ВЕНЕРА: ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Зонд "Акацуки" промахнулся мимо Венеры из-за инородного тела в клапане

30 июня 2011 г.

Орбитальный зонд "Акацуки", запущенный в космос 21 мая 2010 года с японского космодрома "Танэгасима" в паре с зондом "Икарос" (Icaros), в течение двух лет должен был изучать атмосферу Венеры. В частности, он был рассчитан на исследование явления суперротации - чрезвычайно быстрого вращения слоя атмосферы на высоте около 60 километров, который движется, обгоняя вращение планеты. Кроме того, аппарат должен был получать данные о климатических условиях на планете, свойствах ее поверхности, характеристиках облаков Венеры.

В начале декабря прошлого года зонд приблизился к Венере на расстояние 550 километров и должен был выйти на орбиту вокруг планеты. Как и планировалось, он зашел за обратную сторону Венеры, и связь с ним ожидаемо прервалась.

Связь должна была восстановиться через 20 минут, однако сигнал был получен с опозданием на час. Через день JAXA сообщило, что космический зонд пролетел мимо планеты.

Эксперты JAXA ранее установили, что тормозной двигатель, который должен был гасить скорость в течение 12 минут, отработал лишь 20-30% от заданного времени. Они пришли к выводу, что топливный клапан оказался забит кристаллом, образовавшимся в результате химической реакции между топливом и окислителем, подача топлива оказалась перекрыта, что в конечном счете и привело к неудаче.

источник - http://ria.ru/science/20110630/395500306.html

"Жизнь" на Венере породил метод кодирования сигнала с советских зондов

26 января 2012 г.

Профессор, заслуженный деятель науки РФ Леонид Ксанфомалити, сотрудник ИКИ РАН и известный специалист в сфере планетных исследований опубликовал в научном журнале "Астрономический вестник" статью, посвященную анализу снимков с советского посадочного модуля станции "Венера-13", сделанных 1 марта 1982 года.

На этих панорамах Ксанфомалити обнаружил несколько объектов, которые появляются и исчезают на сериях последовательных снимков. "Не обсуждая существующие представления о невозможности жизни в условиях Венеры, сделаем смелое предположение, что морфологические признаки все же позволяют предположить, что часть найденных объектов имеет свойства живых существ", - писал ученый.

Заявление Ксанфомалити вызвало резкую реакцию западных экспертов. В частности, Джонатан Хилл из университета Аризоны, который участвовал в подготовке миссий на Марс, полагает, что загадочные объекты являются порождением ошибок при передаче данных.

Блогер и бывший сотрудник Bell Laboratories Дон Митчелл, много пишущий о советской программе исследования Венеры, полагает, что странные объекты на венерианских панорамах возникли при перекодировании радиосигнала.

По его словам, изображение с Венеры, закодированное с помощью импульсно-кодовой модуляции не имеет никаких следов странных объектов, однако встречается "перец и соль" - черные и белые пиксели. На том же изображении, переданном с использованием время-импульсной модуляции на панораме появляется тот самый "скорпион".

источник - http://ria.ru/science/20120126/549221925.html

Венера замедлила ход

15 февраля 2012

До сегодняшнего момента, Венера была самой медленной планетой нашей Солнечной Системы. А сейчас ей требуется на шесть минут больше для того, чтобы обернуться вокруг своей оси по сравнению с 1990 годом, когда была проведена картография Венеры с помощью американского зонда Магеллан (Magellan). Ранее Венере требовалось 243,018 земных дней, чтобы обернуться вокруг своей оси, а теперь эта цифра равна 243,023 дням.

Ученые "вылечили" ослепший зонд "Венера-Экспресс"

9 марта 2012 г.

В ночь на 7 марта на Солнце произошла рентгеновская вспышка класса X5.4 - самая мощная за последние семь месяцев, с 9 августа 2011 года, когда была зафиксирована вспышка класса X6.9. Вспышки на Солнце в зависимости от мощности рентгеновского излучения делятся на пять классов: A, B, C, M и X. Минимальный класс A0.0 соответствует мощности излучения на орбите Земли в 10 нановатт на квадратный метр. При переходе к следующей букве мощность увеличивается в десять раз.

Зонд "Венера-Экспресс", находящийся сейчас на околовенерианской орбите, почувствовал воздействие Солнца еще 7 марта. Уже ранним утром среды "ослепли" звездные датчики аппарата, которые обеспечивают контроль его ориентации и положения в пространстве с помощью слежения за положением ярких звезд. В результате специалисты выключили датчики и перевели систему ориентации на работу с помощью гироскопов.

Однако к настоящему моменту специалисты Центра управления полетами ЕКА в германском Дармштадте подтвердили, что звездные датчики вновь функционируют нормально.

источник - http://ria.ru/science/20120309/591087349.html

Транзит Венеры поможет понять, как Ломоносов открыл ее атмосферу

1 июня 2012 г.

Предстоящий транзит Венеры будет использован международной командой астрономов для проведения эксперимента "Сумерки Венеры" (Venus Twilight Experiment) по тщательному изучению ее атмосферы, а также выяснения деталей того, как Михаил Ломоносов открыл атмосферу этой планеты, сообщает пресс-служба Уильямс колледжа (Массачусетс, США).

Ломоносов в 1761 году во время такого же прохождения Венеры через край солнечного диска обнаружил, что вокруг планеты возникает светящийся ободок. Из этого ученый сделал подтвердившийся впоследствии вывод, что Венера обладает мощной атмосферой.

Тем не менее, ряд ученых ставит под сомнение это открытие, считая, что Ломоносов мог правильно дофантазировать подробности, которые на самом деле не видел или наблюдал нечетко.

В этот раз команда астрономов под руководством специалистов Уильямс колледжа и французских обсерватории Кот-д'Азур и Парижской обсерватории хочет детально рассмотреть то, что мог видеть российский ученый.

источник - http://ria.ru/science/20120601/662883162.html

В последний раз за 100 лет можно увидеть ход Венеры по диску Солнца

6 июня 2012 г.

Жители Земли в среду смогут стать свидетелями редчайшего астрономического явления - прохождения Венеры по диску Солнца, которое произойдет вновь только в 2117 году.

Венера каждые 584 суток пересекает линию Солнце-Земля. Если бы плоскости орбит Венеры и Земли совпадали, то почти каждые два года наблюдался бы транзит - Венера бы проходила точно между Землей и Солнцем, и мы видели бы ее силуэт на фоне солнечного диска. Но венерианская орбита наклонена к земной на 3,39 градуса, поэтому такие события происходят значительно реже.

Полный цикл охватывает 243 года, в него входят две пары прохождений, разделенных интервалом в восемь лет. Первое прохождение в паре наблюдается в декабре, второе - в июне. От первой пары цикла до второй проходит 121,5 года, между второй и концом цикла - 105,5 года. Затем цикл повторяется.

источник - http://ria.ru/science/20120606/666275889.html

В атмосфере раскалённой Венеры обнаружен холодный слой

02 октября 2012

В верхней части атмосферы самой горячей планеты Солнечной системы была открыта неожиданно холодная область, согласно новым данным, собранным космическим аппаратом Venus Express. В то время как температуры на поверхности Венеры достигают 462 градусов Цельсия, атмосферный слой, расположенный на высоте в 125 километров, охлаждён до температуры примерно в –175 градусов Цельсия – этого даже может быть достаточно для выпадения диоксида углерода в форме льда или снега.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2879

Планетологи подготовили полную геологическую карту Венеры

9 октября 2012 г.

Российские и американские планетологи разработали первую полноценную геологическую карту Венеры и представили ее на третьем московском симпозиуме по солнечной системе в ИКИ РАН.

Подготовив карту, ученые проанализировали структуру поверхности "утренней звезды". Оказалось, что поверхность Венеры делится на два неравных участка, сформировавшихся в результате тектонических и вулканических процессов. По их словам, вулканические формы рельефа занимают подавляющую часть площади планеты. Большинство тектонических форм находится на возвышенностях и в горных участках поверхности, а вулканические области - в низинах и на равнинах.

Геологи проанализировали положение и структуру вулканических форм рельефа и пришли к выводу, что они образовались "поверх" существующих тектонических форм на поверхности Венеры. В целом, средний возраст пород на поверхности планеты не превышает 500 миллионов - одного миллиарда лет, что говорит об ее относительной юности.

источник - http://ria.ru/science/20121009/770042058.html

Почему на Венере исчезла вода ответят земные тропики
17 мая 2002 г.

Специалисты NASA сейчас исследуют в тропиках западной части Тихого океана наблюдаемое здесь явление неуправляемого парникового эффекта. Предполагается, что это исследование поможет понять, как в свое время Венера лишилась всей имеющейся на ней воды и стала мертвой планетой, на поверхности которой температура достигает 500 градусов С. При неуправляемом парниковом эффекте поверхность планеты поглощает больше энергии Солнца, чем может излучить обратно в космос, в результате чего получается, что, чем выше температура поверхности, тем быстрее она разогревается. Этот процесс начинается с того, что при росте температуры поверхности планеты потери тепла начинают уменьшаться.
На Земле этому условию удовлетворяет только одна область - район в западной части Тихого океана у северо-восточного побережья Австралии. Неуправляемый парниковый эффект в Тихом океана носит локальный характер и пока нет никаких признаков того, что зона, где наблюдается этот эффект, когда-нибудь расширится. Но на Венере около 3-4 миллиардов лет назад произошло именно это – неуправляемый парниковый эффект стал глобальным, и воды на Венере не стало.
(по материалам NASA)

На Венере обнаружили присутствие жизни
26 сентября 2002 г.

Группа американских ученых обнаружила сразу несколько признаков присутствия на планете живых организмов. Ученые Техасского университета в Эль-Пасо утверждают, что в этих кислотных облаках, окутывающих Утреннюю планету, и скрывается жизнь.
Ведь, по их расчетам, на высоте 50 км температура падает до 70 градусов, давление приближается к давлению на поверхности Земли. Как сообщил сегодня журнал New Scientist, это значит, что в облаках планеты содержится большое количество воды.
Молнии и солнечная радиация создают огромное количество окиси углерода, угарного газа, но в атмосфере Венеры его почему-то очень мало. Возникают подозрения, что он каким-то образом на что-то расходуется.
Кроме того, в атмосфере содержатся сероводород и сернистый ангидрид, газы, которые должны вступать друг с другом в реакцию. Ученые говорят, что эти два газа могут присутствовать в атмосфере одновременно только в том случае, если постоянно туда поступают из какого-либо источника.
К тому же на Венере обнаружен газообразный сульфид карбонила - один из признаков присутствия живых организмов.
Источник: NTVRU.com

Венера небезнадежна
30 сентября 2002 г.

Судя по данным советского аппарата "Венера-7", впервые совершившего в 1972 году посадку на дневной стороне планеты, если бы не жуткая жара и атмосферное давление, венерианский день вполне походил бы на обычный пасмурный день на Земле. Только вот расстилающийся вокруг пейзаж совсем не порадовал бы глаз путешественника. За исключением одной двенадцатикилометровой горы, поверхность Венеры в основном состоит из абсолютно непригодных для жизни долин, покрытых холмами, невысокими хребтами и мелкими кратерами.
Исследователи из Техасского университета полагают, что когда-то атмосфера Венеры была значительно прохладнее и жизнь могла зародиться в океанах, исчезнувших, когда возник парниковый эффект. По мере того как атмосфера раскалялась, какие-то формы жизни могли переместиться в другие стабильные ниши для существования. Как подчеркнул доктор Шульце-Макух, "атмосфера Венеры намного стабильнее земной и существенно от нее отличается, поэтому мы считаем, что эти частицы могут быть биологического происхождения".
Источник: Время Новостей

Новые проекты по исследованию атмосферы и поверхности Венеры
15 ноября 2002 г.

Компания Global Aerospace, выполняющая заказы NASA, разработала новый аппарат StratoSail, сочетающий в себе возможности низкоорбитального спутника и атмосферного зонда. Основной его задачей должно стать управление метеорологическими зондами, работающими в верхних слоях атмосферы Земли. В будущем же модернизированный вариант StratoSail можно будет использовать для исследования Венеры.
Согласно проекту, DARE сможет находиться в верхних слоях атмосферы Венеры на протяжении нескольких сот земных дней и проводить исследование планеты с помощью собственных приборов и миниатюрных зондов, спускаемых в более плотные слои атмосферы или на поверхность планеты. В принципе, в запуске зондов в атмосферу Венеры нет ничего нового: еще в 1985 г. это проделали советские межпланетные станции "Вега-1" и "Вега-2".
Советские зонды обнаружили в атмосфере Венеры, состоящей в основном из углекислого газа и паров серной кислоты, сильные ветры и нисходящие потоки. Как показывают данные исследования поверхности Венеры, выполненного в 1983 г. советскими аппаратами "Венера-15" и "Венера-16", возраст поверхности этой планеты составляет всего лишь около 500 млн. лет. Сама же планета примерно в восемь раз старше. Причину такой аномалии ученым еще только предстоит понять.
(по материалам SpaceDaily)

Металлический снег на Венере
12 февраля 2004 г.

