ИСТОРИЯ  ИССЛЕДОВАНИЙ ВЕНЕРЫ

 

 

1. СОВЕТСКИЕ СТАНЦИИ

 

"Венера-1" запущена 12 февраля 1961. Масса 643,5 кг. 19-20 мая 1961 она прошла на расстоянии около 100 тыс. км от Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца с перигелием 106 млн. км, афелием 151 млн. км.

"Венера-2" запущена 12 ноября 1965. Масса 963 кг. "В.-2" имела отсек с фототелевизионной системой и комплекс научной аппаратуры для изучения космического пространства. 27 февраля 1966 "В.-2" прошла на расстоянии 24 тыс. км от поверхности Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца с перигелием около 107 млн. км, афелием около 179 млн. км.

"Венера-3" запущена 16 ноября 1965. Масса 960 кг. "В.-3" имела спускаемый аппарат в виде шара диаметром 900 мм с теплозащитным покрытием и парашютом. В спускаемом аппарате находились радиосистема, научная аппаратура, источники питания, вымпелы с изображением Государственного герба СССР. В полёте была проведена коррекция траектории, обеспечившая попадание станции на планету. 1 марта 1966 станция достигла поверхности Венеры, осуществив первый в мире полёт автоматического космического летательного аппарата на другую планету.

 

Венера-3 — первый земной аппарат, достигший поверхности другой планеты

16 ноября 2021

56 лет назад, 16 ноября 1965 года, с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Молния-М» с автоматической межпланетной станцией «Венера-3» в сторону Венеры. Она стала первым в истории искусственным объектом, достигшим поверхности другой планеты.

Станции «Венера-2» и «Венера-3» представляли собой последние летные машины из серии унифицированных космических аппаратов 3МВ, разработанных в 1962-1964 годах в ОКБ-1 (сегодня — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») для исследования дальнего космоса. Первые станции 3МВ были использованы для технологической отработки марсианских экспедиций.

В начале 1965 года президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш предложил воспользоваться очередным «астрономическом окном» для отправки к «Утренней звезде» сразу группы аппаратов 3МВ. «Венера-2», запущенная 12 ноября 1965 года, предназначалась для изучения и фотосъемки планеты с пролетной траектории, а «Венера-3» должна была совершить мягкую посадку на ее поверхность для непосредственного измерения давления, температуры и других физических параметров с попутным поиском предположительных признаков жизни.

Обе «Венеры» после запуска успешно перешли на венерианскую трассу и приступили к выполнению полетной программы благодаря высокоточному выведению с помощью разгонного блока Л, также созданного конструкторами ОКБ-1. Однако с приближением к Солнцу обнаружился возрастающий перегрев гермоотсеков бортового оборудования АМС в результате нештатного функционирования системы терморегуляции. Нарушение теплового баланса оказалось критическим, и на подлете к Венере в феврале 1966 года связь со станциями прекратилась. Согласно баллистическим расчетам, 1 марта 1966 года АМС «Венера-3» в автоматическом режиме вошла в венерианскую атмосферу, а ее спускаемый аппарат доставил на поверхность планеты вымпел с изображением герба Советского Союза внутри металлического глобуса Земли.

С миссией «Венеры-3» завершилась история дальних межпланетных проектов ОКБ-1. Королёвские станции «Луна», «Марс» и «Венера» проложили дорогу аппаратам следующих поколений, оставаясь символом выдающихся достижений отечественной науки и техники на начальном этапе исследования космического пространства.

источник - http://www.roscosmos.ru/33350/

 

 

"Венера-4" запущена 12 июня 1967. Пройдя расстояние около 350 млн. км, 18 октября 1967 вошла со 2-й космической скоростью в атмосферу Венеры, и от неё отделился спускаемый аппарат. После аэродинамического торможения аппарата была введена в действие парашютная система. Масса станции 1106 кг, спускаемого аппарата 383 кг. Аппарат доставил на поверхность Венеры 2-й вымпел с изображением Государственного герба СССР. "В.-4", запущенная с Земли, впервые осуществила плавный спуск в атмосфере другой планеты. Станция "В.-4", аналогично предыдущим, была оборудована солнечными батареями, корректирующими двигателями, баллонами с газом, датчиками ориентации, остронаправленной и малонаправленной антеннами и др. В орбитальном отсеке располагались 2 приёмника и передатчик, телеметрические коммутаторы, дешифраторы, запоминающее устройство. В спускаемом аппарате размещались 2 передатчика, телеметрический коммутатор и программный механизм.

