Типовой проект лунной базы

 

1)      Концепция базы

Общим принципом при планировании строительства лунной базы есть смысл представлять ее как «большой наукоград» - во всех смыслах этого слова: с одной стороны, в понимании этого слова с точки зрения нынешнего законодательство как «инновационно-внедренческий комплекс» - то есть когда разрабатываются перспективные научные технологии и им на месте находится практическое применение. Лунная база создается для добычи гелия-3 для термоядерной энергетики, а также для отработки технологий, для которых нужны специфические лунные условия (вакуум и малая сила тяжести) – большой комплекс ускорительной техники, астрономические обсерватории и пр. Также базу следует понимать как наукоград и в советском понимании этого слова – т.е. муниципальное образование, достаточно удаленное от крупных центров (чтобы не отвлекать научных сотрудников от их деятельности), но в котором при этом должна быть создана вся необходимая инфраструктура для полноценной жизнедеятельности и досуга. Впрочем, понятие «удаленность от основных центров» тут будет весьма относительной – уровень производительных сил, необходимых для создания такой базы (сама постановка задачи создания базы обеспечит рост производительных сил) предполагает активное транспортное сообщение между Землей и базой.

Что касается создания инфраструктуры на базах, следует отметить, что риск, связанный с космическим перелетом, должен компенсируется более высоким уровнем жизни, чем в земных городах. Такая политика проводилась в СССР применительно к наукоградам (как компенсация за режимные ограничения) и к полярным городам (как компенсация за суровые погодные условия). Внутри лунных баз целесообразно с самого начала устанавливать принципы распределения, соответствующие высшей фазе коммунистического общества.

Ряд важных (хотя и во многом дискуссионных) принципов организации жизни базы даны в статье В.Грибачева "О коммунистических городах"

Ряд важных (хотя и во многом дискуссионных) принципов организации жизни базы даны в К вопросу о территориальной организации населения

 

2)      Размеры базы

типичный лунный кратер - именно к кратерам должны быть привязаны базы

Проектов лунных баз разработано достаточно. Большинство из них, правда, ограничивались небольшим комплексом на несколько человек (максимум - на несколько десятков-сотен человек - такие базы тоже будут строиться, но на подготовительном этапе). Впрочем, в СССР разрабатывались и проекты баз на сотни тысяч человек - то есть эта база была бы целым городом.

Примеры проектов, направленных на реализацию подобного сценария:
шведский проект 2006 года
российский проект 2010 года

Если мы поставили цель: добываемый на Луне гелий-3 должен "обрабатыватываться" на месте - т.е. там же на Луне должны быть созданы термоядерные электростанции и производимая ими энергия должна потребляться на месте; то в этом случае концепция "база как большой город" совершенно правильна. Кроме того, ускорители (как научные, так и промышленные), которые будут установлены на такой базе, очевидно, будут иметь многокилометровый размер, поэтому линейные размеры базы все равно должны быть крупные)

Такая база представляется нам как созданное герметичное углубление под поверхностью Луны размерами несколько десятков километров в длину и ширину и порядка 10 км в высоту (таким образом, у жителей такого пространства не будет поводов для клаустрофобии). Строить же нормальный город на самой поверхности Луны (с предварительным созданием на Луне атмосферы) невозможно - слабая сила тяжести Луны не удержит атмосферу.

 

3)     Транспорт

Размеры базы, соответствующие размерам крупного города, предполагают наличие там соответствующего транспорта. Такие базы могут стать полигоном для отработки транспортных технологий, предназначенных для решения проблем транспорта и для Земли. Эти проблемы:

- Энергообеспечение транспорта

- Перегрузка городского транспорта

- Проблема оптимального соотношения личного и общественного транспорта

Поскольку лунные базы будут строиться вокруг термоядерных энергоустановок, и, как следствие, не будут испытывать проблем с энергоснабжением, то основная ставка должна делаться на крупный централизованный электротранспорт. В числе оптимальных видов транспорта (о чем говорилось и в общем плане освоения Луны от СКБ «Галактика»):

- метрополитен, который (в его подземном виде) строить будет значительно легче, чем на Земле. В земных городах требуется прокладка тоннелей, причем в подземном пространстве, переполненном другими коммуникациями. Здесь же можно будет на открытом пространстве построить все коммуникации метрополитена, после чего засыпать их грунтом и строить поверх строения более высокого яруса

- монорельс. В его строительстве можно воспользоваться, например, опытом ЦЕРНа, которые строят монорельс как вид транспорта для передвижения внутри многокилометровых научных приборов, каковой, очевидно, и будет собой представлять лунная база. Впрочем, проекты монорельса в подземных сооружениях есть и в России

- «канатная дорога», преимущество которой в том, что для нее не требуется специально оборудованных магистралей. Интересный прецедент - канатная дорога в Нью-Йорке, кабины которой рассчитана более чем на 100 человек, что опровергает мнение, что канатная дорога может иметь только маленькие кабинки. Современные варианты канатной дороги - рекламируемый в последнее время "струнный транспорт" или проект "Транскар"

- «труботранспорт», который в типовом проекте лунной базы от 1991 года рассматривался как средство связи жилых комплексов с централизованным транспортным узлом. Прецедент - китайский проект

Помимо централизованного электротранспорта, разумен и такой проект как автобусы с автономными источниками питания в виде ядерного реактора на трансурановых элементах (что предлагалось в статье «Атомизация транспорта»). Одно из преимуществ автобусов такого рода – что в силу специфики двигательной установки они будут обладать очень крупными размерами и вместительностью. Причем для таких автобусов автодороги, существующие в земных городах, не подойдут (он на них не вместится), поэтому и нужно создать новые дороги на новом месте.