В 1990 г. на орбиту Венеры вышел американский исследовательский зонд Magellan, который с помощью радиолокатора составил подробную карту поверхности Венеры с разрешением в несколько сотен метров. И на этих картах был замечены непонятные светлые пятна, покрывающие некоторые венерианские горы. Тогда ученые решили, что этот эффект обусловлен наличием на поверхности гор слоя металлосодержащего "снега" толщиной несколько миллиметров. Однако химический состав этого снега был неизвестен. И лишь недавно, после новой обработки данных, полученных зондом Magellan, эта загадка была, по всей видимости, решена. Этой проблеме посвящена статья в последнем номере журнала Icarus, опубликованная специалистами из Университета Вашингтона в Сент-Луисе. По мнению авторов статьи, им удалось доказать, что этот снег состоит из сульфидов свинца и висмута. Понятно, что обычного снега на Венере быть не может, поскольку температура на ее поверхности достигает 400-450oС. Но "снег" на ее горных вершинах образуется по тем же самым физическим законам, что и на Земле. Температура атмосферы с высотой уменьшается и на определенной высоте она становится достаточно низкой, чтобы произошла кристаллизация капелек жидкости, находящихся в атмосфере (на Земле это вода, а на Венере - жидкие сульфиды свинца и висмута). Кстати, эти выводы, возможно, скоро удастся подтвердить или опровергнуть, так как в ноябре 2005 г. к Венере должен отправиться европейский зонд Venus Express (его выведет в космос российская ракета "Союз"). Как предполагается, Venus Express проведет радарное зондирование верхнего слоя поверхности Венеры, и тогда удастся экспериментально определить состав снежных шапок на вершинах венерианских гор, которые выше Гималаев.
(по материалам Space.com)

Новые старые фотографии Венеры, сделанные советскими космическими аппаратами

27 апреля 2004 г.
Экспедиции исследовательских зондов к другим планетам солнечной системы до сих пор являются довольно рискованными предприятиями. В качестве самого свежего примера можно привести потерю европейского спускаемого аппарата Beagle 2, который в назначенное время отделился от орбитального зонда Mars Express, но так и не подал никаких сигналов с поверхности Марса. Что с ним произошло, так и осталось невыясненным. Можно также вспомнить потерю сразу двух американских марсианских зондов в 1999 г. Один из них - Mars Climate Orbiter - должен был выйти на орбиту Марса, а второй - Mars Polar Lander - должен был совершить посадку на Красную планету.
А ведь советские межпланетные станции серии "Венера" успешно летали к одноименной планете больше 40 лет назад. Первая станция "Венера-1" отправилась к Венере в 1961 г., а первую успешную посадку на Венеру совершил зонд "Венера-7" в 1970 г. И потом к Венере слетало еще 9 советских космических кораблей. В общей сложности в период с 1961 по 1984 г. Венеру исследовали 10 советских спускаемых аппаратов, 4 орбитальных корабля и 3 атмосферных зонда. Все они передали на Землю фотографии поверхности Венеры, данные о ее атмосфере и составе грунта.
Конечно, по теперешним меркам качество тех старых фотографий оставляет желать лучшего. Но американцы с помощью современных компьютерных технологий смогли получить из старых снимков вполне достойные изображения.
Этим проектом занимался бывший сотрудник AT&T Bell Labs Дональд Митчелл (Donald Mitchell).
Вот, например, фрагмент топографической карты участка поверхности Венеры вблизи ее северного полюса. Митчелл составил эту карту, использовав данные высотомеров со станций серии "Венера" и с американского зонда Magellan (он летал к Венере в 1989 г.).
А это - фрагмент панорамной фотографии местности, оказавшейся "под ногами" у зонда "Венера-9", восстановленный из исходного 6-битного телеметрического сигнала. На снимке ниже в кадр попала рука робота-манипулятора, исследовавшего венерианский грунт.
Большая часть подготовленных Митчеллом изображений были сделаны на основе старых снимков на фотопленке или с отсканированных низкокачественных фотографий на фотобумаге. Причем из черно-белых изображений он постарался сделать цветные (для этого были использованы спектральные характеристики фильтров, установленных на камерах венерианских зондов). Сейчас Митчелл работает над снимками с зондов "Венера-13" и "Венера-14", которые прислали более качественные 9-битные изображения.
Так что новые снимки далеких планет можно получить, не отходя от компьютера.
(по материалам Space.com)

Поверхность Венеры оказалась древнейшей геологической летописью

3 ноября 2006 г.

Оценки вероятности столкновений с крупными астероидами привели ученых к выводу о том, что число крупных кратеров на поверхности Венеры может достигать 5 тыс. В действительности, радар станции Magellan обнаружил лишь около 1 тыс. Из этого следовало, что поверхность планеты сравнительно молода - от 500 млн. до 1 млрд. лет.

Из этого был сделан вывод о том, что геологические процессы "заретушировали" более древние кратеры, и мы видим ли те из них, которые образовались в сравнительно недавнее время. Это подтверждалось также и тем, что обнаруженные на Венере кратеры имеют очень четкие ударные признаки и мало подвергались эрозии.

Для объяснения наблюдаемой геологии Венеры была выдвинута гипотеза, согласно которой беспрецедентная вспышка вулканической активности неизвестной природы привела к быстрому с геологической точки зрения – фактически, одномоментному – затоплению большей части поверхности планеты слоем жидкой лавы глубиной от 1 до 3 км. Застыв, лава надежно «похоронила» под собой ранее образовавшиеся кратеры. Теперь выяснилось, что данная теория не соответствует действительности.

Группа ученых из университета Миннесоты в г. Дулут под руководством Вики Хансена проанализировала наблюдаемую топографию Венеры. Съемка поверхности планеты велась советскими и американскими орбитальными станциями с помощью радаров. Выяснилось, что глубина предполагаемого слоя лавы в любом случае составляет менее 1 км – этого совершенно недостаточно, чтобы «залить» недостающие сегодня кратеры. В то же время, новая точка зрения плохо согласуется с гипотезой единомоментной катастрофы – в этом случае лавы должно было быть явно больше.

Вероятно предположили ученые, затопления поверхности Венеры в самом деле имели место, однако происходили не одновременно на различных участках и в значительно более скромных масштабах. Затоплению при этом подверглась далеко не вся планета. Если теория катастрофического и единомоментного всплеска вулканической активности на Венере действительно рухнет под напором фактов, из этого будут следовать очень интересные выводы. В этом случае, наблюдаемая космическими аппаратами поверхность Венеры существенно древнее – а значит, гораздо интереснее для ученых.

Исследований аномалий Венеры делает крайне желательным для ученых возвращение на Венеру – уже два десятилетия, после советских посадочных аппаратов, произведших в немыслимых условиях съемку поверхности и передавших на Землю изображения, человечество не «касалось» поверхности ближайшей планеты.

Посадочный аппарат, вероятно, должен быть движущимся – аналогом «луноходов» и марсианских «роверов». Однако обеспечить его работоспособность при сегодняшнем уровне развития техники – задача чрезвычайно сложная.

Источник: CNews.ru

Учёные сравнят вихри на полюсах Венеры и Сатурна

29 ноября 2006 г.

Полученные зондом "Кассини" снимки вихря на полюсе Сатурна должны помочь ученым разобраться в строении его атмосферы. Вдобавок это атмосферное явление можно сопоставить с двойными полярными вихрями на полюсах Венеры. Такое сравнению должно выявить сходство и различия в строении атмосферы планет Солнечной системы различных типов.

Впервые вихрь на северном полюсе Венеры был сфотографирован 25 лет назад. В апреле 2006 года аналогичное атмосферное явление было зафиксировано аппаратом Venus Express над южным полюсом планеты. Наибольшую загадку для учёных представляет сдвоенная структура этих вихрей. Учёные отмечают, что вихри на Венере не являются штормами, так как последние появляются вследствие влажности и требуют присутствия кориолисовой силы. В то же время, на Венере, делающей полный оборот вокруг оси за 243 земных дня, сила Кориолиса не способна создавать вихри.

Исследователи полагают, что вихри на Венере могут появляться в результате естественной циркуляции горячего воздуха в атмосфере, а также западного ветра, огибающего всю планету за четыре дня. Этим можно объяснить, почему вихри присутствуют на обоих полюсах планеты.

Съемка в инфракрасном диапазоне используется учёными, для того чтобы заглянуть на 100 км вглубь облачности Сатурна. Это позволяет им составлять трёхмерное изображение вихря на полюсе планеты. Помимо этих двух планет, вихреобразные структуры могут присутсвовать на любой планете с атмосферой. Изучение ярких вихревых образований на Сатурне и Венере относится к сравнительной планетологии, которая позволяет лучше понять подобные процессы на Земле.

Источник: КомпьюЛента

Венера научилась охлаждаться за счет нагревания

22 сентября 2010 г.

Высокая температура венерианской атмосферы - в настоящее время она составляет 470 градусов Цельсия - связана, в первую очередь, с парниковым эффектом - выбросом газов, которые не дают отраженному от поверхности солнечному излучению покидать атмосферу. Эти газы выбрасываются из недр планеты при извержениях вулканов, а вызываемое ими повышение температуры способствует дальнейшему усилению вулканической деятельности.

Авторы новой работы составили комплексную модель геологических процессов, происходящих на Венере, и установили, что этот процесс, стимулирующий сам себя, в определенный момент прекращается. Рождение магмы, которая выбрасывается при извержениях, связано с распадом радиоактивных элементов, а также с теплом, сохранившимся с ранних этапов формирования планеты. Расплавленный материал занимает больший объем, чем он же в твердом состоянии, поэтому магма вырывается из-под поверхности наружу.

По мере выброса парниковых газов и дальнейшего разогрева атмосферы вулканизм усиливается, и в итоге постоянных выбросов магмы внутренности планеты очень быстро охлаждаются. Соответственно, вулканическая активность снижается, и в атмосферу попадает меньше парниковых газов.

Источник: Lenta.Ru

Японский зонд промахнулся мимо Венеры

9 декабря 2010 г.

Космический аппарат "Акацуки" (по-японски "Рассвет") не смог выйти на орбиту Венеры. 7 декабря 2010 года незадолго до трех часов ночи по московскому времени зонд Planet-C Venus Climate Orbiter (так полностью называется аппарат) предпринял маневр по выходу на орбиту этой планеты. После этого он ушел за диск небесного тела, и с ним на некоторое время была потеряна связь. Наконец в 5-00 8 декабря уже после восстановления сообщения с аппаратом эксперты официально признали, что зонд "промахнулся" мимо Венеры.

"Акацуки" должен был стать первым космическим аппаратом Японии, работающим на орбите другой планеты. Примечательно, что у него еще есть шанс это сделать - через шесть лет зонд снова сблизится с Венерой и сможет предпринять повторный маневр (если будет в рабочем состоянии).

Источник: Lenta.Ru

Зонду "Акацуки" не хватит мощности для выхода на орбиту Венеры

16 сентября 2011 г.

Мощности двигателя космического зонда "Акацуки" недостаточно, чтобы вывести аппарат на орбиту Венеры при повторной попытке. К таким выводам пришло японское аэрокосмическое агентство (JAXA) в результате двух тестов двигателя.

Тесты, проведенные 7 и 14 сентября продемонстрировали, что мощность двигателя составляет одну восьмую часть от плановой.

Японское аэрокосмическое агентство установило, что причиной неудачи скорее всего стал клапан топливопровода, который снабжал горючим тормозной двигатель. Он оказался забит кристаллом, образовавшимся в результате химической реакции между топливом и окислителем, подача топлива оказалась перекрыта, что в конечном счете и привело к неудаче.

источник - http://ria.ru/science/20110916/438630784.html

Ученые нашли на Венере озоновый слой

17 октября 2011

«Венера-экспресс» сделала это открытие, наблюдая звезды на краю планеты через ее атмосферу. Аппарат проанализировал свет звезд, в поиске характерных отпечатков газов в атмосфере, так как они поглощают свет в определенных длинах волн.

Согласно компьютерным моделям, озон на Венере образуется, когда солнечный свет разрушает молекулы углекислого газа, высвобождая атомы кислорода. Такой же процесс происходит и на Марсе.

Озоновый слой Венеры находится на высоте 100 км, примерно в четыре раза выше, чем на Земле, и в сотни раз менее плотный.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1839

Специалисты JAXA попытаются скорректировать орбиту полета "Акацуки"

27 октября 2011 г.

Японский зонд "Акацуки" в ноябре трехкратным запуском дополнительного двигателя попробует выровнять свою орбиту, чтобы приблизиться к Венере.

В начале декабря прошлого года зонд приблизился к Венере на расстояние 550 километров и должен был выйти на орбиту вокруг планеты. Однако из-за технического сбоя аппарат пролетел мимо планеты. Причиной неудачи стал клапан топливопровода, который снабжал горючим двигатель. В результате двигатель, который должен был гасить скорость в течение 12 минут, отработал лишь 20-30% от заданного времени.

источник - http://ria.ru/science/20111027/472250910.html

Ученые пришли к выводу, что на Венере есть действующие вулканы

05 декабря 2012 г.

Проанализировав данные, собранные космическими аппаратами Pioneer-Venus (10911 / 1978-051A) и Venus-Express (28901 / 2005-045A), ученые показали, что на Венере периодически происходят извержения вулканов, которые меняют состав ее атмосферы.

О существовании вулканов на Венере говорит значительное количество сернистого газа (SO2) в ее атмосфере. Этот газ на Венере, как и на Земле (здесь его концентрация в один миллион раз меньше), по-видимому, имеет вулканическое происхождение. С 2006 по 2012 годы с помощью спектрометра SPICAV спутник фиксировал постоянное падение концентрации SO2 в верхних слоях атмосферы Венеры. По мнению исследователей, это говорит о том, что незадолго до прибытия аппарата на орбиту Венеры в августе 2006 года на ней произошел ряд мощных извержений.

Штиль на Солнце превращает атмосферу Венеры в "хвост" кометы

29 января 2013 г.

Европейский зонд Venus Express выяснил, что ионосфера Венеры превращается во время периодов "затишья" солнечного ветра в своеобразную вытянутую структуру, похожую по своему устройству на хвост кометы. Ученые обнаружили кометный "хвост" в ионосфере Венеры, изучая данные, собранные зондом Venus Express в августе 2010 года. В это время американская солнечная обсерватория Stereo-B зафиксировала резкое снижение в плотности и других параметрах солнечного ветра, которое продолжалось около 18 часов. Ионосфера Венеры начала постепенно превращаться в вытянутую "слезу" примерно через 30-60 минут после того, как снизилась плотность и давление солнечного ветра. Через два дня, ионосфера растянулась на два радиуса Венеры на ночной стороне планеты. Ученые пока не понимают, почему похожий хвост появляется у Венеры во время периодов солнечного "штиля".

источник - http://ria.ru/science/20130129/920306064.html

Циклон на Венере удивил планетологов своей переменчивостью

25 марта 2013 г

Полярные циклоны характерны для планет Солнечной системы, обладающих атмосферой, таких, как Земля и Сатурн. Ученым было известно о существовании такого циклона и на Венере, причем они полагали, что там огромный воздушный вихрь (его высота превышает 20 километров) ведет себя столь же стабильно, как и на других планетах.

Авторы работы показали, что это не так, проанализировав инфракрасные снимки, сделанные аппаратом Venus Express. На них видно, что два центра циклона, находящиеся на высоте 42 и 62 километров над поверхностью Венеры, периодически изменяют свое местоположение, причем скорость их перемещения по полюсу достигает 55 км в час.

Ветер у экватора Венеры непрерывно разгоняется последние семь лет

16 апреля 2013 г.

Скорости ветра в низких широтах южного полушария Венеры по неизвестным причинам постоянно увеличивалась в течение последних лет — c 2006 по 2013 год средняя скорость выросла на 25 метров в секунду.

Ученые проанализировали движение верхнего яруса облаков атмосферы Венеры по снимкам в ближнем ультрафиолетовом диапазоне, сделанным камерой VMC (Venus Monitoring Camera) на борту зонда "Венера-Экспресс", в результате были получены скорости потоков воздушных масс.

