиард частей. Кометы оставляют после себя от 130 до 10 частей иридия на миллиард частей.

Анализ гренландских скал, возраст которых составляет около 3,8 миллиарда лет (это одни из самых древних скал на Земле), показал, что они содержат 150 частей иридия на миллиард частей. При изучении образцов лунной породы, доставленных миссией «Аполлон», был получен результат 10 частей иридия на миллиард частей.

Если вывод группы исследователей верен, и во время Поздней тяжелой бомбардировки на Луну и Землю попадали в основном кометы, то на каждый квадратный метр нашей планеты должно было приходиться около 3400 тонн кометного льда. Даже с учетом того, что примерно половина этого льда возвращалась обратно в космос, оставшегося количества хватило бы для заполнения всех земных водоемов.

Источник: Lenta.Ru

Индийский лунный зонд сфотографировал Землю в необычных цветах

4 августа 2009 г.

Индийский зонд «Чандраян-1» сделал фотографию Земли при помощи американского спектрометра Moon Mineralogy Mapper. Данные были получены от спектрометра еще 22 июля 2009 года. Собранная информация обрабатывалась, результатом чего стало изображение выполненное в псевдоцветах. На нем океаны показаны темно синим, облака - ярко былым, а растительность - зеленым.

Спектрометр Moon Mineralogy Mapper предназначен для сбора данных о минералогическом и геологическом составе лунных пород. Данный инструмент собирает информацию в широком диапазоне спектра электромагнитного излучения.

В настоящее время «Чандраян-1» испытывает серьезные трудности. Некоторые представители индийского ккосмического агентства не исключают даже преждевременного завершения работы миссии. Сложная ситуация связана с выходом из строя сенсора, который отвечает за ориентацию аппарата. Чтобы как-то контролировать положение зонда в пространстве индийские инженеры используют данные с гироскопов других приборов.

Лунный зонд LCROSS нашел на Земле жизнь

5 августа 2009 г.

Лунный зонд LCROSS провел калибровку своих инструментов, в ходе которой сфотографировал Землю в различных диапазонах. Зонд «убедился» в наличии на нашей планете молекул, свидетельствующих о наличии жизни.

LCROSS снял спектры Земли в ультрафиолетовом и оптическом диапазонах. В полученных зондом спектрах хорошо видны «отпечатки» биомаркеров: метана, воды, кислорода и углекислого газа. Присутствие этих молекул на других планетах является серьезным доводом в пользу их обитаемости.

Лунный зонд LRO нашел следы высадки американцев на Луну

24 августа 2009 г.

Лунный зонд LRO передал на Землю фотографию, которую можно рассматривать в качестве доказательства высадки американцев на Луну. Снимок выложен на сайте Moon Views.

LRO сфотографировал участок в районе посадки корабля «Аполлон-14». На снимке с пространственным разрешением 0,8 метра отчетливо заметны цепочки следов астронавтов и некая структура в том месте, где остался лунный модуль корабля.

На снимках этого же района, сделанных аппаратом «Лунар Орбитер III» в 1967 году, никаких «дополнений» к лунному пейзажу не видно. По мнению команды, курирующей миссию LRO, если бы странное образование присутствовало на Луне еще до посадки корабля, его можно было бы разглядеть даже на снимках 40-летней давности.

Комментарий: абсолютного доказательства пока нет: для наблюдения следов недостаточно разрешения в 0,8 м, а разрешение «Лунар Орбитера» было заведомо меньше.

Источник: Lenta.Ru

Лунный зонд-камикадзе потерял часть топлива

26 августа 2009 г.

Инженеры Американского космического агентства обнаружили в работе зонда LCROSS аномалию, которая привела к потере аппаратом части топлива. По невыясненным пока обстоятельствам один из сенсоров системы ACS (Attitude control system - система контроля высоты), отвечающей за ориентацию аппарата в пространстве, вышел из строя. После этого система переключилась в особый режим, который подразумевает интенсивное использования двигателей. В результате LCROSS сжег гораздо больше топлива, чем планировалось.

Инженерам агентства удалось перезапустить систему зонда и вернуть потребление топлива к приемлемому уровню. По словам специалистов, оставшегося количества должно хватить для успешного завершения миссии. Планируется, что 9 октября 2009 года зонд врежется в поверхность Луны в районе южного полюса. За результатом падения будут наблюдать астрономы с Земли и аппарат LRO. Анализ материи, выброшенной взрывом, позволит определить, имеются ли в полярных кратерах залежи воды.

Источник: Lenta.Ru

Индия потеряла свой лунный зонд

31 августа 2009 г.

Индийская организация космических исследований сообщила, что потеряла связь с лунным зондом "Чандраян-1". Специалисты организации уже приступили к анализу последних данных, поступивших с "Чандраяна", в надежде понять, что с ним могло случиться.

В последние месяцы индийские специалисты вынуждены были отказаться от части исследований, которые планировалось провести при помощи "Чандраяна", поскольку на зонде из-за перегрева вышел из строя один из сенсоров. Орбиту зонда пришлось поднять со 100 до 200 километров.

Источник: Lenta.Ru

Невидимый индийский зонд будет летать еще тысячу дней

2 сентября 2009 г.

Индийский зонд "Чандраян-1", связь с которым была потеряна 29 августа, будет оставаться на лунной орбите еще тысячу дней. Как и планировалось, "Чандраян-1" разобьется о поверхность Луны в 2012 году. На 2013 год намечен запуск второй индийской лунной миссии "Чандраян-2".

К моменту, когда курирующие миссию "Чандраяна-1" специалисты потеряли связь с зондом, он пробыл на орбите 312 дней и успел совершить 3400 оборотов вокруг Луны. Представители объявили миссию аппарата завершенной (хотя и преждевременно) и подчеркнули, что "Чандраян-1" успел получить большое количество ценных научных данных.

В последние годы Индия очень активно развивает свою космическую программу. В отличие от предшественника, "Чандраян-2" уже будет состоять из орбитального аппарата и лунохода. После завершения лунных миссий Индия намерена сосредоточиться на подготовке пилотируемых полетов. В феврале сотрудники ISRO представили конструкцию будущего индийского космического корабля. Максимальный размер его экипажа составит три человека, а старт корабля намечен на 2015 год. Кроме того индийские инженеры намерены разработать орбитальный зонд для исследования Марса.

Источник: Lenta.Ru

Индийский лунный зонд сфотографировал место посадки "Аполлона 15"

3 сентября 2009 г.

Индийский лунный зонд "Чандраян-1" сфотографировал место посадки "Аполлона 15". Снимки приведены и описаны в статье, написанной сотрудниками Индийского космического агентства (ISRO). Коротко о фотографиях пишет индийская газета The Times of India.

Камера, установленная на борту "Чандраяна-1", запечатлела не только район посадки американского космического корабля, но также следы, оставленные на поверхности спутника колесами лунохода. Разрешение фотографий не позволяет увидеть отпечатки ног самих астронавтов.

Источник: Lenta.Ru

Наш комментарий: видите, как интересно: 29 августа с зондом была потеряна связь, а уже 3 сентября он обнаружил место посадки «Аполлона-15»…

Индийские газеты объяснили причины поломки лунного зонда

8 сентября 2009 г.

Несколько индийских СМИ опубликовали материалы, в которых объясняется причина поломки первого лунного зонда "Чандраян-1", запущенного Индией 22 октября 2008 года. В изданиях The Times of India и на портале India.com выход из строя зонда объясняется перегревом, который произошел из-за неверного расчета специалистами температуры на лунной орбите.

The Times of India ссылается на слова начальника Центра управления спутниками при Индийском космическом агентстве (ISRO) Ти Кей Алекса (T K Alex), который заявил об ошибочных расчетах температуры на высоте 100 километров над поверхностью Луны.

При расчете орбиты зонда и средств его защиты специалисты ISRO закладывали температуру около 75 градусов Цельсия. В действительности на высоте 100 километров оказалось заметно теплее, и инженерам пришлось поднять орбиту еще на 100 километров. В официальных сообщениях агентства изменение высоты орбиты объяснялось необходимость получить более общие планы Луны и продолжить изучение гравитационного поля земного спутника.

Источник: Lenta.Ru

NASA в последний момент изменило цель лунной бомбардировки

29 сентября 2009 г.

Американское космическое агентство изменило предполагаемое место падения лунного аппарата LCROSS. Ранее планировалось, что последняя ступень ракеты Атлас V и аппарат LCROSS врежутся в лунную поверхность в районе кратера Кабеус А (Cabeus A). Теперь, однако, космическим аппаратам предстоит упасть в соседний кратер под названием Кабеус (без дополнительных букв). Столкновение по прежнему должно состояться 9 октября 2009 года. Целью опыта является поиск залежей водного льда в постоянно затемненных кратерах на южном полюсе земного спутника.

Источник: Lenta.Ru

Лунный зонд нашел самую холодную точку Солнечной системы

18 сентября 2009 г.

Орбитальный лунный зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) нашел самую холодную точку Солнечной системы. Она находится в затененных кратерах рядом с южным полюсом земного спутника. Зонд обнаружил самое холодное место в ходе составления температурной карты Луны. Температура внутри кратеров достигает минус 240 градусов Цельсия. Это всего на 33 градуса выше абсолютного нуля. Даже на Плутоне, который расположен в 40 раз дальше от Солнца, на несколько градусов теплее. Вскоре температура на южном полюсе Луны возрастет, и самое холодное место в Солнечной системе "переедет" на северный полюс.

В холодных кратерах могут быть "запечатаны" самые разные молекулы, например, вода или метан. Теоретически, будущие лунные резиденты смогут использовать эти запасы. Кроме того, в ходе их изучения химического состава молекул внутри кратеров астрономы смогут узнать новую информацию о ранних этапах формирования Солнечной системы.

Источник: Lenta.Ru

Индийский зонд нашел на Луне воду

24 сентября 2009 г.

Анализ данных с погибшего 29 августа индийского лунного зонда "Чандраян-1" показал, что зонд нашел на Луне воду.

Установленным на борту зонда американским спектрометром M3 было зафиксировано характерное излучение. Этот прибор улавливает излучение различных минералов, находящихся непосредственно на поверхности земного спутника или на глубине до миллиметра. Молекулы воды находятся на гранулах лунной пыли и на горных породах.

Источник: Lenta.Ru

Напарник зонда-камикадзе подтвердил его столкновение с Луной

12 октября 2009 г.

Аппарат LRO, напарник зонда-камикадзе LCROSS (Lunar Crater Observation and Sensing Satellite - спутник для исследования и зондирования лунных кратеров), который разбился о поверхность Луны 9 октября, зафиксировал это событие. Показания инфракрасных детекторов зонда приведены в сообщении NASA.

LRO наблюдал за гибелью LCROSS с расстояния около 80 км. Установленный на борту LRO инфракрасный радиометр Diviner получил несколько термальных карт участка, где произошло столкновение, непосредственно перед событием и сразу после. На картах четко заметны "следы" от падения на Луну LCROSS и первой ступени ракеты-носителя.

Эксперимент по столкновению LCROSS и верхней ступени ракеты-носителя Ares V под названием Cebeus с поверхностью земного спутника широко рекламировался NASA. Ожидалось, что в результате падения этих аппаратов на Луну поднимется огромное (около 9 км) облако пыли. Состав облака должен были изучить LRO, а также наземные и орбитальные телескопы.

Cebeus упал на поверхность Луны в 15:31 по московскому времени, а LCROSS - спустя четыре минуты. Однако падение не произвело того эффекта, которого ожидали астрономы. Зафиксированная видеокамерами картина была крайне неясной; наземные телескопы также не собрали исчерпывающей информации. Специалисты, курирующие миссию, заявили, что приборы самого LCROSS, который перед "смертью" пролетел сквозь облако пыли, поднятое ступенью (если оно было), передали множество данных, анализ которых идет в настоящее время.

Источник: Lenta.Ru

На последних снимках зонда-камикадзе нашли "потерянное" облако

19 октября 2009 г.

Американское космическое агентство опубликовало новые снимки высокого разрешения (2 метра на пиксель), сделанные во время падения на Луну верхней ступени Atlas V. На них хорошо различимо облако пыли, поднявшееся со дна кратера от удара ступени о поверхность земного спутника.

Снимки были сделаны аппаратом LCROSS незадолго до падения (аппарат и верхняя ступень упали на Луну с разницей в 4 минуты). На полученных фотографиях хорошо видно светлое пятно на фоне темного кратера - это подсвеченное Солнцем облако породы диаметром около 7 километров. В настоящее время специалисты агентства занимаются анализом собранных данных.

Кроме снимков в видимом диапазоне, перед падением LCROSS передал на Землю фотографии, сделанные в инфракрасном диапазоне. В результате удалось установить, что внутри кратера Кабеус, куда упала верхняя ступень, от удара образовался воронка диаметром около 28 метров.

Специалисты, работавшие над миссией, заявили, что количество поднятого ударом материала оказалось переоценено. Кроме этого ступень Atlas "разбрасывала" материал под неправильным углом - предполагалось, что он составит 45 градусов, однако в действительности пыль разлеталась под углом около 30 градусов. Новые результаты показывают, что несмотря на несоответствие полученных результатов ожидаемым, миссия может считаться успешной.

Целью опыта был поиск воды на естественном спутнике Земли. По мнению многих специалистов, лед, приносимый на Луну кометами, мог скапливаться в кратерах в полярных регионов Луны. Эти кратеры хороши тем, что их дно никогда не освещается Солнцем, поэтому лед может лежать там в сохранности миллиарды лет. Незадолго до падения на земном спутники следы воды были обнаружены сразу несколькими аппаратами.

Источник: Lenta.Ru

Предложена новая гипотеза образования воды на Луне

7 октября 2009 г.

Сразу три статьи, в которых изложены экспериментальные данные, свидетельствующие о наличии на Луне воды, появились 24 сентября 2009 года в журнале Science. Спектральная картина, полученная индийским зондом"Чандраян-1" , американским спектрометром М3 и аппарат "Дип Импакт" (Deep Impact), который исследовал комету Темплея, доказывала, что на земном спутнике есть вода или ее составная часть - ОН-группа. Все аппараты обнаружили следы H2O или гидроксильных ионов на поверхности земного спутника.

По словам автора новой работы, астрофизика из Колумбийского университета Арлина Кроттса , он предсказал обнаружение воды еще до того, как она была найдена приборами. Ученый предположил, что H2O скрыта в минералах под поверхностью Луны. Анализ образцов лунного грунта, доставленных на Землю в ходе миссий "Аполлон", показал, что в некоторых из них содержится небольшое количество воды - от 260 до 745 частей на миллион частей. Кроттс считает, что эта спрятанная вода просачивается на поверхность сквозь трещины и "оседает" на поверхности.

Новая гипотеза вызвала критическую реакцию у коллег Кроттса. Они отмечают, что концентрация H2O на поверхности Луны значительно выше концентрации "внутренней" лунной воды - она составляет около 1000 частей на миллион частей. Маловероятно, чтобы концентрация воды в основном ее источнике была настолько ниже концентрации в "остатках".

Большинство ученых склоняются к другой гипотезе, объясняющей происхождение лунной воды. Она предполагает, что H2O появляется в ходе реакции протонов солнечного ветра с кислородом, входящим в состав находящихся на поверхности минералов.

Источник: Lenta.Ru

На Луне нашли вход в подземный тоннель

26 октября 2009 г.

Астрономы обнаружили на Луне отверстие, предположительно ведущее в тоннель, расположенный под поверхностью. Округлая брешь была обнаружена японским зондом "Кагуя", который исследовал поверхность земного спутника в течение двух лет. В июне 2009 года зонд завершил свою миссию, разбившись о поверхность Луны. Отверстие расположено неподалеку от вулканического плато, получившего название Холмы Мариуса.

Диаметр бреши составляет около 65 метров. По оценкам ученых, отверстие уходит вглубь на 80 метров. Астрономы полагают, что дыра ведет в тоннель, расположенный под поверхностью Луны. Такие тоннели должны были сформироваться в ходе вулканической активности в прошлом. Они представляют собой затвердевшие потоки расплавленной материи, в середине которых лава высохла. На существование таких тоннелей указывали извилистые борозды, однако обнаружить убедительные свидетельства того, что внутри борозд есть полости, до сих пор не удавалось.

Теоретически, подобные тоннели могут служить убежищем для лунных поселенцев. "Крыша" тоннеля защищала бы их от солнечной радиации, кроме того, внутри людям было бы проще поддерживать постоянную температуру. Однако в настоящее время неясно, насколько протяженными являются тоннели. Высока вероятность, что сквозные проходы блокированы участками затвердевшей лавы.

Источник: Lenta.Ru

Лунный зонд LRO сфотографировал следы астронавтов с «Аполлона-11»

10 ноября 2009 г.

Лунный зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) сфотографировал место высадки «Аполлона-11».  Утверждается, что на фотографии хорошо видны цепочки следов астронавтов, например, прослеживается путь Нила Армстронга к кратеру Литл Вест (Little West). Также заметно оставленное Армстронгом и Базом Олдрином на Луне научное оборудование. Зонд проводил съемку с высоты 50 км над поверхностью спутника. Солнце находилось высоко над горизонтом, и из-за коротких теней качество снимка получилось высоким.