Научная аппаратура станции размещалась как в орбитальном отсеке, так и в спускаемом аппарате. В орбитальном отсеке находилась аппаратура, предназначавшаяся для измерений в межпланетном пространстве и в окрестностях Венеры: трёхкомпонентный магнитометр с диапазоном измерений 50 нтл (нанотесла) [50 гамм] и чувствительностью 2 нтл [2 гаммы]; счётчики частиц космических лучей; индикатор ультрафиолетового излучения Солнца, рассеянного нейтральными атомами водорода и кислорода, что позволило регистрировать концентрации этих газов в окрестностях планеты; ловушки заряженных частиц. В спускаемом аппарате находилась аппаратура, предназначавшаяся для изучения атмосферы планеты: 2 термометра сопротивления, барометрический датчик, ионизационный измеритель плотности атмосферы и 11 патронов-газоанализаторов.

Результаты наблюдений, выполненных АМС "В.-4", показали, что в 1967 интенсивность вспышек солнечных космических лучей возросла в сотни раз по сравнению с годами минимума солнечной активности. На припланетном участке траектории поток частиц высоких энергий оставался практически без изменений, что свидетельствует об отсутствии у планеты радиационных поясов. Это подтверждается и магнитометрическими измерениями. Зарегистрирована водородная корона Венеры, начинающаяся на удалении около трёх радиусов от поверхности планеты и имеющая концентрацию на три порядка более низкую, чем концентрация частиц в водородной короне Земли. Атомарный кислород не обнаружен. Данные прямых измерений параметров нижнего слоя атмосферы показывают, что давление на конечном участке полёта изменялось от 0,07 до 2 Мн/м2 (от 0,7 до 20 кгс/см2), темпера от 25 = 10°С до 270 = 10°С. Таким образом, была подтверждена справедливость данных о высоких значениях температуры поверхности Венеры, полученных с помощью радиолокации планеты.

"Венера-5" и "Венера-6". " В.-5" запущена 5 января 1969. Основная цель запуска - продолжение исследований планеты Венера, начатых "В.-4". В целях более полного изучения планеты Венера 10 января 1969 осуществлен запуск "Венеры-6". На станциях расширен состав научной и измерительной аппаратуры. На борту станций - вымпелы СССР с барельефом В. И. Ленина и изображением Государственного герба СССР. Масса "В.-5"; и " В.-6" без последней ступени ракеты-носителя 1130 кг.

16 и 17 мая "В.-5" и "В.-6" завершили многомесячный полёт по трассе Земля - Венера. Спускаемые аппараты станций плавно снизились в атмосфере планеты на её "ночной" стороне. Во время полёта станции провели важные исследования физических процессов, протекающих в межпланетном пространстве. Научные приборы, находящиеся на борту аппаратов, в процессе спуска измеряли химический состав, давление, плотность и температуру атмосферы Венеры. Впервые в мире научные исследования атмосферы Венеры были проведены фактически одновременно в двух её районах.

"Венера-7" стартовала 17 августа, достигла Венеры 15 декабря 1970. Во время полёта со станцией проведено 124 сеанса радиосвязи. После входа в атмосферу Венеры дополнительно упрочнённый спускаемый аппарат снижался с парашютом, передавая радиосигналы в течение 35 мин.

"Венера-8" стартовала 27 марта 1972 года. Общая масса станции - 1184 кг, масса спускаемого аппарата - 495 кг. Станция достигла Венеры 22 июля и совершила мягкую посадку с использованием парашюта. Это была первая посадка на освещенную сторону планеты. Были определены температура и давлении на дневной стороне - соответственно 470 градусов по Цельсию и 90 кг/см3. С помощью гамма-спектрометра определен состав грунта, в частности, в нем было обнаружено наличие калия, тория, урана.

 

К 50-летию посадки «Венеры-8» Роскосмос представляет документальный фильм о станции

22 июля 2022

Ровно полвека назад, 22 июля 1972 года, автоматическая межпланетная станция «Венера-8» достигла окрестностей планеты Венера. В 11 часов 37 минут спускаемый аппарат вошёл в атмосферу второй планеты Солнечной системы. Сегодня Пресс-служба Госкорпорации «Роскосмос» совместно с Научно-производственным объединением имени С. А. Лавочкина впервые представляют документальный фильм 1973 года, посвящённый станциям «Венера-7» и «Венера-8».