Как оказалось, скорость ветра каждые 4-5 суток меняется с полуамплитудой от 4 до 17 метров в секунду. Этот промежуток времени примерно соответствует периоду суперротации атмосферы. Суперротацией называется особенность движения воздушных масс в верхних слоях атмосферы Венеры — они движутся со скоростью в 35 раз превышающей скорость вращения самой планеты, то есть примерно раз в пять суток атмосфера совершает полный оборот вокруг планеты.

Обнаруженный при этом долгосрочный тренд роста средней скорости ветра — с 85 до 110 метров в секунду — ученым пока объяснить не удается. "Рост скорости ветра не может продолжаться бесконечно. Мы надеемся, что "Венера-Экспресс" проработает еще несколько лет, и мы сможем наблюдать смену знака тренда", — сказала Марина Пацаева из ИКИ РАН.

источник - http://ria.ru/science/20130416/932841539.html

Ученые выяснили, как Венера превратилась в безводную кислотную пустыню

29 мая 2013 г.

Венера превратилась из "двойника" Земли с большим количеством воды в выжженную и безводную кислотную пустыню благодаря тому, что во время формирования Солнечной системы ее поверхность охлаждалась слишком медленно, препятствуя конденсации влаги.

Группа планетологов под руководством Кейко Хамано из университета Токио смогла объяснить трансформацию Венеры, изучив результаты работы модели Солнечной системы, описывавшей формирование Земли и Венеры. При создании этой модели Хамано и его коллеги обратили внимание на то, что новорожденные планеты получали разное количество тепла от Солнца.

Астрономы учли этот факт и получили неожиданные результаты. Оказалось, что разное количество тепла, которое получали Земля и Венера, кардинально меняло то, как они остывали. Так, "лишняя" солнечная энергия препятствовала переносу тепла с расплавленной поверхности Венеры в ее атмосферу, заполненную водяным паром. Поэтому Венера нагревалась, а не охлаждалась до тех пор, пока большая часть пара не улетучилась в космос.

В результате, Венера охлаждалась на десятки миллионов лет дольше, чем Земля, и высокие температуры на ее поверхности препятствовали конденсации воды. Из-за этого древние океаны Венеры были значительно меньше, чем земные, благодаря чему они не смогли помешать быстрому возникновению парникового эффекта.

источник - http://ria.ru/science/20130529/940225012.html

Атмосфера Венеры начала набирать обороты

20 июня 2013

Как недавно выяснили астрономы, скорость вращения атомсферы Венеры находится в постоянном росте. По данным, полученным с аппарата "Венера-Экспресс", за последние шесть лет на Венере произошёл рост средней скорости ветров примерно на треть — с 300 км/час до 400 км/час.

Это чрезвычайно высокий рост для планеты, где скорость ветра и так запредельная, говорят учёные. Ведь именно Венера давно считается планетой, атмосферу которой можно назвать постоянным аномальным ураганом — все венерианские облака вращаются с востока в сторону запада за 96 часов, а один оборот вокруг своей оси занимает у планеты 243 дня.

По словам японского специалиста господина Коуямы, за период равный венерианскому году, скорость ветра на этой планете выросла на 70 км/час.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4126

Астрономы нашли пылевое кольцо на орбите Венеры

24 ноября 2013 г.

Астрономы с помощью космических телескопов "Стерео" подтвердили существование гигантского пылевого кольца вокруг Солнца, которое находится на орбите Венеры.

Ученым еще в середины 1990-х годов было известно о существовании пылевого кольца, которое находится приблизительно на орбите Земли: межпланетная пыль астероидного и кометного происхождения накапливается здесь под влиянием гравитации нашей планеты.

Поиски похожих структур на орбитах Марса и Юпитера успеха не дали, однако в случае с Венерой ситуация оказалась сложнее. В конце 1970-х годов советский ученый Владимир Краснопольский, основываясь на данных зондов "Венера-9" и "Венера-10", заявлял о возможном существовании пылевого кольца, но вокруг самой Венеры, а не на венерианской орбите. Данные американских аппаратов "Гелиос" содержали признаки, указывающие на присутствие циркумсолярного кольца, однако они не были признаны достаточно доказательными.

Марк Джонс из Открытого университета и его коллеги решили найти венерианское кольцо с помощью аппаратов "Стерео" — двух идентичных телескопов НАСА, которые были выведены на гелиоцентрическую орбиту для того, чтобы дать первое полное изображение Солнца со всех сторон. На каждом из аппаратов есть камеры Heliospheric Imager (HI), в поле зрения которых попадает и Венера.

Ученые совместили снимки с обоих аппаратов и обнаружили, что в каждом случае пятна с повышенной яркостью совпадали с венерианской орбитой. Таким образом они доказали существование кольца.

источник - http://ria.ru/space/20131124/979251362.html

На Венере местами идет свинцовый снег

1 апреля 2014 г.

Благодаря радару американского зонда Magellan вначале 90-х, ученые обнаружили на вершинах венерианских гор некое покрытие, обладающее высокой отражающей способностью в радиодиапазоне. Поначалу предполагалось несколько версий: последствие эрозии, отложение железосодержащих материалов и т.п. Позже, после нескольких экспериментов на Земле, пришли к выводу, что это самый натуральный металлический снег, состоящий из сульфидов висмута и свинца. В газообразном состоянии они выбрасываются в атмосферу планеты во время извержений вулканов. Затем термодинамические условия на высоте 2600 м способствуют конденсации соединений и выпадению на возвышенностях.

источник - http://zelenyikot.livejournal.com/34558.html

Японский зонд "Акацуки" вновь попробует выйти на орбиту Венеры

30 ноября 2015 г.

Японский космический зонд "Акацуки" ("Заря") совершит 7 декабря повторную попытку выйти на орбиту Венеры — ровно пять лет спустя после того, как из-за отказа двигателей в первый раз этого сделать не удалось, поскольку основной двигатель оказался сломанным, система ориентации зонда зависит от еще одного малогабаритного двигателя, с помощью которого "Акацуки" будет выводиться на орбиту Венеры.

В случае успеха миссии "Акацуки" японские ученые надеются разгадать тайны климата на Венере.

"Получив знания о Венере, мы можем понять структуру атмосферы и других планет, включая Землю", — приводит агентство слова ученого из JAXA Такэси Имамуры.

источник - http://ria.ru/science/20151130/1332310381.html

"Акацуки" успешно вышел на орбиту Венеры

7 декабрь 2015 г.

Японский зонд "Акацуки" смог выйти на орбиту Венеры, используя четыре маневровых двигателя, что позволило руководству миссии спасти зонд, двигатель которого отказал пять лет назад.

20-минутное включение четырех из восьми маневровых двигателей "Акацуки" помогло "вытолкнуть" зонд на траекторию, на которой он был захвачен притяжением Венеры и выведен на эллиптическую орбиту. На этой орбите зонд будет совершать один оборот вокруг за 15 дней, а не за 30 часов, как было запланировано в 2010 году.

Если орбита "Акацуки" будет признана стабильной, то в марте 2016 года JAXA планирует осуществить новую серию маневров, которая сблизит зонд с Венерой и сделает его орбиту менее вытянутой.

источник - http://ria.ru/science/20151207/1337435135.html

Космический зонд "Акацуки" скоро начнет съемку видео атмосферы Венеры

31 марта 2016 г.

Японский зонд "Акацуки", успешно выведенный в декабре на орбиту Венеры, уже с апреля сможет делать первые в мире видеозаписи атмосферных явлений на всей этой планете. Пока есть только фотографии, но с началом с апреля полномасштабных наблюдений можно будет получать первые в мире видеоизображения атмосферы всей Венеры и перемещения ее облаков.

Топлива у зонда хватит, чтобы функционировать пять лет. Он движется по эллипсоидной траектории вокруг Венеры, приближаясь к ней на расстояние около 500 километров.

источник - http://ria.ru/space/20160331/1400471747.html

Японский космический аппарат Akatsuki приступает к изучению Венеры

16 апреля 2016

Космический аппарат Akatsuki, запущенный весной 2010 года, должен был добраться и выйти на орбиту вокруг Венеры в декабре 2010 года. Однако, из-за отказа двигателей этот аппарат в буквальном смысле промазал мимо своей цели и направился в космос, двигаясь по орбите вокруг Солнца. Момента, благоприятного для повторного сближения космического аппарата Akatsuki с Венерой, пришлось ждать пять лет. И в декабре прошлого года при помощи малых маневровых двигателей аппарат успешно вышел на околовенерианскую орбиту. А сейчас, спустя три месяца после этого события, японский аппарат готовится приступить к исследованиям Венеры.

Согласно первоначальному плану аппарат Akatsuki должен был совершать один виток вокруг Венеры за 30 часов, удаляясь от планеты на максимальное расстояние в 80 тысяч километров на каждом витке. Реальная же орбита, на которую вышел аппарат, позволяет ему совершать один виток за 13 суток, а максимальная дистанция этой орбиты составляет 440 тысяч километров. За последнее время специалисты агентства JAXA разработали ряд процедур и маневров, которые позволят перевести аппарат Akatsuki на более низкую орбиту.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/8017-yaponskiy-kosmicheskiy-apparat-akatsuki-pristupaet-k-izucheniyu-venery.html

Venus Express проливает свет на атмосферу Венеры

21 апреля 2016

Зонд Venus Express  в 2014 г. закончил свою миссию погружением в атмосферу планеты, когда был израсходован весь запас горючего аппарата. Во время этого погружения при помощи акселерометров зонда были собраны данные о торможении его в слоях атмосферы Венеры, из которых была рассчитана плотность атмосферы планеты в нескольких разных точках.

Атмосфера в окрестностях полюсов планеты оказалась менее плотной, чем ожидалось, исходя из современной модели атмосферы планеты, основанной на данных, собранных в 1970-е гг. зондом НАСА "Пионер". На высоте 130 и 140 километров её плотность составила на 22 и на 40 процентов соответственно меньше, чем ожидалось, исходя из модели.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8447

Российский физик раскрыл "серный секрет" атмосферы Венеры

22 апреля 2016 г.

Самая необычная черта Венеры — загадочная белая буква Y на ее экваторе и набор из темных полос — не видна для невооруженного глаза, и ее можно заметить только в ультрафиолетовом диапазоне. Она была впервые открыта в 1960 году астрономом-любителем Чарльзом Бойером (и с тех пор стала предметом споров среди ученых.

"Эти означает, что где-то в верхнем слое облаков есть вещество, поглощающее ультрафиолетовое излучение. За последние 30 лет выдвигались самые разные гипотезы, что это может быть. Многие ученые считали, что за это ответственны частицы серы. Но теперь нам приходится отказаться от этой гипотезы”, — заявил Владимир Краснопольский из Московского физико-технического института в Долгопрудном, чьи слова приводит пресс-служба МФТИ.

По мнению ученого, основным поглотителем и "художником”, который рисует полосы на Венере, может оказаться хлорид железа (FeCl3), который был обнаружен в атмосфере планеты инструментами станции "Венера-12”.

источник - http://ria.ru/science/20160422/1417100057.html

Астрономы выяснили, как Венера лишилась своих запасов воды

20 июня 2016 г.

Глин Коллинсон из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте (США) и его коллеги на протяжении нескольких лет изучают данные об атмосферах планет Солнечной системы, которые собирались различными действующими или выведенными из эксплуатации спутниками – зондами "Марс-Экспресс" и MAVEN на орбите Марса, и зондом "Венера-Экспресс" на орбите Венеры.

И в том и в другом случае ученых интересовал вопрос – куда исчезла вода и атмосфера с поверхности Марса, и вода из атмосферы и с поверхности Венеры. В случае с Марсом, как подозревали ученые и как недавно показали данные с зонда MAVEN, причиной данных потерь считался так называемый "электрический ветер".

С точки зрения физики, он представляет собой необычную форму движения воздуха, которая возникает благодаря появлению ионов в атмосфере под действием электрического поля планеты, и их движению в сторону источников тока с противоположным зарядом. Движение ионов увлекает за собой и нейтральные молекулы, в результате чего возникает слабый, но хорошо заметный "ветер".

Как рассказывает Коллинсон, никто раньше не считал, что подобный электрический ветер может быть как-то замешан в исчезновении воды с Венеры, чей воздух содержит в десятки и сотни тысяч раз меньше воды, чем атмосфера Земли. Ученые предполагали, что вода уносилась с "утренней звезды" иными путями, к примеру, в результате ее "бомбардировки" частицами солнечного ветра.

Данные, собранные прибором ASPERA-4 на борту "Венеры-Экспресс", показали, что это на самом деле не так – оказалось, что электрическое поле Венеры было как минимум в пять раз сильнее, чем его аналог у Земли. Силы этого поля, по расчетам исследователей, должно хватать для того, чтобы порождаемый им "электрический ветер" мог захватывать относительно тяжелые ионы кислорода и уносить их в межпланетную среду.

источник - http://ria.ru/science/20160620/1449306801.html

Миллиарды лет назад Венера могла быть пригодна для жизни

11 августа 2016 г.

Такой вывод сделали ученые НАСА на основе компьютерного моделирования климата на этой планете. Моделирование позволило сделать вывод, что "енера вплоть до двух миллиардов лет своей ранней истории могла обладать неглубоким жидким океаном и пригодной для жизни поверхностью.

"Медленное вращение Венеры открывает Солнцу ее поверхность на два месяца, это нагревает поверхность и образует дождь. Он приводит к образованию плотного слоя облаков, который служит своеобразным зонтом, закрывающим поверхность от большой части солнечного тепла", — пояснил один из участников проекта Энтони Дел Джинио. По его словам, "в результате температура (на планете) оказывается на несколько градусов ниже, чем на Земле".

источник - http://ria.ru/space/20160811/1474181029.html

Космические аппараты миссии "Венера-Д" запустят после 2025 года

2 августа 2016 г.

Реализация российского проекта с возможным американским участием "Венера-Д" по фундаментальному изучению Венеры начнется после 2025 года, сообщил представитель ИКИ РАН.

Проект "Венера-Д" не был включен в новую Федеральную космическую программу (ФКП) России до 2025 года. Однако, по мнению руководителя отдела физики планет ИКИ РАН Олега Кораблева, в ФКП предусмотрен раздел перспективных работ по созданию космических комплексов для исследований планет, и финансирование проекта возможно в рамках этого направления.

Космические аппараты миссии предполагается выводить на орбиту с помощью новейшей ракеты-носителя "Ангара А-5", разработка которой ведется в настоящее время. Основные элементы проекта "Венера-Д" — посадочный и орбитальные аппараты — будут российского производства. В качестве возможного вклада НАСА рассматривается управляемая атмосферная платформа VAMP (Venus Atmospheric Manoeuvrable Platform, разработка американской компании Northrop Grumman). Другой вариант — несколько малых зондов, сделанных на основе высокотемпературной электроники, которые могут работать на поверхности Венеры несколько тысяч часов.