Споры о том, не была ли лунная программа США мистификаций, вновь разгорелись в 2009 году, когда выяснилось, что хранящийся в музее образец лунного грунта оказался подделкой.

Источник: Lenta.Ru

Индийцы обнаружили на Луне органические молекулы

17 декабря 2009 г.

Один из приборов лунного зонда «Чандраян-1» зафиксировал присутствие на Луне органических молекул. Информация об органике была передана на Земли масс-спектрометром, расположенном на ударном зонде - той части «Чандраяна-1», которая 14 ноября 2008 года врезалась в поверхность Луны в районе кратера Шеклтон. Данные приборов были получены в последние секунды перед тем, как ударный зонд упал на Луну. Другие источники уточняют, что следы органики были найдены в облаке пыли, поднявшемся после удара. Не указывается, как в таком случае приборы продолжили работать.

Совсем недавно сразу три научных коллектива опубликовали в журнале Science доказательства наличия на Луне воды. Одна из групп анализировала данные, переданные зондом «Чандраян-1».

Источник: Lenta.Ru

Открывается окно в прошлое лунного вулканизма

4 января 2010 г.

Лавовые тоннели, подземные пещеры по которым течет лава, обычно встречаются на Земле. Ученые обсуждали наличие этих тоннелей на Луне, но до данного момента ни одно исследование не предоставило прямых доказательств их существования.

Использование изображений SELENE (также известный как Kaguya) с высоким разрешением, выявило вертикальные дыры, которые, как считается, являются верхней частью лавового тоннеля. Дыра находится в регионе Марий-Хиллз, вулканической области на левой стороне Луны.

Авторы исследования обнаружили, что это почти круглое отверстие, диаметром около 65 м и глубиной 260-290 м. Они просчитали возможные механизмы его формирования и сделали вывод, что с наибольшей вероятностью просвет образовался когда верхняя часть лавового тоннеля обрушилась.

Источник - http://infuture.ru/article/2775

В появлении Луны обвинили ядерный взрыв

29 января 2010 г.

Международная группа исследователей установила, что Луна могла возникнуть в результате взрыва естественного ядерного реактора на Земле. Одной из основных теорий возникновения Луны является следующая: примерно 4,53 миллиарда лет назад Земля столкнулась с планетой Тейя, по размерам схожей с Марсом. В результате столкновения часть материи была выброшена в космическое пространство. Остыв, эта порода и сформировала земной спутник.

Данная теория, однако, не лишена недостатков. Так, согласно самым современным результатам, Луна должна состоять примерно на 80 процентов из материи Тейи и на 20 - из земной. Данные наблюдений показывают, что это не так: соотношение тяжелых и легких изотопов различных элементов в лунном грунте практически идентично земному. В рамках новой работы исследователи смогли объяснить особенности состава земного спутника.

Для этого они обратились к теории возникновения Луны и Земли из одной быстро вращающейся "капли" раскаленной материи, которой около 130 лет. В данном случае "быстро вращающаяся" означает, что сила гравитационного притяжения была примерно равна центробежной силе. В результате некоторого толчка "капля" разделилась на две: из одной части образовалась Земля, а из другой Луна.

В рамках исследования астрономы смогли выяснить причины подобного толчка. Так, их расчеты показывают, что в результате быстрого вращения тяжелые элементы, такие как уран и торий, собирались на экваториальной плоскости. Когда концентрация элементов достигла критических значений, произошел ядерный взрыв. Именно он и стал толчком, отделившим Луну.

Некоторое время назад работающие с космическими аппаратами STEREO ученые обратились за помощью к пользователям интернета в поиске астероидов в лагранжевых точках L4 и L5. Предполагается, что эти астероиды могут быть остатками Тейи.

На Луне нашли 40 кратеров со льдом

2 марта 2010 г.

Ученые обнаружили большое количество заполненных льдом кратеров на северном полюсе Луны. Открытие было сделано после анализа данных, собранных индийским зондом «Чандраян-1». В общей сложности удалось найти более 40 кратеров диаметром от 2 до 15 километров (по лунным меркам они могут считаться маленькими), в которых на дне имеется лед. Более того, ученым удалось оценить найденные запасы воды - они составляют более 600 миллионов тонн.

Лед попал в кратеры с комет, которые в течение жизни земного спутника падали на его поверхность. От возгонки замерзшую воду спас тот факт, что дно типичного кратера на полюсе постоянно находится в тени. Исследователи надеются, что их результаты помогут будущим исследователям Луны при строительстве на ней баз.

Аналогичные результаты были получены и американским зондом LCROSS

Сфотографирована первая лунная пещера

10 февраля 2011 г.

Каверна глубиной как минимум 36 м может обеспечить космонавтов будущего жильём и защитой от космического излучения, солнечных вспышек, метеоритов и экстремальных температур, которые ждут их на поверхности.

Снимки с высоким разрешением подтвердили наличие по крайней мере одной подземной пещеры на Луне.

Изображения, полученные с помощью камеры аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter, свидетельствуют: то, что раньше казалось ямой в холмах Мария на самом деле является входом в лавовую трубу. Аналогичные образования встречаются и на Земле.

Отверстие шириной 65 м было обнаружено в 2009 году. С тех пор орбитальная камера сфотографировала его четыре раза под разными углами, с разным расположением источника света и разным освещением. Получилось как нельзя более информативно. В конечном итоге зонду удалось рассмотреть интерьер лунной пещеры, её слоистые стены и подтвердить наличие горизонтального прохода. Пол пещеры виден благодаря разрушению части потолка.

Пещера глубиной как минимум 36 м, возможно, способна обеспечить космонавтов будущего жильём и защитой от космического излучения, солнечных вспышек, метеоритов и экстремальных температур, которые ждут их на поверхности.

Дальнейшим исследованиям предстоит выяснить, как далеко ведёт извилистый проход, а также является ли пещера частью сложной системы подземных туннелей, охватывающей сотни километров, или же это изолированное образование.

Фотографии: http://element114.narod.ru/Education/edu5astr/Luna/peschera.html

Лунные кратеры оказались гигантскими батарейками

20 апреля 2010 г.

Ученые установили, что лунные кратеры могут оказаться электрически заряженными. В рамках работы ученые построили компьютерную модель взаимодействия потоков заряженных частиц, испускаемых Солнцем (солнечного ветра), и полярных кратеров. Физики рассматривали потоки как разреженный газ из ионов и электронов, который в полярных регионах действительно ведет себя как ветер - из-за небольшого наклона оси вращения Луны потоки частиц движутся почти горизонтально.

В результате ученым удалось установить, что подобный ветер «задувает» внутрь кратеров. При этом электроны движутся быстрее более тяжелых ионов, что приводит к возникновению разности потенциалов между внутренней частью наветренного склона и дном.

По словам ученых, новое открытие может пригодиться астронавтам. Дело в том, что полярные кратеры являются одними из вероятных мест для строительства лунных поселений - это связано с тем фактом, что их внутренняя часть никогда не освещается Солнцем, поэтому там сохранились запасы принесенного кометами льда (недавно ученые нашли лед в более чем 40 кратерах). Наличие электрического заряда на поверхности может представлять опасность для приборов, а также усиливать прилипчивость лунной пыли за счет ее электризации.

Источник: Lenta.Ru

Луна скрывала от людей огромные объемы воды

15 июня 2010 г.

Луна может содержать в сотни раз больше воды, чем считалось до сих пор. К такому выводу пришел коллектив ученых после анализа привезенной на Землю лунной породы, а также метеоритов лунного происхождения. Ученые работали с образцами лунного грунта, доставленными в ходе миссий «Аполлон», а также найденными в Африке метеоритами. Для оценки содержания воды специалисты использовали метод вторичной ионной масс-спектрометрии (secondary ion mass spectrometry - SIMS). По итогам проведенных анализов исследователи заключили, что лунная порода содержит большое количество воды и/или ее «остатков» - гидроксильных ионов OH-. По оценкам авторов, их содержание может составлять от 5 до 64 частей на миллиард частей. Это на два порядка больше принятых на сегодня оценок содержания воды на Луне (около 1 части на миллиард частей и даже меньше).

Исследователи подсчитали, что если извлечь всю «спрятанную» в лунном грунте воду и разместить на поверхности земного спутника, то она образует слой толщиной около одного метра. Для сравнения, такая же операция на Марсе приведет к появлению слоя воды толщиной 1,5 километра, а на Земле - 250 километров.

На Луне нашли графитовые усы

5 июля 2010 г.

Ученые обнаружили в образцах лунного грунта, доставленных на Землю астронавтами миссии «Аполлон 17», графитовые усы - нитевидные кристаллы углерода. Ранее эти структуры было невозможно обнаружить из-за недостаточной чувствительности методов. Толщина обнаруженных в лунной породе графитовых усов составляла несколько микрометров. В настоящее время специалисты умеют получать графитовые усы искусственно, поэтому им хорошо известны условия, необходимые для формирования этих структур. Одним из условий является высокая температура - от 1000 до 3600 градусов Цельсия. Это требование исключает возможность того, что усы образовались при попадании на лунную поверхность частиц солнечного ветра или же попали на образцы породы в ходе их изучения на Земле.

Cуществование лунного океана oпровергли

16 августа 2010 г.

Группа ученых опровергла недавние сообщения о наличии на Луне большого количества воды. Новые данные указывают, что на земном спутнике в сотни тысяч раз меньше H2O, чем считалось.

Авторы новой работы оценивали в образцах лунного грунта, привезенных в ходе миссий «Аполлон», соотношение изотопов хлора-35 и хлора-37. На Земле эти два изотопа встречаются в соотношении 3:1, но, как показали ученые, в образцах лунного грунта это соотношение варьируется в очень широких пределах. В своей работе ученые доказывают, что такой результат свидетельствует о практически полном отсутствии на Луне воды.

На молодой Земле ионы хлора «воровали» ионы водорода из молекул воды и формировали молекулы хлороводорода HCl. Более легкие молекулы хлороводорода, содержащие хлор-35, проще улетали в космическое пространство, чем HCl, содержащий хлор-37. С другой стороны, хлор-37 легче образует молекулы хлороводорода, поэтому конечное соотношение этих двух изотопов в земной породе не менялось и все время составляло те же 3:1.

В отсутствие молекул воды хлор реагирует с различными металлами, образуя хлориды. Оба изотопа обладают приблизительно одинаковой способностью к взаимодействию с металлами, но более легкие хлориды, содержащие изотоп хлор-35, проще улетают в космос. В зависимости от того, с каким металлом образован хлорид, соотношение двух изотопов будет отличаться. Именно такую картину - различные количества хлора-35 по сравнению с хлором-37 - и обнаружили авторы новой работы.

Проанализировав соотношение изотопов в привезенных на Землю образцах породы, ученые заключили, что максимальная концентрация воды на Луне не превышает 10 частей на миллиард частей (специалисты оценивали не саму воду, а только водород). Это от 10 тысяч до 100 тысяч раз меньше, чем данные, полученные в более ранних работах.

С доводами авторов согласны не все их коллеги. Так, ученые, которые сообщали о значительных запасах воды на Луне, полагают, что нельзя однозначно переносить поведение хлора на Земле в лунные условия - в отсутствие атмосферы описанные выше реакции могут протекать иначе.

Источник: Lenta.Ru

Ученые заметили остывание и скукоживание Луны

23 августа 2010 г.

Луна продолжает остывать и уменьшаться в размерах последний миллиард лет - такой вывод сделали ученые по итогам анализа снимков лунной поверхности, на которых были найдены характерные трещины.

Исследователи изучали снимки, сделанные камерами Narrow Angle Cameras орбитального лунного зонда Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Ученые обнаружили 14 трещин, около половины из которых находятся в высоких широтах земного спутника. Все трещины были узкими и небольшого размера - самые крупные из них достигали в длину десяти километров. Тот факт, что трещины не деформированы ударными кратерами, свидетельствует об их небольшом возрасте. По оценкам специалистов, они появились в последний миллиард лет - по астрономическим меркам не очень давно.

Исследователи полагают, что найденные трещины свидетельствуют о продолжающемся остывании земного спутника. При понижении температуры внутренних слоев небесного тела оно уменьшается в размерах. Этот процесс приводит к деформации твердых наружных слоев и образованию трещин. Если гипотеза ученых подтвердится, это будет означать, что Луна все еще геологически активна.

Источник: Lenta.Ru

Ученые разделили бомбардировку Луны на два этапа

20 сентября 2010 г.

Астрономы установили, что небесные тела бомбардировали поверхность Луны в два этапа. В рамках исследования анализировались данные, полученные зондом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Ученые сумели при помощи альтиметра LOLA (Lunar Orbiter Laser Altimeter) на борту LRO построить подробную топографическую карту земного спутника. В частности, им удалось проанализировать строение лунных кратеров с диаметром не менее 20 км.

В результате удалось выяснить, что бомбардировка проходила в два этапа. На первом на поверхность естественного спутника Земли падали крупные объекты, а на втором - мелкие. По словам исследователей, новые результаты позволят прояснить процессы, происходившие в Солнечной системе много лет назад.

Источник: Lenta.Ru

Китай запустил второй лунный зонд

1 октября 2010 г.

Китай запустил к Луне второй зонд под названием «Чанъэ-2». Ракета-носитель «Чанчжэн-3C» (Long March-3C) стартовала с космодрома в Центре по запуску спутников Сичан (Xichang) в 18:59 по местному времени. Ранее представители ракетно-космической отрасли КНР сообщали, что запуск «Чанъэ-2» состоится в период с 1 по 3 октября 2010 года.

Аппарат «Чанъэ-2» должен добраться до земного спутника через 5 дней. Он будет обращаться по орбите высотой 100 км. В его задачи будет входить изучение и фотографирование лунной поверхности, а также поиск подходящего места для посадки спускаемого аппарата «Чанъэ-3». Его запуск запланирован на 2013 год.

В 2017 году КНР намерена отправить к Луне пилотируемую миссию.

Источник: Lenta.Ru

На Луне нашли воду и серебро

22 октября 2010 г.

Ученые представили результаты анализа данных, полученных при падении на Луну тяжелой «болванки», которая подняла облако пыли. Оказалось, что 5,6 процента выброшенного материала - это вода (это вдвое больше, чем содержание воды в пустыне Сахара). Также в поднятом материале были найдены другие вещества. Результаты анализа ученые опубликовали в журнале Science. Коротко о них пишет New Scientist.

«Бомбардировка» Луны двумя «снарядами» состоялась в октябре 2009 года. В поверхность земного спутника врезалась верхняя ступень ракеты-носителя Atlas V, которая выводила зонд LCROSS на орбиту, а затем сам зонд. В результате столкновений с поверхности поднялась пыль и фрагменты грунта (хотя их оказалось намного меньше, чем рассчитывали ученые). Находящийся на лунной орбите зонд LRO, а также сам зонд LCROSS до момента падения анализировали образовавшееся облако.

Сейчас авторы статьи в Science представили детальный разбор собранных данных. Помимо воды в поднятом с Луны материале были обнаружены серебро, ртуть, водород и углеводороды. Серебро, вероятнее всего, содержится в слое грунта, который залегает сразу под поверхностью.

Первые данные анализа данных, полученных в результате бомбардировки Луны, появились в первые месяцы после нее. Наиболее важным результатом стало обнаружение на земном спутнике воды. Ранее наличие на Луне H2O было подтверждено тремя аппаратами, обращающимися на лунной орбите. Тем не менее, до сих пор исследователи не могут прийти к единому мнению относительно концентрации воды на Луне.

Составлена самая точная карта Луны

21 декабря 2010 г.

Астрономы получили самую точную на сегодняшний день карту Луны. Она составлена на основании данных, переданных орбитальным зондом (Lunar Reconnaissance Orbiter) LRO. Для составления карты был задействован прибор под названием LOLA (Lunar Orbiter Laser Altimeter - лазерный альтиметр зонда LRO). Он посылает вниз лазерный импульс, который разделяется на пять частей. Оценивая время возвращения каждого из пяти лучей, аппаратура определяет характеристики рельефа поверхности.

Пространственное разрешение карты для освещенной стороны спутника составляет 30 метров - для всех карт, составленных до сих пор, оно не превышало одного километра. Для неосвещенных регионов, в частности, для приполярных участков Луны, разрешение ниже. На этих частях карты наблюдаются систематические ошибки до нескольких сотен метров.

Источник: Lenta.Ru

Один из зондов GRAIL снял свое первое видео обратной стороны Луны

2 февраля 2012 г.

Один из американских зондов-"близнецов" GRAIL, в новогодние праздники вышедших на орбиту вокруг Луны, включил камеру и снял первое 30-секундное видео обратной стороны Луны

Два зонда GRAIL (Gravity Recovery and Interior Laboratory), в задачу которых входит составление беспрецедентно точной карты гравитационного поля Луны, были запущены 10 сентября. На дорогу до Луны по сложной экономичной траектории им потребовалось около трех с половиной месяцев. Аппараты вышли на орбиту вокруг Луны 1 и 2 января соответственно, а 17 января НАСА объявило, что по итогам конкурса среди школьников зонды получили имена "Эбб" (Ebb, прилив) и "Флоу" (Flow, отлив).