Автоматическая станция «Венера-8» по целям и задачам полета практически полностью повторяла станцию «Венера-7». По результатам полета станции «Венера-7» была скорректирована модель атмосферы Венеры, что позволило проектировать спускаемый аппарат под реальные условия с небольшим запасом. Вместо расчетного давления 150 атмосфер было принято 105 атмосфер, а вместо 540° — 493°С. Снижение максимальных значений температуры и давления атмосферы Венеры позволило уменьшить толщину стенки приборного отсека спускаемого аппарата станции «Венера-8» по сравнению с «Венерой-7».

Автоматическая межпланетная станция «Венера-8» была запущена с космодрома Байконур 27 марта 1972 года ракетой-носителем «Молния-М». В ходе перелета 6 апреля была проведена коррекция траектории движения. Спустя 117 суток после старта станция достигла планеты.

Во время аэродинамического торможения скорость спускаемого аппарата относительно планеты уменьшилась с 11,6 км/с до 250 м/с. При этом максимальные перегрузки достигали 335 g. Тормозной парашют спускаемого аппарата был введён в действие на высоте 55 км над поверхностью планеты. Спуск на парашюте продолжался 55 минут. Спускаемый аппарат приземлился в 12 часов 32 минуты в точке с координатами 10.7° ю. ш. 335.25° в. д. Посадка состоялась на освещённой стороне на расстоянии 500 км от утреннего терминатора. Скорость спускаемого аппарата во время касания поверхности составила 8,3 м/с. Телеметрическая информация передавалась в течение всего спуска и в течение 50 минут после посадки.

Были получены следующие параметры окружающей среды на поверхности планеты Венера: температура — 470±8 °C, давление — 90±1,5 атмосферы. Эти значения подтвердили данные, полученные предыдущей станцией — «Венера-7». Освещённость на поверхности при угле Солнца 5,5° составляет 350±150 люкс, что примерно соответствует освещенности на Земле в пасмурный день. По расчётам, освещённость на поверхности Венеры при Солнце в зените составит 1000 — 3000 люкс (примерно на порядок меньше, чем на Земле в ясный солнечный день в тени). Измерения освещённости показали, что нижний слой облаков находится достаточно высоко над поверхностью, и атмосфера достаточно прозрачна ниже облаков, так что на поверхности Венеры возможна фотосъёмка.

Во время спуска на высотах 33 и 46 км с помощью прибора ИАВ-72 были проведены измерения содержания аммиака в атмосфере Венеры. Объёмное содержание аммиака находится в пределах 0,01-0,1 %.

Проводились также измерения радиальной составляющей скорости по доплеровскому изменению сигнала. По её изменениям проведены оценки скорости ветра в атмосфере Венеры: 50–60 м/с на высоте 50 км и 0–2 м/с на высотах 0–11 км. Измерения свидетельствуют о наличии широтного ветра, направленного от терминатора на дневную сторону, то есть в направлении собственного вращения планеты.

По измерениям мощности отраженных от поверхности радиоволн, излучавшихся бортовым радиовысотомером, получены оценки диэлектрической проницаемости и плотности грунта. Результаты измерений позволяют сделать вывод, что в районе места посадки аппарата поверхностный слой планеты является достаточно рыхлым, с плотностью грунта 1,4 г/см3.

С помощью гамма-спектрометра, регистрировавшего интенсивность и спектральный состав естественного гамма-излучения, были проведены первые определения характера пород планеты Венера по содержанию в них естественных радиоактивных элементов (калия, урана, тория), как на этапе спуска, так и после посадки. По содержанию радиоактивных элементов и по их соотношению венерианский грунт напоминает земные гранитные породы.

Программа полёта станции «Венера-8» была выполнена полностью.

источник - https://www.roscosmos.ru/37996/

 

Роскосмос впервые публикует рассекреченные документы по станции «Венера-8»

08 сентября 2022

Полвека назад, 22 июля 1972 года, спускаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции «Венера-8», созданной в Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), совершил посадку на Венере, передав ученым данные о параметрах атмосферы планеты, уровне освещенности на ее поверхности и характере венерианских пород.

Роскосмос публикует часть рассекреченных документов о подготовке и проведении этого полета.

Запуск станции «Венера-8» был выполнен 27 марта 1972 года в 07:15:06 по московскому времени с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Молния-М». В ходе перелета к Утренней звезде 6 апреля траектория движения аппарата была скорректирована.