источник - http://ria.ru/science/20160802/1473410552.html

"Венера-Д" может совершить посадку возле кратера Ермоловой или на вулканической равнине

23 августа 2016 г.

Область вокруг ударного кратера Ермоловой или вулканическая равнина являются приоритетными областями для посадки российской межпланетной станции "Венера-Д" ("Венера Долгоживущая"). Такое мнение высказал старший научный сотрудник Лаборатории сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН Михаил Иванов.

Астрономы нашли следы "недавних" извержений вулкана на Венере

18 октября 2016 г.

Европейские астрономы нашли в окрестностях горы Идунн на Венере следы относительно свежих ее извержений, что говорит о том, что недра Венеры до сих пор могут быть живыми в геологическом смысле.

"Новые методы позволили нам объединить инфракрасные фотографии с "Венеры-Экспресс" с более высококачественными радарными снимками с американского зонда "Магеллан", который изучал Венеру с 1990 по 1992 годы. И благодаря этому, у нас впервые появилась возможность детально изучить геологическую структуру, недавно возникшую в результате извержений вулканов, на планете, которая не является Землей", — заявил Пьеро Д'Инчекко из Аэрокосмического центра Германии (DLR).

На Венере подобных процессов не существует, и поэтому тепло в ее недрах накапливалось до тех пор, пока на ней не начались массированные извержения вулканов, выбросившие огромное количество серы и углекислоты в атмосферу и превратившие ее в гигантский парник.

Гора Идунн, как рассказывают планетологи, может быть одним из главных виновников этого процесса – она представляет собой гигантский вулкан в южном полушарии Венеры, чей диаметр составляет фантастические 200 километров.

источник  - https://ria.ru/science/20161018/1479448641.html

Зонд "Акацуки" увидел гигантскую волну в атмосфере Венеры

16 января 2017 г.

Зонд "Акацуки" обнаружил на Венере гигантскую волну, которая движется с огромной скоростью — 360 километров в час – через верхние слои атмосферы, но при этом остается "стоячей" для наблюдателей в космосе.

"Акацуки", запущенный в мае 2010 года, должен был приступить к изучению тайн венерианской атмосферы в декабре 2010 года, однако он пролетел мимо планеты из-за проблем с работой двигателей. Через пять лет, когда "Акацуки", описав круг вокруг Солнца, вернулся к Венере, японские инженеры смогли затормозить зонд и вывести его на стабильную орбиту, фактически воскресив миссию, уже считавшуюся потерянной.

Изучая снимки верхних слоев атмосферы Венеры, которые "Акацуки" делал в первые месяцы работы на ее орбите, ученые обнаружили гигантскую волну длиной в 10 тысяч километров, которая протянулась от одного полюса к другому и медленно движется сквозь воздушные прослойки на высоте в 65 километров.

Атмосфера Венеры движется быстрее, чем вращается сама планета, поэтому, если смотреть на нее из космоса, будет казаться, что эта гигантская линия стоит на месте, а облака проплывают через нее. Благодаря стечению обстоятельств, она фактически стоит над одной и той же точкой на поверхности Венеры, медленно двигаясь вместе с ней.

источник - https://ria.ru/science/20170116/1485807301.html

У японского аппарата «Акацуки» серьёзные проблемы

4 марта 2017 г.

Вслед за новостью о неожиданной утечке энергии Японскому космическому агентству пришлось отключить две из пяти камер, установленных на борту венерианского орбитального космического аппарата «Акацуки». Для зонда это может оказаться очень плохими новостями, так как уровень воздействия космической радиации на аппарат оказался гораздо выше ожидаемого.

Ядром проблемы, по мнению специалистов JAXA, вероятнее всего, является деградация электронных частей компьютерной системы, которая, как оказалось, подверглась чрезмерному воздействию космического излучения. Еще в 2010 году аппарат не смог с точностью выполнить поставленную перед ним задачу по сближению с Венерой, в результате чего ему в течение последующих пяти лет пришлось незапланированно кружить вокруг Солнца. И все же к 7 декабря 2015 года «Акацуки» наконец смог достигнуть своей точки назначения и вышел на альтернативную эллиптическую орбиту . Зонд начал изучение венерианской атмосферы в апреле 2016 года, и вроде бы даже все шло хорошо.

Например, в прошлом году камера IR2 засняла в облаках Венеры вихреобразный шторм, не на шутку заинтересовавший ученых, так как подобные явления, как правило, не наблюдаются в атмосфере планет, где скорость ветра достигает 360 километров в час.

В рамках еще одного интересного открытия зонд обнаружил некую структуру неподвижной атмосферной массы, простирающуюся почти на 10 000 километров в атмосфере Венеры. По мнению JAXA, они стали свидетелем самой большой «гравитационной волны» из когда-либо документально зафиксированных в Солнечной системе.

источник - https://hi-news.ru/research-development/u-yaponskogo-venerianskogo-orbitalnogo-zonda-akacuki-sereznye-problemy.html

Меридиональный ветер на Венере впервые обнаружен в обоих полушариях

16 марта 2017

Первое свидетельство наличия на Венере циркуляции ветра между экватором и полюсами, также известной как меридиональный ветер, было получено международной командой ученых под руководством Педро Мачадо из института Instituto de Astrofнsica e Ciкncias do Espaзo (IA), Португалия.

Анализируя свет Солнца, отраженный от поверхности венерианских облаков, Педро Мачадо и его коллеги обнаружили в обоих полушариях планеты компоненту ветра, перпендикулярную экватору, что согласуется с моделью ячейки Хэдли. Скорость этого ветра достигает 81 километра в час.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9502

Ученые нашли следы мини-"континентов" на Венере

11 апреля 2017 г.

Венера, несмотря на схожие с Землей условия формирования, разительно отличается от нашей планеты. Одной из причин этого, как предполагают планетологи, может быть то, что на Венере, в отличие от Земли нет тектонических процессов, дирижирующих движением плит земной коры на нашей планете. Тектонические процессы, по словам геологов, помогают мантии охлаждаться, теряя энергию на движение плит и "сбрасывая пар" в виде извержений вулканов и излияний магмы, что поддерживает температурный баланс планеты на определенном уровне.

Анна Давай из университета Париж-Юг в Орсэ и ее коллеги поставили эту гипотезу под большое сомнение.

Как рассказывают ученые, их интересовало то, как возникают так называемые "короны" – загадочные круглые плато на поверхности Венеры, очерченные множеством трещин и разломов и похожие по своей форме на "стопку" блинов разного диаметра и формы. Они были обнаружены в 1983 году советскими зондами "Венера-15" и "Венера-16", и с тех пор их природа вызывает споры среди планетологов.

Большинство ученых считает, что подобные структуры возникают в тех местах, где потоки горячих пород, так называемые плюмы, поднимаются из глубинных слоев мантии к поверхности Венеры. Когда она достигают ее, большая часть расплава возвращается назад, в недра Венеры, а небольшая часть магмы остается на поверхности, формируя многоступенчатый купол с провалом в центре.

источник - https://ria.ru/science/20170411/1491976298.html

На Венере однажды мог существовать океан

03 августа 2017

Команда исследователей из Университета Париж-Сакле, Франция, обнаружила, что на поверхности планеты Венеры мог однажды существовать океан. В своей работе группа описывает результаты проведенного ею компьютерного моделирования с использованием различных исходных параметров, которые показывают, что в истории Венеры имел место период, когда небо на планете было затянуто толстым слоем облаков, а на поверхности находился неглубокий океан.

В своей работе исследователи указывают, что в том случае, если бы атмосфера ранней Венеры содержала такое же количество диоксида углерода, как сегодня, то этого бы было достаточно для существования на поверхности планеты воды в жидкой форме при более низких температурах – и в том случае, если бы слой облаков в атмосфере планеты был достаточно толстым, показывают модели, для формирования неглубокого океана на поверхности Венеры потребовалось бы втрое меньше воды, чем содержится в Мировом океане на нашей планете. Исследователи признают, что их исследование не доказывает существование древнего океана на поверхности Венеры, но доказывает принципиальную возможность его существования.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10100

Экваториальное струйное течение обнаружено в атмосфере Венеры

03 сентября 2017

Венера вращается вокруг своей оси с очень низкой угловой скоростью; она совершает один оборот вокруг Земли всего лишь за 243 дня. Атмосфера планеты вращается в том же направлении, что и сама планета, однако намного быстрее – что носит название «супервращения». Планета покрыта толстым слоем облаков, расположенным на высоте от 45 до 70 километров над поверхностью. Супервращение достигает максимума близ верхнего слоя облаков, где скорость вращения атмосферы превосходит скорость вращения самой планеты примерно в 60 раз. Причина этого явления, однако, до сих пор не выяснена.

Группа ученых во главе с профессором Университета Хоккайдо, Япония, Такеши Хоринучи проанализировала данные, собранные при помощи японского венерианского метеозонда «Акацуки» в период между мартом и августом 2016 г. Анализ показал наличие в экваториальной области планеты на июльских снимках высокоскоростного струйного течения, которое просуществовало в течение как минимум двух месяцев, однако уже не наблюдалось на своем прежнем месте к марту этого года. Эти находки показывают, что разброс скоростей ветров в атмосфере Венеры на самом деле значительно больше, чем предполагалось ранее, а также значительно сокращают круг гипотез, при помощи которых может быть объяснено супервращение атмосферы Венеры, тем самым приближая нас к разгадке этого таинственного явления.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10216

Акацуки удивляется атмосфере Венеры

08 октября 2017

Японская АМС Акацуки продолжает глубокое изучение атмосферы Венеры.

Акацуки использует почти инфракрасные волны для исследования венерианской, наблюдая при этом силуэты облаков на фоне тепловой радиации от ночной боковой поверхности планеты. Благодаря автоматическому наблюдению за облаками, ученым удается определить скорость ветра в нижних и средних слоях облаков.

Новый взгляд на Венеру

17 января 2018

Камера IR2, установленная на борту японского космического аппарата Акацуки, сфотографировала Венеру. Многие из нас видят эти изображения впервые. Венера на них выглядит действительно фантастически, совсем не так, какой мы ее видели ранее на снимках.

Стоит отметить, что цвета на фотографиях не отвечают реальности. Они были специально утрированы для того, чтобы нам было легче увидеть динамическую среду атмосферы планеты.

В 2016 году часть научных инструментов космического аппарата вышла из строя, однако миссия все еще продолжается.

источник - http://www.infuture.ru/article/19236

Астрономы нашли намеки на присутствие жизни в "кислотных" облаках Венеры

2  апреля 2018 г.

Зонд "Акацуки" обнаружил возможные следы существования микробов в густых сернокислотных облаках в высоких слоях атмосферы Венеры, где царят максимально благоприятные условия для существования жизни, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Astrobiology.

Не все астрономы считают, что Венера полностью безжизненна. Леонид Ксанфомалити из ИКИ РАН уверен, что на планете есть многоклеточные формы жизни, которые, как он утверждает, можно увидеть на снимках с советских зондов серии "Венера".

Остальные ученые не согласны с ним, отмечая, что этих "насекомых" породили аномалии в методике обработки снимков. Как считают Лимайе и его коллеги, жизнь на Венере следует искать не на ее поверхности, где действительно царят слишком суровые условия, а на большой высоте, в верхних слоях атмосферы.

Как надеются ученые, их соображения привлекут внимание экспертов НАСА и специалистов "Роскосмоса", которые сейчас разрабатывают планы по созданию совместной флагманской миссии — "Венеры-Д".

Ее участники уже предлагали отправить вместе с зондом небольшой беспилотник, который бы изучал венерианские облака и при этом мог бы проверить выкладки Лимайе и его коллег. Само по себе, считают авторы статьи, это является достаточным стимулом для реализации небольшого, но потенциально прорывного научного проекта.

источник  - https://ria.ru/science/20180402/1517747232.html

Рельеф поверхности влияет на динамику атмосферы Венеры

03 апреля 2018

Исследователи из ИКИ РАН совместно с коллегами из Италии изучили особенности динамики ночной атмосферы Венеры на высотах 90-110 километров над поверхностью. Ученым впервые удалось обнаружить влияние рельефа подстилающей поверхности на динамические процессы на границе верхней мезосферы планеты.

Сейчас известно, что практически вся газовая оболочка планеты, от поверхности до 85-90 км, стремительно вращается вдоль параллелей с востока на запад. На верхней границе облаков воздушные потоки движутся со скоростью около 100 м/с и более чем в 50 раз обгоняют вращение твердого тела планеты. Это так называемый режим суперротации, который захватывает облачные слои в нижней тропосфере и следующей за ней мезосфере.

Начиная с высоты примерно 110 км (мезопауза) атмосферные потоки начинают двигаться иначе: от подсолнечной точки на освещённой стороне к антисолнечной на ночной стороне. Между ними, на высотах 90-110 км, располагается переходный слой, динамике которого, как предполагается, присущи черты обоих режимов.

Чтобы узнать, что происходит в этой области, исследователи - сотрудники ИКИ обратили внимание на специфическое свечение на длине волны 1,27 микрона в инфракрасном диапазоне, которое испускает атомарный кислород на ночной стороне планеты. Его появление здесь связано именно с атмосферными течениями. На дневной стороне Венеры под действием солнечного излучения появляются атомы кислорода, которые на большой высоте «дрейфуют» на ночную сторону. Там, в нисходящем атмосферном потоке, они опускаются ниже и соединяются в молекулы кислорода (рекомбинируют), этот процесс сопровождается излучением в инфракрасном диапазоне.

Это свечение наблюдал картирующий спектрометр VIRTIS-М на борту космического аппарата «Венера-Экспресс» (Европейское космическое агентство). Среднюю высоту, на которой рождалось излучение, оценили примерно в 97 км над поверхностью. Кроме этого, уже тогда ученые заметили, что свечение распределяется по ночной стороне Венеры неравномерно, а значит, интересно изучить закономерности этого распределения, скорости перемещения отдельных деталей «узора».

Это и было сделано в новой работе. Дмитрий Горинов и его коллеги проследили за движением отдельных ярких деталей на изображениях венерианского диска и таким образом получили представление о направлении и скорости ветра на высотах примерно 97 км. Использовались данные наблюдений с июля 2006 по сентябрь 2008 года.