Бесплатно зарегистрировавшись на сайте проекта MoonKAM, его участники смогут следить за траекторией движения GRAIL по орбите вокруг Луны, выбирать места для снимков и заказывать их в "ЦУПе" MoonKAM в университете штата Калифорния в Сан-Диего.

Два аппарата GRAIL в течение 82 дней будут лететь друг за другом на высоте около 55 километров по полярной орбите вокруг Луны. Измеряя расстояние между аппаратами, которое будет меняться по мере того, как они проходят лунные гравитационные аномалии, ученые построят гравитационную карту спутника и получат представление о внутреннем строении Луны.

источник - http://ria.ru/science/20120202/554580860.html

Китайские ученые опубликовали детальную карту Луны

6 февраля 2012 г.

Китайские специалисты опубликовали полную карту Луны с лучшим в мире пространственным разрешением, созданную на базе снимков, полученных зондом "Чанъэ-2".

"Если бы на Луне были аэропорты или бухты, то новые снимки позволили бы рассмотреть самолеты, стоящие на взлетно-посадочной полосе, и корабли на воде", - цитирует Синьхуа слова сотрудника института дистанционного зондирования Китайской академии наук Тун Цинси.

Китайская программа зондирования Луны "Чанъэ" включает три этапа: облет вокруг спутника Земли ("Чанъэ-1" и "Чанъэ-2"), посадка на Луну ("Чанъэ-3" и "Чанъэ-4") и возвращение с Луны на Землю ("Чанъэ-5" и "Чанъэ-6").

источник - http://ria.ru/science/20120206/558517210.html

Рентгеновские лучи осветили внутреннюю сторону Луны

21 февраля 2012

В отличии от Земли, Луна не имеет действующих вулканов, а следы какой либо вулканической активности на ее поверхности датируется многими миллиардами лет назад. Это удивительно уже потому, что исследователи обнаружили массивные залежи жидкой магмы глубоко внутри лунной поверхности. Об этом свидетельствуют расплавленные каменные породы, находящиеся под поверхностью Луны.

После долгих исследований внутренней части Луны, ученым удалось обнаружить причины такой мирной атмосферы, царящей на лунной поверхности: раскаленная внутренность Луны может быть такой густой и тяжелой, что просто не может выбраться наружу.

Ученые смогли воссоздать точную копию лунного образца, привезенного на землю во время миссии Аполлон. Затем исследователи измеряли плотность полученного вещества с помощью рентгеновских лучей.

Исследования показали ученым, что под поверхностью Луны находятся тяжелые и плотные слои жидкой магмы, которая не может подняться на поверхность и "выстрелить" как вулкан.

Грабены - молодое и таинственное явление на Луне

21 февраля 2012

Кора Луны в последнее время гораздо более активна, чем считалось ранее.  Например, самая молодая известная тектоническая особенность в лунном пейзаже – это небольшие скалы в лунном нагорье, появившиеся в результате образования морщин на поверхности из-за охлаждения и уменьшения внутреннего пространства Луны. По подсчетам ученых этому явлению менее 1 миллиарда лет.

Но на изображениях, собранных лунным разведывательным аппаратом, есть намек на то, что за последние 50 миллионов лет Луна могла переживать тектоническую активность.

На этих фотографиях, исследователи заметили дюжину узких, бороздовидных черт, известных как грабены, в лунной горной местности и на темных равнинах вулканических пород, известных как морские базальты. Грабены по существу являются желобами с двумя склонами или трещинами на поверхности по обе стороны от себя. Считается, что они сформировались в результате растяжения лунной коры.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2067

Лунный катаклизм тяжело отразился на нашем спутнике

29 февраля 2012

Команда исследователей из Научного лунного института НАСА (NLSI) в Исследовательском центре Эймса в Моффетт Филд (Калифорния), стала тщательно отслеживать историю образования кратеров на Луне с использованием цифровых карт, а также нашла доказательства резкого изменения в скорости и частоте бомбардировки астероидами в период, называемый "лунным катаклизмом", который происходил 4 миллиарда лет назад. Тогда огромное число космических камней пронеслось через нашу галактику, образовав большинство кратеров на Луне, Земле, Марсе и Венере, а также Меркурии.

Сроки этого перехода могут совпасть с нарушениями в главном поясе астероидов Солнечной системы, вызванными изменениями в движении внешних планет, говорят исследователи.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2081

Луна могла сформироваться из Земли

12 апреля 2012

Гипотеза о том, что спутник Земли был сформирован в результате древнего гигантского столкновения между нашей новорожденной планетой и Тейей, планетой размером с Марс, является общепринятой. В результате Тейя была разрушена, а часть земной коры и верхней мантии откололась и осталась на орбите, в виде расплавленного материала. В конечном счете из этого материала и была сформирована Луна. На протяжении 4,5 миллионов лет она остыла, гравитационное притяжение стало влиять на отливы и приливы на Земле, образовалось бесчисленное количество кратеров. Постепенно спутник дрейфовал на то расстояние на котором мы видим его сейчас.

Остатки Тейи считались тем материалом который послужил фундаментом для формирования Луны. Однако, образцы лунного материала показали, что коэффициент изотопов кислорода на Луне слишком подобен земному, что ставит под сомнение гипотезу о Тейи. Дальнейшие исследования, проводимые командой ученных Чикагского университета показывают, что изотопы титана – более рефракционного элемента чем кислород – удивительно подобны, что указывает на общие происхождение двух небесных тел.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2188

Обнаружена вулканическая активность в лунном кратере Тихо

17 апреля 2012

Возраст кратера Тихо составляет порядка 108 миллионов лет, что позволяет считать его сравнительно молодым. Внешняя поверхность кратера имеет высокое альбедо и окружена системой «лучей», которые достигают 1500 км в длину. Отдельные лучи могут наблюдаться даже тогда, когда Тихо освещен только светом Земли. Поверхность Луны вокруг кратера Тихо изобилует другими кратерами разнообразных  размеров. Некоторые из них являются вторичными, есть появившимися в результате образования основного кратера.

Недавно ученые обнаружили следы вулканической активности внутри кратера Тихо. В двух местах этого кратера ученые заметили два небольших выброса лавы, а также следы, где эта лава растекалась.

Земля "стянула" тяжелую материю на видимую сторону Луны

29 апреля 2012 г.

Обратная сторона Луны, в отличие от относительно равнинной видимой стороны, покрыта многочисленными холмами и кратерами. Кроме того, последние гравитометрические исследования показали, что видимая половинка Луны заметно тяжелее, чем ее обратная сторона. Такую асимметричность спутника Земли астрофизики пытались объяснить, в частности, неравномерностью охлаждения и застывания "новорожденной" Луны, воздействием гравитации Земли или усиленными "бомбардировками" обратной стороны.

Группа планетологов под руководством Макико Охтаке из Института космической науки JAXA в городе Канагава (Япония) попыталась найти объяснение этой аномалии в минеральном составе лунных пород, изучая образцы, полученные экспедициями "Аполлон" и анализируя геологические данные, полученные американским зондом Lunar Prospector и японским аппаратом "Кагуя".

По словам планетологов, доля магния в породе является своего рода индикатором ее "развитости" - чем меньше атомов этого металла в минерале, тем выше его химическая сложность. Как правило, породы с небольшой концентрацией магния формируются достаточно долго, и в них присутствуют многие "тяжелые" химические элементы - железо и другие металлы с высокой молекулярной массой.

Авторы статьи использовали данные, полученные спектрометром "Кагуи", для составления карты концентрации магния в лунных породах. Оказалось, что практически все породы на видимой стороне содержат относительно небольшую долю магния, и повышенную - на обратной стороне.

источник - http://ria.ru/science/20120429/637986138.html

Ученые нашли метеориты, бомбардировавшие Луну миллиарды лет назад

17 мая 2012 г.

Группа астрофизиков под руководством Кэтрин Джой из Института Луны и планет в Хьюстоне анализировала фрагменты лунного реголита, доставленного на землю экспедицией "Аполлон-16" в 1972 году. Данные образцы реголита были извлечены в Море Дождей.

В них Джой и ее коллеги обнаружили микроскопические шарики - хондрулы, как правило, существующие лишь в примитивных хондритах - богатых кремнием астероидах, образованных из первичной материи Солнечной системы. Исследователи проанализировали химический состав шариков при помощи электронного микроскопа и спектрографа, пытаясь выяснить время их формирования и источник происхождения.

В частности, в большинстве образцов было достаточно мало железа, что отличает их от лунного грунта. Кроме того, микроскопические шарики содержали крайне мало никеля и очень много магния по сравнению с типичными земными породами, что исключает возможность загрязнения образцов в результате неправильного хранения или транспортировки реголита.

По словам ученых, химический состав шариков подтвердил, что они возникли внутри обычных и углистых хондритов, населявших Солнечную систему в эпоху поздней тяжелой бомбардировки. Кроме того, в других образцах лунных пород ученые нашли следы более поздних столкновений, произошедших 1,7 миллиарда лет назад и позже.

источник - http//ria.ru/science/20120517/651598276.html

Лунные зонды GRAIL

1 июня 2012

После того, как два космических аппарата-близнеца, Ebb и Flow, миссии НАСА GRAIL (Gravity Recovery And Interior Laboratory) в начале этого года заняли устойчивую орбиту вокруг Луны, они принялись за выполнение основной задачи миссии - за изучение гравитационного поля и внутреннего строения Луны. Работая беспрерывно с 8 марта этого года эти два космических аппаратов обеспечили измерение гравитационного поля Луны с беспрецедентной точностью, которые очень много рассказали о внутреннем строении Луны и об истории ее формирования. Собранные данные позволят ученым разгадать загадки, имеющие отношение не только к спутнику нашей планеты, знания, полученные на основе анализа этих данных, можно использовать применительно к самой Земле и к другим планетам Солнечной системы.

В ближайшее время будет начата расширенная программа изучения гравитационного поля Луны, которая продлится до 3 декабря 2012 года. Двигаясь на орбите, высотой 23 километра, аппараты-близнецы смогут определить гравитационные аномалии, вызванные присутствием неоднородных масс под поверхностью Луны, размерами около 8 километров.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3662-kosmicheskie-apparaty-missii-grail-zakanchivayut-vypolnenie-osnovnoy-zadachi-ranshe-namechennogo-sroka.html

Луна и Солнце взаимодействуют неожиданным образом

02 июня 2012

У Луны нет как такового общего магнитного поля, поэтому астрономы не ожидали увидеть перед ней ударную волну. «Мы полагали, что солнечный ветер врезается в лунную поверхность без какой бы то ни было реакции с её стороны», – говорит Эндрю Поппе из Калифорнийского университета, Беркли. Но недавно международный флот лунных орбитальных аппаратов (в том числе миссии НАСА Lunar Prospector и ARTEMIS) обнаружил следы присутствия недалеко от Луны «встречного потока», взаимодействующего с солнечным ветром.

Компьютерное моделирование показало, что под действием света и солнечного ветра вокруг лунной поверхности формируется сложное электрическое поле. Кроме того моделирование продемонстрировало, что когда ионы солнечного ветра сталкиваются с древними локальными магнитными полями в некоторых регионах лунной поверхности, они отражаются обратно в космос, значительно при этом рассеиваясь.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2379

Наночастицы объясняют странные свойства лунной пыли

27 июня 2012

Недавно проведённое исследование обнаружило, что наночастицы нередко встречаются в образцах, доставленных на Землю астронавтами миссии «Аполлон». Исследование может объяснить, почему лунный грунт так плохо проводит тепло, почему он парит над лунной поверхностью дольше, чем должен бы был исходя из гравитационных условий, и почему, наконец, он такой липкий и абразивный.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2468

Луна токсична?

12 июля 2012

В работе под названием «Токсичность лунной пыли» авторы во главе с Д. Линнарсоном детально исследуют опасность для здоровья, которую представляет собой мелкая, порошкообразная лунная пыль – не дававшая покоя астронавтам миссии «Аполлон», будь они в защитных костюмах или без них.

В исследовании рассматриваются следующие формы воздействия частиц лунной пыли на людей:

Вдыхание. До сих пор все самые негативные эффекты лунной пыли проявлялись при вдыхании взвеси твёрдых частиц.

Повреждение кожного покрова. Края частиц лунного реголита оказались заострёнными, видимо, потому что лунный грунт не претерпевал таких эрозийных процессов, как те, что имели место на Земле.

Повреждение глаз. Нелишним будет сказать, что раз уж частицы способны поцарапать кожу, то опасность для глаз становится тем более очевидной.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2507

Луна сформировалась в результате прямого удара

04 августа 2012

Почти 4,53 миллиарда лет назад объект размером примерно с Марс врезался в Землю, отколов от неё молодую, пока ещё расплавленную Луну. Но было ли это столкновением лоб в лоб, или же имел место лишь скользящий удар?

Результаты нового компьютерного моделирования свидетельствуют в пользу последнего, указывая, что космический пришелец нанёс прямой удар, поразив нашу планету под более крутым углом и с большей скоростью, чем предполагалось ранее. В итоге столкновение привело к выбросу большего количества земных обломков в космическое пространство, чем указывалось в других моделях, с температурами, также намного превышающими прежние оценки. Это должно означать, что материал Луны по составу значительно ближе к земному, чем считало до этого научное сообщество.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2610

Зонд LRO обнаружил атомы гелия в атмосфере Луны

16 августа 2012 г.

Ученые обнаружили в атмосфере Луны атомы гелия при помощи спектроскопа LAMP на борту зонда-картографа LRO. Вопрос стоит теперь следующим образом - появился ли этот гелий из недр Луны, в частности, в результате распада радиоактивных изотопов, или из внешнего источника - к примеру, солнечного ветра.

Ученые "просвечивали" атмосферу Луны при помощи спектроскопа в ходе 50 витков LRO, пытаясь отделить данные о химическом составе лунной атмосферы от фонового шума. Наблюдения показали, что в атмосфере спутника Земли присутствует гелий. Кроме того, в почве на поверхности Луны исследователи обнаружили атомы аргона - вполне возможно, что атмосфера Луны содержит и этот газ.

источник - http://ria.ru/science/20120816/724823265.html

Кадр Дня: разбитый спутник на лунной поверхности

04 сентября 2012

Европейское космическое агентство ESA представило нам уникальную фотографию, где виден разбитый исследовательский зонд "Смарт-1" на лунной поверхности.

В 2006 году автоматическая станция "Смарт-1" разбилась в области известной под названием "Озеро Превосходства" (Lake of Excellence).

"Смарт-1" был экспериментальным проектом, который создавался в первую очередь с целью отработки перспективных космических технологий, в основном электрореактивной двигательной установки для будущих миссий к Меркурию и Солнцу.

Космические зонды-близнецы Grail начинают расширенную миссию

05 сентября 2012

Космическая исследовательская станция НАСА Grail (Gravity Recovery and Interior Laboratory), состоящая из двух аппаратов-близнецов, изучает лунное гравитационное поле с беспрецедентными подробностями, помогая астрономам лучше понять, как Луна – а также другие каменистые тела Солнечной системы – были сформированы и эволюционировали.

30 августа руководство миссии официально объявило о переходе к фазе расширенной научной миссии, после чего были включены инструменты «Системы измерения лунной гравитации» (Lunar Gravity Ranging System) на обоих зондах.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2788

Океан Бурь на Луне оказался гигантским следом астероида

29 октября 2012 г.

Группа японских планетологов под руководством Ресукэ Накамура из Национального института передовой науки и техники в городе Цукуба (Япония) выяснила, что самое большое лунное море, Океан Бурь длиной в 2,5 тысячи километров, является следом падения астероида, изучив химический состав пород в нем при помощи инструментов японского зонда "Кагуя".

Авторы статьи пытались понять причину того, почему видимая сторона Луны практически полностью покрыта морями и равнинными формами рельефа, тогда как на обратной стороне господствуют холмы и другие типы возвышенностей.

Накамура и его коллеги предположили, что этот факт можно объяснить тем, что во время формирования Луны ее видимая сторона оказалась под ударом астероидной бомбардировки. Падение крупного астероида должно было "содрать" и расплавить уже застывшую кору Луны, и обнажить еще жидкие верхние слои лунной мантии. Открытая магма быстро застынет, превратившись в особый вид минерала - низко-кальциевый пироксен (LCP).

Оказалось, что большинство залежей LCP-пироксена находилось в пределах Океана Бурь, в глубоких кратерах, обнаживших выходы пород мантии на поверхность Луны. В менее крупных лунных морях, например в Море Кризисов или в Море Москвы, следы пироксена отсутствовали, что указывает на особую природу Океана Бурь.

источник - http://ria.ru/studies/20121029/907547203.html

Зонды GRAIL составили первую точную карту лунной гравитации

5 декабря 2012 г.

Зонды-близнецы GRAIL, с весны работающие на окололунной орбите, составили первую высокоточную гравитационную карту Луны — с ее помощью ученые, в частности, подтвердили гипотезу происхождения спутника в результате удара о Землю небесного тела размером с Марс.

Два идентичных зонда GRAIL (получившие по итогам конкурса среди школьников имена Эбб и Флоу) были запущены 10 сентября 2011 года. В марте аппараты вышли на рабочую орбиту высотой 55 километров и начали измерения лунной гравитации. Зонды двигаются по одинаковой орбите один за другим и с высокой точностью — до десятых долей микрона — измеряют расстояние между собой, фиксируя изменения, связанные с гравитационными аномалиями.