Станция достигла планеты 22 июля. Спускаемый аппарат отделился от орбитального, после чего в процессе аэродинамического торможения в атмосфере испытал перегрузки до 335 g и снизил скорость с 11,6 км/с до 250 м/с. На высоте примерно 55 км раскрылся парашют и со спускаемого аппарата началась передача информации. После 55 минут плавного спуска на парашюте в атмосфере аппарат, имея вертикальную скорость 8,3 м/с, в 12:28:40 по московскому времени выполнил посадку на освещенной стороне Венеры в точке с координатами 10° ю. ш. и 335° в. д.

Прием информации со спускаемого аппарата продолжался еще в течение 50 минут 11 секунд после посадки. Данные с научных приборов показали, что температура и давление атмосферы у поверхности в месте посадки «Венеры-8» составляли, соответственно, 470±8° С и 90±1,5 атмосферы, а освещенность поверхности при угле Солнца 5,5° — 350±150 люкс. При спуске на высотах около 46 и 33 км в атмосфере было зафиксировано объемное содержание аммиака 0,01—0,1 %, на высотах 50 и 0—11 км — скорость ветра, соответственно, 50—60 и 0—2 м/с. Был сделан вывод, что поверхностный слой планеты в районе места посадки аппарата достаточно рыхлый с плотностью грунта 1,4 г/см3, а сам грунт напоминал земные гранитные породы.

По сравнению с предыдущей станцией «Венера-7» орбитальный аппарат «Венеры-8» практически не претерпел изменений. Основные изменения затронули его спускаемый аппарат, среди которых — изготовление более тонкой стенки приборного отсека, установка амортизационного устройства и доработка антенно-фидерной системы, сообщается на сайте Роскосмоса.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/84573/

 

8 и 14 июня 1975 года были запущены "Венера-9" и "Венера-10". 22 и 25 октября они достигли цели. От станций отделились спускаемые аппараты, которые совершили мягкую посадку на освещенной стороне и впервые в истории передали телевизионные изображения поверхности Венеры. Орбитальные модули этих станций стали первыми искусственными спутниками Венеры. Общая масса станций составляла соответственно 4936 и 5030 кг, масса спускаемых аппаратов - 1560 кг.

 

РКС рассказали об уникальной миссии «Венеры-9» и «Венеры-10»

22 октября 2021

22 октября 1975 года космический аппарат «Венера-9», а 25 октября — «Венера-10» совершили мягкую посадку на поверхность Венеры и провели съемку этой планеты. Это были первые в мире панорамы с изображением поверхности «второй планеты», которая по массе и размерам считается «сестрой» Земли. Миссия существенно изменила имевшиеся тогда научные представления о Венере, и ключевую роль в этом сыграли разработки Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП), сегодня — холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»).

В исторических альбомах из архивов РКС, которые компания публикует для широкой общественности, раскрываются подробности технологий «Венеры-9» и «Венеры-10». РКС рассказывает, как создавались радиосистемы орбитального и спускаемого аппаратов, бортовые и наземные радиосистемы, наземный комплекс управления и оптико-механические сканирующие устройства.

Для того времени венерианская миссия была сложной с технической точки зрения и непростой по схеме построения полета. Архивные документы РКС свидетельствуют, что советские инженеры были первопроходцами, практически каждое их решение становилось технологическим ноу-хау.

Сначала космические аппараты вышли на орбиту Венеры, затем от них отделились спускаемые модули. При этом спутники оставались на таких траекториях, которые позволили им пролетать над местом посадки в момент передачи информации. Синхронизация спуска аппарата, пролета над ним спутника, передача, прием и ретрансляция радиосигналов на Землю были сложнейшими техническими задачами, решаемыми в дальнем космосе впервые. Тем не менее инженеры НИИП успешно с ними справились.

Фактически на орбиту другой планеты были запущены спутники-ретрансляторы сигнала, работающие в связке с опустившимися на ее поверхность станциями. Передавать сигнал напрямую на Землю с поверхности Венеры было невозможно из-за огромного расстояния — между планетами 50 млн км. Для решения этой проблемы на спутники-ретрансляторы установили остронаправленную антенну диаметром 1,6 м с необходимым коэффициентом усиления, которая и передавала данные на Землю.