Картина, которая открылась на полученных картах, оказалась весьма сложной и несимметричной относительно полуночи. Это означает, что циркуляция со стороны утреннего терминатора отличается от вечернего. По данным спектрометра VIRTIS-М, на «утренней» стороне атмосферные массы на этой высоте движутся преимущественно по направлению к полюсу и к полуночной точке (на восток). На «вечерней» стороне - также к полуночной точке (на запад), но к экватору. Эти потоки встречаются, но не у линии полуночи, а немного ранее, приблизительно на линии 22 часов, где и расходятся к полюсу и к экватору.

Но ещё более интересный и важный результат работы - обнаружены свидетельства того, что на циркуляцию атмосферы на такой высоте (почти 100 км) влияет рельеф подстилающей поверхности. На отдельных изображениях видно, что потоки как бы «обтекают» невидимые препятствия, которые располагаются над топографическими возвышенностями поверхности планеты.

Ученые не исключают жизнь на Венере

18 апреля 2018

Несмотря на то, что сегодня Венера является весьма злобной и недружественной планетой, два миллиарда лет тому назад условия на ее поверхности могли быть более мягкими и подходящими для существования каких-либо живых форм. К таким выводам ученые пришли при использовании метода компьютерного моделирования.

«Венера, возможно, была пригодной для жизни планетой» - сообщил астробиолог Дэвид Гринспун из Планетарного Научного Института в Тусоне.

Существует также вероятность того, что на Венере, пусть хотя бы в ее облаках, до сих пор может существовать какая-то жизнь либо ее следы.

источник  - http://www.infuture.ru/article/19755

Вокруг Меркурия обнаружено кольцо пыли, а на орбите Венеры – группа астероидов

13 марта 2019

Два новых открытия могут изменить наши, казалось бы, устоявшиеся представления о внутренней части Солнечной системы.

Меркурий делит свою орбиту с обширным кольцом пыли, указывается в недавнем исследовании. Кроме того, облако астероидов, которое еще до сих пор ни разу не наблюдалось учеными, может быть источником аналогичного пылевого гало в окрестностях Венеры, отмечается в другом исследовании.

Как Венера, так и Земля при движении вокруг Солнца собирали частицы пыли из окружающего пространства действием своей гравитации. Однако ранее считалось, что вокруг Меркурия такого пылевого кольца не существовало по причине слишком интенсивного воздействия на частицы пыли со стороны Солнца и малой массы Меркурия.

Как выяснилось в результате этого анализа, ни один из известных источников пыли в Солнечной системе – включая Пояс астероидов, Облако Оорта, кометы семейства Юпитера и другие источники – не может отвечать за пыль, находящуюся на орбите Венеры. Тогда авторы работы предположили, что на орбите «планеты-сестры» нашей Земли может находиться прежде никем не наблюдаемая группа астероидов. Согласно Кучнеру и Покорны, эти астероиды до сих пор никем не были замечены, поскольку, во-первых, никто не предполагал искать их именно там, где они есть, а во-вторых, наблюдения небольших тусклых объектов на орбитах планет, лежащих во внутренней части Солнечной системы близко к Солнцу, связаны со значительными трудностями.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20190313105000

Венера превратилась в адскую планету из-за приливов древних океанов

27 мая 2019

Группа исследователей во главе с профессором Маттиасом Грином доказала, что миллиарды лет назад Венера вращалась в том же направлении и с той же скоростью, что и Земля. Это позволяло ей поддерживать океаны воды в жидком виде, но их приливы были настолько сильными, что трение между массой воды и дном оказало сильное сопротивление вращению планеты и уменьшило ее скорость.

Об этом свидетельствует компьютерная симуляция молодой Венеры с разными уровнями воды. Океанические приливы действительно могли замедлить вращение планеты, причем в некоторых случаях на 70 суток за миллион лет. Получается, что Венера лишилась жидких океанов и стала адским местом всего за 10-50 миллионов лет, что по вселенским меркам очень короткий срок.

источник - https://hi-news.ru/space/venera-prevratilas-v-adskuyu-planetu-iz-za-prilivov-drevnix-okeanov.html

Могла ли Венера быть обитаемой?

22 сентября 2019

В 1978 году миссия НАСА «Pioneer Venus» (также известная как «Pioneer 12») достигла Венеры и обнаружила признаки того, что у Венеры когда-то были океаны на ее поверхности. Все началось около 700 миллионов лет назад, когда массовое изменение поверхности вызвало безудержный парниковый эффект, в результате которого атмосфера Венеры стала невероятно плотной и горячей. Это означает, что в течение 2-3 миллиардов лет после образования Венеры планета могла поддерживать обитаемую среду. Согласно недавнему исследованию, этого было бы достаточно, для появления жизни.

Именно здесь Майкл Уэй и Энтони Дель Дженио из Института космических наук имени Годдарда (GISS) создали серию из пяти симуляций, в которых рассматривалось, на что была похожа среда Венеры, основываясь на разных уровнях водного покрытия планеты. Оно состояло из адаптации трехмерной модели, которая учитывала изменение состава атмосферы и постепенное увеличение солнечного излучения по мере того, как Солнце становилось теплее в течение своей жизни.

В трех из пяти сценариев Вей и Дель Дженио предполагали, что топография Венеры была почти такой же, как и сегодня, океан варьировался от минимальной глубины 10 метров до максимальной около 310 метров. Они также рассмотрели сценарий с топографией Земли и 310-метровым океаном, а также другой сценарий, в котором Венера была полностью покрыта океаном в 158 метров.

В конце концов, все пять симуляций показали одно и то же: что Венера могла бы поддерживать стабильные температуры - от низких 20° C до высоких 50° C - в течение примерно трех миллиардов лет. Если бы не серия событий, которые привели к тому, что 80% поверхности планеты было изменено (что привело к выделению CO2, содержащегося в коре).

Причина этого остается загадкой; однако, ученые полагают, что это произошло из-за геологического события, которое привело к тому, что 80% планеты вышло на поверхность. Это могло привести к образованию большого количества магмы, которая пузырилась и выделяла огромное количество СО2 в атмосферу. Потом магма затвердела создав барьер, который препятствовал повторному поглощению СО2.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20190922201902

Измерение скорости вращения Венеры

21 октября 2019

Венере требуется 224,65 дня, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца. Однако из-за облаков было очень трудно измерить длину венерианского дня. Визуальные наблюдения за вращением видимой поверхности на 360 градусов невозможны.

В 1963 году наземные радиолокационные станции проникли сквозь облачный покров и смогли измерить примерную скорость вращения - 243 дня. Космический аппарат Магеллан в 1991 году и пришел к выводу, что точный период вращения планеты составляет 243.0185 дня с погрешностью около девяти секунд.

Знание скорости вращения Венеры критически важно для будущих посадочных аппаратов, как те, которые планируются в течение следующего десятилетия. Текущая неопределенность с вращением соответствует расстоянию на поверхности около 21 км, это более чем достаточно, чтобы пропустить посадочную площадку. Чтобы попытаться уменьшить неопределенность, астроном CfA Джон Чандлер и его группа ученых, провели новый анализ данных за двадцать девять лет наземных радиолокационных наблюдений, проведенных в период с 1988 по 2017 год.

Они заключили, что средняя продолжительность дня на Венере составляет 243.0212 ± 0.00006 дней.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20191021155236

Выяснено, почему атмосфера Венеры вращается быстрее ее поверхности

25 апреля 2020

Атмосфера Венеры вращается в 60 раз быстрее ее поверхности — она делает полный оборот всего за 92 часа, тогда как день на Венере длится 243 земных. Для возникновения этого явления необходимо непрерывное перераспределение углового момента для преодоления трения с поверхностью планеты. Однако ни источник этого момента, ни способ его поддержания до сих пор остаются неизвестны.

Используя ультрафиолетовые снимки и данные наблюдений в инфракрасном диапазоне, сделанных «Акацуки», исследователи смогли отследить движение облаков и использовали их для картирования ветров планеты, что позволило авторам получить последовательную картину баланса углового момента Венеры в верхней части облаков.

Эти данные позволили астрономам оценить атмосферные силы, которые связаны с поддержанием быстрого вращения атмосферы планеты. Их результаты показывают, что необходимый угловой момент обеспечивается за счет тепловых приливов, которые возникают из-за нагрева Солнцем вблизи экватора планеты. В противовес им действуют планетарные волны, называемые волнами Россби, и высокая атмосферная турбулентность. В средних широтах, по словам исследователей, регулировать распределение углового момента будут гидродинамические неустойчивости.

Полученные исследователями данные позволят наложить существенные ограничения на численное моделирование атмосферы планеты и более точно описать ее поведение в долгосрочной перспективе

источник - https://indicator.ru/astronomy/pochemu-atmosfera-venery-vrashaetsya-bystree-24-04-2020.htm

На Венере астрономы обнаружили гигантскую "стену облаков"

10 августа 2020

Команда астрономов объявляет об открытии настоящей "стены облаков" длиной в несколько тысяч километров, движущейся вокруг Венеры. Подобное явление в Солнечной системе наблюдается впервые. Венера - настоящая атмосферная лаборатория, где все доведено до крайности.

Одна из них только что была обнаружена группой Японского космического агентства на основе данных с орбитального аппарата "Акацуки", зафиксированных в период с 2016 по 2018 год. Эта особенность очень похожа на атмосферную волну. Однако, похоже, что эта структура сформировалась гораздо глубже, чем любая другая атмосферная волна, когда-либо наблюдавшаяся на Венере, укоренившаяся на высоте 47,5-56,5 км над уровнем моря в облачном слое, ответственном за парниковый эффект, который делает поверхность планеты такой горячей. Кроме того, согласно данным, эта "стена облаков" длиной 7500 километров, по-видимому, движется с востока на запад вдоль экватора со скоростью более 328 километров в час. При этом она совершает полное кругосветное путешествие по планете за 4,9 земных дня. Для сравнения, другие облака, обнаруженные на этих высотах, несколько медленнее, с периодом вращения около 5.7 дней. Также из исследования следует, что эта удивительная структура сложилась несколько десятилетий назад, еще в 1983 году.

источник - https://new-science.ru/na-venere-astronomy-obnaruzhili-gigantskuju-stenu-oblakov/

Ученые нашли признаки жизни на Венере

14 сентября 2020

Ученые Кардиффского университета (Великобритания) и Массачусетского технологического университета (США) обнаружили в атмосфере Венеры фосфин, который может иметь биологическое происхождение.

Открытие было сделано с помощью телескопа Джеймса Кларка Максвелла на Гавайях и Атакамской большой антенной решетки миллиметрового диапазона в Чили. Концентрация частиц фосфина составила 20 на миллиард.

Фосфин — это бесцветный очень ядовитый газ. На Земле его производят анаэробные, то есть не требующие наличия кислорода, микроорганизмы. В 2019 году поиск фосфина в атмосферах экзопланет был предложен в качестве маркера возможной жизни на них.

В то же время, отметил источник, обнаружение фосфина не означает автоматически открытия жизни на Венере, поскольку газ может образовываться в результате неизвестных природных процессов. При этом пока ученые не смогли найти способов небиологического происхождения газа

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/75695/

Россия может отправить собственную миссию на Венеру

15 сентября 2020

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин анонсировал чисто российскую миссию на Венеру на фоне обнаружения учеными в атмосфере этой планеты биомаркеров, которые могут свидетельствовать о возможной жизни на планете.

Он отметил, что проекты миссий по исследованию Венере включены в проект единой госпрограммы космической деятельности России на период 2021-2030 годов. Ближайшая миссия на Венеру планируется на 2027-2029 годы. Это должен быть совместный российско-американский проект «Венера-Д». Однако он пока не получил финансирования с российской стороны. Ученые просят на реализацию российской части проекта более 17 миллиардов рублей на ближайшие 10 лет. Американская часть проекта «Венера-Д» оценивается примерно в такую же сумму.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/75709/

Роскосмос отказался от сотрудничества с США по запуску станции к Венере

16 сентября 2020

Роскосмос отказался от партнерства с США по запуску межпланетной станции «Венера-Д», заявил исполнительный директор по перспективным программам и науке госкорпорации Александр Блошенко.

«Принято решение о реализации ранее запланированной миссии «Венера-Д», включающей посадочные и орбитальные модули, в качестве независимого национального проекта без широкого привлечения международной кооперации», — приведены его слова на сайте Роскосмоса.

В Российской академии наук прокомментировали, что американские коллеги смогут принять участие в миссии, но уже не в качестве равноправного партнера.

Ближайшая миссия на Венеру намечена на 2027-2029 годы. В РАН подтвердили, что Россия способна самостоятельно профинансировать полет ближе к 2030-му.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/75712/

NASA рассматривает возможность отправки миссии на Венеру для поиска жизни

18 сентября 2020

NASA рассматривает возможность к апрелю 2021 года одобрить отправку одной или двух научных миссий на Венеру. Речь идет о миссиях DAVINCI+ и VERITAS, которые в феврале вошли в список из четырех кандидатов, отобранных руководством NASA в рамках конкурса малых космических миссий класса Discovery на получение гранта в $500 млн.

«DAVINCI - это самый логичный вариант, если вы хотите проверить это (возможность наличия жизни). Потому что для того, чтобы проверить это, нужно отправиться туда и посмотреть, что происходит в атмосфере», - заявил агентству американский астробиолог, старший научный сотрудник Планетологического института в Тусоне (США) Дэвид Гринспун, работающий над проектом DAVINCI+.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/75731/

В Европейском космическом агентстве рассказали о судьбе миссии на Венеру

25 сентября 2020

Европейское космическое агентство (ЕКА) работает над научной программой миссии на Венеру EnVision. Окончательное решение о ее судьбе организация примет в июне 2021 года. Об этом рассказал директор ЕКА по науке Гюнтер Хасингер.

Хасингер отметил, что ЕКА с большим интересом следило за недавним обнаружением фосфина в атмосфере Венеры. По его словам, «прогресс в нашем понимании происхождения биомаркеров в атмосферах планет – крайне важный шаг к конечной цели по обнаружению жизни» за пределами Земли.

Согласно проекту EnVision, ученые хотят создать радиолокационную карту Венеры для того, чтобы исследовать атмосферу планеты. По словам Хасингера, благодаря EnVision астрономы смогут узнать, «активна ли Венера с геологической точки зрения, как планета развивалась со временем, как атмосфера Венеры связана с ее геологией, как устроена она внутри».

«Все это критически важные вопросы, на которые необходимо ответить, если мы хотим понять, действительно ли присутствие фосфина в атмосфере Венеры связано с наличием жизни», – подчеркнул ученый.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/76043/

Зонд BepiColombo успешно совершил первое сближение с Венерой на пути к Меркурию

15 октября 2020

Европейско-японская миссия BepiColombo впервые сблизилась с Венерой, подойдя к ней на расстояние в 10,7 тыс. км для того, чтобы использовать притяжение планеты для коррекции орбиты и изучения свойства ее атмосферы, в том числе ее температуры и плотности на разных высотах, а также химического состава.