Результаты анализа гравитационной карты, опубликованные в журнале Science, показали, в частности, что лунная кора имеет значительно меньшую плотность, чем считалось ранее, и может содержать множество пустот.

"Благодаря новым данным о плотности коры, мы установили, что средняя ее толщина — примерно от 34 до 43 километров, что на 10-20 километров меньше, чем считалось раньше", — говорит один из участников проекта Марк Вечорек из парижского Института физики Земли.

источник - http://ria.ru/science/20121205/913589253.html

Луна – как решето, показала новая гравитационная карта

07 декабря 2012

Зонды-близнецы миссии Grail НАСА создали сверхточную гравитационную карту Луны, которая продемонстрировала, что кора естественного спутника нашей планеты почти полностью была превращена в пыль многочисленными столкновениями с космическими объектами. Удивительные находки могут указывать на то, что Земля, Меркурий, Венера и Марс подвергались таким же бомбардировкам миллиарды лет назад.

Также аппараты миссии Grail обнаружили у поверхности Луны длинные трещины, заполненные застывшей магмой, так называемые дайки. Учёные говорят, что эти находки свидетельствуют в пользу так называемой Гипотезы гигантского столкновения.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3114

НАСА разбило отработавшие зонды "Эбб" и "Флоу" о поверхность Луны

18 декабря 2012 г.

Зонды-близнецы под названием "Эбб" (Ebb, "прилив") и "Флоу" (Flow, "отлив"), которые предназначались для создания точной карты гравитационного поля Луны, были преднамеренно разбиты о поверхность Луны. Это было сделано для того, чтобы выполнившие свою миссию спутники, которые после выработки топлива стали бы неуправляемыми, не могли представлять угрозу другим спутникам.

НАСА решило назвать точку на безымянной лунной горе, куда упали зонды, в честь первой американской женщины-астронавта Сэлли Райд.

источник - http://ria.ru/science/20121218/915194557.html

Предсмертное видео космических спутников GRAIL

15 января 2013

Исследовательские зонды GRAIL, которые осуществляли изучение гравитационных полей и внутреннего строения нашего естественного спутника, Луны, по имени "Эбб" и "Флоу" ("прилив" и "отлив") завершили свою миссию и разбились о поверхность Луны 17 декабря 2012 года. Однако за три дня до этого, они смогли снять "предсмертное видео".

Исследовательские аппараты были запущены 10 сентября 2011 года при помощи ракетоносителя "Дельта-2". На лунную орбиту зонды вышли 1 и 2 января 2012 года.

Специалисты НАСА, используя лазер, передали на Луну изображение Моны Лизы

25 января 2013

Изображение Моны Лизы, переведенное в цифровую форму, стало первым цифровым изображением, которое было передано с помощью луча лазера с поверхности Земли на борт космического аппарата, находящегося на круговой окололунной орбите на расстояние почти в 386 тысяч километров. В эксперименте была использована следящая лазерная система, установленная на борту лунного орбитального аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Приемником сигнала выступало оборудование лазерного высотомера Lunar Orbiter Laser Altimeter (LOLA), который обычно используется для измерения точного положения и высоты космического аппарата на окололунной орбите.

Для передачи на Луну изображение Моны Лизы преобразовали в черно-белую форму и разбили по сетке, размером 152 на 200 точек. Каждая точка изображения кодировалась уровнем серого цвета, изменяющегося от белого к черному цвету, при этом количество градаций серого света составляло 4095 единиц. Данные каждой точки изображения были закодированы серией из 4096 коротких импульсов лазерного света, а суммарная скорость передачи составила порядка 300 бит в секунду.

источник - http://www.dailytechinfo.org/infotech/4457-specialisty-nasa-ispolzuya-lazer-peredali-na-lunu-izobrazhenie-mony-lizy.html

Столкновения космических тел с Луной создавали моря из магмы

17 марта 2013

В ранней истории Луны океан из расплавленных горных пород покрывал всю её поверхность. При охлаждении этот океан разделился, сформировав мантию и кору Луны. Но согласно новому анализу, проведённому планетологами из Университета Брауна, это был далеко не последний раз, когда поверхность Луны была расплавлена в гигантских масштабах.

Новое исследование, проведённое студентом-магистрантом Вильямом Воганом и его коллегами, демонстрирует, что столкновение, сформировавшее Восточный бассейн на западном крае обратной стороны Луны, создало море расплавленной горной породы, составлявшее примерно 353 километра в диаметре и более 9,5 километра в глубину. Подобные моря, вероятно, формировались в разные исторические периоды по крайней мере в 30 других крупных ударных впадинах на Луне.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3592

Зонд LRO заснял место падения аппаратов GRAIL

20 марта 2013 г.

Орбитальный лунный зонд LRO сделал снимки мест падения аппаратов-близнецов GRAIL, составивших первую гравитационную карту Луны, — на месте падения остались кратеры размером около 5 метров.

Два одинаковых аппарата GRAIL с января 2012 года исследовали гравитационное поле Луны, с высокой точностью фиксируя микроскопические отклонения в орбитальном движении друг друга. В декабре, когда на борту зондов кончилось топливо, ученые решили разбить их у северного полюса Луны, в точке, которой позже было присвоено имя первой американской женщины-астронавта Сэлли Райд.

Рядом с кратерами на месте падения был обнаружены выбросы — "лучи" темного грунта, что достаточно необычно, поскольку такие "лучи", которые тянутся от многих кратеров — светлые.

Ученые сейчас заняты обработкой полученных данных и к лету намерены представить новый вариант гравитационной карты Луны с вдвое лучшим разрешением — 7 километров. Спектрографический анализ выбросов пыли и газа, возникших при падении зондов GRAIL на поверхность Луны, показал присутствие летучих веществ, в частности, ртути и водорода.

источник - http://ria.ru/science/20130326/929135212.html

Части Луны, которые никогда не видели Солнца

22 марта 2013

По словам ученых миссии Лунного Разведывательного Аппарата LRO, некоторые части нашего естественного спутника не видели солнечного света несколько миллионов или даже миллиардов лет. Однако благодаря исследовательскому зонду LRO, ученые проливают свет на эти части луны, пребывающие в вечной кромешной тьме.

Новый видеоролик, созданный работниками Goddard Space Flight Center Scientific Visualization Studio (NASA) демонстрирует самые холодные и самые темные лунные кратеры. К таким кратерам относится и знаменитый ударный кратер Шеклтона (Shackleton crater), который, предположительно, мог образоваться при падении на Луну ледяной кометы.

В 2009 году Лунный Орбитальный Зонд совместно с другими лунными спутниками из Индии и Японии подтвердили наличие воды в подобных кратерах на Луне.

Луна и Веста попали под один метеоритный "обстрел" 4 млрд лет назад

26 марта 2013 г.

Авторы статьи в журнале Nature Geoscience сопоставили результаты исследования образцов лунного грунта, доставленные астронавтами "Аполлонов", и метеоритов так называемого клана HED, которые, как считается, попали на Землю с Весты, а также наблюдения, сделанные американским зондом Dawn.

По словам ученых, оба небесных тела, по-видимому, пережили одну и ту же крупномасштабный "обстрел" астероидами, известный как лунный катаклизм. Считается, что существенное изменение орбит Юпитера и других газовых гигантов около 4 миллиардов лет назад могло дестабилизировать отдельные участки пояса астероидов и таким образом "запустить" бомбардировку, которая и сформировала многие кратеры на Луне и планетах земной группы.

источник - http://ria.ru/science/20130326/929058742.html

Прыгающая пыль на Луне

04 апреля 2013

На Земле небо остается некоторое время светлым в ясную погоду даже после захода Солнца за горизонт, благодаря атмосфере. Таким образом, терминатор, то есть линия, разделяющая темную и светлую стороны Земли, слегка размыта. Однако на Луне атмосферы нет, а следовательно терминатор должен быть четким, а при заходе Солнца за горизонт должна наступать темнота. Однако Сервейер-7 сфотографировал обратное: после того, как Солнце полностью зашло, как это показывают расчеты, Лунный горизонт продолжал светиться так, как будто у Луны есть, пусть и разреженная, но атмосфера. Однако зарегистрировать какие-либо газы не удавалось.

Ряд исследований, проведенных NASA лишь в этом году смогли объяснить причину этого явления. Находясь под лучами света в верхних слоях лунной пыли происходит так называемый фотоэффект: фотоны света бомбардируют атомы пыли и выбивают из них электроны, тем самым положительно заряжая пыль. Терминатор делит пыль на освещенную и неосвещенную. Потерявшая освещение пыль быстро нейтрализуется, а после негативно заряжается в результате электростатической индукции, т.е. приобретает свое собственное электрическое поле под действием электрического поля освещенных частиц по другую сторону терминатора.

Если разница в зарядах оказалось достаточно большой, что обычно происходит на неровной поверхности, например, в кратерах, то может происходить разрядка, в результате которой пыль подбрасывается на значительную высоту, а после, под действием пониженной гравитации, опускается обратно вниз. Во время выброса пыль преломляет лучи Солнца, заставляя лунный горизонт светиться схожим образом со свечением, зарегистрированным Сервейером.

Кроме того, подобное явление может аналогичным образом происходить и на других космических телах, лишенных атмосферы, например, астероидах.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3681

Таинственные вспышки на Луне оказались не связанными с циклом солнечной активности

16 апреля 2013

Кратковременные лунные явления, или TLP, представляют собой наблюдения вспышек или свечений, наблюдавшихся на Луне. Ввиду того, что достоверность наблюдений каждого отдельного астронома-любителя, сообщающего о событии, технически довольно сложно проверить, обычно этим явлениям не придавали большого значения, и их исследования проводились крайне редко.

Новое исследование, проведённое под руководством члена БАО Джилл Скамблер, объединило данные наблюдений TLP, собранные за период с 1700 по 2010 гг. Колоссальное количество данных позволило учёным довольно точно статистически проанализировать их и установить отсутствие связи исследуемых событий с циклом активности нашего Солнца.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3736

На Луне есть атмосфера

16 апреля 2013

Последние исследования показывают, что Луна имеет атмосферу. Она состоит из некоторых довольно необычных газов, а также натрия и калия. это стало такой же неожиданностью для общественности и астрономов, как и то, что на Луне есть следы воды.

Лунная атмосфера содержит всего лишь  1,000,000  молекул на 1 сантиметр кубический. Плотность лунной атмосферы можно сравнить с земной атмосферой на орбите, там где пребывает МКС.

Астрономы зафиксировали самый мощный за 8 лет удар метеорита по Луне

17 мая 2013 г.

Астрономы НАСА, которые с 2005 года следят за падениями метеоритов на Луну, зафиксировали самый мощный с начала наблюдений метеоритный взрыв.

Объект размером с небольшую глыбу упал в Море Дождей. Взрыв сопровождался вспышкой, которая была примерно в 10 раз ярче, чем все, что видели до сих пор. Специалисты НАСА уже восемь лет непрерывно наблюдают за Луной, фиксируя вспышки, которые возникают при падении метеоров и небольших астероидов, чтобы оценить уровень метеоритной опасности для будущих экспедиций на Луну. С момента запуска программы было замечено более 300 падений.

По расчетам ученых, вспышку могло вызвать падение объекта массой около 40 килограммов и размером от 0,3 до 0,4 метра, летевшего со скоростью около 25 километров в секунду. Мощность взрыва составила 5 тонн в тротиловом эквиваленте.

источник - http://ria.ru/science/20130517/937839578.html

Настоящая Луна может скрываться под "шубой" из астероидной крошки

26 мая 2013 г.

Одной из характерных черт Луны считаются огромные кратеры, которые образовались в результате падений астероидов. До настоящего времени считалось, что поверхность таких кратеров не содержит пород астероидов, так как они испарялись при столкновении с материей Луны.

Джей Мелош из университета Пардью в городе Уэст-Лафайетт (США) и его коллеги поставили под сомнение это предположение, создав несколько компьютерных моделей, симулирующих падение астероидов на поверхность Луны.

Оказалось, что остатки астероидов не испаряются, а остаются на дне кратера, при большом угле падения, массе небесного тела и небольшой скорости его движения перед столкновением. По словам исследователей, практически все астероиды, чья скорость в симуляциях не превышала скромные по астрономическим меркам 12 километров в секунду, должны были оставить свой "след" на поверхности Луны.

Оказалось, что примерно четверть из существующих лунных кратеров может содержать в себе крошку и фрагменты астероидов. По словам ученых, данный факт объясняет присутствие геологически "невозможных" пород на Луне, чьи следы были найдены зондами "Чандраян" и "Кагуйя".

источник - http://ria.ru/science/20130526/939575361.html

Учёные нашли объяснение аномалии лунной гравитации

02 июня 2013

Масконы — это геологические структуры настолько плотные, что они создают заметные возмущения в гравитационном поле Луны, способные даже оказывать влияние на курс космического аппарата, находящегося на лунной орбите. Они, как правило, наблюдаются в тех местах, где находятся ударные кратеры, образовавшиеся в результате падения на поверхность Луны астероидов.

Команда учёных использовала данные, собранные космическими аппаратами НАСА Grail — которые завершили свои миссии продолжительностью в 1 год в декабре 2012 г., врезавшись в Луну. Проведя новое исследование, учёные установили, что масконы образуются, когда на части глубокого ударного кратера, погружённой в мантию Луны, начинает накапливаться материя из мантии, что сопровождается её уплотнением. Кроме того, горные породы, формирующие кольцевой вал воронки сползают по её склонам и способствуют дополнительному уплотнению вещества, лежащего в центре кратера, говорят учёные.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4012

Зонд НАСА LADEE отправился в путешествие к Луне

7 сентября 2013 г.

Ракета "Минотавр-5", стартовавшая в субботу с космодрома на острове Уоллопс, на восточном побережье США, успешно на орбиту вывела зонд НАСА LADEE, предназначенный для изучения атмосферы Луны. Через 23 минуты после запуска, который произошел, как и планировалось, в 07.27 мск, аппарат отделился от пятой ступени ракеты и отправился в самостоятельный полет. Зонд был выведен на целевую орбиту с апогеем около 300 километров и перигеем 197 км.

Это был первый полет новой ракеты "Минотавр-5" (Minotaur V), созданной корпорацией Orbital, а также первый запуск аппарата за пределы околоземной орбиты с космодрома на острове Уоллопс. Аппарат будет оставаться на высокоэллиптической околоземной орбите около 23 дней, чтобы выйти к Луне в нужное время и в нужном положении. В этот период ученые проведут первые проверки бортового оборудования и научных приборов. Затем в течение недели специалисты переведут зонд на высокую окололунную орбиту, которая затем будет постепенно понижаться до рабочей орбиты высотой около 50 километров.

Проект LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer) общей стоимостью 280 миллионов долларов предназначен для исследования крайне разреженной лунной атмосферы (экзосферы) и пылевых частиц у ее поверхности. Собранные данные помогут ученым судить о экзосфере Меркурия и других тел Солнечной системы. С помощью аппарата LADEE будет также проведен эксперимент по лазерной связи между Луной и Землей.

источник - http://ria.ru/science/20130907/961455236.html

Поиск второй Луны

22 сентября 2013

Ближняя сторона Луны, направленная к нам, заполнена огромными гладкими морями древней застывшей лавы. В отличие от нее, противоположная сторона отмечена высокогорьями. Ученые долгое время пытались объяснить различия, и теория «двух лун», представленная Мартином Юци и Эриком Эсфогом из Калифорнийского университета в Санта-Крус, является последней попыткой.

Ученые сходятся во мнении, что около 4 миллиардов лет назад в нашу планету врезался объект размером с Марс. В результате, выброс облака обломков сформировал Луну. Юци и Эсфог утверждают, что облако сформировало две луны. Второй, меньший кусок материала, оказался в нужной точке орбиты, следуя за старшей Луной.

«Как правило, такие луны срастаются в единое тело вскоре после формирования», — объясняет Смит. — «Но новая теория предполагает, что вторая луна почила в одной из точке Лагранжа системы Земля-Луна».

Точки Лагранжа могут удерживать объект в течение долгого времени, но не обязательно навсегда. Вторая луна в конечном счете выскочила и столкнулась со своей старшей сестрой. Столкновение произошло на такой низкой скорости, что не образовало кратер. Вместо этого меньшая луна превратилась в лепешку, сформировав высокогорье на темной стороне старшей луны. В скором времени эти скалы стали единственным, что осталось от потерянной луны.

Летая вокруг Луны, два космических аппарата NASA GRAIL сделают точные измерения лунного гравитационного поля.

источник - http://hi-news.ru/science/missiya-graal-poisk-poteryannoj-luny-zemli.html

Зонд LADEE вышел на окололунную орбиту

7 октября 2013 г.

Американская автоматическая станция LADEE успешно вышла на орбиту Луны, теперь аппарат постепенно начнет снижать высоту орбиты до высоты около 50 км, где начнется его основная научная программа.