Для передачи информации от спускаемого аппарата на орбитальные спутники в НИИП была также разработана принципиально новая радиолиния, которая увеличила скорость с 1-2 бит/с до 500 бит/с. Для надежности на спускаемом аппарате были установлены два УКВ-радиопередатчика, работавшие на разных частотах, чтобы дублировать информацию по двум каналам на случай выхода одного из них из строя. Трансляция на Землю велась в Х диапазоне с использованием самой эффективной в то время время-импульсной модуляции.

Сложнейшая аппаратура и радиолиния с возможностью ретрансляции информации через спутник на расстояние в десятки миллионов километров были созданы впервые в мире и успешно отработали. Кроме того, специалисты НИИП разработали оборудование, оптику и зеркала снимающих приборов для экстремальных условий Венеры — температуры 500 градусов Цельсия и давления около 100 атмосфер на поверхности.

Одно из самых интересных технических решений, которое конструкторы НИИП впервые применили на «Венере-9» и «Венере-10», — оптико-механические сканирующие устройства, именно благодаря им люди впервые смогли детально рассмотреть поверхность «второй планеты». На аппаратах было установлено два снимающих устройства, которые имели угол поля зрения 360 градусов. Первый сканер работал в ультрафиолетовой области спектра, второй — в фиолетовой. Оборудование автоматически регулировало чувствительность при изменении освещенности. Для сглаживания изображений и повышения точности передачи очертаний предметов уже в то время была предусмотрена и проведена обработка изображений цифровой вычислительной машиной. Снятое изображение тогда еще не могли оцифровать, поэтому его передавали на Землю для распечатки с помощью специального аппарата.

Заместитель руководителя отделения разработки перспективной аппаратуры навигации РКС Рудольф Бакитько, ветеран компании и один из создателей советских автоматических межпланетных аппаратов, выполнявших миссию на Венере: «Для получения панорамы на станции был разработан уникальный электромеханический сканер. Это было до гениальности простое техническое решение. Оптическая система состояла из металлической трубки, внутри которой было установлено вращающееся и качающееся зеркало. В качестве светоприемника использовался фотоэлектронный умножитель. Когда аппарат сел, фототелевизионное устройство начало обзор и включился передатчик. На поверхности планеты сканирующие устройства вели съемку около получаса, все это время аппарат непрерывно передавал полученные данные на находящиеся на орбите Венеры спутники. Сейчас кажется невероятным, но аппаратура сработала без единого сбоя. Когда аппарат распечатал первую панораму Венеры, и мы ее увидели — для нас это было настоящее потрясение, по-другому и не скажешь. Это же были первые в истории человечества фотографии, переданные с поверхности другой планеты. Ощущение, будто мы заглянули в другой мир».

С помощью оптико-механических сканирующих устройств космические аппараты передали на землю сфокусированное изображение деталей поверхности. Так специалисты НИИП в 1975 году описали панорамы, переданные с «Венеры-9» и «Венеры-10»: «Расстояние от прибора до ближайшей точки поверхности Венеры в середине панорамы составляет 1 м. При выбранных параметрах бортовой аппаратуры изображение имеет „брусчатый“ характер со ступенчатыми очертаниями округленных предметов и резкими перепадами яркости соседних точек. О масштабе изображения можно судить по длине лежащего на поверхности плотномера, равной 360 мм. Светлый сегмент внизу центральной части панорам — край посадочной платформы, имеющей тестовую раскраску в виде светлых и темных прямоугольников. Яркий, состоящий из пяти секций объект в центре второй панорамы — отброшенная на поверхность защитная крышка иллюминатора камеры».

Сегодня РКС продолжает разработку систем телеметрии, связи и управления, которые могут быть использованы в будущих российских и международных миссиях по изучению различных планет. Специалисты холдинга в последние годы провели масштабную модернизацию российского наземного комплекса управления космическими аппаратами: был создан комплекс средств дальней космической связи, который уже успешно участвует в российско-европейском проекте ExoMars.

источник - https://www.roscosmos.ru/33088/

 

9 и 14 сентября 1978 года были запущены "Венера-11" и "Венера-12". По своему устройству они были аналогичны двум предыдущим. 21 и 25 декабря они совершили мягкую посадку. Основной их задачей было исследование атмосферы Венеры. Станции открыли наличие в атмосфере Венеры азота, аргона, неона, криптона. Выяснилось, что изотопный состав азота на венере аналогичен земному, а вот изотопный состав аргона совершенно иной. Также эти станции открыли, что на Венере часто бывают грозы. Энергия молний такая же как на Земле, однако частота молний значительно выше - до 30 за секунду.