Данные, собранные в ходе пролета через окрестности Венеры, участники научной команды BepiColombo планируют передать коллегам, специализирующимся на изучении этой планеты. Они сопоставят их с аналогичными замерами, которые параллельно велись инструментами японского зонда «Акацуки», изучающего атмосферу Венеры с декабря 2015 года, а также рядом наземных обсерваторий.

Еще больше сведений, в том числе и потенциальные данные о наличии фосфена, предположительно биотического газа, ученые рассчитывают получить в следующем году, когда BepiColombo сблизится с Венерой на еще более близкое расстояние, составляющее около 550 километров. Эти замеры, как надеются ученые, помогут им подготовиться к первому сближению с Меркурием, которое намечено на октябрь 2021 года.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/76537/

На Венере нашли второй признак жизни

18 октября 2020

Ученые нашли на Венере простейшую аминокислоту глицин, что может свидетельствовать о наличии жизни на планете. Об этом говорится в статье Ариджиты Манны из Миднапурского колледжа в Западной Бенгалии.

Элемент нашли с помощью Атакамской большой антенной решетки. Радиотелескоп обнаружил в средних широтах планеты характерную линию поглощения глицина на частоте 261.87 ГГц.

Вопрос исследования атмосферы Венеры стал особенно актуальным после того, как в сентябре ученые из Массачусетса и Кардиффа заявили, что обнаружили в облаках планеты газ фосфин, который может указывать на наличие жизни на планете.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/76561/

Астрономы из Европы не нашли фосфина в атмосфере Венеры при повторном анализе данных

22 октября 2020

Нидерландские астрономы усомнились в обнаружении в материи облаков Венеры фосфина, предположительно, биотического газа, повторно изучив результаты замеров с микроволнового телескопа ALMA при помощи более детальных методик анализа. Их выводы были опубликованы в статье в журнале Astronomy&Astrophysics, передает ТАСС.

«Мы использовали те же данные с телескопа ALMA, как и наши коллеги, заявившие об открытии следов фосфина на Венере, анализируя их при помощи тех же статистических методов. Эта проверка показала, что использованная ими методика подавления шумов часто порождает ложные сигналы. Это ставит под сомнение данное открытие», - пишут исследователи.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/76608/

Венера потеряла в космос удивительно мало воды

13 ноября 2020

Докторская диссертация Моа Перссон из Шведского института космической физики и Университета Умео, показывает, что лишь небольшая часть от имевшегося некогда на Венере количества воды была потеряна в космос на протяжении 4 последних миллиардов лет. Это количество существенно меньше, чем считалось ранее.

Диссертация построена на анализе характера взаимодействия между солнечным ветром, потоком заряженных солнечных частиц, и венерианской атмосферой, в результате которого происходит потеря частиц атмосферных газов в космос. Моа Перссон проанализировала данные, полученные при помощи инструмента ASPERA-4, построенного в Шведском институте космической физики и установленного на борту космического аппарата Venus Express.

«Сегодня поверхность Венеры абсолютно сухая, однако много лет назад на поверхности планеты находилось намного больше воды, глубина которой могла достигать нескольких сотен метров, если распределить всю воду по поверхности равномерно. Эта вода была потеряна с поверхности Венеры. Согласно моей работе, в космос было потеряно лишь несколько дециметров этой воды», - рассказала Перссон.

Исследования Перссон основаны на измерениях количества ионов, расположенных в космических окрестностях Венеры. В среднем на каждый атом кислорода, потерянного в космос из атмосферы, приходится два протона. Это указывает на потерю воды. Изменения плотности солнечного ветра и количества света влияют на число ионов, теряемых в космос.

Согласно работе Перссон, число протонов, теряемых в космос, изменяется по ходу солнечного цикла. В период минимума цикла теряется повышенное число протонов, по сравнению с максимумом цикла, поскольку в максимуме цикла солнечной активности большое число протонов возвращается обратно на Венеру. Число теряемых в космос ионов кислорода в основном зависит от изменений интенсивности солнечного ветра.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20201114083431

Венера все больше становится похожа на Землю

14 декабря 2020

Согласно недавнему климатическому моделированию, на протяжении большей части своей истории Венера имела температуру поверхности, аналогичную современной Земле. Вероятно, там также были океаны, дожди, возможно, снег, возможно, континенты и тектоника плит, и даже, возможно, поверхностная жизнь.

Менее миллиарда лет назад климат резко изменился из-за неконтролируемого парникового эффекта. Можно предположить, что интенсивный период вулканизма закачал атмосферу огромным количеством углекислого газа, что вызвало изменения климата, которое испарило океаны и закончило водный цикл.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20201214194933

Космический аппарат Solar Orbiter впервые пролетел мимо Венеры

27 декабря 2020 года американо-европейский космический аппарат Solar Orbiter провел встречу с Венерой, сделав первый в серии облетов планет, которые позволят аппарату скорректировать орбиту на его пути к Солнцу.

Однако основная цель космического корабля - изучение Солнца - ограничивает его возможности, пролетая мимо Венеры. Ключевое ограничение связано с небезопасной конструкцией космического корабля. «Нам всегда нужно направлять наш тепловой экран на солнце, это нельзя изменить», - сказал Мюллер. «Все телескопы смотрят через тепловой экран в направлении на Солнце».

Так что никаких изображений Венеры с этого космического корабля для нас не будет. Но  ученые собрали данные с помощью магнитометра космического корабля, прибора для измерения радиоволн и плазменных волн, а также некоторых датчиков детектора частиц. Учитывая эти данные и расстояние от аппарата до Венеры, наблюдения окажут ограниченное влияние на науку.

В отличие от Земли, у Венеры нет магнитного поля, поэтому солнечный ветер взаимодействует непосредственно с планетой, а не с этим полем.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20201227215939

Предполагаемый фосфин в атмосфере Венеры оказался обычным диоксидом серы

28 января 2021 г.

В сентябре минувшего года астрономы объявили о предполагаемом обнаружении химического соединения фосфина в плотных облаках Венеры. В атмосфере Земли содержатся небольшие количества фосфина, наличие которых связано с присутствием жизненных форм. Это предполагаемое обнаружение фосфина на Венере вызвало большой резонанс в научном сообществе, поскольку данный газ может указывать на наличие жизни высоко в облаках этой планеты.

Для проверки истинности этого заявления в новой работе команда под руководством Джейн С. Гривз смоделировала радиосигнал, испускаемый фосфином в атмосфере Венеры, и установила, что для соответствия результатам наблюдений фосфин должен находиться очень высоко в мезосфере Венеры. Однако теоретическая скорость разрушения фосфина под действием солнечного света и химически активных соединений на этих горизонтах мезосферы является настолько высокой, что для объяснения наблюдаемого сигнала необходимо поступление ядовитого газа в мезосферу в колоссальных количествах – превышающих количество всего кислорода, синтезируемого растениями Земли, в 100 раз.

Отвергнув при помощи описанных выше рассуждений гипотезу наличия фосфина в атмосфере Венеры, Гривз и команда перешли к альтернативной версии, состоящей в том, что наблюдаемый сигнал, зарегистрированный на частоте 266,94 гигагерца, относится к диоксиду серы, весьма широко распространенному в атмосфере Венеры. В своей работе Гривз и коллеги показывают, что на самом деле используемые в той работе ожидаемые концентрации диоксида серы в атмосфере Венеры были занижены, что и привело к ложному выводу о невозможности отнесения наблюдаемых линий к этому газу и, как следствие, к ложноположительному обнаружению фосфина.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20210128165149

Толстая литосфера ставит под вопрос возможность тектоники плит на Венере

01 февраля 2021

В период между 300 миллионами и 1 миллиардом лет назад крупный космический объект врезался в поверхность Венеры, оставив после себя кратер диаметром более 270 километров. В новой работе команда исследователей из Брауновского университета, США, использовала этот древний «шрам» на поверхности планеты для проверки гипотезы о том, что когда-то на Венере могла иметь место тектоника плит.

Кратер Мид окружен двумя кольцами – застывшими волнами из камня, расходившимися в расплавленных породах во время столкновения. Эти модели показали, что для «вмораживания» в поверхность гребней волн именно на таких расстояниях от центра кратера требуется, чтобы литосфера Венеры – каменистая внешняя оболочка – была достаточно толстой, намного толще, чем литосфера Земли. Поэтому эти находки показывают, что тектоника плит – режим «плавания» отдельных литосферных плит на поверхности жидкого океана магмы – не могла иметь место в тот период, когда произошло столкновение, сформировавшее кратер Мид.

Это говорит о том, что на момент столкновения Венеру покрывала статичная кора. В отличие от Земли, на поверхности которой литосферные плиты плавают в океане магмы, словно плоты по реке, Венера была покрыта сплошной, неподвижной коркой, по крайней мере на момент столкновения,

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20210201151115

Солнечный зонд Parker предлагает потрясающий вид на Венеру

25 февраля 2021

Солнечный зонд НАСА Parker запечатлел потрясающие виды на Венеру во время своего близкого пролета над планетой в июле 2020 года.

Хотя в центре внимания Parker Solar Probe находится Солнце, Венера играет решающую роль в миссии: космический корабль проносится мимо Венеры в общей сложности семь раз в течение своей семилетней миссии, используя гравитацию планеты для изменения орбиты космического корабля.

Но наряду с орбитальной динамикой, эти проходы также могут дать некоторые уникальные и даже неожиданные виды на внутреннюю часть Солнечной системы. Во время третьей миссии гравитационного маневра у Венеры 11 июля 2020 года бортовой широкоугольный тепловизор Parker Solar Probe, или WISPR, сделал поразительное изображение ночной стороны планеты с расстояния 12 380 км.

WISPR предназначен для получения изображений солнечной короны и внутренней гелиосферы в видимом свете, а также изображений солнечного ветра и его структур по мере их приближения и пролета мимо космического корабля. На Венере камера обнаружила яркий ободок по краю планеты, который может быть ночным свечением - свет, излучаемый атомами кислорода высоко в атмосфере, которые рекомбинируют в молекулы на ночной стороне. Заметная темная деталь в центре изображения - это Земля Афродиты (лат. Aphrodite Terra), самый большой горный регион на поверхности Венеры. Он кажется темным из-за более низкой температуры, примерно на 30 градусов по Цельсию ниже, чем в окружающей среде.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20210225141905

Солнечный зонд Parker впервые наблюдает кольцо пыли на орбите Венеры целиком

19 апреля 2021

Миссия НАСА Parker Solar Probe впервые позволила ученым наблюдать кольцо пыли на орбите Венеры – облако микроскопических частиц пыли, которые обращаются вокруг Солнца вдоль венерианской орбиты.

Бортовой инструмент WISPR (Wide-field Imager for Solar Probe) зонда Parker предназначен для изучения солнечного ветра. Чтобы наблюдать солнечный ветер при помощи инструмента WISPR, исследователи использовали специальную обработку снимков, состоящую в устранении фонового света, идущего со стороны космической пыли и звезд. Этот метод обработки изображений работал настолько эффективно, что кольцо пыли на орбите Венеры – которое наблюдается как яркая полоса на снимках – также было удалено в составе фонового свечения. Лишь когда аппарат Parker выполнил вращательные маневры, готовясь к новому пролету мимо Солнца, в результате чего изменилась ориентация камер аппарата, астрономы заметили это статичное кольцо пыли. Исходя из относительной яркости, ученые пришли к выводу, что плотность распределения пыли вдоль орбиты Венеры примерно на 10 процентов выше, по сравнению с соседними областями космического пространства.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20210419122906

Какова продолжительность суток на Венере? Ученые находят точный ответ

30 апреля 2021

Новые радарные измерения показывают, что сутки на Венере продолжаются в течение 243,0226 земных суток, или примерно 2/3 земного года. Кроме того, скорость вращения Венеры постоянно меняется, поскольку массивная атмосфера планеты при вращении обменивается с ней угловым моментом – эффект, который проявляется и в случае Земли, но ввиду меньшей плотности атмосферы последней имеет пренебрежимо малую величину.

Кроме того, в своей работе команда отмечает, что наклон оси Венеры составляет ровно 2,6392 градуса (для сравнения, наклон оси Земли оценивается примерно в 23 градуса). Период прецессии оси составляет около 29 000 лет, выяснили авторы.

Эти уточненные данные о вращении Венеры позволили выяснить размер ее ядра, который оказался равным 3500 километров. При этом ученые до сих пор не могут определиться, является ли это ядро жидким или твердым.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20210430210459

Зонд Parker открывает естественное радиоизлучение в атмосфере Венеры

06 мая 2021

В ходе короткого пролета мимо Венеры солнечный зонд Parker («Паркер») НАСА обнаружил естественный радиосигнал, который показал, что аппарат пролетает сквозь верхние слои атмосферы планеты. Это стало первым прямым измерением параметров венерианской атмосферы за последние 30 лет – и этот сигнал значительно отличается от результатов предыдущих измерений. Согласно авторам, верхние слои атмосферы Венеры претерпевают значительные изменения на протяжении 11-летнего цикла солнечной активности. Эти данные помогут лучше понять, почему Земля и Венера настолько сильно отличаются друг от друга.

11 июля 2020 г. зонд Parker совершил свой третий по счету пролет мимо Венеры. Каждый из этих пролетов ставил целью использование гравитации Венеры для сближения с Солнцем. В этот раз зонд пролетал на высоте всего лишь 833 километра над поверхностью планеты. На протяжении семи минут бортовой инструмент FIELDS, предназначенный для измерения параметров электрических и магнитных полей в атмосфере Солнца, регистрировал низкочастотный радиосигнал природного происхождения. Небольшая «морщинка» в полученных данных привлекла внимание ученых – она выглядела примерно так же, как выглядели сигналы, передаваемые на Землю со спутника Galileo («Галилео»), когда аппарат проходил сквозь ионосферы спутников Юпитера.

Таким образом, ученые сделали вывод, что во время последнего пролета аппарат Parker прошел сквозь ионосферу Венеры. Проанализировав собранные данные, ученые смогли оценить текущую плотность ионосферы.