Накануне во время подлета к Луне LADEE провел торможение двигателем, был «подхвачен» гравитацией спутника Земли и вышел на окололунную орбиту с максимальной высотой 750 километров. 12 октября, аппарат перейдет на круговую лунную орбиту высотой 250 километров. На этой орбите зонд начнет подготовку к исследовательской программе, а также проведет сеанс лазерной связи с Землей. Затем орбиту будут постепенно понижать до высоты около 50 километров.

источник - http://ria.ru/space/20131007/968250569.html

Зонд LADEE поставил рекорд по скорости связи между Луной и Землей

23 октября 2013 г.

Американские специалисты в ходе испытания лазерной системы связи, размещенной на борту лунного зонда LADEE, установили рекорд по скорости и количеству данных, переданных с Земли к Луне и обратно.

Скорость передачи данных на борт аппарата на расстоянии 385 тысяч километров между Луной и Землей составила рекордные 20 мегабит в секунду, а на Землю — 622 мегабит.

До этого космические зонды использовали обычную радиосвязь, однако оптический канал связи может оказаться значительно более скоростным. В дальнейшем НАСА планирует развивать систему передачи информации, это позволит передавать и получать от зондов изображения высокой четкости и 3-D видео из глубокого космоса. В дальнейшем НАСА планирует долговременный эксперимент по лазерной связи LCRD (Laser Communications Relay Demonstration), который планируется запустить в 2017 году.

источник - http://ria.ru/space/20131023/972046972.html

Новая теория образования Луны

30 октября 2013

Молодая Луна могла быть смесью из жидкой и полутвердой магмы в течение сотен миллионов лет до того, как стала твердой. Эта гипотеза очень отличается от широко распространенной и общепринятой модели образования Луны, которая утверждает, что Луна полностью расплавилась сразу после своего образования в результате столкновения молодой Земли с другим планетарным объектом около 4,5 млрд лет назад.

Согласно этой, преобладающей теории, этот океан магмы затем остыл и затвердел. Однако профессор Сара Руссел, глава отдела минеральных и планетарных наук Музея Естественной Истории в Лондоне, не согласна с этой гипотезой.

Теория об океане магмы основана на самых первых исследованиях камней , которые собрали с поверхности Луны миссия НАСА Аполло и три Российских зонда. Миссии Аполло возвратились на Землю с 382 кг камней на борту, однако все образцы были собраны с относительно малой площади светлой стороны Луны – той стороны, которая постоянно повернута к Земле. Таким образом, эти камни не обязательно представляют собой основную массу каменной поверхности Луны, и поэтому могли постоянно давать ученым искаженное представление о том, что на самом деле представляет собой лунная поверхность.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4867

Китай показал собственную модель лунохода

06 ноября 2013 г.

Китайские ученые представили собственную модель лунохода, который, впервые за всю историю космонавтики КНР, должен будет совершить посадку на спутнике Земли к концу 2013 года.

Золотистая модель исследовательского аппарата с шестью колесами снабженная «крыльями» солнечных батарей, была представлена на промышленной ярмарке China International в Шанхае.

Зонд LADEE вышел на низкую окололунную орбиту

22 ноября 2013 г.

Зонд НАСА LADEE вышел на орбиту высотой от 12 до 60 километров над лунной поверхностью — оптимальную высоту для сбора данных о крайне разреженной атмосфере Луны. На этой орбите в течение 100 дней приборы зонда будут собирать научную информацию.

Из-за неоднородности лунного гравитационного поля орбита LADEE требует постоянных усилий по ее поддержанию — маневры для коррекции траектории проводятся каждые три-пять дней.

источник - http://ria.ru/space/20131122/978819934.html

Выхлопы зонда "Чанъэ-3" на лунной орбите "испортят" данные зонда LADEE

22 ноября 2013 г.

Выбросы ракетного топлива, которые попадут в экзосферу Луны, когда на ее орбите появится китайский зонд "Чанъэ-3", помешают американскому зонду LADEE собрать корректную информацию, но в то же время дадут возможность получить уникальные данные.

"Чанъэ-3" сначала будет выбрасывать отработанное топливо на относительно высокой орбите, а потом на разных высотах по мере спуска на поверхность Луны. Это даст ученым возможность исследовать, как выхлопы зонда распределятся в лунной экзосфере и куда они после этого денутся. LADEE также сможет собрать данные о том, как клубы пыли, которые поднимет "Чанъэ-3" при посадке, будут вести себя в лунных условиях.

источник - http://ria.ru/space/20131122/979066603.html

Китайский луноход назвали Нефритовым Кроликом

26 ноября 2013 г.

Китай назвал свой первый луноход "Юйту" /"Нефритовой Кролик" /. Название было выбрано по итогам общемирового конкурса.

В китайском фольклоре Юйту -- это белый кролик, любимец Чанъэ, которую на протяжении тысяч лет почитают в Китае как богиню Луны.

"Чанъэ-2" удалился на 60 млн км от Земли

27 ноября 2013 г.

В настоящее время расстояние между китайским спутником зондирования Луны "Чанъэ-2" и Землей превысило 60 млн км, он продолжает углубляться в космическое пространство.

По расчетам специалистов Пекинского центра управления космическими полетами, при благоприятных условиях "Чанъэ-2", который является первым для Китая искусственным астероидом Солнечной системы, сможет перешагнуть отметку в 300 млн км пройденного пути от Земли. Это станет самым дальним полетом китайского космического аппарата.

Академик АН Китая пояснил, почему 1-й китайский луноход прилунится в Заливе Радуги

28 ноября 2013 г.

Академик АН Китая, старший консультант руководящей группы по Китайской программе зондирования Луны Оуян Цзыюань на днях сообщил детали предстоящей межпланетного полета.

По его словам, место посадки для лунохода должно иметь достаточное освещение, ровный рельеф и необходимые условия для обеспечения связи. Если большинство американских и советских луноходов проводило исследования на экваторе Луны, то китайский "Юйту" прилунится в полярном районе Луны.

"Мы надеемся, что наш луноход поможет ученым собрать как можно больше географической информации", -- добавил Оуян Цзыюань.

При помощи ПЗС-камеры, установленной на спутнике зондирования Луны "Чанъэ-2", китайские ученые уже получили изображения Залива Радуги с разрешением в один метр.

Китай запустил на Луну зонд "Чанъэ-3" с луноходом

1 декабря 2013 г.

Китай осуществил запуск ракеты-носителя с исследовательским аппаратом "Чанъэ-3", который с луноходом на борту совершит посадку на Луну, репортаж о старте передавало в прямом эфире китайское центральное телевидение.

Старт совершен с космодрома Сичан, расположенного в провинции Сычуань на юго-западе Китая. "Чанъэ-3" состоит из посадочного модуля и лунохода.

источник - http://ria.ru/space/20131201/981037870.html

Обломки китайской ракеты упали на жилые дома

03 декабря 2013 г.

Фрагменты ракеты-носителя, выводившей в космос зонд "Чанъе-3" с первым китайским луноходом на борту, упали на жилые постройки в провинции Хунань в центральной части Китая. В результате падения обломков никто не пострадал.

По имеющимся сведениям, местные власти уже возместили жителям понесенные ими убытки

Космические инструменты LADEE готовы к бою

05 декабря 2013

Лунный орбитальный зонд LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer/Исследователь лунной атмосферы и пылевого окружения) был запущен 7 сентября 2013 года со стартовой площадки Уоллопс в рамках программы по изучению лунной атмосферы и пылевого окружения её орбиты.

В данный момент космический аппарат LADEE благополучно находится на окололунной орбите. Его научные бортовые инструменты завершили первую фазу тестирования в космосе. LADEE оснащен тремя основными исследовательскими инструментами, которые были спроектированы специально для этой миссии с целью собрать детальную информацию о структуре лунной структуры и состава.

Речь идет о трех самых важных научных инструментах миссии: датчик пыли LDEX, позволяющий напрямую изучить лунную пыль, спектрометр ультрафиолетового и видимого диапазонов (UVS), который планируется использовать для исследования как межпланетной пыли, так и экзосферы Луны, а также нейтральный масс-спектрометр (NMS), предназначенный для исследования экзосферы Луны.

Изучение Венеры может "спасти" каноническую теорию образования Луны

5 декабря 2013 г.

Последние 30 лет было принято считать, что Луна образовалась в результате столкновения протопланеты Тейя с "зародышем" Земли. Столкновение привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из этой материи и сформировалась Луна.

Теория столкновения прото-Земли с крупным небесным телом хорошо объясняет массу Луны, малое содержание железа на ней (10% массы Луны против 30% в составе Земли) и угловой момент системы Земля-Луна. Однако при таком столкновении значительную часть материала, составляющего Луну, должна была принести гипотетическая Тейя. По своему составу она должна была отличаться от Земли, как отличается от нее большинство небесных тел внутренней области Солнечной системы, которая включает планеты земной группы и астероиды. Но на самом деле состав Земли и Луны очень похож.

Подсказку может дать Венера. Предположение о том, что Тейя существенно отличалась по своему составу от Земли, базируется в большой степени на наших знаниях о Марсе. А вот об изотопном составе Венеры — планеты, наиболее похожей на Землю по массе и расстоянию до Солнца — мы ничего не знаем, рассуждает она. Если он окажется близким к составу Земли и Луны, то вероятность того, что и у Тейи был похожий состав, резко возрастет, а это снимет множество вопросов к исходной теории ударного формирования Луны.

источник - http://ria.ru/space/20131205/982014566.html

Китайский зонд "Чанъэ-3" вышел на окололунную орбиту

6 декабря 2013 г.

Китайский исследовательский аппарат "Чанъэ-3" с луноходом на борту вышел на окололунную орбиту.

"Чанъэ-3" вышел с переходной орбиты на круговую орбиту высотой 100 километров над поверхностью Луны после 361-секундного торможения. О времени посадки аппарата на Луну пока не объявлялось.

источник - http://ria.ru/space/20131206/982479926.html

LRO позволил разгадать загадку аномалий космической радиации в районе Луны

ноябрь 2013 г.

Одним из научных инструментов, установленных на борту аппарата LRO, является датчик высокоэнергетической космической радиации Cosmic Ray Telescope for the Effects of Radiation (CRaTER). Он способен отслеживать воздействие космических лучей на специальный пластик TEP, свойства которого во многом схожи со свойствами живых тканей. Такой подход позволяет определить, какие дозы космической радиации получат люди, находящиеся в открытом космосе и на поверхности Луны, и отследить изменения в живых тканях, которые будут являться следствием воздействия радиации.

Благодаря анализу массива данных, собранных датчиком CRaTER аппарата LRO, ученые обнаружили еще один источник космической радиации, которым является сама Луна. Точнее не Луна, а некоторые участки ее поверхности, плохо поглощающие и хорошо отражающие назад в космос падающие на них космические лучи. Знание о наличии такой потенциальной угрозы для живых организмов позволит ученым дополнительно проработать этот вопрос и составить своего рода карту мест на Луне, которые не подходят для длительного пребывания там людей.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5383-orbitalnyy-issledovatelskiy-apparat-lro-pozvolil-uchenym-razgadat-zagadku-anomaliy-kosmicheskoy-radiacii-v-rayone-luny.html

Ученые раскрыли тайну "сверхглубины" кратеров на видимой стороне Луны

7 ноября 2013 г.

Внутренняя структура Луны и так называемые масконы, гравитационные аномалии на ее поверхности, вызывают огромный интерес среди ученых. Для раскрытия их секретов в сентябре 2011 года НАСА отправило к спутнику Земли два зонда GRAIL, которые к концу 2012 года составили полную гравитационную карту Луны. Первый же взгляд на эту карту добавил еще одну загадку — выяснилось, что кратеры на видимой стороне Луны были значительно глубже, чем на темной.

Катарина Милджкович из Института физики Земли в Париже и ее коллеги выяснили причину этой аномалии, сравнив толщину лунной коры, химический состав и свойства мантии под разными кратерами на разных "половинках" Луны.

В процессе этого сравнения ученые заметили, что видимая часть Луны должна была быть значительно теплее в прошлом, чем ее темная сторона, судя по наличию множества выбросов магматических пород на ее поверхности и характерному минеральному составу.

Это натолкнуло их на мысль, что большой размер кратеров на видимой стороне может быть связан с различиями в температуре пород и поверхности Луны в прошлом. Они проверили это при помощи математической модели. Оказалось, что даже небольшое увеличение температуры мантии и коры приводило к тому, что глубина виртуального "кратера" увеличивалась почти в два раза. Это объясняет, почему кратеры на видимой стороне Луны аномально глубокие, а также говорит о том, что мы сильно переоцениваем интенсивность астероидной "бомбардировки", которую пережили планеты Солнечной системы во время ее юности.

источник - http://ria.ru/space/20131107/975406623.html

Китайский луноход "Нефритовый заяц" успешно спущен на поверхность Луны

15 декабря 2013 г.

Китайский луноход "Юйту" ("Нефритовый заяц") отстыковался от посадочного модуля, осуществившего на Луне мягкую посадку, и выехал на поверхность спутника.

В задачи лунохода, который может двигаться со скоростью до 200 метров в час, входит исследование геологической структуры и вещества на поверхности Луны. Планируется, что луноход будет работать три месяца.

Прилунение аппарата произошло в районе кратера Залив радуги (Sinus Iridum) в субботу в 21.11 по пекинскому времени (17.11 мск). Китайские космические аппараты до сих не совершали посадок на поверхность Луны.

Китайская программа зондирования Луны "Чанъэ", названная в честь древней китайской богини Луны, включает три этапа: облет вокруг спутника Земли ("Чанъэ-1" и "Чанъэ-2"), посадка на Луну ("Чанъэ-3" и "Чанъэ-4") и возвращение с Луны на Землю ("Чанъэ-5" и "Чанъэ-6").

источник - http://ria.ru/space/20131215/984158225.html

Китайский луноход возобновил работу после недолгой "сиесты"

21 декабря 2013 г.

20 декабря примерно в 8 часов вечера по пекинскому времени шестиколесный луноход вновь начал свою работу после того, как все его системы были отключены 16 декабря.

"Сиеста" была необходима из-за разницы температур. Так, часть аппарата находится под прямыми солнечными лучами и поэтому подвергается действию высоких температур -- до 100 градусов Цельсия. Тогда как другая часть находится в тени и испытывает минусовые температуры.

Планировалось, что "отдых" лунохода продлится до 23 декабря. Но после нескольких дней наблюдений и анализа телеметрических измерений ученые пришли к выводу, что состояние лунохода стабильное и он может продолжить работу. Было решено не терять время.

Данные "Аполлонов" помогли определить скорость накопления пыли на Луне

21 ноября 2013 г.

Когда астронавты впервые побывали на поверхности Луны, они столкнулись с крайне неприятными свойствами лунной пыли. Ее острые частицы "цеплялись" ко всему, чего касались, вызывали перегрев научных приборов, а астронавт Харрисон Шмитт, случайно вдохнувший пыль, стал первой жертвой лунной аллергии.

Эти детекторы отправились на Луну с тремя "Аполлонами" (12-м, 14-м и 15-м) и успешно работали на лунной поверхности, однако в НАСА не сохранились магнитные ленты с записями информации с них. Три десятилетия считалось, что они потеряны навсегда, однако в 2006 году О'Брин узнал об этом и сообщил, что у него остались резервные копии этих лент.

Анализ "потерянных и обретенных" данных показал, что за год на каждом квадратном сантиметре поверхности осаждается около 100 микрограмм лунной пыли, это значит, что за год на площади, равной баскетбольной площадке, соберется около 450 граммов пыли. Скорость накопления лунной пыли оказалась примерно в 10 раз выше, чем ожидалось.

источник - http://ria.ru/space/20131121/978610337.html

Первый панорамный снимок от китайского лунохода

23 декабря 2013

Первый китайский луноход сделал представил вниманию публики панорамный снимок, на котором показано место его высадки – Море Дождей. Он составлен из отдельных снимков, которые были сделаны тремя камерами, расположенными на посадочном модуле.

Это изображение составлено из 60 снимков. Камеры снимали под тремя углами: вертикально, с наклоном 15 градусов вверх и 15 градусов вниз… так, что мы смогли увидеть еще больше.

На панорамном снимке показан Yutu и следы его колес, которые оставили дорожку глубиной как минимум несколько сантиметров в рыхлом лунном реголите на месте высадки ровера.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5173

Китайский луноход "Юйту" провел проверку гибкости манипулятора

24 декабря 2013 г.

По сообщению из Пекинского аэрокосмического контрольного центра, китайский луноход "Юйту" завершил проверку гибкости манипулятора, являющуюся ключевым тестом перед началом другой работы на поверхности Луны.

Проверка показала, что луноход находится в отличном состоянии, чтобы перенести экстремальную температуру в минус 180 градусов Цельсия во время первой ночи на Луне, сообщил главный инженер данного центра Чжоу Цзяньлян.

Во время "спячки" посадочного модуля "Чанъэ-3" и лунохода "Юйту" ученые будут заниматься анализом полученных с Луны данных

26 декабря 2013 г. под контролем Пекинского центра управления космическими полетами луноход "Юйту" вошел в состояние остановки работы всех систем. В период лунной ночи, который продлится около 14 дней, "Чанъэ-3" и "Юйту" не смогут использовать солнечные батареи для питания систем, поэтому им пришлось впасть в состояние "спячки". Для того, чтобы "пережить" холодную лунную ночь, когда температура воздуха на лунной поверхности может спуститься до 180 градусов ниже нуля, "Лунный кролик" "Юйту" сохранит температуру тела за счет собственной системы теплоконтроля.