30 октября и 4 ноября 1981 года стартовали "Венера-13" и "Венера-14". 1 и 5 марта 1982 года они совершили мягкую посадку в районе области Феба. С помощью бурения было произведено взятие и исследование свойств грунта. Эти станции впервые передали на Землю цветное панорамное изображение Венеры. Эти станции функционировали 127 и 57 минут (расчетное время - 32 минуты).

 

Роскосмос впервые публикует рассекреченные документы миссии «Венера-13»

01 марта 2022

Сегодня Роскосмос публикует ряд рассекреченных документов о подготовке и выполнении этой программы.

Каждая космическая экспедиция на Венеру — это всегда новый этап исследований: ставятся новые эксперименты и совершенствуются проводившиеся ранее. Советскими учёными была создана целая серия аппаратов «Венера», которые открыли один из наиболее интересных миров в нашей Солнечной системе.

30 октября 1981 года с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон» стартовала станции «Венера-13». Отделение спускаемого аппарата от орбитального блока производилось за двое суток до подлёта к планете. 1 марта посадочный аппарат вошёл в атмосферу. Парашют раскрылся на высоте 62 км. Плавно опускаясь на парашюте в плотной атмосфере планеты, аппарат проводил научные измерения и передавал информацию на Землю. После прохождения облачного слоя, на высоте 47 км, парашют был отстрелен, и дальнейший спуск аппарата в течение часа осуществлялся с помощью жёсткого тормозного щитка. Посадочный аппарат совершил посадку на скорости 7,5 м/с, один раз подпрыгнул и пришёл в состояние покоя в точке с координатами 7,55° ю. ш. и 303,69° в. д.

Через пять дней, 4 ноября, к планете устремилась станция-близнец «Венера-14», посадочный аппарат которой таким же образом вошёл в атмосферу 5 марта. Он на той же скорости коснулся поверхности в точке с координатами 13,055° ю. ш. и 310,19° в. д., что на 1000 км юго-западнее от места посадки «Венеры-13». Таким образом, межпланетные станции достигли Венеры на 122 и 121 сутки полёта соответственно.

Многие из приборов, установленных на станциях, ранее уже применялись, но едкая атмосфера Венеры и жуткие условия на её поверхности требовали новаторских решений. Основные изменения коснулись посадочных аппаратов: на периферии кольца амортизатора была установлена «зубчатая корона», которая повысила устойчивость космических аппаратов и уменьшила жесткость посадки в ходе аэродинамического спуска. Такое решение также позволило разместить оборудование, которое повысило научную информативность эксперимента.

«Венера-13» и «Венера-14» стали первыми межпланетными станциями, оснащёнными микрофонами, которые зарегистрировали скорость ветра на поверхности, а также аэродинамический шум во время спуска, звуки посадки, звук отделения крышек объективов, шум бура и другие звуки, сопровождающие работу посадочного аппарата.

Станции «Венера-13» и «Венера-14» стали серьёзным успехом советской науки. Их научные эксперименты намного превзошли все предыдущие экспедиции на эту планету. При испытаниях было предусмотрено всё: перепады температур, большие перегрузки, вакуум, невесомость, вибрация, необычайный жар вокруг и давление, в сто раз превышающее земное. Благодаря этому «Венера-13» проработала на поверхности планеты 127 минут, «Венера-14» — 57 минут, что оказалось вчетверо и вдвое больше запланированных сроков соответственно. Таким образом, программы полётов «Венеры-13» и «Венеры-14» были реализованы успешно и в полном объёме.

источник - https://www.roscosmos.ru/34289/

 

2 и 7 июня 1983 года были запущены станции "Венера-15" и "Венера-16", которые проводили длительную работу в качестве искусственных спутников Венеры. Составлены графики профилей поверхности вдоль орбиты. Проведено картографирование ранее неисследованных полярных областей и окрестностей высочайшей точки Венеры - горы Максвелла.

15 и 21 декабря 1984 года были запущены станции "Вега-1" и "Вега-2". Их название представляет собой сокращение от слов "ВЕнера" и "ГАллей" - кроме исследований Венеры, их задачей было еще и исследование кометы Галлея, которая на рубеже 1985-1986 годов пролетала в окрестностях Солнца. 9 и 13 июня 1985 года при пролете Венеры от них отделились спускаемые аппараты. 11 и 15 июня при входе в атмосферу Венеры они разделились на посадочные аппараты (ПА) и аэростатные зонды (АЗ).