Последние предыдущие данные были отправлены на Землю с борта зонда Pioneer Venus Orbiter в 1992 г., и тогда Солнце находилось в максимуме цикла активности. С того времени активность Солнца постепенно падала, и в 2020 г. наше светило оказалось в минимуме цикла, причем измерения, проведенные при помощи зонда Parker, были проведены спустя всего лишь полгода с момента, отмечающего минимум цикла.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20210506141158

Аппарат Solar Orbiter совершил пролет у Венеры

09 августа 2021

Пролет прошел на расстоянии около 8 тыс. км от поверхности планеты. Главной задачей зонда Solar Orbiter, созданного при партнерстве ЕКА и NASA, является исследование Солнца. На аппарате установлен теплозащитный экран, так как температура, которой он будет подвергаться, может достигать 600 градусов по Цельсию. В декабре прошлого года Solar Orbiter уже совершил гравитационный маневр у Венеры.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/80912/

Зонд BepiColombo сделал снимки Венеры

10 августа 2021

Автоматический космический аппарат BepiColombo совершил во вторник, в 13:48 по центральноевропейскому времени (15.48 мск) пролет рядом с Венерой, сделав ее снимки своими двумя фотокамерами.

Аппарат, созданный ESA в сотрудничестве с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA), пересек пространство над планетой на высоте всего в 550 км. Черно-белые снимки сделаны с разрешением в 1024х1024 пикселя. Зонд проводил фотографирование в фазах пролета над планетой и удаления от нее.

Как сообщило ESA, "проносясь мимо Венеры, BepiColombo почувствовал жар этой планеты. Отражающийся от ее поверхности свет нагрел его корпус до плюс 50 градусов Цельсия"

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/80931/

Когда омолодилась Венера?

13 сентября 2021

Поверхность Венеры, как показали исследования с помощью радаров, относительно молода: примерно 500 миллионов лет назад почти вся планета была залита лавой. Эти лавы скрыли более ранние породы, которые лишь в некоторых областях выходят на поверхность.

Объектом исследования группы ученых из Италии, Финляндии, Испании и России стала область Имд. В её пределах находится вулкан гора Идунн, 200 км в поперечнике. По данным орбитальных наблюдений этой области с помощью спектрометра VIRTIS на борту миссии «Венера-Экспресс», была обнаружена спектральная аномалия в диапазоне длин волн 1 микрон. Такие аномалии принято связывать с отражательными способностями молодой лавы, которая ещё не успела подвергнуться выветриванию. По некоторым предположениям, подкрепленным моделированием, возраст поверхности в этом районе не превышает 2,5 миллиона лет, а может быть, составляет «всего» 250 тысяч лет.

Возможно, что причина спектральной аномалии — свежие излияния базальтов на поверхности, возрастом не более 10 тысяч лет.

Наконец, наиболее необычным свидетельством в пользу «молодости» этого района служит тот факт, что именно здесь обнаружено локальное понижение скорости ветра на высоте нижней границы облачного слоя с 62-63 до 57 м/с. Возможной причиной этому может быть температурная аномалия от современных вулканических процессов.

источник - https://www.roscosmos.ru/32539/

Солнечный свет может поддерживать фотосинтез в облаках Венеры

30 сентября 2021

Анализ новых данных показал, что солнечный свет, проникающий через облака Венеры, может поддерживать фотосинтез, подобный земному, в слоях облаков, и что химические условия потенциально благоприятны для роста микроорганизмов.

Фотосинтез может продолжаться всю ночь благодаря тепловой или инфракрасной энергии, исходящей от поверхности и атмосферы. В этой среде обитания световая энергия будет поступать как сверху, так и снизу облаков, что может предоставить фотосинтетическим микроорганизмам широкие возможности для диверсификации в слоях облаков. Исследование также показало, что после фильтрации через атмосферу Венеры рассеяние и поглощение очищает солнечный свет от большей части ультрафиолетового излучения (УФ), вредного для жизни, обеспечивая такое же преимущество, как озоновый слой Земли.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20210930123054

Венера, Имд, гора Идунн

11 ноября 2021

Активны ли венерианские вулканы сегодня? Одно из многообещающих в этом отношении мест — область Имд между 40° и 50° ю.ш. В её пределах находится щитовой вулкан — гора Идунн, 200 км в поперечнике и примерно высотой 2,5 км. Ещё в 2010 году прибор VIRTIS на борту АМС «Венера-Экспресс» обнаружил здесь спектральную аномалию — более интенсивное излучение в области длин волн 1 микрон над вершиной и восточным склоном горы. Это может свидетельствовать о том, что на поверхности находятся породы, которые ещё не успели подвергнуться значительной химической эрозии в результате взаимодействия с атмосферой.

По радарным данным аппарата «Магеллан» были составлены карты областей, где VIRTIS зафиксировал спектральные аномалии с разрешением около 100 м на пиксел. Сопоставив их, исследователи пришли к выводу, что с данными VIRTIS хорошо совпадает местоположение относительно новых лавовых потоков на склонах горы Идунн.

источник - http://www.roscosmos.ru/33310/

Комета Леонарда, возможно, породила метеоритный дождь на Венере

18 декабря 2021

Комета Леонард может вызвать метеоритные дожди на Венере в эти выходные во время сближения с планетой.

Официально известная как комета C/2021 A1, также известная как комета Леонарда, была открыта в январе астрономом Грегори Джеонардом из инфракрасной обсерватории Маунт-Леммон в Аризоне. Ее близкое прохождение у Венеры в эти выходные дает наблюдателям за небом отметку в вечернем небе, чтобы помочь найти комету, которая видна с Земли в бинокль и может быть достаточно яркой, чтобы быть видимой невооруженным глазом под чистым, темным небом.

На Венере, однако, все обстоит иначе. Орбита планеты и кометы будут находиться в пределах 50 000 км друг от друга, что эквивалентно геосинхронному орбитальному пути спутника над Землей.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20211218184317

Венера подверглась «бомбежке» астероидами сильнее, чем Земля

19 декабря 2021

Почему такая разница между планетами, которые во многом схожи между собой? Конечно, Венера расположена ближе к Солнцу, но дело не только в этом. Земля тоже могла навсегда остаться “паровым котлом”, однако она успела конденсировать большое количество воды. Но, как утверждают ученые из Юго-Западного исследовательского института, есть еще одна причина.

Ученые из Юго-Западного исследовательского института стали изучать историю столкновений Венеры и Земли с астероидами в период с 4,5 до 4,0 млрд. лет назад, то есть после образования Луны. Последние динамические модели показывают, что планетезимали (небесные тела на орбите Солнца, образованные в результате накопления мелких тел), врезавшиеся в Венеру, имели более высокие скорости в сравнении с теми, которые сталкивались с Землей. 25% небесных тел имели скорость свыше 30 км/с. Такой же скоростью обладали только 9% астероидов из тех, которые падали на Землю. Кроме того, масса всех астероидов, которые врезались в нашу планету, составляет 0,5-2,5% от массы Земли причем основная часть массы приходится лишь на несколько крупных астероидов. С Венерой астероиды сталкивались гораздо чаще.

Столкновения планеты с крупными небесными телами может иметь разные последствия. Все зависит от скорости столкновения и угла, под которым они врезаются. Самое серьезное столкновение на Земле произошло с астероидом, который врезался со скоростью 19 км/с под углом 45 градусов. На Венере столкновения с аналогичными астероидами происходили на скорости 25-30 км/с. Причем, они врезались под гораздо меньшим углом — от 0 до 30 градусов.

Исследование показало, что столкновение астероидов со скоростью 25-30 км/с и малыми углами вызывает нагрев мантии в несколько раз больше, чем столкновение со скоростью 19 км/с под углом 45 градусов. Другими словами, астероиды, которые врезались в Венеру, раскаляли ее, так как в результате столкновений выделялось гораздо больше энергии. Это в свою очередь приводило к расплавлению мантии.

источник - https://hi-news.ru/eto-interesno/venera-podverglas-bombezhke-asteroidami-silnee-chem-zemlya.html

Рост скорости ветра на Венере с высотой удалось оценить по излучению тепла на ее ночной стороне

28 февраля 2022

Команда под руководством Педро Мачадо из Лиссабонского университета представляет самый подробный и полный набор измерений скорости ветра на Венере в направлении параллельно экватору (зональный ветер) и на высоте нижней границы слоя облаков. Одним из новых результатов стало совместное измерение скорости ветра на двух различных высотах с разницей в 20 километров. Команда зарегистрировала разницу в скорости ветра примерно в 150 километров – при увеличении скорости ветра с высотой.

Скорость венерианских ветров команда Мачадо смогла определить, изучая движение облаков, различимых при наблюдениях в инфракрасном диапазоне на ночной стороне Венеры. Эта скорость составила около 216 километров в час на уровне низа облачного слоя на средних широтах, в то время как она падала почти вдвое при движении от экватора к полюсам

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022223192226

Вулканизм на Венере

05 февраля 2022

Состав поверхности Венеры был определён при посадках советских автоматических станций. 1 марта 1982 года спускаемый аппарат станции «Венера-13» совершил мягкую посадку. С помощью рентгеновского спектрометра был исследован состав пород в месте посадки. Как оказалось, горные породы в этом месте — лейцитовые щелочные базальты, которых очень много и в земной коре.

Вулканические лавовые потоки на Венере значительно превосходят по масштабам земные аналоги и достигают сотен километров в длину и десятков — в ширину. Распространение магматического материала на такие большие расстояния объясняется высокой температурой атмосферы, которая замедляла процесс застывания лавы.

Примерно 80% поверхности планеты занято равнинами, сформированными лавовыми потоками, среди которых располагаются более сотни крупных стратовулканов (от лат. stratum — слой). Это тип вулкана конической формы, состоящий из множества затвердевших слоёв лавы и вулканического пепла.

К другим вулканическим структурам относятся вулканы, которые называются «блинные купола» (англ. — pancake dome). Они формируют купола круглой формы диаметром до 25 км с высотой не более 700 м. Такие вулканы образовались в результате извержений вязкой лавы богатой кремнезёмом, неспособной течь далеко от источника извержения.

Особенное место занимают структуры, которые называют «арахноиды» (от греч. — паукообразный). Это большеразмерные структуры вулканического происхождения, найденные только на поверхности Венеры. Они имеют вид концентрических овалов, связанных сетью разломов, имеющих некоторое сходство с паутиной, отсюда и название.

источник - https://www.roscosmos.ru/34039/

Короны Венеры рассказали об этапах геологической истории планеты

10 марта 2022

На поверхности Венеры насчитывается несколько сотен специфических вулканотектонических образований. Округлая форма корон и связанная с ними вулканическая и тектоническая активность указывают на то, что эти структуры представляют собой поверхностные проявления мантийных диапиров. Мантийный диапир - это маловязкое вещество мантии диаметром в сотни километров, поднимающееся из недр за счет силы Архимеда. Огромный пузырь раскаленной магмы, всплывая к поверхности, вздувает рельеф, образуя корону.

Ученые ГЕОХИ РАН изучили 550 корон, каталогизированных при изучении Венеры. По особенностям рельефа все они были разделены на три топографических класса - D, W и U. Профиль короны класса D имеет доминирующий центральный свод. Профиль класса W характеризуется центральным поднятием, окруженным одной или несколькими концентрическими депрессиями (низменностями). Профиль класса U - топографическая депрессия.

Поскольку эрозия на Венере практически отсутствует, то, как пишут авторы работы, топографическую конфигурацию корон можно связать с различными этапами эволюции их родительских диапиров. Так, профиль класса D отражает прогрессивную стадию эволюции. Профиль класса W может говорить о переходе от прогрессивной к регрессивной стадии, когда «купол» короны начинает проседать.

А профиль класса U, как считают исследователи, может отражать финальные стадии эволюции диапира, когда на поверхности образуется впадина. В процентном отношении на Венере преобладают короны класса U (45%) и W (37%). Корон с профилем класса D обнаружено всего 18%. Малый процент корон, находящихся на первом этапе эволюции, говорит о том, что пик формирования этих структур приходился на более ранние эпохи геологической истории Венеры.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82992/

Почему Венера все еще вращается, несмотря на мощную хватку Солнца

20 апреля 2022

Если бы не густая, быстро движущаяся атмосфера Венеры, планета-сестра Земли, скорее всего, не вращалась бы. Вместо этого Венера была бы зафиксирована на месте, всегда обращена к Солнцу так же, как одна и та же сторона Луны всегда обращена к Земле.

Гравитация большого объекта в космосе может удерживать меньший объект от вращения - это явление называется приливной блокировкой. Поскольку атмосфера предотвращает это явление, ученый из Калифорнийского университета в Риверсайде утверждает, что атмосфера должна быть более значимым фактором при изучении Венеры и других планет.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220420181013

Космический зонд, который недавно пролетел над Венерой, был поражен мощной солнечной вспышкой

06 сентября 2022

Solar Orbiter находится на пути к исследованию Солнца с близкого расстояния и использует Венеру в качестве гравитационного помощника для вывода себя на орбиту над полюсами нашей звезды.

Переход с орбиты Земли на орбиту, расположенную ближе к Солнцу, не занимает много времени. Однако выход на полярную гелиоцентрическую орбиту гораздо сложнее. Поскольку все планеты в Солнечной системе лежат в одной плоскости (плоскость эклиптики), зонду легко перемещаться в той же плоскости. Однако для того, чтобы достичь полярной орбиты вокруг Солнца, наклон орбиты должен постепенно увеличиваться. Чтобы не расходовать слишком много топлива, ЕКА решило делать это постепенно с помощью гравитационной помощи Венеры. Субботний пролет — только третий из восьми!

Перед третьим пролетом над Венерой Solar Orbiter пересекся с мощным выбросом плазмы в результате большой солнечной вспышки 30 августа. К счастью, зонд оснащен всеми необходимыми для выживания средствами защиты, и ЕКА объявило, что с ним все в порядке.

источник - https://new-science.ru/kosmicheskij-zond-kotoryj-nedavno-proletel-nad-veneroj-byl-porazhen-moshhnoj-solnechnoj-vspyshkoj/

Исследование НАСА показало, что мощный вулканизм изменил климат древней Венеры

21 ноября 2022

Сегодня температура поверхности Венеры в среднем составляет около 460® C, а давление на поверхности атмосферы в 90 раз превышает земное. Согласно исследованию, массивные извержения вулканов, возможно, стали причиной возникновения этих условий. В частности, нескольких таких извержений за короткий промежуток геологического времени могли привести к парниковому эффекту, который положил начало переходу планеты от влажного и умеренного климата к жаркому и сухому.

Жизнь на Земле пережила по меньшей мере пять крупных событий массового вымирания, каждое из которых уничтожило более 50% животной жизни на планете. Согласно исследованию, большинство этих вымираний были вызваны или усугублены теми видами извержений, которые приводят к образованию крупных магматических провинций. В случае Земли климатических изменений, вызванных этими событиями, было недостаточно, чтобы вызвать настолько сильный парниковый эффект.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20221119111003

Телескоп SOFIA подтвердил, что на Венере нет фосфина

06 декабря 2022

В 2020 году группа исследователей из Великобритании объявила, что нашла доказательства присутствия этого газа в атмосфере планеты. Фосфин, или фосфид водорода, считается маркером жизни, поскольку он производится на Земле микробами, которые могут жить даже в отсутствие кислорода. Поэтому открытие фосфина на Венере вызвало большой ажиотаж среди научного сообщества, которое провело несколько наблюдательных кампаний, чтобы подтвердить или опровергнуть эту новость.