Китайский луноход определил состав лунного грунта

31 декабря 2013 г.

На борту аппарата в числе прочих приборов установлен рентгеновский спектрометр APXS (Active Particle-induced X-ray Spectrometer), созданный в китайском Институте физики высоких энергий. APXS испускает частицы высоких энергий, которые заставляют вещество испускать рентгеновское излучение. Анализ полученного спектра позволяет понять химический состав.

Первый спектр лунного реголита в районе места посадки прибор получил 25 декабря. Первоначальный анализ показал, что в грунте содержатся восемь основных элементов: магний, алюминий, кремний, калий, кальций, титан, хром и железо. Кроме того, имеются следы стронция, иттрия и циркония.

источник - http://ria.ru/space/20131231/987542440.html

Зонд НАСА разглядел китайский луноход

1 января 2014 г.

Орбитальный зонд НАСА LRO сделал снимки места посадки китайского лунохода, на которых можно увидеть как посадочный модуль "Чанъэ-3", так и сам ровер.

К времени посадки зонд LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter) находился над другими районами Луны и не мог заснять момент прилунения. Через 10 дней, 24 декабря, аппарат оказался над заливом Радуги и сделал серию из шести снимков с помощью узкоугольной камеры NAC фотокомплекса LROC. Лучшие фотографии были сделаны 25 декабря, с высоты 150 километров, их разрешение составляло 150 сантиметров на пиксель.

Аппарат LRO работает на окололунной орбите с 2009 года. За это время зонд успел не только рассмотреть спутник Земли и найти на нем запасы воды, но и заснять оставленную здесь космическую технику — от мусора и приборов, оставленных астронавтами "Аполлонов" до советского "Лунохода-2".

источник - http://ria.ru/space/20140101/987607137.html

Китайский луноход определил состав лунного грунта

01 января 2014 г.

Китайский луноход "Юйту" получил с помощью бортового рентгеновского спектрометра первые данные об элементном составе лунного грунта.

На борту аппарата в числе прочих приборов установлен рентгеновский спектрометр APXS (Active Particle-induced X-ray Spectrometer). Он испускает частицы высоких энергий, которые заставляют вещество испускать рентгеновское излучение. Анализ полученного спектра позволяет понять химический состав.

Китайский луноход "проснулся" после двухнедельной лунной ночи

14 января 2014 г.

Аппарат "Чанъэ-3" совершил посадку на Луне и доставил на нее первый с советских времен луноход "Юйту" ("Нефритовый заяц") 14 декабря 2013 года.

Однако 26 декабря в районе посадки в Заливе Радуги началась двухнедельная ночь — на этот период оба аппарата были переведены в "спящий режим" с отключением радиоаппаратуры и большей части бортового оборудования.

Луноход проснулся первым — в 01.09 мск субботы его разбудил "внутренний будильник", после чего он переключился в нормальный рабочий режим по команде из Центра управления полетами в Пекине. Модуль "Чанъэ-3" пробудился в воскресенье в 04.21 мск.

источник - http://ria.ru/space/20140114/989193217.html

В работе китайского лунохода "Нефритовый заяц" обнаружены неполадки

25 января 2014 г.

Китайские ученые начали тщательную проверку лунохода Юйту ("Нефритовый заяц") после того, как были выявлены неполадки в работе системы механического управления аппарата.

В заявлении Государственного управления оборонной науки, технологий и промышленности отмечается, что неполадки возникли из-за "сложного рельефа лунной поверхности".

источник - http://ria.ru/space/20140125/991263224.html

Лунный зонд LRO сделал снимок аппарата LADEE

31 января 2014

14 января космический аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) сделал снимок лунного зонда LADEE, исследующего пыльное окружение Луны, в тот момент, когда оба аппарата вращались вокруг нашего естественного спутника на скорости около 1600 метров в секунду. LRO and LADEE были в этот момент на расстоянии около 9 километров друг от друга.

LADEE можно увидеть как нечто расплывчатое над испещренной следами столкновений поверхностью Луны. Для того, чтобы сделать этот снимок, команды LRO и LADEE работали вместе; LRO был повернут на 34 градуса западнее, чтобы в нужный момент поймать LADEE в фокус.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5374

Новая лунная панорама от посадочного модуля китайской миссии Chang’e 3

19 января 2014

Постепенно снимки, которые мы получаем от китайской лунной миссии Chang’e 3, становятся все более и более четкими. В пятницу посадочный модуль отправил на Землю серию новых фотографий, сделанных его камерой. Сложенные вместе, в одно мозаичное изображение, пять снимков позволяют нам в подробностях рассмотреть окружение ровера на севере Моря Дождей.

На снимках бросается в глаза коричневый цвет лунной поверхности, или реголита. Цветные снимки поверхности Луны, сделанные астронавтами Apollo, а так же устные описания говорят об одинаковом сером цвете, который редко, кое-где разбавлен вкраплениями цветной почвы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5313

Зонд НАСА «принюхается» к лунной атмосфере

5 сентября 2013 г.

Лунный орбитальный аппарат НАСА LADEE прошел предстартовые процедуры и готов к запуску — чуть более чем через сутки ракета «Минотавр-5» понесет его к Луне, где в течение трех месяцев он будет исследовать лунную атмосферу, окололунную пыль, а также впервые опробует на этой дистанции лазерную линию связи.

Проект LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer) общей стоимостью 280 миллионов долларов стал одним из элементов программы НАСА Lunar Quest — первой большой программы исследования Луны со времен «Аполлонов», благодаря которой представления ученых о спутнике Земли в последние годы существенно изменились.

Главная задача аппарата — исследование газопылевой оболочки Луны. Ее давление в триллионы раз меньше нормального атмосферного давления на Земле. Если в одном кубическом сантиметре земной атмосферы находится десятки триллионов молекул, то в лунной — около 10 тысяч. Примерно такую же плотность имеет земная атмосфера на высоте орбиты МКС, то есть на высоте около 400 километров. В этом самом внешнем слое земной атмосферы, который называется экзосферой, молекулы газов почти не взаимодействуют друг с другом.

Лунная газовая оболочка состоит в основном из атомов гелия, захваченных из солнечного ветра, атомов аргона, натрия и некоторых других элементов, возникающих при распаде радиоактивных веществ в лунном грунте, а также «выбитых» из него ударами микрометеоритов и заряженных частиц.

источник - http://ria.ru/science/20130905/961069152.html

НАСА продлило работу зонда LADEE на лунной орбите на 28 дней

3 февраля 2014 г.

Это позволит снизить орбиту зонда до нескольких километров над лунной поверхностью и собрать еще больше научных данных.

Аппарат LADEE был запущен в космос в сентябре 2013 года. В октябре он прибыл к Луне, а 20 ноября вышел на низкую окололунную орбиту — от 12 до 60 километров над поверхностью спутника — и начал выполнять основную научную программу по изучению разреженной атмосферы Луны. Предполагалось, что этой работой он будет заниматься 100 дней. Теперь НАСА продлило работу зонда на орбите еще на 28 дней. LADEE совершит посадку приблизительно 21 апреля. Точная дата будет зависеть от финальной траектории зонда.

источник - http://ria.ru/space/20140203/992804067.html

Юйту прошел 100 метров по Луне

06 февраля 2014

Китайские организаторы миссии "Чанье-3" сообщили, что их луноход прошел 100 метров по поверхности Луны.

Два космических китайских аппарата, а именно спускаемый аппарат "Чанье-3" и шестиколесный луноход "Юйту" находятся на поверхности Луны с 14 декабря 2013 года, что на два дня ранее запланированного срока.

За это время китайские космические аппараты прошли уже 100 метров по поверхности Луны, сделали несколько интересных фотографий и пережили две лунные ночи.

Китайский луноход "Нефритовый заяц" возобновил работу

13 февраля 2014 г.

"Он вернулся к жизни. По крайней мере, он работает, и есть шанс, что мы его спасем", — цитирует Синьхуа представителя программы по изучению Луны. Агентство отмечает, что аппарат способен принимать сигналы, хотя в его работе все еще наблюдаются неполадки.

Представитель лунной программы подтвердил, что ранее аппарат находился в аварийном состоянии. "Изначально мы опасались, что он может не перенести крайне низкие температуры лунной ночи", — отметил ученый.

источник - http://ria.ru/space/20140213/994606099.html

Метеорит размером с автомобиль врезался в Луну

24 февраля 2014 г.

Испанские астрономы увидели, как на Луну упал самый крупный метеорит из всех, чье падение ученые наблюдали в "прямом эфире" — камень размером с небольшой автомобиль упал в Море Облаков и оставил 40-метровый кратер.

Профессор Хосе Мадьедо и его коллеги из проекта MIDAS (Moon Impacts Detection and Analysis System), с помощью двух телескопов в Испании ведут постоянные наблюдения за Луной, отслеживая вспышки при падении метеоритов.

Вечером 11 сентября 2013 года они стали свидетелями необычно яркой и продолжительной вспышки: ее яркость достигла 2,9 звездной величины, а длилась она 8 секунд. Ученые подсчитали, что мощность взрыва, произошедшего в Море Облаков, составила около 15,6 тонны в тротиловом эквиваленте, упавший метеорит имел массу около 450 килограммов и размер от 1,4 до 0,6 метра, а его скорость достигала 17 метров в секунду. Размер получившегося кратера мог составить от 47 до 56 метров. По мнению авторов статьи, упавшее тело могло быть связано с метеорным потоком эпсилон-Персеиды.

источник - http://ria.ru/space/20140224/996708651.html

Специалисты НАСА представили фотокарту "лунной Арктики"

19 марта 2014 г.

Специалисты НАСА представили первую интерактивную фотокарту "лунной Арктики" — области вокруг северного полюса Луны, созданную из снимков высокого разрешения с борта зонда LRO.

"Создание этой гигантской мозаики потребовало пяти лет труда большой команды в проекте LRO. Теперь у нас есть практически унифицированная карта, которая позволит ответить на ключевые научные вопросы и найти лучшие места посадки для будущих исследований", — отметил Марк Робинсон, глава проекта LROC (так называется фотокамера высокого разрешения на борту LRO) из университета Аризоны.

Карта состоит из 10,5 тысячи снимков разрешением около 2 метров на пиксель, которые закрывают площадь равную примерно четверти территории США. Посетители сайта могут увеличивать и двигать панораму, разглядывая детали поверхности. Некоторые из интересных районов представлены на полосе прокрутки внизу, где можно рассмотреть свежие кратеры, трещины и хребты.

Все изображение состоит из 867 миллиардов пикселей и "весит" 3,3 терабайта. Если его распечатать со стандартным разрешением 300 точек на дюйм, оно займет целое футбольное поле.

источник - http://ria.ru/space/20140319/1000234512.html

Лунный орбитальный аппарат LADEE обнаружил разреженную атмосферу Луны, состоящую из пыли

26 марта 2014

Известно, что на Луне полностью отсутствует воздух, но это еще не означает, что там нет атмосферы. К таким выводам пришли ученые, обрабатывающие данные, собранные лунным орбитальным космическим аппаратом LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer), датчики которого позволили обнаружить постоянное облако разреженной пыли, "окутывающее" поверхность Луны.

"У Луны в действительности существует атмосфера. Но она состоит не из смеси различных газов, а из мельчайших разреженных частиц лунной пыли, поднятых с поверхности в результате различных процессов и явлений" - рассказал Михэли Хорэний, ведущий исследователь миссии LADEE.

Космический аппарат LADEE двигается вокруг экватора Луны по несколько вытянутой орбите, нижняя точка которой проходит на высоте 13 километров, а верхняя - 60 километров над поверхностью. В следующем месяце аппарат снизит орбиту до высоты 4-5 километров для проведения более высокоточных исследований лунной атмосферы и более высококачественной съемки лунной поверхности. Закончится миссия аппарат LADEE 21 апреля 2014 года в тот момент, когда аппарат столкнется с поверхностью Луны и прекратит свое существование.

источник - http://www.dailytechinfo.org

Миссия LADEE завершена: зонд упал на лунную поверхность

19 апреля 2014 г.

Как сообщили специалисты центра Ames Research Center (принадлежит NASA), космический аппарат LADEE («Исследователь лунной атмосферы и пылевого окружения») успешно завершил свою лунную миссию и был сброшен на лунную поверхность. Столкновение состоялось в четверг 17 апреля.

Причиной, по которой космический зонд было решено разбить о лунную поверхность, является то, что у него закончилось топливо, необходимое для полета вокруг естественного спутника Земли. Так как дальнейшая работа аппарата была невозможной, официальные лица NASA решили вычислить приблизительную точку на лунной поверхности, куда зонд можно было бы посадить. После чего зонд установили на орбиту постепенного снижения.

источник - http://hi-news.ru/space/missiya-ladee-zavershena-zond-upal-na-lunnuyu-poverxnost.html

Китай запустил на орбиту Луны экспериментальный аппарат

24 октября 2014 г.

Запуск был произведен с космодрома Сичан в провинции Сычуань. Планируется, что космический аппарат достигнет заданной точки вблизи Луны и вернется на Землю через восемь дней. Приземлиться аппарат должен в автономном регионе Внутренняя Монголия.

Запуск испытательного аппарата стал очередным шагом в реализации Китаем программы зондирования Луны "Чанъэ", названной в честь древней китайской богини Луны. Программа включает в себя три этапа: облет вокруг спутника Земли ("Чанъэ-1" и "Чанъэ-2"), посадка на Луну ("Чанъэ-3" и "Чанъэ-4") и возвращение с Луны на Землю ("Чанъэ-5" и "Чанъэ-6"). Запущенный экспериментальный космический аппарат должен протестировать технологии, которые будут использоваться для "Чанъэ-5".

Китайские ученые уже начали реализацию третьего этапа программы. Китай планирует в 2017 году осуществить с космодрома Вэньчан запуск спутника "Чанъэ-5", чья миссия заключается в посадке на Луну, сборе образцов лунного грунта и возвращении на Землю.

источник - http://ria.ru/science/20141024/1029834994.html

Лунный Зонд LRO никогда не был так низко над Луной

24 мая 2015 г.

4 мая текущего года американский космический аппарат LRO выполнил два маневра по сжиганию топлива, что помогло ему изменить высоту орбиты на 20 километров. Благодаря этому космический аппарат пролетел над поверхностью Луны на высоте 165 километров от северного полюса и на высоте 30 километров от южного полюса. «Еще никогда до этого наш научный зонд LRO не был так близко к Луне» - сказал шеф миссии Стив Одендол.

Китайский луноход «проснулся», но передвигаться по-прежнему не может

21 июля 2014 г.

Созданный в Китае лунный аппарат Юйту («Нефритовый заяц») в очередной раз «пробудился ото сна» и приступил к работе, несмотря на некоторые неисправности в его оборудовании, сообщил журналисту China Daily главный конструктор аппарата У Вэйжэнь.

«Сон» необходим луноходу во время лунной ночи, когда нет источника света для питания солнечных батарей и крайне низкие температуры могут повредить его электронную «начинку», поэтому для «зайца» предусмотрен «спящий режим».

Восьмой «рабочий день» лунохода продлится 14 земных суток. Он проведет его в не до конца исправном состоянии, вызванном механическими повреждениями, сообщил главный конструктор, отметив, что «к счастью, устройство завершило все предусмотренные для него научные и инженерные задачи».

140-килограммовый шестиколесный Юйту, часть лунного зонда Чанъэ-3, вдвое перекрыл проектный трехмесячный срок своей жизнедеятельности — он высадился на Луну в декабре. Луноход успешно проанализировал основные элементы состава поверхности спутника Земли и изучил минеральные ресурсы, пишет издание.

После первых шести недель работы луноход сообщил о проблемах с механическим управлением. Это произошло 25 января, перед вторым его уходом в «сон». С тех пор он был не в состоянии передвигаться дальше, оставаясь примерно в 20 метрах к юго-западу от места приземления. Китайские инженеры объяснили проблему «сложной лунной поверхностью».

источник - http://ria.ru/space/20140721/1016966845.html

Столкновение с камнем стало возможной причиной поломки лунохода «Юйту»

21 июля 2014 г.

Причиной выхода из строя китайского лунохода «Юйту» («Нефритовый заяц»), неполадки в работе которого были выявлены в январе этого года, вероятнее всего, стало столкновение с камнем на лунной поверхности.

«Специалисты пришли к предварительному выводу, что луноход был «ранен» во время столкновения с камнем при движении, что и стало причиной сбоев», — цитирует агентство заместителя главного конструктора Чжан Юйхуа.

Неполадки в его системе были выявлены 25 января. В заявлении государственного управления оборонной науки, технологий и промышленности Китая отмечалось, что возникли они из-за «сложного рельефа лунной поверхности». Отклонения в работе аппарата были выявлены незадолго до того, как луноход вновь перешел в спящий режим в связи с наступлением «лунной ночи».

источник - http://ria.ru/space/20140721/1016877140.html

Китайский космический аппарат возвращается к Луне

январь 2015 г.