Помимо общественного транспорта, на лунной базе также необходимо создать дороги и для личного транспорта – как говорилось в соответствующем материале, эти два вида транспорта должны не исключать, а взаимодополнять друг друга. В качестве такого личного транспорта предлагаются электромобили, источником энергии для которых могут быть либо реакторы на сверхтяжелых элементах, либо источники энергии на реликтовом излучении.

 

4) Жилищные условия

Как говорилось в материале о путях решения проблем ЖКХ, вместо замены прогнивших за годы реставрации капитализма труб, целесообразнее строить новые коммунальные системы на новом месте. Лунная база как раз и будет хорошим полигоном для применения таких технологий.

вариант такого жилого комплекса

Если в каждом из современных городов существует очень большое количество домов, разбросанных по большой территории, то на базах целесообразнее вместо большого количества домов строить небольшое количество крупных многоэтажных жилых комплексов. Известно, что тенденцией в градостроительстве является рост этажности жилых домов (например, в первые послевоенные годы строили каменные двухэтажные жилые дома, во времена Хрущева массовая застройка была представлена 5-этажками, в годы "застоя" практиковалось строительство 9-, 12- ,16-этажных домов. Поэтому строительство жилых комплексов с большим количеством этажей вполне укладывается в эту схему Преимущества такой системы следующие:

Поскольку база строится на основе термоядерных станций, то для энерго- и теплообеспечения будет применяться такая вещь, как термоядерные станции теплоснабжения, другими словами – централизованное производство тепла и энергии. Соответственно, и их распределение также должно быть централизованным. В качестве иллюстрации приведем пример одного из имеющихся в мире проектов с использованием такого подхода - "дом-город"

Это же касается и обеспечения услугами коммуникаций. Прокладка оптоволоконных линий телефонной (видеотелефонной, факимильной) связи, интернета, телевизионных кабелей легче для ограниченного числа точек, чем для огромного количества домов

Около каждого дома могут быть созданы крупные «торговые» (в связи с предполагаемым отсутствием товарно-денежных отношений правильнее будет говорить не торговые, а распределительные) комплексы для обеспечения жителей продуктами питания и товарами первой необходимости, а также предприятия бытового обслуживания. При этом вдоль прочих магистралей может располагаться  подобные предприятия для распределения товаров и услуг не первой необходимости

К каждому из таких домов может быть проведена отдельная специализированная транспортная линия (например, разновидность монорельса или труботранса), что внесет дополнительный вклад в разгрузку транспорта.

 

5) общая схема градостроительства

Общая градостроительская схема базы представляет собой следующее: небольшое количество крупных магистралей, по которым ходят метро и монорельс. На окончаниях этих магистралей расположены промышленные предприятия и предприятия транспортной инфраструктуры (космопорт и пр.), а на самих магистралях – "культурно-деловые комплексы" – место работы жителей базы – управление производством и вытекающие отсюда политические задачи.

От этих магистралей идут менее крупные ответвления к жилым комплексам (рядом с которыми - комплексы продовольственного и бытового обслуживания). Туда ходят "наземные" виды транспорта (электроавтобус, канатная дорога)

В пустотах между магистралями - зеленая зона.

Аналогичный проект в свое время предлагался советскими архитекторами.

Как предлагалось в статье, посвященной градостроительству в Москве, каждый из районов должен быть оформлен в особом архитектурном стиле.

При разработке архитектурных проектов следует учесть, что использование новых технологий позволит значительно расширить объем фантазии при строительстве конкретных объектов. В качестве интересных прецедентов, имеющихся на Земле, можно назвать здания, которые по высоте выше Останкинской телебашни: самое высокое здание мира - небоскреб в ОАЭ высотой свыше 600 метров, и претендующая на то, чтобы его переплюнуть, строящаяся башня в комплексе "Москва-сити" высотой 610 метров

При выборе названий для улиц базы целесообразно учесть мнение, изложенное в статье "Новые имена для новых городов".

 

6) программное обеспечение для разработки проекта

Типовой проект, основанный на изложенных принципах, был разработан авторами. Перевод этого проекта в соответствующие графические файлы находится в стадии подготовки.

Целесообразной была бы разработка специального программного оборудования для разработки архитектурных проектов (включающая в себя как проект базы (города), так и проекты отдельных домов, транспортных и энергетических систем как входящие в ее состав; при этом чтобы такая программа предусматривала ее подключение к автоматическим строительным средствам, обеспечивающим строительство базы.

Создание и функционирование такого программного обеспечения требует определенных требований к аппаратному обеспечению, а именно – создание нового поколения сверхбыстрых ЭВМ, что предусмотрено в имеющемся перечне первоочередных научно-технических проектов. Разработка такого программного обеспечения входит в план трехэтапной научной программы, по завершению выполнения которой с помощью данного программного обеспечения будет проведено конструирование проекта базы, после чего наступит этап практического выполнения этого проекта.

 

7) карта одного из вариантов базы

График строительства такой базы - см. здесь.

8) этапы строительства базы

График строительства такой базы - см. здесь.

.

В продолжение темы:
Предложения А.Первушина про "лунные города"
Проект жилого дома для лунных баз
Испанский архитектор предложил проект "движущиегося города", котоырй может служить прототипом для базы, движущейся для изменения силы тяжести
Предложен способ создания земной силы тяжести на лунных и марсианских базах с помощью центробежной силы