Группа исследователей использовала спектральные данные, собранные SOFIA, чтобы оценить количество этого газа в атмосфере Венеры. Из полученных результатов не было обнаружено никаких признаков фосфина. Даже если бы он присутствовал, это было бы 0,8 частей фосфина на миллиард, что гораздо меньше, чем объявленная первоначальная оценка.

источник - https://new-science.ru/teleskop-sofia-podtverdil-chto-na-venere-net-fosfina/

BepiColombo и Solar Orbiter дают новые сведения о магнитосфере Венеры

30 января 2023

В августе 2021 года АМС BepiColombo и Solar Orbiter пролетели над Венерой с разницей в один день. Совместные данные позволили наблюдать за планетой с двух разных точек обзора в космосе и получить очень важную информацию о венерианской магнитосфере. Было обнаружено, что магнитосфера, индуцированная солнечным ветром, обеспечивает устойчивый барьер для планеты, защищающий атмосферу Венеры.

Венера, в отличие от Земли, не генерирует магнитное поле в своем ядре. Однако из-за взаимодействия с солнечным ветром, потоком заряженных частиц, испускаемых Солнцем, вокруг планеты создается слабая «индуцированная» магнитосфера. Венерианская магнитосфера имеет форму своеобразной кометы, ядром которой является Венера, и образует магнитный пузырь. Со своей позиции перед Венерой Solar Orbiter запечатлел следы солнечного ветра, который, как оказалось, находился в очень стабильном состоянии. BepiColombo пролетел вдоль длинного хвоста магнитной оболочки и вышел в ближайших к Солнцу магнитных областях. Это была редкая возможность исследовать область стагнации, где наблюдаются некоторые из основных эффектов взаимодействия Венеры с солнечным ветром.

источник - https://new-science.ru/bepicolombo-i-solar-orbiter-dajut-novye-svedeniya-o-magnitosfere-venery/

Венера демонстрирует геологическую активность, аналогичную той, что была на нашей планете в начале ее существования

25 февраля 2023

Земля и Венера очень похожи по размеру и химическому составу пород. Поэтому они должны остывать примерно с одинаковой скоростью. В то время как способ, которым Земля теряет тепло, хорошо известен, механизм теплового потока Венеры остается загадкой.

Наша планета имеет ядро, которое нагревает окружающую мантию и переносит это тепло в жесткий внешний слой горных пород Земли, или литосферу. Затем тепло уходит в космос, охлаждая верхнюю часть мантии. Эта мантийная конвекция управляет тектоническими процессами на поверхности, поддерживая движение плит.

Венера, в отличие от Земли, не имеет тектонических плит, поэтому вопрос о том, как планета теряет тепло и какие процессы формируют ее поверхность, до сих пор оставался без ответа. Недавно ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА попытались разгадать эту тайну, используя наблюдения, сделанные космическим аппаратом «Магеллан» в начале 1990-х годов. Они сосредоточились на особых, почти круглых геологических особенностях Венеры, называемых коронами. Они пришли к выводу, что корона имеет тенденцию располагаться там, где литосфера планеты наиболее тонкая и активная, и, следовательно, там, где Венера теряет тепло.

Исследователи сосредоточились на 65 коронах диаметром до нескольких сотен километров. Применив компьютерную модель, они определили, что в среднем толщина литосферы вокруг каждой короны составляет 11 км. Хотя Венера не имеет тектоники, подобной земной, эти регионы тонкой литосферы, по-видимому, позволяют значительным объемам тепла уходить, подобно областям, где на морском дне Земли формируются новые тектонические плиты.

Если предположить, что на Венере, как и на Земле, тектоническая активность практически отсутствует, то она должна быть покрыта старыми кратерами, поскольку поверхность не обновляется. Однако, подсчитав количество венерианских кратеров, ученые пришли к выводу, что поверхность относительно молода из-за вулканической активности, которая сегодня приводит к региональному обновлению поверхности.

источник - https://new-science.ru/venera-demonstriruet-geologicheskuju-aktivnost-analogichnuju-toj-chto-byla-na-nashej-planete-v-nachale-ee-sushhestvovaniya/

На Венере могли быть океаны задолго до зарождения жизни на Земле

11 марта 2023

Исследователи из Чикагского университета предположили, что когда-то на Венере существовал океан с пригодным для жизни климатом. Они заполнили компьютерную модель множеством различных уровней океана и подвергнули эти океаны трем различным процессам испарения и удаления кислорода. Исследователи запустили модель с тремя различными стартовыми точками, зависящими от времени, в общей сложности 94 080 раз, используя систему подсчета очков, которая позволила определить запуски с результатами, наиболее близкими к реальной атмосфере Венеры на текущий день.

Согласно результатам исследования, опубликованным в PNAS, из 94 080 запусков только несколько сотен были в пределах досягаемости реальной атмосферы Венеры, которую мы видим сегодня. Гипотетические обитаемые эпохи на Венере должны были закончиться до 3 миллиардов лет назад при максимальной глубине океана около 300 метров по всей поверхности.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230311104113

На Венере обнаружена вулканическая активность

18 марта 2023

Роберт Херрик из Университета Фэрбенкс изучал снимки, сделанные в начале 1990-х годов космическим зондом НАСА «Магеллан». Новое исследование было сосредоточено на районе, где находятся два крупнейших вулкана Венеры - Озза и Маат Монс. Они сравнимы по объему с крупнейшими вулканами Земли, но имеют более низкие склоны.

У Маат Монс расширенное жерло, что указывает на вулканическую активность. Херрик сравнил изображение, сделанное в середине февраля 1991 года, со снимком середины октября 1991 года и заметил изменение в жерле на северной стороне куполообразного щитового вулкана, который является частью Маат Монс.

Жерло выросло, оно имеет неправильную форму, а его площадь составляет около 2,5 квадратных километров.

Более позднее изображение показывает, что стенки жерла стали короче, и что оно было заполнено почти до краев. Исследователи предполагают, что за восемь месяцев между снимками в жерле образовалось озеро лавы, хотя неизвестно, было ли содержимое жидким или охлажденным и затвердевшим.

источник - http://www.astronews.ru

Ученые создали карту вулканов на Венере

30 марта 2023

Планетологи Вашингтонского университета Пол Бирн и Ребекка Хан использовали радиолокационные снимки миссии НАСА «Магеллан», чтобы составить каталог вулканов по всей Венере в глобальном масштабе. Полученная ими база данных содержит 85 000 вулканов, около 99% из которых имеют диаметр менее 5 км.

Кажется, что 85 000 вулканов на Венере – это много, однако Хан считает, что на поверхности планеты скрываются сотни тысяч небольших геологических объектов, обладающих вулканическими свойствами.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230330131646

Древние высокоэнергетические столкновения могли подпитывать вулканизм на Венере
21 июля 2023
Команда ученых, возглавляемая Юго-Западным исследовательским институтом, смоделировала раннюю историю столкновений Венеры, чтобы объяснить, как родственная Земле планета сохранила молодую поверхность, несмотря на отсутствие тектоники плит.
На Венере больше вулканов, чем на любой другой планете Солнечной системы, но ее поверхность имеет только одну сплошную плиту. Более 80 000 вулканов — в 60 раз больше, чем на Земле — сыграли важную роль в обновлении поверхности планеты посредством излияний лавы, которые могут продолжаться и по сей день. Предыдущие модели с трудом создавали сценарии, поддерживающие этот уровень вулканизма.
"Наши последние модели показывают, что долгоживущий вулканизм, вызванный ранними энергетическими столкновениями на Венере, является убедительным объяснением молодого возраста ее поверхности", - сказал профессор Джун Коренага, соавтор статьи из Йельского университета. - "Эта мощная вулканическая активность подпитывается перегретым ядром, что приводит к интенсивному внутреннему плавлению".
Земля и Венера сформировались в одной и той же области Солнечной системы. Небольшие различия в расстояниях планет от Солнца изменили историю их столкновений. Венера находится ближе к Солнцу и быстрее движется вокруг него, что усиливает условия столкновения. При более высоких скоростях удара расплавляется больше силиката, плавится до 82% мантии Венеры.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230721210329

Венерианские молнии оказались неопасны для атмосферных исследовательских зондов
20 сентября 2023
Одним из вариантов исследовательских станций могут стать долгоживущие научные платформы, удерживаемые в слое облаков на высотах 50–70 километров от поверхности Венеры при помощи аэростатов. Однако им могут угрожать молнии, признаки наличия которых впервые замечены советскими станциями «Венера» в конце прошлого века. Сама по себе грозовая активность на Венере возможна и связывается с вулканизмом и эоловыми процессами вблизи поверхности планеты и разделением зарядов в облаках из серной кислоты. Но это остается предметом споров, так как не все автоматические аппараты находили свидетельства существования разрядов.
Группа планетологов во главе с Клэр Бласкеиз Университета Аризоны решила разобраться в природе восьми оптических вспышек, одна из которых наблюдалась на Венере японской автоматической станцией «Акацуки», а остальные — наземным телескопом обсерватории Стюарда. Они регистрировались на длине волны 777 нанометров, связанной с излучением возбужденного атомарного кислорода, и приписывались молниям, а не метеорам.
Ученые также пришли к выводу, что молнии в облаках Венеры могут быть достаточно редким явлением и не представляют очевидной опасности для атмосферных зондов или спускаемых аппаратов, проходящих сквозь атмосферу. Окончательно подтвердить существование молний на Венере и оценить их частоту должны наблюдения будущих миссий, таких как DAVINCI, VERITAS или Phantom.
источник - https://nplus1.ru/news/2023/09/20/venus-meteor-or-lightning

Венерианские вистлеры смогли возникнуть без помощи молний
07 октября 2023
Солнечный зонд «Паркер» обнаружил в хвосте магнитосферы Венеры плазменные волны типа вистлеров, которые оказались не связаны с молниями в атмосфере планеты. Статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters.
Вистлеры (или свистящие атмосферики) представляют собой плазменные волны очень низкой частоты, которые обладают круговой поляризацией и распространяются вдоль силовых линий магнитного поля планеты. Такие волны возникают при грозовых разрядах и наблюдаются в атмосфере Земли, а также регистрировались на Юпитере зондом «Галилео». В случае Венеры вистлеры регистрировались орбитальными аппаратами «Пионер-Венера-1» и Venus Express и считаются важным доказательством грозовой активности на Венере. Однако вершины облаков на Венере находятся на высоте 70 километров, а вистлеры один раз регистрировались на высотах 140–156 километров и ни разу — на более низких высотах.
Исследователи обнаружили, что, когда «Паркер» находился в хвосте магнитосферы Венеры, на удалении 2384 километров от ночной стороны планеты, то он обнаружил вистлеры на частотах 50–150 герц, свойства которых не позволяют их связать с молниями в атмосфере Венеры. Предполагается, что здесь действует иной физический механизм, возможно связанный с магнитным пересоединением.
источник - https://nplus1.ru/news/2023/10/06/whistlers-venus

На дневной стороне Венеры обнаружен кислород
09 ноября 2023
Астрономы обнаружили явные признаки атомарного кислорода, подвешенного над ядовитыми облаками Венеры на дневной стороне (освещенной Солнцем). Это открытие, сделанное исследователями из Германского аэрокосмического центра, может открыть новую главу в изучении планетарных атмосфер. Основанное на анализе данных, собранных стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии (SOFIA), оно позволяет предположить наличие до сих пор неизвестных химических и динамических процессов на второй планете Солнечной системы.
В ходе трех отдельных пролетов космический аппарат собрал информацию о 17 участках Венеры: 7 - при дневном свете, 9 - во время венерианской ночи и 1 - на границе между ними. В каждом из этих 17 участков было отмечено присутствие атомарного кислорода с максимальной концентрацией в районе высоты 100 км. Эта зона находится как раз между двумя преобладающими атмосферными течениями на Венере: супервращающимся течением ниже 70 км, которое движется быстрее вращения планеты, и течением, простирающимся от приполярной до антиприполярной точки выше 120 км.
Исследователи предполагают, что кислород поступает за счёт солнечной энергии, которая расщепляет молекулы угарного и углекислого газов. Далее они предполагают, что эти атомы попадают на темную сторону планеты благодаря сильным ветрам венерианской атмосферы. Там они, вероятно, соединяются с молекулярным кислородом, а также вступают в реакцию с другими элементами.
источник - https://new-science.ru/na-dnevnoj-storone-venery-obnaruzhen-kislorod/

Обнаружен таинственный недостающий компонент в облаках Венеры
05 января 2024
Облака Венеры в основном состоят из серной кислоты с добавлением небольшого количества воды, хлора и железа. Но до сих пор ученым не удавалось идентифицировать недостающий компонент, который объяснил бы пятна и прожилки на облаках, видимые только в ультрафиолетовом диапазоне.
Исследователи из Кембриджского университета синтезировали железосодержащие сульфатные минералы, которые стабильны в суровых химических условиях венерианских облаков. Спектроскопический анализ показал, что комбинация ромбоклаза и кислого сульфата железа может объяснить загадочную особенность поглощения ультрафиолета на  планете.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240105211535

«Кирпичики жизни» могут выжить в сернокислотных облаках Венеры
13 января 2024
На высоте 50-60 километров, в нижнем слое облаков, условия намного приятнее, чем на поверхности Венеры. Давление примерно равно земному, солнечное излучение умеренное, температура — почти 60 градусов Цельсия. Вопрос о том, может ли в облаках Венеры существовать жизнь (любой формы), ученые горячо обсуждают не одно десятилетие. Дебаты особенно обострились после того, как в 2020 году в венерианской атмосфере обнаружили следы фосфина, который на Земле производят микроорганизмы, анаэробные бактерии. Правда, позже, после дополнительных анализов, другие астробиологи поставили результаты этого исследования под сомнение.
Ученых из Массачусетского технологического института обнаружили, что 19 аминокислот остаются относительно неизменными при помещении в раствор серной кислоты примерно той же концентрации, в которой это кислота содержится в облаках Венеры. 13 аминокислот не изменили свою структуру под воздействием 98-процентного раствора серной кислоты, а с остальными шестью произошли химические изменения только в боковой цепи. Кроме того, воздействие концентрированной серной кислоты могут выдержать и нуклеиновые кислоты, из которых состоит ДНК.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/kirpichiki-zhizni-mogut