Китайский космический аппарат CE-5-T1, совершивший в конце октября 2014 года успешную миссию по облету Луны и возвращению к Земле, в воскресенье покинул район точки Лагранжа L2, сообщает агентство Синьхуа. В середине января аппарат должен выйти на селеноцентрическую орбиту и продолжить отработку технологий, необходимых для высадки на лунную поверхность и последующей доставки на Землю образцов грунта Луны.

За время нахождения в районе точки либрации L2, куда аппарат прибыл 28 ноября минувшего года, он совершил вокруг неё три витка.

Рабочий модуль китайского лунного аппарата перешел на низкую орбиту

январь 2015 г.

Рабочий модуль китайского беспилотного лунного орбитального аппарата вышел на окололунную орбиту с периодом обращения 127 минут. Перед этим он совершил три корректировки орбиты.

В воскресенье, понедельник и вторник рабочий модуль трижды совершал маневры по торможению, сообщил заместитель начальника Центра лунных и космических проектов Управления науки, техники и промышленности при министерстве обороны КНР Чжао Вэньбо. После стабилизации обращения модуль будет двигаться по нынешней орбите на высоте 200 км от поверхности Луны для тестирования ключевых технологий следующей лунной миссии, которую совершит аппарат "Чанъэ-5.

Китайский луноход не может двигаться, остальные его функции в порядке

03 марта 2015 г.

Член ВК НПКСК, академик Е Пэйцзянь в интервью корреспонденту агентства Синьхуа отметил, что китайский луноход "Юйту" ("Нефритовый заяц") не может двигаться, а остальные его функции в порядке.

К настоящему времени "Юйту" могут пробудить по заданному графику и это в очередной раз свидетельствует о хорошем и точном проектировании аппарата, особенно в таких аспектах, как "спячка", дистанционное управление, самопробуждение и эффективная нагрузка.

Луноход "Юйту" раскрыл неожиданно сложную геологическую историю Луны

12 марта 2015 г.

Геологические данные и фотографии, собранные китайским луноходом "Юйту", раскрыли неожиданно сложную структуру недр Луны, которые оказались разделены на девять отдельных слоев со своей собственной историей.

Китайский луноход на борту посадочного модуля "Чанъэ-3" сел в кратере в Заливе Радуги 14 декабря 2013 года. Он стал первым с 1976 года — после советской "Луны-24" — искусственным объектом, совершившим мягкую посадку на Луне. Главной задачей "нефритового зайца" служили исследования геологической структуры и анализ состава веществ на поверхности Луны. Изначально планировалось, что луноход будет работать три месяца, однако в середине января 2014 года он столкнулся с камнем и вышел из строя.

Тем не менее, за месяц работы "Юйту" успел получить массу фотографий, "просветить" недра Луны при помощи радара LPR и проанализировать химический состав минералов на ее поверхности при помощи спектрометров APXS и VNIS. Сяо Лун из университета геологических наук Китая в Ухане и несколько десятков других геологов из КНР представили сегодня предварительные результаты анализа фотографий и данных с LPR.

Как отмечают ученые, первые же снимки и "прозвоны" почвы с радара показали, что Залив Радуги кардинальным образом отличается по своему облику и геологии от тех точек, где высаживались американские астронавты и где приземлялись советские "Луны" и "Луноходы". В частности, кристаллическая структура камней на поверхности кратера была совсем не похожей на то, как устроены их "братья" в местах высадки людей и других зондов.

Главным его отличием от ранее изученных уголков Луны стала невероятно сложная геологическая структура недр кратера, которые оказались разделены на девять отдельных слоев толщиной от восьми и до 100-120 метров.

Часть верхних слоев, как полагают китайские геологи, возникла в результате того, что кратер периодически покрывался обломками базальтов, выброшенных из соседних уголков Луны во время падений астероидов.

Нижние слои возникли гораздо раньше, в далеком геологическом прошлом Луны, когда ее недра оставались еще горячими в так называемый позднеимбрийский период, 3,8-3,3 миллиарда лет назад. Как пишут китайские ученые, в то время Залив Радуги пережил как минимум пять эпизодов извержения магмы, хотя их число может быть на самом деле гораздо большим — радар "Юйту" работает лишь на глубинах до 400 метров.

источник - http://ria.ru/science/20150313/1052339913.html

Ученые раскрыли следы гигантского извержения вулканов на Луне

20 марта 2015 г.

"Вулканы были очень распространены на Луне в ранние годы ее жизни — те темные "моря", которые можно заметить на ее поверхности сегодня, возникли в результате заполнения низин и кратеров их жидкой магмой, достаточно богатой железом. Извержения тягучей и лишенной металлов лавы, формирующие классические конусы вулканов на Земле, происходили на Луне очень редко. Этот вулкан, похоже, является единственным и уникальным следом таких катаклизмов", — пояснил Джек Уилсон из университета Дарема (Великобритания).

Уилсон и его коллеги раскрыли неожиданно широкие масштабы извержений вулканов на древней Луне, изучая рельеф и структуру недр спутника Земли в районе так называемого вулканического комплекса Комптона-Белковича, который расположен у северного полюса на обратной стороне планеты.

Этот регион привлекает внимание ученых с конца 90 годов прошлого века, когда зонд Lunar Prospector обнаружил признаки активного вулканизма в этой точке Луны в виде аномально высоких концентраций радиоактивного тория. Группа Уилсона решила эту проблему, обработав карту распределения тория с Lunar Prospector при помощи алгоритмов анализа изображения, которые обычно используются для обработки снимков далеких галактик. Подобный подход позволил им значительно улучшить качество карты. Выяснилось, что извержение покрыло гигантскую площадь – 70 тысяч квадратных километров, что соответствует по масштабам Шотландии или небольшой европейской стране. Для сравнения, извержение Везувия, уничтожившее Помпеи и Геркуланум, было в пять раз меньше по масштабам.

Как предполагают ученые, причиной столь большого разброса магмы, пепла и прочих следов извержения были две вещи – отсутствие атмосферы на Луне, тормозящей выбросы, и низкая сила притяжения.

источник - http://ria.ru/science/20150320/1053607163.html

Лунный вольфрам рассказал ученым об истории рождения Луны

8 апреля 2015 г.

Последние 30 лет было принято считать, что Луна образовалась в результате столкновения Тейи, протопланетного тела, с "зародышем" Земли. Столкновение привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из этой материи и сформировалась Луна. Теория столкновения прото-Земли с крупным небесным телом хорошо объясняет массу Луны, малое содержание железа на ней и прочие параметры.

Однако при таком столкновении значительную часть материала, составляющего Луну, должна была принести гипотетическая Тейя. По своему составу она должна была отличаться от Земли, как отличается от нее большинство небесных тел внутренней области Солнечной системы, которая включает планеты земной группы и астероиды. Но на самом деле состав Земли и Луны очень похож, вплоть до одинаковых долей изотопов многих металлов и прочих элементов.

Ричард Уолкер из университета Мэриленда в Колледж-Парке (США) и несколько других американских и российских геологов выяснили, что различия в изотопном составе лунных и земных пород все же есть, обратив внимание на одну из геохимических особенностей ранней Солнечной системы.

Как объясняют ученые, протопланетный диск, породивший Землю и другие планеты, был наполнен огромным числом короткоживущих изотопов, чей период полураспада составляет короткие по космическим меркам единицы или десятки миллионов лет. К моменту формирования первых планет эти изотопы исчезли, оставив следы в виде продуктов распада, по долям которых можно узнать, где и как сформировалось то или иное небесное тело.

Уолкер и его коллеги сфокусировали свое внимание на вольфраме-182 – относительно редком изотопе этого металла, который возникал в ранней Солнечной системе в результате распада атомов гафния-182. Если Луна действительно родилась после столкновения Тейи с прото-Землей, то тогда доля этого изотопа в ее породах должна быть выше по разным геохимическим причинам. из-за того, что в последующие эпохи наша планета "собрала" больше, чем ее спутник, мелких астероидов и космической пыли, в которых почти не содержится атомов вольфрама-182.

Руководствуясь этой идеей, команда Уолкера и еще одна независимая группа геологов из Мюнстерского университета (Германия) вычислила доли изотопов вольфрама в образцах пород, доставленных на Землю экспедицией "Аполлона-16".

Как показали эти замеры, в лунных породах действительно содержится больше вольфрама-182 – на 27 частей на миллион больше, чем в недрах Земли. Это свидетельствует о том, что Луна действительно родилась в ходе столкновения зародыша Земли с Тейей.

источник - http://ria.ru/science/20150408/1057423942.html

Над поверхностью Луны парит гигантское облако из пыли

17 июня 2015 г.

Зонд LADEE обнаружил гигантское облако из пыли, парящее на высоте в несколько десятков километров над поверхностью "утренних" регионов Луны, которое может быть виновато в загадочном "сиянии на горизонте" во время лунных закатов и восходов.

"Открытие этого постоянно существующего облака из частиц пыли, окружающего Луну, было отличным прощальным подарком нашего зонда. Мы проверим, есть ли аналогичные структуры и у других лун и безвоздушных тел Солнечной системы", — заявил Михай Хораньи (Mihaly Horanyi) из университета Колорадо в Боулдере (США), научный руководитель миссии LADEE.

Данные, собранные астронавтами, показали, что это сияние могло быть связано с частицами пыли, парящими на высоте примерно в 10 километров над поверхностью естественного спутника Земли. Когда НАСА отправило зонд LADEE изучать разреженную атмосферу Луны, Хораньи и его коллеги воспользовались "пылесосом" зонда, инструментом LDEX, для проверки этих теорий.

Оказалось, что над поверхностью Луны действительно парит большое облако из пыли, однако оно находится не там, где его ожидали увидеть ученые, и выглядит не совсем так, как они считали ранее.

Как показывают данные LADEE, спутник Земли окружает достаточно толстая пелена из пылевых частиц, которые вращаются вокруг Луны на высоте примерно в 20-100 километров.

источник - http://ria.ru/science/20150617/1074936623.html

Американские ученые подтвердили наличие неона в лунной атмосфере

17 августа 2015 г.

Открытие было сделано благодаря посвященной исследованию атмосферы Луны миссии НАСА (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer, LADEE). Аппарат LADEE вел наблюдения за составом лунной атмосферы на протяжении семи месяцев, что позволило ученым собрать информацию о поведении и движении газов в ней. Собранные зондом данные свидетельствуют, что экзосфера Луны состоит по большей части из гелия, аргона и неона. Количество каждого из этих газов разнится в разное время лунных суток.

источник - http://ria.ru/space/20150817/1191382603.html

Новое исследование поможет разрешить тайну огненных фонтанов на Луне

25 августа 2015

Крохотные «бусины» из вулканического стекла, обнаруженные на поверхности Луны в ходе миссий серии «Аполлон», указывают на то, что на поверхности Луны происходят извержения огненных фонтанов. Сегодня исследователи из Браунского университета и Научного института Карнеги, оба научных учреждения США, идентифицировали газ, являющийся движущей силой этих извержений.

«В течение многих лет мы не знали, какой именно газ вызывает эти извержения на Луне, – сказал Альберто Саал, адъюнкт-профессор наук о земле, окружающей среде и планетах Браунского университета и главный автор нового исследования. – Газ уходит в атмосферу при извержении и его отнюдь не просто обнаружить».

В этом новом исследовании Саал и его коллеги показывают, что лава, извергаемая огненными фонтанами Луны, содержит значительные количества углерода. При подъеме лавы к поверхности углерод соединяется с кислородом, образуя значительные количества монооксида углерода (CO). Именно этот газ вызывает многочисленные извержения огненных струй на поверхности Луны.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7689

Кора Луны имеет максимально возможную пористость

15 сентября 2015

Ученые считают, что примерно 4 миллиарда лет назад, во время периода, называемого Поздней тяжелой бомбардировкой, поверхность Луны подвергалась интенсивному «обстрелу» астероидами, в результате которого в коре естественного спутника нашей планеты образовалось множество кратеров и открытых глубоких трещин. Такие постоянные столкновения с космическими телами привели к увеличению пористости Луны, обусловленной сетью крупных швов, образовавшихся под её поверхностью.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7770

Земное притяжение «массажирует» Луну

23 сентября 2015

Известно, что поверхность Луны усеяна небольшими геологическими разломами, как правило, составляющими 10 километров в длину и лишь несколько десятков метров в высоту. Орбитальный лунный аппарат НАСА LRO в течение 6 лет пребывания на орбите запечатлел более 3000 таких геологических образований. Ученые считают, что эти разломы, вероятнее всего, сформировались в результате охлаждения все ещё продолжающих оставаться горячими внутренних областей Луны. По мере того как недра Луны охлаждаются, и отдельные участки жидкого внешнего ядра затвердевают, объем её вещества уменьшается; Луна сжимается и её твердая кора растрескивается.

Если бы охлаждение Луны было единственным фактором формирования разломов на её поверхности, то ученые ожидали бы обнаружить в среднем полное отсутствие какой бы то ни было ориентации разломов, так как касательные силы сжатия, действующие при надвиге слоев коры Луны друг на друга в процессе её сокращения, в среднем одинаковы по всем направлениям. Однако исследователи обнаружили нечто другое – выраженную ориентацию наблюдаемых разломов коры Луны. Сравнив эти ориентации разломов с результатами расчетов компьютерной модели, учитывающей действие приливных сил со стороны Земли на формирование этих форм лунного рельефа, ученые нашли очень близкое соответствие между двумя наборами данных, подтвердив тем самым предположение о значительной роли фактора «массажирования» Луны Землей в процессе формирования разломов лунной коры.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7798

Притяжение Земли раскололо поверхность Луны "сеткой" из трещин

14 октября 2015 г.

Гравитационное взаимодействие Земли и Луны, порождающее приливы и отливы, не проходит бесследно для спутницы нашей планеты – ее поверхность раскалывается на своеобразную "сетку" из трещин и мелких провалов.

Томас Уоттерс) из Смитсоновского института в Вашингтоне и его коллеги пришли к такому выводу, изучая снимки, собранные зондом LRO с момента его прибытия на лунную орбиту в июне 2009 года. На этих фотографиях ученые искали особые формы рельефа – так называемые сбросовые уступы, своеобразные "складки" горных пород, возникшие в результате смещения двух пластов пород относительно друг друга.

Подобные структуры, как объясняет ученый, считаются следами относительно недавней геологической активности на Луне, и их изучение может помочь нам понять, когда недра Луны остыли и что с ней происходило в прошлом.

Ранее, рассказывает Уоттерс, ученым удалось обнаружить около 15 подобных структур на снимках с LRO. Анализ, проведенный его группой, позволил найти свыше 3,2 тысячи сбросовых уступов, ставших в результате этого самой заметной чертой тектоники Луны, а также раскрыл две их необычные черты, которые заставили авторов статьи задуматься о том, как возникли эти следы геологической активности.

Ранее геологи считали, что уступы возникли в далеком прошлом Луны, в результате сжатия ее недр, произошедшего после замерзания ее ядра и охлаждения пород. Если бы это было так, то все уступы были бы крайне древними, и направленными в случайные стороны, так как недра Луны сжимались бы с одинаковой скоростью во всех ее точках.

Но на самом деле это не так – ученым удалось найти крайне молодые уступы, чей возраст не превышает 50 миллионов лет, а также показать, что все они направлены в одну сторону. Причиной их появления, как показали расчеты Уоттерса и его коллег, были так называемые приливные силы, порождаемые гравитационным взаимодействием Земли и Луны.

источник - http://ria.ru/science/20151014/1301566500.html

Первый автоматический телескоп успешно работает на Луне уже почти два года

15 октября 2015

В марте этого года китайский луноход Yu Tu полностью прекратил свою работу. В то время, как все внимание общественности было приковано к луноходу, мало кому было известно о том, что на борту спускаемого модуля Chang'e 3, который функционирует и по сегодняшний день, находится еще одно автоматическое устройство, которое работает безупречно на протяжении уже почти двух лет. И этим устройством является телескоп с 15-сантиметровым зеркалом, ведущий наблюдения в диапазоне ультрафиолетового света.

Так как Луна вращается в 27 раз медленнее Земли, телескоп может наблюдать за определенной звездой практически в течение дюжины суток без перерыва, что позволяет изучить любой астрономический объект достаточно подробно.

За последние 18 месяцев работы телескопа он провел непрерывные наблюдения в течение 2 тысяч часов и произвел детальную съемку около 40 звезд и других астрономических объектов.

Китайский телескоп является первым автоматизированным телескопом на Луне, работающим при помощи системы дистанционного управления. И в этом заключается основная проблема, так как окружающая среда на луне является достаточно враждебной по отношению к любым механизмам.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7465-pervyy-avtomaticheskiy-teleskop-uspeshno-rabotaet-na-lune-uzhe-pochti-dva-goda.html

Колоссальный курган на Луне был сформирован вулканическими процессами

15 октября 2015 г.

Большая насыпь (курган) в гигантском кратерном бассейне Южный полюс — Эйткен Луны скорее всего была сформирована под воздействием вулканических процессов, пишет группа исследователей в Geophysical Research Letters.