АЗ дрейфовали на высоте 54-55 км и прошли путь 12 тысяч километров. На такой высоте температура и давление атмосферы близки к земным, а облака представляют собой реденький туман.

ПА совершили мягкую посадку на ночную сторону планеты и впервые проведи исследование горных пород Венеры. Состав горных пород Венеры оказался такой: оксид кремния - 45,6%, оксид алюминия - 16%, оксид магния - 11,5%, оксид трехвалентного железа - 7,74%, оксид кальция - 7,5%, оксид серы - 4,7%, остальные вещества - менее 1%. Подробнее про проект «Вега».

 

 

2. АМЕРИКАНСКИЕ СТАНЦИИ

 

"Маринер"

("Mariner"), наименование серии американских автоматических межпланетных станций (АМС) для исследования Венеры и Марса; программа их разработки и запусков (см. таблицу). Работы по программе "М." начались в 1960. Первые АМС создавались в пролётном варианте и в основном однотипны, за исключением "М.-1" и "М.-2", которые были созданы на основе ранее разработанных лунных аппаратов "Рейнджер". На "М." размещены: радиотехническое оборудование, программно-временное устройство, система ориентации и стабилизации, энергетическая установка, система терморегулирования, корректирующая двигательная установка, телевизионные камеры (за исключением "М.-1" и "М.-2").

На "М." установлены многочисленные научные приборы: магнитометр служит для измерения напряжённости магнитного поля, ионизационная камера - для исследования космических лучей, детектор солнечной плазмы - для регистрации протонов, детектор метеорных частиц - для определения их количества движения и исследования распределения вблизи Земли ("М.-1" - "М.-5"). Комплект радиационных детекторов состоит из 3 счётчиков Гейгера - Мюллера, ультрафиолетового фотометра, зондирующего приёмника. "М.-8" и "М.-9" созданы на базе аппаратов "М.-6" и "М.-7". На них дополнительно размещены: ультрафиолетовый спектрометр для определения газового состава атмосферы и ионосферы, в частности распределения озона, а также для исследования водородной короны; инфракрасный спектрометр для фиксирования температуры нижних слоев атмосферы, изучения распределения паров воды, регистрации веществ, находящихся в атмосфере в незначительных количествах, а также для исследования поверхности планеты. Инфракрасный радиометр служит для определения тепловой инерции (скорости остывания и нагрева) и состава поверхности, поисков термических аномалий, а также для получения данных, которые используются при анализе телевизионных изображений поверхности планет. АМС "М.-8" и "М.-9" имеют также устройства для радиозондирования на различных частотах, комплект датчиков ("телескоп") для регистрации космических лучей, детектор рентгеновского излучения и другие приборы.

Запуски осуществлялись ракетами-носителями "Атлас-Аджена В" ("М.-1", "М.-2"), "Атлас-Аджена Д" ("М.-3" - "М.-5"),"Атлас-Центавр"("М.-6" - "М.-10").

Полёты американских автоматических межпланетных станций "Маринер"


Наиме-
нование


Дата запуска


Масса, кг

Орбита


Результат полёта

 

 

 

Период обращения, сут

перицентр, км

 

 

"М.-2"

27.8.1962

202,7

343,4

105-106

Пролёт около Венеры 14.12.1962 на расстоянии 34600 км. Связь с "М.-2" поддерживалась до 4.1.1963.

Искусственный спутник Солнца.

 

"М.-5"

14.6.1967

245

-

86,9-106

Пролёт около Венеры 19.10.1967 на расстоянии 3990 км. Связь с "М.-5" поддерживалась до 22.11.1967. Искусственный спутник Солнца.

 

"М.-10"

13.11.1973

500

-

-

Пролёт около Венеры 5.2.1974 на расстоянии 5700 км; пролёт около Меркурия на расстоянии около 1000 км.

 

 

20 мая и 8 августа 1978 года в США были запущены аппараты ">"Пионер-Венера-1" и "Пионер-Венера-2". Первый из них стал искусственным спутником Венеры и передавал информацию вплоть до 1979 года. Второй аппарат совершил мягкую посадку с парашютом. В 1990-94 годах Венеру исследовал орбитальный зонд "Магеллан"

 

 

Назад:

Венера

Солнечная система