Бассейн Южный полюс — Эйткен представляет собой самый большой известный кратер Луны. Он расположен на юге обратной стороны Луны и является одним из крупнейших кратеров всей Солнечной системы. Глубина бассейна достигает 8 километров, а полный интервал высот — 16,1 километра. Его край виден с Земли как горная цепь, расположенная у южного лимба Луны («горы Лейбница»). Поверхность бассейна выделяется тёмным цветом

источник - http://ria.ru/science/20151015/1302699704.html

Ученые НАСА разгадали тайну «органики», обнаруженной в образцах лунного грунта

30 октября 2015

Образцы лунного грунта, доставленные на нашу планету астронавтами миссий серии «Аполлон» содержат небольшие количества (порядка нескольких миллионных долей) органических веществ, а именно аминокислот.

Так как лунная поверхность совершенно непригодна для любой из известных ученым форм жизни, появление аминокислот в этих образцах лунного грунта связывают с одним из четырех возможных источников. Во-первых, эти аминокислоты могли оказаться загрязнением с Земли: либо доставленным на Луну астронавтами миссии «Аполлон», либо попавших на образцы уже после их прибытия на Землю. Вторым источником загрязнения могли стать выбросы газов из сопел ракетных двигателей лунных модулей, в химическом составе которых присутствует циановодород HCN, способный при хранении образцов в лаборатории трансформироваться в аминокислоты. Третий возможный источник аминокислот – солнечный ветер, который содержит водород, углерод и азот, то есть все элементы Периодической системы, необходимые для построения аминокислот. Четвертым возможным источником «органики» в этих лунных образцах ученые называют астероиды, которые довольно часто бомбардируют лунную поверхность, так как внутри астероидов иногда обнаруживают аминокислоты внеземного происхождения.

В новом исследовании группа ученых из НАСА во главе с Джеми Элсила из Центра космических полетов Годдарда, США, выяснила при помощи метода изотопного анализа и на основании соотношения право- и левовращающих изомеров обнаруженных аминокислот, что основная часть аминокислот в образцах лунного грунта представляет собой загрязнение с Земли, с небольшим вкладом со стороны редких для нашей планеты аминокислот, имеющих, скорее всего, астероидное происхождение.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7909

Наша Луна может стать планетой по новым правилам

16 Ноября 2015

Если будет принято новое предложение для определения планеты, Луна на всех правах будет считаться планетой. Дефиниция слова «планета» была под вопросом с 2006 года, когда Международный астрономический союз (МАС) поспешно принял решение считать планетой достаточно круглый и достаточно массивный объект, который мог бы очищать свою орбиту от других объектов, отбрасывая их или присоединяя к себе.

К разочарованию многих, это исключило Плутон, который, как показала недавняя миссия «Новых горизонтов», является невероятно потрясающим и сложным миром.

Даже астрономы, которые вполне рады причислению Плутона к карликовым планетам, не очень согласны с определением планет. Критерии дефиниции расплывчаты и применимы только к нашей Солнечной системе — поэтому исключают тысяч миров вокруг других звезд, которые были обнаружены с того момента, как определение вступило в силу.

Жан-Люк Марго из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе работал над тем, как массивное тело должно соотноситься с критерием очищения орбиты, установленным МАС. Выше критической массы гравитация планеты должна быть достаточно мощной, чтобы отталкивать или притягивать любые малые тела в пределах четко определенной территории, «зоны поглощения». Взяв массу звезды и размер орбиты планеты, можно рассчитать критическую массу с помощью довольно простой формулы.

У этой формулы есть одно важное следствие. Марго определяет пару орбитальных объектов, которые оба находятся выше критической массы, как двойную планету. Поэтому на ежегодной встрече Международного астрономического сообщества, которая прошла на прошлой неделе, его спросили, как насчет Земли и Луны. Быстро взглянув на график, Марго подтвердил, что Луна находится выше критической массы, а значит тоже является планетой.

«Но нам нужно быть очень осторожными, — добавляет он. — МАС не дает определение термину «спутник». Когда он это сделает, это повлияет на определение двойных планет по сравнению с планетами со спутниками». Следующая возможность МАС открыть обсуждение будет на общем собрании в Вене в 2018 году.

Что касается остальной Солнечной системы, критерий Марго оставляет промежуток между планетами и карликовыми планетами. Плутон сохранит свой карликовый статус, поскольку у него нет большой компании в поясе Койпера. Наименее похожая на планету планета, Марс, имеет массу, в 50 раз превышающую массу очищения орбиты; в то же время самый крупный карлик Церера имеет всего несколько процентов необходимой массы. Из этого также следует, что все известные экзопланеты будут планетами, за некоторыми исключениями, в которых измерения недостаточно хороши, чтобы судить. При этом это предложение делает вопрос «округлости» излишним: все, с массой выше очищающей орбиту, достаточно большое, чтобы его гравитация придала ему округлую форму.

источник - http://hi-news.ru/space/nasha-luna-mozhet-stat-planetoj-po-novym- pravilam.html

Золото и платина объясняют таинственный наклон орбиты Луны

27 ноября 2015

Эксперты считают, что Луна сформировалась при столкновении молодой Земли с небесным телом размером с Марс, в результате которого в космос было выброшено множество обломков, часть которых объединилась, став тем, что мы сегодня называем естественным спутником нашей планеты. Однако, развивая эту гипотезу, ученые неизбежно приходят к выводу, что наклон орбиты Луны вокруг Земли по отношению к орбите нашей планеты вокруг Солнца в этом случае должен был достигнуть не более одного градуса. На самом деле, сегодня этот наклон составляет целых 5 градусов, а 4,5 миллиарда лет назад, когда Луна только формировалась, он составлял и того более – порядка 10 градусов. Так что же могло стать причиной такого изменения наклона орбиты Луны?

В новом исследовании два астронома из обсерватории Ниццы, Франция, Каве Палеван и Алессандро Морбиделли, предлагают оригинальное объяснение этого космического парадокса. Ученые считают, что молодая Луна была «вытянута» из своей первоначальной орбитальной плоскости действием гравитации проходящих мимо неё крупных космических объектов.

Кроме того, теория Палевана и Морбиделли объясняет необычную ситуацию с наличием на поверхности Земли относительно больших количеств золота и платины. Дело в том, что эти металлы имеют высокое сродство к железу, и в том случае, если бы они присутствовали на ранней Земле в то время, когда она представляла собой смесь расплавов, то платина и золото погрузились бы при дифференциации слоев нашей планеты к её центру, будучи растворенными в железе. Однако на самом деле мы наблюдаем на поверхности Земли относительно большие количества этих металлов. Согласно теории Палевана и Морбиделли, золото и платина были доставлены на Землю с несколькими крупными космическими объектами, в то время как в Луну врезались другие небесные тела, в составе вещества которых эти металлы отсутствовали.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7988

Китайский луноход получил первые за 40 лет данные о лунном грунте

22 декабрь 2015 г.

Сегодня планетологи считают, что движение литосферных плит и другие  тектонические процессы завершились на Луне примерно 3,6 миллиарда лет назад. Причиной этого послужили небольшие размеры железного ядра Луны, которые препятствовали циркуляции расплавленных пород мантии от ядра к поверхности и обратно. Постепенное остывание и "съеживание" Луны подогревало остаточные геологические процессы еще 2,6 миллиарда лет. По современным оценкам, они прекратились около миллиарда лет назад.

Лин Цзунчен из Шаньдунского университета и его коллеги, работавшие с данными, собранными луноходом "Юйту", представили новые доказательства в пользу более длительной "работы" лунных вулканов, впервые за 40 лет изучив образцы лунного грунта прямо на поверхности спутницы Земли.

Как оказалось, лавовые базальты в той точке, в которой приземлился "Юйту", содержали в себе умеренное количество титана и большое количество железа, что является большой редкостью для Луны. Обычно лунные вулканические выбросы содержат в себе большое количество титана, а породы ее коры почти лишены этого элемента.

"Среднее" количество титана в магматических породах, как объясняют Цзунчен и его коллеги, говорит о том, что извержения вулканов на Луне продолжались гораздо дольше, чем мы считали ранее.

источник - http://ria.ru/science/20151222/1346979030.html

На Луне могут найти вещество из других звездных систем

28 января 2016 г.

Кометы из других звездных систем могли попасть на Луну, и есть шанс найти их остатки в полярных областях спутника Земли, считает заведующий отделом исследований Луны и планет ГАИШ им. Штернберга Владислав Шевченко.

"Подавляющее большинство комет, которые находятся в этой периферии, не солнечного происхождения, а пришли к нам из других звездных систем… Такие кометы могли попасть и на Луну. То есть не исключено, что в холодных ловушках полярных областей мы найдем вещество из других звездных систем, до которых если лететь, то несколько световых лет, и пока это в далекой перспективе. А вот найти на объекте, который находится на расстоянии примерно трех суток космического полета, вещество из других звездных систем – это было бы величайшее открытие современной науки", — сказал Шевченко.

Шевченко пояснил, что в других условиях на Луне происходят сильные перепады температуры. Днем в экваториальных областях поверхность нагревается до плюс 130-150 градусов, а в таких условиях никакие летучие вещества не удержатся в поверхностном слое.

источник - http://ria.ru/science/20160128/1366472046.html

Луна родилась в ходе "лобового столкновения" Земли и другой планеты

29 января 2016 г.

Эдвард Янг из университета Калифорнии и его коллеги нашли объяснение этому необычному совпадению состава Земли и Луны, сравнив доли "тяжелых" изотопов кислорода и проанализировав возможные сценарии и обстоятельства рождения спутницы нашей планеты.

Как отмечает группа Янга, сегодня большинство ученых считает, что Тейя лишь слегка коснулась Земли во время "космического ДТП", ударив в нее под большим углом, а не врезалась на большой скорости прямо в нашу планету. Подобный сценарий необходим для того, чтобы объяснить, почему в лунных породах содержится мало железа и почему Луна удаляется, а не сближается с Землей, как это делают Фобос и Марс.

источник - http://ria.ru/science/20160129/1367141800.html

Ось вращения Луны сдвигалась в прошлом

23 марта 2016 г.

Залежи водяного льда на полюсах Луны, открытые зондом LRO, помогли ученым выяснить, что ось вращения спутницы нашей планеты сдвигалась в далеком прошлом в результате неравномерного охлаждения ее недр.

Ключевую роль в совершении этого открытия сыграл российский нейтронный детектор LEND, подсказавший ученым НАСА и их отечественным коллегам те точки на южном полюсе, где возможная доля воды и льда была максимальной. Их  сравнение раскрыло довольно странный феномен – оказалось, что залежи льда были сосредоточены не на полюсах, а по сторонам от них, на примерно одинаковом расстоянии, но в противоположных точках относительно самих полюсов. Подобная картина сразу напомнила ученым то, как расположены магнитные и географические полюса на Земле, и они начали искать причину подобной аномалии в рельефе и в структуре пород.

Самое простое и очевидное объяснение подобной конфигурации залежей льда – ось вращения Луны сместилась в сторону после формирования планеты и появления льда на ее полюсах, которые затем "переехали" в сторону юга и севера. Причиной подобного сдвига оси вращения и полюсов могли быть геологические процессы, происходившие в недрах Луны в первый миллиард лет ее существования.

источник - http://ria.ru/science/20160323/1395644890.html

Луна играет важную роль в поддержании магнитного поля Земли, выяснили астрономы

05 апреля 2016

Команда исследователей из Национального центра научных исследований и Университета Блеза Паскаля (Франция) выяснили, что приливные силы, действующие на нашу планету со стороны Луны, способны постоянно стимулировать движение жидкого железа во внешнем ядре Земли, генерирующее магнитное поле. Земля постоянно получает примерно 3700 миллиардов ватт энергии посредством переноса гравитационной энергии из системы Земля-Луна-Солнце, и при этом для осуществления этого типа движения расплава железа во внешнем ядре, предположительно, остается свободным примерно 1 миллиард ватт энергии. Этой энергии оказывается достаточно, чтобы поддерживать геодинамо Земли.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8390

Новые загадки Луны

17 мая 2016 г

Вот уже семь лет аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter пристально наблюдает за нашей космической соседкой. За это время станция помогла каталогизировать множество кратеров, нашла залежи водяного льда и даже обнаружила свидетельства недавней вулканической активности. Кроме того, аппарат стал свидетелем катастроф других космических миссий, в частности LCROSS.

Найденный Lunar Reconnaissance Orbiter водяной лед залегал в неожиданных районах. Предыдущие миссии не раз обнаруживали на Луне воду, но точной карты распределения льда составить им не удалось. Долгое время ученые полагали, что вода находится в тени кратеров на лунных полюсах, и LRO подтвердил эти догадки. Однако аппарат позволил выяснить, что в этих областях сосредоточен не весь лед — часть воды залегает в грунте, который постоянно освещен Солнцем.

Как вода попадает в грунт, постоянно подсвеченный Солнцем, пока остается загадкой. Впрочем, это не единственная тайна, с которой столкнулись ученые миссии LRO. Аппарат обнаружил на поверхности Луны гладкие темные области с небольшим количеством кратеров — остывшие лавовые озера, которым всего 100 миллионов лет.

источник - http://hi-news.ru/space/novye-zagadki-luny.html

Ученые нашли подтверждения “ударной” теории формирования Луны

9 июля 2016 г.

Американские астрофизики Джон Уэйд и Бернард Вуд обнародовали результаты исследования, подтвердившего "ударную" теорию формирования Луны.

Ученые работали с образцами лунного грунта, где ранее были обнаружены частицы воды. Их присутствие до недавнего времени оставалось тайной для исследователей, поскольку считалось, что вода должна была испариться со спутника Земли сразу после его появления.

Сторонники приоритетной на сегодняшний день гипотезы об "ударном" формировании Луны полагают, что она появилась как результат удара неимоверной силы, вызванного столкновением Земли и космического тела массой до 20% массы нашей планеты. Смущало их именно присутствие воды. Но расчеты Джона Уэйда и Бернарда Вуда продемонстрировали, что даже высокие температуры не помешали большому количеству водорода раствориться в магматическом диске, из которого и образовалась Луна.

Остатки воды или водорода изначально могли находиться в измененном виде в магме. Позже они затвердели и кристаллизовались в поверхностных породах, где и были обнаружены.

источник - http://ria.ru/science/20160709/1461936865.html

Ученые нашли следы падения зародыша планеты на поверхность Луны

20 июля 2016 г.

Один из крупнейших "водоемов" на поверхности Луны, море Дождей площадью в 829 тысяч квадратных километров, могло возникнуть в далеком прошлом в результате падения протопланеты на поверхность спутницы нашей планеты.

"Мы показали, что море Дождя было, скорее всего, сформировано в результате падения супер-гигантского объекта, чьих размеров вполне достаточно, чтобы называть его протопланетой. Это первая оценка прародителя этой лунной равнины, сделанная по тем геологическим чертам, которые мы видим на поверхности Луны в данном "море", — заявил Питер Шульц (Peter Schultz) из Брауновского университета (США).

Шульц и его коллега Дэвид Кроуфорд выяснили, что примерно 3,8 миллиарда лет назад на Луну упал небольшой "зародыш" планеты диаметром в 250 километров, оставив за собой гигантский кратер шириной в 1120 километров и многокилометровую впадину, ставшую впоследствии Морем Дождей. Они пришли к такому выводу, изучив почти исчезнувшие следы этой катастрофы на поверхности главного спутника Земли.

источник - http://ria.ru/science/20160720/1472427603.html

Геологи раскрыли необычную связь между землетрясениями и Луной

21 июля 2016 г.

Луна, Земля и Солнце вращаются друг вокруг друга не по идеально круговым орбитам, постоянно сближаясь и удаляясь друг от друга. Продуктом этих сближений и удалений являются так называемые приливные силы. Схожие процессы в недрах спутников планет-гигантов разогревают их породы. Это позволяет океанам из жидкой воды существовать подо льдами Энцелада, спутника Сатурна, и Европы, спутника Юпитера.

Пол Джонсон из Национальной обсерватории в Лос-Аламосе (США) и его коллеги раскрыли необычное проявление этого феномена, изучая серии слабых толчков и землетрясений, которые поражают Калифорнию практически каждый день в окрестностях разлома Сан-Андреас.

На идею провести подобное исследование их натолкнули недавние наблюдения ученых из Геологической службы США, обнаруживших, что частота слабых толчков в этой сейсмической зоне менялась вместе со временем суток и тем, как были напряжены местные горные породы. Эти изменения были слишком слабыми и периодическими для того, чтобы их могли вызвать процессы внутри недр самой Земли.

Это навело группу Джонсона на мысль, что данные землетрясения могут быть вызваны или каким-то образом зависеть от того, где сейчас находится Луна по отношению к Земле. Они проверили эту идею, сопоставив частоту землетрясений, скорость порождаемых ими колебаний и силу толчков с тем, как Луна "растягивала" и "сжимала" недра Земли.

Расчеты ученых показали, что колебания в частоте и силе толчков в Калифорнии подчинялись тем же 14-дневным циклам, что и действие лунного притяжения на Землю (14 дней – половина классического цикла смены фаз Луны в 29 дней) в комбинации с аналогичными силами, порождаемыми взаимодействием притяжений Солнца, Луны и Земли.

источник - http://ria.ru/science/20160721/1472500093.html